Чимидова Г.Г.
Рабочая тетрадь по курсу
Чимидова Г.Г., учитель начальных классов
МОУ «Ергенинская СОШ им. Л.О.Инджиева
и с/п. Годжур» Кетченеровского района РК
Чимидова Г.Г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Основы буддийской культуры».
4 – 5 классы
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 4 – 5 классов общеобразовательной школы. Содержит практические занятия по пропедевтическому курсу основ буддийской культуры и является приложением к учебнику «Основы буддийской культуры»,
4 – 5 классы, автора В.Л.Чимитдоржиева
Список использованной литературы.
1. Альбом «Золотая обитель Будды Шакьямуни» И. «Золотая обитель Будды Шакьямуни», 2006 - 2010
2. Альбом «Молитва, не знающая преград». И. Центр тибетской культуры и информации, 2007
3. Буддизм: шаг первый. Еше Пагчог. Элиста: АПП «Джангар», 2002
4. Буддизм в Калмыкии. Бакаева Э.П. Элиста: Калм.книжное изд-во, 1994
5. Жизнь Будды. Хаммалава Саддхатисса. И. «Ступени», Санкт-Петербург, 1991
6. Основы буддийской культуры. Учебник. Чимтдоржиев В.Л.
И. «Просвещение»,2010
7. Сохраним Тибет! Информ. бюллетень, И. Центр тибетской культуры и информации, фонд «Сохраним Тибет!», 2006
8. Старокалмыцкое искусство. Батырева С.Г., Элиста, Калм.книжное изд-во, 1991
9. Интернет-ресурсы
Урок 1.
Тема: Россия – наша Родина
Российская Федерация
Крупнейшее по территории,
населению, экономическому
потенциалу государство.
Расположена РФ в восточной
части Европы и в северной
части Азии.
Площадь – 17 075200км².
Население – 146,3млн.
жителей (2000г.)
Основное население составляют
русские - 81% (2000г., перепись),
проживает свыше 100 других национальностей.
В состав Российской Федерации входят
21 республика, 1 автономная область,
4 автономных округа, 9 краёв, 46 областей,
2 города федерального значения
(Москва, Санкт-Петербург).
Историческая справка.
1. Киевская Русь – IX - XIII века.
2. Принятие христианства – 988 год.
3. Монголо-татарское иго – XIII - XV века.
4. Октябрьский переворот – ноябрь (октябрь) 1917 год.
5. Великая Отечественная война – 1941 – 1945 годы.
6. ГКЧП и распад СССР – 1991 год.
7. Принятие новой конституции – 1993 год.
1. Вставьте в текст пропущенные слова.
- У каждого человека есть своя место,
где он родился и вырос.
- Все люди, живущие в одной стране,
связанные друг с другом, составляют одно
2. Найди на карте России свою малую Родину.
Определи по карте своих соседей.
3. Напиши, как по твоему взаимосвязаны слова добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики".
4. Посоветуйтесь с родителями и
напишите, какие традиции хранят в вашей семье. Какие ценности лежат
в их основе?
Урок 2.
Тема: Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия.
1. Выбери нужные слова: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, нормы морали и права, религия, сооружения, способы и формы общения, машины, кино, государство и заполни схему «Что такое культура?»
|
2. Как бы ты ответил на вопрос: Почему возникали религии?
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
3. Дополни: Сегодня
существуют мировые религии.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно - конфессиональные и этно - государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.
Гора Кайлас на юге Тибетского нагорья в Китае.
Четыре мировые религии (индуизм, буддизм, джайнизм, религия Бон) считают Кайлас священным местом.
Соедини стрелкой религию с её
основателем. Определи какие предметы к каким религиям относятся.
|
|
||||
|
|
|||
|
|||
|
|||
4. Будда –
это
В буддизме это тот, кто
![]() |
5. Последователи учения Будды –
учения Иисуса Христа –
учения пророка
Мухаммада –
учения пророка Моисея –
6. Где и когда жил основатель буддийского учения –
Будда Шакьямуни?
Напиши, что ты запомнил из того, что говорил Будда своим ученикам об улучшении своей жизни.
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
Урок 3
Тема: Будда и его учение.
1. Что приснилось царице
Махамайе? Как «прочитал» этот сон мудрец Асита?
