РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
правоведение
Взрослым
06.05.2018
Рабочая тетрадь по курсу «Основы права» предназначена для студентов специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике». Многие вопросы и задания не имеют однозначных решений; их цель состоит в том, чтобы научить студентов аргументированно излагать свои мысли, делать выводы и защищать свою точку зрения. Помещенные в тетради задания призваны помочь студентам в усвоении основных идей и понятий курса
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.doc
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Тема : Основы права
Составители:
Сафина В.Г, заместитель директора по НМР
Горланова З.В, преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых
технологий и сервиса»
3 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Раздел I. Теория права ……………………………………………………………….. 3
Раздел II. Конституционное право РФ …………………………………………….. 10
Раздел III. Гражданское право ……………………………………………………... 16
Раздел IV. Трудовое право …………………………………………………………. 22
Раздел V. Административное право ………………………………………………. 26
Раздел VI. Уголовное право ……………………………………………………….. 30
Раздел VII. Семейное право ……………………………………………………….. 34
Библиографический список ………………………………………………………… 38
4 ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по курсу «Основы права» предназначена для студентов
специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта», 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», 09.02.05
«Прикладная информатика в экономике».
В тетради предлагается комплекс разнообразных заданий по всем темам,
предусмотренным государственным образовательным стандартом («Теория
права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Трудовое право»,
«Административное право», «Уголовное право», «Семейное право»):
1) задания на определение юридических терминов;
2) задания на восстановление логических схем;
3) задания на заполнение сравнительных таблиц;
4) задания на классификацию юридических явлений;
5) задания на обоснование собственного мнения по спорным вопросам и
проблемам;
6) практические задания,
рассчитанные на применение полученных
теоретических знаний к конкретным правовым ситуациям;
7) познавательные задачи и задания.
Многие вопросы и задания не имеют однозначных решений; их цель состоит в
том, чтобы научить студентов аргументированно излагать свои мысли, делать
выводы и защищать свою точку зрения.
Помещенные в тетради задания призваны помочь студентам в усвоении
основных идей и понятий курса.
5 Раздел I. ТЕОРИЯ ПРАВА
Право в системе социальных норм
1. Объясните термины.
Социальные нормы – ________________________________________________
______________________________________________________________________
Нормы морали – ____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Корпоративные нормы – ______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Религиозные нормы – ________________________________________________
______________________________________________________________________
Правовые нормы – ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Заполните схему.
6 Признаки права
Источники (формы) права
3. Объясните термины.
Источники (формы) права – ___________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Правовой обычай – __________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Судебный прецедент –________________________________________________
______________________________________________________________________
Нормативный правовой акт – __________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Закон – ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Подзаконный акт – ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Обратная сила закона – _______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Нормативный договор – ______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7 4. Заполните схему.
Виды законов
Законы
Система права
5. Объясните термины.
Система права – _____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Отрасль права – _____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Институт права – ____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Предмет правового регулирования – ____________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Метод правового регулирования – ______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Вставьте пропущенное слово и закончите фразу.
Публичное право регулирует __________________________________________,
а частное право – ______________________________________________________
7. Публичное право, созданное древними римлянами, не оказало глубокого
влияния на развитие мировой юриспруденции, в то время как большинство
8 институтов римского частного права легло в основу гражданского
законодательства многих стран мира.
Как вы думаете, почему это произошло?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Чем процесс образования норм международного права отличается от
внутригосударственного правотворчества?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9. Заполните таблицу.
Отрасли российского права
Название
отрасли права
Предмет правового
регулирования
Метод правового
регулирования
Основной
источник права
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Правоотношение
10. Объясните термины.
