Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
информатика +1
1 кл—4 кл
22.06.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»», в соответствии с требованиями и содержанием основной образовательной программы начального общего образования.Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности» .docx
Пояснительная записка Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Развитие   познавательной деятельности»  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и на основе программы развития познавательных способностей учащихся   младших   классов   Н.А.   Криволаповой,   И.Ю.   Цибаевой   «Умники   и   умницы»»,   в соответствии с требованиями и содержанием основной  образовательной программы начального общего образования  МБОУ СОШ № 2 (приказ № 489 от 30.08.14 г.) Актуальность рабочей программы Актуальность   обусловлена   обновлением   содержания   обучения,   постановкой   задач формирования   у   школьников   навыков   самостоятельного   приобретения   знаний,   познавательных интересов, активной жизненной позиции. В современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; нужно учить анализу, сортировке информации, аргументации.  Практика показала, что большинство  детей приходит в школу с неустойчивым вниманием,  со слабой   памятью,   неумением   работать   самостоятельно.   Данный   курс   предусматривает   проведение специально  построенной  системы  заданий,  которые  помогут учащимся   преодолеть  неустойчивость внимания,   непроизвольность   процесса   зрительного   и   слухового   запоминания   и   ведут   к   развитию мыслительной деятельности. Описание места рабочей программы в учебном плане Программа внеурочной деятельности  введена в часть учебного  плана,  формируемого образовательным учреждением в рамках      общеинтеллектуального направления.  Преподавание осуществляется во второй половине дня. Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности» является комплексной программой.  Срок   реализации  рабочей   программы  –  4   года.  Рабочая   программа   рассчитана   на учащихся 1 – 4 классов в возрасте 6,5 – 10 лет. Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики со 1­го по 4­й класс – 135 часов (1 час в неделю). В 1 классе ­ 30 часов (1 час в неделю, 33 недели), во 2 – 4 классах ­ 34 часа для каждого класса (1 час в неделю, 34 недели).  Программа   тесно   переплетается   с   такими   учебными   предметами,   как   математика, русский язык и литература, информатика, экономика. Занятия курса проводятся в форме интеллектуальной игры.  Новизна     рабочей   программы  определена   федеральным   государственным   стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов       организации деятельности учащихся, направленных   на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2.   В   основу   реализации   программы   положены     ценностные   ориентиры   и     воспитательные результаты.  3.Ценностные   ориентации   организации   деятельности     предполагают   уровневую   оценку   в достижении планируемых результатов.   4.Достижения   планируемых   результатов   отслеживаются     в   рамках   внутренней   системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения рабочей программы,   воспитательного   результата   положены   методики,   предложенные                 А.Г. Асмоловым  6. В основе организации работы с детьми  положен системно­деятельностный подход. 2 Цель:  формирование   и   развитие   у   учащихся   общелогических   умений,   основных мыслительных операций,  необходимых для любой интеллектуальной деятельности; закладка основ   правильности,   точности   и   креативности     мышления;   воспитание   самостоятельно мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь. Задачи: развитие   мышления   в   процессе   формирования   основных   приемов   мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие   психических   познавательных   процессов:   различных   видов   памяти,   внимания, зрительного восприятия, воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли,   давать   определения   понятиям,   строить   умозаключения,   аргументировано доказывать свою точку зрения;  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные     задачи; развитие   познавательной   активности   и   самостоятельной   мыслительной   деятельности учащихся;  формирование   и   развитие   коммуникативных   умений:   умение   общаться   и взаимодействовать   в   коллективе,   работать   в   парах,   группах,   уважать   мнение   других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;  формирование   навыков   применения   полученных   знаний   и   умений   в   процессе   изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Особенности рабочей программы В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо­поисковых задач.  Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия   предметов и явлений. Тренировочные   упражнения   и   дидактические   игры     по   развитию   восприятия   и наблюдательности. Развитие   памяти.   Диагностика   памяти.   Развитие   зрительной,   слуховой,   образной, смысловой   памяти.   