Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Оценка 4.7
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
01.03.2017
Рабочая тетрадь ориентирована на достижение следующих целей и задач обучения:
-формирование исторического мышления;
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;
-освоение систематизированных знаний об истории человечества;
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Задания отличаются по уровню сложности: вопросы на знание основных понятий, на соотнесение и выбор фактов, определение последовательности исторических событий, выявление причинно-следственных связей и т.д., поэтому рассчитаны на разный уровень интеллектуальной подготовленности студентов (личностно-ориентированный подход).
Задания данной рабочей тетради можно использовать на разных этапах аудиторного занятия и с различной целью, исходя из опыта преподавателя и других педагогических условий. Также можно предложить студентам одни задания для аудиторной работы, другие - для внеаудиторной.
Задания базового уровня чередуются с заданиями повышенной сложности, требующие развернутого ответа, выражения собственного отношения к историческим явлениям. Это позволяет дифференцированно подойти к процессу обучения каждого студента, дает возможность учащимся проявить себя в доступной для них зоне.Рабочая тетрадь по истории России 19 века
Рабочая тетрадь по истории России XIX века.doc
Токарева А.В.
«Россия в XIX – н.
XX вв.»
1 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОНТЕКС»
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании ЦМК Зам.директора по УМР
образовательных дисциплин __________ О.И.Золотовская
гуманитарного профиля
Протокол № ____ от_________
Председатель ЦМК
____________Н.Ю.Владимирова
Рабочая тетрадь
по дисциплине «История»
«Россия в XIX н.XX вв.»
Автор: преподаватель Токарева А.В.
Рецензенты: преподаватель Владимирова Н.Ю.,
преподаватель ГБОУ СПО РО «Шахтинский
медицинский колледж» Карташова В.Е.
Шахты
2 Пояснительная записка
освоение
Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к
учебнику под редакцией Артемова В.В., Лубченкова Ю.Н.
Рабочая тетрадь ориентирована на достижение следующих целей:
формирование исторического мышления способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира;
систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно
историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации.
Задания охватывают основные исторические события и проблемы истории
России XIX века
Предлагаемые в тетради задания и вопросы рассчитаны на осмысление и
систематизацию основной информации. Большая группа заданий рассчитана на
работу с историческими источниками:
воспоминаниями,
документами.
Задания отличаются по уровню сложности: вопросы на знание основных
понятий, на соотнесение и выбор фактов, определение последовательности
исторических событий, выявление причинноследственных связей
и т.д.
поэтому рассчитаны на разный уровень интеллектуальной подготовленности
студентов (личностноориентированный подход).
письмами,
Задания, отмеченные знаками
предназначены для самостоятельной
работы, предполагают знакомство с дополнительной литературой, словарем
исторических терминов и интернетресурсами.
задания на знание основных понятий, на соотнесение и выбор фактов.
и
Задания, отмеченные знаком
стихотворными строками.
предполагают работу с рисунками и
3 Содержание
1. Российская империя в начале XIX века
2. Сословия России
3. Политическое развитие. Александр I
4. Внешняя политика. Начало войны 1812 года
5. Отечественная война
6. Политика Александра I в 18151825 гг.
7. Движение декабристов
8. Николай I и его империя
9. Внешняя политика России в 18251855 гг. Кавказская война
10. Общественная мысль 18301850х гг. Славянофилы и западники
11. Духовная жизнь России в I половине XIX века
12.Внешняя политика России в 18201850е гг. Крымская война
13. Предпосылки реформ 18601870х гг.
14. Эпоха освобождения. Великие реформы
15. Общественное движение в 18611866 гг. Народничество
16. Народничество 1870х гг.
17. Контрреформы и реформы Александра III
18. Экономическое и социальное развитие
19. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
20. Духовная жизнь России во второй половине XIX в.
21. Российское самодержавие
22. Назревание революционного кризиса. Начало первой российской
революции
23. Культурная жизнь в н. XX в.
24. Перед первой мировой войной
4 Российская империя в начале XIX века
Задание 1
В начале XIX в. было не так много государств с большой территорией.
Российская империя и США – среди них. История выработала два способа
управления большой территорией:
А большую роль играет местное самоуправление, выбранное населением,
отчасти контролируемое из центра.
Б сильная централизация, когда вся территория управляется из центра, сверху,
подавляя все попытки решать вопросы управления на месте.
