Рабочая учебная программа по истории 6 класс
Оценка 5

Рабочая учебная программа по истории 6 класс

Оценка 5
Документация
docx
история
6 кл
21.01.2018
Рабочая учебная программа по истории 6 класс
При планировании школьного исторического образования следует учитывать начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран. В связи с этим, 6 классы должны быть переведены на новую систему преподавания, предполагающую обновление содержания исторического образования в соответствии с Концепцией единого учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко – культурным стандартом.Рабочая учебная программа по истории 6 класс по учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова "История России 6 класс" изд. "Дрофа"
6 линейная (Андреев).docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Судак

 

Рабочая программа по истории

(6-а, 6-б)  классы

Базовый

Лазаренко Оксана Леонидовна, специалист первой категории

 

Рассмотрено

на заседании МО учителей

____________________________

МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак

Протокол №   от «  »___ 201  г.

 

Согласовано

с заместителем директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак

___________ А.А. Землюк

Утверждаю

Директор  МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Судак

________ И.В. Сметанина

Приказ № ____ от «   »_____201  г.

 

 

 

 

с. Морское

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для учащихся 6-А, 6-Б классов МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак  разработана на основе:

§  Федерального государственного стандарта основного общего образования.

§  Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

§  рабочей программы / История России 6-10 классы И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М. : Дрофа, 2016. — 124, [4] с.

§  авторской программы Е. В. Агибалова, Г. М. Донской   «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». - М.: Изд. «Просвещение», 2007 

§  Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных                        организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году

Программа включает учебно-методический комплект:

Учебник: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2014 г.

 Учебник: И.Л. Андреев, И.Н. Федоров «История России» 6 класс, Дрофа, 2016 г.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. При планировании школьного исторического образования следует учитывать  начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран. В связи с этим, в 2016-2017 учебном году 6 и 7 классы должны быть переведены на новую систему преподавания, предполагающую обновление содержания исторического образования в соответствии с Концепцией  единого  учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко – культурным стандартом.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

·         воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

·         освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

·         овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

·         формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

·         применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

     Наряду  с обозначенным подходом,  реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми  для выполнения задач   ФГОС  являются:

- деятельностный  подход, ориентированный  на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных,  надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный  подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

-личностно ориентированный подход, рассматривающий  обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый  и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате  выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Планируемые предметные результаты освоения учебной программы

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых  в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств  и свойств учащихся.

Личностные  результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 -готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

 -овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 -расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

       Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета «История»

История средних веков и история России, 6 класс ( Всемирная история -28 часов, история России – 40 часов))

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).     

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

 

Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

ИСТОРИЯ РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI ВЕКА( 40 часов)

Введение. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ (1 ч)

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Периодизация российской истории. Источники по истории России. История России — история всех населяющих ее народов.

Тема I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ДРЕВНОСТИ (4 ч)

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины Великое оледенение. Заселение территории нашей страны.

Климатические изменения в древности. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему

на территории Северной Евразии. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление ме-

таллических орудий и их влияние на развитие первобытного общества.История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. —

середине VI в. н. э.Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Связи между народами, их взаимовлияние. Вопрос о происхождении славян. Славянские общности Восточной Европы. Славяне и балты. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Первые государства на территории Восточной Европы Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,

западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Хазарский каганат, Волжская Булгария (Болгария):

экономика, особенности общественного и политического строя, духовная жизнь. Влияние природно-географического фактора на

общественную жизнь славян.

Тема II.

РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIIв. (10 ч)

Образование Древнерусского государства  Исторические условия складывания государственности: природно-климатический фак тор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Различные подходы к проблеме образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Первые русские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в системе международной торговли. Путь «из варяг в греки». Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа.Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства Принятие христианства. Византийское наследие на Руси. Значение принятия христианства. Территория и население государства. Территориально-политическая структура Руси. Органы власти: князь, вече. Старшая и младшая дружина. Внутриполитическое развитие. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Древнерусское право: «Русская Правда». Реконструкция Киева. Распространение православия. Поставление Илариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.Русь в середине XI — начале XII в.

Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба между братьями Ярославичами. Развитие

древнерусского законодательства. Княжеские съезды. Народные восстания и половецкая угроза. Общерусская борьба против по-

ловцев. Дипло матические контакты. Заключительный период единства Руси в годы правления Мстислава. Почитание святых

Бориса и Глеба как призыв к прекращению рас прей. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха.

Общественный строй Древней РусиКрупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепления и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения.

Древнерусская культура

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Двоеверие. Фор мирование единого культурного

пространства. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. Остромирово Евангелие. Появление древнерусской

литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра.

«Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало хра мо вого строительства: храм Успения Пресвя-

той Богородицы (Десятинная церковь), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.

