Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"
Оценка 4.7

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл
16.05.2018
Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"
В Казахстане имеется, по последним данным географов, 85 тысяч рек, 48262 озера. Среди них 21 озеро площадью более ста квадратных километров. В основном, реки и озера сосредоточены в Северном и Центральном Казахстане. В пределах нашей области рек насчитывается -21, озер около 5 тысяч. Каждое из них овеяно легендами и преданиями, которых столько же, сколько озер и рек. Поэтому пойдем по пути строго избирательному, рассмотрим о тех озерах и реках, которые оставили более-менее значительный след в нашей истории. Что такое легенды? Трудно отличить миф от легенды, а легенду от исторического предания. Легенды, тем более, топонимические, рассказывающие о происхождении географического названия, это особый жанр казахского фольклора. Чаще всего в основе легенд лежит какое-то действительное, бывшее в истории событие, и чаще всего это событие привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, котырые существуют и до сегодняшнего дня, и, глядя на которые люди, например, могут сказать: «Вот эта местность называется «Гора Казыкурт» потому, что тысячи лет тому назад сюда приставал ковчег пророка Ноя после всемирного потопа…» И начинается пересказ легенды. Именно такие легенды называются топонимические, то есть объясняющие, почему данная географическая точка так называется.Данный урок раскрывает тайны названий рек и озер, местности родного края. Урок носит характер познавательно-научный., вызывает интерес у учащихся к изучению родного края!
Легенды и сказы народа Великой Степи.docx
Урок краеведения для учащихся 6­го класса  по теме "Легенды и сказы народа Великой Степи" Цели и задачи:   Познакомить детей с легендами  устного творчества народа Великой  Степи; Развить интерес к изучению курса краеведения; развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; Воспитание любви к своей малой родине; Развитие творческих способностей детей.     Оборудование: презентация по теме «Легенды народа Великой степи»,  мультимедиа проектор, выставка книг, посвященная природе, легендам и  сказам, физическая карта Казахстана, а также на каждой парте должна быть  карта Костанайской  области, фломастеры, маркеры, ватманы. Примечание: класс делится на две группы ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Вступительное слово учителя: ( слайды 1­2) – Ребята, кто из вас любит путешествовать? – А на чем вы больше всего любите путешествовать, на каком виде  транспорта? (Заслушиваются ответы учащихся) – Тогда вперед! Наше путешествие по родному краю начинается! Лучше всего путешествовать с друзьями. Предлагаю вспомнить пословицы о дружбе. ( слайды 3­5 )  Пословицы о дружбе:  1. Дружный дом счастья полон,  Дружбу потерял, счастье… (расплескал)  2. Друзей много, шире… (дорога)  3. Дружба, что стекло, разобьёшь… (не склеешь)  4. Дерево крепко корнями, человек … (друзьями)  5. Конь познаётся под седлом, а человек... (в дружбе) 6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе)  7. Человек без друзей, что дерево без … (листьев)  8. О джигите судят по его… (друзьям) III. Изучение нового материала Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, мы с вами отправимся в  путешествие по самым красивым местам . Я думаю, что вы все любите  путешествовать. Много тайн и загадок хранит наша  земля.  Нет во всем мире  уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями.  Проходят века, а предания живут, с былью переплетаются небыли. Заглянем  вглубь веков, познакомимся с легендами и мифами нашей Родины. В Казахстане имеется, по последним данным географов, 85 тысяч рек,  48262 озера. Среди них 21 озеро площадью более ста квадратных километров.  В основном, реки и озера сосредоточены в Северном и Центральном  Казахстане. В пределах нашей области рек насчитывается ­21,  озер около 5 тысяч. (слайд 6­7)  Каждое из них овеяно легендами и преданиями, которых столько же,  сколько озер и рек. Поэтому пойдем по пути строго избирательному,  рассмотрим о тех озерах и реках, которые оставили более­менее значительный след в нашей истории.  