Тренировочные   упражнения     по   развитию   точности     и   быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие   внимания.   Диагностика   произвольного   внимания.   Тренировочные упражнения   на   развитие     способности   переключать,   распределять   внимание,   увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование  умения  находить  и выделять  признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии   с   их   признаками.   Формирование   умения   выделять   главное   и   существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование   основных   мыслительных   операций:   сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.   анализа,   синтеза, Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения 3 составлять загадки, небольшие рассказы­ описания, сочинять сказки. Формирование   умения давать несложные определения понятиям.  В содержание обучения входят: 1. Формирование   у   учеников   мыслительных   операций   анализа,   синтеза,   сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации. 2. Оперирование   признаками   предметов:   выделение   существенных   и   несущественных признаков, описание  признаков предметов. 3. Развитие и обогащение речи учащихся через введение слов истина, ложь. Использование слов ««все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или». Составление высказываний с данными понятиями. 4. Формирование поисковых умений. Поиск и нахождение закономерностей. 5. Развитие основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения. В основу курса положены следующие принципы: 1. Научность. 2. Доступность и определённый уровень трудности. Учёт возрастных особенностей учащихся. 3. Систематичность, последовательность и комплексность обучения. 4. Проблемность. Ученикам даётся не готовая информация, а материал для открытия нового знания.  5. Учёт межпредметных связей. Планируемые результаты В   результате   изучения   данного   курса  в   первом   классе  обучающиеся   получат 1 класс возможность формирования личностных результатов:  определять   и   высказывать   под   руководством   педагога   самые   простые   общие   для   всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.               Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться   совместно   с   педагогом   и   другими   учениками   давать   эмоциональную       оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. 4 Предметными результатами являются формирование следующих умений: сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие.           В   результате   изучения   данного   курса  во   втором   классе  обучающиеся   получат 2 класс возможность формирования личностных результатов: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.    Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД:  учиться отличать факты от домыслов;  овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.  формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.              Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; перерабатывать   полученную   информацию:   группировать   числа,   числовые   выражения, геометрические фигуры; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметными результатами являются формирование следующих умений: применять правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно­следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения.  3 класс    В   результате   изучения   данного   курса  в   третьем   классе  обучающиеся   получат возможность формирования личностных результатов:   уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД:  формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 5  формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: овладевать   современными   средствами   массовой   информации:   сбор,   преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета; овладевать   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   классификации   по   родовидовым признакам; устанавливать причинно­следственные связи. Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию.        Предметными   результатами  изучения   курса   в  третьем   класса  являются формирование следующих умений:         выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; сопоставлять части и целое для предметов и действий; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний; проводить аналогию между разными предметами; выполнять   логические   упражнения   на   нахождение   закономерностей,   сопоставляя   и аргументируя свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.    В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность 4 класс развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формирования личностных результатов:   формировать личностный смысл учения;  формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание; овладевать   логическими   действиями: рассуждения; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.   классификация,   обобщение,   построение       Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;   формировать мотивацию к работе на результат;  учиться   конструктивно   разрешать   конфликт   посредством   сотрудничества   или компромисса. 