Тема III.  РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII — НАЧАЛЕ XIIIв. (6 ч)

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси Причины распада Древней Руси. Политическая раздроблен-

ность. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского ро-

да Рюриковичей. Факторы единства русских земель в удельный период. Роль Русской православной церкви в сохранении един-

ства Руси. Киевская и Галицко-Волынская земли: особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич.

Отношения южнорусских княжеств с кочевниками: войны, торговля, династические браки. «Слово о полку Игореве».

Княжества Северо-Восточной Руси Особенности географического положения и природных условий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Мос кве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюб ского. Организация деспотической власти. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Владимирская икона Божией Матери. Заговор против Андрея Боголюбского. Дальнейшее укрепление княжества при Всеволоде Большое Гнездо.

Боярские республики Северо-Западной Руси Новгород — крупный центр Северо-Западной Руси; причины возвышения города. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятель ности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица аристократической республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князя в Новгородской земле. Обособление Псковской республики.

Культура Руси

Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Картина мира средневекового

человека. Календарь и церковные праздники. Смысл древнерусских изображений и текстов. Летописание и памятники литера-

туры. «Моление» Даниила Заточника. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский и Дмитриевский соборы во

Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георги евский собор в Юрьеве-Польском. Наружное оформление храма и его внутрен-

нее устройство.

Тема IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII—XIV в. (6 ч)

Походы Батыя на Русь Складывание государства у монголов. Провозглашение Тему-чина «повелителем Все

ленной» (Чингисханом). Возникновение Монгольской им перии. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на реке Калке. Улус Джучи. По ходы Батыя в Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Поход на Северо-Восточную Русь. Гибель Юрия Всеволодовича. Взятие Батыем «злого города» Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и

Центральную Европу. Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги.Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с ЗападаЗавоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с ры царями. Русь и Орден крестонос-

цев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба

Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва.Русские земли под властью Орды Последствия монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордын ских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Экономическая зависимость Руси. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества. Карательные походы ордынских

войск.Москва и Тверь: борьба за лидерство Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья (Михаил Ярославич, Дмитрий Грозные Очи). Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за ярлык на великое княжение владимирское. Перемещение духовного центра Руси из Киева в Москву. Митрополит Петр. Москва — центр собирания русских

земель. Тверское восстание 1327 г. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси.

Тема V. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в. (34 ч)

Начало объединения русских земель вокруг Москвы Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана Даниловича. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Тверского княжества Москве. Борьба за власть в Золотой Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на реке Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша. Московское княжество в конце XIV — середине XV в.Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I. Присоединение к Москве Нижегородско-Суздальского княжества, Мурома и Тарусы. Нашествие Тамерлана. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Поместная система и служилые люди. Государев двор. Местничество. Начало поместного землевладения. Судебник 1497 г. Юрьев день. Соперники МосквыЮжные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Рост и укрепление Великого княжества Литовского и Русского при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Ордой и Москвой. Грюнвальдская битва. Тверское княжество в конце XIV — первой половине XV в. Политика Бориса Александровича. Великий Новгород междуМосквой и Литвой. Яжелбицкий договор. Разгром новгородцев на реке Шелони.

Тема VI. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV в. (7 ч)

Объединение русских земель вокруг Москвы«Государь всея Руси» Иван III. Главные направления политики московского князя. Объединение русских земель. Отношения с Новгородом. Войны с Литвой. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Распад Золотой Орды, образование новых государств: Казанское ханство, Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская Орда, Крымское ханство, Касимовское ханство. Поход хана Ахмата, стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Русского го-

сударства. Историческое значение возникновения единого Русского государства. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в.Укрепление власти московского государя. Брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог. Рост международного авторитета Руси. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, приказы, кормления. Принятие общерусского Судебника. Государство и Церковь. Автокефалия Русской православной церкви. Проблема церковного землевладения. Перемены в устройстве двора великого князя, новая государственная символика, царский титул и регалии.

Русская культура в XIV — начале XVI в.Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Возрождение каменного зодчества после монгольского нашествия. Дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль при Иване Калите, Дмитрии Донском и Иване III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Резерв учебного времени— 2 ч

 

Тематический план

п/п

 

Раздел/тема

 

Кол-во часов, предусмотренное Рабочей программой

 

1

Всеобщая история

Введение.

              1

2

 

Раннее средневековье

 

8

 

 

3

 

Человек

и история

 

 

 

 

 

Предмет отечественной истории

 

 

История России.

 

Предмет отечественной истории

 

 

1

 

4

 

Тема 1. Народы и государства Восточной Европы в древности

 

4

 

5

Тема 2.Русь в IX — первой половине XII в.

 

 

10

6

Всеобщая история. Зрелое средневековье

 

 

Зрелое средневековье

 

 

Зрелое средневековье

 

14

7

Тема 3.Русь в середине XII — начале XIII в.

 

 

Русь Удельная в XII-XIIIв.в.

 

 

6

8.

Тема 4.Русские земли в середине XIII — XIV в.

