Данный материал представлен в формате Word и предназначен в помощь учителю при наличии учащихся, находящихся на домашнем обучении по курсу физики 9 класса. В рабочей тетради представлены первые 17 тем курса: практические задания различного уровня сложности- это расчётные и графические задачи, физические диктанты, тестовые материалы...
1. Механическое движение. Траектория, путь и перемещение
Механическое движение ___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Траектория _____________________________________________________________________________________________
Путь __________________________________________________________________________________________________
Перемещение ___________________________________________________________________________________________
Материальная точка _____________________________________________________________________________________
Чтобы найти проекцию вектора на ось нужно _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
№ 15: Дана траектория движения МТ. Найти:
1)координаты точки в начале _____ м и конце ______ м движения
2)пройденный путь: ___________________________________________________________________
3)проекция перемещения на ось Х ______ м, ось Y _______ м
***Мяч бросили вверх с пола, достигнув высоты 10 м он стал падать, его поймали на высоте 1,5 м от
пола. Определить:
1)Путь мяча: _______________________________________________________________________________________________
2)Перемещение мяча: ________________________________________________________________________________________
А. путь = 18,5м перемещение = 8,5м В. путь = 1,5мперемещение = 18,5м
Б. путь = 11,5м перемещение = 1,5м Г. путь =18,5м перемещение = 1,5м
№ 1 (Волков): Дана схема движения. Определить:
1)начальные координаты тел:
Х0а= _____ км, Х0в =______ км, Х0с= _____к м, Х0D =_____ км
2)в каком направлении движутся тела:
А ______________, В _____________, В _______________, С ______________, D _______________ (по или против оси)
3)Скорости тел:
А ________________, В ______________, В ________________, С ________________, D _________________ (к м/ч)
Домашнее задание
***Определить по рис:
1)начальные координаты тел:
Х0а= _____ км, Х0в =______ км, Х0с= _____к м, Х0D =_____ км
2)в каком направлении движутся тела:
А ______________, В _____________, В _______________, С ______________, D _______________ (по или против оси)
3)Скорости тел:
А ________________, В ______________, В ________________, С ________________, D _________________ (к м/ч)
2. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения
Прямолинейным равномерным движением называют движение при котором
________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
формула скорости равномерного прямолинейного движения ___________________ единицы измерения __________
путь _____________ скорость _____________ время _____________ (написать буквенное обозначение)
3.На рис приведён график зависимости скорости движения тела от времени. Как движется тело в
промежутках времени 0 – 2с и 2 – 4 с?
1)0 – 2с: равномерно; 2 4с: ускоренно
2)0 – 2с: ускоренно; 2 4с:равномерно
3)0 – 2с: покоится; 2 4с: движется равноускоренно
***Описать движение по графику:
1.Нач скорость______ м/с 2.Конеч скорость _____ м/с 3.Скорость движения _____м/с
4.Путь через 1 с _____ м
5.Путь через 3 с _____м 6.Путь за всё время движения _____м
7.Равномерное ли это движение? ____ Объясни __________________________________________
___________________________________________________________________________________
8.В каком направлении движется тело? (по или против оси?) ______________________________
9.Общее время наблюдения тела _____________________ с
Если два тела встречаются, то их координаты сравниваются (надо приравнять уравнения их движения или координат)Чтобы определить начальную скорость, координату и ускорение тела, надо сравнить уравнение его движения с основной
формулой
№ 21: Движение грузового авто задано уравнением Х1 = 270 + 12t, а пешехода по обочине Х2 = 1,5t. С какими скоростями и
в каком направлении они двигались? Когда и где они встретились?
V1 = ____ м/с, _____ оси
V2 = _____ м/с _____ оси
время встречи = ______ с, координата встречи = ______ м
№ 23: Движение двух велосипедистов заданы уравнениями: Х1 = 5t, Х2 = 150 – 10t. Найти время и место их встречи.
время встречи = ______ с, координата встречи = ______ м
Домашнее задание
3. Прямолинейное равноускоренное движение. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
неравномерным
__________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
движением
называют
движение
при
котором
формула ускорения _______________________ единицы измерения _________
S = S0 + V0t + at2/2 уравнение движения
Х = Х0 + V0t + at2/2 уравнение конечной координаты
S = Х – Х0
Если два тела встречаются, то их координаты сравниваются (надо приравнять уравнения их движения или координат)
Чтобы определить начальную скорость, координату и ускорение тела, надо сравнить уравнение его движения с основной
формулой
1.Авто, движущийся со скоростью 10 м/с, начал тормозить с ускорением 1 м/с2. Сколько времени пройдёт до остановки авто?