Что такое легенды? (слайд 8)         Трудно отличить миф от легенды, а легенду от исторического предания. Легенды,   тем   более,   топонимические,   рассказывающие   о   происхождении географического названия, это особый жанр казахского фольклора.          Чаще всего в основе легенд лежит какое­то действительное, бывшее в истории   событие,   и   чаще   всего   это   событие   привязано   к   конкретной местности, горе, перевалу, реке, котырые существуют и до сегодняшнего дня, и,   глядя   на   которые   люди,   например,   могут   сказать:   «Вот   эта   местность называется   «Гора   Казыкурт»   потому,   что   тысячи   лет   тому   назад   сюда приставал ковчег пророка Ноя после всемирного потопа…»   И начинается пересказ легенды. Именно такие легенды называются топонимические, то есть объясняющие, почему данная географическая точка так называется. (слайд 9) Информация из приложения 1 взята из книги заслуженного деятеля  культуры Республики Казахстан, писателя, лауреата международной  литературной премии «Алаш» и премии им. Магжана Жумабаева, почетного  профессора Кокшетауского гуманитарно­экономического университета  Орынбая Жанайдарова «В стране сказок и легенд» («Топонимические  легенды»). (По группам знакомство с текстом из приложения1) (слайд 10) (Выступление групп) Учитель: Спасибо! Мы рассмотрели две  легенды  о происхождении казахов, записанных "Геродотом  казахской истории" ­ А.И. Левшиным, со слов самих казахов, проживавших в начале 19 века. (слайд 11) Из   труда "Описание киргиз­казачьих, или киргиз­кайсацких орд и степей." Эта книга есть в читальном зале библиотеки им. Алтынсарина. Эти легенды можно прочитать в оригинале. Учитель: эти легенды является реальностью? Может кто­то из вас знает еще и другие легенды о происхождении  топонима «КАЗАХ».   Мы с вами живем в Костанайской области, в городе Костанае. А какие легенды вы знаете о происхождении названия Костанай? (Заслушиваются ответы учащихся) Ребята, прослушайте киргизскую легенду из книги   «История   Казахстана в русских   источниках   16­20   вв.»   (9   том)   «Происхождение   слов «АМАНКАРАГАЙ»,   «НАУРУЗУМ»,   «ТЫРСЕК»,   «ТОЛАГАЙТЕППЕ», «ДАНАБИКЕ» И «САРЫМОЮН»». Первоисточник­ Тургайская газета 1895 г.,№26 (Слайд 12)   Согласно этой легенде объясните происхождение слов «АМАНКАРАГАЙ», «НАУРУЗУМ»,   «ТЫРСЕК»,   «ТОЛАГАЙТЕППЕ»,   «ДАНАБИКЕ»   И «САРЫМОЮН». Сейчас , я вам предлагаю познакомится с легендой об озере Аулиеколь   В каком районе расположено это озеро?   Знаете ли вы, ребята, почему это озеро так назвали ? Задания по группам:   1,2 группа ­  ЛЕГЕНДА ОБ ОЗЕРЕ  АУЛИЕКОЛЬ (Приложение 2) слайд 13 (Приложение 2 – работа с текстом, краткий пересказ, творческая работа нарисовать рисунок к тексту легенды) Ольга Маркова ­ известная в республике писательница и издатель. Ее  литературное имя ­ Ольга Марк ­ стало известным и за пределами Казахстана. Маркова Ольга Борисовна родилась в Алма­Ате. Перенесла в детстве тяжелое заболевание, поэтому среднее образование получила дома, затем окончила  филологический факультет Казахского университета; кандидат  филологических наук, доцент. Преподавала в Казахском университете.  Главный редактор журнала «Аполлинарий» (с 1993), президент фонда  «Мусагет» (с 1998). (слайд14­15) Автор книг: Симметрические композиции лирического стихотворения  (Алматы, 1996; под собственной фамилией). Выпустила (под псевдонимом  Ольга Марк) книги прозы: Воды Леты (Алматы: Мусагет, 2002); И та, что сидела слева…: Роман, повести и рассказы (Алматы: Мусагет, 2003);  Курирури, или Большой поход: Повесть­сказка . ­ Что означает топоним АУЛИЕКОЛЬ? (Слайд 16­17) ­ Почему оно называется «святое»?      ( «Это озеро в один день может  обмелеть и исчезнуть, а за ночь наполнится и возникнет снова») ­ О чем нам поведала писательница О.Марк ­ как описывает автор озеро? ­  Кого в  каждой экспедиции геологи  непременно вновь встречают ( «хозяйку озера»­  сторожа развалин ) ­  Что молоденький аспирант, уже второе лето испытывающий зуд тайны,  узнал о причине верности озеру. Вам понравилась эта легенда? ЛЕГЕНДА О РЕКАХ ТОБОЛ  И УЙ (Приложение 3,слайды 18­28) Учитель: Тобол относится к бассейну Карского моря, берёт начало на  восточных отрогах Южного Урала в 10 км к ЮЗ от с.