Рабочая тетрадь «Светская этика»
Оценка 4.8

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
религиоведение
4 кл
23.03.2017
Рабочая тетрадь «Светская этика»
Рабочая тетрадь «Светская этика» рекомендована к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР . В этом сборнике представлены рабочие тетради по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», по модулю «Светская этика». В помощь учащимся и учителю в конце рабочих тетрадей помещен глоссарий. Сборник адресован учителям 4-5 классов, преподающих уроки по данному модулю.
рабочая тетрадь светская этика.doc
Р а б о ч а я т е т р а д ь Областное государственное автономное образовательное учреждение ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» Основы светской этики Биробиджан, 2010 «Светская этика» – рабочая тетрадь. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.  ­ ____ с.  Рабочая тетрадь «Светская этика» рекомендована к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно- издательского совета областного ИПКПР от _____________ года. Составители: Малышева Е. А. – методист ОбблИПКПР Мурашова Т.В.-МОУ СОШ № 10 г.Биробиджан Елисеева Т.Н.- МОУ СОШ № 7 г.Биробиджан Солнцева Ф.Ю.-МОУ НОШ № 14 г.Биробиджан Вологжина М.Р.- МОУ СОШ г. Облучье Ответственный редактор Т.А.Файн, к.п.н., доцент, ректор ОблИПКПР, член-корреспондент МАНПО, почетный работник общего образования Компьютерная верстка Н.Н. Беккерман, методист ОблИПКПР В этом сборнике представлены рабочие тетради по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», по модулю «Светская этика». В помощь учащимся и учителю в конце рабочих тетрадей помещен глоссарий. Сборник адресован учителям 4-5 классов, преподающих уроки по данному модулю.  2011 - 2 -  Оглавление - 3 - Пояснительная записка В своей речи министр образования РФ  А.А.Фурсенко сказал: «Главное наше достояние – это  наши  дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы завтра будем жить. Мы  должны научить их быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач общества и   государства   является     воспитание   нравственного,   ответственного,   инициативного   и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте   общего   образования   процесс   образования   понимается     не   только   как   процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно­ нравственных, социальных, семейных и других ценностей.   В   связи   с   этим,   особое   значение   приобретают   духовно­нравственное   воспитание школьников,   развитие   у   детей   таких   качеств,   как   толерантность   и   уважение   к   другим культурам,   готовность   и   способность   к   диалогу   и   сотрудничеству,   что   подразумевает овладение  знаниями  об особенностях национальных  культур,  культурологических  основах социальных явлений и традиций. Духовно­нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно­нравственными ценностями. Одной   из составляющей   части     курса ОРКСЭ является модуль «Основы светской этики». Цель данного образовательного модуля ­ дать учащимся общее представление о том, что такое   этика,   построенная  на   нерелигиозных   основаниях,   показать,   что   мораль   составляет неотъемлемую   часть   человеческой   культуры.  Учебные   материалы     модуля   направлены   на формирование   личности   ребенка,   способного   организовать   свое   поведение,   обладающего чувством долга и совестью, развитой самооценкой, способного выстраивать нравственные отно­ шения не только со сверстниками, но и со взрослыми.     Представленные рабочие тетради по модулю “Основы светской этики” помогут учителю  реализовать  ц  ель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному  нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями  других культур и мировоззрений и задачи:  ­ знакомство обучающихся с основами  светской этики ­ развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ­обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, формирование у них   ценностно­смысловых   основ,   обеспечивающих   целостное   восприятие   отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ­   развитие   способностей   младших   школьников   к   общению   в   полиэтничной   и многоконфессиональной     среде   на   основе   взаимного   уважения   и   диалога   во   имя общественного мира и согласия.  Ожидаемый результат: ­ формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину ­формирование   образа   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов - 4 - ­ развитие этических чувств как регуляторов морального поведения ­воспитание доброжелательности и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей ­ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций ­ наличие мотивации к труду, работе на результат , бережному отношению к материальным и духовным ценностям ­ знание, понимание и принятие обучающимися  ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,   миролюбие,   как   основы   культурных   традиций   многонационального   народа России   Рабочая   тетрадь   составлена   с   учетом   возрастных   особенностей   учащихся   по   принципу постепенного   усложнения   учебного   материала   и   соблюдением   основных   психолого­ педагогических   принципов:   единства   образовательного   и   воспитательного   процессов, рефлексивного обучения, принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения   материала.   При   этом   в   качестве   модели   любого   урока   предлагается комбинированный урок близких по содержанию предметов для данной возрастной ступени образования: отечественная история, искусство, краеведение. Задания в тетради позволяют расширить кругозор учащихся, закрепить изученный материал, углубить понимание изучаемой темы. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. - 5 - Урок 1 1.какие государственные символы вы знаете? ­ что изображено на гербе России? ­ что означают цвета на российском флаге? ­ когда были приняты государственные символы России? филворд «Россия – наша Родина». Р М М Ц С И Н А Е Т О С К В А К П Ш О Э Т А П Ю Р Р Б Н З И Б У Р У Е Т О Е О Р У А Д М Б Я Е Р И О И В И Н Ч Р Н А Ф Е А О С Д Ж А Т Ы Ц К К И Х Ф Е Ц Я Щ П О В Н Е Х Р А М М Ф Я О Р У С С К И Е Объясни понятия: храм- дацан- мечеть- синагога- Объясните символы: белый- синий- красный- викторина: Кто является автором гимнов СССР и России? Ка одним словом называются трехцветные полосы флага России? Как одним словом назвать Герб, Флаг И гимн? Какая птица изображена на гербе России? Откуда прилетел орел? Сколько голов у этой птицы? Что они обозначают? Урок № 2 - 6 - Тема: Что такое светская этика? Аристотель, Рафаэль.  