Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
религиоведение
5 кл
17.02.2017
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.
Материал изучается на базовом уровне в 5 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 5 КЛ..doc
Основы светской этики 5 кл.
«Основы светской этики и религиозных
культур»
Основы светской
этики
Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса
1 Основы светской этики 5 кл.
Тетрадь
для работ по основам религиозных
культур и светской этики
учени__________________класса
МБОУ Головинской основной
общеобразовательной школы
_______________________________
Рабочая тетрадь «Основы светской этики. 5 класс» является
продолжением рабочей тетради для 4 класса. Разработана в
соответствии с планированием учебных занятий по учебному
пособию «Основы светской этики» по материалам учебника и
дополнительными материалами из опыта работы.
2 Основы светской этики 5 кл.
Урок 18. Род и семья –
исток нравственных отношений
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
3 Основы светской этики 5 кл.
1. Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри
вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо.
Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с
тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы
познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем
бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для
тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.
Прочитай стихотворение, найди и подчеркни
строчки, поясняющие, что значит для автора семья.
2. Восстанови высказывания известных людей о
семье
Любовь, к, основа, родителям, добродетелей,
всех
(Цицерон)
______________________________________________________
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего,
матери
(В.
Г. Белинский)
______________________________________________________
3.Укажи последовательность родственных связей
в семье
МАТ
Ь
БАБУШК
А
ВНУ
К
4
ПРАВНУ
К
ПРАБАБУШ
КА Основы светской этики 5 кл.
СЫ
Н
4.Вместе с родителями составь своё родословное
древо
Или опиши свою родословную, нарисуй (приклей
фотографии) членов своей семьи:
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
5 Основы светской этики 5 кл.
_______________________________________________
_________________
Урок 19. Нравственный
поступок
1. Какое определение, на твой взгляд, более точно
объясняет смысл выражения «нравственный
поступок»?
Действие,
за которое
ты несёшь
ответственность.
Поступок, вызывающий уважение окружающих.
Добрые дела, совершаемые человеком.
Самостоятельный выбор целей и способов
поведения, не противоречащих общепринятым
правилам.
2. Используя текст учебника (с. 40 – 41), выпиши
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
признаки нравственного поступка.
6 Основы светской этики 5 кл.
3. Как ты понимаешь
утверждение «Не всякое
действие – поступок»?
Три дочери (притча)
Три женщины пришли к роднику за
водой и незаметно разговорились о своих
дочерях. Неподалеку от них на скамеечке
отдыхала старушка. Одна из женщин
похвалилась перед ней красивыми
нарядами своей дочери. Другая похвалила
ум и красоту своей. Третья стала
нахваливать голосок своей дочери. А
четвертая промолчала.
Только женщины набрали воды, идут
три девицы. Одна в платье нарядном,
другая издалека выделяется своей
красотой. И книжки в руках умные
держат. Вдруг запела третья девушка
звонким жаворонком. А у четвертой ни
нарядов особых, ни внешности заметной,
ни талантов издалека видных. Стоят
матери,
Три
девушки гордо прошли мимо. А четвертая
подошла к своей матери, поздоровалась
скромно со всеми, а потом взяла у своей
матери тяжелый кувшин и, подняв его,
понесла домой.
дочерями любуются.
Спрашивают женщины у старушки:
— И какая из наших дочерей тебе больше
понравилась?
А
та
— А я ваших дочерей и не видела. Только
одну заметила, ту, что к матери своей
подошла.
отвечает:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________________
7 Основы светской этики 5 кл.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________
4. Вспомни сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон,
который живёт на крыше». Проанализируй вместе с
родителями одну из проделок Карлсона с точки
зрения нравственного поступка.
Урок 20. Золотое
правило
нравственности
1.
себе»
«Тот, кто делает добро другу, делает добро
(Э.
Роттердамский)
Как ты понимаешь смысл этого высказывания?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________
2. Отгадай загадки.
8 Основы светской этики 5 кл.
За худое жди худа,
За доброе -
_____________
Один болтун,
Другой свистун,
Третий едун,
Два брата видаки,
А два слышаки,
Два брата бегуна
Да два брата ухвати.
Нет _______________
ищи, а нашёл –
береги.
Используя слова-отгадки, составь пословицу.