Правоотношение –___________________________________________________
9 ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Юридический факт – _________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Правоспособность – _________________________________________________
______________________________________________________________________
Дееспособность – ___________________________________________________
______________________________________________________________________
Деликтоспособность – _______________________________________________
______________________________________________________________________
11. Проклассифицируйте по всем основаниям следующие юридические факты:
а) заявление о приеме на работу ________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б) прогул занятий студентом дневного отделения _________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
в) перевод на иную работу в рамках одного предприятия ___________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
г) разрушение дома при землетрясении __________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
д) кража ценной картины из музея ______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Чем отличается время возникновения правоспособности и дееспособности у
физических лиц и у юридических лиц?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
13. Кто и в каких случаях может ограничить правоспособность российского
гражданина?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
10 14. Объясните термины.
Правонарушение – ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Преступление – ______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Юридическая ответственность – _______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
15. Десятиклассники Игорь и Александр решили покататься на лодке. Заехав в
глубокое место, Игорь предложил Саше искупаться. Тот отказался, так как не
умел плавать. Однако Игорь, пообещав поддержать, столкнул его в воду. Саша,
захлебнувшись, пошел ко дну. Найти и вытащить его Игорю не удалось.
Было ли совершено преступление? Охарактеризуйте его состав (все четыре
элемента).
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16. Сухотина из окна своей квартиры, находящейся на 5м этаже одного из
домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку.
Банка попала в лицо Афониной, проходившей по улице. В результате последняя
лишилась левого глаза.
Виновна ли Сухотина в наступивших последствиях? Какова форма ее вины?
Охарактеризуйте элементы состава преступления.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11 17. Приведите пример правонарушения в виде бездействия с формой вины –
косвенный умысел.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
18. Как вы думаете, чем руководствуется законодатель, снижая возраст,
например, уголовной ответственности за отдельные виды преступлений до 14 лет?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
19. О каком виде юридической ответственности идет речь в следующих
статьях:
а) «юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной
опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником
повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие
непреодолимой силы или умысла потерпевшего»;
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б) «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод,
источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств,
если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или
растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству,
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного дохода (правонарушителя) за
период от одного до двух месяцев…»
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
20. Кассир отдал преступникам большую сумму денег под угрозой
направленного на него огнестрельного оружия. Совершил ли он преступление?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12 21. Пьяный Кротов ночью пришел к квартире Дегтярева и стал стучать в дверь.
Дегтярев открыл ее, и Кротов, войдя в квартиру, начал избивать хозяина. Затем.
Увидев на кухне столовый нож, схватил его с целью нанесения ранений Дегтяреву.
В борьбе Дегтяреву удалось вырвать нож и, отражая нападение, ударить им
Кротова в грудь. От полученного ранения Кротов скончался.
Совершил ли Дегтярев преступление?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература [11, 13, 15]..
13 Раздел II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ
1. Объясните термины.
Конституция – ______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Президент – _________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Референдум – _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Импичмент – ________________________________________________________
______________________________________________________________________
Правосудие – _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Правовой статус – ___________________________________________________
______________________________________________________________________
Кассация – __________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
Органы государственной власти
Президент –
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
1.
2.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
3. Подумайте, почему в одних странах конституции не изменяются долгое
время, а в других они более динамичны? Аргументируйте свою позицию.
14 ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Подберите в СМИ материал о нарушениях прав личности и их соблюдении.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Заполните таблицу.
Функции Правительства РФ
Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
6. Заполните таблицу.
Компетенция палат Федерального Собрания РФ
Федеральное Собрание –____________________ и ______________________
орган РФ
К ведению Государственной Думы относятся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
К ведению Совета Федерации относятся:
15 5.
6.
7.
8.
9.
7. Многие граждане высказывают мнение о необходимости снижения возраста,
с которого устанавливается право избирать и быть избранными. Так, многие
считают, что, получив в 14 лет паспорт, они являются вполне грамотными для
решения политических вопросов в государстве. Выпишите в тетрадь по три
аргумента в защиту и против этой позиции.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Изобразите в виде логической схемы основные этапы процедуры
импичмента.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9. 30летний гражданин России, проживающий в Белоруссии, приехал в
Россию, собрал необходимое количество подписей и подал заявление в ЦИК
России с просьбой зарегистрировать его в качестве кандидата в Президенты РФ.
