Рабочая учебная программа по литературному краеведению для 8 класса. Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:
- связи искусства и литературы с жизнью;
- единства формы и содержания;
- историзма;
- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.Рабочая учебная программа по литературному краеведению для 8 класса.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»,
отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению,
разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного
стандарта «Фольклор и литература Зауралья».
Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем
звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих
принципах:
связи искусства и литературы с жизнью;
единства формы и содержания;
историзма;
взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.
Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература
Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор
филологических наук Федорова В.П.), программы курса «Фольклорное и литературное
Зауралье» (611 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г.
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о
литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание своеобразия литературы родного края;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона;
освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и
общественном явлении;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения
зауральских авторов;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня культуры.
Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:
обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении
классической литературы и литературы Зауралья;
расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении
литературы Зауралья и классической литературы;
сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической
литературы и литературы Зауралья;
развить речевую деятельность учащихся.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в
развитии от фольклора до наших дней.
Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» тексты зауральских
авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению
художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот
процесс.
Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития
исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.
Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по
освоению произведений: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);
анализ и интерпретация произведений;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание изложений с элементами сочинения;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно – тематического содержания;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование
художественного текста;
подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам
литературных произведений.Требования к уровню обученности
По завершению курса обучающиеся должны знать:
жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья;
содержание изученных литературных произведений;
историколитературный контекст и творческую историю изученных произведений
литературы Зауралья;
основные теоретиколитературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении
произведений литературы Зауралья;
анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов,
особенности композиции);
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья;
определять жанровую специфику литературного произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
определения своего круга чтения;
оценки литературных произведений;
для участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).№ Наименование темы
Учебнотематический план
Всего
часов
Русский фольклор (6 часов)
2
Тео
рия
Прак
тика
Лирические песни Зауралья.
Человек и природа в лирических песнях
Зауралья.
Исторические песни Зауралья.
Сюжеты и образы исторических песен в
Зауралье.
Частушки в Зауралье
Зауральский свадебный обряд
2
1
1
Русская литература XIX века ( 7 часов)
Поэты пушкинской поры. В.К.Кюхельбекер –
лицейский друг Пушкина
Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над
Тоболом»
Д.Н.МаминСибиряк «Охонины брови».
Историческая основа произведения.
Главные герои произведения.
В.Трегубов «Повесть дивная».
Тема борьбы старообрядцев за свои
убеждения.
1
1
3
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов ( 3 часа)
А.Виноградов «Ветер сорвался с тропинки
покатой...».
Т.Лепихина «Вчерашний дождь». Л.Андреева
«В дороге»
3
10.
Урокконференция «Литературное Зауралье»
1
Литературное Зауралье ( 1 час)Всего часов
17
6
11
Содержание тем учебного курса
Русский фольклор ( 6 часов)
Лирические песни Зауралья (2 часа)
Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи,
солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья.
Теория литературы. Углубление представления о народной песне.
Исторические песни Зауралья (2 часа)
Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Темы исторических песен Зауралья:
Петр Первый, «татарский полон». Собиратели исторических песен в Зауралье
(В.П.Бирюков).
Теория литературы. Углубление представлений о народной песне.
Частушки в Зауралье (1 час)
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Теория литературы. Развитие представлений о частушке.
Зауральский свадебный обряд (1 час)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать:
общее понятие фольклора как вида словесного искусства;
о специфике устной народной поэзии родного края; лирических и исторических песен,
жанровое своеобразие зауральского фольклора;
основы собирательской деятельности фольклора.
Уметь:
выделять черты нравственного идеала зауральского фольклора;
определять художественные особенности жанра;
применять полученные знания для самостоятельного анализа произведения этого же
жанра;
высказывать читательское мнении о художественном произведении (как письменно, так и
устно);
определять изобразительновыразительные возможности словесного искусства (находить
постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метафоры…).
Использовать в практической деятельности:
навыки самостоятельной, групповой, коллективной работы;
способность развития творческих задатков учащихся.Русская литература XIX века ( 7 часов)
Поэты пушкинской поры (2 часа). Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер).
Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба
над Тоболом». Образ поэта.
Теория литературы. Углубление представлений о стихосложении.
МаминСибиряк Н. «Охонины брови» (3 часа).
Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в
повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров.
Теория литературы. Углубление представлений об историзме художественной
литературы.
Трегубов В. (2 часа)
Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В.Трегубов. «Повесть дивная».
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать:
сведения об автореписателе, тематике его произведений, его основном жанре;
анализ художественных приемов раскрытия характеров героев.
Уметь:
выявлять основные черты характера героя;
создавать их образы;
понимать нравственные ценности, свойственные героям произведений писателей
Зауралья.
Использовать в практической деятельности:
раскрытие нравственного смысла художественного произведения;
подбор из книги «Фольклор и литература Зауралья» нужного материала.
Приобретать опыт:
анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;
развития творческих способностей.
Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов (3 часа)
А.Виноградов. «Ветер сорвался с тропинки покатой...»; Т.Лепихина. «Вчерашний
дождь»; Л.Андреева. «В дороге» и др. Природа – средство передачи душевного
состояния человека. Стихи о природе родного села.
Теория литературы. Углубление представлений об изобразительных средствах в поэзии.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать:
знать писателей и их произведения о природе Зауралья;
о взаимоотношении человека и природы;
некоторые факты из биографии зауральских поэтов, их стихотворения, картины о красоте
природы родного края.
Уметь:
выявлять художественные особенности лирических произведений зауральских поэтов
(музыкальность, поэтичность);
находить выразительные средства языка.Использовать в практической деятельности:
развития творческих способностей.
«Литературное Зауралье» (1 час)
Повторение и подведение итогов курса.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать:
край наш богат и интересен, им можно гордиться, для этого его нужно знать и изучать;
Уметь:
применять полученные в процессе обучения знания в практической деятельности;
Использовать в практической деятельности для:
опыта сбора и хранения информации.
Учебно методическое обеспечение
Литература для обучающихся:
1. Быстра реченька бежит/Сост. М.Д.Янко. Челябинск, 1984.
2. Любит – не любит: Частушки Зауралья/ Сост. В.П.Федорова. Курган,
1996.
3. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное
Зауралье». 8 класс/Авт.сост. О.Г.Шаврина, Е.А.Сергеева; ИПКиПРО
Курганской области. – Курган, 2008.
Литература для учителя:
1. ИвановБалин Г.И. Русские народные песни Зауралья. М.:
Просвещение, 1988.
2. Русский фольклор//История Курганской области. Курган: Зауралье,
1996.
3. Федорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье.
Курган: Зауралье, 1974.
4. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 611 классы/Авт.
сост. О.Г.Шаврина; ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2008.
5. Янко М.Д. Литературное Зауралье. Курган, 1960.
6. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. М., 1965.
Интернетресурсы:
1. Htpp—www/hde. ru – областной образовательный портал
2. http://www. admobl. kurgan. ru сайт администрации Курганской области
3. http://oblduma. kurgan. ru/ – сайт областной думы Курганской области
4. http://culturemap. ru/ – культура регионов России5. http://www. rostur. ru/ – Единая информационная система «Туризм в России»;
6. http://heraldry. hobby. ru/index. html – Гербы городов Курганской области
7. http://www. mojgorod. ru/; http://rfdata. al. ru/ – народная энциклопедия городов и
регионов России
8. – http://www. geocities. com/Paris/LeftBank/3405/45.html Курганская область на сайте
“Города и веси России”