Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

  • Образовательные программы
  • doc
  • 17.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению для 8 класса. Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах: - связи искусства и литературы с жизнью; - единства формы и содержания; - историзма; - взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.Рабочая учебная программа по литературному краеведению для 8 класса.
Иконка файла материала литературное краеведение 8 класс.doc
Пояснительная записка      Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»,  отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению,  разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного  стандарта «Фольклор и литература Зауралья».      Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем  звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих  принципах: ­ связи искусства и литературы с жизнью; ­ единства формы и содержания; ­ историзма; ­ взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.      Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература  Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор  филологических наук Федорова В.П.), программы курса «Фольклорное и литературное  Зауралье» (6­11 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г. Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:  воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о  литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа;  осознание своеобразия литературы родного края;  развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и  социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков  самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности,  осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона; освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и  общественном явлении; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения  зауральских авторов;    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;  повышение уровня культуры.      Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач: обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении  классической литературы и литературы Зауралья; расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении  литературы Зауралья и классической литературы; сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической  литературы и литературы Зауралья; развить речевую деятельность учащихся.          Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в  развитии от фольклора до наших дней.      Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» ­ тексты зауральских  авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению  художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот  процесс.      Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития  исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации. Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по  освоению произведений:­ осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; ­ выразительное чтение; ­ различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); ­ анализ и интерпретация произведений; ­ составление планов и написание отзывов о произведениях; ­ написание изложений с элементами сочинения; ­ написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных  впечатлений; ­ выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в  раскрытии идейно – тематического содержания; ­ самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование  художественного текста; ­ подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам  литературных произведений.Требования к уровню обученности По завершению курса обучающиеся должны знать: ­ жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья; ­ содержание изученных литературных произведений; ­ историко­литературный контекст и творческую историю изученных произведений  литературы Зауралья; ­ основные теоретико­литературные понятия; уметь: ­ воспроизводить содержание изученных литературных произведений; ­ производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении  произведений литературы Зауралья; ­ анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, используя  сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов,  особенности композиции); ­ соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; ­ раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья; ­ определять жанровую специфику литературного произведения; ­ выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; ­ выразительно читать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: ­ создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм  русского литературного языка; ­ определения своего круга чтения; ­ оценки литературных произведений; ­ для участия в диалоге или дискуссии; ­ самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их  эстетической значимости; ­ поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе  (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).№  Наименование темы Учебно­тематический план Всего часов Русский фольклор (6 часов) 2 Тео­ рия Прак­ тика Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях  Зауралья. Исторические песни Зауралья. Сюжеты и образы исторических песен в  Зауралье. Частушки в Зауралье Зауральский свадебный обряд 2 1 1 Русская литература XIX века ( 7 часов) Поэты пушкинской поры. В.К.Кюхельбекер –  лицейский друг Пушкина Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом» Д.Н.Мамин­Сибиряк  «Охонины брови». Историческая основа произведения. Главные герои произведения. В.Трегубов «Повесть дивная». Тема борьбы старообрядцев за свои  убеждения. 1 1 3 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1 1 ­ ­ 1 ­ 1 1 1 1 1 1 ­ 1 2 1 1 ­ 2 1 Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов ( 3 часа) А.Виноградов «Ветер сорвался с тропинки  покатой...». Т.Лепихина «Вчераш­ний дождь». Л.