Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл
18.03.2018
Конспект урока "Средневековое общество"  6 класс
Данная разработка урока "Средневековое общество" можно использовать как объяснение нового материала. В ходе занятия воспроизводятся основные понятия курса, даты, события, имена известных исторических деятелей этой эпохи; обеспечивается усвоение учащимися главных отличий Средневековья от истории Древнего мира; обеспечивается системное усвоение знании учащихся по характерным чертам средневекового общества.
Конспект урока Средневековое общество 6 класс.docx
Урок по истории средних веков в 6 классе                                              «Средневековое общество». Цель урока:  систематизация,  обобщение и закрепление знаний по истории европейского средневекового общества Задачи урока:   формировать  умение  работать  в  группах во  взаимодействии  с  одноклассниками, использовать   ранее   полученные   знания   для   работы   на   уроке,   представлять результаты своей деятельности; продолжить   работу   по   формированию   умения   анализировать   исторический источник,   делать   выводы,   выделять   главное   и   второстепенное,   устанавливать межпредметные   связи,     развитие   информационной   и   коммуникационной компетентностей учащихся;  формировать в информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести  спор, излагать материал, работать в группе.   Продолжить   формирование   навыков   составления   характеристик   отдельных социальных групп средневекового общества Тип   урока:  повторительно   –   обобщающий   урок   самоопределения   и   самореализации,   с использованием опережающего задания. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,  Основные термины:  сеньор, вассал, феодальная лестница, феодальная вотчина, повинности, община, лично  и поземельно   зависимые   крестьяне,  рыцари,   феод,   служба,   барщина,   оброк,   замок, ремесленники,   мастер,   подмастерье,   ученик,   цех,   купцы,   гильдии,   ярмарки,   рынок, ростовщики, монарх, донжон, турнир, пиры, охота,  герб, девиз, угодья, горожане, бюргеры, шедевр,   ярмарка,   меняла,   ростовщики,   патриции,   церковная   десятина,   священные реликвии, индульгенция, инквизиция, междоусобные войны. Ход урока: Учитель.  Давайте обратимся к теме нашего урока.   Средние   века   были   временем   трудолюбивых   крестьян   и   искусных   ремесленников, благородных   рыцарей   и   мудрых   государей.   В   средние   века   совершались   далекие путешествия, строились соборы и города, происходили великие открытия.  Как вы понимаете словосочетание средневековое общество?  Назовите,   из каких частей состоит это общество?  Сегодня   вы   являетесь   сословиями   средневекового   общества:   феодалы,   духовенство, ремесленники,   купцы,   крестьяне.   Дайте   определение,   что   такое   сословия?   Каждое   из сословий   выполняло   определенную   функцию.   Общество   сравнивали   с   человеческим организмом, где каждый орган имел определенную функцию. Место каждого человека, по мнению мыслителей средневековья, было установлено Богом и не подлежало обсуждению. Неслучайно, сословия были замкнутыми группами. Как вы понимаете это высказывание? Цель нашего урока   показать, что все эти сословия являются составными   элементами единого  средневекового общества.  Около тысячного года западная литература описывала христианское общество по новой схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» составлял общество: священники, воины   и   крестьяне.   Три   категории   были   различны,   но   дополняли   друг   друга:   каждая нуждалась в прочих. Их гармоничное единство и было «телом» общества. На какие сословия делилось общество в Средние века?  Молящихся, воюющих, работающих.  С чем в те времена сравнивали  слои общества? С телом человека. Молящихся уподобляли груди, воюющих – рукам, трудящихся – ногам. «Три  соседствующие  части не страдают от своей разделенности:   услуги, оказываемые одной из них, служат условием для трудов двух других, в свою очередь каждая часть берет на себя заботу о целом. Это тройственное сочленение остается единым» Так писал  в 1080 году епископ Адальберон Ланский. Какие задачи стояли перед каждым сословием? Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были защищать общество от врагов. Крестьяне кормили всех остальных. Каждая группа подготовила представление своего сословия.  С какого сословия начнем?  Феодалы – демонстрация презентации обучающимися Почему ведущая роль принадлежала  «воюющим»? В то время постоянно велись войны, и  воюющие владели большей частью земли. Видеофрагмент «Междоусобные войны». Какой рыцарский кодекс актуален и сейчас? Духовенство –. демонстрация презентации обучающимися Приложение 4 Как представлял английский поэт честер продавца индульгенций? Купцы – демонстрация презентации обучающимися Приложение 2 Ремесленники  ­ демонстрация презентации обучающимися Кого мы называем ремесленниками? Откуда они появились? Почему предпочитали убегать из поместий? Поработаем с документом.  Прочитайте и ответьте на указанные вопросы. Как жители узнавали, где живет ремесленник определенной специальности? Почему не писали названия, а пользовались картинками? Крестьяне ­ демонстрация презентации обучающимися Каково было место крестьянства среди других сословий? Крестьяне   были   самым   низшим   сословием   среди   других,   а   также   униженным   и оскорблённым, т.к. находилось в феодальной зависимости. Переход в другое сословие был невозможен. Чем отличаются быт и занятия крестьян и феодалов? Видеовопрос. О чем идет речь в этом видеофрагменте.  Феодалы проводили время в войнах, рыцарских турнирах, охоте, путешествиях, пирах и других  развлечениях.  А крестьяне  почти  все  дни  в  году вынуждены  были  работать  на феодалов, чтобы прокормить свою семью. Какое отличие ремесленников от крестьян мы можем назвать? Повинности   крестьян   очень   отличались   друг   от   друга.   Некоторые   и   них   были   весьма экономически тягостными, а некоторые – лично – унизительными.  Различие в сословиях прослеживалась даже в средневековой обуви. Королям разрешалось носить обувь с носами  до 70 см, феодалам – 60 см, купцам – 45 см, ремесленникам ­30см, крестьянам – 15см. Длинные носы мешали ходить, их пристегивали к браслету у колена. Носы   обуви   украшали   фигурками   зверей,   колокольчиками   и   даже   зеркалами. Предположите, для чего использовали зеркало? Давайте поработаем с понятиями.  Я буду вам показывать понятия, а вы определите: к какому   сословию   они   относятся.   Будьте   внимательны,   некоторые   понятия   касаются нескольких сословий. Сословия, сеньор, вассал, феодальная лестница, феодальная вотчина, феодал, повинности, община, лично  и поземельно зависимые крестьяне, рыцари, феод, служба, барщина, оброк, замок, ремесленники, мастер, подмастерье, ученик, цех, купцы, гильдии, ярмарки, рынок, ростовщики, монарх, донжон, турнир, пиры, охота,  герб, девиз, угодья, горожане, бюргеры, шедевр,   ярмарка,   меняла,   ростовщики,   патриции,   церковная   десятина,   священные реликвии, индульгенция, инквизиция, междоусобные войны                              Заполним таблицу: «Сословия средневековой Европы» Сословия Состав сословия Чем владели Чем занимались Права   обязанности и Привилегии Давайте закрепим полученные знания, выполнив «Синквейн»  Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о  котором пойдет речь.  Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают  описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.  Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими  характерные действия объекта.  Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.  Пятая строка — одно слово­резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Закрепление: Перед вами «Гора знаний» Вот и подошел к концу наш необычный, но, на мой взгляд, очень насыщенный и интересный урок. Чем необычен был сегодня урок? Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном уроке? Дидактические материалы по теме «Средневековое общество»   Приложение 1. Он индульгенций короб, с пылу с жару,  Из Рима вез по шиллингу за пару. Но что касается святого дела ­     Соперников не знал, скажу я смело.                                           Такой искусник был, такой был хват!                                           В своем мешке хранил чудесный плат                                           Пречистой девы и клочок холстины                                           От савана преславныя кончины.                                           