__________________________________________________________________________________________________
2.Троллейбус, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1,5 м/с2. Через какое время он приобретёт скорость 54
км/ч? __________________________________________________________________________________________________
3.Авто, движущийся со скоростью 36 км/ч, останавливается при торможении в течение 4 с. С каким постоянным ускорением
движется авто? _____________________________________________________________________________________________
4.Авто, двигаясь с постоянным ускорением, на некотором участке увеличил свою скорость с 15 до 25 м/с. За какое время
произошло это увеличение, если ускорение авто равно 1,6 м/с2 ___________________________________________________
Домашнее задание
Какая скорость могла быть достигнута, если бы тело в течение 0,5 ч двигалось с ускорением 10 м/с2 из состояния покоя? ___
_______________________________________________________________________________________________________
4 – 5. Р/З: Прямолинейное равноускоренное движение (2ч)
№ 2: Авто при движении со скоростью 43,2 км/ч останавливается в течение 3 с. Какое расстояние проезжает он до остановки?
______________________________________________________________________________________________
№ 3: Поезд движется со скоростью 20 м/с. При торможении до полной остановки он прошёл расстояние 200 м. Определить
время, а течение которого происходило торможение____________________________________________________________
№ 3.7: Поезд, отходя от станции набирает скорость 15 м/с за 150 с. Каково его ускорение?
№ 3.8: С каким ускорением движется трогающийся с места автомобиль, если он набирает скорость 54 км/ч за 30 с?_______
А 1, вар 2: На рис представлен график зависимости модуля
скорости автомобиля от
времени t. Определите по графику путь, пройденный автомобилем в интервале от момента
времени 0 с до момента времени 5 с после начала движения.
1) 6 м 2) 15 м 3) 17 м 4) 23 м
А 1, вар 3: На рис представлении график зависимости модуля
Какой путь был пройден телом за вторую секунду?
1) 0 м 2) 1 м 3) 2 м 4) 3 м
скорости тела от времени
υ
t.
υ
А 1, вар 6: При прямолинейном движении зависимость пройденного телом пути S от времени t имеет вид: s = 4t + t2. Скорость
тела в момент времени t = 2 с при таком движении равна
1) 12 м/с 2) 8 м/с 3) 6 м/с 4) 4 м/с
А 1, вар 4: На рис представлен график зависимости модуля скорости
Найдите путь, пройденный телом за время от момента времени 0 с до момента времени 5 с.
1) 0 м 2) 15 м 3) 20 м 4) 30 м
скорости тела от времени
t.
υ
Домашнее задание
№ 37: Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нём пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору
пассажир поднимается за 3 мн. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору?
6. Относительность механического движения_____________________________________________________________________________________________________
№ 36: Скорость движения лодки относительно воды в n раз больше скорости течения реки. Во сколько раз больше времени
занимает поездка на лодке между двумя пунктами против течения, чем по течению? Решить для n = 2
________________________________________________________________________________________________________
**: теплоход прошёл по течению реки 150 км со скоростью 25 км/ч, а а обратно он плыл со скоростью 15 км/ч. Какова его
средняя скорость?______________________________________________________________________________________
**: Велосипедист проехал первую половину пути со скоростью 35 км/ч, а вторую половину – 15 км/ч. Какова средняя
скорость на всём пути?______________________________________________________________________________________
Домашнее задание
№ 2.19: Моторная лодка движется по течению со скоростью 9 км/ч, а плот – со скоростью 1 км/ч. Какова скорость движения
моторной лодки против течения?
1)Тело отсчёта – это …
А) тело, размерами которого можно пренебречь
Б) тело, относительно которого рассматривается изменение положение других тел
В) тело, которое не движется Г) тело, находящееся в неподвижной системе координат
2)Основная задача механики состоит в …
А) определении времени движения тела Б) определении пройденного телом пути
В) определении положения тела в произвольный момент времени
Г) определении сил, действующих на тело
3)Можно ли планету Марс принять за МТ при изучении её движения вокруг Солнца?
