Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
география
8 кл
15.03.2018
Рабочая тетрадь предназначена для изучения регионального компонента. Тетрадь содержит разнообразные задания, как для самостоятельной работы дома, так и для работы в классе под руководством учителя. Данное пособие позволит учащимся лучше узнать свой край, его географическое положение, историю исследования территории, особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира, а учителю позволит разнообразить содержание урока.
Рабочая тетрадь по географии Костромской области 8 класс.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вочуровская средняя общеобразовательная школа»
Мантуровского муниципального района
Костромской области
Рабочая тетрадь по
географии Костромской
области. Природа.
Автор составитель:
Гвоздева Татьяна Юрьевна,
учитель географии. Пояснительная записка
Рабочая тетрадь составлена по курсу «География Костромской области.
Природа». Данное пособие позволяет реализовать региональный компонент основного
общего образования по географии в 8 классе, таким образом, решает несколько
направлений по реализации Концепции географического образования.
В содержание тетради для 8 класса включено 9 тем: «История освоения и
заселения Костромского края», Географическое положение и административно –
территориальное деление Костромской области», «Рельеф, геологическое строение и
полезные ископаемые», «Климат», «Внутренние воды и водные ресурсы», «Почвы»,
«Растительность», «Животный мир», «Природопользование и экологические проблемы
области». Завершается тетрадь итоговым тестированием по курсу «География
Костромской области. Природа»
Основная цель рабочей тетради – освоение знаний о природе родного края,
района, своего населенного пункта, об изменениях природной среды под воздействием
человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
Основными задачами рабочей тетради являются:
● формирование географического образа своего края в его многообразии и
взаимодействии компонентов природы, в сравнении с другими регионами России.
● обобщение знаний об основных географических понятиях: географических
особенностях географического положения, полезных ископаемых, климата, почв,
растительного и животного мира Костромской области; об экологических проблемах
своего края, путях сохранения и рационального использования;
● овладение необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной
работы с различными источниками географической информации краеведческого
характера.
● воспитание любви и уважения к своей местности, своему региону, экологической
культуры, позитивного отношения к окружающей среде
Актуальность при изучении курса по географии Костромской области,
дидактического материала не имеется. Кроме того сам учебник, а вернее, учебное
пособие не переиздавалось с 1995 года. Имеется авторское учебное пособие по
краеведению для обучающихся начальной и основной школы «Природа, население и
история Костромского края» Смирновой Ольги Сергеевны, учителя географии МОУ
гимназия №1 им. Л.И. Белова города Галича Костромской области.
Данная рабочая тетрадь – может использоваться педагогами, работающими в
любой образовательной организации, при изучении регионального компонента.
Новизна рабочей тетради – это уникальный дидактический материал для курса
географии родного края в виду отсутствия в широкой продаже аналогичных тетрадей.
Более того, разработка и издание таких пособий, скорее всего, не будет являться
экономически выгодным изза малого спроса и узкого рынка сбыта. Поэтому
дидактический материал по краеведению в основном разрабатывается самим педагогом.
2 Таким образом, рабочая тетрадь по «Географии Костромской области» должна
стать частью учебного комплекта, который поможет более глубоко освоить предмет,
повысить интерес к изучаемому материалу.
Рабочая тетрадь может быть использована учителями на уроках географии в 8
классах, при проведении краеведческих курсов и учебных экскурсий, а так же для
самостоятельной работы учащихся дома.
Также рабочая тетрадь служит для увеличения доли самостоятельности
школьников в изучении географии своего населённого пункта, района, области.
Задания рабочей тетради могут выполняться в классе под руководством учителя
или самостоятельно учащимися, а также дома, обрабатывая тот или иной учебный
материал, так как определенные задания предусматривают поисковый и творческий
уровень деятельности школьников.
Использование рабочей тетради на уроке позволяет работать каждому ученику в
индивидуальном темпе.
Тетрадь выдаётся каждому учащемуся.
Учителю это пособие поможет лучше организовать учебную деятельность
школьников и правильно оценить результаты обучения.
Выполнение некоторых заданий может потребовать использование дополнительного
оборудования: тематических карт, справочников и других источников краеведческой
информации.
3 Рабочая тетрадь по географии
Костромской области. Природа.