2. Как назвали своего сына царь Шудходана и царица Махамайя?
![]() |
Опиши усилия царя, пытавшегося предотвратить предсказания мудреца.
3. Четыре встречи
Сиддхартхи Гаутамы:
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
Урок 4
Тема: Будда и его учение.
1. Вставь в текст пропущенные слова:
Долгие годы Сиддхартха жил
как . Затем царевич сел под дерево
и погрузился в глубочайшую .
Сиддхартха «пробудился» от
и
стал
2. Какие четыре благородные истины открылись Будде Шакьямуни?
3. Какое отношение имеют эти животные к «колесу учения»?
![]() |
|||
![]() |
4. Согласен ли ты с тем, что все люди хотят быть счастливыми? Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы все люди стали счастливыми?
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
Поговори об этом со своими друзьями, родителями. Сравни своё мнение с их мнением.
Урок 5
Тема: Буддийский священный канон «Трипитака».
Лама
Лобсанг Тогбе, служитель Золотой Обители Будды Шакья-Муни:–.В основе
учения Будды лежат четыре благородные истины. Все вокруг есть страдание –
говорит первая истина. Источник страдания – желание, говорит вторая. Третья
благородная истина утверждает, что с уничтожением желания уничтожается и
страдание. А четвертая указывает путь, который ведет к победе над желанием.
Большое значение в буддизме придается также состраданию. Основополагающая
заповедь Будды призывает «щадить все живое». Не причинение вреда и принесение
пользы другим: людям, животным, остальным живым существам.
1. Как называется священный
буддийский канон?
Назови его части.
![]() |
2. «Двойной дневник».
Ознакомьтесь с материалом к уроку «Буддийский священный канон «Трипитака».». Заполните таблицу:
•
С
левой стороны запишите фрагменты текста из сутр «Дхаммапады», которые произвели наибольшее впечатления, вызвали
какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни.
• С правой стороны дайте комментарий, что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
•
Выписки из текста |
Вопросы и комментарии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Урок 6
Тема: Буддийский священный канон «Трипитака».
1. Что символизируют эти животные в буддизме?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
![]() |
С каким понятием связано объединение этих животных?
![]() |
2. Как называется буддийский
священный канон, переведённый на тибетский язык?
« » является
священным каноном для буддистов нашей страны.
3.
Реши кроссворд
По горизонтали:
1. Дерево пробуждения.
5. Имя Будды Шакьямуни.
6. Священный буддийский канон.
По вертикали:
1. Одна из трёх мировых религий.
2.
Человек,
отказавшийся от жизненных
благ.
3. Сосредоточие, ведущее к внутренней гармонии.
4. Священный буддийский канон, переведённый на тибетский язык.
Урок 7
Тема: Буддийская картина мира.
1. Допиши:
Буддисты верят, что после смерти
человек
- это закон причины и
следствия. Если человек живёт осознанно, то он накапливает .
Если содеявший зло человек осознаёт свою ошибку и будет делать добро, то
2. Приведи примеры причины и следствия.
Ты не согласился с мнением друга, наговорил ему много грубых слов. |
|
Вы поссорились |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Работа над ошибками.
После смерти существа в зависимости
от своей сансары перерождаются. Причина страданий заключается в карме. В
колесе сансары существует 8 миров. «Колесо сансары» держит Будда. Над «колесом
сансары» в правом верхнем углу находится
ганджур.
4. Определи и покажи стрелкой: Какие деяния приводят к хорошей карме, и какие к плохой карме.
![]() |
Жить в мире с другими людьми.
Помогать окружающим.
Ссориться с родителями.
Сплетничать.
Жадничать
Слушаться старших.
Ухаживать за больным.
Просто так болтать глупости.
Хорошо учиться.
Быть невеждой.
5. Соотнеси и найди миры на «колесе сансары»:
Урок 8
Тема: Буддийская картина мира.
1. Опиши 3 низших мира.
Ад -
![]() |
Мир голодных духов –
![]() |
Мир животных -
![]() |
2. Реши кроссворд.
1. Осознание человеком своей ошибки и сожаление о содеянном.
2. Буддийская икона.
3. Круговорот, переход через различные состояния.
4. Что символизирует петух?
5. Закон причины и следствия.