А) только, если рассматривать движение относительно Земли Б) можно
В) однозначного ответа на этот вопрос нет Г) нельзя
4) Можно ли планету Марс принять за МТ при рассмотрении посадки на Марс спускаемой межпланетной станции?
А) можно Б) можно, но только в системе отсчёта космонавтов
В) нельзя Г) однозначного ответа на этот вопрос нет
5)Изучение движения реального тела можно заменить изучением его модели – МТ, если
А) размерами тела в условиях изучаемого движения можно пренебречь В) масса тела мала
Б) массой тела в условиях задачи можно пренебречь Г) размеры тела малы
6)В каких случаях автобус можно считать МТ?
А.автобус подъезжает к остановке В.автобус движется от начального пункта до конечного
А) только А Б) на А, ни В В) только В Г) и А, и В
7)В каком из экспериментов шар можно принять за МТ?
1.измеряется время падения шара диаметром 1 см с высоты 5 м
2.измеряется объём шара
А) 1 Б) и 1, и 2 В) ни 1, ни 2 Г) 2
8)МТ имеет …
А) малую массу В) массу реального тела, моделью которого она является
Б) большую массу Г) ответ на этот вопрос неоднозначен
9)МТ = это …
А) объект, который в реальном мире не существует Б) реально существующий объект
10)МТ – это …
А) тело малых размеров Б) модель реального тела
В) тело, размеры которого меньше расстояний, на которые перемещается тело
11)Какое тело в механике может быть принято в качестве тела отсчёта?
А) тело, размерами которого можно пренебречь Б) любое тело В) только Земля
12)Траектория – это …
А) линия, по которой движется тело Б) след, который оставляет тело при своём движении
В) линия, в точки которой в последовательные моменты времени попадает МТ при своём движении
Г) линия. Которую описывает при своём движении тело
13)Перемещение – это …
А) длина линии, по которой движется МТ Б) кратчайшее расстояние между двумя положениями точки
В) линия, по которой движется МТ
Г) направленный отрезок прямой линии, соединяющий начальное и конечное положение МТ
14)Путь – это …
А) физическая величина. Численно равная длине траектории Б) скорость тела умноженная на время
В) нет правильного ответа Г) физическая величина. Численно равная сумме модулей элементарных перемещений
15)Траектория – это …
А) физическая величина В) физическое свойство пространства
Б) физическое понятие Г) физическое явление
16)Что оплачивает пассажир такси при перемещении из пункта А в пункт Б?
А) траекторию движения Б) время движения В) путь Г) перемещение
17) Что оплачивает пассажир самолёта при перемещении из пункта А в пункт Б?
А) траекторию движения Б) время движения В) путь Г) перемещение18)В СИ перемещение измеряется
А) м Б) км В) см Г) м/с
7. К/Р № 1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение
1. Можно ли считать материальной точкой иглу швейной машины в следующих случаях:
а) игла падает со стола _________ ;
б) игла движется при работе машины ________?
2. Прямолинейным равномерным движением называется движение, при котором тело
________ совершает __________ .
3. Определите координату пешехода, взяв за тело отсчета:
а) дерево: x = ________ ,
б) дорожный указатель: x = ________
4. Определите проекции векторов s1 и s2 на оси координат:
s1x = _____ м , s2x = ______ м ,
s2x = _____ м , s2y = ______ м
5. Чтобы найти среднюю скорость тела при неравномерном движении, надо ________
_________________________________________________________________________.
6. Равноускоренным называется движение, при котором скорость тела ____________
_________________________________________________________________________.
7. Мгновенной скоростью тела называется ____________________________________
________________________________________________________________________.
8. Автомобиль трогается с места с ускорением 2 м/с2. Каково его перемещение за 5 с? Какую скорость он наберет за это
время? s = ___________, v = ___________.
9. По уравнениям движения определите начальную координату тела и проекции векторов начальной скорости и ускорения:
а) x = –5 + 2t + 5t2, x0 = ______, v0x = ______, ax = ________,
б) x = –2t + 2t2, x0 = ______, v0x = ______, ax = ________.
10. . На рисунке показаны положения двух человек в момент
времени t = 0, а также их начальные скорости и ускорения. Запишите
уравнения движения
8. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
Первый закон Ньютона – закон инерции: существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют
свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действие других тел скомпенсировано.