Какой способ управления территорией был характерен в начале XIX в. для
США, а какой для России?
Поставьте нужную букву
для России
☼
для США
☼
Задание 2
Вспомните, когда Россия стала империей.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Назовите первого русского императора:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сословия России
Задание 3
В каких случаях барин вводил барщину, а в каких оброк? Как это было
связано с почвами, с землей? Соедините линиями.
Плодородные, черноземные земли барщина
Неплодородные, нечерноземные земли оброк
Продолжите фразу:
5 Барщинные крестьяне были_________________________________________
____________________________________________________________________,
(крепостными, казенными)
Оброчные могли быть____________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4
Соотнесите обозначение категории крестьян и ее характеристики. Соедините
линиями.
Государственные Имеют наделы земли, состоят на оброке,
(казенные) принадлежат царской семье
Помещичьи Крепостные, платят оброк или работают
(владельческие) на барщине
Удельные Лично свободны, выполняют повинности
в пользу государства, платят оброк
Задание 5
Не все дворяне были помещиками.
помещичий слой преобладал:
Рассмотрите следующие цифры и сделайте вывод о том, какой
Владели до 20 душ 45,9% Ответ на вопрос отметьте:
От 21 до 100 душ 24%
От 101 до 500 душ 13,9% а) крупные помещики
От 501 до 1000 душ 1,8% б)мелкопоместное дворянство
Более 1000 душ 1,1%
За пользование землей крестьяне могли отбывать барщину или платить оброк.
Задание 6
Напишите определения этих понятий:
Барщина – это ____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оброк – это ______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 7
6 Сделайте подписи под рисунками. Определите, в каком доме могли жить
семьи:
1.дворян 2.священников 3.купцов 4.мещан 5.крестьян
_________или_________ ________или_________ _________или_________
В деревне первой половины XIX в. шло социальное расслоение крестьянства.
Задание 8
Посмотрите на этот рисунок и запишите, что такое «социальное расслоение».
бедняк середняк торговец, ростовщик
Расслоение крестьянства это________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
О формировании какого общества свидетельствует расслоение
крестьянства?_____________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 9
Что такое крепостное право?
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Настоящие фамилии у русских начали формироваться только в XVI в. При
Петре I фамилии получили все дворяне. Большинство фамилий было образовано
Задание 10
7 из отчеств, реже – по названиям владений. У купцов единичные фамилии
известны с XVI в. Но по ревизии (переписи всего податного населения) 1816 г . в
Москве, например, фамилии были только у 25 %. Большинство купцов получило
фамилии в XIX в.
В документах переписи часто стояли такие записи: «фамилиею Серебояков
позволено именоваться 1814 года генваря 17 дня». В конце XVIII – начале XIX
века получало фамилии духовенство. Установили строгий порядок: в духовную
семинарию приезжал епархиальный архиерей и раздавал фамилии по своему
усмотрению, чаще всего – по названию церкви, в которой служил отец
семинариста: Троицкий, Вознесенский, Всехскорбященский, по названию сел,
где расположена была церковь, или получали «красивую» фамилию по
драгоценностям (Алмазов, Аметистов), по цветам (Геацинтов, Розанов), по
птицам (Лебедев, Голубев), из античной истории мифологии (Диогенов,
Купидонов), переделывали русский вариант на латинский (Беневоленский
вместо Добровольский, Сперантов и пр.). семинаристы сложили даже такую
песню о своих фамилиях:
По церквам, по цветам,
По камням, по скотам,
И яко восхощет его преосвященство.
Постепенно фамилии распространялись на жителей городов. Но в XIX в. там
было еще много бесфамильных. У государственных крестьян, особенно на
севере, где не было крепостного права, фамилии появились раньше. А у
крепостных их не было и в XIX в. Когда их спрашивали: «Чьи вы?» отвечали:
«Мы оболенские», т.е. крепостные Оболенских. А если крестьянина звали
Николай Иванович Трифонов, то Трифонов не фамилией, а именем деда.
Представители каких сословий XIX в. имели в 1й половине фамилии?
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Кто их не имел?_________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 11
Кто такие дворяне?
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дворянское сословие в России окончательно оформилось после Жалованной
грамоты дворянству 1785 г., в которой говорилось, что:
благородное дворянское достоинство объявлялось наследственным,
потомственным, неотъемлемым;
8 лишить жизни, чести, имени дворянина можно только по суду, к нему нельзя
применять телесные наказания;
дворяне освобождаются от обязательной государственной службы;
дворяне имеют право подавать жалобы императору, Сенату.