 

6

9

  Всеобщая история.

Страны Востока в Средние века

 

 

Страны Востока в Средние века

 

4 часа

3

10

Народы Америки в Средние века

1

11

Историческое и культурное наследие Средневековья

1

12

Тема 5.Русские земли в XIII — первой половине XV в.

 

 

4

13

Тема 6.Формирование единого Русского государства в XV в

7

13

Резерв

2

 

Итого:

 

68

 


Календарно-тематическое планирование

по истории

6-А класс

учитель Лазаренко О.Л.

количество часов: всего 68 часа; в неделю 2 часа    

Всеобщая история. История средних веков (28 часов)

История России. Древняя и средневековая Русь (40 часов)    

 

№ п/п

 

Дата

план

Дата

факт

Название

раздела

Тема уроков

Кол-во ча-сов

Практическая часть,

учебные  действия

1

 

 

Всеобщая история

Введение.

1 час

У-1 

Средние века: хронология и источники

1

Определять место средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники по истории средневековья.

2

 

 

Раннее средневековье

 

8 часов

У-1

 Образование варварских королевств. Государство франков в V-VIIIв.

1

Показывать на карте перемещения народов и территории варварских королевств.

3

 

 

 

У-2 

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

Показывать на карте территории европейских государств.

Характеризовать общественный строй  народов по источникам.

Раскрывать основные понятия по теме.

4

 

 

 

У-3 

Возникновение и распад империи

 Карла Великого. Феодальная

раздробленность

1

Составлять характеристику Карла Великого по учебнику и по дополнительным материалам.

Рассуждать, почему его так назвали.

5

 

 

 

У-4

Англия в раннее  Средневековье

1

Показывать на карте территории государств норманнов.

Характеризовать особенности их образования.

6

 

 

 

У-5

Византия при Юстиниане. Культура Византии

1

Показывать территорию Византийской империи.

Называть соседей Византии и  характеризовать ее   отношения с ними.

Раскрывать основные понятия по теме.

Объяснять,  кто и как управлял Византией.

Характеризовать внешнюю политику.

Составлять исторический портрет Юстиниана и рассказывать о  культуре Византии.

7

 

 

 

У-6

Образование славянских государств

1

Показывать территорию расселения славян. Характеризовать Болгарское царство, процесс образования славянских государств.

8

 

 

 

У-7

Арабы в VI-XIв.в.

1

Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабов.

Характеризовать положение и особенности жизни народов, входивших в Арабский халифат.

Раскрывать основные понятия темы.

Объяснять причины и следствия их завоеваний.

Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.

9

 

 

 

У-8

 Обобщение.

«Раннее средневековье»

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения  по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

10

 

 

История России.

 

Человек

и история

 

1час

У-1

Человек

и история

 

1

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников

Характеризовать источники по российской истории

Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России. Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории

11

 

 

Тема 1.

Народы и государства Восточной Европы в древности

(4 часа)

 

У-1.

Древнейшие люди

на территории Восточно-

Европейской равнины

 

1

 

 

 

 

 

Давать определения понятий: палеолит, мезолит, неолит,

железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог

Актуализировать знания о роли природы в жизни общества,

о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам;

составлять рассказ об их жизни Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов

12

 

 

 

У-2

История народов

Восточной Европы

в I тыс. до н. э. —середине

VI в. н. э.

 

1

Давать определения понятий: варвары, Великое переселение народов, кириллица. Характеризовать

особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Приводить

примеры межэтнических контактов и взаимодействий

Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой  истории

Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу. Сравнивать образ жизни греков

и народов Северного Причерноморья. Характеризовать

изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов

13

 

 

 

У-3

Первые

государства на террито-

рии Восточной Европы

 

1

 

 

 

Давать определения понятий: каганат, иудаизм, ислам

Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей

14

 

 

 

У-4

Обобщение по теме «Народы и государства Восточной Европы в древности»

 

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения   о значении наследия народов и государств Восточной Европы в древности для современного общества.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

 

15, 16

 

 

Тема 2.

Русь в IX — первой половине XII в.

(10 часов)

 

У-1-2

Образование

Древнерусского

государства

 

2

Давать определения понятий: дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище. Раскрывать

причины и называть время образования Древнерусско-

го государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками. Показывать на исторической

карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать

материал о деятельности первых русских

князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы)

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами

 17, 18

 

 

 

У-3-4

Русь в конце Х — первой

половине XI в. Становление государства

 

2

Давать определения понятий: дружина, вече, идеология, «лествичная» система распределения княжений

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных

Постулатах. Объяснять причины отказа от

язычества и выбора православия. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризовать

политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику

19, 20

 

 

 

 

 

 

 

 

У-5-6

Русь в середине

XI — начале XII в.

