Рабочая учебная программа по литературному краеведению.
Оценка 4.6

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русская литература
8 кл
17.01.2018
Рабочая учебная программа по литературному краеведению.
Рабочая учебная программа по литературному краеведению для 8 класса. Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах: - связи искусства и литературы с жизнью; - единства формы и содержания; - историзма; - взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.Рабочая учебная программа по литературному краеведению для 8 класса.
литературное краеведение 8 класс.doc
Пояснительная записка      Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»,  отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению,  разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного  стандарта «Фольклор и литература Зауралья».      Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем  звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих  принципах: ­ связи искусства и литературы с жизнью; ­ единства формы и содержания; ­ историзма; ­ взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.      Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература  Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор  филологических наук Федорова В.П.), программы курса «Фольклорное и литературное  Зауралье» (6­11 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г. Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:  воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о  литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа;  осознание своеобразия литературы родного края;  развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и  социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков  самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности,  осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона; освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и  общественном явлении; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения  зауральских авторов;    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;  повышение уровня культуры.      Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач: обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении  классической литературы и литературы Зауралья; расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении  литературы Зауралья и классической литературы; сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической  литературы и литературы Зауралья; развить речевую деятельность учащихся.          Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в  развитии от фольклора до наших дней.      Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» ­ тексты зауральских  авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению  художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот  процесс.      Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития  исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации. Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по  освоению произведений: ­ осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; ­ выразительное чтение; ­ различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); ­ анализ и интерпретация произведений; ­ составление планов и написание отзывов о произведениях; ­ написание изложений с элементами сочинения; ­ написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных  впечатлений; ­ выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в  раскрытии идейно – тематического содержания; ­ самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование  художественного текста; ­ подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам  литературных произведений. Требования к уровню обученности По завершению курса обучающиеся должны знать: ­ жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья; ­ содержание изученных литературных произведений; ­ историко­литературный контекст и творческую историю изученных произведений  литературы Зауралья; ­ основные теоретико­литературные понятия; уметь: ­ воспроизводить содержание изученных литературных произведений; ­ производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении  произведений литературы Зауралья; ­ анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, используя  сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов,  особенности композиции); ­ соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; ­ раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья; ­ определять жанровую специфику литературного произведения; ­ выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; ­ выразительно читать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: ­ создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм  русского литературного языка; ­ определения своего круга чтения; ­ оценки литературных произведений; ­ для участия в диалоге или дискуссии; ­ самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их  эстетической значимости; ­ поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе  (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет). №  Наименование темы Учебно­тематический план Всего часов Русский фольклор (6 часов) 2 Тео­ рия Прак­ тика Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях  Зауралья. Исторические песни Зауралья. Сюжеты и образы исторических песен в  Зауралье. Частушки в Зауралье Зауральский свадебный обряд 2 1 1 Русская литература XIX века ( 7 часов) Поэты пушкинской поры. В.К.Кюхельбекер –  лицейский друг Пушкина Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом» Д.Н.Мамин­Сибиряк  «Охонины брови». Историческая основа произведения. Главные герои произведения. В.Трегубов «Повесть дивная». Тема борьбы старообрядцев за свои  убеждения. 1 1 3 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1 1 ­ ­ 1 ­ 1 1 1 1 1 1 ­ 1 2 1 1 ­ 2 1 Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов ( 3 часа) А.Виноградов «Ветер сорвался с тропинки  покатой...». Т.Лепихина «Вчераш­ний дождь». Л.