Рабочая тетрадь по основам народного искусства "Борисовская керамика" (3-4 класс)
Оценка 4.7

Рабочая тетрадь по основам народного искусства "Борисовская керамика" (3-4 класс)

Оценка 4.7
Рабочие тетради
ppt
искусство
2 кл—3 кл
24.03.2017
Рабочая тетрадь по основам народного искусства "Борисовская керамика" (3-4 класс)
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Постоянное развитие общественных потребностей и реформа образования побуждают авторов учебников искать новые пути для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Новых способов построения и форм подачи материала требует и ориентация на интеграцию гуманитарного знания и создание интегрированных курсов. В связи с этим становится актуальным изучение возможности применения в самостоятельной учебной деятельности школьников наряду с дисциплинами естественно-научного и гуманитарного циклов рабочих тетрадей по изобразительному искусству. В связи с чем, и возникла необходимость разработки рабочей тетради для учащихся 3-4 классов по модулю «Борисовская керамика». Целью проекта является разработка содержания рабочей тетради «Борисовская керамика» для 3-4 класса. Задачи: 1. Познакомить учащихся с художественным наследием нашего Белгородского края - Борисовской керамикой. 2. Углубить представления о связи узора с формой Борисовской посуды и ее художественным назначением. 3. Разработать систему занятий по ознакомлению учащихся 3-4 классов с историей и традициями гончарного промысла пос. Борисовка Белгородской области. 4. Развить у детей эстетическое восприятие, интерес и эмоциональную отзывчивость на явления окружающей жизни, произведения народного искусства.Рабочая тетрадь "Борисовская керамика"
борисовская керамика раб.тетрадь!.ppt

ИЗОБРАЗИТЛЬНОЕ ИСКУССТВО Основы народного и декоративно-прикладного искусства

ИЗОБРАЗИТЛЬНОЕ ИСКУССТВО Основы народного и декоративно-прикладного искусства

ИЗОБРАЗИТЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Основы народного и декоративно-прикладного искусства


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОСНОВАМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
3-4 класс

Басова Л.В.

БЕЛГОРОД 2016

Борисовская керамика

Среди бескрайних просторов Черноземья, на святом

Среди бескрайних просторов Черноземья, на святом

Среди бескрайних просторов Черноземья, на святом Белогорье, недалеко от русско–украинской границы и в 40 км от Белгорода находится живописный поселок Борисовка, образованный в 1695 году. С 1705г. Борисовка становится центром богатейшей южной вотчины Шереметьевых. По описанию краеведов Борисовка была самым многолюдным поселением Российской Империи, в котором насчитывалось до 25 тысяч жителей. Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел разных видов народного искусства.
Одним из старейших в Борисовке был гончарный промысел и с начала XYIII века он становится одним из развитых. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины.
В конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежащих гончарам. Борисовские гончары, в отличие от мастеров Курской губернии жили исключительно промыслом, забросив свои земельные наделы. Большая часть гончаров работала всей семьёй.

История борисовской керамики

В 2006 - 2010 годах на Борисовской керамике проведено серьезное обновление основных фондов, ручной труд в значительной степени заменен станками-полуавтоматами для механической формовки изделий

В 2006 - 2010 годах на Борисовской керамике проведено серьезное обновление основных фондов, ручной труд в значительной степени заменен станками-полуавтоматами для механической формовки изделий

В 2006 - 2010 годах на Борисовской керамике проведено серьезное обновление основных фондов, ручной труд в значительной степени заменен станками-полуавтоматами для механической формовки изделий

В результате проведенных за последние пять лет мероприятий  объем производства Борисовской керамики вырос более чем в три раза (с 35 тыс. до 130 тыс. изделий в месяц), количество работников также увеличилось, сегодня на предприятии трудится более двухсот человек. На сегодняшний день Борисовская керамика стала одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по объемам  производства горшков для жаркого и запекания

Уникальные свойства красной местной глины позволяют посуде Борисовской керамики обеспечивать «эффект запекания» или, как еще говорят, «эффект русской печи» при приготовлении блюд. Структура красной глины устроена таким образом, что при обжиге глиняной массы черепок не проходит стеклофазу и внутри него остаются крупные поры, которые при приготовлении пищи действуют как тепловой карман. Благодаря толстым пористым стенкам такой посуды, которые нагреваются очень медленно, пища как бы томится в горшочке, приобретая неповторимый вкус и аромат, при этом в ней сохраняются полезные свойства продуктов, а жиров при готовке можно класть по минимуму.

Кринка Виды керамических изделий борисовских мастеров

Кринка Виды керамических изделий борисовских мастеров

Кринка

Виды керамических изделий борисовских мастеров

Горшки-формы

Горшки

Кувшины

Макорты

Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др

Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др

Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины.
В меньшей степени известны игрушки – свистульки борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека.