3. Подпиши фрагмент Колеса Бытия.
Считается, что из всех существующих 6
миров именно в
есть возможность
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
Урок 9
Тема:
Добро и зло.
«Пусть во все времена бог - над вами, вера - в душе и вечность - перед вами» (Далай Лама XIV)
1. Как называются буддийские
храмы в разных республиках ?
Калмыкия
Бурятия
Тува
2. Прочитай притчу.
Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
-Конечно, нет!
-А воровать?
-Нет.
-А убивать?
-Нет.
-Так иди и познай все это – воскликнул мудрец, а, познав, не делай!
Как ты думаешь, прав ли был мудрец?
![]() |
• Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми?
![]() |
• Какое отношение вызывают у вас злые люди?
• Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими
же, как сейчас? Почему?
![]() |
• Как вы понимаете, что такое грех?
![]() |
3. В каком случае буддисты считают деяние неблагим?
![]() |
|||
![]() |
4. Соедини стрелкой понятие с его определением:
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
5. Подпиши картинки. Определи, какие деяния благие, какие неблагие.
![]() |
۩. Домашнее задание: подготовить рассказ с примерами из истории представлений о добре и зле.
Урок 10
Тема: Принцип ненасилия
1. Что есть добро в буддийском
понимании?
![]() |
Что есть зло?
![]() |
Как называется путь избавления от
страданий
![]() |
2. Двойной дневник Что ты сделал сегодня хорошего и плохого?
Хорошее |
Плохое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Сформулируй буддийский принцип ненасилия.
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
4. Как ты его понимаешь?
![]() |
Урок 11
Тема: Любовь к человеку и ценность жизни.
1. Как ты думаешь, сможешь ли ты
любить и сострадать человеку, который тебе неприятен, который когда-то обидел
тебя? Любой свой ответ постарайся пояснить.
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
Твои мысли созвучны с учением
буддизма?
![]() |
![]() |
2. Допиши.
Родиться для буддиста
очень ценно. В отличие от животных, способен
3. Что делает человека сильным и
счастливым?
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
4. Любовь матери – это истинная самоотверженная любовь. Как ты это понимаешь?
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
5. Подумай. Помогают ли тебе
уроки буддизма строить взаимоотношения с окружающим тебя миром?
Урок 12
Тема: Сострадание и милосердие.
1. Что такое активное сострадание?
Что такое готовность делать
добро для других в буддизме?
Без чего
невозможна нравственная красота?
Что такое милосердие?
2. Выдели примеры милосердия:
- накормить голодную собаку
- ударить человека
- уступить место бабушке в переполненном автобусе
- заступиться за слабого
- сквернословить
3. Реши кроссворд.
1. Просветлённый человек, который
остался в «колесе сансары», чтобы
помочь людям выйти из него.
2. Основной принцип буддизма.
3. Символические жесты, имеющие
определённый смысл.
4. Сочувствие чужому горю, соединённое
с желанием помочь.
5. Поступки в буддизме.
6. Бодхисаттва сострадания.
Урок 13
Тема: Отношение к природе.
1. Допиши
Земля – это
В буддизме считается, что карма
человека,
![]() |
2. Почему у народов, исповедующих буддизм, носки обуви загнуты вверх?
![]() |
3. Какие запреты, оберегающие природу существуют в буддизме?
4. Двойной дневник. Ознакомьтесь с материалом к уроку «Отношение к природе».
Заполните таблицу:примерами хорошего и плохого отношения к природе.
Хорошо |
Плохо |
Сажать деревья |
Рубить деревья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
Урок 14
Тема: Буддийские учители.
1. Работа над ошибками.
Первым буддийским учителем был Зая Пандита. Школу гелуг
основал Будда Шакьямуни. «Гелуг» переводится с тибетского как «просветлённый».
Главная книга Чже Цонкапы называется «Трипитака». Учитель должен обладать пятью
благими качествами.
2. Напиши всё, что знаешь об этом человеке.
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
Одно из направлений буддизма
3. Соедини термин с
его определением.
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Сосредоточие, ведущее к внутренней гармонии
,
,
Буддийский священнослужитель
,
|
|||
|
|||
Урок 15
Тема: Семья в буддийской культуре и её ценности.
1. Определи, какие советы
относятся к родителям, какие к детям.
