Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" 3 класс

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа составлена для 3 класса соответственно требованиям ФГОС. Она учитывает интересы учащихся в проектно-исследовательской деятельности . Работа по данной программе связана с проведением опросов учащихся , интервью и работе в библиотеке. Так же в данной программе прописана работа с информационными технологиями.Рабочая программа по проектно-исследовательской деятельности
Иконка файла материала проект деятельн.docx
Аннотация Программа  «Проектно   ­   исследовательская   деятельность»   разработана   на   основе программ   общеобразовательных   учреждений:   Начальная   школа:   1   ­   4   классы.   Учебно   ­ методический  комплект "Планета знаний": Программа внеурочной деятельности в начальной школе. ­ М. Астрель, 2012. ­ 190, [2] c. ­ (Планета знаний). Рабочая программа «Проектно ­ исследовательская деятельность» – интеллектуальной направленности.   Она   является   продолжением   урочной   деятельности,   опирается   на   идеи образовательной   системы   и   методику   программы   исследовательского   обучения   младших школьников   Н.П.Кузнецовой,   Е.М.   Петровой,   Л.Н.Новиковой,   Н.А.   Костенко,   Е.Н. Бурыловой. Актуальность   проектной   деятельности  сегодня   осознаётся   всеми.   ФГОС   нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,   методы   проектно­исследовательской   деятельности   определены   как   одно   из   условий реализации   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования. Современные   развивающие   программы   начального   образования   включают   проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.  Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.  Программа   данного   курса   представляет   систему   интеллектуально­развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Курс включает 134 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе ­ 32 занятия, во 2 – 4 классах ­ по 34 занятий за учебный год.  Программа   1­3   классов   реализована   в   рамках   «Внеурочной   деятельности»   в соответствии   с   образовательным   планом   .   Материал   каждого   занятия   рассчитан   на   35­40 минут.  Цель   программы:  создание   условий   для   успешного   освоения   учениками   основ исследовательской деятельности.  Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения   самостоятельных   исследований;   развивать   познавательные   потребности   и способности, креативность. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.  В   результате   изучения   курса   «Проектно   ­   исследовательская   деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования:  ­ получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных   и   социальных   объектах   и   явлениях   как   компонентах   единого   мира,   овладеют основами   практико­ориентированных   знаний   о   природе,   человеке   и   обществе,   приобретут целостный взгляд на мир;   ­ обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;  ­ получат возможность осознать своѐ место в мире; ­ познакомятся с некоторыми способами изучения  природы и общества, начнут осваивать умения   проводить   наблюдения   в   природе,   ставить   опыты,   научатся   видеть   и   понимать некоторые причинно­следственные связи в окружающем мире;узнавать   государственную   символику   Российской ­   получат   возможность   приобрести   базовые   умения   работы   с   ИКТ   средствами,   поиска информации в электронных источниках  и  контролируемом  Интернете, научатся  создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.  ­   получит   возможность   научиться:   Федерации и своего региона; ­   описывать   достопримечательности   столицы   и   родного   края;   находить   на   карте   мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;   ­  различать  прошлое,  настоящее,  будущее;  соотносить  изученные  исторические  события  с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; ­   оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных   группах   (семья, общество сверстников, этнос);  ­   использовать   различные   справочные   издания   (словари,   энциклопедии,   включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации,   ответов   на   вопросы,   объяснений,   для   создания   собственных   устных   или письменных высказываний.Пояснительная записка Программа  «Проектная деятельность» разработана на основе программы  «Проектно исследовательской деятельности в начальной школе 2­4 классы»  Н. П. Кузнецовой, Е. М. Петровой, Л. Н. Новиковой, Н. А. Костенко, Е. Н. Бурыловой с учетом требований ФГОС и следующих нормативных актов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года.        № 373 «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования» 3. Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31.03.2014   г.   №253   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных   к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Письмо   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   02.02.2015   г.   №НТ­136/08   «О Федеральном перечне учебников». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10»   Санитарно­эпидемиологические требования   к   условиям   и   организации   обучения   в   общеобразовательных учреждениях». 6.   Приказ   №   1577   от   31   декабря   2015   г.   Минобрнауки   России  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»  7. ООП  НОО МБОУ СШ №56. 8. Учебный план МБОУ СШ №56 Г. Ульяновска. 9. Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного   учреждения Начальная школа {сост. Е.С.Савинов}­2­е изд.,перераб. –М.: Просвещение, 2011­204 с. – (Стандарты второго поколения). 10 Программа  курса  Проектно­ исследовательской деятельности в начальной школе 2­4   классы  Н.   П.   Кузнецовой,   Е.   М.   Петровой,   Л.   Н.   Новиковой,   Н.   А.   Костенко,   Е.   Н. Бурыловой.   Программы  общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 ­ 4 классы. Учебно ­ методический  комплект "Планета знаний": Программа внеурочной деятельности в начальной школе. ­ М. Астрель;Владимир;ВКТ, 2012. ­ 190, [2] c. ­ (Планета знаний).Цель   программы:  создание   условий   для   успешной   реализации   детьми   своих способностей и потенциала личности. Задачи программы: ­   формирование   представление   об   проектном   обучении   как   ведущем   способе   учебной деятельности; ­   обучение   специальным   знаниям,   необходимым   для   проведения   самостоятельных исследований; ­ формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); ­   формирование   навыков   работы   с   информацией   (сбор,   систематизация,   хранение, использование); ­   формирование   умения  оценивать   свои   возможности,   осознавать   свои   интересы   и  делать осознанный выбор; ­ развитие познавательные потребности и способности, креативность.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Проектно ­ исследовательская деятельность» Предметные УУД Освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельности являются следующие умения: ­   Использовать   средства   Интернет   для   нахождения   графических   иллюстраций,   аудио объектов; ­ Создавать рисунки в графическом редакторе; ­ Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; ­ Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) Предполагает приобретение  первоклассниками новых знаний, опыта  решения проектных задач по различным  направлениям. Результат выражается в понимании  детьми сути проектной деятельности,  умении поэтапно решать проектные  задачи. Второй уровень результатов(2­3 класс) Третий уровень результатов Предполагает позитивное отношение  детей к базовым ценностям общества, в  частности к образованию и  самообразованию.  Результат проявляется в активном  использовании школьниками метода  проектов, самостоятельном выборе тем  (подтем) проекта, приобретении опыта  самостоятельного поиска,  систематизации и оформлении  интересующей информации.   (4 класс) Предполагает получение школьниками  самостоятельного социального опыта.  Проявляется в участии школьников в  реализации социальных проектов по  самостоятельно выбранному  направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации  проектов, участие в конкурсах и  олимпиадах по разным направлениям,  выставки, конференции, фестивали,  чемпионаты. Универсальными   компетенциями  учащихся   на   этапе   начального   общего   образования   по формированию умения проектировать свою деятельность являются: ­ умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;­   умения   активно   включаться   в   коллективную   деятельность,   взаимодействовать   со сверстниками в достижении общих целей; ­ умения доносить информацию в доступной, эмоционально­яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.   Личностные УУД Освоения   обучащимися   содержания   программы   по   формированию   умения   проектировать свою деятельность являются следующие умения:  ­ активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  ­ осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;  ­   проявлять   дисциплинированность,   трудолюбие   и   упорство   в   достижении   поставленных целей;  ­ оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Учащиеся научатся: —   осознавать   свою   принадлежность   народу,   испытывать   чувство   уважения   к   народным художественным традициям России; — выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству; —   различать   произведения   декоративно   прикладного   искусства   и   знать   о   роли   этого искусства в жизни людей. ­ оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений   (явлении,   события),   соотносить   их   с   общепринятыми   нормами   и   ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;  ­   описывать   свои   чувства   и   ощущения   от   созерцаемых   произведений   искусства,   изделий декоративно­прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; ­ принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;  ­   опираясь   на   освоенные   изобразительные   и   конструкторско­технологические   знания   и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Метапредметные УУД Освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою  деятельность являются следующие умения:  ­ Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний. ­ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? ­   Умение   самостоятельно   генерировать   идеи,   т.