Подчеркни правильный ответ: Основателем этики был­  Геродот,   Аристофан, 2. Пословицы  «рассыпались», соедини их части.  Сам погибай                                        поживут и люди для тебя . Нет друга – ищи,                                 а товарища выручай. Живи для людей,                                 да трудно сохранить. Легко друзей найти,                            все за одного. Один за всех,                                         а нашел – береги. Урок 2 Как этические знания помогают человеку? Урок 4 Выпишите  из учебника основные особенности морали как вида духовно­практической культуры.  Обсуждение результатов самостоятельной работы.  Возможные вопросы учащимся:  Какие особенности вы выписали?  Сравните результаты, работая в парах. Что бы вы исправили в своих записях? Урок 5 объясните выражения: добро пожаловать... будьте добры... до добра не доведет... добрый час... (Вологжина Марина Ростиславовна, школа № 2 Облучье) Задание:  Приведите  примеры Зло физическое (порождаемое         природой) Зло моральное (порождаемое людьми) Стихийные бедствия, лесные пожары,  болезни, смерть. Убийство, терроризм, вредные привычки,  зависть, трусость,  клевета, рабство,  тунеядство,  - 7 - взяточниство. Какой вывод можно сделать?   Приведите примеры различного употребления слова «ДОБРЫЙ» Слово имеет моральный смысл Добрый человек, доброе слово, добрые  пожелания Слово имеет качество вещи Добрый хлеб, добрый молодец, свое добро Урок № 3 Тема:Культура и мораль 1. Приведи примеры того, что относится к духовной ,а что к материальной культуре. Распредели эти слова в 2 столбика. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. Какие отношения между людьми ты считаешь хорошими? Ответы запиши. Мне нравится такие отношения, когда_________________________________ Людям хорошо вместе, когда _________________________________________ Тема:Особенности морали. Урок №4 1. Представь   себе,   что   у   твоего   друга   есть   какие­то   особенности,   которые   тебе   не нравятся: когда он волнуется ,то начинает вертеть пуговицу на одежде; он обычно везде опаздывает ;он грызет ногти ;может нагрубить старшим. Имеешь ли ты право настаивать на том ,чтобы он изменил что­то в себе и что именно. Расскажи. 2. Добрые советы. Поведение каждого влияет на всех!      *Помни ,что настроение других , во многом зависит от тебя.      *Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпим.      *Поступай так ,как бы ты хотел ,чтобы поступали  по отношению к тебе. 3. Нарисуй красивую поляну и «посели» на ней хорошие человеческие качества. 4. Нарисуй глубокое ущелье и «сбрось» туда все, что тебе не нравится в людях. Тема: Добро и зло. 1.Закончи пословицу  и объясни, как понимаешь: Урок № 5­6 - 8 - Без труда  __________________________________________________________________. Поспешишь – людей _________________________________________________________. С кем поведешься,___________________________________________________________. Не спеши языком,____________________________________________________________. Один за всех________________________________________________________________. 2.Напиши слова ­ антонимы: Зло  Отвага  Враг   Радость  Победа  Ложь  Союзник   2. Задание:  Распредели слова в два столбика и добавь свои примеры. _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ Стихийные бедствия, лесные пожары, болезни, смерть,   убийство, терроризм, вредные  привычки, зависть, трусость, клевета, рабство, тунеядство, взяточничество.  Зло физическое (порождаемое           Зло моральное (порождаемое  природой)    людьми)     3. Задание:  Приведите примеры различного употребления слова «ДОБРЫЙ»          Слово имеет моральный смысл Добрый человек, ...      Слово имеет качество вещи   Добрый хлеб, ... 4. Добро - это: - то, что служит сохранению и развитию жизни; - все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. Объясни выражения, в которых есть слово «добро». 1. Добро пожаловать– 2. Будьте добры – 3. До добра не доведет – 4. Добрый час –  Попробуйте привести примеры: (слайд № 10) Зло физическое (порождаемое природой) (слайд № 11) Зло моральное (порождаемое людьми) - 9 - Стихийные бедствия, лесные пожары, болезни, смерть. - Что делает человека добрым? - Что делает человека злым? (слайд № 16) Добро Убийство, терроризм, вредные привычки, зависть, трусость, клевета, рабство, тунеядство, взяточниство. (слайд № 17) Зло сострадание терпение любовь забота дружба доброта верность Зависть; жадность; ненависть; эгоизм; трусость; лень; безответственность; чувство досады, вызванное успехом другого. знакомых. ними. устранить и исправить мораль. Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку. Приведите примеры своих гуманных поступков, поступков 1.Вставьте пропущенные слова: ……………. – образец поступков людей и отношений между ……………. – противоположность добра, то, что стремится 2.Как творят добрые дела Бескорыстно и сознательно В надежде на вознаграждение В надежде на похвалу Чтобы избежать наказания 3.Что считается добрым поступком Опоздать на неинтересную встречу Дать списать домашнее задание Забыть о неприятной просьбе Помочь соседу по парте разобрать задачу 4. Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро» Взаимовыручка Насилие Обман Унижение Помощь - 10 - × то, что служит сохранению и развитию жизни; × все, что помогает человеку и природе, идет им на Давайте попробуем объяснить выражения, в которых есть слово «добро».   пользу. 1. 2. 3. 4. Добро пожаловать– Будьте добры – До добра не доведет – Добрый час – Умение говорить правду Ограничение свободы другого человека Борьба за свободу 5.Что является последствием злых дел Дружба Радость Вражда Мирное сосуществование Зависть 6. Знания о добре зле помогают людям Дружить Проявлять заботу о близких Жить в мире Все ответы верны Добро ­ это: (Вологжина Марина Ростиславовна, Облучье) Тема: Добродетель и порок 1.