Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.Программа «Шахматы» предусматривает достижение школь¬никами начальных классов в процессе обучения определённых результа¬тов — личностных, метапредметных и предметных.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов
общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в
процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества,
которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К
личностным результатам относят:
формирование основ российской гражданской идентичности;
ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
наличие чувства прекрасного;
формирование основ шахматной культуры;
понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания
им;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к
работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных
и регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
деятельности в области шахматной игры;
владение способом структурирования шахматных знаний;
способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных
условиях;
умение находить необходимую информацию;
способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций,
включая общие приёмы решения задач;
способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат
своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинноследственные
связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования
различных позиций; способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические,
учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том
числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся начальной школы (14 классы) должны:
приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в
жизни человека;
владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность
действий при закреплении изученного шахматного материала;
приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия
каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы
партнёра;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один
ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и
королём;
владеть способом взятия на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов
и ходов партнёра.Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные
соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, на
падение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.
Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы».
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п Виды деятельности
Распределение часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1.
2.
Сведения из истории шахмат
Базовые понятия шахматной игры
Раздел 2. Практикосоревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Соревнования
3.
4.
5. Шахматные праздники
Общее количество часов
1
29
3
1
344
⃰⃰ Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33
учебные недели)Календарнотематическое планирование
1 класс
Приложение
№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Шахматы – мои друзья. Истрия возникновения
шахмат
Шахматная доска
Горизонталь
Вертикаль
Диагональ
Шахматная нотация
Шахматные фигуры и начальная позиция
Ладья
Слон
Ферзь
Конь
Пешка
Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на проходе18. Шах и защита от шаха
19. Мат
20.
21.
22.
Пат – ничья
Рокировка
Основные принципы игры в начале партии
23. Мат двумя ладьями одинокому королю
24. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю
25. Мат ферзём и королём одинокому королю
Материальное преимущество
Нарушение основных принципов игры в начале
партии
Партииминиатюры
Запись шахматной партии
26.
27.
28.
29.
30. Шахматный этикет
31. Шахматный турнир
32. Шахматный турнир
33. Шахматный турнир
34.
Повторение изученного за год