3. Пользуясь текстом учебника (с. 42), выпиши
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________
Актуально ли оно для сегодняшнего дня? Объясни.
4. Оцени поступки сказочных
героев с точки зрения
ЗОЛОТОГО
ПРАВИЛА
НРАВСТВЕННОСТИ.
9 Основы светской этики 5 кл.
Урок 21. Стыд, вина, извинение
__________________
________________
________________
__________________
________________
________________
__________________
________________
________________
__________________
________________
________________
__________________
________________
________________
__________________
________________
________________
__________________
________________
________________
__________________
________________
________________
______________
____________
1.
Оля и Лида пошли в лес. После
«Стыдно перед соловушкой»
утомительной дороги сели они на траву
отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки закончили обед, недалеко
от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные
прекрасной песней, сидели, боясь
пошевелиться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки
бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные
скорлупки и хлебные крошки и положила
кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? —
сказала Оля.
— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто
не увидит.
Опираясь на «Золотое правило нравственности»
оцени поступки Оли и Лиды.
Как ты понимаешь последнюю фразу Лиды?
10 Основы светской этики 5 кл.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________
2. Прочитай текст учебника, найди и выпиши
следующие определения:
СТЫД - ________________________________________________
_______________________________________________________
ВИНА - _________________________________________________
_______________________________________________________
3. Что может вызвать у человека чувство стыда?
а) невыполненное обещание;
б) верны все варианты;
в) обман;
г) ссора;
д)
_________________________________
4. Чтобы избавиться от чувства вины надо:
а) почитать интересную книгу;
б) найти нового друга;
в) забыть о плохом поступке;
г) извиниться перед тем, кого обидел.
5. Подбери две-три пословицы, в которых бы
вариант
ответа
твой
говорилось о стыде и вине, запиши их в тетрадь.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
11 Основы светской этики 5 кл.
______________________________________________
______________________________________________
_________________________
Урок 22. Честь и
достоинство
1.
Во время войны в школе г. Иркутска, как и во многих
других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей.
Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим,
рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не
был в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений
народного хозяйства, ее удивительных павильонов, набитых
буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не
слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да
еще как! И рассказчик он был хороший! Девочки все в него
влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.
И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали,
мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А дело в том,
что он, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни
разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное
домашнее задание. Он обычно говорил: “ Я тебя уважаю,
поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе,
порешаем вместе”. А ребятишки хохотали: “ Ничего себе –
“уважаю, уважаю” а списать не дает”
И охладели к Виктору девочки, и сторонились его
мальчики, и рассказы его уже не казались такими
интересными.
12 Основы светской этики 5 кл.
Согласен ли ты с мнением: «Ребята не понимали, что
Витя не жадничал, а берёг
человеческое достоинство
своих одноклассников»?
2. Однажды,
возвращаясь
вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три
довольно крепких “лба”, как говорили тогда о дылдах,
доказывающих всем свою “правоту” кулаками, колотят
паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, -
его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из
школы. Видя явную несправедливость – трое на одного, он
крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только
хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный,
казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись
только силы, видимо вот от этого, свойственного ему
чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь
только тот в самом деле имеет чувство собственного
достоинства, кто дорожит чужим.
Как ты оцениваешь поступок Вити?
3. …. - Итак, - сказал директор, - чья это работа?
- Моя, - встал Виктор.- Ему попало за дело. Пусть
расскажет сам…
Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно
молчал. Но тогда встали два паренька, принимающие
участие в драке, и все сами рассказали.
И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор,
потому не встает, что нечестно поступил по отношению к
товарищам, и за это они решили его “проучить”.
- И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного – это
- И все с ним согласились.
Вот какая произошла непростая и неоднозначная
подло.
история.
13 Основы светской этики 5 кл.
Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки
захотели с ним дружить, несмотря на то, что он по-прежнему
не давал списывать.
Можно ли назвать поступок Вити достойным?
Где в наше время можно проявить достоинство?
4. Обсуди с родителями:
Что значит быть достойным? Обязательно ли
быть героем?
Что по твоему мнению входит в понятие
«достоинство»?
По отношению к кому надо вести себя
достойно?
Урок 23. Совесть
1.Прочитай строчку из стихотворения. Возможно, она
даст тебе повод для размышления, а возможно у тебя
появится желание продолжить её. Попробуй сам
сочинить продолжение этого стихотворения.