Распредели слова в два столбика, объясни свой выбор: Урок № 7­8.    оптимизм,   труд,   вежливость, Верность,   помощь,   табакокурение,   правдивость,   жестокость,   скромность,   грубость,   лесть, месть,   толерантность, принципиальность,   национализм,   навязчивость,   ответственность,   аккуратность,   алкоголизм, агрессия,   равнодушие,   самостоятельность,   прощение,   понимание,   уважение,   воровство, каприз, упрямство.   наркомания,   праздность, Добродетель Порок - 11 - 1. Какие качества ты ценишь больше всего в людях? Подчеркни. Справедливость,   честность,   доброта,   заботливость,   чуткость,   вежливость;   умение доводить начатое дело до конца, твёрдость, настойчивость, упорство, умение сотрудничать, умение   планировать   свою   работу,   чувствительность,   уравновешенность,   способность сочувствовать   другому,   приветливость,   сообразительность,   начитанность,   образованность, любознательность, остроумие. 2. Почитай и подчеркни причины, из­за которых чаще всего возникают ссоры. Непонимание   друг   друга,   неумение   выслушать   другого,   нежелание   уступить, стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало, неумение поставить себя на место   другого   человека,   обида   на   любое   замечание,   нежелание   критически   оценить   свои поступки, неумение критически оценить свои поступки, равнодушие. 3. Закрась зеленым карандашом кружки рядом с «хорошими» чертами характера, черным – рядом с «плохими». - 12 -  Смелость     Скромность  Трудолюбие  Честность  Трусость  Хвастливость  Лень  Открытость  Ответственность  Активность  Замкнутость  Безразличие  Правдивость  Настойчивость  Решительность  Неуверенность  Капризность  Отзывчивость   Общительность  Драчливость  Обидчивость  Заносчивость  Добросовестность Грубость 4 . Вспомни и напиши, какие черты характера выражают отношение человека А) к самому себе: 1. ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ 4. ________________________________________________________________ 5. _________________________________________________________________ Б) к другим людям: 1. _________________________________________________________________ 2. _________________________________________________________________ 3. _________________________________________________________________ 4. _________________________________________________________________ 5. _________________________________________________________________ В) к делу: 1. _________________________________________________________________ 2. _________________________________________________________________ 3. _________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________ 5.__________________________________________________________________    5. Представь себе, что в одном из воздушных шаров собрано все полезное для человека, помогающее ему жить и расти здоровым, красивым, счастливым, добрым, а во втором – все вредное.  Напиши в одном из шаров все полезные привычки и «хорошие» черты характера, а во втором – все вредное,  от чего ты хотел бы избавиться. Раскрась шары.                   - 13 - 6. Ответь на вопросы. 1. Почему важно поддерживать, подбадривать других?_________________________ ______________________________________________________________________ 2. Ты хочешь, чтобы тебя поддерживали?____________________________________ ______________________________________________________________________ 3.Что ты чувствуешь, когда тебя поддерживают? ______________________________ ______________________________________________________________________ 4. Поддерживают ли тебя родители?________________________________________ ______________________________________________________________________ 5. Кто из друзей тебя поддерживает и в каких случаях?_________________________________ Урок  №9 Тема:Свобода и моральный выбор человека. 1. Товарищ просит тебя дать ему списать домашнее задание.       Как ты поступишь? (отметь свой выбор) А) Сразу дашь тетрадь. Б) Попросишь что­нибудь взамен. В) не дашь, но предложишь помочь в выполнении задания. 2. Соедини «рассыпавшиеся» пословицы и объясни, как  понимаешь их смысл. Сам погибай,                                      поживут и люди для тебя. Нет друга – ищи,                                да трудно сохранить. Живи для людей,                               а товарища выручай.      Друзей легко найти,                         и все за одного. Один за всех,                                    а нашел ­ береги. 3.  Ситуация: ты нашел кошелек с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь?  Почему? Обоснуй свой ответ. а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру; б)куплю много конфет и угощу всех; в)поступлю по другому. ситуация: ты нашел кошелек с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты  поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру; б)куплю много конфет и угощу всех; в)поступлю по другому. Назови сказку: ­В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве? ­В какой сказке «хлебобулочный « герой несколько раз подвергался попыткам  посягательства на его жизнь? ­Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора  места жительства? Урок 11 Задание. Составьте предложение со словом «долг». Используйте толковый словарь.  Найдите и выпишите  значение этого слова. Урок  №10 Тема:Свобода и ответственность. 1. Подчеркни, какие домашние обязанности ты выполняешь. Делаю уборку в своей комнате, квартире. Мою посуду. Ухаживаю за комнатными растениями, домашними животными. Хожу в магазин.   Что еще ты делаешь по дому? Напиши._______________________________________________ 2. Продолжи. В школе я должен______________________________________                       В школе я обязан_______________________________________  Назови слова синонимы к словам «ложь», «правда». 4. Как ты понимаешь пословицы:       Кто правдой живет, тот добра наживет.      Правда в огне не горит и в воде не тонет.     Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Урок №11 Составьте предложение со словом «долг». Используйте толковый словарь. Тема:Моральный долг. 1. Найдите и выпишите  значение этого слова_______________________________________ 2. Заполни анкету «Моя бабушка (дедушка)» Фамилия, имя, отчество.