6 Предметными   результатами  изучения   курса   в   четвертом   классе   являются формирование следующих умений:       определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». Формы организации внеурочной деятельности Предпочтительные формы организации внеурочной деятельности:  комбинированное занятие;  практическая,  групповая и индивидуальная работа;  занятия с использованием ИКТ.  занятие­игра В   основу   разработки   данной   программы   легли   теоретические   идеи   и   принципы технологии развивающего обучения, его дидактическая система, способствующая общему психическому развитию школьников:  обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;  ведущая роль теоретических знаний;  быстрый темп прохождения программного материала;  осознание школьниками процесса учения;  целенаправленная   и   систематическая   работа   учителя   над   общим   развитием   учащихся класса, в том числе и наиболее слабых;  сохранение физического и психического здоровья  детей. Основные технологии:  игровые технологии;  здоровьесберегающие технологии;  технология дифференцированного обучения;  технология развивающего обучения;  технология   разноуровневого обучения. Методы обучения: словесные; наглядные; практические методы самостоятельной работы и  работы под руководством учителя; репродуктивные и предметно­поисковые методы;      методы стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности;  методы письменного контроля и самоконтроля;  методы устного самоконтроля. Предмет развития  познавательной  деятельности   в школе — сугубо практический. На занятиях  дети должны как можно больше сами говорить и писать.    Большая часть времени уделяется практике:    логическому  анализу устных и письменных текстов; логическим   задачам; развивающим  играм. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Контроль и оценка планируемых результатов 7 Стартовый,  позволяющий   определить   исходный   уровень   развития   учащихся   по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);∙  Текущий:  ­ прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; ­  пооперационный,   то   есть   контроль   за   правильностью,   полнотой   и   последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;  ­   рефлексивный,   контроль,   обращенный   на   ориентировочную   основу,   «план»   действия   и опирающийся на понимание принципов его построения; ­   контроль   по   результату,   который   проводится   после   осуществления   учебного   действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.∙            Итоговый контроль в формах:  ­  тестирование; ­  практические работы; ­  творческие работы учащихся; Контрольные   задания. Самооценка   и   самоконтроль   определение   учеником   границ своего   «знания   ­   незнания»,   своих   потенциальных   возможностей,   а   также   осознание   тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.  Содержательный   контроль   и   оценка   результатов   учащихся   предусматривает   выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.  Результаты   проверки фиксируются   в   зачётном   листе   учителя.   В   рамках накопительной системы, создание Портфолио. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: –   степень   помощи,   которую   оказывает   учитель   учащимся   при   выполнении   заданий:   чем помощь   учителя   меньше,   тем   выше   самостоятельность   учеников   и,   следовательно,   выше развивающий эффект занятий; –   поведение   учащихся   на   занятиях:   живость,   активность,   заинтересованность   школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; –   косвенным   показателем   эффективности   данных   занятий   может   быть   повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся   на   других   уроках   (повышение   активности,   работоспособности,   внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Также показателем эффективности занятий по курсу РПД являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. Особенности организации учебного процесса. Во время занятий у ребенка происходит становление   развитых форм самосознания, самоконтроля   и   самооценки.   Отсутствие   отметок   снижает   тревожность   и   необоснованное беспокойство   учащихся,   исчезает   боязнь   ошибочных   ответов.   В   результате   у   детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих  игр.  На   занятиях  применяются    занимательные  и   доступные  для   понимания задания   и   упражнения,   задачи,   вопросы,   загадки,   игры,   ребусы,   кроссворды   и   т.д.   ,   что привлекательно для младших школьников.  8 Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми  поисковых  Благодаря   этому   у   детей   формируются   умения   самостоятельно   действовать, задач. принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На   каждом   занятии   проводится  коллективное   обсуждение  решения   задачи определенного   вида.   На   этом   этапе   у   детей   формируется   такое   важное   качество,   как осознание   собственных   действий,   самоконтроль,   возможность   дать   отчет   в   выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На   каждом   занятии   после   самостоятельной   работы   проводится  коллективная проверка   решения   задач.  