Запишите какие предметы кухонной утвари изготовлялись борисовскими гончарами?

Запишите какие предметы кухонной утвари изготовлялись борисовскими гончарами?

Запишите какие предметы кухонной утвари изготовлялись борисовскими гончарами?

Характерные черты для Борисовской посуды округлые формы тулова, конусообразные в основании

Характерные черты для Борисовской посуды округлые формы тулова, конусообразные в основании

Характерные черты  для Борисовской посуды округлые формы тулова, конусообразные в основании.
В форме четко выявлено назначение вещи – она строго функциональна по назначению и сдержана по декору.

Искусство борисовских гончаров

Рассмотри керамические изделия борисовских гончаров , дорисуй вторую половину кувшина сначала простым карандашом, потом красками

Рассмотри керамические изделия борисовских гончаров , дорисуй вторую половину кувшина сначала простым карандашом, потом красками

Рассмотри керамические изделия борисовских гончаров ,
дорисуй вторую половину кувшина сначала простым карандашом, потом красками.

Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита

Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита

Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита. Богатство края - плодородное Черноземье, бескрайние поля желтеющих хлебов и подсолнухов, дубрав, обозначило цветовую палитру присущую промыслу, которая в основном состоит из коричневого, зеленого и желтого цвета, наносимого на красно – коричневый черепок.

Повтори !
Какие цвета использовались борисовскими гончарами?

Цвета борисовской керамики

Рассмотри керамические изделия и распиши горшок травными узорами по мотивам борисовских мастеров

Рассмотри керамические изделия и распиши горшок травными узорами по мотивам борисовских мастеров

Рассмотри керамические изделия и распиши горшок травными узорами по мотивам борисовских мастеров.

Нарисуй элементы орнамента сначала простым карандашом, потом красками.

Орнаментальные узоры борисовских мастеров

Орнаментальные узоры борисовских мастеров

Орнаментальные узоры борисовских мастеров

Дорисуй узор сначала простым карандашом, потом красками (гуашь)

Дорисуй узор сначала простым карандашом, потом красками (гуашь)

Дорисуй узор сначала простым карандашом, потом красками (гуашь) Соблюдай порядок рисования, делай одинаковые промежутки между элементами орнамента.

Производство борисовской керамики

Производство борисовской керамики

Производство борисовской керамики

Для производства изделий Борисовская керамика использует экологически чистые материалы. Основой для создания глиняного черепка является красная глина, которую завод берет с местного месторождения. Поверхность изделий покрывается экологически чистой пищевой глазурью. В качестве красок используются природные материалы - это разновидности глин, которые при обжиге дают всевозможные расцветки. Для придания прочности глиняному черепку, все изделия проходят два обжига.

На предприятии существует полный цикл производства от подготовки глиняной массы до упаковки готовых изделий.

На гипсомодельном участке мастера своего дела изготавливают из гипса формы будущих изделий

На гипсомодельном участке мастера своего дела изготавливают из гипса формы будущих изделий

На  гипсомодельном участке мастера своего дела изготавливают из гипса формы будущих изделий.

На  участке отливки и оправки изделия формируются методом заливки жидкой глиняной массы в гипсовые формы с последующей выемкой осевшего на стенках формы изделия.

На механической и ручной формовки изделия производятся на ручных и полуавтоматических станках путем раскатки или выдавливания.
На шамотном участке производятся большие изделия из шамотной массы  (массы крупного помола) путем выкладывания глиняной массы вручную по стенкам формы .

На  гончарном участке изделия формируются старинным способом: вручную на гончарном круге.

Выполни роспись керамической тарелки (орнамент в круге) по мотивам борисовской керамики

Выполни роспись керамической тарелки (орнамент в круге) по мотивам борисовской керамики

Выполни роспись керамической тарелки (орнамент в круге) по мотивам борисовской керамики

На творческом участке мастера проводят творческую доработку изделий (художественная роспись, декоративная ручная лепка) и изготавливают сувениры ручной работы

На творческом участке мастера проводят творческую доработку изделий (художественная роспись, декоративная ручная лепка) и изготавливают сувениры ручной работы

На  творческом участке  мастера проводят творческую доработку изделий (художественная роспись, декоративная ручная лепка) и изготавливают сувениры ручной работы.
На  участке росписи изделия становятся яркими и красивыми – искусные рисовальщицы расписывают узором каждую единицу.

После сушки, которая способствует повышению прочности, изделия проходят первый обжиг в печи на участке утильного обжига при температуре 860 °С

После сушки, которая способствует повышению прочности, изделия проходят первый обжиг в печи на участке утильного обжига при температуре 860 °С

После сушки, которая способствует повышению прочности, изделия проходят первый обжиг в печи на участке утильного обжига при температуре 860 °С.  Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.

