Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
религиоведение
5 кл
17.02.2017
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года. Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях». Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях. Материал изучается на базовом уровне в 5 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 5 КЛ..doc
Основы светской этики 5 кл. «Основы светской этики и религиозных культур» Основы светской этики Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса 1 Основы светской этики 5 кл. Тетрадь для работ по основам религиозных культур и светской этики учени__________________класса МБОУ Головинской основной общеобразовательной школы _______________________________ Рабочая тетрадь «Основы светской этики. 5 класс» является продолжением рабочей тетради для 4 класса. Разработана в соответствии с планированием учебных занятий по учебному пособию «Основы светской этики» по материалам учебника и дополнительными материалами из опыта работы. 2 Основы светской этики 5 кл. Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! 3 Основы светской этики 5 кл. 1. Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ. Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, поясняющие, что значит для автора семья. 2. Восстанови высказывания известных людей о семье Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех (Цицерон) ______________________________________________________ Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери (В. Г. Белинский) ______________________________________________________ 3.Укажи последовательность родственных связей в семье МАТ Ь БАБУШК А ВНУ К 4 ПРАВНУ К ПРАБАБУШ КА Основы светской этики 5 кл. СЫ Н 4.Вместе с родителями составь своё родословное древо Или опиши свою родословную, нарисуй (приклей фотографии) членов своей семьи: _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ 5 Основы светской этики 5 кл. _______________________________________________ _________________ Урок 19. Нравственный поступок 1. Какое определение, на твой взгляд, более точно объясняет смысл выражения «нравственный поступок»?  Действие, за которое ты несёшь ответственность.  Поступок, вызывающий уважение окружающих.  Добрые дела, совершаемые человеком.  Самостоятельный выбор целей и способов поведения, не противоречащих общепринятым правилам. 2. Используя текст учебника (с. 40 – 41), выпиши  ______________________________________________________  ______________________________________________________  ______________________________________________________  ______________________________________________________  ______________________________________________________ признаки нравственного поступка. 6 Основы светской этики 5 кл. 3. Как ты понимаешь утверждение «Не всякое действие – поступок»? Три дочери (притча) Три   женщины   пришли   к   роднику   за водой и незаметно  разговорились о своих дочерях. Неподалеку от них на скамеечке отдыхала   старушка.   Одна   из   женщин похвалилась   перед   ней   красивыми нарядами своей дочери. Другая похвалила ум   и   красоту   своей.   Третья   стала нахваливать   голосок   своей   дочери.   А четвертая промолчала. Только женщины набрали воды, идут три   девицы.   Одна   в   платье   нарядном, другая   издалека   выделяется   своей красотой.   И   книжки   в   руках   умные держат.   Вдруг   запела   третья   девушка звонким   жаворонком.   А   у   четвертой   ни нарядов особых, ни внешности заметной, ни   талантов   издалека   видных.   Стоят матери,   Три девушки гордо прошли мимо. А четвертая подошла   к   своей   матери,   поздоровалась скромно со всеми, а потом взяла у своей матери   тяжелый   кувшин   и,   подняв   его, понесла домой.   дочерями   любуются. Спрашивают   женщины   у  старушки: — И какая из наших дочерей тебе больше понравилась?   А та — А я ваших дочерей и не видела. Только одну   заметила,   ту,   что   к   матери   своей подошла. отвечает:     _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _________________________________________________ 7 Основы светской этики 5 кл. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________ 4. Вспомни сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Проанализируй вместе с родителями одну из проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка. Урок 20. Золотое правило нравственности 1. себе» «Тот, кто делает добро другу, делает добро (Э. Роттердамский) Как ты понимаешь смысл этого высказывания? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ __________________________________________________ 2. Отгадай загадки. 8 Основы светской этики 5 кл. За худое жди худа, За доброе - _____________ Один болтун, Другой свистун, Третий едун, Два брата видаки, А два слышаки, Два брата бегуна Да два брата ухвати. Нет _______________ ищи, а нашёл – береги. Используя слова-отгадки, составь пословицу. 3. Пользуясь текстом учебника (с. 42), выпиши «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ» ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ________________________________ Актуально ли оно для сегодняшнего дня? Объясни. 4. Оцени поступки сказочных героев с точки зрения ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ. 9 Основы светской этики 5 кл. Урок 21. Стыд, вина, извинение __________________ ________________ ________________ __________________ ________________ ________________ __________________ ________________ ________________ __________________ ________________ ________________ __________________ ________________ ________________ __________________ ________________ ________________ __________________ ________________ ________________ __________________ ________________ ________________ ______________ ____________ 1. Оля и Лида пошли в лес. После «Стыдно перед соловушкой» утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. — Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.  