Такой   формой   работы   создаются   условия   для   нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ ты   мыслительные   процессы,   но   учебный   материал   усваивается   в   классе   плохо   за   счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В   курсе   используются   задачи   разной   сложности,   поэтому   слабые   дети,   участвуя   в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок   на   этих   занятиях   сам   оценивает   свои   успехи.   Это   создает   особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания   построены   таким   образом,   что   один   вид   деятельности   сменяется   другим, различные   темы     и   формы   подачи   материала   активно   чередуются   в   течение   урока.   Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены   в   любые   занятия   другой   темы   в   качестве   закрепления.   Изучаемые   темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.   Для проведения занятий  разработан учебно­методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:    ­   двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;   ­  методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие   познавательных   процессов   у   младших   школьников   с   целью   усиления  их математического развития,  включающего в себя умение наблюдать,  сравнивать,  обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать   их   примерами.   В   рабочие   тетради   включены   специально   подобранные нестандартные   задачи,   направленные   на   развитие   познавательных   процессов   у   младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6­10 лет, часть ­ составлена автором пособия О.А.  Холодовой. В   процессе   выполнения   каждого   задания         происходит   развитие   почти   всех познавательных   процессов,   но   каждый   раз   акцент     делается   на   каком­то   одном   из   них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:   задания на развитие внимания;   задания на развитие памяти;   задания на совершенствование воображения;   задания на развитие логического мышления. ­ ­ ­ ­ Задания на развитие внимания 9 К   заданиям   этой   группы   относятся   различные   лабиринты   и   целый   ряд   игр, направленных   на   развитие   произвольного   внимания   детей,   объема   внимания,   его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение   заданий   подобного   типа   способствует   формированию   таких   жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух ­ трехходовые задачи. Задания, развивающие память  В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной   памяти.   Участвуя   в   играх,   школьники   учатся   пользоваться   своей   памятью   и применять   специальные   приемы,   облегчающие   запоминание.   В   результате   таких   занятий учащиеся   осмысливают   и   прочно   сохраняют   в   памяти   различные   учебные   термины   и определения.   Вместе   с   тем   у   детей   увеличивается   объем   зрительного   и   слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие   воображения   построено   в   основном   на   материале,   включающем   задания дорисовывание   несложных   композиций   из   геометрических   тел   или   линий,   не геометрического характера; ­ изображающих ничего конкретного, до какого­либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; ­ ­ вычерчивание   уникурсальных   фигур   (фигур,   которые   надо   начертить,   не   отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); ­ ­ рисунка; ­ нескольких частей, выбираемых из множества данных;  ­ складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного деление   фигуры   на   несколько   заданных   фигур   и   построение   заданной   фигуры   из  Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами,  расположение  которых  напоминает изображение  того предмета,  о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным   направлением   обучения   в   начальной   школе   является   развитие мышления.   С   этой   целью   в   рабочих   тетрадях   приведены   задания,   которые   позволяют   на доступном   детям   материале   и   на   их   жизненном   опыте   строить   правильные   суждения   и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения   самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Содержание занятия Методы и приемы организации учебной деятельности первоклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля   и   самоконтроля,   а   также   познавательной   активности   детей.   Большое   внимание уделяется  проверке  самостоятельно  выполненных  заданий,  их  корректировке,  объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного   задания.   На   занятие   по   РПС   в   первом   классе   отводится   30   минут. Рекомендуемая модель занятия: 10 «Мозговая   гимнастика»  (1­2   минуты).  Выполнение   упражнений   для   улучшения мозговой   деятельности   является   важной   частью   занятия   по   РПС.   