На  на участке глазуровки изделия покрываются глазурью - тонким стекловидным слоем. Глазурь предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид

На участке политого обжига  изделия проходят второй обжиг в печи при температуре 1000-1020 °С, после чего их можно использовать по назначению.

Борисовская керамика На участке упаковки изделия сортируются и упаковываются, после чего отправляются на склад готовой продукции

Борисовская керамика На участке упаковки изделия сортируются и упаковываются, после чего отправляются на склад готовой продукции

Борисовская керамика

На участке упаковки изделия сортируются и упаковываются, после чего отправляются на склад готовой продукции.

Разгадай кроссворд Глина прошедшая обжиг

Разгадай кроссворд Глина прошедшая обжиг

2

1

6

3

4

5

Разгадай кроссворд

Глина прошедшая обжиг.

Место производства традиционных гончарных изделий Белгородской области?

Украшения борисовской керамики.

Основной материал для изготовления изделий борисовских мастеров.

Место для обжига керамических изделий.

Гончарный сосуд для молока.

Глина и глиняная посуда Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории

Глина и глиняная посуда Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории

Глина и глиняная посуда

Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Рожденная много тысяч лет назад глина вобрала в себя огромное количество природной энергии, которой она щедро делится с теми, кто к ней прикасается. А благодаря малым размерам частиц, ее составляющих, глина способна поглощать отрицательную энергию и преобразовывать ее, предотвращая таким образом многие болезни. Если подержать между ладонями глиняную чашку, то можно почувствовать, что по мере того, как она нагревается от тепла рук, вам становится легче и спокойнее. Это происходит оттого, что глина забирает негативную энергию и одновременно наполняет вас накопленной за тысячелетия энергией солнца, воды, ветра, космоса. Аналогично взаимодействует глиняная посуда с любым соприкасающимися с ней объектом, поэтому помещенные в нее продукты очищаются и наполняются целительной силой глины.
Глина собирает и хранит горячие потоки космического пространства. Нередко посуда из глины кажется неуклюжей, однако от нее веет теплом и силой, и она нравится нам, несмотря на то, что не обладает изысканностью форм. Глина активно взаимодействует с кровью, нормализует ее химический состав. Такая посуда оберегает и очищает нас от негативных энергетических влияний других людей. Поданная в глиняной посуде пища лучше усваивается организмом и быстрее восстанавливает силы, а приготовленная в глиняных горшочках, она не только очень вкусна, но и чрезвычайно полезна, так как в процессе приготовления обогащается целительной, огненной энергией красной глины. Кроме того, еда, приготовленная в посуде из красной глины, приобретает ту мягкость и изысканность, которые были свойственны лучшим достижениям старинной кухни.


 

У толстостенной керамической посуды из красной глины немало полезных свойств, которых лишены изделия из фарфора и фаянса

У толстостенной керамической посуды из красной глины немало полезных свойств, которых лишены изделия из фарфора и фаянса

У толстостенной керамической посуды из красной глины немало полезных свойств, которых лишены изделия из фарфора и фаянса. Основное преимущество этого вида посуды состоит в возможности регулировать температуру и влажность приготовляемого в ней продукта.
Преимущество посуды из красной глины состоит в равномерном распределении и долгом удержании тепла. Толстые стенки посуды нагреваются медленно и равномерно. Пища в ней не варится, а томится, в результате овощи остаются сочными, мясо приобретает мягкость, сохраняя все витамины и протеины. Кроме того, при подаче блюда выглядят аппетитно и оригинально. Прохладительный напиток, оставленный в глиняном кувшине, останется холодным даже на солнце, а чай или кофе будут теплыми в течение нескольких часов. Кроме того, глиняная посуда отлично подходит для хранения продуктов. Молоко в такой посуде не будет киснуть трое-четверо суток, а варенья и соленья даже без крышки не заплесневеют.
Для того чтобы глиняная посуда сохранила свою положительную энергию и целебную силу, необходимо время от времени очищать ее от "впитанного" ею негатива, а также способствовать восполнению энергетических сил глины. Наши предки делали это бессознательно, ополаскивая вымытую плошку холодной водой и затем вешая ее на плетень на солнце для просушки. Холодная вода смывала с глиняной посуды отрицательную энергию, а энергия солнца восстанавливала силу глины.
В городских условиях это сделать немного сложнее, но тоже вполне возможно. Просто посуду придется мыть значительно чаще. Например, достав из шкафа совершенно чистую глиняную плошку, ее все равно следует ополоснуть под струей холодной воды, смывая таким образом негативную энергию, набранную из помещения. Раз в месяц посуду надо выставлять на солнце - на балкон или у открытого окна - для того, чтобы она набрала силу. А раз в год хорошо восполнять энергию глиняных изделий более капитально, для чего их нужно выставить на сутки на открытый воздух.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017