Второй закон Ньютона: ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно
пропорционально его массе
Третий закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по величине и противоположны по
направлению (замечание – силы приложены к разным телам)
Инерциальная система отсчёта – это ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Формула второго закона Ньютона: ____________________
сила ____________, масса ______________, ускорение _____________ (буквенное обозначение и единицы измерения)
№ 42 (8 Громов): Тело массой 4 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?_____
№ 43 (8 громов): Масса яблока 40 г. С какой силой оно притягивается к Земле? Сколько времени оно будет падать с яблони,
если ветка, на которой оно висело, находилась на высоте 2,4 м?____________________________________________________
№ 48 (8 громов): Человек спускается на парашюте. Сила тяжести парашюта вместе с человеком 700Н. Чему равна сила
сопротивления воздуха, если движение равномерное?____________________________________________________________
№ 49 (8 Громов): Авто массой 15 т трогается с места под действием силы тяги 15 кН. Чему равно ускорение авто, если
действующая на него сила сопротивления равна 4,5 кН?__________________________________________________________
9. Р/З: Законы Ньютона
1)Почему, если вы несёте тарелку с жидкостью, нельзя резко ставить её на стол?______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
№ 41 (8 Громов): Какое ускорение будет сообщать камню массой 2 кг сила, равная 20Н?_______________________________
№ 47 (8 громов): Сила тяги авто 1000Н. сила сопротивления его движению 700Н. Чему равна равнодействующая этих сил?
___________________________________________________________________________________________________________№ 44 (8 громов): На высоте 2,4 м висит груша массой 30 г. Чему равна сила тяжести, действующая на неё? С какой скоростью
она ударится о землю, если упадёт?________________________________________________________________
1.Как движется тело массой 0,5 кг под действием силы 2 Н? Выберите правильный ответ.
А. С постоянной скоростью 0,25 м/с. В. С ускорением 4 м/с2
Б. С постоянной скоростью 4 м/с.
Домашняя работа
ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)Клавдий Птолемей был сторонником ___________________________________________________________ строения мира
2)Коперник утверждал, что система строения мира является _______________________________________________________
3)День и ночь сменяются благодаря вращению Земли вокруг ______________________________________________________
4)Время. За которое земной шар делает полный оборот, называется _________________________________________________
5)Относительность движения проявляется в относительности следующих величин _________, __________, __________ …….
6)Аристотель утверждал, что. Если на тело не сказывается внешнее воздействие. То оно _______________________________
___________________________________________________________________________________________________________
7)Если на тело не действуют другие тело, то оно _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
8)Система отсчёта. В которой выполняется закон инерции, называется ______________________________________________
9)Система отсчёта, которая движется с ускорением. Является ______________________________________________________
10)Согласно второму закону Ньютона, чем больше сила, действующая на тело, тем его ускорение _______________________
11) Согласно второму закону Ньютона, чем больше масса , действующая на тело, тем его ускорение _____________________
12)Причиной появления ускорения является _____________________________________________________________________
13)Действие одного тела на другое называется ___________________________________________________________________
10. Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Р/З: Свободное падение
Свободное падение – это движение тела только под действием силы тяжести
Перегрузка – при движении вверх с ускорением, отличным от 9,8 м/с2
Невесомость – при движении вниз с ускорением, отличным от 9,8 м/с2
1, стр 47: Тело падает с высоты 57, 5 м без начальной скорости. Сколько времени падает тело и какова его скорость при ударе
о землю?
2, стр 47: Стрела выпущена из лука вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с. На какую максимальную высоту
поднимется стрела?
3, стр 47: Тело свободно падает с высоты 20 м над землёй. Какова скорость тела в момент удара о землю? На какой высоте его
скорость вдвое меньше?
А2: Как будет двигаться тело массой 10 кг под действием силы 20Н?
1)равномерно со скоростью 2 м/с 3)равнозамедленно с ускорением 2 м/с2
2)равноускоренно с ускорением 2 м/с2 4)будет покоиться
А4: Камень, брошенный вертикально вверх с поверхности земли со скоростью 20 м/с. Упал обратно на землю. Сопротивление
воздуха мало. Какое приблизительно время камень находился в полёте?