Какой ответ даст ЦИК России?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. В какой суд следует обратиться гражданам в следующих ситуациях:
– расторжение брака и решение спора о разделе квартиры;
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
– решение спора о недопоставке товара в фирме «А» от фирмы «В»;
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
– признание конституционности нормы нового закона;
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16 – взыскание долга с должника.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. Каковы основные полномочия Конституционного суда?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Закончите схему.
Судебная система РФ
Конституционный суд
Арбитражный суд
Районный (городской) суд
13. Заполните пропуски в предложениях:
Конституционный Суд РФ состоит из _________________________________
назначаемых на должность по представлению ______________________________
правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании
Конституции обладают __________________________________________________
14. Объясните, в каких случаях свобода слова – политическое право, а в каких
– личное.
______________________________________________________________________
17 ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
15. В чем состоит принципиальное отличие полномочий Совета Федерации и
Государственной Думы?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16. Заполните таблицу.
Полномочия Президента
В области
исполнитель
ной власти
По отноше
нию к зако
нодательной
В области
судебной
власти
В области
обороны и
безопасности
В области
внешней
политики
В отно
шении
граждан
власти
17. Какая роль отводится Президенту, Совету Федерации и Государственной
Думе в законодательном процессе в РФ?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
18. Заполните схему.
18 Принципы судопроизводства
19. Что говорится в Конституции РФ о возможности роспуска Государст
венной Думы?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
20. Заполните таблицу.
Основные права человека и гражданина
Личные
Политические
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1. Право на частную собственность
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
19 21. Чем федеративное устройство РФ отличается от структуры федерации в
США? Назовите не менее трех отличий.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
22. В чем состоит отличие судебной власти от законодательной и
исполнительной?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература [1, 11, 15, 17].
20 Раздел III. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
1. Объясните термины.
Гражданское право – _________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
–
Сделка
____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Сроки – ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Обязательство – _____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Наследование – ______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Охарактеризуйте предмет гражданского права. Что собой представляют
имущественные и личные неимущественные отношения?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Заполните таблицу.
Признаки юридического лица
Юридическое лицо характеризуют
1)
2)
3)
4)
5)
21 4. Возможно ли установление гражданскоправовых правоотношений с группой
(бригадой) строителей, которые занимаются ремонтом жилых и не жилых
помещений?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Заполните таблицу.
1. Товарищество
Виды юридических лиц
Юридические лица
Коммерческие
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
Некоммерческие
6. Заполните таблицу.
Виды объектов гражданских прав
Объекты гражданских прав
22 1.
2.
3.
4.
5.
7. Попытайтесь привести аргументы в пользу положения, согласно которому
юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам и не отвечает
по личным долгам учредителей, а учредители юридического лица не отвечают по
его обязательствам.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Заполните таблицу.
Характеристика коммерческих юридических лиц
Коммерческие юридические лица
Виды
Имущество
Ответственность
23 9. Объясните, какие сделки совершаются устно, а какие – письменно.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. Во многих случаях законодательство прямо устанавливает, какая сделка
является возмездной, а какая безвозмездной. Как Вы считаете, для чего это
делается?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. Закончите схему.
Классификация сделок
Сделки
По выражению воли
По форме совершения
12. Заполните таблицу.
Виды договоров
Договоры
По предмету
По содержанию
24 13. Заполните таблицу.
По основаниям
1.
2.
3.
Виды сроков в гражданском праве
Сроки в гражданском праве
По тому, как определен срок
1.
2.
По назначению
1.
2.
3.
4.
14. Заполните схему.
Условия действительности сделок
1.____________________________________
2.____________________________________
3.____________________________________
4.____________________________________
Сделка
действительна, если
15. Заполните таблицу.
Виды оснований возникновения обязательств
Основания возникновения обязательств
25 1.
2.
3.
4.
5.