____________________________   Дата рождения___________________________________   Любимое увлечение______________________________ Любимая песня___________________________________ .Где работает (работала), кем.________________________  Какие любит тебе дарить подарки_____________________ 3.Нарисуй подарок, который бы  понравился твоей бабушке. 4.Подчеркни, что считаешь правильным. Снисходительность ­ это умение… (уступать, забыть, иронизировать,  не спорить,  дать отпор, не обижаться). Тема: Справедливость. Урок № 12 Вопросы и задания: 1. Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ. 2. Придумай небольшой рассказ о справедливом человеке и несправедливом. Дай оценку их поступкам. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3. Соедините стрелками понятие с его определением. Справедливость                                    Поступок, оценённый по                                                                  заслугам. Соразмерность                                       Моральное правило,                                                                   регулирующее отношения                                                                   между людьми. Уравнивание                                           Равенство между трудом и                                                                  оплатой, ценностью вещи и её                                                                   ценой, вреда и его возмещения. Урок №13. Тема:Альтруизм и эгоизм. 1. Подбери антонимы.        Эгоизм­        Жадность­       Ненависть­ 2. Приведи пример проявления зависти у героев сказок «Морозко», «12 месяцев», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек». 3. Какие аморальные поступки может вызвать зависть?__________________ 4. Объясни пословицы.     *Злой плачет от зависти а добрый от жалости.     *Завидущие глаза не знают стыда.     *Не было зла, да зависть нанесла. Чьи поступки героев сказок доказывают, что он эгоист или альтруист («Золушка», «Аленький цветочек», «Морозко» и др) эгоизм альтруизм Тема: Дружба. Урок № 14 Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете, что такое дружба. Дайте свое определение этому понятию. __________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ _________________________________________________ 2. Назовите основные черты дружеских отношений. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________ 3.   У   каждого   из   вас   наверняка   есть   друзья.   Можете   ли   вы   назвать   их   настоящими друзьями. Обоснуйте свою точку зрения. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________ 4. Напишите небольшой рассказ о своем друге. Обсудите его с родителями, учителями. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _______________ 5. Разгадай кроссворд. Героев этой сказки объединяет ДРУЖБА. Б А М П 6. Нарисуй своего друга в виде игрушки или героя мультфильма. 7.  Ученые   –   психологи   изучали   правила   дружбы   у   народов   разных   стран.   Оказалось,   что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что   люди   считают   дружбой   и   дружеским     поведением.  Так   были   определены   10   законов дружбы:  Доверять другу.  Делиться новостями, успехами или неудачами.  Уметь хранить чужие тайны.  Радоваться вместе с другом его успехам.  Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.  Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.  Не создавать неловких ситуаций.  Защищать друга.  Не критиковать друга в присутствии других людей.  Всегда выполнять свои обещания. Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться? Какое правило тебе кажется самым легким? ________________________________ _________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________Какое     правило   тебе кажется самым сложным? _____________________________ Напишите небольшой рассказ о своем друге по плану.  1)     Кто такой мой друг. 2)     Почему я дружу с этим человеком. 3)     Что дает мне дружба. Урок 15 Письменно   продолжите   предложение:   «Быть   моральным   –   это   значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Определите кто из главных героев сказок («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его балде» А.С.Пушкин) имеют добродетельные качества личности, а кто порочные? Назовите их. Урок № 15 Тема: Что значит быть моральным. Вопросы и задания: 1. Что нового для себя вы узнали из курса светская этика? 2. Начните вести дневник, в котором записывайте свои добрые дела и поступки. Какие добрые дела и поступки ты совершил вчера? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 3. Соедини стрелочкой предложения, одинаковые по смыслу. Часто меняет решение.                         Мухи не обидит. Ничему не верит.                                    Имеет язык без костей. Безобидный человек.                             У него семь пятниц на неделе. Очень болтливый.                                   Фома неверующая. 4.   Прочитай.   Закрась   зелёным   карандашом   5   самых   важных   действий,   направленных   на достижение поставленной цели.  Быть настойчивым.  Быть решительным.  Не торопиться.  Не ждать быстрого результата.  Верить в успех.  Верить в то, что всему можно научиться.  Поддерживать друзей в трудную минуту.  Не унывать.  Не сдаваться.  Не пасовать перед неудачей или трудностями.  Не стесняться попросить помощи.  Не бросать начатое дело. 5.  Продолжи  предложение: «Быть моральным – это значит…». _________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 6. Запиши кто из главных героев сказок А.С.Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе   и   о   работнике   его   балде»)   имеют   добродетельные   качества   личности,   а   кто порочные? _________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________  7.   КРОССВОРД НАОБОРОТ. Сформулируйте вопросы  ккаждому слову кроссворда.     Запиши._____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Тема: Подведение итогов. 1.