Исследования   ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных   психических   процессов,   лежащих   в   основе   творческой   деятельности: увеличивается   объем   памяти,   повышается   устойчивость   внимания,   ускоряется   решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.  Разминка (2­3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного  положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний   невозможно.   Поэтому   вопросы,   включенные   в   разминку,   достаточно   легкие.   Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно­ познавательной деятельности.    Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (12­15 минут). Используемые на   этом   этапе   занятия   задания   не   только   способствуют   развитию   этих   так   необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически­ поисковые   и   творческие   задания.   Все   задания   подобраны   так,   что   степень   их   трудности увеличивается от занятия  к занятию.  Весёлая   переменка(2­3   минут).  Динамическая   пауза,   проводимая   на   данных занятиях,   будет     не   только   развивать   двигательную   сферу   ребенка,   но   и   способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. Построение предметных картинок, штриховка(8­10  минут). На данном этапе   занятия   ребята   штрихуют   предметы,   которые   они   нарисовали   или   построили   при помощи   трафаретов   с   вырезанными   геометрическими   фигурами.   Обведение   по геометрическому   трафарету   фигур,   предметов   помогает   ребятам   рисовать   предметы   с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию   симметрии,   композиции   в   декоративном   рисовании,   но   и   формирует   и совершенствует   тонкую   моторику   кисти   и   пальцев   рук.   Составление,   моделирование   и штриховка   предметов   и   попутное   составление   ребятами   небольших   рассказов   по   теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, ­ это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. Задачи,  предлагаемые  на  каждом  этапе,  различаются  не  только  по  содержанию, но     и     по     сложности.     На     каждом     занятии     обязательно     проводится     коллективное обсуждение  решения  задачи. Главная   задача   педагога   при   проведении   занятий   ­   поощрять   и   поддерживать самостоятельность   детей   в   поиске   решения.   Ведь   по   утверждению   П.   Хаббарда   «цель обучения   ребенка   состоит   в   том,   чтобы   сделать   его   способным   развиваться   дальше   без помощи учителя» Основные принципы распределения материала: ­   системность: задания располагаются в определенном порядке; ­   принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; ­   принцип «от простого ­ к сложному»: задания постепенно усложняются; ­   увеличение объема материала; ­   наращивание темпа выполнения заданий; ­  смена разных видов деятельности. 11 Таким образом, достигается основная цель обучения ­ расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.       12 Учебно­тематический план  Теория Практика Контроль Тест №1 Тест №2 1 1 1 1 1 1 1  Исследование 1 1Викторина 1 1 1 1 1 1 1  Исследование 1 1 Семинар 1 1 1 1 № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Вводный тест. Сравнение предметов по  свойству. Целое и часть. Знакомство с отрицанием  (термин не вводится). Признаки предметов. Признаки предметов и  значение признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении  признаков у серии предметов. Описание последовательности  действий. Логические упражнения. Последовательность действий  и состояний в природе. Целое действие и его части. Комбинаторика. Хаотичный  перебор вариантов. Комбинаторика.  Систематический перебор  вариантов. Одно действие, применяемое к  разным предметам. Промежуточный тест. Функции предметов. Логическая операция «и». Выделение главных свойств  предметов. Закономерность в  расположении фигур и  предметов. Закономерность в  расположении фигур и  предметов. Упорядочивание серии  предметов по разным  признакам. Последовательность событий. Высказывания. Истинные и ложные  высказывания. Комбинаторика. Расстановки и перестановки.  1 класс Всего часов 1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1 1 1 1 13 Задачи­шутки ( на внимание и  логические рассуждения). Развитие творческого  воображения. Наделение  предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних  предметов на другие. Рассмотрение положительных  и отрицательных сторон у  одних и тех же предметов. Повторение тем:  упорядочивание,  последовательность,  логические операции. Часть и целое  ( в действиях). Итоговый тест. 1  1  1  1  1  1  1  1 1 1  Конкурс 1  Исследование 1 1 1 Тест №3. Учебно­тематический план 2 класс Всего часов Теория Практика Контроль 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. № п/п 1. 2. 3. Тема занятия Входной тест Выделение признаков. Различие. 4. Сходство. 5. Существенные признаки. 6. Характерные признаки. 7. Упорядочивание признаков. 8. Правила сравнения. 9. Значение сравнения. 10. Тест «Сравнение». 11. Истинные и ложные  высказывания. 12. Отрицание высказывания. 13. Понятие о классах. 14. Правила классификации. 