Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
02.04.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.Программа «Шахматы» предусматривает достижение школь¬никами начальных классов в процессе обучения определённых результа¬тов — личностных, метапредметных и предметных.
Шахматы первый год обучения.docx
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов
общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в
процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества,
которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К
личностным результатам относят:
формирование основ российской гражданской идентичности;
ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
наличие чувства прекрасного;
формирование основ шахматной культуры;
понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания
им;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к
работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных
и регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
деятельности в области шахматной игры;
владение способом структурирования шахматных знаний;
способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных
условиях;
умение находить необходимую информацию;
способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций,
включая общие приёмы решения задач;
способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат
своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинноследственные
связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования
различных позиций; способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические,
учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том
числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся начальной школы (14 классы) должны:
приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в
жизни человека;
владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность
действий при закреплении изученного шахматного материала;
приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия
каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы
партнёра;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один
ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и
королём;
владеть способом взятия на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов
и ходов партнёра. Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные
соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, на
падение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.
Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы».
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п Виды деятельности
Распределение часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1.
2.
Сведения из истории шахмат
Базовые понятия шахматной игры
Раздел 2. Практикосоревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Соревнования
3.
4.
5. Шахматные праздники
Общее количество часов
1
29
3
1
344
⃰⃰ Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33
учебные недели) Календарнотематическое планирование
1 класс
Приложение
№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Шахматы – мои друзья. Истрия возникновения
шахмат
Шахматная доска
Горизонталь
Вертикаль
Диагональ
Шахматная нотация
Шахматные фигуры и начальная позиция
Ладья
Слон
Ферзь
Конь
Пешка
Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на проходе 18. Шах и защита от шаха
19. Мат
20.
21.
22.
Пат – ничья
Рокировка
Основные принципы игры в начале партии
23. Мат двумя ладьями одинокому королю
24. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю
25. Мат ферзём и королём одинокому королю
Материальное преимущество
Нарушение основных принципов игры в начале
партии
Партииминиатюры
Запись шахматной партии
26.
27.
28.
29.
30. Шахматный этикет
31. Шахматный турнир
32. Шахматный турнир
33. Шахматный турнир
34.
Повторение изученного за год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.