ученика(цы)
______ класса
______________________ школы Содержание
Правила работы с тетрадью для учащихся
Тема 1. История освоения и заселения Костромского края
Тема 2. Географическое положение и административно –
территориальное деление Костромской области
67
Тема 3. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
Костромской области
Тема 4. Климат Костромской области
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы Костромской области
Тема 6. Почвы Костромской области
Тема 7. Растительность Костромской области
Тема 8. Животный мир Костромской области
Тема 9. Природопользование и экологические проблемы области
Тема 10. Тест по курсу «География Костромской области. Природа»
Список литературы
Приложение (карты)
3
45
89
1011
1214
1516
17
1819
2021
2223
24
2 Правила работы с тетрадью
В этом учебном году на уроках географии вы будете изучать наш родной край.
Перед вами тетрадь ваш добрый друг и помощник в изучении природы родного
Дорогие друзья!
Тетрадь предназначена для самостоятельных и практических работ на уроке и
Для того, чтобы успешно выполнить задания, воспользуйтесь следующим
края.
дома.
алгоритмом:
● внимательно слушайте учителя;
● познакомьтесь с темой и содержанием заданий;
●проверьте наличие необходимых тематических карт и другой географической
информации;
● повторите теоретический материал, соответствующей темы;
● соблюдайте последовательность выполнения действий;
● некоторые задания помечены звездочкой это задания повышенной сложности.
Рабочая тетрадь имеет задания, которые выполняются в контурных картах,
надписи на которых следует делать карандашом или ручкой печатными буквами.
Пусть эта тетрадь поможет лучше узнать свой край, а напутствием вам будут
слова выдающегося учёного Александра Евгеньевича Ферсмана:
«Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку! Не
бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
Желаю удачи!
3 Тема 1: История освоения и заселения Костромского края
Когда появились первые сведения о заселении территории Костромской
1.
области? (учебник стр. 23, 6) Заполните таблицу:
Век, год
Какие земли заселялись? Какие населённые пункты
появлялись?
2. Ответьте на вопросы:
а) С какой династией связана костромская земля?_________________________________
б) Какой монастырь стал святыней для данной династии? __________________________
в) Дата образования Костромской области? ______________________________________
3.Промыслы Костромского края.(учебник стр. 35)
Заполните таблицу:
Век
Название промысла
Область распространения
Работа по изучению своего района
4.
Когда основан ваш населенный пункт? Какие факторы из истории его возникновения и
развития вы знаете?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4 ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Имя путешественника, принимавшего участие в 1 и 2 Великих Северных
Рудоискатель, открывший месторождения каменного угля?
Моряк, трижды совершивший кругосветное путешествие?
Учёный – географ, впервые предпринявший попытку экономического
Полярный исследователь, в честь которого назван остров в группе
5. Отгадай кроссворд «Путешественники и ученыегеографы Костромской земли»
По горизонтали
1.
экспедициях.
2.
3.
4.
районирования России.
5.
Новосибирских островов.
По вертикали
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Моряк, пытавшийся отыскать морской путь из Архангельска в Японию?
Адмирал, руководивший Амурской экспедицией в 18501855 гг.
Учёный, совершивший путешествие по Южной Америке?
Путешественник, писательэтнограф, автор книги «Год на севере»
Начальник экспедиции исследователь Аральского моря.
Изобретательсамоучка, создавший морской путемер.
Открыл залив Хаджи.
6
7
2
1
1
4
5
3
2
3
4
5
Отметка: ______________________
5 Тема 2: Географическое положение и административно – территориальное деление
Костромской области
1. Заполните пропуски:
1.Костромская область как самостоятельная территориальноадминистративная
единица образовалась ________________________________________________________
2.Область занимает площадь ________________ тыс. кв. км.
3.Протяжённость области с севера на юг ________ км, с запада на восток _________ км.
4.Административный центр город ____________________________.
5.Область расположена в __________________ части Восточно – Европейской равнины,
на берегу реки _________________________.
6.На севере область граничит с ____________________ областью, на западе с
________________ областью, на юге с __________________________________
областями, на западе с ____________________ областью.
6.Область расположена в природной зоне _____________________.
7.По
_______________________________________.
8.Область занимает удобное географическое положение, так как близко расположена от
___________________________________________________________________________.
9.Костромская область входит в состав_______________________ экономического
района.
территории области проходит
________________ магистраль
2. На контурной карте Костромской области укажите:
соседние области, с которыми она граничит;
административный центр;
районы и районные центры;
главные железнодорожные пути.