О чем свидетельствуют положения Жалованной грамоты?
Дворянство
это___________________________________________________
____________________________________________________________________
А) привилегированное сословие;
Б) единственное сословие, имевшее гражданские права
В) бесправное сословие
Задание 12
Перед вами изображения представителей разных сословий России 1й
половины XIXв.
Подпишите сословия:
_______________ ________________ _________________
9 __________________ __________________
Политическое развитие. Александр I
Задание 13
Императрица Екатерина II очень любила своих внуков и заботилась об их
образовании и воспитании. Она даже составила «Бабушкину азбуку»
одновременно букварь и книгу для чтения. «Гражданское начальное учение» и
«Продолжение начального учения» даже служили учебником грамоты в
народных училищах. Они состояли из 209 нравоучительных вопросов и ответов.
Например: «Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу».
Отобрала для внуков Екатерина II и русские пословицы, например, такие:
Беда глупости сосед.
Посеянное взойдет.
С людьми мирись, а с грехами бранись.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Какие ценности хотела внушить внукам императрица? Какие черты личности
сформировать?____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Какие, повашему, черты действительно оказались сформированными у
Александра I?_____________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 14
А.С.Пушкин писал:
В России нет закона,
Есть столп, а на столпе корона.
Какую черту российской власти подчеркивал поэт?____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 15
Указ «о вольных хлебопашцах» был призывом к помещикам отпускать их на
волю. Как вы думаете, почему только 47 тыс. владельцев откликнулись на
призыв и отпустили крестьян?________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10 Внешняя политика. Начало войны 1812 г.
В графе 1 напишите государство, с которым Россия воевала.
В графе 2 укажите присоединенную территорию.
Задание 16
1801 1804 гг. 1. 2.
1804 1813 гг. 1. 2.
18081809 гг. 1. 2.
Задание 17
Охарактеризуйте русскоанглийские и русскофранцузские отношения
начала XIX в. Подумайте, можно ли сказать, что война между Россией и
Францией была неизбежна.
ДА НЕТ
Свой ответ прокомментируйте _______________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 18
Какие цели в войне с Россией преследовал Наполеон?
1. Захват территории и природных ресурсов.
2. Превращение страны в плацдарм для дальнейшей экспансии.
3. Свержение царизма и установление республики.
4. Уничтожение России как суверенного государства.
Если считаете необходимым, добавьте иные положения:___________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 19
Запишите дату начала войны России с наполеоновской Францией:_______
________________________________________________________________
Отечественная война
11 Барклай де Толли М.В. Багратион П.И.
17611818 17651812
Скорей ты ляжешь трупом зрима, чем будешь им побеждена!
Г.Р.Державин
Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год, все, что
было до того, только предисловие.
А.И.Герцен
Задание 20
Война 1812 г. носит название Отечественной.
Что это означает?__________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Определите причины Отечественной войны 1812 года.
Задание 21
1.Стремление Наполеона к мировому господству.
2.Россия хотела захватить Францию.
3.Русскотурецкое сотрудничество
4.Неудачная попытка Наполеона заключить брак с Анной, сестрой
Александра I.
5.Россия заключила военный союз с Англией.
___________________________________________________________________
Задание 22
Наименование
Таблица «Готовность к войне России и Франции»
№
1 Порох
2 Снаряды
3 Патроны
4
5 Количество солдат в 1ом
Россия
323 тыс. пудов
300 тыс. шт.
44 млн. шт.
на 6 месяцев
317 000
Запасы продовольствия
Эшелоне (у границы)
12
Франция
95 тыс. пудов
35 тыс. шт.
7,5 млн. шт.
на 3 месяца
450 000 Парадокс:
феодальная Россия оказалась лучше готова к войне в
материальнотехническом плане, чем буржуазная Франция, покорившая почти
всю Европу.
Чем можно объяснить такое соотношение?____________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 23
Известное высказывание Наполеона гласит: «Если я возьму Киев, я возьму
Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за горло; заняв
Москву, я поражу ее в сердце».
Соответствует ли содержание этого высказывания первоначальному плану
Наполеона в войне против России? Мнение обоснуйте.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 24
Как ярилась, как кипела,
Как пылила, как гремела
Здесь народная война.
Так писал В.А.Жуковский в стихотворении «Бородинская
годовщина».
