Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин» для 6 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», авторской программы «Я – Гражданин России» А.Н.Иоффе, Н.Ф. Крицкая. М., «Просвещение», 2009 г.
рабочая 9 класс я гражданин.docx
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин» для 6 класса
разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, основной образовательной
программой основного общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная
школа № 7», авторской программы «Я – Гражданин России» А.Н.Иоффе, Н.Ф. Крицкая. М.,
«Просвещение», 2009 г.
Программа “Я – гражданин России” направлена на системный подход к формированию
гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь
учащимся освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду,
выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет
собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических
воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и
коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на
основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за
свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России.
1. Общая характеристика курса
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе
накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского
народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на
основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания
школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую
оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности
приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям родного края;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,
традициям через поисковокраеведческую работу, совместную деятельность
обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как
стержневой духовной составляющей гражданина России.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется
групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Практические занятия:
Творческие конкурсы
Коллективные творческие дела
Праздники
Викторины
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества
Сюжетно ролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не
только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей,
необходимость уважения прав других. Разработанная программа курса направлена на вовлечение
учащихся в активную деятельность: участие детей в социальнозначимых акциях, разработка и
реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных
проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе,
почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат
состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав
других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания
учащихся МАОУ «Лянторская СОШ №7»
Программа “Я – гражданин” включает шесть направлений, связанных между собой логикой
формирования подлинного гражданина России: “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
1. Описание места курса в учебном плане
Содержание внеурочного курса направлено на воспитание и социализацию личности средствами
формирования гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – Гражданин» составлена из расчёта 35
учебных часов в год, 1 час в неделю в 6 классе.
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на
познание закономерностей социальной действительности);
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.); – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на
познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать
тексты, пересказы, ответы товарищей;
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека
в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего
правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок,
плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная
помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство,
социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация,
раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
1. Содержание учебного курса
1. “Я и я”(3ч.) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в
жизни. Мир моих интересов.
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
1. “Я и семья”(3ч.) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша
домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
1. “Я и культура”(3ч.) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный
калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов. 1. “Я и школа”(3ч.) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности.
Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
1. “Я и мое Отечество”(12ч.) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего
края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной
закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной
войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ.
Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
1. “Я и планета”(8ч.) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили… Мастерская кормушек. Покормите птиц зимой.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
1. Проектная деятельность (3ч.) – Защита групповых проектов
Тематический план работы составляет 35ч, из них: теоретических 10ч., практических 25ч
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
№
Темы
Кол
во
часов
Характеристика основных видов учебной
деятельности
“Я и я”(3ч.)
1
2
Кто я? Какой я? Откуда я
родом.
Письмо самому себе. Правила
жизни. Правила счастливого
человека.
1
1
Игры на развитие произвольных процессов
(внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы
«Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое
личность?», тест «Познай себя», психологический
практикум «Правила счастливого человека», час
откровенного разговора «Мой сосед по парте»,
конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя,
курения и наркомании, выпуск тематической газеты, беседы по профориентации, акции
милосердия.
3
«Можно» и «нельзя» в жизни.
Мир моих интересов
1
“Я и семья”(3ч.)
Беседы «Что значит быть хорошим сыном и
хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело
совести каждого», конкурс рисунков и
стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы
сочинений «Я и мои родственники», «Об отце
говорю с уважением»,
4
Забота о родителях – дело
совести каждого.
5 Мои семейные обязанности.
6 Мини – проект Наша
домашняя коллекция
1
1
1
“Я и культура”(3ч.)
7 О красоте, моде и хорошем
вкусе.
8 Музыкальные превращения.
Предметы быта в роли
музыкальных инструментов
9 Музыкальный калейдоскоп
«Угадай мелодию».
1
1
1
Экскурсии в музеи, на художественные выставки
и фотовыставки, беседы об искусстве, встречи с
творческими людьми, организация
индивидуальной выставки. Работа над созданием
коллажа. Презентации.
10 Продолжаем изучать
Школьный Устав.
11 Я и мой класс
12 Я и моя школа
“Я и школа”(3ч.)