1)1 с 2)2 с 3)4 с 4)8 с
А5: От высокой скалы откололся камень и стал свободно падать. Какую скорость он будет иметь через 3 с после начала
падения?
1)30 м/с 2)10 м/с 3)8 м/с 4)2 м/с
11. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности.
Движение искусственных спутников. Р/З: Движение по окружности
Закон всемирного тяготения: _______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Формула закона всемирного тяготения _______________________________
G = ______________________ гравитационная постоянная
формула ускорения свободного падения : ___________________________
формула центростремительного ускорения ________________
При движении по окружности ускорение направлено к центру, линейная скорость – по касательной к окружности
(перпендикулярно ускорению). Равнодействующая сил направлена к центру окружности (центростремительная сила)формула периода обращения __________________
Любое ли тело может стать искусственным спутником Земли? _________________
Что необходимо сделать, чтобы тело стало искусственным спутником Земли? ______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Какая планета называется «Голубой»? ____________________________________
Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? ________________________________________________
Кто первый космонавт Земли?_________________________________________________________________________
Кто первым ступил на Луну? ___________________________________________________________________________
Чему равна первая космическая скорость? _______________, тело является спутником _____________________
Чему равна вторая космическая скорость? _______________, тело является спутником _____________________
Чему равна третья космическая скорость? _______________, тело может покинуть __________________________________
№ 154 (9 Громов): С какой силой притягиваются друг к другу две книги массой 200г каждая, находящиеся на расстоянии 1 м
друг от друга?__________________________________________________________________________________________
№ 156 (9Громов): Найти силу гравитационного притяжения двух соприкасающихся свинцовых шаров диаметром 1 м и
массой160 кг каждый_____________________________________________________________________________________
А4 В7с: радиус движения тела по окружности уменьшили в 2 раза. Его линейную скорость тоже уменьшили в 2 раза. Как
изменилось центростремительное ускорение?____________________________________________________________________
1)увеличилось в 2 раза 2)увеличилось в 4 раза 3)уменьшилось в 2 раза 4)не изменилось
№ 6.10: Чему равна сила гравитационного притяжения между двумя одинаковыми бильярдными шарами в момент
столкновения? Масса каждого шара 200гдиаметр 4 см.
№ 6.12: С какой силой притягиваются два вагона массой по 80 т каждый, если расстояние между ними 1 км?
Домашнее задание
Продолжи предложение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Взаимное притяжение тел Вселенной было названо __________________________________________________________
Силы всемирного тяготения иначе наз _____________________________________________________________________
Гравитационный заряд тела равен ________________________________________________________________________
Взаимодействие с силами всемирного тяготения наз _________________________________________________________
Закон всемирного тяготения открыт………………………………………………………………………………………………
Притягивается ли яблоко, висящее на ветке к Земле? ________________________________________________________
Притягивается ли Земля, к висящему на ветке яблоку?
________________________________________________________.
При удалении тела от поверхности Земли, сила тяжести ___________________________________________________
Ускорение свободного падения на Луне _____________________ земного
8.
9.
10. Если скорость тела и действующая на него сила направлены вдоль одной прямой, то тело движется ________________
______________________________________________________________________________________________________
11. Если скорость тела и действующая на него сила направлены перпендикулярно друг другу, то тело движется _________
______________________________________________________________________________________________________
12. При движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, его ускорение направлено _________________
13. Центростремительная сила направлена …………………………………………………………………………………………
12. Импульс. Закон сохранения импульса. Р/З: Закон сохранения импульса
Импульсом тела называют _______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
формула импульса тела _________________________, единицы измерения _____________
формула импульса силы _________________________, единицы измерения ____________
Закон сохранения импульса ________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Что такое замкнутая система тел? __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Реактивное движение – движение при котором ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
На каком законе основано реактивное движение? _____________________________________________________________
От чего зависит скорость ракеты? __________________________________________________________________________
формула скорости ракеты ____________________В 22 В1: Тележка массой 10 кг, движущаяся по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью 5 м/с, сталкивается с
неподвижной тележкой такой же массы и сцепляется с ней. Скорость тележек после взаимодействия равна_______ м/с.
В22 В5: На вагонетку массой 800 кг, катящуюся по горизонтальному пути со скоростью 0,2 м/с, насыпали сверху 200 кг
щебня. На сколько при этом уменьшилась скорость вагонетки? ___________ м/с.