16. Раскройте содержание правомочий права собственности.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
17.Перечислите формы права собственности. Какие объекты могут находиться
в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
18.Назовите основные формы гражданскоправовой ответственности. Чем она
отличается от других видов ответственности?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
19. Что представляет собой презумпция виновности?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
20. Объясните, в чем состоят особенности долевой, солидарной и субсидиарной
ответственности.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
21. Будет ли нести гражданскоправовую ответственность лицо в следующих
случаях:
26 а) работник при использовании компьютера в нерабочее время для своих целей
сломал его;
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б) Михаил при выполнении работ по электропроводке нового оборудования
испортил стену и мебель фирмы;
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
в) в результате наводнения фирма не смогла переправить партию товара другой
фирме в срок, так как поезд простоял на путях неделю.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
22. О каких правах потребителя Вам известно? Сталкивались ли Вы с
нарушениями прав потребителей?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
23. Кто может стать наследником первой очереди? Согласны ли Вы с таким
положением законодательства?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература [2, 4, 6, 15, 16].
27 Раздел IV. ТРУДОВОЕ ПРАВО
1. Объясните термины.
Трудовой договор – __________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Материальная ответственность – _______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дисциплина труда – __________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Коллективный договор – ______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Индивидуальный трудовой спор – ______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Коллективный трудовой спор – ________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Перевод на другую работу – ___________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Заполните таблицу
Способы разрешения трудовых споров
Трудовые споры разрешают
Индивидуальные
Коллективные
1.
2.
1.
2.
3. Как Вы считаете, в чем состоит важность для субъектов права установления
трудового характера их взаимоотношений?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
28 4. Заполните таблицу.
Предмет трудового права
Трудовое право регулирует
трудовые отношения
отношения, производные от трудовых
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
5. Заполните схему.
Условия трудового договора
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
29 6. Как Вы думаете, почему законодательство ограничивает продолжи
тельность рабочего времени? Разве это не является личным делом каждого?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Перечислите акты, которые устанавливают трудовую дисциплину.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Заполните таблицу.
Виды переводов на другую работу
Переводы на другую работу
В зависимости от срока:
1.
2.
В зависимости от места:
1.
2.
3.
В зависимости от инициативы:
1.
2.
9. Назовите поощрения за труд и взыскания за совершение дисциплинарного
проступка.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
30 10. Приведите примеры дисциплинарных проступков, связанных с нарушением
учебной дисциплины, за которые могут быть применены замечание, выговор,
увольнение.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11.Какие условия вы включил вы в трудовой договор, нанимаясь на работу:
– связанную с физическим трудом;
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
– связанную с умственным трудом.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников,
проработавших в организации больше ______________________, в случае, когда
работа у данного работодателя является для работника основной.
13. Социальное партнерство — система взаимоотношений между ___________
___________________ (________________ _______________), ________________
(_____________ ______________), органами государственной власти, органами
________________ ________________, направлена на обеспечение согласования
интересов ______________________ и _______________________ по вопросам
регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними
отношений.
14. С 14 лет молодые люди могут с согласия _____________________ из
__________________ (_______________________) и _________________________
и ________________________ заключить трудовой договор для выполнения в
____________________ от _____________________ ______________________
легкого труда, не причиняющего вреда их ______________________ и не
нарушающего процесса _______________.
15. Все лица моложе 18 лет могут быть приняты на работу лишь после
______________________________________________________________________.
16. Решите задачу.
Иван Иванович по поручению работодателя начал работать, но письменный
трудовой договор с ним не заключен.
31 Может ли Иван Иванович считать себя принятым на работу? Свой ответ
обоснуйте.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература [8, 11, 14, 15].
Раздел V. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
1. Объясните термины.
Административное право – ____________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Административная ответственность – ___________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Административное правонарушение – __________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
Виды административного принуждения
Административное принуждение – это
1.
2.
3.
4.
3. Заполните таблицу.
Виды административных взысканий
Административные
1.
2.
3.
4.
5.
32 взыскания
6.
7.
8.
4. Перечислите особенности административной ответственности.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Чем отличается административный проступок от иных правонарушений?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Перечислите сферы общественной жизни, в которых применяются меры
административного принуждения.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Заполните таблицу.