Саржан, впадает в реку  Иртыш с левого берега у г. Тобольска. Длина 1591 км, площадь бассейна  395000 км2. В пределах Костанайской области расположено только верхнее  течение реки, протяжённостью 682 км и часть её водосбора площадью 121000  км2. Река Тобол на большей части имеет постоянный сток. 1 группа ­ ЛЕГЕНДА О РЕКАХ ТОБОЛ  И УЙ ((Приложение 3­ работа с  текстом,  краткий  пересказ) (слайд 29) 2 группа ­ ЛЕГЕНДА О РЕКАХ ТОБОЛ  И УЙ ((Приложение 3­ работа с  текстом, найти все топонимы в тексте – объяснить происхождение , используя Краткий топонимический словарь Костанайской области )  Учитель: Много загадок еще неразгаданных хранят в себе названия рек, озер, поселков и городов.  Существует специальная наука, которую называют топонимика – это наука о  географических названиях. Составьте синквейн ­ топонимика (слайд 30­31) IV. Закрепление по вопросам (слайды 32­33) Откуда произошло название реки Тобол?  УЙ?  Люди назвали ее по имени юноши – Тобол, невесты – Уй. Что с ними произошло?  Какое богатство лежало в мешке у Тобола? Что случилось с Убаганом? V. Игровой момент (слайды 39­42) Учитель: Ну что устали, давайте немного отдохнем и поиграем. Я вам буду  загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать, в этом вам поможет ваша  интуиция, сообразительность, находчивость и физическая карта Челябинской  области. Загадки посвящены названиям рек и озер нашей области.(Слайд 34­ 36) Загадка 1 Текло, текло и легло под стекло (река подо льдом) Загадка 2 Чуть дрожит на ветке лента голубая,  узкий носик в роднике,  а широкий – в море.                        (река.) – Молодцы. «Читайте, учите и многое вы узнаете, многие загадки для себя вы  разгадаете! (Слайд 37) VI. Домашнее задание (выборочное): (слайд 38)     Пофантазируйте и представьте на следующее занятие свои сказы о  реках, озерах Костанайскойской области, используя материалы выставки,  книги сельской и школьной библиотеки. Нарисуйте рисунки к легендам, найдите на карте новые топонимы. Найди все знакомые реки на географической карте. Составить кроссворд по топонимам. VII. Итог урока ­  рефлексия  (слайд 39) V­знаю…. +­узнал новое….. ?­непонятно…. !­очень важно запомнить…. Использованная литература: ОРЫНБАЙ ЖАНАЙДАРОВ В СТРАНЕ СКАЗОК И ЛЕГЕНД журнал нива КАЗАХСКИЕ ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ http://www.proza.ru/2010/01/02/644 http://komanda­k.ru http://sci­book.com/russkaya­literatura/olga­mark­49936.html Абдрахманов С. А. Актуальные проблемы топонимики Казахстана. География в школах и вузах Казахстана № 1, 2006,    «История  Казахстана в русских источниках 16­20 вв.» 9 том Бектасова Б.К. Краткий топонимический словарь Костанайской области,  Костанай, 1996 г, Джанузаков Т.С., Рысбергенова К.К., Топономия Республики Казахстан  Алматы 2001, Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов, М., 1984,    Приложение 1 1 группа Некоторые казахи почитают себя выходцами из Крыма и говорят, что причиною переселения их в нынешние земли была ссора, возникшая между сыновьями крымского хана Кундугура после его смерти. Он имел, по их словам, двух жен, и от обеих оставил детей. Сыновья старшей жены обидели при разделе наследства семерых сыновей младшей жены, отчего последние удалились из отечества своего в степь и соединились с 33 подобными им изгнанниками. Шайка эта в числе 40 человек, долго занимаясь грабежами соседних земель, наконец, похитила себе жен и размножилась. Сорок означается по­тюркски словом кырк, а потому и толпа сия названа кырк­ казак, то есть сорок казаков, или наездников. Потомки их сохранили название предков. Другие казахи производят себя от жителей Туркестана, рассказывая, что во  время несогласий между подданными туркестанскими, возникших при  владычестве над ними потомков чингисовых, несколько тысяч человек  оставили свое отечество и отправились на запад к Дону и Кубани. Дорогою  2 группа при переходе чрез нынешнюю реку Ишим, отстал от них один табун лошадей,  за которым принуждены они были послать назад 33 человека своих  товарищей. Люди сии отыскали табуны свои, но спутников не нагнали, а  потому остались в окрестностях Ишима и, занимаясь там грабежами,  получили название казаков. Похищение жен и присоединение разного рода  беглецов скоро размножили их и принудили разделиться, по числу первых  родоначальников, на тридцать три рода, а сила могущественного соседа их  туркестанского хана Джанибека