6 3. Работа по изучению своего района
Заполните таблицу «Географическое положение моего района».
Населенный
Районный
центр
Площадь
района
Соседние
районы
Название
района и
год
образования
пункт, в
котором
проживаете
Расстояние
населенного
пункта до г.
Костромы
Расстояние
населенного
пункта до
районного
центра
4. Ответьте на вопросы:
1. Территория Костромской области разделена на 24 района. Назовите города
областного и города районного значения?
● Города областного значения:
___________________________________________________________________________
● Города районного значения:
___________________________________________________________________________
2. Какой район области самый большой, а какой самый маленький по площади?
___________________________________________________________________________
3. Какой из районов области самый северный, самый южный, самый восточный, самый
западный?
7 ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.Какой
молодым?
___________________________________________________________________________
является
области
самым
город
году
каком
5.В
Кострома?
___________________________________________________________________________
6.Какой город является родиной Героя Советского Союза Юрия Смирнова?
___________________________________________________________________________
основан
город
кем
и
5*. По физической карте России рассчитайте:
а) расстояние:
● от Костромы до Москвы
____________________________________________________
● от Костромы до крайней северной точки России________________________________
● от Костромы до крайней южной точки России _________________________________
● от Костромы до крайней восточной точки России
_______________________________
● от Костромы до крайней западной точки России
________________________________
Отметка: ______________________
8 Тема 3: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
1.Заполните пропуски:
1.В основании рельефа области лежит_____________________ (тектоническая
структура).
2.Большую роль на формирование рельефа области оказал ________________________.
3.Рельеф Костромской области формировался под влиянием нескольких факторов:
____________________ строение; деятельностью _____________________; биогенными
_________________________________________;
процессами,
антропогенными
факторами:
__________________________________________________________________________.
4.Самыми яркими формами рельефа на территории области являются:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5.Общий уклон поверхности территории области ___________________, о чём
свидетельствуют направления ________________________________________________.
6.В целом рельеф Костромской области имеет характер __________________ равнины.
такими
как
2.Ответьте на вопросы:
1.Какие находки свидетельствуют о том, что поверхность нашей области была покрыта
древним морем?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Охватывало ли древнее оледенение территорию современной Костромской области?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.Используя текст учебника стр. 1618, заполните таблицу: «Полезные ископаемые
Костромской области»
Полезные
ископаемые
Главные месторождения
Использование в хозяйственной
деятельности человека
9 3.Используя карту «Рельеф и полезные ископаемые Костромской области», на
контурную карту нанесите: основные формы рельефа, наивысшую точку области,
наиболее низкую отметку высот, крупные месторождения полезных ископаемых.
преобладающие формы рельефа;
абсолютную и относительную высоты;
полезные ископаемые вашего района;
как они используются человеком.
4. Работа по изучению своего района
1. Опишите рельеф своей местности, укажите:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.Есть ли в вашей местности овраги, где они находятся, какие меры по предупреждению
их
проводятся?
___________________________________________________________________________
роста
10 ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Отметка: ______________________
Тема 4: Климат Костромской области
Костромская область располагается в пределах_______________ климатического
1.
пояса, для нее характерен ____________________________ климат.
2.
Заполните схему «Климатообразующие факторы Костромской области»
Климатообразующие
факторы
Используя текст учебника стр. 2223, таблицы учебника, карту
3.
«Температура воздуха и осадки по сезонам», заполните таблицу:
Средние
температуры
января
Воздушные
массы
Осадки Продолжительность Характерные
признаки
Время
года
зима
весна
лето
осень
Заполните таблицу и сделайте вывод о благоприятности климатических
4.
условий для жизнедеятельности человека.
Благоприятные для человека черты
климата области
Отрицательные для человека черты
климата области
Вывод: ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11 5*. Работа по изучению своего района
1.
Используя сайт Gismeteo «Дневник погоды для школьников» (ссылка:
https://www.gismeteo.ru/diary/4314/) выберите свой населённый пункт и выполните
следующие задания:
● Вычислите среднемесячную температуру и начертите график хода температуры
воздуха выбранного вами месяца.
● Постройте розу ветров для выбранной территории.
12 Какие опасные атмосферные явления наблюдаются в вашей местности?
2.