Опираясь на «Золотое правило нравственности» оцени поступки Оли и Лиды.  Как ты понимаешь последнюю фразу Лиды? 10 Основы светской этики 5 кл. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ __________________________________________________ 2. Прочитай текст учебника, найди и выпиши следующие определения: СТЫД - ________________________________________________ _______________________________________________________ ВИНА - _________________________________________________ _______________________________________________________ 3. Что может вызвать у человека чувство стыда? а) невыполненное обещание; б) верны все варианты; в) обман; г) ссора; д) _________________________________ 4. Чтобы избавиться от чувства вины надо: а) почитать интересную книгу; б) найти нового друга; в) забыть о плохом поступке; г) извиниться перед тем, кого обидел. 5. Подбери две-три пословицы, в которых бы вариант ответа твой говорилось о стыде и вине, запиши их в тетрадь. ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ 11 Основы светской этики 5 кл. ______________________________________________ ______________________________________________ _________________________ Урок 22. Честь и достоинство 1. Во время войны в школе г. Иркутска, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, набитых буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще как! И рассказчик он был хороший! Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить. И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А дело в том, что он, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: “ Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе”. А ребятишки хохотали: “ Ничего себе – “уважаю, уважаю” а списать не дает” И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными. 12 Основы светской этики 5 кл.  Согласен ли ты с мнением: «Ребята не понимали, что Витя не жадничал, а берёг человеческое достоинство своих одноклассников»? 2. Однажды, возвращаясь вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три довольно крепких “лба”, как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою “правоту” кулаками, колотят паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, - его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Видя явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы, видимо вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим.  Как ты оцениваешь поступок Вити? 3. …. - Итак, - сказал директор, - чья это работа? - Моя, - встал Виктор.- Ему попало за дело. Пусть расскажет сам… Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал. Но тогда встали два паренька, принимающие участие в драке, и все сами рассказали. И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его “проучить”. - И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного – это - И все с ним согласились. Вот какая произошла непростая и неоднозначная подло. история. 13 Основы светской этики 5 кл. Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то, что он по-прежнему не давал списывать.  Можно ли назвать поступок Вити достойным?  Где в наше время можно проявить достоинство? 4. Обсуди с родителями:  Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?  Что по твоему мнению входит в понятие «достоинство»?  По отношению к кому надо вести себя достойно? Урок 23. Совесть 1.Прочитай строчку из стихотворения. Возможно, она даст тебе повод для размышления, а возможно у тебя появится желание продолжить её. Попробуй сам сочинить продолжение этого стихотворения. Совесть компас на пути, как по жизни нам идти… 14 Основы светской этики 5 кл. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _________________________________________ 2. Совесть, благородство и достоинство, Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. (Булат Окуджава)  Почему автор соединил три понятия «совесть», «благородство», «достоинство»? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 15 Основы светской этики 5 кл. 3. Под каким из высказываний ты поставил бы свою подпись? (1799 — 1837) «Что слава! Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое» (Г.Р. Державин) 4. Подбери пословицы о совести. Урок 24. Нравственные идеалы Окуджава Булат Шалвович «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» (9 мая 1924 – 12 июня 1997)     на   фронт, (А.С. Пушкин) Родился в Москве. До войны жил в Москве,   Нижнем   Тагиле,   Тбилиси.   В 1942   году   из   9   класса   добровольцем ушел служил минометчиком,   был   ранен.   После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался,   работал,   заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного   университета   в   1950 году   и   два   года   работал   учителем русского языка и литературы. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия",   зав.   отделом   поэзии   в "Литературной   газете",   с   1962   года член  Союза  писателей   СССР. Один  из основателей   жанра   авторской   песни. (1743 — 1816) Стихи   писал   с   детства,   первая   песня "Нам   в   холодных   теплушках   не спалось..."   появилась   в   1943   году. Первая   ставшая   известной   песня "Неистов   и   упрям..."   была   написана   в Тбилисском  университете   в 1946 году. Следующие   песни   "На   Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка   его   песни   "Союз   друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом   многих   КСП,   слетов   и фестивалей,   названием   песенных рубрик.   Песни   Окуджавы   звучат   в кинофильмах, спектаклях,   радиопостановках.   