е.   изобретать   способ   действия,   привлекая знания из различных областей ­ Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле ­ Умение находить несколько вариантов решения проблемы ­ Умение устанавливать причинно­следственные связи ­ Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы ­ Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач ­ Умение выдвигать гипотезыРегулятивные УУД ­ самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;  ­   уметь   с   помощью   учителя   анализировать   предложенное   задание,   отделять   известное   и неизвестное;  ­ уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;  ­   под   контролем   учителя   выполнять   пробные   поисковые   действия   (упражнения)   для выявления оптимального решения проблемы (задачи);  ­ выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;  ­   осуществлять   текущий   и   точности   выполнения   технологических   операций   (с   помощью простых   и   сложных   по   конфигурации   шаблонов,   чертѐжных   инструментов),   итоговый контроль   общего   качества   выполненного   изделия,   задания;   проверять   модели   в   действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно­творческой деятельности);  ­   в   диалоге   с   учителем   учиться   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень успешности   выполнения   своей   работы   и   работы   всех,   исходя   из   имеющихся   критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). —   организовывать   самостоятельную   творческую   деятельность   (изобразительную, декоративную и конструктивную); — выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи;  — решать творческие задачи, используя известные средства. — анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы. Познавательные УУД ­   искать   и   отбирать   необходимые   для   решения   учебной   задачи   источники   информации   в учебнике   (текст,   иллюстрация,   схема,   чертѐж,   инструкционная   карта),   энциклопедиях, справочниках, Интернете;  ­   добывать   новые   знания   в   процессе   наблюдений,   рассуждений   и   обсуждений   материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;  ­ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно­следственные связи изучаемых явлений, событий;  ­ делать выводы на основе обобщения полученных знаний;  ­ преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).  — использовать при выполнении декоративных работ выразительные средства (цвет, линию, объём, пятно, пропорции т.д.), для создания орнаментальных композиций — компьютерную графику; — понимать и использовать выразительные возможности художественных материалов; —   уметь   подбирать   информационный,   иллюстративный   материал,   используя   сайты   в Интернете, посвящённые творчеству народных мастеров. Коммуникативные УУД ­ донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;  ­ донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;­ слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку   зрения   (средством   формирования   этих   действий   служит   технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));  ­ уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);  ­   уважительно   относиться   к   позиции   другого,   пытаться   договариваться   (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).Содержание предмета  Раздел Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Проект? Проект!  Научные  исследования и  наша жизнь. Как выбрать тему  проекта?  Обсуждение и  выбор тем  исследования. Как выбрать друга  по общему  интересу? Группы  по интересам. Какими могут быть  проекты? Формулирование  цели, задач  исследования,  гипотез. Планирование  работы. Знакомство с  методами и  предметами  исследования.  Эксперимент  познания в  действии. Обучение  анкетированию,  социальному  опросу,  интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление  списка литературы  Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.  задание "Посмотри на мир чужими глазами". Беседа"Что мне интересно?" Обсуждение выбранной темы для исследования.  Памятка "Как выбрать тему?" Подготовка проекта "Я ­ путешественник". Задания на выявление общих интересов. Групповая  работа. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Проект. "Я ­ путешественник". Постановка цели исследования по выбранной теме.  Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.  Проектная деятельность.  "Я ­ путешественник". Составление плана работы над проектом. "Я­ путешественник".  Игра "По местам". Составление плана работы над проектом. Игра "По местам". Знакомство с методами и предметами исследования. Определение предмета исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Проектная деятельность. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Проектная деятельность. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проектов.10. по теме  исследования. Анализ  прочитанной  литературы. 11. Исследование  объектов. 12. Основные  логические  операции. Учимся  оценивать идеи,  выделять главное и  второстепенное. Анализ и синтез.  Суждения,  умозаключения,  выводы. 13. 14. Как сделать  сообщение о  результатах  исследования. 15. Оформление  работы. 16. Работа в  компьютерном  классе. Оформление презентации. 17. Мини конференции  по итогам   собственных  исследований. Анализ  исследовательской  деятельности. 18. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.  Правильная запись литературы, используемой в проекте.   Практическое занятие, направленное на исследование  объектов в проектах учащихся. Проектная деятельность Мыслительный эксперимент.  "Я­ путешественник» Составить рассказ по готовой концовке. Игра "Найди ошибки художника". Практическое задание, направленное на развитие  анализировать свои действия и делать выводы. Составление плана работы. Требования к сообщению. Выполнение рисунков, поделок. Проектная деятельность. Программа МРР .Вставка фотографии, рисунков, фигур, диаграмм.Работа на компьютере ­ создание презентации.   Подготовка публичного выступления. Как  подготовиться к защите. Защита исследования. Анализ своей проектной деятельности.                                           Формы организации учебного процесса   Программа   предусматривает   проведение   внеклассных   занятий,   работы   детей   в группах,   парах,   индивидуальная   работа,   работа   с   привлечением   родителей.   Занятия проводятся  1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, напришкольном   участке,   проектная   деятельность  включает   проведение   опытов,  наблюдений, экскурсий,   заседаний,   олимпиад,   викторин,   КВНов,   встреч   с   интересными   людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.  Проектная   деятельность   предусматривает   поиск   необходимой   недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.   Основные методы и технологии Методы   проведения   занятий:  беседа,   игра,   практическая   работа,   эксперимент, наблюдение,   экспресс­исследование,   коллективные   и   индивидуальные   исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини­конференция, консультация.  консультация,   доклад,   защита   исследовательских   работ,   научно­исследовательская   мини­конференция, Методы   контроля: выступление, конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.   презентация,   выставка, Технологии, методики:  ­ уровневая дифференциация; ­ проблемное обучение; ­ моделирующая деятельность; ­ поисковая деятельность; ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ здоровьесберегающие технологии.Дата по плану Дата по факту Тематическое планирование «Проектная деятельность» Тема Круг твоих интересов.Посмотри на мир чужими глазами". Знакомство с видами проектов. Работа в группах.Проект. "Я ­ путешественник".  Памятка "Как выбрать тему?" Подготовка  к проекту. Обсуждение выбранной темы для исследования.  "Я ­ путешественник".  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Проблема. Решение проблемы. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа  . Предположение .Гипотеза. Проект. "Я ­ путешественник".  Выдвижение гипотез. Проектная деятельность. "Я ­ путешественник". Решение задач исследования. Этапы работы над проектом. Составление плана работы над проектом. "Я ­ путешественник".Игра "По местам". Знакомство с методами и предметами исследования. Требования к составлению анкет для проекта  "Я ­ путешественник". Игра "По местам". Составление анкет, опросов.  Проведение интервью в группах.Проектная деятельность.«Я­ путешественник» Эксперимент как форма познания мира.Проектная деятельность.«Я­ путешественник» Экскурсия в библиотеку. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10 11 12. 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Выбор необходимой литературы по теме проектов." Я­ путешественник. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. " Я­ путешественник ". Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. "Я­ путешественник". Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся .Оформление выходных данных используемой литературы в проекте. "Я­ путешественник»". Постер. Требования к созданию постера. Практическое занятие «Создание мини постера» Мыслительный эксперимент.  "Я­ путешественник" Изучение и освоение возможностей программы МРР Программа МРР .Вставка фотографии, рисунков, фигур, диаграмм. Программа МРР. Дизайн. Практическое занятие . Составление первой презентации по теме «Я­ путешественник» Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Защита творческого проекта «Я­ путешественник» Тесты. Тестирование. Самоанализ . Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности  тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.