Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Оценка 4.6

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
русский язык
8 кл
25.02.2017
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь (пособие) по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" адресована учащимся 8 классов и учителям русского языка. Тетрадь включает тренировочные упражнения, тестовые и творческие задания для повторения, закрепления знаний по разделу "Словосочетания". Материал может быть использован и учащимися 9 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации. Всего 20 заданий.Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь. Словосочетания..doc
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ  по русскому языку  учаще___ 8 __ класса _________________________________ Фамилия, имя ТЕМА: СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Упражнения по теме «Словосочетание» Упражнение 1. Найдите   и   укажите   в   словосочетании   главное   и  зависимое   слово   и   укажите,  какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания. Зимние вечера_____________________________________________________________ долго рассказывает ________________________________________________________ двое   саней________________________________________________________________ очень   уютно   ______________________________________________________________ таёжный   посёлок   _________________________________________________________ недалеко от берега ________________________________________________________ уставший от забот _______________________________________________________ движущиеся силуэты ______________________________________________________ пойти   за   покупками   _______________________________________________________ играя с мячом _____________________________________________________________ Упражнение 2.  Из   приведённых   ниже   сочетаний   слов  выпишите   только   словосочетания   и  отметьте крестиком главное слово.               Солнечный день, дышится легко, леса и парки, любоваться пейзажем, ребята трудятся, после   уроков,   любимое   занятие,   подготовка   доклада,   были   заняты,   урок   окончен, доволен   результатами,   заняты   делом,   альбом   или   тетрадь,   книга   интересна,   ради будущего, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Упражнение 3. 1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета  а) к материалу, из которого он сделан: _______________________________________  _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ б) к месту его расположения: _______________________________________________  _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ в) к времени его существования: _____________________________________________ _________________________________________________________________________  _________________________________________________________________________ г) к его назначению: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ д) к причине  его возникновения: _____________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города. 2.   Дополните   ряды   словосочетаний   своими   примерами   соответствующего   значения.   Упражнение 4. Запишите  данные ниже словосочетания, распределив  их по строению  на следующие группы: 1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные); 2) с глаголом в роли главного слова (глагольные); 3) с наречием в роли главного слова (наречные).     отъезд, по­детски Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить заботливый. 1)   _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2)________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3)________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ забавно,     весьма   Упражнение 5. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1­й группы главное слово, а к словам 2­й группы – зависимое слово. дружественный; 1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, гуманный, гуманистический;   дипломатичный,   даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный. 2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить,   предоставить;   развиваться,   развеваться;   сыскать,   снискать; обосновать, основать. генеральный,     дипломатический;   дареный, генеральский;     _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Упражнение 6. Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают:  1) предмет и его признак: ___________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2) действие и его признак: __________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3) действие и объект действия: ______________________________________________ __________________________________________________________________________ Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение   артистов, задумчиво слушать, правило.         учить   Упражнение 6. Распределите   на   группы   именные   словосочетания   в   зависимости   от   частей   речи, которой выражено главное слово: 1)имя существительное, 2)имя прилагательное, 3)имя числительное, 4)местоимение.  Весьма   привлекательный,   пятеро   друзей,   что­то   таинственное,   любовь   к животным, по­детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по­восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.  1)   _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2)________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3) ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 4) _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение 7.  Выпишите из текста все словосочетания. Обозначьте в них главное слово и поставьте вопрос от главного слова к зависимому. 1 вариант: Небо резко дохнуло холодом, издалека начал катиться медленный и важный гром. 2 вариант: Вихри туч опустились к земле, и хлынул торопливый ливень. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Упражнение 8. Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях. Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).  Проводить   друзей   _________________________________________________________ посетить   выставку   _______________________________________________________ осветить   коридор   _________________________________________________________ оформить документы ______________________________________________________ закупить   продукты   ________________________________________________________ презирать   врагов   __________________________________________________________ уважать товарищей _______________________________________________________ ремонтировать телевизор __________________________________________________ любить Родину ____________________________________________________________ жить   в   городе   ____________________________________________________________ Упражнение 9. Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова)   и   запишите   их   в   таком   порядке:   а)   словосочетания   с   согласованием,   б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием. В   (последний)   минуту,   соб_раться   (наспех),   пр_соед_ниться   к   (группа),   знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах,   (четвертый)   ноч_вка,   дневник   (п_ход),   описывать   (пр_ключение), научит(?)ся   (грести),   (свежий)   м_золь,   (свой)   кеды,   идти   (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Упражнение 10.  Определите вид связи в словосочетаниях. Произведите письменный разбор одного из них. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 1 вариант:  В торжественной тишине, открыть настеж…, свои листоч(?)