а) Не воспитывай малолетних детей забитыми, учиняя постоянно наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития.
б) Благодетельному в) Наравне с отцом и
отцу и матери матерью воздавай
воздавай почёт достигшим
почёт. преклонного возраста.
Этим обретёшь силу
жизни и благополучие.
г) Чтобы
привить детям д) Слова и советы
смелость - родителей и старших
похвали, подбадривая высоко цени как верные
их. Если воспитаешь ориентиры поведения
в них гордость и жизнерадостность, и действия.
они будут
полезны в будущем.
2. Двойной дневник.
Способы проявления родителями любви к своим детям |
Способы проявления детьми любви и уважения к своим родителям |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Просмотри презентацию «Образ матери в произведениях художников, композиторов». Попробуй передать на бумаге своё настроение.
Урок 16
Тема: Контрольная работа
1. Выполни тестовые задания.
1
Кто такой Будда
Шакьямуни?
1. Актёр индийского кино.
2. Мудрец из рода Шакьев.
3. Имя буддийского монаха.
2
Какие истины открыл миру
Будда Шакьямуни?
1. Четыре благородные истины.
2. Истина в вине.
3. Земля имеет форму шара.
3
Что такое
священные книги?
1. Книги, освящённые в храме.
2. Тексты с учением.
3. Учебники
4
Священный
буддийский канон.
1. Винная-питака.
2. Санскрит.
3. Трипитака.
5
Что такое карма?
1. Закон причины и следствия.
2. Буддийская притча.
3. Жизнь человека.
6
В чём заключается смысл
человеческой жизни с точки зрения буддизма?
1. В накоплении денег.
2. В накоплении знаний.
3. В накоплении заслуг
7
Буддийский
принцип ненасилия.
1.Помогать, не причинять вреда.
2. Бороться со злом.
3. Не сопротивляться насилию.
8
Главная суть
буддийского учения.
1. Образование.
2. Непротивление.
3. Ненасилие.
9
Сострадание и
милосердие.
1. Сочувствие чужому горю, соединённое с желанием помочь.
2. Совместное переживание.
3. Помощь по принципу «ты – мне, я – тебе»
10
Дерево, под которым
«пробудился» Будда Шакьямуни.
1. Берёза.
2. Бодхи.
3.
11
Баобаб.
Как звали мать принца Гаутамы?
1. Айшвария.
2. Индира.
3.
12
Махамайя.
Буддийская картина мира.
1. «Колесо сансары».
2. Колесо обозрения.
3.
13
Глобус.
Что такое медитация?
1. Восточная оздоровительная гимнастика.
2. Сосредоточение, ведущее к внутренней гармонии.
3.
14
Усиленное размышление
над чем-либо.
Какой титул носит Глава буддистов Республики Калмыкия?
1. Шаджин лама.
2. Камбы-лама.
3. Хамбо-лама.
Урок 18
Тема: Буддизм в России.
1. Дополни ряд слов:
а) Гелуг, ньингма, кагью,
б) Трипитака, Ламрим Ченмо,
в) ад, мир голодных духов, мир
животных,
![]() |
г) сострадание, милосердие,
2. Обозначь на карте республики, исповедующие буддизм.
![]() |
3. Хамбо-лама Итигэлов. Ты это имя раньше слышал?
Напиши, что ты знаешь о нём. Что тебе кажется удивительным в истории его жизни и смерти? На какие мысли тебя это наводит?
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
4. Подпиши картинки.
![]() |
5. Составь предложения со следующими словами:
хурул, дацан, развитие буддизма, лама.
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
6. Дай определение:
Раскаяние - это
![]() |
|||
![]() |
Урок 19
Тема: Путь духовного совершенствования.
1. Путь к тому, чтобы покончить со страданиями, - это Срединный путь, иначе -Благородный Восьмеричный Путь. Распиши его.
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Подпиши картинки.
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
3. Сострадание - это
![]() |
4. Найди предмет (картинка), его термин, его
определение.
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
Буддийский символ гостеприимства.
Путь духовного
совершенства.
Струнный
музыкальный инструмент.
Буддийская община.
Оружие древнеиндийского бога войны Индры.
Главной причиной
человеческих
перерождений являются духовные скверны:
неведение, гнев и алчность.