Объясните причины их возникновения?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Отметка: ____________________
13 Тема 5: Внутренние воды и водные ресурсы Костромской области
1.Заполните схему:
Внутренние воды Костромской области
2.Дополните предложения:
1. Большинство рек области текут с ______________________ на ___________________.
2. Крупнейшая река области __________________________________________________.
Её
являются
___________________________________________________________________________.
крупнейшими
притоками
3.Самый крупный искусственный водоем на территории области
___________________________________________________ водохранилище, площадью
__________________________.
создания
искусственных
являются
___________________________________________________________________________.
5.Болота Костромской области занимают _______ % территории. Наибольшей
заболоченностью отличаются ________________________________________________. В
области преобладают _______________ болота ___________ типа. Они используются
для _______________________________________________________________________.
Отрицательными
последствиями
водоёмов
Используя текст учебника стр. 2833, физическую карту области составьте
3.
описание (по выбору)
● реки
Названи
е реки
Размеры
(длина)
Географическ
ое положение
Исток,
устье
Режим
реки
Притоки
Значение в
хозяйственно
й
деятельности
14 ● озера
Название
озера
Размеры
(площадь)
Географическ
ое положение
Происхождени
е котловины
Значение в
хозяйственной
деятельности
15 4. Используя физическую карту Костромской области, нанесите на контурную
карту:
● Реки – Волга, Кострома, Унжа, Ветлуга, Нея и другие реки.
● Озёра — Галичское, Чухломское.
● Водохранилище – Костромской залив Горьковского водохранилища.
5.Ответьте на вопросы:
1. Какие отрицательные последствия имел молевой сплав на состояние рек области?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в
2. Оцените поземные водные ресурсы Костромской области и возможности их
использования
человека.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
хозяйственной
деятельности
16 ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6.Какие крупные реки Костромской области зашифрованы в ребусах?
“
а
Ё
О
7.Работа по изучению своего района
По плану дайте описание реки своей местности:
План описания реки
Описание реки ______________________
1. Исток
2. Устье
3.К какому бассейну относится
4. Притоки
5. Длина
17 6. В каком направлении течет
7. Особенности рельефа
8. Характер течения
9. Источник питания
10.Хозяйственное
использование
11. Охрана
Отметка: _____________
18 Тема 6: Почвы Костромской области
1.Назовите наиболее важные факторы, влияющие на формирование почв области.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________.
2.
По почвенным разрезам определите типы почв.
__________ __________ __________ ___________
3. Используя почвенную карту Костромской области, определите типы почв
области. Нанесите на контурную карту их границы.
19 4. На основе анализа текста учебника (стр. 4244), почвенной карты, определите
условия почвообразования для основных типов почв области. Результаты работы
оформите в виде таблицы.
Типы почв
ФГП
Условия
Содержание гумуса
почвообразования
Подзолистые
Дерново
подзолистые
Аллювиальные
Болотные
4. Ответьте на вопросы:
1.Основоположник почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта». В
чём заключается смысл этого образного выражения?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Назовите внешние процессы, влияющие на снижение плодородия почв? Как с ними
надо бороться?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.Назовите крупнейшее предприятие России, расположенное на территории
Костромской области, по производству удобрений? Подготовь сообщение о
многообразии видов удобрений данного завода.
Отметка: ____________________
20 Тема 7: Растительность Костромской области
Заполните пропуски:
1.
1.Костромская область лежит в пределах __________________________________ зоны в
подзоне _____________ лесов.
2.Леса занимают ________________% территории.
3.В зависимости от видового состава подзона южных лесов делится на два округа
_______________________ с _______________________ и _________________________
с _________________________.
4.Среди хвойных пород преобладает ___________________________________________.
5.Среди других хвойных пород выделяют:
___________________________________________________________________________.
6.Лиственные леса состоят из
___________________________________________________________________________.
7.Изредка встречаются
___________________________________________________________________________.
лекарственным
8.В красную книгу Костромской области занесено __________________ вида растений.
Приведите примеры:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
К
относятся:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Назовите
области:
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
растениям
известные
ядовитые
растения
области
вам
Ответьте на вопросы:
2.
1.Какие типы растительных сообществ распространены в Костромской области?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.Перечислите негативные примеры воздействия человека на растительность области:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.Назовите заповедник, расположенный на территории Костромской области? Когда он
был
заповеднике?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
данном
известно
создан?