Минимальный и
максимальный
размер
К кому не
применяется
Кто назначает
Виды наказаний
Штраф
Арест
Лишение
специального
права
Дисквалификация
8. Какие меры административного наказания могут применяться к
юридическим лицам?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
33 9. Укажите размер и порядок исчисления следующих давностных сроков:
а) срок давности привлечения к административной ответственности: ________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б) срок давности исполнения постановления о назначении административного
наказания: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
в) срок давности погашения административного наказания _________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. Начальник отдела Государственной инспекции по безопасности дорожного
движения (ГИБДД) за управление транспортным средством в состоянии опьянения
подверг водителя административному взысканию в виде штрафа в размере 100
рублей с лишением его права управления транспортными средствами на один год.
Соответствуют ли закону действия начальника Госавтоинспекции?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. Подумайте, можно ли лишение лицензии на осуществление какихлибо
работ отнести к видам административных взысканий. Если можно, приведите
соответствующие примеры.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Инспектор дорожнопатрульной службы Государственной инспекции по
безопасности дорожного движения (ГИБДД) за превышение водителем
установленной скорости движения и установку на автотранспортном средстве
устройства для подачи световых и звуковых сигналов составил протокол об
административном правонарушении и передал его в отделение ГИБДД.
На основании какой нормы и какому административному взысканию может
быть подвергнут водитель?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
34 13. Назовите признаки, определяющие правонарушение как мелкое
хулиганство.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
14. Дело возбуждено в связи с тем, что гражданин в общественном месте
нецензурно выражался и приставал к прохожим.
Назовите органы, которым дело может быть направлено для рассмотрения.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
15. Инспектор Государственной инспекции по безопасности дорожного
движения (ГИБДД) составил протокол об административном правонарушении и
оштрафовал на сумму в три минимальных размера оплаты труда водителя,
который перевозил груз с торговой базы в магазин, не имея лицензии на право
осуществления перевозочной деятельности.
Законны ли действия инспектора ГИБДД?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16. Гражданин Яковлев, будучи в нетрезвом состоянии, открыл стрельбу из
охотничьего ружья во дворе дома, где он проживал. Один из соседей, военный
летчик, оказавшийся очевидцем правонарушения, составил о случившемся
протокол, который направил в суд. Судья, рассмотрев это дело, вынес
постановление о наложении на Яковлева административного взыскания в виде
штрафа в 40 рублей с конфискацией оружия.
Законно ли наложение этого взыскания?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
17. Как должен привлекаться к административной ответственности гражданин,
совершивший мелкое хищение и при задержании оказавший злостное
неповиновение законному распоряжению задерживающего его работника милиции?
35 ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
18. Сравните (с использованием КоАП РФ) следующие два вида административ
ных наказаний: «лишение специального права» и «дисквалификация».
По каким составам административных правонарушений они применяются?
Есть ли разница в субъектах ответственности, в характере и сроках правовых
ограничений? В чем отличие этих наказаний от такой административноправовой
санкции, как лишение (аннулирование, изъятие) лицензии?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература [7, 11, 15].
Раздел VI. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
1. Объясните термины.
Преступление – _____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Вина – _____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Уголовное наказание – _______________________________________________
______________________________________________________________________
Уголовное право – ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
Основные особенности уголовного права
Предмет правового регулирования
Уголовное право
Субъекты
1.
2.
1.
36 Функции
3. Заполните таблицу.
2.
3.
Признаки преступления
Признак
Сущность
Виновность
Запрещенность уголовным законом
4. В чем принципиальные отличия уголовного права от других отраслей права?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Заполните таблицу
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6. Закончите схему.
Формы вины
Вина
37 7. Заполните таблицу.
Классификация преступлений
Преступления
По характеру и степени общественной опасности
Умышленные и неосторожные деяния,
максимальное наказание – 2 года лишения
свободы
По сфере общественных отношений
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8. Чем отличается преступление от других видов правонарушения? Объясните
юридическую конструкцию «состав преступления».