Совесть компас на пути, как по жизни нам
идти…
14 Основы светской этики 5 кл.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________
2. Совесть, благородство и
достоинство,
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
(Булат Окуджава)
Почему автор соединил три понятия «совесть»,
«благородство», «достоинство»?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
15 Основы светской этики 5 кл.
3. Под каким из
высказываний ты поставил
бы свою подпись?
(1799 — 1837)
«Что слава!
Счастье нам
прямое жить с
нашей совестью
в покое»
(Г.Р. Державин)
4. Подбери пословицы о
совести.
Урок 24.
Нравственные идеалы
Окуджава
Булат Шалвович
«Да, жалок
тот, в ком
совесть не
чиста!»
(9 мая 1924 – 12 июня 1997)
на
фронт,
(А.С. Пушкин)
Родился в Москве. До войны жил в
Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В
1942 году из 9 класса добровольцем
ушел
служил
минометчиком, был ранен. После
госпиталя был связистом. В 1945 году
демобилизовался, работал, заканчивал
10 класс. Окончил филфак Тбилисского
государственного университета в 1950
году и два года работал учителем
русского языка и литературы. Работал
редактором в издательстве "Молодая
гвардия", зав. отделом поэзии в
"Литературной газете", с 1962 года
член Союза писателей СССР. Один из
основателей жанра авторской песни.
(1743 — 1816)
Стихи писал с детства, первая песня
"Нам в холодных теплушках не
спалось..." появилась в 1943 году.
Первая ставшая известной песня
"Неистов и упрям..." была написана в
Тбилисском университете в 1946 году.
Следующие песни "На Тверском
бульваре", "Зеленая скамья" и другие –
когда он переехал в Москву в 1956 году.
Строчка его песни "Союз друзей":
"Возьмемся за руки, друзья..." – стала
девизом многих КСП,
слетов и
фестивалей,
названием песенных
рубрик. Песни Окуджавы звучат в
кинофильмах,
спектаклях,
радиопостановках.
Писал также
историческую и автобиографическую
прозу, киносценарии. Вышли пластинки
и книги стихов, песен, прозы в России и
за рубежом, аудиокассета, компакт
диски.
16 Основы светской этики 5 кл.
1.Отгадай, о ком говорится в этом стихотворении?
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
(Никита Морозов)
2.Пользуясь текстом учебника (с. 50 – 51), выведи
правила честного богатырского поединка.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
________________________________
17 Основы светской этики 5 кл.
образ
современного богатыря.
3. Составь
4.
4.
4.
4.
4.
4. Есть ли в легендах и
мифах Древней Греции
герой, равный по силе и
своим подвигам русскому
богатырю Илье Муромцу?
Подготовь небольшой
рассказ о нём.
вода
Свят
огор — русский богатырь
огромного роста и невероятной
силы. Ростом выше тёмного
леса, головой облака подпирает.
Скачет по Святым горам —
горы под ним шатаются, в реку
из реки
заедет —
выплёскивается.
Не с кем
Святогору силой померяться.
Поездить бы
по Руси,
с другими
погулять бы
богатырями,
побиться бы
с врагами, растрясти бы силу
богатырскую,
да вот беда:
не держит его земля, только
каменные
под его
тяжестью
не рушатся,
не падают. Тяжко Святогору
Святогор
от своей
поделился
силой
с известным русским богатырём
Ильёй Муромцем.
утёсы
силы.
своей
18 Основы светской этики 5 кл.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
____
Урок 25. Нравственные
идеалы
1. Вооружи рыцаря.
19 Основы светской этики 5 кл.
2. Войти в замок сможет тот, кто обладает
рыцарскими качествами. Напиши их, используя текст
учебника (с. 52)
3. Какие качества из приведенного ниже списка
подходят к понятиям «джентльмен» и «леди», а какие
нет?
неуклюжесть,
Приветливость, пунктуальность, равнодушие,
образованность,
легкомыслие,
элегантность, верность слову, эгоизм, патриотизм.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_________________________________
4.
Пор
ассуждай на тему: «Только взрослый человек или даже
мой сверстник может называться рыцарем,
джентльменом, леди?»
_____________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
20 Основы светской этики 5 кл.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
____________________________
Урок 26. Образцы
нравственности в
культуре Отечества
1. Пользуясь текстом учебника (с. 54),
восстанови понятие «культура России».