Они изображаются в самом центре
Колеса Бытия в виде свиньи, змеи и петуха.
Змея и петух изображены выходящими
из пасти свиньи, что говорит о том,
что неведение является первопричиной
человеческих страданий и
порождает гнев и алчность.
5. В чём заключается суть Восьмеричного благородного пути?
![]() |
|
![]() |
6. Бодхисаттва – это
![]() |
Уроки 20-21
Тема: Буддийское учение о добродетелях.
«Главный элемент во всём есть мысль. Превыше всего – мысль.
Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует
со злобной мыслью, страдания сопутствуют ему, как колесо
следует за копытом животного, которое тащит повозку.
Если человек говорит или действует с благой мыслью,
счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его» (Дхаммапада)
1. Парамита , в переводе с
санскрита -
![]() |
Заполни.
2. Напиши, кто это? Укажи его
изображение.
Авалокитешвара – будда сострадания.
Манджушри –
![]() |
Будда Шакьямуни -
![]() |
|||
![]() |
Зелёная Тара (Ноһан дәрк) – богиня утешительница, защитница, почитается как мать всех живых существ. Будда медицины.
Балдан Лхамо (Окн Теңгр) -
![]() |
Чже Цонкапа (Зоңква
гегән)–
![]() |
|||
![]() |
3. Со словами медитация, нравственность, совершенство, альтруизм составьте предложения.
Например: Ключевое понятие буддийской этики – альтруизм.
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
4. Зачеркни лишнее слово.
а) Будда Шакьямуни, Иисус Христос, Адам, Аллах.
б) Гелуг, сакъя, ньингма, ислам.
в) Церковь, хурул, хуре, дацан.
г) Ганджур, Ламрим Ченмо, Коран, Трипитака.
Урок 22
Тема: Буддийские символы.
1. Вставь пропущенные слова.
Главные символы буддизма - это
«Три драгоценности буддизма» - это
![]() |
На санскрите «Три драгоценности» -
По легенде, когда Будда достиг просветления под деревом ,
божества преподнесли ему
2. 8 благоприятных символов, какое значение в буддизме имеет каждый из них.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Работа над ошибками. Символы в буддизме.
|
|
|
Свет учения буддизма. Скромность последователей Защита
учения. Будды.
4. Реши кроссворд.
1.
Символ твёрдости истинного учения.
2. Буддийский символ чистоты.
3.
Святыня для буддиста.
4. Индийское божество, первым
представшее перед Буддой с золотым коле
5. «Три драгоценности» в переводе на санскрит.
6. Символ круговорота рождений и смертей.
5. «Ромашка вопросов». Составь и запиши на лепестках ромашки вопросы по теме.
![]() |
Урок 23
Тема: Буддийские ритуалы и обряды.
1. Какую роль в жизни человека играют ритуалы и обряды?
![]() |
|||
![]() |
2 Общими для всех буддистов
ритуалами являются:
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
3. Вбери правильное утверждение.
а) Принятие прибежища означает найти место, где можно укрыться, найти приют, средство спасения и защиты.
б) Принятие прибежища происходит,
прежде всего в сердце человека, в его мыслях.
в) Мантра – это священные слоги, которые произносят вслух, про себя или шёпотом.
г) При чтении мантры буддисты желают освобождения от страданий только себе.
д) Подношения делают образам
Будды, «трём драгоценностям», всему хорошему, что есть в мире.
е) Подношения совершаются материальными предметами, словесно или в уме.
Ритуальные семь чашечек и лампадка для ежедневных подношений (тәкл).
4. Какие ритуалы и обряды ты
знаешь? Где ты это видел?
Как ты думаешь, для чего это проводилось?
5. Дай определения следующим понятиям:
Мистерия – это
Мантра – это
Чётки – это
Дхарма – это
Сангха – это
Хий морин – это
6. Опиши мистериюЦам.
Урок 24
Тема: Буддийские святыни.
1. Выбери буддийские святыни: Коран, танка, ступа, крест, статуя Будды, Кааба, Лумбини, Тора, распятие, синагога.