Что
вам
о
21 Отметка: _______________________
Тема 8: Животный мир Костромской области
1.Ответьте на вопросы:
1. Что повлияло на изменения численности и видового разнообразия фауны области?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2.Назовите обитателей области, которые были истреблены человеком?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.Какие животные были акклиматизированы?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.Письменно, в форме таблицы, опишите животный мир области.
Беспозвоночные
животные
Насекомые
Полезные
Вредные
Позвоночные животные
Костные
рыбы
Земноводные Пресмыка
ющиеся
Птицы
Млекопитаю
щие
3.Какие животные области изображены на рисунке? Что объединяет этих
животных?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
22 области
районах
4.Ответьте на вопросы:
1. Приведите примеры охотничьепромысловых животных Костромской области. В
каких
распространены?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
наиболее
они
2. Какие меры предпринимаются для сохранения и восстановления животного мира на
территории области? Предложите свои пути решения данной проблемы.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Отметка: __________________
23 Тема 9: Природопользование и экологические проблемы области
Используя текст учебника стр. 106 111 и данные других источников
1.
географической информации, заполните таблицу:
Её суть
Нанесенный ущерб
Пути решения
проблемы
Экологическая
проблема
Состояние недр.
Техногенная нагрузка
на ландшафты
Загрязнение
воздушного бассейна
Загрязнение
поверхностных
вод
Состояние земельных
ресурсов и почв
Состояние
биологического
разнообразия
Загрязнение
поверхностных
вод
2.Ответьте на вопросы:
1. Американский учёный – эколог Б. Коммонер сформулировал 4 основные принципа
общения человека с природной средой:
всё связано со всем
всё должно кудато деваться
природа знает лучше
ничто не даётся даром
Как вы понимаете суть этих принципов? Покажите их на конкретных примерах?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
24 2.Назовите известные вам памятники природы Костромской области:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.Работа по изучению своего района
1. Какие меры предпринимаете вы и жители вашего населенного пункта для того, чтобы
сохранить и приумножить красоты нашего родного края?
В каких мероприятиях и акциях вы участвовали для сохранения природы родного края?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Отметка: __________________
25 Тест по курсу «География Костромской области. Природа».
1. Современная территория Костромской области была образована:
А) 15 октября 1152 года
Б) 16 июня 1994 года
В) 13 августа 1944 года
Какие районы Костромской области обозначены под цифрами: 13, 3, 14? Что вы
2.
можете сказать о географическом положении данных районов?
13)
3)
14)
3. Рельеф области можно охарактеризовать как:
А) холмисторавнинный
Б) плоско равнинный
Климат Костромской области:
3.
А) умеренно континентальный
Б) континентальный
В) резко континентальный
5. Большинство рек Костромской области относятся к бассейну реки:
А) Оки
Б) Волги
В) Вятки
6. Преобладающей хвойной породой является:
А) Ель
Б) Пихта
В) Сосна
26 7. Наиболее распространенные почвы области:
А) тундровые глеевые
Б) солонцы
В) дерновоподзолистые и подзолистые
8. Это животное является близким родственником крота. Его называют реликтовым
животным, современницей мамонта:
А) Ушан
Б) Выхухоль
В) Обыкновенная летяга
9. Какое животное области было истреблено, а потом вновь реакклиматизировано:
А) Енотовидная собака
Б) Ондатра
В) Бобр
10. Соотнесите природный заказник и район, в котором он расположен:
1) ГП заказник «Средневский»
2) ГП заказник «Преображенская роща»
3) ГП заказник «Игодовский»
4) ГП заказник «Кологривская пойма»
А) Кологривский
Б)Парфеньевский
В) Островский
Г) Галичский
Отметка: ____________________
27 Список литературы
Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А., Лебедев В.П., Петрова Л.Я., Рябинин
1.
А.Н. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений основного и среднего
образования «География Костромской области», Кострома 1995 г;
2.
Булдаков К.А. Костромской край. Учебное пособие Ярославль, 1992.
3.
Смирнова О. С. Природа, население и история Костромского края: [Электронное
издание] / – Кострома: ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития
образования», 2015
4.
2002 году», Кострома. 2003 год. 190 с.
5.
https://www.gismeteo.ru/diary/4314/.
Доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Костромской области в
школьников»
«Дневник
Gismeteo
Сайт
погоды
для
28
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Рабочая тетрадь по географии Костромской области, 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.