Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.Программа «Шахматы» предусматривает достижение школь¬никами начальных классов в процессе обучения определённых результа¬тов — личностных, метапредметных и предметных.
Иконка файла материала Шахматы первый год обучения.docx
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями     федерального     государственного       образовательного   стандарта     начального общего   образования   и   программы   курса   «Шахматы   в   школе»   для   начальных   классов общеобразовательных учреждений.  /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных. Личностные   результаты  освоения   программы   отражают   индивидуальные   качества, которые   учащиеся   должны   приобрести   в   процессе   освоения   программного   материала.   К личностным результатам относят: ­ формирование основ российской гражданской идентичности; ­ ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; ­ наличие чувства прекрасного; ­ формирование основ шахматной культуры; ­ понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; ­ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; ­ готовность и способность к саморазвитию и самообучению; ­ уважительное отношение к иному мнению; ­ приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; ­   воспитание   этических   чувств   доброжелательности,   толерантности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им; ­ умение управлять своими эмоциями; ­ дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; ­   формирование   навыков   творческого   подхода   при   решении   различных   задач,   стремление   к работе на результат; ­ оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные   результаты   освоения   программы   характеризуют   уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: ­ умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; ­ владение способом структурирования шахматных знаний; ­ способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; ­ умение находить необходимую информацию; ­ способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; ­ умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; ­ способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно­следственные связи,   предвидеть   реакцию   соперника,   сопоставлять   факты,   концентрировать   внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: ­ умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;­ способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, ­ обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; ­ умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); ­   возможность   организовывать   и   осуществлять   сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и сверстниками,   адекватно   передавать   информацию   и   отображать   предметное   содержание   и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: ­ умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные   и   практические   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации; ­ способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе   во   внутреннем   плане),   контролировать   и   оценивать   свои   действия,   вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные   результаты   освоения   программы   характеризуют   умения   и   опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы». В   результате   освоения   обязательного   минимума   знаний   при   обучении   по   данной программе обучающиеся начальной школы (1­4 классы) должны: ­ приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; ­ владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; ­ приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности К концу первого года обучения обучающиеся должны: ­ уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; ­ знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры; ­   иметь   представление   о   том,   что   такое   нападение,   и   уметь   видеть   элементарные   угрозы партнёра; ­ ориентироваться на шахматной доске; ­ играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; ­ правильно располагать шахматную доску между партнёрами; ­ правильно расставлять фигуры перед игрой; ­ различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ­ рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; ­ знать, что такое ничья, пат и вечный шах; ­ знать цену каждой шахматной фигуры; ­ усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём; ­ владеть способом взятия на проходе; ­ записывать шахматную партию; ­ уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.Содержание курса внеурочной деятельности Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе.  Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные  шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила   техники   безопасности   во   время   занятий   шахматами,   понятие   о   травмах   и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура   и   содержание   тренировочных   занятий   по   шахматам.   Основные   термины   и понятия   в   шахматной   игре:   белое   и   чёрное   поле,   горизонталь,   вертикаль,   диагональ,   центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, на­ падение,   начальное   положение,   ход,   взятие,   удар,   взятие   на   проходе,   длинная   и   короткая рокировка,   шах,   мат,   пат,   ничья,   ценность   шахматных   фигур,   сравнительная   сила   фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии. Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы». Вид деятельности: познавательная деятельность. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности № п/п Виды деятельности Распределение часов Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры 1. 2. Сведения из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Раздел 2. Практико­соревновательная деятельность Конкурсы решения позиций Соревнования 3. 4. 5. Шахматные праздники Общее количество часов 1 29 ­ 3 1 344  ⃰⃰ Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33 учебные недели)Календарно­тематическое планирование 1 класс Приложение № п/п Тема занятия Дата проведения  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Шахматы – мои друзья. Истрия возникновения  шахмат Шахматная доска Горизонталь Вертикаль Диагональ Шахматная нотация Шахматные фигуры и начальная позиция Ладья Слон Ферзь Конь Пешка  Превращение пешки Король Ценность фигур Нападение Взятие. Взятие на проходе18. Шах и защита от шаха 19. Мат 20. 21. 22. Пат – ничья Рокировка Основные принципы игры в начале партии 23. Мат двумя ладьями одинокому королю 24. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю 25. Мат ферзём и королём одинокому королю Материальное преимущество Нарушение основных принципов игры в начале  партии Партии­миниатюры Запись шахматной партии 26. 27. 28. 29. 30. Шахматный этикет 31. Шахматный турнир 32. Шахматный турнир 33. Шахматный турнир 34. Повторение изученного за год