Соедини стрелочкой предложения одинаковые по смыслу:  Урок 16­17 Лезть в глаза. Часто плачет. Не успел глазом моргнуть. Глаза на лоб лезут. Глаза на мокром месте. Глаза открылись. Глядеть чужими глазами. Сильно хочется спать. Во всем подчиняться кому­то. Сильно удивляться. Стараться быть на виду. Узнать правду. 2.Слова рассыпались, собери и запиши их. Естоевчо  Акэит  Ораьмл  Раклуьту  Рокпо  Гэзимо   Гбадлансьорот  Руаьлтимз  Осрапвделситьв  Твоетсннтьвеотс  Лорасьтвседпив  ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ 3.Используя шифр, отгадай пословицу. а 1 к 12 х 23 б 2 л 13 ц 24 в 3 м 14 ч 25 г 4 н 15 ы 26 д 5 о 16 ш 27 е 6 п 17 щ 28 ё 7 р 18 ь 29 ж 8 с 19 ъ 30 з 9 т 20 э 31 и 10 у 21 ю 32 й 11 ф 22 я 33 15  1  14      8  10  9   15  29  5  1  15  1 15  1 5  16  2  18  26  6 5  6  13  1 Тема:  Род и семья – исток нравственности. Урок № 18 Вопросы и задания: 1. Узнай у родителей, кто были ваши предки в мамином роду и в роду отца.  2. Придумай и изобрази герб своей семьи. 3.   Какие   обязанности   в   семье   ты   выполняешь?   И   какие   обязанности   ещё   готов выполнять? ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _______________ Не зря в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок о значимости семьи. 4. Закончи пословицу: Вся семья вместе, так и душа______________________________                          Яблоко от яблони________________________________________                                              Чем богаты_____________________________________________                                                     Где мир да лад, там и божья_______________________________                         В гостях хорошо,________________________________________                                          5. А что объединяет семью? Людей в семье? Какие особенности есть в вашей семье? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ __________________________ 6. Собери пословицу. При солнышке тепло                                             детки же и горе. Нет лучше дружка                                                 при матери добро. Детки радость                                                        чем родная матушка. 7. Подобрать слова, характеризующие слово семья по твоему представлению. 1.____________________________ 2.____________________________ 3.____________________________ 4.____________________________ 5.____________________________ 6.____________________________ 7.____________________________ Закончи пословицу: Вся семья вместе, так и душа: (на месте) Яблоко от яблони: (не далеко падает) Чем богаты: (тем и рады) Где мир да лад, там и божья: (благодать) В гостях хорошо: (а дома лучше) Собери пословицу. При солнышке тепло….….. детки же и горе. Нет лучше дружка….….. при матери добро.. Детки радость …… чем родная матушка. Кто это? Брат жены­ брат мужа­ сестра мужа­ мать жены­ отец жены­ мать мужа­ отец мужа­ дочь брата или сестры­ брат отца или матери­ родители мужа и жены На какие группы вы бы разделили данные понятия? (Подвести детей к делению на 2 группы по нравственным ценностям) зло эгоизм Россия Мораль Культура Добро Ответственность  Справедливость Дружба  Подберите пословицы и поговорки о семье Тема: Нравственный поступок. Урок № 19 Вопросы и задания: 1. Выберите поступок любимого героя какого­либо произведения. Проанализируйте его с  точки  зрения  признаков  морального  поступка.  Сделайте   вывод,  можно  ли  этот  поступок считать моральным. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ __________________________ 2. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения. _______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _________________________ 3. Как ты понимаешь утверждение «Не всякое действие – поступок»? ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 4. Однажды Дима случайно разбил горшок с любимыми мамиными фиалками. Мама очень  огорчилась. Ни Дима, ни Аня сразу не сказали правду, а переложили вину на котенка. Котенка  наказали. Дима  мучился целый день, а вечером признался маме во всем. К Диминому  удивлению, мама не ругала его, а, наоборот, похвалила за то, что он сказал правду. И сказала:  «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим. Вспомни и напиши, какой свой поступок ты считаешь очень важным (гордишься им). Красные ­ нравственный, поступок;  Зеленый­доброта, любовь, совесть, уважение, храбрость;  Серые ­ ложь,  зло, предательство. Работа   со   словами:  Сгруппировать   слова   по   признакам   (по   цвету,   по   частям   речи,   по  нравственным качествам) Тема: Золотое правило нравственности. Урок № 20 Вопросы и задания: 1. Расскажите, как вы понимаете золотое правило нравственности. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 2.   Вместе   с   родителями   попытайтесь   оценить   поступки   героев   сказки   или   другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________ 3. Придумай продолжение этой сказки и нарисуй её героев. Жила – была Злость – Тоска. Совершала она зло с утра до вечера, наводила на всех страх, тоску и печаль. Кто ни встречался с ней, начинал плакать, страшно ему становилось, неуютно, тревожно. Злость – Тоска сама не рада, и свет ей не мил. Ждёт она, не дождётся того, кто сумеет развеселить её и превратить в  Добро – Веселье….. 4. Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким  принципом они руководствуются  в жизни.   Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. Мама___________________________________________________ Папа___________________________________________________ Брат/сестра)_____________________________________________ Бабушка/дедушка________________________________________ Подберите   существительные   к   прилагательному   золотой.   Что   может   быть золотым?   Выпишите   из   учебника   золотое   правило   нравственности   в   положительной   или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее). Приведите примеры применения  золотого правила нравственности в жизни. Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.  Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. Мама___________________________________________________ Папа___________________________________________________ Брат/сестра)_____________________________________________ Бабушка/дедушка________________________________________ Тема: Стыд, вина и извинение. Урок № 21 Вопросы и задания: 1. Как сказать человеку, что он нас обидел? _________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2. Как вы думаете, надо ли объяснять обидчику, как он должен исправить свою вину? _________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Прочитай пословицы и объясни, как ты их понимаешь? Вспомни примеры из школьной жизни, иллюстрирующие их. Повинную голову и меч не сечёт. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________________________ С повинившегося и вина снимается.  _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 4.Прочитай   отрывки   из   романа   М.Твена   «Приключение   Тома   Сойера».   Ответь   на вопросы. Альфред грустно поплелся в опустевшую школу. Он был оскорблен и разгневан. Ему было   нетрудно   угадать,   в   чем   дело:   девочка   разговаривала   с   ним   только   для   того,   чтобы подразнить Тома Сойера. Ему хотелось придумать какой­нибудь способ так насолить врагу, чтобы самому остаться вне опасности. В это время ему попался на глаза учебник Тома. Вот удачный случай! Он с радостью раскрыл книжку на той странице, где был заданный урок, и залил всю страницу чернилами. Беки как раз в эту минуту заглянула со двора в окно и увидела, что он делает, но скрылась поскорее незамеченная. Она побежала домой, ей хотелось разыскать Тома, сказать ему про книгу. Но на полдороге она передумала: ей вспомнилось, как обошелся с ней Том…  «Так Тому и надо», ­ решила она. Когда дело дошло до розги, Беки захотелось  встать и сказать, что во всем  виноват Альфред Темпль, но она сделала над собой усилие и заставила сидеть себя смирно. «Ведь Том наверняка наябедничает, что это я разорвала картинку». Том получил свою порцию розог и вернулся на место, не чувствуя большого огорчения. Он думал, что, может быть, и вправду как – нибудь нечаянно во время драки с товарищами опрокинул чернильницу на книгу. Учитель все больше распалялся гневом. Наконец он спросил:  ­ Кто разорвал книгу? Ни звука. Можно было бы услышать, как упала булавка. Все молчали. Учитель впивается глазами в одно лицо за другим, ища виновного. Тут в уме у Тома молнией пронеслась внезапная мысль. Он вскочил на ноги и крикнул:  Это сделал я!  Вся школа в недоумении поглядела на безумца, совершающего такой невероятный поступок. Он без единого крика перенес самые жестокие удары, какие когда­либо наносил мистер Доббинс. Вопросы: Как ты думаешь, почему в похожих ситуациях герои вели себя по­разному? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Как ты оцениваешь поведение Альфреда, Беки, Тома Сойера?___________ ________________________________________________________________ Что заставило Тома взять  на себя вину другого человека?______________ ________________________________________________________________ Почему Беки промолчала, видя, что наказывают невиновного?___________ допиши: -Легче на душе становится, когда тебя.... -Прощение дает нам свободу от чувства.... продолжите мысль... российский ученый Д.С.Лихачев утверждал: «Честь, порядочность, совесть-это качества, которыми дорожить нужно также, как мы дорожим своим эдоровьем, ибо без этих качеств... Тема: Честь и достоинство. Урок № 22 Вопросы и задания: 1.  Как ты понимаешь слова «описать нравственную ценность человека»? _________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________   2.   Какие   известные   литературные   герои   или   сказочные   персонажи   соответствуют понятиям «честь» и «достоинство»? Обоснуй свой ответ.  _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________ 3.   Один   из   романов   В.   Пикуля   начинается   так:   «   Я   сейчас   благостно   спокоен,   желая рассказать о своём происхождении, а мнение о моей морали пусть сложится само по себе на этих страницах. Для меня всегда было существенно самое главное, ради чего я жил и страдал на белом свете: ­ «Я, русский офицер, честь имею!»   Что такое честь? _________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Какие высокие моральные качества человека можешь  назвать?  _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________    5. В годы войны генерал Власов попал в плен и… «сломался». Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя. Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. Вы можете привести пример высокой нравственности? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ __________________________ Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным ­ давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой.  В чем заключается внутренняя красота человека? Внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего   внутреннего   богатства,   верность   своим   нравственным   позициям   и   своему мировоззрению и есть главное достоинство человека.   Понятие   чести   и   совести   не   могут   быть   применимы   к   тому,   кто   поступился   своими моральными  принципами ради достижения каких ­ либо целей,  кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, преступая через них. ­ Береги платья снову, а честь смолоду. ­ С честью выполняй свой долг. ­ Избегай постыдного. ­ Совесть ­ тысяча свидетелей. ­ Храни достоинство своё повсюду, человек! 6. Используя шифр, найди слова, спрятанные за цифрами. а 1 к 12 х 23 б 2 л 13 ц 24 в 3 м 14 ч 25 г 4 н 15 ы 26 д 5 о 16 ш 27 е 6 п 17 щ 28 ё 7 р 18 ь 29 ж 8 с 19 ъ 30 з 9 т 20 э 31 и 10 у 21 ю 32 й 11 ф 22 я 33 16 5 10 15 9 1 3 19 6 23 10 3 19 6 9 1 16 5 15 16 4 16 Тема: Совесть Урок № 23 Вопросы и задания: 1.  Приходилось  ли  тебе  испытывать   муки  совести?   Опиши,  с  чем  было  связано  это состояние. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________ 2. Как ты думаешь, совестливым человек рождается или это качество воспитывается. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________ 3. Обсудим вместе  1. Как вы думаете, что будет с человеком, если его совесть всегда молчит?  2. Что будет с человеком, если совесть постоянно и сильно мучает его? 3. Всегда ли суждение совести безусловно верно?  4. Может ли совесть заблуждаться? 