Андреева «В дороге» 3 10. Урок­конференция «Литературное Зауралье» 1 Литературное Зауралье ( 1 час)Всего часов                   17 6 11 Содержание тем учебного курса  Русский фольклор ( 6 часов)    Лирические песни Зауралья (2 часа)    Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи,  солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья.       Теория литературы. Углубление представления о народной песне.    Исторические песни Зауралья (2 часа)    Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Темы исторических песен Зауралья:  Петр Первый, «татарский полон». Собиратели исторических песен в Зауралье  (В.П.Бирюков).    Теория литературы. Углубление представлений о народной песне.    Частушки в Зауралье (1 час)    Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в  частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.    Теория литературы. Развитие представлений о частушке.    Зауральский свадебный обряд (1 час) В результате изучения темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ ­ общее понятие фольклора как вида словесного искусства; ­ о специфике устной народной поэзии родного края; лирических и исторических песен,  ­ жанровое своеобразие зауральского фольклора; ­ основы собирательской деятельности фольклора. Уметь: ­ выделять черты нравственного идеала зауральского фольклора; ­ определять художественные особенности жанра; ­   применять   полученные   знания   для   самостоятельного   анализа   произведения   этого   же жанра; ­ высказывать читательское мнении о художественном произведении (как письменно, так и устно); ­ ­ определять изобразительно­выразительные возможности словесного искусства (находить постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метафоры…).  Использовать в практической деятельности: ­ навыки самостоятельной, групповой, коллективной работы; ­ способность развития творческих задатков учащихся.Русская литература XIX века ( 7 часов)    Поэты пушкинской поры (2 часа). Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер).  Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба  над Тоболом». Образ поэта.    Теория литературы. Углубление представлений о стихосложении.    Мамин­Сибиряк Н. «Охонины брови» (3 часа).    Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в  повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров.    Теория литературы. Углубление представлений об историзме художественной  литературы.    Трегубов В. (2 часа)    Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В.Трегубов. «Повесть дивная». В результате изучения  темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ сведения об авторе­писателе, тематике его произведений, его основном жанре; ­ анализ художественных приемов раскрытия характеров героев. Уметь: ­ выявлять основные черты характера героя;  ­ создавать их образы; ­   понимать   нравственные   ценности,   свойственные   героям   произведений   писателей Зауралья. Использовать в практической деятельности: ­ раскрытие нравственного смысла художественного произведения; ­ подбор из книги «Фольклор и литература Зауралья» нужного материала. Приобретать опыт: ­ анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; ­ развития творческих способностей.     Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов (3 часа)    А.Виноградов. «Ветер сорвался с тропинки покатой...»; Т.Лепихина. «Вчерашний  дождь»; Л.Андреева. «В дороге» и др. Природа – средство передачи душевного  состояния человека. Стихи о природе родного села.    Теория литературы. Углубление представлений об изобразительных средствах в поэзии. В результате изучения темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ знать писателей и их произведения о природе Зауралья; ­ о взаимоотношении человека и природы; ­ некоторые факты из биографии зауральских поэтов, их стихотворения, картины о красоте природы родного края. Уметь: ­   выявлять   художественные   особенности   лирических   произведений   зауральских   поэтов (музыкальность, поэтичность); ­ находить выразительные средства языка.Использовать в практической деятельности: ­ развития творческих способностей. «Литературное Зауралье» (1 час)    Повторение и подведение итогов курса.    В результате изучения темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ край наш богат и интересен, им можно гордиться, для этого его нужно знать и изучать; Уметь: ­ применять полученные в процессе обучения знания в практической деятельности; Использовать в практической деятельности для:  ­ опыта сбора и хранения информации. Учебно ­ методическое обеспечение Литература для обучающихся: 1. Быстра реченька бежит/Сост. М.Д.Янко.­ Челябинск, 1984. 2. Любит – не любит: Частушки Зауралья/ Сост. В.П.Федорова.­ Курган,     1996. 3. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное     Зауралье». 8 класс/Авт.­сост. О.Г.Шаврина, Е.А.Сергеева; ИПКиПРО    Курганской области. – Курган, 2008. Литература для учителя: 1. Иванов­Балин Г.И. Русские народные песни Зауралья.­ М.:    Просвещение, 1988. 2. Русский фольклор//История Курганской области.­ Курган: Зауралье,     1996. 3. Федорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье.­    Курган: Зауралье, 1974. 4. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 6­11 классы/Авт.­    сост. О.Г.Шаврина; ИПКиПРО Курганской области.­ Курган, 2008. 5. Янко М.Д. Литературное Зауралье.­ Курган, 1960. 6. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.­ М., 1965. Интернет­ресурсы: 1.  Htpp—www/hde. ru – областной образовательный портал 2.  http://www. admobl. kurgan. ru сайт администрации Курганской области 3.  http://oblduma. kurgan. ru/ – сайт областной думы Курганской области 4.  http://culturemap. ru/ – культура регионов России5. http://www. rostur. ru/ – Единая информационная система «Туризм в России»; 6.  http://heraldry. hobby. ru/index. html – Гербы городов Курганской области 7.  http://www. mojgorod. ru/; http://rfdata. al. ru/ – народная энциклопедия городов и  регионов России 8.  – http://www. geocities. com/Paris/LeftBank/3405/45.html Курганская область на сайте  “Города и веси России”

Посмотрите также