 

2

 

 

 

 

 

 

Давать определения понятий: усобица, съезд князей, династическое правление. Характеризовать причины

народных восстаний на Руси в XI — начале XII в.Составлять

характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха. Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе

Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений

 

21

 

 

 

У-7

 

 Общественный строй Древней Руси

 

1

Давать определения понятий: город, село, вотчина, холоп,

челядь, закуп, рядович, вервь, смерд. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси

(используя информацию из учебника и отрывки из «Русской Правды»)

22, 23

 

 

 

У-8-9

Древнерусская

культура

 

2

Давать определения понятий: икона, двоеверие, инициал, мозаика, фреска, миниатюра, летопись. Рассказывать

о развитии культуры Древней Руси

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период. Описывать памятники древне-

русского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде)

и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения

24

 

 

 

У-10

Обобщение.

 Русь в IX — первой половине XII в.

 

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения   о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

25

 

 

 

 

Всеобщая история.

Зрелое средневековье

14 часов

У-1

 Средневековая деревня и ее обитатели

1

 

 

Рассказывать о жизни представителей  различных сословий средневекового общества.

Характеризовать аграрное общество и  называть его черты.

26

 

 

 

У-2

 В рыцарском замке

1

Объяснять смысл  феодальной иерархии.

Раскрывать значение основных понятий темы.

Сравнивать  облик  и образ жизни городов, деревни и монастырей.

27

 

 

 

У-3

 Формирование средневековых городов

1

Характеризовать город как центр ремесла, как центр торговли  и  как  центр культуры.

Описывать основные черты города как центра.

28

 

 

 

У-4 Торговля в средние века

1

Характеризовать торговлю в средние века

29

 

 

 

У- 5

Горожане и их образ жизни

1

Выяснять причины и итоги  борьбы  городов с сеньорами.

Сравнивать достижения  эпохи с современностью.

30

 

 

 

 

 

 

 

У-6

Могущество папской власти. Католическая

церковь и еретики.

 

 

1

Характеризовать положение, устройство и деятельность церкви в средние века в Европе.

Высказывать суждения  о причинах, сущности и последствиях крестовых походов.

31

 

 

 

У-7

 Крестовые походы

1

32

 

 

 

У-8

Как происходило объединение Франции

1

Систематизировать материал  об образовании централизованных  государств   в   средневековой Европе.

Объяснять, кто и почему выступал «за и против» централизованной власти.

33

 

 

 

У-9

Что англичане считают началом

 своих свобод.

1

Объяснять причины и последствия войн и выступлений.

Характеризовать известных личностей и объяснять,  почему их имена сохранились в памяти поколений.

Характеризовать итоги социальных выступлений в Европе.

34

 

 

 

У-10

Столетняя война

 

Установление последовательности и длительности войны

35

 

 

 

У-11

Усиление королевской власти

в конце XV века во Франции

 и в Англии

1

Характеризовать процесс усиления королевской власти

в конце XV века во Франции

 и в Англии

36

 

 

 

У-12 

Реконкиста и образование

централизованных государств

на Пиренейском полуострове

1

Изучить процесс образования

централизованных государств

на Пиренейском полуостров

 37

 

 

 

У- 13 

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия в 12- 15 веках

1

Давать характеристику государствам, выявить причины раздробленности.

38

 

 

 

У-14

 Обобщение.

«Зрелое средневековье»

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения  по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

39

 

 

 

 

 

 

История России.

 

Тема 3.

Русь в середине XII — начале XIII в.

(6 часов)

 

У-1

Начало удельного

периода. Княжества

Южной Руси

 

 

1

 

 

Давать определения понятий: удельный период, политическая раздробленность. Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период. Показывать на исторической карте

территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и

социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об эволюции взаимоотношений населения русских земель с половцами

40

 

 

 

У-2

Княжества

Северо-Восточной

Руси

 

1

Давать определения понятий: дворяне, деспотическая власть. Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать

особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского

княжества

41

 

 

 

У-3

Боярские республики

Северо-Западной Руси

 

 

1

 

 

Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков. Рассказывать

об особенностях политической жизни Новгородской

республики. Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель

 

 

42, 43

 

 

 

 

У-4,5

Культура Руси

 

 

2

Объяснять значение: христианское мировоззрение

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период. Выявлять особенности и

характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека. Собирать информацию и готовить сообщения / презентации

44

 

 

 

У-6

Обобщающий урок

по теме Русь в середине XII — начале XIII в.

1

Систематизировать исторический

Материал о развитии русских земель в домонгольский период. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые задания

45

 

 

Тема 4.

Русские земли

в середине XIII — XIV в.