Почему не только о всей войне 1812 г. в целом, но и о
Бородинском сражении можно сказать «народная война»?
Кутузов М.И. ___________________________________________________
17451813 ____________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 25
Как пословицы, поговорки, карикатуры 1812 г. отражают отношение народа
к войне, какие ее стороны подмечают?
На француза и вилы ружье.
Сам себя сжег француз, сам поморозил, отогрелся в Москве, да замерз на
Березине.
13 Голодный француз и вороне рад.
Летит гусь на святую Русь.
И.И.Теребенев. Крестьянин увозит у французов пушку в русский лагерь. 1813г.
И.И.Теребенев. «Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же,
басурман, под нашу дудку».
Задание 26
В X главе поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкин выдвинул вопрос:
Гроза двенадцатого года
Настала кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Как бы вы ответили на этот вопрос?________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 27
На контурной карте отметьте:
1.Москву 2.Тарутино 3.Смоленск 4.р.Березину 5.западную границу России
14 Задание 28
Установите последовательность событий «Заграничные походы русской
армии».
1. Смерть М.И.Кутузова
2. Сражение под Лейпцигом
3. Вступление русской армии на территорию Польши и Пруссии
4. Австрия объявила войну Франции
5. «100 дней» и битва при Ватерлоо.
6. Наполеон сослан на о.Эльба.
7. Наполеон сослан на о.Св.Елены.
8. Вступление Пруссии и Швеции в войну против Франции.
9. Отречение Наполеона от престола.
10. В Вене созван мирный конгресс.
11. Вступление русских войск в Париж.
Политика Александра I в 18151825 гг.
Задание 29
Что такое «аракчеевщина»? напишите ниже:
Аракчеевщина это _____________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
______________________________________________
Аракчеев А.А.
17691834
Задание 30
Что такое «военные поселения»? напишите ниже:
15 Военные поселения это_______________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 31
Проект отмены крепостного права, принадлежавший А.А.Аракчееву,
предусматривал:
1 постепенность, поэтапность освобождения крестьян;
2 освобождение всех крестьян на всей территории;
3 освобождение только тех крестьян, которые пожелают;
4 освобождение тех крестьян, которых захочет освободить барин.
_________________________________________________________________
Задание 32
Каковы причины сопротивления реформам следующих слоев русского
общества?
Продолжите фразы:
1. Мелкопоместное дворянство это __________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Чиновничество это ___________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Купечество это ______________________________________________
16 __________________________________________________________________
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Православное духовенство это _________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Движение декабристов
Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
Мы свергнем и трон и царей.
П.А.Катнев
Пестель П.И. С восстанием крестьян неминуемо соединены
17931826 будут ужасы, которых никакое воображение
представить себе не может.
Декабрист С.П.Трубецкой
Муравьев Апостол С.И.
17961826
Задание 33
Продолжите фразу:
Декабристами называют ____________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 34
Какие цели выдвигали декабристы? Какие средства для их достижения они
считали наиболее целесообразным?
Цели: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Средства: ________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
17 Задание 35
Сгруппируйте положения «Конституции» и «Русской правды».
1. Исполнительная власть принадлежит императору.
2. Исполнительная власть принадлежит Думе.
3. Всеобщее избирательное право.
4. Избирательно право на основе имущественного ценза.
5. Установление республики.
6. Установление конституционной монархии.
7. Крестьянам должна быть передана половина всех земель.
8. Принятие программного документа Учредительным собранием.
9. Введение положений программы Временным революционным
правительством.
10. Крестьяне получали по две десятины на двор.
11. Федеративное государство.
12. Единое и неделимое государство.
13. Установление диктатуры Временного революционного правительства
(правления) сроком на 10 лет после захвата власти.
Задание 36
Каковы причины поражения восстания декабристов? Укажите не менее пяти:
1._______________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
5._______________________________________________________________
6._________________________________________________________________
Задание 37
Представьте себе, что вы являетесь свидетелями спора декабристов о том,
как решать вопрос о власти в случае победы восстания.
П.Пестель: Надо, чтобы в течение 10 лет Россией управляло Временное
революционное правительство, революционная диктатура типа якобинской,
обладающая властью не меньшей, чем императорская. Это правительство
проведет главные преобразования (освобождение крестьян, реформу армии,
суда и тр.). А потом можно дать конституцию, демократию, выборы, народное
представительство. Ведь Россия не Франция, демократических традиций не
18
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.