В 22 В 6: Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, догоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с.
Найдите скорость вагонов после взаимодействия, если удар неупругий __________ м/с.
Домашнее задание
Продолжи предложение
1. Величина, равная произведению массы тела на его скорость называется ………………………………………………………
2. Импульс направлен …………………………………………………………………………………………………………………
3. Если на тела системы не действуют внешние силы, то – это система …………………………………………………………..
4.
5. Может ли меняться импульс каждого из тел при взаимодействии? …………………………………………………………….
6. Изменяется ли импульс системы тел ? …………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………
Закон сохранения импульса применим для ………………………………… системы тел
13. К/Р № 2: Законы динамики
1.Авто разгоняется на горизонтальном участке шоссе. Что можно сказать о его полной механической энергии?
1.полная механическая энергия не изменяется, т.к. не изменяется потенциальная энергия авто
2.полная механическая энергия уменьшается, т.к. уменьшается кинетическая энергия авто
3.полная механическая энергия увеличивается, т.к. увеличивается потенциальная энергия авто
4.полная механическая энергия увеличивается, т.к. увеличивается кинетическая энергия авто
2. Мяч бросают вертикально вниз со скоростью 10 м/с. На какую высоту отскочит этот мяч после удара о пол, высота, с
которой бросили мяч 1 м?______________ м
3. На вагонетку массой 800 кг, катящуюся по горизонтальному пути со скоростью 0,2 м/с, насыпали сверху 200 кг щебня. На
сколько при этом уменьшилась скорость вагонетки? ___________ м/с.
4.Тело массой 4 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?____________Н
5.От чего зависит сила гравитационного взаимодействия между телами? ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
6.Что называют импульсом тела? ______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
7.Чему равен импульс космического корабля, движущегося со скоростью 8 км/с? Масса корабля 6,6 т____________________
8.Каким импульсом обладает человек массой 60 кг, бегущий со скоростью 6 км/ч?___________________________________
14. Колебания. Характеристики колебательного движения. Превращения энергии при колебаниях. Резонанс
Колебания – это _____________________________________________________________________________________________
Смещение – это _____________________________________________________________________________________________
Амплитуда – это ____________________________________________________________________________________________
период – это ________________________________________________________________________________________________
частота – это _______________________________________________________________________________________________
Математический маятник ____________________________________________________________________________________
Пружинный маятник _______________________________________________________________________________________
формулы:
период _____________, частота ___________
Томсона для математического маятника ____________________________
Томсона для пружинного маятника _______________________________
№ 12.1: Какие из перечисленных движений являются мех колебаниями?
А)движение качелей В)движение звучащей струны гитары
Б)падение мяча на землю Г)полёт стрелы
№ 12.2: Какие из перечисленных колебаний являются свободными?
А)колебания подвешенного на пружине груза после случайного толчка
Б)колебания поверхности работающего динамика
В)колебания подвешенного на нити груза, который отвели от положения равновесия и отпустили
№ 12.3: Какие из перечисленных колебаний являются вынужденными?
А)движение качелей, которые раскачивает стоящий на земле человек
Б)колебания случайно задетой струны гитарыВ)колебания чашей рычажных весов, на которые положили гирю
№ 12.11: Определите период колебаний математического маятника длиной 1 м.__________________
№ 1 стр 81: Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с. Найти период и частоту колебаний_________________________
№ 6 стр 82: Груз массой 0,4 кг, подвешенный к невесомой пружине, совершает 30 колебаний в минуту. Чему равна жёсткость
пружины?______________________________________________________________________________________
№ 2 стр 91: Найти массу груза, который на пружине жёсткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 с__________________
№ 12.21: По графикам, приведённым на рис, найдите амплитуду, период и частоту
колебаний:
амплитуда ____________, период ____________, частота ______________
амплитуда ____________, период ____________, частота ______________
А 7 вар 1 (10): На рис представлен график смещения тела от положения равновесия с течением
времени t при гармонических колебаниях. Чему равны амплитуда х0 колебаний и период Т колебаний?