(6 часов)

 

У-1

Походы

Батыя на Русь

 

1

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов. Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому  завоеванию

46

 

 

 

У-2

Борьба Северо-Западной

Руси против экспансии

с Запада

 

1

Давать определения понятий: духовно-рыцарские ордены,

Крестоносцы. Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрыв-

ков из летописей, карт и схем). Характеризовать

значение этих сражений для дальнейшей истории

русских земель. Объяснять причины успеха русских

в данных сражениях. Составлять

характеристику (исторический портрет) Александра

Невского

47, 48

 

 

 

У-3, 4

 Русские земли под властью Орды

 

2

Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число»

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель

от Золотой Орды Характеризовать повинности населения

 

49

 

 

 

У- 5

Москва и Тверь:

борьба за лидерство

 

1

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества

Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью. Составлять характерис тику (исторический портрет) Ивана Калиты

50

 

 

 

У-6

Обобщающий урок

по теме «Русские земли

в середине XIII — XIV в.»

1

Систематизировать исторический материало монгольском и других нашествиях и их последствиях. Характеризовать

общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять  тестовые задания

51

 

 

Всеобщая история.

 

Страны Востока в Средние века

3 часа

У-1 

Завоевание турками-османами

Балканского полуострова

1

Показывать на карте направления завоеваний монголов и турок-османов , а также территорию, созданных ими  государств.

Объяснять основные понятия темы.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

52

 

 

 

У-2

Китай и Индия  в средние века

1

Показывать на карте территорию, созданных   государств.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

53

 

 

 

У-3

 Япония в средние века

1

Показывать на карте территорию, созданных   государств.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

54

 

 

Народы Америки и Африки в Средние века

1 час

У-1

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

Показывать на карте древние государства Америки.

Рассказывать о культуре, верованиях, жизни народов Центральной и Южной Америки.

 

55

 

 

Историческое и культурное наследие Средневековья

У-1 Обобщение.

 Средние века в истории

1

Систематизировать знания об исторической эпохе.

 Излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

56

 

 

 

 

 

История России.

Тема 5.

Русские земли в XIII — первой половине XV в. (4 часа)

У-1

Начало объединения

русских земель вокруг

Москвы

 

1

 

 

 

 

 

Давать определения понятий: удельно-вотчинная система,

духовная грамота. Раскрывать причины и следствия

объединения русских земель вокруг Москвы. Давать

и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты)Раскрывать значение Куликовской

битвы

 

57

 

 

 

У-2

Московское княжество в конце XIV — середине XV в.

 

1

Давать определения понятий: Государев двор, местничество, поместье, Юрьев день Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I. Объяснять

причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного. Изучать отрывки из Судебника

1497 г.; использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян

58, 59

 

 

 

У-3,4

Соперники Москвы

 

1

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику

литовских князей. Объяснять причины быстрого

территориального роста Литвы за счет русских земель

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для народов Центральной Европы

 60

 

 

Тема 6.

Формирование единого Русского государства

в XV в. (7 часов)

 

У-1

Объединение русских

земель вокруг Москвы

 

1

Давать определения понятий: государь всея Руси, великорусская народность. Объяснять причины победы

Москвы над Великим Новгородом и Тверью

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической

карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III

61

 

 

 

У-2

Русское государство

во второй половине

XV — начале XVI в.

 

1

Давать определения понятий: Боярская дума, кормление,

Приказы. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III

Сравнивать боярство и дворянство. Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью. Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами,

причины победы иосифлян

62. 63

 

 

 

У-3,4

Русская культура

в XIV —начале XVI в.

 

 

1

Давать определения понятий: поучение, послание, хождение, житийная повесть. Давать общую характеристику

состояния русской культуры в указанный период

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры . Описывать достижения культуры Руси в XIV—XV вв. (в форме таблицы)

64

 

 

 

У-5

Обобщающий урок

по теме «Формирование единого Русского государства в XV в.»

 

1

Систематизировать исторический материалоб изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси

и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении

наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. Выполнять

контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте). Подводить итоги проектной

деятельности

65, 66

 

 

 

У-6, 7

Итоговое повторение и обобщение

2

Систематизировать исторический материал по истории Руси

с древнейших времен до начала XVI в.

 

67-68

 

 

РЕЗЕРВ

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по истории

6-А класс

учитель Лазаренко О.Л.

количество часов: всего 68 часа; в неделю 2 часа    

Всеобщая история. История средних веков (28 часов)

История России. Древняя и средневековая Русь (40 часов)    

 

№ п/п

 

Дата

план

Дата

факт

Название

раздела

Тема уроков

Кол-во ча-сов

Практическая часть,

учебные  действия

1

 

 

Всеобщая история

Введение.

1 час

У-1 

Средние века: хронология и источники

1

Определять место средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники по истории средневековья.

2

 

 

Раннее средневековье

 

8 часов

У-1

 Образование варварских королевств. Государство франков в V-VIIIв.

1

Показывать на карте перемещения народов и территории варварских королевств.

3

 

 

 

У-2 

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

Показывать на карте территории европейских государств.

Характеризовать общественный строй  народов по источникам.

Раскрывать основные понятия по теме.

4

 

 

 

У-3 

Возникновение и распад империи

 Карла Великого. Феодальная

раздробленность

1

Составлять характеристику Карла Великого по учебнику и по дополнительным материалам.