заставила их просить у него покровительства  и принять к себе в повелители родственника его хана Ишима, от которого  произошли последующие ханы казахские, и река Ишим получила нынешнее  название свое. Приложение 2 АУЛИЕКОЛЬ – СВЯТОЕ ОЗЕРО  Аулиеколь («Святое озеро») – находится в Кустанайской области. В народной легенде сказано следующее: «Это озеро в один день может обмелеть и  исчезнуть, а за ночь наполнится и возникнет снова». Поэтому оно называется  «святое». Народ не случайно называет такие озера «святыми». Как правило,  вода в таких озерах имеет целебные свойства,  и является предметом  поклонения верующих. Об одном из таких озер казахстанская писательница  Ольга Маркова написала рассказ, отрывки из которого мы решили включить в  нашу книгу.   Озера не было уже более тысячи лет. Приезжие геологи утверждали, что  когда­то эта большая впадина, скупо поросшая степными колючками, была  заполнена водою, в которой плескались рыбы, росли водоросли, обитали  тысячи тысяч больших и малых живых существ. Но потом вода пропала,  оставив для грядущих исследователей мелкие приметы своего пребывания,  земля высохла, просохла до каменистой каленности, стала обычной частью  обычной степи. Обширная впадина со всех сторон была окружена небольшими выступами, и  потому на дне бывшего озера неуловимо, едва заметно менялись звук и свет, а  раскаленная твердь под ногами не только обжигала, но и напоминала о  незримом своем прошлом. После редких весенних дождей на дне впадины  появлялись мелкие лужи, задерживающие воду на два — три дня, пока она не  была выпита жадным солнцем. Все остальное время царило полное безводие. Как­то к домикам снова подошли чабаны, монгольские казахи, вместе с  семьями и скотом вернувшиеся в Казахстан, прошедшие по его степям, а к  осени собиравшиеся назад, через границу. Кочевники не знали сложных слов  «эмиграция» и «иммиграция», им было все равно, как назовут их действия  далекие чиновники в душных кабинетах, они просто восстанавливали старые  чабанские пути перегона скота, возвращали, пусть на одно — два лета забытое ощущение мира без государственных границ, сети куда более крепкой, чем  меридианы и параллели. Как только дни стали теплее, люди снова приступили к своему уже  привычному занятию — наблюдению за бывшим когда­то озером. Они  расслабленно сидели на валуне, пристально вглядываясь в несуществовавшие  блики на воде, слушали, как перешептывался в камышах ветер и кричали  птицы, радовались внезапной ряби от потревожившей водную поверхность  рыбы... Летом к озеру приехала археологическая экспедиция, состоявшая наполовину из иностранцев. Оказалось, рядом с озером находится древнее городище, и  теперь его собрались раскапывать. Поставили палатки, привезли с полсотни  рабочих, и сразу стало шумно и неуютно. Настойчиво, слой за слоем, снимали  землю, обнажая скелеты; и прошлое, когда­то неуловимо прекрасное,  превращалось в набор костей и черепков. …Оставшаяся одна женщина, словно запущенный кем­то механизм,  безупречно повторяла ежедневный распорядок дня, и на лице ее не было и  следа горя, печали или досады. Каждый день, управившись по хозяйству, она  возвращалась к озеру и смотрела, смотрела, смотрела на его пустую впадину,  смотрела с неустанным ожиданием... В то лето и в два следующих снова приезжали археологи, терпеливо копали,  загружали находками большие деревянные ящики, увозили их в свои города,  оставляя рассыпаться от солнца, влага и холода древние развалины. Они привыкли к тому, что в каждую экспедицию непременно вновь встречают  «хозяйку озера», они слегка подсмеивались над ней и называли сторожем  развалин. Приехав в пятый раз, они обнаружили ее на привычном месте, у озера,  умирающей от какой­то неведомой болезни или от обшей усталости  ожидания, или от старости — солнце и ветер выветрили и выжгли из ее лица  все возрастные признаки. Она заснула навсегда в тот же день, строгая, спокойная, все так же не  отводящая уже невидящего взгляда от озера, и молоденький аспирант, уже  второе лето испытывающий зуд тайны, успел все же в который раз спросить о  причине верности озеру. Должно быть, молчание для нее теперь потеряло  значение, и она сказала, что кому­то из трех добровольных отшельников было  видение, что именно здесь и есть место обетованное, рай