–
России
Культура
это пример
__________________________, сокровищница знаний,
________________________________,
_____________________________ и устойчивых норм-
образцов ____________________________________________.
2. Соедини иллюстрации с соответствующим
высказыванием. Объясни смысл одного из них.
21
Защита Родины есть и
защита своего достоинства.
(Н. Рерих)
Для человека с талантом и
любовью к труду не
существует преград. (Л.
Человек по своей природе
есть существо
общественное. (Аристотель) Основы светской этики 5 кл.
3. Проверь себя.
1.В чём выражается нравственное
отношение к Отечеству?
o В любви к своему народу;
o в добрых чувствах к природе родного края;
o в труде на благо Родины;
o верны все варианты.
2.Что можно назвать образцом нравственности?
o Победу в школьной олимпиаде;
o знание законов государства;
o умение достигать цели любой ценой;
o дела, направленные на общее благо
4.Кто из членов твоей семьи является для тебя
образцом нравственного поведения (патриот,
коллективист, труженик, воин)? Подготовь
рассказ об этом человеке.
людей.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
22 Основы светской этики 5 кл.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________
Урок 27. Этикет
1.Выбери наиболее точное, на твой взгляд,
определение этикета.
Этикет - это своеобразный кодекс
Этикет - это своеобразный кодекс
хороших манер и правил поведения
хороших манер и правил поведения
Этикет отражает правила
Этикет отражает правила
поведения, присущие той или иной
поведения, присущие той или иной
традиции
традиции
Этикет - это свод правил
Этикет - это свод правил
поведения, принятых в
поведения, принятых в
определенных социальных
определенных социальных
кругах. В переводе означает
кругах. В переводе означает
ярлык, этикетка и церемониал,
ярлык, этикетка и церемониал,
то есть порядок проведения
то есть порядок проведения
церемонии
церемонии
23 Основы светской этики 5 кл.
2. Этикет предусматривает определённые правила
еды. Нарисуй, как правильно сервировать стол к
семейному празднику.
3.Какие правила этикета нарушают герои.
«Уважение других дает повод к ува
жению самого себя.»
(А.
Суворов)
24 Основы светской этики 5 кл.
4.Выпиши из текста учебника (с. 57): допустимые
и недопустимые правила общения.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
__________________________
Урок 28.
Семейные
праздники
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
__________________________
1.Определи название праздника.
25 Основы светской этики 5 кл.
Сабантуй (татарский праздник)
гостей,
самым
“Весенний день год кормит” —
говорит народная мудрость. Такое
время
встречали праздником,
который назвали “Сабан туе” —
“свадьба плуга”,
а возможно,
“свадьба (торжество) яровых”, ведь
слово “сабан” означает и то и другое,
ну а “туй” — это “свадьба”,
“торжество”. Сабантуй остается и
по сей день самым любимым
праздником. В сельской местности он
состоит из двух частей: сбора
подарков и майдана. Кроме того, в
сельской местности это и время
приема
встречи
родственников и близких друзей.
Сбор подарков к Сабантую .
Повсеместно
ценным
подарком считалось полотенце,
которое получали с молодой
женщины, вышедшей замуж после
предыдущего
Они
специально для этих целей готовили
самое
богато
орнаментированное полотенце из
своего приданого.
Майдан место состязаний. По
традиции они
в
себя: скачки, бег, прыжки в длину и
высоту,
национальную борьбу
корэш.
проводятся
танцоров.
состязания певцов,
хороводы,
водит
Молодежь
устраивает танцы.
Любой
присутствующий может включиться
в состязание, которое ему по душе, и
отдохнуть, получить заряд бодрости
и веселья.
После завершения
состязаний люди расходились по
домам угоститься праздничными
кушаньями.
Одновременно
Сабантуя.
включали
лучшее,
26
2. Впиши в календарь
традиционные
праздники вашей
семьи.
3. Выбери подарок для
членов семьи. Основы светской этики 5 кл.
4.Подготовь поздравление или смастери открытку
к одному из семейных праздников.
Урок 29. Жизнь человека –
высшая нравственная
ценность
1.Прочитай в учебнике (с. 61) высказывания
известных людей в рубрике «Мудрые мысли».
