Данная программа составлена для 3 класса соответственно требованиям ФГОС. Она учитывает интересы учащихся в проектно-исследовательской деятельности . Работа по данной программе связана с проведением опросов учащихся , интервью и работе в библиотеке. Так же в данной программе прописана работа с информационными технологиями.Рабочая программа по проектно-исследовательской деятельности
Аннотация
Программа «Проектно исследовательская деятельность» разработана на основе
программ общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 4 классы. Учебно
методический комплект "Планета знаний": Программа внеурочной деятельности в начальной
школе. М. Астрель, 2012. 190, [2] c. (Планета знаний).
Рабочая программа «Проектно исследовательская деятельность» – интеллектуальной
направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи
образовательной системы и методику программы исследовательского обучения младших
школьников Н.П.Кузнецовой, Е.М. Петровой, Л.Н.Новиковой, Н.А. Костенко, Е.Н.
Бурыловой.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих
занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Курс включает 134 занятий: 1 занятие в неделю, в
первом классе 32 занятия, во 2 – 4 классах по 34 занятий за учебный год.
Программа 13 классов реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в
соответствии с образовательным планом . Материал каждого занятия рассчитан на 3540
минут.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как
ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований; развивать познавательные потребности и
способности, креативность. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского
поиска.
В результате изучения курса «Проектно исследовательская деятельность»
обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют
основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут
целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут
опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своѐ место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинноследственные связи в окружающем мире;узнавать государственную символику Российской
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получит возможность научиться:
Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или
письменных высказываний.Пояснительная записка
Программа «Проектная деятельность» разработана на основе программы «Проектно
исследовательской деятельности в начальной школе 24 классы» Н. П. Кузнецовой, Е. М.
Петровой, Л. Н. Новиковой, Н. А. Костенко, Е. Н. Бурыловой
с учетом требований ФГОС и следующих нормативных актов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012. № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. №НТ136/08 «О
Федеральном перечне учебников».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110» Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
6.
Приказ № 1577 от 31 декабря 2015 г.
Минобрнауки России
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
7. ООП НОО МБОУ СШ №56.
8. Учебный план МБОУ СШ №56 Г. Ульяновска.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Начальная школа {сост. Е.С.Савинов}2е изд.,перераб. –М.: Просвещение, 2011204
с. – (Стандарты второго поколения).
10 Программа курса Проектно исследовательской деятельности в начальной школе
24 классы Н. П. Кузнецовой, Е. М. Петровой, Л. Н. Новиковой, Н. А. Костенко, Е. Н.
Бурыловой. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 4 классы.
Учебно методический комплект "Планета знаний": Программа внеурочной деятельности в
начальной школе. М. Астрель;Владимир;ВКТ, 2012. 190, [2] c. (Планета знаний).Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих
способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор;
развитие познавательные потребности и способности, креативность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Проектно исследовательская деятельность»
Предметные УУД
Освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою
деятельности являются следующие умения:
Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио
объектов;
Создавать рисунки в графическом редакторе;
Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
Предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта
решения проектных задач по различным
направлениям.
Результат выражается в понимании
детьми сути проектной деятельности,
умении поэтапно решать проектные
задачи.
Второй уровень результатов(23 класс) Третий уровень результатов
Предполагает позитивное отношение
детей к базовым ценностям общества, в
частности к образованию и
самообразованию.
Результат проявляется в активном
использовании школьниками метода
проектов, самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска,
систематизации и оформлении
интересующей информации.
(4 класс)
Предполагает получение школьниками
самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в
реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги реализации программы могут быть
представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и
олимпиадах по разным направлениям,
выставки, конференции, фестивали,
чемпионаты.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по
формированию умения проектировать свою деятельность являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе общения
и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные УУД
Освоения обучащимися содержания программы по формированию умения проектировать
свою деятельность являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Учащиеся научатся:
— осознавать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным
художественным традициям России;
— выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства, к народному
творчеству;
— различать произведения декоративно прикладного искусства и знать о роли этого
искусства в жизни людей.
оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных
ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые
можно характеризовать как хорошие или плохие;
описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий
декоративноприкладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и
умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные УУД
Освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою
деятельность являются следующие умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение устанавливать причинноследственные связи
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Умение выдвигать гипотезыРегулятивные УУД
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и
неизвестное;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с
ним;
осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью
простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов), итоговый
контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии,
вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий
служит технология продуктивной художественнотворческой деятельности);
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
(средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
— организовывать самостоятельную творческую деятельность (изобразительную,
декоративную и конструктивную);
— выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи;
— решать творческие задачи, используя известные средства.
— анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы.
Познавательные УУД
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в
учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов
учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
определять причинноследственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в
информационных проектах).