Писал   также историческую   и   автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за   рубежом,   аудиокассета,   компакт­ диски. 16 Основы светской этики 5 кл. 1.Отгадай, о ком говорится в этом стихотворении? Силён, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей! (Никита Морозов) 2.Пользуясь текстом учебника (с. 50 – 51), выведи правила честного богатырского поединка. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ________________________________ 17 Основы светской этики 5 кл. образ современного богатыря. 3. Составь 4. 4. 4. 4. 4. 4. Есть ли в легендах и мифах Древней Греции герой, равный по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу? Подготовь небольшой рассказ о нём.     вода   Свят огор —   русский   богатырь огромного   роста   и невероятной силы.   Ростом   выше   тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет   по Святым   горам — горы под ним шатаются, в реку из реки заедет —   выплёскивается. Не с кем Святогору   силой   померяться. Поездить бы по Руси, с другими погулять бы богатырями, побиться бы с врагами,   растрясти бы   силу богатырскую,   да вот   беда: не держит   его   земля,   только каменные под его тяжестью не рушатся, не падают.   Тяжко   Святогору   Святогор от своей   поделился силой с известным русским богатырём Ильёй Муромцем. утёсы     силы.   своей         18 Основы светской этики 5 кл. ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ____ Урок 25. Нравственные идеалы 1. Вооружи рыцаря. 19 Основы светской этики 5 кл. 2. Войти в замок сможет тот, кто обладает рыцарскими качествами. Напиши их, используя текст учебника (с. 52) 3. Какие качества из приведенного ниже списка подходят к понятиям «джентльмен» и «леди», а какие нет? неуклюжесть, Приветливость, пунктуальность, равнодушие, образованность, легкомыслие, элегантность, верность слову, эгоизм, патриотизм. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _________________________________ 4. Пор ассуждай на тему: «Только взрослый человек или даже мой сверстник может называться рыцарем, джентльменом, леди?» _____________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ 20 Основы светской этики 5 кл. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ____________________________ Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества 1. Пользуясь текстом учебника (с. 54), восстанови понятие «культура России». – России Культура это пример __________________________, сокровищница знаний, ________________________________, _____________________________ и устойчивых норм- образцов ____________________________________________. 2. Соедини иллюстрации с соответствующим высказыванием. Объясни смысл одного из них. 21 Защита Родины есть и защита своего достоинства. (Н. Рерих) Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Человек по своей природе есть существо общественное. (Аристотель) Основы светской этики 5 кл. 3. Проверь себя. 1.В чём выражается нравственное отношение к Отечеству? o В любви к своему народу; o в добрых чувствах к природе родного края; o в труде на благо Родины; o верны все варианты. 2.Что можно назвать образцом нравственности? o Победу в школьной олимпиаде; o знание законов государства; o умение достигать цели любой ценой; o дела, направленные на общее благо 4.Кто из членов твоей семьи является для тебя образцом нравственного поведения (патриот, коллективист, труженик, воин)? Подготовь рассказ об этом человеке. людей. ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 22 Основы светской этики 5 кл. ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________ Урок 27. Этикет 1.Выбери наиболее точное, на твой взгляд, определение этикета. Этикет - это своеобразный кодекс Этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения хороших манер и правил поведения Этикет отражает правила Этикет отражает правила поведения, присущие той или иной поведения, присущие той или иной традиции традиции Этикет - это свод правил Этикет - это свод правил поведения, принятых в поведения, принятых в определенных социальных определенных социальных кругах. В переводе означает кругах. В переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения то есть порядок проведения церемонии церемонии 23 Основы светской этики 5 кл. 2. Этикет предусматривает определённые правила еды. Нарисуй, как правильно сервировать стол к семейному празднику. 3.Какие правила этикета нарушают герои. «Уважение других дает повод к ува жению самого себя.» (А. Суворов) 24 Основы светской этики 5 кл. 4.Выпиши из текста учебника (с. 57): допустимые и недопустимые правила общения. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________ Урок 28. Семейные праздники ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________ 1.Определи название праздника. 25 Основы светской этики 5 кл. Сабантуй (татарский праздник)   гостей,     самым     “Весенний   день   год   кормит”   — говорит   народная   мудрость.   Такое время   встречали   праздником, который   назвали   “Сабан   туе”   — “свадьба   плуга”,   а   возможно, “свадьба (торжество) яровых”, ведь слово “сабан” означает и то и другое, ну   а   “туй”   —   это   “свадьба”, “торжество”. Сабантуй остается и по   сей   день   самым   любимым праздником. В сельской местности он состоит   из   двух   частей:  сбора подарков и майдана.  Кроме   того,   в сельской   местности   это   и   время приема встречи родственников и близких друзей. Сбор   подарков   к   Сабантую . Повсеместно ценным подарком   считалось   полотенце, которое   получали   с   молодой женщины,   вышедшей   замуж   после предыдущего   Они специально  для этих  целей  готовили самое богато орнаментированное   полотенце   из своего приданого. Майдан  ­   место   состязаний.   