Рассуждать, почему его так назвали.

5

 

 

 

У-4

Англия в раннее  Средневековье

1

Показывать на карте территории государств норманнов.

Характеризовать особенности их образования.

6

 

 

 

У-5

Византия при Юстиниане. Культура Византии

1

Показывать территорию Византийской империи.

Называть соседей Византии и  характеризовать ее   отношения с ними.

Раскрывать основные понятия по теме.

Объяснять,  кто и как управлял Византией.

Характеризовать внешнюю политику.

Составлять исторический портрет Юстиниана и рассказывать о  культуре Византии.

7

 

 

 

У-6

Образование славянских государств

1

Показывать территорию расселения славян. Характеризовать Болгарское царство, процесс образования славянских государств.

8

 

 

 

У-7

Арабы в VI-XIв.в.

1

Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабов.

Характеризовать положение и особенности жизни народов, входивших в Арабский халифат.

Раскрывать основные понятия темы.

Объяснять причины и следствия их завоеваний.

Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.

9

 

 

 

У-8

 Обобщение.

«Раннее средневековье»

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения  по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

10

 

 

История России.

 

Человек

и история

 

1час

У-1

Человек

и история

 

1

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников

Характеризовать источники по российской истории

Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России. Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории

11

 

 

Тема 1.

Народы и государства Восточной Европы в древности

(4 часа)

 

У-1.

Древнейшие люди

на территории Восточно-

Европейской равнины

 

1

 

 

 

 

 

Давать определения понятий: палеолит, мезолит, неолит,

железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог

Актуализировать знания о роли природы в жизни общества,

о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам;

составлять рассказ об их жизни Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов

12

 

 

 

У-2

История народов

Восточной Европы

в I тыс. до н. э. —середине

VI в. н. э.

 

1

Давать определения понятий: варвары, Великое переселение народов, кириллица. Характеризовать

особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Приводить

примеры межэтнических контактов и взаимодействий

Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой  истории

Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу. Сравнивать образ жизни греков

и народов Северного Причерноморья. Характеризовать

изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов

13

 

 

 

У-3

Первые

государства на террито-

рии Восточной Европы

 

1

 

 

 

Давать определения понятий: каганат, иудаизм, ислам

Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей

14

 

 

 

У-4

Обобщение по теме «Народы и государства Восточной Европы в древности»

 

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения   о значении наследия народов и государств Восточной Европы в древности для современного общества.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

 

15, 16

 

 

Тема 2.

Русь в IX — первой половине XII в.

(10 часов)

 

У-1-2

Образование

Древнерусского

государства

 

2

Давать определения понятий: дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище. Раскрывать

причины и называть время образования Древнерусско-

го государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками. Показывать на исторической

карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать

материал о деятельности первых русских

князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы)

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами

 17, 18

 

 

 

У-3-4

Русь в конце Х — первой

половине XI в. Становление государства

 

2

Давать определения понятий: дружина, вече, идеология, «лествичная» система распределения княжений

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных

Постулатах. Объяснять причины отказа от

язычества и выбора православия. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризовать

политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику

19, 20

 

 

 

 

 

 

 

 

У-5-6

Русь в середине

XI — начале XII в.

 

2

 

 

 

 

 

 

Давать определения понятий: усобица, съезд князей, династическое правление. Характеризовать причины

народных восстаний на Руси в XI — начале XII в.Составлять

характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха. Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе

Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений

 

21

 

 

 

У-7

 

 Общественный строй Древней Руси

 

1

Давать определения понятий: город, село, вотчина, холоп,

челядь, закуп, рядович, вервь, смерд. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси

(используя информацию из учебника и отрывки из «Русской Правды»)

22, 23

 

 

 

У-8-9

Древнерусская

культура

 

2

Давать определения понятий: икона, двоеверие, инициал, мозаика, фреска, миниатюра, летопись. Рассказывать

о развитии культуры Древней Руси

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период. Описывать памятники древне-

русского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде)

и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения

24

 

 

 

У-10

Обобщение.

 Русь в IX — первой половине XII в.

 

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения   о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

25

 

 

 

 

Всеобщая история.

Зрелое средневековье

14 часов

У-1

 Средневековая деревня и ее обитатели

1

 

 

Рассказывать о жизни представителей  различных сословий средневекового общества.

Характеризовать аграрное общество и  называть его черты.

26

 

 

 

У-2

 В рыцарском замке

1

Объяснять смысл  феодальной иерархии.

Раскрывать значение основных понятий темы.

Сравнивать  облик  и образ жизни городов, деревни и монастырей.

27

 

 

 

У-3

 Формирование средневековых городов

1

Характеризовать город как центр ремесла, как центр торговли  и  как  центр культуры.

Описывать основные черты города как центра.