Еще был крест в цветных камнях­стекляшках,                                           Была в мешке и поросячья ляжка,                                            С их помощью, обманщик и нахал,                                           В три дня он денег больше собирал,                                           Чем пастырь деревенский за полгода                                           Мог наскрести с голодного прихода.                                                                       Честер «Кентерберийские рассказы»                                         Приложение 2.        Купец  проводил в странствованиях половину своей жизни. Он ездил либо в   крупные   ремесленные   центры,   либо   –   на   ярмарки.   Одетый   в   прочную дорожную куртку , защищающая его от стужи и дождя,  охваченную поясом, на   которой   висит   кошель   с   деньгами.   Едет   купец   на   одной   из   лошадей, везущих телегу с товаром. С одной стороны седла висит мешок с кормом для лошади, с другой – тяжелый меч. Опасности и препятствия не останавливают купца. Не останавливает его и полная неграмотность: неумение ни читать, ни писать, ни считать. Дух наживы сильнее. Приложение 3.      Молодой плотник Жак давно  задумал покинуть свою деревню, в которой жили его отец и дед. Наделом земли Жак не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб и с несложными инструментами, он ушел из дома. Все лето Жак бродил от замка к замку, изготовлял мебель на заказ. Но бесконечно странствовать было нельзя. И тогда Жак вспомнил о монастыре, который   был   расположен   на   берегу   судоходной   реки.   Там   по   большим праздникам  собирался торг. Придя к монастырю, Жак не узнал знакомого места:   здесь   появилась   кузница,   постоялый   двор   для   приезжих.   Здесь   он нашел товарищей по ремеслу. Сырье для производства можно было всегда купить у заезжих купцов. Покупатели приходили даже из соседних деревень.  Поселок быстро рос – прибывали все новые беглецы из поместий.                                              Приложение 4.                         Крестьяне   должны   работать   без   споров   и   сопротивления.   Крестьяне постоянно повинны службой.  Первая   работа   в   году   –   к   Иванову   дню.   Крестьяне   должны   косить   луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами. А потом вести на барский двор. Затем они должны чистить мельничные канавы. Но вот наступает август.. Крестьяне должны жать хлеб, связывать в снопы, везут к амбарам. Эту повинность они  несут с детства, как несли их предки. Так работают они на сеньора. А   затем   наступает   время,   когда   надо   нести   лучший   скот   сеньору,   а   не принесешь – будешь бит.  Если крестьянин выдает дочь замуж, то сеньор получает пошлину.  Затем приходит вербное воскресенье, когда нужно нести сеньору пошлину на овец. Если они не смогут уплатить в срок, то тем самым передают себя на милость сеньору. А еще нужно платить за помол муки, за выпечку своего хлеба, за пользование угодьями.                                             Приложение 5.     Королям разрешалось носить обувь с носами  до 70 см, феодалам – 60 см, купцам – 45  см,  ремесленникам ­30см,  крестьянам – 15см.  Длинные   носы мешали ходить, их пристегивали к браслету у колена.  Носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже зеркалами. В 1294 году французский король издал указ, по которому простолюдинам запрещалось   «иметь   повозки,   чтобы   разъезжать   в   них,   носить   мех   белок, горностай,   золото     и   драгоценные   камни.»   Знать   могла покупать 4 наряда в год, рыцари ­2, а безземельные рыцари ­1.

Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс

Конспект урока "Средневековое общество"  6 класс

Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс

Конспект урока "Средневековое общество"  6 класс

Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс

Конспект урока "Средневековое общество"  6 класс

Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс

Конспект урока "Средневековое общество"  6 класс

Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс

Конспект урока "Средневековое общество"  6 класс

Конспект урока "Средневековое общество" 6 класс

Конспект урока "Средневековое общество"  6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018