15. Вопросы. 16. Алгоритм. 17. Тест «Алгоритм». 18. Закономерность в числах и  фигурах. Закономерность в буквах и  словах. 19. 20. Комбинаторика. Перестановки. 21. Комбинаторика. Размещения. Тест №1 1 1 1  исследование 1 исследование 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Семинар 1 1 1 С мультимедиа 1 1 1 Тест №2 Тест №3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 22. Комбинаторика. Сочетания. 23. Причина и следствие. 24. Причинно­следственные  цепочки. 25. Противоположные отношения  между понятиями. 26. Отношения: род­вид. 27. Упорядочивание по  родовидовым отношениям. 28. Виды отношений. 29. Тест «Отношения». 30. Определения. 31. Ошибки в построении  определений. 32. Суждения. 33. Итоговый тест. 34. Работа над ошибками. Итоговое  занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Викторина 1 1 1 Тест №4 Тест №5 Учебно­тематический план 3 класс № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Входной тест. Закономерности в чередовании  признаков. Классификация по какому­то  признаку. Сравнение предметов по  признакам. Тест «Сравнение». Состав предметов. Логические упражнения. Игра  «Угадай предмет». Найди отличия. Действия предметов. Игра «Кто  так делает?» 10. Комбинаторика. Перестановки,  размещения. 11. Функциональные признаки  предметов. 12. Симметрия. Симметричные  фигуры. 13. Логическая операция «и». 14. Координатная сетка. 15. Решение логических задач и  задач­шуток. Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Теория Практика Контроль Тест №1 Тест №2. 1 1 1 1 1 1 Исследование 1 1 Ролевая игра 1 1 1 1 1 1 1       Игра –  соревнование Результат действия предметов. 16. 17. Обратные действия. 18. Математические отношения,  замаскированные в виде задач­ шуток. 19. Тест «Отношения». 20. Порядок действий,  последовательность событий. 21. Комбинаторика. Размещение,  сочетание. 22. Составление загадок,  чайнвордов. 23. Множество. Элементы  множества. 24. Классификация по одному  свойству. Тест «Классификация». 25. 26. Способы задания множества. 27. Сравнение множеств. 28. Отношения между множествами  (объединение, пересечение,  вложенность). Решение задач с использованием  понятий о множествах. Выражения и высказывания. Высказывания со связками «и»,  «или». 29. 30. 31. 32. Отрицание. 33. Итоговый тест. 34. Работа над ошибками. Итоговое  занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Исследование 1 1 Викторина 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тест №3 Тест №4 Тест №5 Учебно­тематический план 4 класс № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Входной тест. Повторение основных  мыслительных операций. Причинно­следственные  цепочки. Интегрированный: логика в  окружающем мире. Интегрированный: логика в  русском языке. Виды отношений между  понятиями. Комбинаторика. Решение задач  с помощью таблиц. Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 16 Теория Практика Контроль Тест №1 1 Лекция 1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Понятие о графах. Рефлексивность отношений. Симметричность отношений. Тест «Отношения между  понятиями». Классификация. Язык и логика. Фразеологизмы. Язык и логика. Образность и  меткость речи. Язык и логика. Речевые ошибки. Язык и логика. Пословицы. Тест «Язык и логика». Работа над ошибками.  Логические связки «или», «и». Логическая связка «если…, то». Логические возможности. Ситуативная связь между  понятиями. Оценка ситуации с разных  сторон. Образное сравнение. Синонимы. Многозначность. Антонимы. Тест «Языковая логика». Работа над ошибками. Комбинаторика. Решение задач  с помощью графов. Рассуждения. Выводы в рассуждениях. 30. 31. 32. Юмор и логика. 33. Юмор и логика. 34. Конкурс эрудитов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тест №2 Тест №3 Тест №4 1Лекция 1 1 1 1 1 Исследование 1 Викторина 1 1 Семинар 1 1Деловая игра 1 1 1 1 1 Исследование 1 1Конференция 1 1 1 1 1 1 1 1    Творческий  отчет 1 Конкурс 17 Содержание программы 1 класс Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов) Свойства   предметов.   Множества   предметов,   обладающие   указанным   свойством.   Целое   и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Действия предметов (8 часов) Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Элементы логики (5 часов) Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». Сравнение (3 часа) Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Комбинаторика (2 часа) Хаотичный и систематический перебор вариантов. Развитие творческого воображения (4 часа) Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Практический материал (5 часов) Логические упражнения. Логические задачи. Задачи­шутки. Логические игры. 2 класс Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа) Определения.   Ошибки   в   построении   определений.   Закономерности   в   числах   и   фигурах, буквах и словах. Сравнение (6 часов) Сходство.   Различие.   Существенные   и   характерные   признаки.   Упорядочивание   признаков. Правила сравнения. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа) Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.   