28

 

 

 

У-4 Торговля в средние века

1

Характеризовать торговлю в средние века

29

 

 

 

У- 5

Горожане и их образ жизни

1

Выяснять причины и итоги  борьбы  городов с сеньорами.

Сравнивать достижения  эпохи с современностью.

30

 

 

 

 

 

 

 

У-6

Могущество папской власти. Католическая

церковь и еретики.

 

 

1

Характеризовать положение, устройство и деятельность церкви в средние века в Европе.

Высказывать суждения  о причинах, сущности и последствиях крестовых походов.

31

 

 

 

У-7

 Крестовые походы

1

32

 

 

 

У-8

Как происходило объединение Франции

1

Систематизировать материал  об образовании централизованных  государств   в   средневековой Европе.

Объяснять, кто и почему выступал «за и против» централизованной власти.

33

 

 

 

У-9

Что англичане считают началом

 своих свобод.

1

Объяснять причины и последствия войн и выступлений.

Характеризовать известных личностей и объяснять,  почему их имена сохранились в памяти поколений.

Характеризовать итоги социальных выступлений в Европе.

34

 

 

 

У-10

Столетняя война

 

Установление последовательности и длительности войны

35

 

 

 

У-11

Усиление королевской власти

в конце XV века во Франции

 и в Англии

1

Характеризовать процесс усиления королевской власти

в конце XV века во Франции

 и в Англии

36

 

 

 

У-12 

Реконкиста и образование

централизованных государств

на Пиренейском полуострове

1

Изучить процесс образования

централизованных государств

на Пиренейском полуостров

 37

 

 

 

У- 13 

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия в 12- 15 веках

1

Давать характеристику государствам, выявить причины раздробленности.

38

 

 

 

У-14

 Обобщение.

«Зрелое средневековье»

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения  по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

39

 

 

 

 

 

 

История России.

 

Тема 3.

Русь в середине XII — начале XIII в.

(6 часов)

 

У-1

Начало удельного

периода. Княжества

Южной Руси

 

 

1

 

 

Давать определения понятий: удельный период, политическая раздробленность. Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период. Показывать на исторической карте

территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и

социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об эволюции взаимоотношений населения русских земель с половцами

40

 

 

 

У-2

Княжества

Северо-Восточной

Руси

 

1

Давать определения понятий: дворяне, деспотическая власть. Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать

особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского

княжества

41

 

 

 

У-3

Боярские республики

Северо-Западной Руси

 

 

1

 

 

Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков. Рассказывать

об особенностях политической жизни Новгородской

республики. Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель

 

 

42, 43

 

 

 

 

У-4,5

Культура Руси

 

 

2

Объяснять значение: христианское мировоззрение

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период. Выявлять особенности и

характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека. Собирать информацию и готовить сообщения / презентации

44

 

 

 

У-6

Обобщающий урок

по теме Русь в середине XII — начале XIII в.

1

Систематизировать исторический

Материал о развитии русских земель в домонгольский период. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые задания

45

 

 

Тема 4.

Русские земли

в середине XIII — XIV в.

(6 часов)

 

У-1

Походы

Батыя на Русь

 

1

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов. Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому  завоеванию

46

 

 

 

У-2

Борьба Северо-Западной

Руси против экспансии

с Запада

 

1

Давать определения понятий: духовно-рыцарские ордены,

Крестоносцы. Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрыв-

ков из летописей, карт и схем). Характеризовать

значение этих сражений для дальнейшей истории

русских земель. Объяснять причины успеха русских

в данных сражениях. Составлять

характеристику (исторический портрет) Александра

Невского

47, 48

 

 

 

У-3, 4

 Русские земли под властью Орды

 

2

Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число»

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель

от Золотой Орды Характеризовать повинности населения

 

49

 

 

 

У- 5

Москва и Тверь:

борьба за лидерство

 

1

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества

Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью. Составлять характерис тику (исторический портрет) Ивана Калиты

50

 

 

 

У-6

Обобщающий урок

по теме «Русские земли

в середине XIII — XIV в.»

1

Систематизировать исторический материало монгольском и других нашествиях и их последствиях. Характеризовать

общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять  тестовые задания

51

 

 

Всеобщая история.

 

Страны Востока в Средние века

3 часа

У-1 

Завоевание турками-османами

Балканского полуострова

1

Показывать на карте направления завоеваний монголов и турок-османов , а также территорию, созданных ими  государств.

Объяснять основные понятия темы.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

52

 

 

 

У-2

Китай и Индия  в средние века

1

Показывать на карте территорию, созданных   государств.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

53

 

 

 

У-3

 Япония в средние века

1

Показывать на карте территорию, созданных   государств.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

54

 

 

Народы Америки и Африки в Средние века

1 час

У-1

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

Показывать на карте древние государства Америки.

Рассказывать о культуре, верованиях, жизни народов Центральной и Южной Америки.