По традиции   они   в себя: скачки, бег, прыжки в длину и высоту,   национальную   борьбу корэш.   проводятся       танцоров. состязания   певцов, хороводы, водит   Молодежь устраивает   танцы.   Любой присутствующий может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и   веселья.   После   завершения состязаний   люди   расходились   по домам   угоститься   праздничными кушаньями. Одновременно   Сабантуя. включали       лучшее,   26 2. Впиши в календарь традиционные праздники вашей семьи. 3. Выбери подарок для членов семьи. Основы светской этики 5 кл. 4.Подготовь поздравление или смастери открытку к одному из семейных праздников. Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность 1.Прочитай в учебнике (с. 61) высказывания известных людей в рубрике «Мудрые мысли». Выпиши ту фразу, которая могла бы стать девизом всей твоей жизни. ________________________________________________________ ________________________________________________________ _______________________________________________ 2.В чём на твой взгляд заключается смысл жизни? Нарисуй это на схеме. 27 Сегодня   нет   более   важной задачи,   чем   предотвращение   и  разрешение конфликтов, приводящих   к гибели   людей. В 1945 году,   после   окончания Второй   мировой   войны,   для сохранения   мира   была   создана Организация   Объединённых Наций.   Миротворцы   в голубых касках   являются   главным олицетворением   усилий   ООН по поддержанию мира.   Ежегодно 21 сентября   отмечается   Международный день   мира,   в этот   день   звучат призывы к прекращению войны и отказу от насилия. год   ветераны­ Каждый     предста­вители миротворцы, Организации   Объединённых Наций присуждают школьникам России «Юный миротворец».   Это   высокое звание можно заслужить своей работой   по поддержанию   идеи мира и согласия. звание     Основы светской этики 5 кл. 3.Вставь слово. родителей  Счастье зависит от ______________________ их детей.  Высшая ценность для человека – это его ____________________________ .  Жизнь каждого человека ценна для ________________________________ .  В процессе жизни человек утверждается как ______________. Слова для справок: личность, счастье, общество, жизнь 4.Соотнесите ценности, которые важны для человека, и организации, которые помогают сохранять или создавать ценности. Организаци и 28 Ценности, которые важны для человека Основы светской этики Поликлиника Музей Фитнес-клуб Школа Образование Красота тела Культурные ценности Здоровье 29 Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству (обобщающий урок ) Дорогой друг, вот и заканчиваются наши занятия по курсу «Светская этика». Надеемся, что они были для тебя интересными, ты узнал что-то новое и чему-то научился, на что-то взглянул по- новому. Мы постарались, чтобы они стали небольшой подсказкой на жизненном пути в нашем большом и родном Отечестве. Давай вместе вспомним некоторые страницы истории и настоящего России. o Что такое Родина? Родина – это место, где человеку хорошо жить. Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие  люди.  Родина – это место, где человек живет, учится и работает. o Укажи объекты культурного наследия России: Оз. Байкал Дополни примерами.________________________ своими __________________________________________________ o Собери пословицы.  Мать, у, одна, человека, Родина, одна, и него, у Это интересно!     Слово  родина  произошло   от древнего   слова  род,  которое группу   людей, обозначает   объединенных кровным родством.   Каждый   из   нас   – потомок какого–либо старинного   древнего   рода.   А само   слово  род  обозначает древнейшего   бога   славян   Рода. Главный   город   племени   россов (так   раньше   назывался   русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.  Родина – это и отечество, и  страна, и место рождения  человека.  Родить – значит произвести на  свет потомство. Родит  женщина, родит животное,  родит почва, земля.  Родители – мать и отец, у  которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень  поколений одного рода. Люди  гордятся своей родословной,  изучают ее. _____________________________________________________________ _________  Кто, Родине, долг, верно, примерно, служит, исполняет, тот _____________________________________________________________ _________  Соловей, человек, песни, что, Родины, песни, без, без _____________________________________________________________ _________ o Определи, кто изображён на портретах. o Дополни, в чём выражается твой долг перед Родиной?  Я должен _____________________________  Я должен______________________________  Я должен______________________________ o Как называется человек, любящий свою Родину? ___________________________________________________ o Все люди, живущие на территории России - ___________________________________________________ Как велика моя страна, Как широки просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы. Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом - снега и вьюга. Содержание: Урок 18. Род – исток нравственных отношений 6 Урок 19. Нравственный поступок Урок 20. Золотое правило нравственности 8 3 Урок 21. Стыд, вина и извинение 10 Урок 22. Честь и достоинство 12 Урок 23. Совесть 14 Урок 24. Нравственные идеалы 16 Урок 25. Нравственные идеалы 18 Урок 26. Образцы нравственности в 20 культуре Отечества Урок 27. Этикет 22 Урок 28. Семейные праздники 24 Урок 29. Жизнь человека – высшая 26 нравственная ценность Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 28 Для заметок

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс

Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017