Сочинение по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода"
Оценка 4.7

Сочинение по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода"

Оценка 4.7
Контроль знаний +6
docx
Междисциплинарный 3
25.08.2020
Сочинение по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода"
Сочинение по картине И. И. Левитана Весна. Большая вода.docx

Урок развития речи

 

Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

 

Подготовительная работа к сочинению:

1.     Экскурсия – наблюдение за изменением в природе весной, за наступившим половодьем.

2.     За неделю до урока вывешивается репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Дети внимательно всматриваются в неё, стараются почувствовать и понять, сравнить со своими наблюдениями и впечатлениями, полученными во время экскурсии.

Одновременно учащиеся делятся на две творческие группы для работы по вопросам, которые вывешиваются вместе с репродукцией картины.

 

             «О, весна без конца и без краю…»

1.     Когда наступает весеннее половодье?

2.     Как об этом месяце говорят в народе?

3.     Подберите образные выражения для красочного описания весенней природы.

4.     Поэты и писатели  о весне.

5.     Назовите эпиграф к сочинению.

 

          

               И. И. Левитан. «Жизнь и творчество»

         1.   Когда и где родился И. И. Левитан?

         2.   Как проходило детство художника?

         3.   Где учился будущий пейзажист?

         4.   Назовите наиболее известные картины Левитана.

         5.   Почему современники называли его «поэтом русской природы»?

 

             Полученные сведения учащиеся заносят в творческие блокноты.

3.     Подготовка выставки рисунков на тему «Весна! Весна кругом живёт и дышит…»

  Цели и задачи:

   - формировать умение описывать содержание картины;

   - учить детей «читать» картину;

   - развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность;

   - обогащать словарный запас учащихся;

    - воспитывать любовь к природе родного края, эстетический вкус и эстетические чувства.

 

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», запись

                             музыки П. И. Чайковского «Времена года», памятки для работы над

                             сочинением.

    

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

-Проверьте свою готовность к уроку

Приветствуют учителя.

II.  Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода»

 

III.  Основной этап учебной деятельности.

1. Беседа о жизни и творчестве

И. И. Левитана.

 

 

 

- При подготовке к сочинению вы работали в творческих группах и собрали большой материал о жизни и творчестве И. И. Левитана. Что вы узнали о жизни художника?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Расскажите о творчестве И. И. Левитана.

 

 

 

 

 

 

-Почему современники называли

И. И. Левитана «поэтом русской природы»?

 

 

 

 

-Многие художники учились и учатся у И. И. Левитана видеть Россию, любить её, служить ей своим искусством.

 

 

 

Сообщения учащихся.

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Литве. Семья его была большой и бедной. В надежде на лучшую жизнь семья переехала в Москву. Но здесь их жизнь не улучшилась. В 13 лет И. Левитан поступил в московское училище живописи. Неожиданно умерла его мать, потом и отец. Будущий художник часто голодал, ночевал в неотопленных классах училища, но продолжал упорно учиться.

- И. И. Левитан написал около тысячи картин. Многие из них хранятся в самых лучших музеях: «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень», «берёзовая роща», «Весна. Белая сирень» и другие.

- Художник очень любил природу России и в своих картинах сумел передать её красоту. Он показал, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

 

2.Беседа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

- А теперь давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины

 И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»)

      Здесь мало увидеть,

      Здесь нужно всмотреться,

      Чтоб ясной любовью

      Наполнилось сердце.

      Чтоб вдруг отразили

      Прозрачные воды

      Всю прелесть застенчивой

      Русской природы.

                          Н. И. Рыленков

- Какие чувства, настроение вызывает у вас эта картина?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему картина называется «Весна. Большая вода»?

 

 

- Как это отражено в названии «Большая вода»?

 

- Когда бывает половодье?

 

- Почему реки выходят из своих берегов?

 

- Кто видел разлив реки? (Обращает внимание на выставку рисунков учащихся).

- Вглядитесь в весеннюю воду на картине Левитана.

- Какие определения можно подобрать, чтобы описать её?

 

 

- Почему художник изобразил воду голубой? Что можно сказать о небе?

 

 

- С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

 

- Что ещё изображено на картине?

Расскажите о них.

 

 

 

 

 

 

- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите?

- Как вы думаете, зачем художник изобразил старую осину?

 

 

 

 

 

 

 

- Представьте, что слышите шепот берёз. О чём они могут говорить?

 

 

- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу?

- Что художник изобразил на переднем плане картины?

 

- Объясните значение слова лодка-челнок.

 

- Что вы видите на дальнем плане картины?

 

 

- Какой день изображён на картине?

Почему вы так думаете?

 

 

 

 

 

- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года?

 

- Верно. Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Посмотрите, сколько оттенков голубого заметил чуткий глаз живописца! И как они красивы! Холодный тон голубого цвета придаёт весеннему дню торжественную праздничность.

Какое впечатление произвела на вас эта картина?