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9. Что представляет собой вина как юридическое понятие? Каким образом она
может быть выражена в жизни?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. По правилам уголовного закона нельзя привлекать человека к уголовной
ответственности за деяния, которые на сегодняшний день не признаны законом как
38 преступные, хотя многие из них могут представлять большую общественную
опасность. Как Вы считаете, справедлив ли такой подход? Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. Могут ли совершать преступления, с юридической точки зрения,
животные?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Проанализируйте приведенные ниже ситуации. Какие виды преступлений в
них описаны?
Чтобы расплатиться с долгами, Хостов решил совершить кражу. Он проник
в помещение научного центра, в котором работал в должности лаборанта, похитил
из кассы 21 тыс. рублей. Убегая, он столкнулся в коридоре с охранником, который
его задержал. В результате драки Хостов получил тяжкие телесные повреждения.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Реков, мастер спорта, в драке нанес соседу удар кулаком в переносицу. От
полученного удара сосед скончался. По заключению судебномедицинской
экспертизы, смерть наступила в результате сильного удара по голове.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Попов скупал у работниц кондитерской фабрики похищенные конфеты и
продавал их.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
В новогоднюю ночь Котов срубил голубую ель, которая была посажена на
территории городского парка во время торжественного открытия памятника.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
39 ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Трунов, работая в школе в должности лаборанта, позвонил по телефону 02 и
сообщил, что в здании школы находится бомба. В связи с поступившим
сообщением были эвакуированы все находившиеся в помещении школы, занятия
отменили. Однако при проведении осмотра здания взрывное устройство не было
обнаружено. На следующий день лаборант не явился на работу и опять по
телефону сделал аналогичное сообщение, после чего был задержан.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Генеральный директор одной из фирм представил в налоговую инспекцию
сведения, которые неверно отражали финансовую деятельность предприятия. В
результате в местный бюджет не поступил налог на значительную сумму. Директор
при проверке и выявлении нарушения показал, что его действия были
продиктованы гуманной целью: надо было выплатить рабочим задолженности по
заработной плате, поскольку до этого в течение трех месяцев деньги не
выплачивались изза финансовой несостоятельности партнеров.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература [7, 11, 12, 15].
РАЗДЕЛ VII. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
1. Объясните термины.
Семейное право – ____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
–
Брак
______________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Семья – ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Алименты – _________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
40 Брачный договор – ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Выскажите свое отношение к фиктивному браку и поясните, чем отличается
признание брака недействительным от его расторжения.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. О каких личных неимущественных правах супругов Вам известно? При
необходимости обратитесь к Семейному кодексу РФ.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. В прессе долгое время дискутировался вопрос о необходимости снижения
брачного возраста в стране и устранения из законодательства норм,
устанавливающих порядок регистрации брака государством. Высказывались
мнения о том, что гражданский брак, не зарегистрированный государством, имеет
большую надежность в силу того, что не порождает определенных обязанностей
или прав. Выскажите свою точку зрения относительно этого и обоснуйте ее.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. При заключении брачного договора жена настаивала на том, чтобы в нем
была предусмотрена обязанность мужа всегда любить ее, не грубить и ходить с ней
на все праздники, каждую неделю дарить подарки. Однако нотариус отказался это
сделать, пояснив, что подобные положения не будут иметь юридической силы. Так
ли это? Разве стороны не вправе сами устанавливать правила взаимоотношений?
Свой ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Подготовьте рассказ о традициях и обрядах, сопутствующих заключению
брака. Почему появились такие обряды, какую роль они играли в жизни людей?
41 ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Ольга и Николай зарегистрировали брак. Спустя год супруг уехал в другой
город и там зарегистрировал брак с другой женщиной, не сказав ей, что уже женат.
Он поселился в квартире новой жены и устроился на работу. Когда Ольга узнала о
том, что произошло, она потребовала развода и предъявила иск о разделе
имущества. Вторая супруга также потребовала развода и раздела имущества.
