Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
русский язык
8 кл
25.02.2017
Рабочая тетрадь (пособие) по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" адресована учащимся 8 классов и учителям русского языка. Тетрадь включает тренировочные упражнения, тестовые и творческие задания для повторения, закрепления знаний по разделу "Словосочетания". Материал может быть использован и учащимися 9 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации. Всего 20 заданий.Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь. Словосочетания..doc
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русскому языку
учаще___ 8 __ класса
_________________________________
Фамилия, имя
ТЕМА: СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Упражнения по теме «Словосочетание»
Упражнение 1.
Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой
частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.
Зимние вечера_____________________________________________________________
долго рассказывает ________________________________________________________
двое саней________________________________________________________________
очень уютно ______________________________________________________________
таёжный посёлок _________________________________________________________
недалеко от берега ________________________________________________________
уставший от забот _______________________________________________________
движущиеся силуэты ______________________________________________________
пойти за покупками _______________________________________________________
играя с мячом _____________________________________________________________
Упражнение 2.
Из приведённых ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания и отметьте
крестиком главное слово.
Солнечный день, дышится легко, леса и парки, любоваться пейзажем, ребята трудятся,
после уроков, любимое занятие, подготовка доклада, были заняты, урок окончен,
доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради
будущего, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Упражнение 3. 1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения
на группы, обозначающие отношение предмета
а) к материалу, из которого он сделан: _______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
б) к месту его расположения: _______________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в) к времени его существования: _____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
г) к его назначению: _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
д) к причине его возникновения: _____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога
налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза,
усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские
краски, осложнение после гриппа, окраины города.
2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
Упражнение 4.
Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие
группы:
1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).
отъезд,
подетски
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное
настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный,
отложить
заботливый.
1) _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
забавно,
весьма
Упражнение 5.
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1й группы главное слово, а к словам 2й
группы – зависимое слово. дружественный;
1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный,
дружеский,
гуманный,
гуманистический; дипломатичный,
даровой;
конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь;
представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать;
обосновать, основать.
генеральный,
дипломатический; дареный,
генеральский;
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Упражнение 6.
Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они
обозначают:
1) предмет и его признак: ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
2) действие и его признак: __________________________________________________
__________________________________________________________________________
3) действие и объект действия: ______________________________________________
__________________________________________________________________________
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая
база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды,
пение
артистов,
задумчиво
слушать,
правило.
учить
Упражнение 6.
Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи,
которой выражено главное слово: 1)имя существительное, 2)имя прилагательное, 3)имя
числительное, 4)местоимение.
Весьма привлекательный, пятеро друзей, чтото таинственное, любовь к
животным,
подетски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное
пальто, кофе повосточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый
из нас, семь нянек.
1) _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4) _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Упражнение 7.
Выпишите из текста все словосочетания. Обозначьте в них главное слово и поставьте
вопрос от главного слова к зависимому.
1 вариант: Небо резко дохнуло холодом, издалека начал катиться медленный и важный
гром.
2 вариант: Вихри туч опустились к земле, и хлынул торопливый ливень.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Упражнение 8.
Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова.
Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).
Проводить друзей _________________________________________________________
посетить выставку _______________________________________________________
осветить коридор _________________________________________________________
оформить документы ______________________________________________________
закупить продукты ________________________________________________________
презирать врагов __________________________________________________________
уважать товарищей _______________________________________________________
ремонтировать телевизор __________________________________________________
любить Родину ____________________________________________________________
жить в городе ____________________________________________________________
Упражнение 9.
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого
слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б)
словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы
(издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение),
научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая),
сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе?
Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как
такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Упражнение 10.
Определите вид связи в словосочетаниях. Произведите письменный разбор одного из
них. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1 вариант:
В торжественной тишине, открыть настеж…, свои листоч(?)ки, смотрит из окна, низко
пронеслись, в каплях дождя.
2 вариант:
В наших лесах, рас…тилается (во) круг, сказочно красив, зап…х лип, серебристым
блеском, свесился с ветки.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ Упражнение 11.
Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные
буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при
согласовании, управлении, примыкании.
Согласование
Управление
Примыкание
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не
курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить
на
танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш
пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре,
пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его
сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
Упражнение 12.
Найдите предложения с цельными словосочетаниями, обозначьте значком *,
подчеркните, каким членом предложения они являются.
1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.)
2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо
мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми
глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища
сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый
листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв
ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне
вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда
залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец
привезли
конфет.
шоколадных
рынка
с
Упражнение 13.
Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи. 1. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н.
Толстой.)
2. Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый
золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Упражнение 14.
Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях
(обозначьте буквами Ссогласование, Ууправление, Ппримыкание).
Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы;
выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь;
падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката;
освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано
проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в
траве.
Упражнение 15.
Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные (обозначьте И
или Г)?
Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по
новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь;
произвести расчет; составить расписание.
Упражнение 16.
Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.
Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и
печалишься вместе с ними. Книги раздвигают границы времени и доносят до нас
рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...
О книгах __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Упражнение 16.
Образуйте словосочетания разных видов связи с:
1) наречиями ______________________________________________________________
2) глаголами _____________________________________________________________
3) прилагательными _______________________________________________________
4) существительными ______________________________________________________
Упражнение 17.
В каком падеже и с каким предлогом нужно употребить зависимое слово в
словосочетаниях, соблюдая нормы сочетания слов?
П…кл…няться (т…лант) ____________________________________________________,
вера (буду(?)щее) ______________________________________________________,
уверенность (буду(?)щее) _________________________________________________ ,
упл…тить(проезд)
______________________________________________________,
опл…тить (проезд) _____________________________________________________.
Упражнение 18.
Определите, какой частью речи является в данных словосочетаниях главное слово
(глагол, существительное, прилагательное, наречие, местоимение, числительное).
1 вариант
1. известный ученик
2. первый по порядку
3. наедине с собой
4. отстать изза болезни
5. мы с товарищем
6. (по) зимнему холодно
2 вариант
1. гулять вдвоём
2. стол с тумбой
3. некоторые из нас
4. красный от злости
5. (по) юношески бодро
6. пятый справа Упражнение 19.
Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из
предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие
умение пользоваться его выразительными средствами, его
чутья языка,
стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и
самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и
творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может
совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и
т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах
заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке
и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была
красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он
должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Упражнение 20.
Выполните тестовые здания.
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?
1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?
1) иди гулять
2) сделать случайно 3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?
1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) повесеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет,
на который направлено действие)?
1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло изза туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?
1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
1) бутылка изпод молока
2) говорить пофранцузски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам
10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ 11. Из предложений 47 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)
Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой
пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до
известных пределов восстановимы.
(7) Иное дело ценности нравственные.
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Впервые вижу его днем.
________________________________________________________________________________
13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики вы, конечно,
убедитесь, что ведут они себя поразному.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав
предложения?
Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во
Францию.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью
УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании
СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю
глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо,
нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Словосочетания. Типы подчинительной связи" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.