на земле, который  лишь скрыт от глаз до Его прихода и который скоро возникнет, вот только  наступит время. Они всего лишь ждали, чтобы встретить или, как это  случилось, знать, что были на должном месте. Ее похоронили неподалеку от древнего городища, и прошло еще одно  археологическое лето, и снова люди собрались уезжать, оставляя за собой уже совсем пустое, уже безлюдное место. И оглядываясь назад из уходившего  автобуса на пустынное каменистое дно озера через запыленное заднее стекло,  городской паренек, похититель древностей, аспирант­археолог видел  гуляющее по его дну свечение, неверный отблеск чьей­то стойкости и веры.  Из сборника О. Марк, «Воды леты», Алматы, 2005 г.   Приложение 3 ЛЕГЕНДА О РЕКАХ ТОБОЛ  И УЙ Там, где находится озеро Тенгиз, давным­давно располагался казахский аул  старого бая Мендыкары. И не было в его жизни никакой радости, кроме  единственной дочери­красавицы Уй. Старый бай только и мечтал о том, как  бы выгодней выдать замуж дочь за богатого джигита. А в те времена батрачил  у бая молодой бедняк по имени Тобол. Уй и Тобол давно уже любили друг  друг и тайно от всех встречались. Однажды в аул приехал красавец Убаган, чтобы засватать за себя Уй. Он был  сыном богатого бая, аул которого стоял на берегу озера Кушмурун. Как  только об этом узнал Тобол, он сразу бросился на коленях умолять свою мать, чтобы она немедленно пошла к баю и засватала за него Уй. Ничего не  оставалось старушке, как только пойти к баю. По глазам своей дочери бай  сразу все понял и решил хитростью избавиться от нежданного жениха. Обоим  сватам он дал по большому мешку и сказал: «Тот, кто из вас первым принесет  мне через тридцать дней вот этот мешок полный драгоценностей, за того я и  выдам свою дочь».Убаган отправился домой и целый месяц провалялся на  персидских коврах, а в последний день отец набил ему полный мешок  драгоценностей и все начали собираться на свадьбу. А Тобол тем временем взял мешок и отправился в путь, на тридцатый день он  возвращался домой с полным мешком за плечами. Усталый, голодный,  обессиленный упал он в овраге на свой мешок, и уснул, рядом с аулом. Тем  временем мимо проезжал Убаган со своими джигитами. Увидев спящего  Тобола, он приказал своим людям убить его. Тихо подкравшись к Тоболу,  одновременно пять человек вонзили свои кинжалы в тело Тобола. Уже светало, когда Убаган торжественно въехал в аул к баю и бросил к его  ногам мешок с драгоценностями. Все стали готовиться к свадьбе. Вездесущие  мальчишки первыми увидели в овраге мертвое тело Тобола. С криками они  вбежали в аул со страшной вестью. А красавица Уй уже сидела в белой юрте в свадебном наряде. Ее любимая няня сообщила ей страшную новость. Не  помня себя, Уй побежала к окровавленному телу любимого. Увидев страшную картину, она упала без чувств на тело любимого, не выдержав потрясения.  Когда отец вошел в юрту невесты, она оказалась пуста. Все бросились искать  Уй и нашли ее лежащей мертвой в овраге в свадебном наряде. Когда убитый  горем отец развязал мешок Тобола, то увидел в нем простые разноцветные  камни. От ярости, не помня себя, он разбросал эти камни по всей степи… Сорок дней и ночей народ оплакивал Уй и Тобола, а на сороковой день – там,  где целый месяц путешествовал Тобол, потекла широкая и полноводная река.  Люди назвали ее по имени юноши – Тобол. А там, где бежала она к своему  жениху, ­ побежала река, которую люди назвали по имени невесты – Уй. В том месте, где они лежали мертвыми – эти реки слились, и потекли уже  вместе, преодолевая все преграды, неся свои воды в далекий Северный  Ледовитый океан. Так после смерти навеки слились воедино два любящих  сердца.А что случилось с Убаганом? За его жестокость наказал его Бог. И превратил в горько­соленую реку, которая течет от его дома – озера  Кушмурун и, словно прося прощения у Тобола, бежит к нему. Через  некоторое время геологи начали находить на берегах реки Тобол полезные  ископаемые: черный магнитный железняк, красный боксит, белый асбест.  Железную руду нашли и на территории Мендыкаринского района. Вот такое  богатство, оказывается, лежало в мешке у Тобола…

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"

Урок по краеведению "Легенды и сказы Великой степи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018