2. Назови три небольших города Индии, где:
а) Сиддхартха достиг просветления
б) Будда дал свою первую проповедь)
в) Будда «ушёл» из мира «сансары»
3. Перечисли святые реликвии буддизма: мощи и прах Будды и буддийских святых,
4. К святыням совершают
Одно из наиболее посещаемых святых мест -
Считается, что к
местам способствует
5. Буддийские святыни в России:
6. По фрагментам «колеса сансары» определи миры.
Урок 25
Тема: Буддийские святые сооружения.
1. Обязательные элементы ступы.
Элементы ступы |
Значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
основание |
«омрачение» ума |
Ступа символ природы ума
2. Какая легенда связана с полусферической формой ступы?
Согласно буддийской вере, ступа - это
3. Почитание ступы это
4. Допиши: Верхушка ступы
символизирует цель буддийского пути - .
Считается, что буддийские ступы
Согласно преданию, первые буддийские
ступы были воздвигнуты после кремации тела Будды .
Позже в ступы стали помещать
Урок 26
Тема: Буддийский храм.
Сидят во время проведения
служб на скамейках, на полу в позе лотоса, полулотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Правильно сложенные ладони рук находятся на уровне груди.
1. Допиши:
Буддийский монастырь
является .
Полупоклон
Полный поклон
(простирание)
Перед тем, как войти в Хурул верующие совершают священный круг.
В буддизме все движения совершаются по ходу Солнца. Круг начинают с вращения молитвенных барабанов слева, обходят Хурул и заканчивают круг вращением барабанов справа. Согласно магическим цифрам по буддийской нумерологии можно совершить священный круг 3, 7, 21, 108 раз или по количеству прожитых лет.
2. Вставь пропущенные слова:
Главное место храма -
.
Он находится на стороне,
так как считается, что
.
В центре
на возвышении размещается
. Слева и справа от неё
находятся
Перед располагаются чаш
с различными подношениями
3. Что они символизируют?
|
|
|
чистота ума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Правила поведения верующих в храме.
Главой буддистов Калмыкии является Шаджин
лама Тэло Тулку Ринпоче – реинкарнация великого индийского махасиддхи
Тилопы, жившего в 10 веке. Благодаря его активности и энергии буддизм стал
неотъемлемой частью духовной жизни народа
Урок 27
Тема: Буддийский календарь.
1. Как появился знаменитый
двенадцатилетний «цикл животных»?
2. Расставь цифры от 1 до 12 по порядку следования животных в календаре.
3. Заполни таблицу:
№ |
Год |
По григорианскому календарю |
По буддийскому календарю |
Животное |
1 |
Нынешний |
|
|
|
2 |
Год твоего рождения |
|
|
|
3 |
Следующий год |
|
|
|
4 |
Год окончания Великой Отечественной войны |
|
|
|
5 |
Год принятия Конституции РФ. |
1993 |
2537 |
петух |
4. Реши кроссворд.
По горизонтали:
2. Небольшой колокольчик, который держат
в левой руке во время исполнения мантры.
4. Главное место в храме.
6. Цилиндры,
символизирующие
победу знаний над невежеством.
По вертикали:
1. Символ Будды Шакьямуни и его Учения.
2. Медный духовой инструмент в форме хобота слона.
3.Культовый обряд, основная цель которого – устранение страданий людей и отпугивание злых сил.
5. Золочёный шпиль на вершине буддийского храма.
В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических и метеорологических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, предсказаний спокойствия или волнений в обществе, составления индивидуальных гороскопов.
5. Восстанови текст, вставь пропущенные слова.
Восьмого числа каждого месяца проводится молебен,
посвящённый
, который благоприятно влияет на Пятнадцатого
числа совершается подношение «четырёх мандал»
богине Зелёной Таре – воплощению беспредельного сострадания. Оно
Зелёная
Тара - способствует
Будда медицины
Урок 28
Тема: Буддийские праздники.
Главными праздниками буддистов являются:
Сагаалган — Новый год 14 февраля (дата для 2010 года)
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры 9 мая (дата для 2010 г.)
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
27 мая (дата для 2010 года)
Майдари-хурал — Круговращение Майтрейи. 25 июля (дата для 2010 года)
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита 9 ноября (дата для 2010 года)
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы. 1 декабря (дата для 2010 года)
Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником, однако этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.
1. Что такое праздник в буддийском понимании?