ки, смотрит из окна, низко пронеслись, в каплях дождя. 2 вариант:  В наших лесах, рас…тилается (во) круг, сказочно красив, зап…х лип, серебристым блеском, свесился с ветки. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Упражнение 11. Заполните   таблицу   приведенными   ниже   словосочетаниями,   вставляя   пропущенные буквы.   Определите,   какие   части   речи   выступают   в   качестве   зависимых   слов   при согласовании, управлении, примыкании.  Согласование Управление Примыкание             Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь. Упражнение 12. Найдите   предложения   с   цельными   словосочетаниями,   обозначьте   значком   *, подчеркните, каким членом предложения они являются. 1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами.   (И.   Тургенев.)   4)   Трое   парнишек   в   куртках   ремесленного   училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел   молодой   офицер,   с   лицом   смуглым   и   некрасивым.   (А.   Пушкин.)   8)   Когда залаяла   собака,   в   одном   из   домов   зажегся   свет.   9)   Нам   с   братом   в   гостинец привезли конфет. шоколадных рынка     с     Упражнение 13. Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи. 1. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.)  2. Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.) __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Упражнение 14. Укажите   способы   подчинительной   связи   и   главные   слова   в   словосочетаниях (обозначьте буквами С­согласование, У­управление, П­примыкание). Вековые   дубы;   настойчиво   повторять;   искоса   поглядывая;   капельки   росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал   на   снег;   солнечный   луч;   поздоровалась   со   мной;   прилетают   до   заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве. Упражнение 15. Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные (обозначьте И или Г)? Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание. Упражнение 16. Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически. Книга   прочитана,   а   ты   как   будто   живёшь   в   окружении   героев,   радуешься   и печалишься вместе с ними. Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших... О книгах __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Упражнение 16. Образуйте словосочетания разных видов связи с: 1) наречиями   ______________________________________________________________ 2)   глаголами   _____________________________________________________________ 3)   прилагательными   _______________________________________________________ 4) существительными ______________________________________________________ Упражнение 17.  В   каком   падеже   и   с   каким   предлогом   нужно   употребить   зависимое   слово   в словосочетаниях, соблюдая нормы сочетания слов? П…кл…няться (т…лант) ____________________________________________________, вера   (буду(?)щее)   ______________________________________________________, уверенность   (буду(?)щее)   _________________________________________________   , упл…тить(проезд) ______________________________________________________, опл…тить (проезд) _____________________________________________________.   Упражнение 18.  Определите, какой частью речи является в данных словосочетаниях главное слово  (глагол, существительное, прилагательное, наречие, местоимение, числительное). 1­ вариант 1. известный ученик 2. первый по порядку 3. наедине с собой 4. отстать из­за болезни 5. мы с товарищем 6. (по) зимнему холодно 2 ­ вариант 1. гулять вдвоём 2. стол с тумбой 3. некоторые из нас 4. красный от злости 5. (по) юношески бодро 6. пятый справа Упражнение 19. Сделайте   синтаксический   разбор   выделенных   словосочетаний.   Выпишите   из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи. Высокая культура разговорной и письменной речи,  хорошее знание  и развитие  умение   пользоваться  его   выразительными   средствами,   его чутья   языка, стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов). Я   понял,   что   человек   может   знать   великое  множество   слов,   может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому  учит нас  грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и   соподчинении   он   должен   расположить   их   для   того,   чтобы   речь   его   была красочной,   веской,   убедительной,   точной.   Это   в   каждом   отдельном   случае   он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский). __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение 20.  Выполните тестовые здания.                                                                                                  1. Какое словосочетание построено по модели «прил. +  сущ (гл сл)»? 1) вьющиеся растения 2) любой человек, 3) изумительной красоты 4) в третьем классе                                                                                     2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»? 1) иди гулять 2) сделать случайно 3) ушел не попрощавшись 4) выбегая навстречу                                                                                      3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»? 1) крайне недовольный 2) практически не выполнимо 3) огорченно прошептал 4) (на улице) по­весеннему тепло 4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения? 1) разговор по душам 2) прийти поговорить 3) близко от нас 4) руководить театром 5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения? 1) яйца всмятку 2) вернуться к полуночи 3) приказал отступать 4) окончание школы 6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)? 1) рисовать красиво 2) желание уехать 3) идти по бульвару 4) думать о друге 7. В каком словосочетании вид связи — согласование? 1) наши шефы 2) быстро доехать 3) прогулка верхом 4) выглянуло из­за туч 8. В каком словосочетании вид связи — управление? 1) немного странно 2) забыл рассказать 3) таять во мгле 4) рубашка навыпуск 9. В каком словосочетании вид связи — примыкание? 1) бутылка из­под молока  2) говорить по­французски 3) тринадцатая глава 4) глядеть по сторонам 10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 11. Из предложений 4­7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.  (4)   Активно   формируется   в   наши   дни   экология   культуры,   или   духовная   экология.   (5) Конечно,   между   экологией   природы   и   экологией   культуры   не   может   быть   непроходимой пропасти,   вместе   с   тем   между   ними   есть   и   большое   различие.   (6)   Утраты   в   природе   до известных   пределов   восстановимы.   (7)   Иное   дело   ­   ценности   нравственные. ________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Впервые вижу его днем. ________________________________________________________________________________ 13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью  СОГЛАСОВАНИЕ. Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики ­ вы, конечно,  убедитесь, что ведут они себя по­разному. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав  предложения? Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во  Францию. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью  УПРАВЛЕНИЕ. Для России такой путь заказан. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 17.   Назовите   тип   подчинительной   связи,   который   использован   в   словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017