 

55

 

 

Историческое и культурное наследие Средневековья

У-1 Обобщение.

 Средние века в истории

1

Систематизировать знания об исторической эпохе.

 Излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

56

 

 

 

 

 

История России.

Тема 5.

Русские земли в XIII — первой половине XV в. (4 часа)

У-1

Начало объединения

русских земель вокруг

Москвы

 

1

 

 

 

 

 

Давать определения понятий: удельно-вотчинная система,

духовная грамота. Раскрывать причины и следствия

объединения русских земель вокруг Москвы. Давать

и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты)Раскрывать значение Куликовской

битвы

 

57

 

 

 

У-2

Московское княжество в конце XIV — середине XV в.

 

1

Давать определения понятий: Государев двор, местничество, поместье, Юрьев день Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I. Объяснять

причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного. Изучать отрывки из Судебника

1497 г.; использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян

58, 59

 

 

 

У-3,4

Соперники Москвы

 

1

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику

литовских князей. Объяснять причины быстрого

территориального роста Литвы за счет русских земель

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для народов Центральной Европы

 60

 

 

Тема 6.

Формирование единого Русского государства

в XV в. (7 часов)

 

У-1

Объединение русских

земель вокруг Москвы

 

1

Давать определения понятий: государь всея Руси, великорусская народность. Объяснять причины победы

Москвы над Великим Новгородом и Тверью

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической

карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III

61

 

 

 

У-2

Русское государство

во второй половине

XV — начале XVI в.

 

1

Давать определения понятий: Боярская дума, кормление,

Приказы. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III

Сравнивать боярство и дворянство. Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью. Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами,

причины победы иосифлян

62. 63

 

 

 

У-3,4

Русская культура

в XIV —начале XVI в.

 

 

1

Давать определения понятий: поучение, послание, хождение, житийная повесть. Давать общую характеристику

состояния русской культуры в указанный период

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры . Описывать достижения культуры Руси в XIV—XV вв. (в форме таблицы)

64

 

 

 

У-5

Обобщающий урок

по теме «Формирование единого Русского государства в XV в.»

 

1

Систематизировать исторический материалоб изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси

и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении

наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. Выполнять

контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте). Подводить итоги проектной

деятельности

65, 66

 

 

 

У-6, 7

Итоговое повторение и обобщение

2

Систематизировать исторический материал по истории Руси

с древнейших времен до начала XVI в.

 

67-68

 

 

РЕЗЕРВ

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Морская средняя общеобразовательная школа» городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Морская средняя общеобразовательная школа» городского округа

Пояснительная записка Рабочая программа по истории для учащихся 6-А, 6-Б классов

Пояснительная записка Рабочая программа по истории для учащихся 6-А, 6-Б классов

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления…

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления…

Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения

Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных)…

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных)…

Содержание учебного предмета «История»

Содержание учебного предмета «История»

Государства Европы в XIV - XV вв

Государства Европы в XIV - XV вв

РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIIв

РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIIв

Отношения южнорусских княжеств с кочевниками: войны, торговля, династические браки

Отношения южнорусских княжеств с кочевниками: войны, торговля, династические браки

Тверское восстание 1327 г. Поражение

Тверское восстание 1327 г. Поражение

Т е м а т и че ск ий п л а н № п /п

Т е м а т и че ск ий п л а н № п /п

Календарно-тематическое планирование по истории 6-А класс учитель

Календарно-тематическое планирование по истории 6-А класс учитель

Раскрывать основные понятия по теме

Раскрывать основные понятия по теме

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов 12У-2

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов 12У-2

Приводить примеры взаимоотношений

Приводить примеры взаимоотношений

У-10 Обобщение. Русь в IX — первой половине

У-10 Обобщение. Русь в IX — первой половине

У-10 Столетняя война

У-10 Столетняя война

У-3 Боярские республики Северо-Западной

У-3 Боярские республики Северо-Западной

Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число»

Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число»

Раскрывать значение Куликовской битвы 57

Раскрывать значение Куликовской битвы 57

У-3,4 Русская культура в

У-3,4 Русская культура в

Календарно-тематическое планирование по истории 6-А класс учитель

Календарно-тематическое планирование по истории 6-А класс учитель

Раскрывать основные понятия по теме

Раскрывать основные понятия по теме

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов 12У-2

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов 12У-2

Приводить примеры взаимоотношений

Приводить примеры взаимоотношений

У-10 Обобщение. Русь в IX — первой половине

У-10 Обобщение. Русь в IX — первой половине

У-10 Столетняя война

У-10 Столетняя война

У-3 Боярские республики Северо-Западной

У-3 Боярские республики Северо-Западной

Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число»

Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число»

Раскрывать значение Куликовской битвы 57

Раскрывать значение Куликовской битвы 57

У-3,4 Русская культура в

У-3,4 Русская культура в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ

Иллюстрация своих мыслей

Иллюстрация своих мыслей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018