1) х0 = 2 см; Т = 1 с 3) х0 = 2 см; Т = 4 с
2) х0 = 2 см; Т = 2 с 4) х0 = 4 см; Т = 4 с
Домашнее задание
0 = 2 см;
0 = 4 см;
ν
= 0,25 Гц
ν
= 0,25 Гц
ν
= 1 Гц 3) х
ν
= 4 Гц 4) х
А 7 вар 2 (10): На рис представлен график зависимости координаты х тела от времени t при
ν
гармонических колебаниях вдоль оси ОХ. Чему равны амплитуда х0 колебаний и частота
колебаний?
1) х0 = 2 см;
2) х0 = 2 см;
А 6 (вар 1): В каких направлениях относительно направления распространения волны совершаются
колебания в продольной волне?
1)во всех направлениях 3)только перпендикулярно к направлению распространения волны
2)только по направю распространения волны 4)по направю распространения и перпендикулярно к этому направлению
А 6 (вар 2): В каких направлениях совершаются колебания частицы сред в поперечной волне?
1)во всех направлениях 3)только перпендикулярно к направлению распространения волны
2)только по направю распространения волны 4)по направю распространения и перпендикулярно к этому направлению
15. Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Волны в среде
Волна – это _____________________________________________________________________________________________
Причина возникновения волны ____________________________________________________________________________
ВИДЫ ВОЛН
Распространение
частиц среды
колебаний
Распространение волны
Среда, в которой
распространяется волна
Продольная
Поперечная
№ 105: На ри изображён профиль поперечной волны, распространяющейся вправо. В каком направлении
движется в данный момент частица среды в точке А?____________
№ 106: На рис изображены профили поперечных волн, одна из которых распространяется вправо,
а другая – влево. В каком направлении движется частица А в каждом из этих случаев?
__________________ __________________
Вар 1 №7: На рисунке изображена поперечная волна в некоторый момент времени. Отметьте, какие из следующих
четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.
А. Скорость точки C направлена вниз.
Б. Через четверть периода скорость точки A будет направлена вверх.
В. Волна распространяется в положительном направлении оси x.
Г. Через половину периода скорость точки B будет направлена вверх
Домашнее задание
Вар 2 №7: На рисунке изображена поперечная волна в некоторый момент времени. Отметьте, какие из следующих четырех
утверждений правильные, а какие — неправильные.
А. Скорость точки C направлена вниз. Б. Скорость точки B равна нулю.
В. Волна распространяется в отрицательном направлении оси x.
Г. Через четверть периода скорость точки A будет равна нулю16. Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость
Звуковые волны – мех волны, лежащие в диапазоне, воспринимаемом человеческим ухом (20 Гц – 20 кГц)
Чем плотнее среда, тем скорость звуковой волны больше
Звук не распространяется в вакууме (нет частиц для передачи)
ν
Характеристики звука
1)высота (чем больше
2)громкость (чем больше амплитуда, тем больше громкость)
3)тембр или «окраска» звука одной частоты, тона …
, тем выше звук)
А 8 (вар 1): От чего зависит громкость звука?
1) частоты колебаний 2) амплитуды колебаний
3) частоты и амплитуды колебаний 4) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды
А 8 (вар 2): Чем определяется высота звука?
1) частоты колебаний 2) амплитуды колебаний
3) частоты и амплитуды колебаний 4) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды
А 15 вар 2: Мы можем услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием. Этот факт можно объяснить,
рассматривая звук как:
1) механическую волну
2) поток частиц, вылетающих из источника звука
3) поток молекул, составляющих воздух и движущихся от источника звука к поступательно
4) вихревой поток воздуха, идущий из источника звучания
А 17 вар 2: Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении частоты колебаний в звуковой волне?
1) повышение высоты тона 3) увеличение громкости
17. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо
1.Какие колебания называются ультразвуковыми?
а)с частотой выше 20000Гц б)с частотой выше 16 Гц в)в пределах от 16 до 20000Гц
2.Могут ли звуковые волны распространятся в безвоздушном пространстве?
а)могут, например, звук выстрела в)могут, если звуковые волны поперечные б)не могут необходимо вещество
3.От каких величин зависит высота тона?
а)амплитуды б)частоты в)громкости г)скорости распространения звука
4.Как распространяется звук в однородной среде?
а)прямолинейно с постоянной скоростью в одном направлении
б)по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием
в)прямолинейно и с постоянной скоростью во всех направлениях
5.Какая характеристика звука является объективной?
а)громкость б)спектр звука, звуковое давление, сила звука в)только громкость, высота звука, тембр