— использовать при выполнении декоративных работ выразительные средства (цвет, линию,
объём, пятно, пропорции т.д.), для создания орнаментальных композиций — компьютерную
графику;
— понимать и использовать выразительные возможности художественных материалов;
— уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в
Интернете, посвящённые творчеству народных мастеров.
Коммуникативные УУД
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать,
приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог));
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы
(задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством
формирования этих действий служит работа в малых группах).Содержание предмета
Раздел
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Проект? Проект!
Научные
исследования и
наша жизнь.
Как выбрать тему
проекта?
Обсуждение и
выбор тем
исследования.
Как выбрать друга
по общему
интересу? Группы
по интересам.
Какими могут быть
проекты?
Формулирование
цели, задач
исследования,
гипотез.
Планирование
работы.
Знакомство с
методами и
предметами
исследования.
Эксперимент
познания в
действии.
Обучение
анкетированию,
социальному
опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке
с каталогами. Отбор
и составление
списка литературы
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.
задание "Посмотри на мир чужими глазами".
Беседа"Что мне интересно?"
Обсуждение выбранной темы для исследования.
Памятка "Как выбрать тему?"
Подготовка проекта "Я путешественник".
Задания на выявление общих интересов. Групповая
работа.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Проект. "Я путешественник".
Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели.
Выдвижение гипотез.
Проектная деятельность.
"Я путешественник".
Составление плана работы над проектом.
"Я путешественник".
Игра "По местам".
Составление плана работы над проектом.
Игра "По местам".
Знакомство с методами и предметами исследования.
Определение предмета исследования в своём проекте.
Эксперимент как форма познания мира.
Проектная деятельность.
Составление анкет, опросов.
Проведение интервью в группах.
Проектная деятельность.
Экскурсия в библиотеку.
Выбор необходимой литературы по теме проектов.10.
по теме
исследования.
Анализ
прочитанной
литературы.
11. Исследование
объектов.
12. Основные
логические
операции. Учимся
оценивать идеи,
выделять главное и
второстепенное.
Анализ и синтез.
Суждения,
умозаключения,
выводы.
13.
14. Как сделать
сообщение о
результатах
исследования.
15. Оформление
работы.
16.
Работа в
компьютерном
классе. Оформление
презентации.
17. Мини конференции
по итогам
собственных
исследований.
Анализ
исследовательской
деятельности.
18.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.
Правильная запись литературы, используемой в проекте.
Практическое занятие, направленное на исследование
объектов в проектах учащихся.
Проектная деятельность
Мыслительный эксперимент.
"Я путешественник»
Составить рассказ по готовой концовке.
Игра "Найди ошибки художника".
Практическое задание, направленное на развитие
анализировать свои действия и делать выводы.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Выполнение рисунков, поделок.
Проектная деятельность.
Программа МРР .Вставка фотографии, рисунков, фигур,
диаграмм.Работа на компьютере создание презентации.
Подготовка публичного выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования.
Анализ своей проектной деятельности.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, напришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми,
соревнований, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете,
СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий:
беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспрессисследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.
консультация, доклад, защита исследовательских работ,
научноисследовательская
миниконференция,
Методы контроля:
выступление,
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
презентация,
выставка,
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.Дата по
плану
Дата по
факту
Тематическое планирование «Проектная деятельность»
Тема
Круг твоих интересов.Посмотри на мир чужими глазами".
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.Проект. "Я путешественник".
Памятка "Как выбрать тему?" Подготовка к проекту. Обсуждение выбранной темы для исследования.
"Я путешественник".
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Проблема. Решение проблемы.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа .
Предположение .Гипотеза. Проект. "Я путешественник".
Выдвижение гипотез. Проектная деятельность. "Я путешественник".
Решение задач исследования.
Этапы работы над проектом.
Составление плана работы над проектом. "Я путешественник".Игра "По местам".
Знакомство с методами и предметами исследования.
Требования к составлению анкет для проекта "Я путешественник".
Игра "По местам".
Составление анкет, опросов.
Проведение интервью в группах.Проектная деятельность.«Я путешественник»
Эксперимент как форма познания мира.Проектная деятельность.«Я путешественник»
Экскурсия в библиотеку.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12.
13
14
15
1617
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Выбор необходимой литературы по теме проектов." Я путешественник.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.
" Я путешественник ".
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.
"Я путешественник".
Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся
.Оформление выходных данных используемой литературы в проекте.
"Я путешественник»".
Постер. Требования к созданию постера.
Практическое занятие «Создание мини постера»
Мыслительный эксперимент.
"Я путешественник"
Изучение и освоение возможностей программы МРР
Программа МРР .Вставка фотографии, рисунков, фигур, диаграмм.
Программа МРР. Дизайн.
Практическое занятие . Составление первой презентации по теме «Я путешественник»
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Защита творческого проекта «Я путешественник»
Тесты. Тестирование.
Самоанализ . Рефлексия.
Твои впечатления от работы над проектом.
Пожелания будущим проектантам.
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.