Выпиши ту фразу, которая могла бы стать
девизом всей твоей жизни.
________________________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________
2.В чём на твой взгляд заключается смысл жизни?
Нарисуй это на схеме.
27 Сегодня нет более важной
задачи, чем предотвращение и
разрешение
конфликтов,
приводящих к гибели людей.
В 1945 году,
после окончания
Второй мировой войны, для
сохранения мира была создана
Организация
Объединённых
Наций. Миротворцы в голубых
касках являются
главным
олицетворением усилий ООН
по поддержанию
мира.
Ежегодно
21 сентября
отмечается Международный
день мира, в этот день звучат
призывы к прекращению войны и
отказу от насилия.
год ветераны
Каждый
представители
миротворцы,
Организации
Объединённых
Наций присуждают школьникам
России
«Юный
миротворец».
Это высокое
звание можно заслужить своей
работой по поддержанию идеи
мира и согласия.
звание
Основы светской этики 5 кл.
3.Вставь слово.
родителей
Счастье
зависит
от
______________________
их
детей.
Высшая ценность для
человека – это его
____________________________ .
Жизнь каждого человека
ценна
для
________________________________ .
В процессе жизни
человек утверждается
как ______________.
Слова для справок: личность,
счастье, общество, жизнь
4.Соотнесите ценности,
которые важны для
человека, и организации,
которые помогают
сохранять или создавать
ценности.
Организаци
и
28
Ценности,
которые важны
для человека Основы светской этики
Поликлиника
Музей
Фитнес-клуб
Школа
Образование
Красота тела
Культурные
ценности
Здоровье
29 Урок 30. Любовь и
уважение к
Отечеству
(обобщающий урок )
Дорогой друг, вот и заканчиваются наши
занятия по курсу «Светская этика». Надеемся, что
они были для тебя интересными, ты узнал что-то
новое и чему-то научился, на что-то взглянул по-
новому. Мы постарались, чтобы они стали
небольшой подсказкой на жизненном пути в
нашем большом и родном Отечестве.
Давай вместе вспомним некоторые страницы
истории и настоящего России.
o Что такое Родина?
Родина – это место, где человеку хорошо жить.
Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие
люди.
Родина – это место, где человек живет, учится и работает.
o Укажи объекты культурного наследия
России:
Оз. Байкал
Дополни
примерами.________________________
своими __________________________________________________ o Собери пословицы.
Мать, у, одна, человека,
Родина, одна, и него, у
Это интересно!
Слово родина произошло от
древнего слова род, которое
группу людей,
обозначает
объединенных
кровным
родством. Каждый из нас –
потомок
какого–либо
старинного древнего рода. А
само слово род обозначает
древнейшего бога славян Рода.
Главный город племени россов
(так раньше назывался русский
народ) был город Родень (Родня).
Он был посвящен богу Роду.
Родина – это и отечество, и
страна, и место рождения
человека.
Родить – значит произвести на
свет потомство. Родит
женщина, родит животное,
родит почва, земля.
Родители – мать и отец, у
которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень
поколений одного рода. Люди
гордятся своей родословной,
изучают ее. _____________________________________________________________
_________
Кто, Родине, долг, верно, примерно, служит,
исполняет, тот
_____________________________________________________________
_________
Соловей, человек, песни, что, Родины, песни,
без, без
_____________________________________________________________
_________
o Определи, кто изображён на портретах.
o Дополни, в чём выражается твой долг перед
Родиной?
Я должен _____________________________
Я должен______________________________
Я должен______________________________ o Как называется человек, любящий свою
Родину?
___________________________________________________
o Все люди, живущие на территории России -
___________________________________________________
Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Содержание:
Урок 18. Род – исток нравственных
отношений
6
Урок 19. Нравственный поступок
Урок 20. Золотое правило нравственности 8
3 Урок 21. Стыд, вина и извинение
10
Урок 22. Честь и достоинство
12
Урок 23. Совесть
14
Урок 24. Нравственные идеалы
16
Урок 25. Нравственные идеалы
18
Урок 26. Образцы нравственности в
20
культуре Отечества
Урок 27. Этикет
22
Урок 28. Семейные праздники
24
Урок 29. Жизнь человека – высшая
26
нравственная ценность
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 28
Для заметок
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Рабочая тетрадь по модулю "Основы светской этики" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.