2. О каких праздниках из перечисленных выше, ты уже слышал? Как они празднуются? Какие обряды и ритуалы соблюдаются? Празднуются ли они в твоей семье? Как?
3. Как называется Новый год по
восточному календарю?
Какие молебны ведутся
во время Белого месяца?
4. Чему посвящён буддийский
праздник Весак?
В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей.
Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти
дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз.
Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий,
но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых,
благих
деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к
сути учения, к Природе и Абсолюту.
5. Соотнеси понятие с его определением.
Будда Майтрейя
Монлам Ченмо
1. Гневная
богиня, защитница буддийского учения.
2. Хурал в память о 15 чудесных
Лхамо
деяниях
Будды Шакьямуни.
Ламрим Ченмо
3.
Будда грядущего
4. Главная книга Чже Цонкапы.
6. Распиши праздник Майдари-хурал.
Человеку с «западным»
складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в
устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике,
чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить
зло или грех.
Урок 29
Тема: Искусство в буддийской культуре.
1. Вставь пропущенные слова: Основными
атрибутами буддийского храма считаются ,
которая располагается ,
а также изображение « » на
2. Характерными чертами для
буддийских храмов являются
3. Что должен учитывать скульптор при изображении Будды Шакьямуни?
Что символизируют эти признаки?
4. Танка - это
5. В буддизме считается, что является
одной из
6. Буддийская духовная традиция -
это
7. Каждый предмет буддийской религиозной жизни можно рассматривать как
Урок 30
Тема: Любовь и уважение к Отечеству.
1. Красным карандашом обведи даты государственных праздников России, а синим – даты религиозных праздников.
а) 9 мая – День Победы, б) 12 декабря – День Конституции, в) 12 апреля – День космонавтики, г) 7 января – Рождество, д) 1 декабря – Зул, е) 8 марта – Международный женский день, ё) 25 июля - Майдари-хурал, ж) 7 ноября – День примирения и согласия, з) 27 мая - Дончод-хурал, и) 21 марта – Навруз.
2. Впиши пропущенные слова. Отметь
ту часть Российской Федерации, в которой ты живёшь.
Российская Федерация
2 города федерального значения |
|
1 автономная область |
46 |
|
4 |
Россия – это моя страна, поэтому я – России.
Нас всех объединяет любовь к ,
, ,
.
3. Соедини события и даты.
VII – X вв.
а) Построена первая мечеть в городе Дербенте.
VIII в.
б) В государстве Хазария исповедуют иудаизм.
988 г.
в)
Крещение Руси.
XVII в.
г) Распространение нерелигиозных культур.
XVIII в.
д) Проникновение буддизма в Россию
. 4. Как ты понимаешь слово патриотизм? Оно
как-то связано с темой урока, с материалом всего курса «Основы буддийской
культуры»? Как?
5. Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?
Что ты о них знаешь?
6. Ты согласен с мыслью, что
ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других?
Буддийская философия раскрывает принципы
бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего
знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире
осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в
целом. За каждое совершенное дело — как хорошее, так и плохое, люди несут
ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся
реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий,
ожидающих в будущем.
Урок 31
Тема: Контрольная работа.
1.
Что такое буддизм?
2. Как возник буддизм и каковы его особенности?
3. Что такое зло и что такое добро? Приведите примеры.
4. Когда и где был построен первый буддийский храм в Европе?
5. В каких регионах в нашей стране исповедуется буддизм?
6. Какое значение имеет буддийский монастырь в жизни верующего?
7. Закончи предложения: а) Я понимаю буддийскую культуру как…
8. Прокомментируй несколько самых важных для буддистов заповедей.
9. В чём заключается суть Восьмеричного благородного пути?
10. Как бы ты прокомментировал слова Будды: «Тот, кто достиг власти над самим собой, воистину является более великим победителем, нежели тот, кто победил тысячу врагов».
11.Для чего верующие буддисты совершают паломничество к священным местам?
12. Чего желают паломники при обхождении вокруг святыни?
13. С какой целью возводят ступы?
14. Что такое танка? Где появилась первая танка? Что она изображала?
15. С чего начинается Родина для тебя?
16. Подумай. Повлияли ли уроки «Основы буддийской культуры» на твоё мировоззрение, мироощущение, на взаимоотношения с окружающими: родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками? Приведи примеры.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.