Андреева «В дороге» 3 10. Урок­конференция «Литературное Зауралье» 1 Литературное Зауралье ( 1 час) Всего часов                   17 6 11 Содержание тем учебного курса  Русский фольклор ( 6 часов)    Лирические песни Зауралья (2 часа)    Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи,  солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья.       Теория литературы. Углубление представления о народной песне.    Исторические песни Зауралья (2 часа)    Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Темы исторических песен Зауралья:  Петр Первый, «татарский полон». Собиратели исторических песен в Зауралье  (В.П.Бирюков).    Теория литературы. Углубление представлений о народной песне.    Частушки в Зауралье (1 час)    Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в  частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.    Теория литературы. Развитие представлений о частушке.    Зауральский свадебный обряд (1 час) В результате изучения темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ ­ общее понятие фольклора как вида словесного искусства; ­ о специфике устной народной поэзии родного края; лирических и исторических песен,  ­ жанровое своеобразие зауральского фольклора; ­ основы собирательской деятельности фольклора. Уметь: ­ выделять черты нравственного идеала зауральского фольклора; ­ определять художественные особенности жанра; ­   применять   полученные   знания   для   самостоятельного   анализа   произведения   этого   же жанра; ­ высказывать читательское мнении о художественном произведении (как письменно, так и устно); ­ ­ определять изобразительно­выразительные возможности словесного искусства (находить постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метафоры…).  Использовать в практической деятельности: ­ навыки самостоятельной, групповой, коллективной работы; ­ способность развития творческих задатков учащихся. Русская литература XIX века ( 7 часов)    Поэты пушкинской поры (2 часа). Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер).  Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба  над Тоболом». Образ поэта.    Теория литературы. Углубление представлений о стихосложении.    Мамин­Сибиряк Н. «Охонины брови» (3 часа).    Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в  повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров.    Теория литературы. Углубление представлений об историзме художественной  литературы.    Трегубов В. (2 часа)    Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В.Трегубов. «Повесть дивная». В результате изучения  темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ сведения об авторе­писателе, тематике его произведений, его основном жанре; ­ анализ художественных приемов раскрытия характеров героев. Уметь: ­ выявлять основные черты характера героя;  ­ создавать их образы; ­   понимать   нравственные   ценности,   свойственные   героям   произведений   писателей Зауралья. Использовать в практической деятельности: ­ раскрытие нравственного смысла художественного произведения; ­ подбор из книги «Фольклор и литература Зауралья» нужного материала. Приобретать опыт: ­ анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; ­ развития творческих способностей.     Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов (3 часа)    А.Виноградов. «Ветер сорвался с тропинки покатой...»; Т.Лепихина. «Вчерашний  дождь»; Л.Андреева. «В дороге» и др. Природа – средство передачи душевного  состояния человека. Стихи о природе родного села.    Теория литературы. Углубление представлений об изобразительных средствах в поэзии. В результате изучения темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ знать писателей и их произведения о природе Зауралья; ­ о взаимоотношении человека и природы; ­ некоторые факты из биографии зауральских поэтов, их стихотворения, картины о красоте природы родного края. Уметь: ­   выявлять   художественные   особенности   лирических   произведений   зауральских   поэтов (музыкальность, поэтичность); ­ находить выразительные средства языка. Использовать в практической деятельности: ­ развития творческих способностей. «Литературное Зауралье» (1 час)    Повторение и подведение итогов курса.    В результате изучения темы учащиеся должны Знать/понимать: ­ край наш богат и интересен, им можно гордиться, для этого его нужно знать и изучать; Уметь: ­ применять полученные в процессе обучения знания в практической деятельности; Использовать в практической деятельности для:  ­ опыта сбора и хранения информации. Учебно ­ методическое обеспечение Литература для обучающихся: 1. Быстра реченька бежит/Сост. М.Д.Янко.­ Челябинск, 1984. 2. Любит – не любит: Частушки Зауралья/ Сост. В.П.Федорова.­ Курган,     1996. 3. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное     Зауралье». 8 класс/Авт.­сост. О.Г.Шаврина, Е.А.Сергеева; ИПКиПРО    Курганской области. – Курган, 2008. Литература для учителя: 1. Иванов­Балин Г.И. Русские народные песни Зауралья.­ М.:    Просвещение, 1988. 2. Русский фольклор//История Курганской области.­ Курган: Зауралье,     1996. 3. Федорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье.­    Курган: Зауралье, 1974. 4. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 6­11 классы/Авт.­    сост. О.Г.Шаврина; ИПКиПРО Курганской области.­ Курган, 2008. 5. Янко М.Д. Литературное Зауралье.­ Курган, 1960. 6. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.­ М., 1965. Интернет­ресурсы: 1.  Htpp—www/hde. ru – областной образовательный портал 2.  http://www. admobl. kurgan. ru сайт администрации Курганской области 3.  http://oblduma. kurgan. ru/ – сайт областной думы Курганской области 4.  http://culturemap. ru/ – культура регионов России 5. http://www. rostur. ru/ – Единая информационная система «Туризм в России»; 6.  http://heraldry. hobby. ru/index. html – Гербы городов Курганской области 7.  http://www. mojgorod. ru/; http://rfdata. al. ru/ – народная энциклопедия городов и  регионов России 8.  – http://www. geocities. com/Paris/LeftBank/3405/45.html Курганская область на сайте  “Города и веси России”

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.

Рабочая учебная программа по литературному краеведению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2018