Учащиеся рассматривают картину, слушают музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Чувство радости, спокойствия.

- Чувствую свежее дыхание весны.

- Когда я смотрю на эту картину, чувствую пробуждение природы от зимнего сна.

- Я представляю разлив нашей реки. Она так же выходит из берегов и затопляет кусты и деревья.

Художник хотел изобразить разлив реки, большое половодье.

-Половодье бывает весной, когда тает снег и лёд на реке.

- Потому что в реке много воды от растаявшего снега и льда.

 

 

 

 

 

-Тихая, спокойная, обильная, кристально-чистая, удивительно-прозрачная, студёная, тёмно-голубая…

- Бездонное, безграничное, бескрайнее, необозримое, необъятное, весеннее, ясное, лазурное, ярко-голубое…

- По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну.

- Деревья.

Деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.

- Ель и старую осину.

 

- Чтобы оттенить красоту молодых берёзок. Они кажутся более изящными, доверчивыми, робкими, хрупкими, стройными на фоне старой осины с сучьями, похожими на корявые пальцы.

 

- Берёзки стоят, будто в ожидании чего-то радостного от пробуждающейся природы…

- Деревца стоят, тесно прижавшись друг к другу.

- Плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой-челноком.

Маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева.

- Вдалеке сквозь рощу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода.

- Солнечный.

Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На песчаном берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики.

Все оттенки голубого, коричневатый, желтоватый, белый.

 

3.Составление плана сочинения.

- Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?

- О чём можно написать во вступлении?

 

- Составьте устно вступление вашего сочинения. Каким будет первый пункт нашего плана?

- О чём вы должны написать в основной части?

- Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:

а) вода;

б) небо;

в) деревья;

г) лодка-челнок;

д) дома;

е) солнечный день.

- Что вы напишите в заключении?

 

 

 

 

 

- Как можно озаглавить заключительную часть?

- Три части: вступление, основная часть, заключение.

- О художнике и его творчестве, о наступающей весне.

1.И. И. Левитан – великий пейзажист. (Весна – удивительное время года.)

- Описать то, что изображено на картине.

2. Описание картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

 

 

 

 

 

 

- Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях.)

3.Мои впечатления от картины.

4.Словарно-орфографическая работа.

- Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своей работе.( Слова написаны на доске)

 

 

- Подберите синонимы к слову пейзажист.

Эти слова можно использовать в сочинении, чтобы не было повторов.

- Природа пробуждается – как по-другому можно сказать?

Изобразил – продолжите ряд синонимов.

На доске записаны слова:

пейзажист, около тысячи, в лучших музеях, Третьяковская галерея, природа пробуждается, изобразил, половодье, разлив, кристально-чистая, прозрачная, спокойная, отражения, на песчаном берегу.

 

 

 

Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы.

- Художник, мастер кисти, живописец.

 

 

- Просыпается, оживает.

 

- Показал, передал.

5.Выбор эпиграфа.

- Какой эпиграф можно подобрать к сочинению?

- Можно использовать один из эпиграфов, которые вы видите на доске.

      Гонимы вешними лучами,

      С окрестных гор уже снега

      Сбежали мутными ручьями

      На потоплённые луга.

                           А. С. Пушкин

 

      Ещё в полях белеет снег,

      А воды уж весной шумят –

      Бегут и будят сонный брег,

       Бегут, и блещут, и гласят…

      Они гласят во все концы:

      «Весна идёт! Весна идёт!»

                               Ф. И. Тютчев

 

      Всё в тающей дымке:

      Холмы, перелески.

      Здесь краски не ярки

       И звуки не резки.

                              Н. И. Рыленков

 

- Где пишется эпиграф?

Ученики предлагают подготовленные эпиграфы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Эпиграф пишется перед началом сочинения справа, начиная с середины строки.

6.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.

 

Написание сочинения.

7. Редактирование сочинения.

 

Учащиеся используют памятку по редактированию сочинения, обращают внимание на содержание, логику, полноту изложения, точность употребления слов.

8.Чтение сочинений.

- Кто хочет прочитать своё сочинение?

Чтение сочинений учащимися по желанию.

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения;

- Урок помог мне…

- Для меня было сложным …

- Мне понравилось…

Учащиеся заканчивают предложения.

 


 

Урок развития речи Тема: Сочинение по картине

Урок развития речи Тема: Сочинение по картине

II . Постановка учебной задачи

II . Постановка учебной задачи

Времена года») Здесь мало увидеть,

Времена года») Здесь мало увидеть,

Что ещё изображено на картине?

Что ещё изображено на картине?

И как они красивы! Холодный тон голубого цвета придаёт весеннему дню торжественную праздничность

И как они красивы! Холодный тон голубого цвета придаёт весеннему дню торжественную праздничность

На доске записаны слова: пейзажист, около тысячи, в лучших музеях,

На доске записаны слова: пейзажист, около тысячи, в лучших музеях,

IV . Рефлексия учебной деятельности на уроке

IV . Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2020