Представьте себя в роли судьи и попытайтесь разрешить конфликт. Может ли
считаться брак Николая со второй женщиной фиктивным?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. «Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой»
(Мишель Монтень, философ). Как Вы думаете, что имел в виду философ?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9. Философ Гегель дал определение брака, в котором использовал три понятия:
гражданский договор, моральный союз, животный союз.
Как Вы думаете, какое из этих понятий он считал сущностью брака? Поясните
свой выбор.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. Как Вы думаете, чем руководствовался законодатель, устанавливая
брачный возраст в 18 лет?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. Гражданин Ф. написал в суд заявление, в котором были такие слова:
«Прошу освободить меня от уплаты алиментов на моего шестнадцатилетнего сына,
так как он в настоящее время работает и, значит, имеет самостоятельный
заработок».
42 Как Вы думаете, может суд освободить Ф. от уплаты алиментов до того, как
его сыну исполнится 17 лет?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Гражданин Козлов вел праздную жизнь. Своих детей он не содержал, не
воспитывал. Однако в старости, оказавшись бедным, вспомнил о них. Став
взрослыми, дети отказались помогать отцу. Он обратился в суд.
Какое решение может вынести суд? При необходимости прочитайте ст. 87, 88
Семейного кодекса РФ.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
13. Дедушка и бабушка Сидорова обратились в суд с требованием алиментов от
своего внука. Сидоров пояснил, что не хочет содержать стариков. Он ссылался на
то, что в Семейном кодексе РФ записано: «Нетрудоспособные, нуждающиеся в
помощи бабушка и дедушка в случае невозможности получения содержания от
детей … имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов … от
внуков, обладающих необходимыми для этого средствами». Сидоров считает, что
его родители обязаны содержать стариков.
Оцените с правовой и моральной точек зрения ситуацию. Согласны ли Вы с
правилами законодательства?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
14. У Петрова есть две дочери. Обе являются несовершеннолетними и имеют в
собственности по квартире. Петров считает, что он может распоряжаться их
имуществом как законный представитель. Прав ли Петров?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
15. Закончите схему.
Вступление в брак
Условия
Порядок заключения
43 1.
2.
3.
1.
2.
3.
16. Закончите схему.
Законный режим собственности супругов
1.
2.
3.
17. Закончите схему.
Неимущественные
1.
2.
3.
4.
5.
Права детей
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
18. В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература [3, 9, 11, 15].
44 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994г. //
СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 1–7.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ –
1996. – № 1. – Ст. 16.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть II) от 26 января 1996 г. //
СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // СЗ РФ. –
1996. – № 25. – Ст. 2954.
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть III) от 26 января 2001
г. // СЗ РФ. – 2001. – № 32. – Ст. 1–7.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30 декабря 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Российская
газета. – 2001. – 31 декабря.
Литература
9. Антокольская, М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. – М.: Юристъ,
2001.
10. Здравомыслов, Б.В. Уголовное право. Общая часть / Б.В. Здравомыслов. –
М.: Юристъ, 2002.
11. Кашанина, Т. Основы российского права: учебное пособие / Т. Кашанина,
А. Кашанин. – М.: НОРМАИНФРАМ, 2000.
12. Конин, Н.М. Административное право РФ: учеб.метод. комплекс / Н.М.
Конин, В.В. Журик, М.П. Петров – М.: Норма, 2006.
13. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов,
А.В. Мальков. – М.: Юристъ, 2002.
14. Никонов, Д.А. Трудовое право: курс лекций / Д.А. Никонов,
А.В. Стремоухов. – М.: Норма, 2007.
15. Смоленский, М. Правоведение: учебник / М. Смоленский. – Ростов н/Д:
Изд. центр «Март», 2003.
16. Суханов, Е.А. Гражданское право: учебник / Е.А. Суханов. – М.: Волтерс
Клувер, 2006. – Т. 1.
17. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. – М.:
Юристъ, 2006.
45 46
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.