Отношения «род­вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.  Комбинаторика (4 часа) Перестановки. Размещения. Сочетания. Элементы логики (7 часов) Истинные   и   ложные   высказывания.   Правила   классификации.   Причинно­следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Развитие творческого воображения (4 часа) Создание собственных картин «Игра с закономерностями» . Практический материал (5 часов) Логические   упражнения.   Логические   задачи.   Интеллектуальные   викторины.   Составление вопросов и загадок. Логические игры. 3 класс Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа) Закономерность в чередовании признаков. Классификация  по какому­то признаку. Состав предметов. Сравнение (2 часа) Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. 18 Комбинаторика (2 часа) Перестановки. Размещения. Сочетания. Действия предметов (4 часа) Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа) Математические отношения, замаскированные в виде задач­шуток. Элементы логики (11 часов) Логические   операции   «и»,   «или».   Множество.   Элементы   множества.   Способы   задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. Развитие творческого воображения (4 часа) Составление   загадок,   чайнвордов.   Создание   фантастического   сюжета   на   тему   «Состав предметов». Практический материал (6 часов) Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. 4 класс Сравнение (4 часа) Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение. Комбинаторика (4 часа) Решение задач с помощью таблиц и графов. Элементы логики (11 часов) Виды   отношений   между   понятиями.   Рефлексивность   и   симметричность   отношений. Причинно­следственные   цепочки.   Логические   связки   «или»,   «если   …,   то».   Логические возможности. Рассуждения. Выводы. Развитие творческого воображения (11 часов)  Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.      Практический материал (4 часа) Логические задачи. Задачи­смекалки. Логические игры. Житейские задачи. 19 Реализует рабочую программу внеурочной деятельности «Детская риторика» учитель начальных классов Гурбан И. А.  Методическое обеспечение программы Интернет­ресурсы: 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school­collection.edu.ru 2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». http:// www.school2100.ru Техническое обеспечение: 1. Интерактивная доска 2. Компьютер 3. Проектор Литература для учителя Список литературы 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.   Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991 2. Григорьев   Д.В.   Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический   конструктор: пособие для учителя. Д.В. Григорьев, П.В, Степанов.­ М.: Просвещение, 2010 3. Диагностика детской одарённости и развитие творческих способностей у детей. Под ред. А.Ф. Андреева. – М.: Московский государственный педагогический университет, 1995 4. Зак   А.З.   Методы   развития   интеллектуальных   способностей   у   детей   6­7   лет:   учебно­ методическое пособие для преподавателей. ­  М.: Интерпрайс, 1994  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. ­ М.: Просвещение, 2010  6. Холодова   О.   А.   Юным   умникам   и   умницам   (информатика,   логика,   математика). Методическое пособие для учителя. 1, 2, 3, 4 класс ­ М.: РОСТ — книга,2011. Литература для учащихся 1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2­х частях. 1, 2, 3, 4 класс ­ М.: РОСТ — книга,2011. 20 Первый уровень результатов (1 класс) Для достижения данного  уровня результатов  особое значение имеет  взаимодействие ученика  со своими учителями как  значимыми для него  носителями  положительного  социального знания и  повседневного опыта. Приобретение первичного понимания социальной  реальности и  повседневной жизни.  Пользоваться справочной  и дополнительной  литературой.  Предполагаемая результативность курса Второй уровень результатов  (1­2 класс) Для достижения данного уровня  результатов особое значение  имеет взаимодействие  школьников между собой на  уровне класса, школы, то есть в  защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой  социальной среде ребёнок  получает (или не получает)  первое практическое  подтверждение приобретённых  социальных знаний, начинает их  ценить (или отвергает). Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа;  строить умозаключения, уметь  рассуждать, догадываться,  доказывать предлагаемое  суждение.  Участие в конкурсах  и  викторинах на уровне класса и  школы; интерактивное  тестирование;  составление  задач. Третий уровень результатов  (3­4 класс) Получение школьником  опыта самостоятельного  общественного действия.  Только в самостоятельном  общественном действии,  действии в открытом  социуме, за пределами  дружественной среды  школы, для других,  зачастую незнакомых  людей, которые вовсе не  обязательно положительно  к нему настроены, юный  человек действительно  становится (а не просто  узнаёт о том, как стать)  социальным деятелем,  гражданином, свободным  человеком.  Участие в школьных,  городских и  международных  олимпиадах и конкурсах. 21 22

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017