1
1
1
Овладение этикой взаимоотношений «ученик –
учитель», «ученик ученик», выполнение
распорядка работы школы и возложенных на
учащегося обязанностей, умение пользоваться
правами ученика, выполнение роли хозяина в
школе, поддерживающего обстановку
доброжелательности и радости общения,
уважения друг к другу. Экскурсия по школе
«Мой школьный дом», беседы «Правила
поведения в школе», беседа о школьном уставе
«Мои права и обязанности», конкурс сочинений и
рисунков «Моя школа», «Моя учительница», игры «Самое сильное звено», «Проще простого о
вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в
будущем»
“Я и мое Отечество”(12ч.)
13 Поговорим о толерантности
14
15
Геральдика – наука о гербах.
Символика России. Символы
нашего края.
Государственный праздник –
День всенародного единства.
16 Права ребенка
17 Из истории появления
законов. Путешествие в
страну Законию
18 Основной закон жизни нашего
государства. Я – гражданин
России.
19
Герои России.
20 Есть такая профессия –
Родину защищать
21 Победа деда – моя победа
22
Города – герои
23
24
Мини – проекты “Я и мое
Отечество”
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Беседы о государственной символике РФ и малой
Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об
ответственности несовершеннолетних», лекция
«Права и обязанности ребенка», экскурсии в
краеведческие и школьные музеи, конкурс
рисунков и сочинений «Моя малая Родина»,
встречи с ветеранами ВОВ, участниками
локальных войн.
Проектная деятельность: формулировка
проблемы, постановка цели и задач,
социологический опрос, работа со СМИ, работа в
группе, интервьюирование, планирование
действий, создание программы, презентация.
25 В ответе за тех, кого приучили
26 Мастерская кормушек.
“Я и планета”(8ч.)
1
1
Круглый стол «Я житель планеты Земля»,
конкурс рисунков «Береги природу наш дом»,
уборка территории вокруг школы «Укрась
кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс
стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в
природу
Покормите птиц
27 Тропы природы
28 Природа в поэзии
29
Растения из Красной книги
30
Растения – рекордсмены
31 Волшебный мир своими
руками
32 Мой Гербарий
1
1
1
1
1
1
Проектная деятельность (3ч.)
Защита проектов
3
33
34
35
Проектная деятельность: формулировка
проблемы, постановка цели и задач,
социологический опрос, работа со СМИ, работа в
группе, интервьюирование, планирование
действий, создание программы, презентация.
7. Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса.
1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.Программы внеурочной деятельности. Игры. Досуговое
общение.М.: «Просвещение»,2013.
2. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2012. Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование.
3. Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для
начальной школы и основной школы. – Волгоград.: Учитель,2012.
4. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. Книга для учащихся.
57 классы. М.: «Просвещение», 2014.
5. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. Книга для учителя. 57
классы. – М.: «Просвещение»,2014.
6. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). 7. Декларация прав ребенка (1959 г.).
8. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
9. Усачев, А. Приключения маленького человека. М.: РИО «САМОВАР», 1995.
10. Шабельник, Е. С. Права ребенка. М.: ВитаПресс, 2002.
11. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.пособие. М.: ВитаПресс, 1995.
12. Шкробова, М. А. Граждановедение. Ульяновск, 2000.
13. Хрестоматия «Твоя Россия»
14. Данилов А.А. Россия ХХ века в лицах. Деятели культуры, науки, спорта. – М.:
«Просвещение», 2014.
15. nsportal.ru2011г. Авторы – составители: Сухарева С. В. Икрянова Г. А.
16. edureforma.ru›Форум бесплатных курсов Клуб модерации и активных методов обучения
17. 1September.ru«Открытый урок» Учительский фестиваль педагогических идей
18. newmetodist.blogspot.com› МетодистиК. Карпинская Е. В. внеурочная деятельность,
духовнонравственное направление (по факультативному курсу «Я – гражданин России» )
19. http://schoolcollection.edu.ru/
20. www.воспитание.su/
21. elib.bsu.by/.../1/НО%20ГРАЖДАНИНОМ%20БЫТЬ%20ОБЯЗАН.pdf
22. http://www.uznayprezidenta.ru/
23. http://pedkopilka.ru/
8. Планируемые результаты изучения курса
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода
и ответственность, доверие к людям;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и
младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное
творчество.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность
к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации курса должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
самодисциплинированный;
терпимый (толерантный);
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
уважительный;
любознательный;
активный;
коммуникабельный.
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Рабочая программа я Гражданин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.