4. Подбери к словам первого столбика противоположные по смыслу слова из второго столбика. Щедрый                                                 смеяться Храбрый                                                 враг Ложь                                                       скупой Хороший                                                 трусливый Плакать                                                   зло Доброта                                                   плохой Друг                                                          правда 5. Прочитай отрывки из рассказа Л. Пантелеева  «Честное слово». Ответь на вопросы. ­ Давай, пошли. Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.  И я хотел взять мальчика за руку. Мальчик поспешно отдернул руку и сказал… ­ Не могу. ­ Что не можешь? ­ Идти не могу…. Я часовой…  Мы играем… Один большой  мальчик… привел  сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад… А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь»… Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду». Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и понял, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля   и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… еще не известно,  кем он будет, когда вырастет, но кем бы он не был, можно ручаться, что это будет настоящий человек… Почему мальчик оказался поздно вечером в парке? Почему он не мог уйти? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _______________________________________ Согласишься ли ты со словами автора: «Если дал честное слово, так надо стоят, что бы ни случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно»? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________________________ Хотелось бы тебе иметь такого друга?_____________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________ Урок №24 ­25 Тема: Нравственные идеалы 1. Прочитайте текст. Запиши, какими отличительными особенностями обладал  русский  богатырь? Богатырь ­ герой русских былин, защитник земли  русской,  отличающийся необычной силой,  удалью,  мужеством и умом.       В суровые дни Великой Отечественной войны с  немецко – фашистскими извергами воины  Красной  Армии, достойные потомки своих великих предков, покрыли себя неувядаемой славой.        Сейчас это слово употребляется в переносном  значении: человек большого роста и  крепкого  телосложения, очень сильный. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 2. Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».                                  Назовите имена богатырей. Чем отличался каждый из них? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Перечислите, какими качествами личности должен (должна) обладать: Джентльмен Леди Составьте перечень нравственных правил, которыми должен(должна)  руководствоваться: Юный джентльмен Юная леди Подчеркните правильный ответ: Джентельмены и леди обладают хорошими манерами в любых жизненных ситуациях. Они  деликатны, льстивы, тактичны, вежливы, часто хамят, скромны, проявляют чуткость,   высокомерны, правдивы, лживы, аккуратны, образованы. 6. Прочитайте афоризмы­ высказывания известных людей. Как вы их понимаете?  Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. (Р. Эмерсон)  Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства  и таланты. (Ф. Честерфилд)   Суть учтивости состоит в стремлении готовить и вести себя так., чтобы наши ближние  были довольны и нами, и самими собой. (Ж. Лабрюйер)  Наружность и манеры более выразительны, чем слова. (С. Ричардсон)  Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер другого. (Ф. Честерфилд )  На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. (М. Арнольд)  Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет. (И. Гете) 7. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.  Не место красит человека, а человек место.  Каков есть, такова и честь.  Красна рать воеводою. Найдите определение понятий джентльмен, леди, рыцарь в толковом словаре. Урок №26 Тема:  Образцы нравственности в культуре Отечества  1. Продолжите предложения: Культура  ­ это ____________________________________________________                          ____________________________________________________                          _____________________________________________________ Нравственность – это__________________________________________________                                     __________________________________________________                                    ____________________________________________________ 2.Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: труженик воин патриот 3. Рассмотрите схему. Объясните, кто является образцами нравственности в культуре Отечества? коллективист Патриот Почему? Патриот Труженик Коллективист Образцы  Вои н нравственности  в культуре  Отечества Продолжите предложения: Культура – это… Нравственность – это… Тема: Этикет 1. Прочитайте стихотворение Урок № 27 В автобусе и в классе, и в шуме дискотек Ты должен быть прекрасен и чуток человек! Но, делая уступки ты резко не дели Одежду и поступки и помыслы свои Случается нередко ­ и это не секрет – Красивой этикеткой сменяют этикет. И вроде всё в порядке, и всё  как у людей, Но это только прятки от совести своей.  Как вы понимаете смысл этого стихотворения? 2. Как вы отнеслись бы к тому, если бы в нашей школе ввели школьную форму? Почему? Придумайте и нарисуйте модель школьной формы для девочек (мальчиков) 3.  А знаете ли вы, что… Русские,   англичане,   американцы   в   качестве   приветственного   жеста   пожимают   друг другу руки. Китаец в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку самому себе. Лапланцы трутся носами. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щёку. 4. Народная мудрость гласит: «Лошадь узнают в езде, а человека в общении» «Учись вежливости у невоспитанного» «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани» Объясни смысл этих выражений. 5. Составьте и запишите правила этикета для ученика __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ что такое этикет какие виды этикета ты знаешь Составьте правила поведения за столом. 2гр. Составьте правила поведения в общественном транспорте. 3гр. Составьте правила поведения при общении с друзьями. Прослушайте стихотворение А. Барто «В театре»  Почему девочкам не удалось посмотреть спектакль? Какие правила этикета они нарушили?  Урок № 28 Тема: Семейные праздники 1. Закончите схему и приведите примеры разных видов праздников Праздники ___________________                        Государственные              _____________________ 2. Нарисуйте подарок, который бы вы приготовили своим родным или другу (подруге). Обоснуйте свой выбор. 3. Составьте деловой текст­инструкцию «Как весело провести праздник» ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 4. Составьте синквейн по понятиям данной темы, работая в парах. ПАМЯТКА  Понятие.  Два прилагательных.  Три глагола.  Простое предложение.  Синоним понятия. _______________________________________________________ _______________________________________________________ Прочитайте, что такое праздник и какие праздники бывают. (учащиеся   читают   и   делят   праздники   на   три   группы   (семейные,   государственные   и общественные) Составить перечень семейных праздников. 2 гр. Составить перечень государственных праздников.    Обсудите, составьте и запишите правила проведения праздника. Обязательно укажите какой праздник вы будете проводить. Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность Урок №29 1.  Запишите, какие ценности есть в жизни человека? Какая из них главная? Почему? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Жизнь прожить – не поле перейти. Живи не прошлым, а завтрашним днём. Жизнь дана на добрые дела. Жили, жили, а стыда не нажили. Жить широко – хорошо, но и уже не хуже. Как жили деды да прадеды, так и нам жить велели. Как поживёшь, так и прослывёшь. 3. Составьте синквейн по понятию ЖИЗНЬ . ПАМЯТКА 6. Понятие. 7. Два прилагательных. 8. Три глагола. 9. Простое предложение. 10. Синоним понятия. _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Тема: Любовь и уважение к Отечеству Урок №30 1. Продолжите предложение: Патриот – это _________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Подберите однокоренные слова к слову ПАТРИОТ ­ ______________ _______________________________________________________________ 3. Составьте предложение со словом ЛЮБОВЬ _______________________________________________________________ 4. Творческое задание: написать сочинение (стихотворение) на тему «Родина». __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Подберите пословицы и поговорки о Родине.      __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  Подберите однокоренные слова к слову патриот. Почему нашу страну можно назвать многонациональной? Какие народы и народности, проживающие в нашей стране, вы знаете? Составьте предложение со словом любовь. Работа со словарем.   Подберите   стихотворения   русских   поэтов   о   Родине,   проиллюстрируйте   их. Подберите пословицы и поговорки о Родине. 1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской Литература: этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 2. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»: учебное пособие для учителей/ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, М.: Просвещение, 2010. этики. 4-5 класс» - CD-диск. 3. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской 4. Интернет ресурсы 5. Притчи Глоссарий Альтруизм ­ бескорыстная забота о других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. Вина ­ проступок, преступление, источник  чего­либо непристойного. Вредность ­ неприязненная настроенность, враждебность, неприятие  другого мнения, человека, нежелание идти на контакт. Вредность ­ причинение зла,  недоброжелательность. Выбор ­ то, из чего можно выбрать.  Добро ­ все положительное, хорошее, полезное. Добродетель ­ положительное  нравственное качество, высокая нравственность. Долг ­ обязательство.  Достоинство  ­ совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе. Дружба  ­   близкие   отношения,   основанные     на   взаимном   доверии,   привязанности, общности интересов. Дружелюбие ­ дружеское расположение. Жадность ­ чрезмерное  стремление удовлетворить какое­либо желание. Зло ­ нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.  Злоба ­ чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого­либо. Кодекс ­ совокупность правил, убеждений, свод законов. Конфликт  разногласие, спор. ­   столкновение   противоположных   интересов,   взглядов,   серьезное Культура  ­   уровень   развития   общества,   творческих   сил   и   способностей   человека, выраженный   в   типах   и   формах   организации   жизни   и   деятельности   людей,   в   их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Мораль  ­   нравственность,   нормы   и   принципы   поведения   людей   по   отношению     к обществу и другим людям, нравоучение, поучение. Мужество ­ храбрость, присутствие духа в опасности. Нравственность ­ правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. - 40 - Обязанность ­ определенный круг действий, возложенных на кого­либо и безусловных для выполнения. Отвага ­ смелость, бесстрашие, смелость. Ответственность  ­   необходимость,   обязанность   отвечать   за   свои   поступки,   быть ответственными за них.  Порок ­ предосудительный недостаток, позорящее свойство. Расточительность ­ безрассудная трата чего­либо. Свобода ­ возможность проявления своей воли, независимость, отсутствие стеснений и ограничений. Скупость ­ чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег. Справедливость ­ справедливое отношение к кому­нибудь, беспристрастие. Стыд ­ чувство сильного смущения от сознания неправильного своего поступка, позор, бесчестье. Трус ­ человек, легко поддающийся чувству страха. Трусость ­ свойственное трусу робость, боязливость. Угодничество ­ подобострастное желание угодить кому­нибудь. Храбрость  ­   мужество   и   решительность   в   поступках,   отсутствие   страха   перед опасностью. Честь  ­ достойные уважения и гордости моральные качества   и этичные принципы человека, почет, уважение. Щедрый ­ широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой. Эгоизм ­ себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других, пренебрежение ими. Этика ­ учение о морали, совокупность норм поведения, их правил. - 41 -

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»

Рабочая тетрадь «Светская этика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.