Урок-суд по произведению Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» (8 класс,литература)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
06.10.2017
Урок-суд по произведению Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» в 8 классе проводится как заключительный урок по теме "Моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества" и предполагает творческую работу всех учеников, которые выступают в роли авторов сценария суда, актеров, художников. Одна из целей урока - развитие творческих способностей учащихся.
Урок-суд .НА КОНКУРС. Касперович Н.Н..doc
УРОКСУД ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ МОБУ «СОШ№4» Г.МИНУСИНСКА КАСПЕРОВИЧ Н.Н.
Тема: Моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества.
Цель: 1) показать обличительную силу рассказа, как воплощается мысль
автора о моральной ответственности человека за судьбу общества;
2) воспитание милосердия, сострадания, ответственности;
3) развитие творческих способностей.
Словарная работа: Милосердие…
Сострадание…
Достоинство…
Гуманный…
Честь…
Ход урока
1. Слово
учителя.
Сегодня мы проводим уроксуд по рассказу «После бала». Для нас не является главным
процессуальные, юридические особенности судебного производства. Главное выяснить,
какова моральная ответственность человека за жизнь общества, каково влияние
общественного строя на судьбу каждого человека, какое место занимают в жизни
человечества такие понятия, как честь, достоинство, милосердие, гуманизм.
2. Беседа.
Вы познакомились с отрывком из памфлета «Николай Палкин». Что вы узнали о
телесных наказаниях, которые применялись в армии в 19 веке?
Почему Л.Толстой в своём рассказе обращается к событиям полувековой давности?
Итак, 90е годы были полны ужасов и пыток.
Как вы думаете, мог ли состояться в тех условиях суд над полковником Б.?
Конечно, нет. Почему?
Мы попытаемся воссоздать сцену суда.
3. Суд
Действующие лица: судьи, заседатели, защитник, обвинитель, полковник,
Иван Васильевич, солдат Васильев, Варенька, эксперт по
нравственным проблемам.
Секретарь: Встать, суд идёт.
Судья : Слушается дело о недостойном поведении полковника.
Господин полковник, вы обвиняетесь в том, что отдали
приказ о жестоком наказании беглого солдата
шпицрутенами. Следствием также установлено, что вы
лично нанесли удар по лицу одному из солдат, тем самым
унизив его человеческое достоинство. Признаёте себя
виновным?
Полковник: Нет, не признаю.
Судья: Расскажите о солдате, которого подвергли наказанию.
Почему вы не наказали его иначе?
Почему вы ударили солдата по лицу, ведь он не мог вам ответить тем же?
Вам не стыдно?
Судья : Суд приступает к допросу свидетелей.
Приглашается Иван Васильевич, свидетель обвинения.
Расскажите, что вы знаете о полковнике.
Ваше мнение об этом человеке?
Что вы увидели утром на поле?
Иван Васильевич: Полковникэто отец Варвары Петровны, моей хорошей знакомой.
Впервые я увидел его на балу. Он был со всеми вежлив, видно, что хорошо воспитан.
Однако после бала я увидел на поле ужасную сцену. Солдаты избивали за побег татарина, и
командовал экзекуцией отец Вареньки! От этой картины мне стало так жутко, что меня
чуть не вырвало. Ещё долго я не мог забыть это зрелище.
Судья : В чём вы обвиняете полковника? Какие действия
осуждаете?
Иван Васильевич: – Я обвиняю полковника в жестокости. На балу он был красиво одет,
вежлив, воспитан, а с солдатами вёл себя безжалостно. Я осуждаю не только действия
полковника, но и весь наш строй, при котором в стране царит беззаконие.
Судья: Вы видели, что полковник лично ударил солдата по лицу?
Иван Васильевич: Да, я видел это своими глазами, меня это ужаснуло, я не мог поверить,
что человек, принадлежащий к высшему свету, сможет снизойти до такого низкого
поступка.
Судья: Изменилось ли Ваше отношение к полковнику?
Иван Васильевич: После всего увиденного мне не захотелось общаться с семьёй
полковника, мне даже не захотелось видеть мою возлюбленную Вареньку, и я решил не
идти служить в армию. Мне бы не хотелось стать таким офицером, как полковник Пётр
Владиславович.
Судья: Приглашается свидетель солдат Васильев. Расскажите о службе
в Вашем полку.
Васильев: Что и говорить, трудная служба. Всётаки 25 лет, шутка ли.
Судья: Подсудимый полковник часто лично бьёт солдат?
Васильев: Нечасто, но случается. В полку все его побаиваются: и солдаты, и
офицеры.
Судья: Вы свободны.
Приглашается свидетельница защиты Варвара Петровна.
Расскажите о своём отце, что он за человек? Варвара Петровна: Мой папа очень добрый, чуткий, заботливый человек. Он всё время
трудится, чтобы в полку был порядок. Обо мне заботится, возит меня на балы, нанял
гувернантку. Скажу по совести, господин судья, редко встретишь такого отца, как мой
папа.
Судья: Мог ли он совершить безнравственный поступок?
Варвара Петровна: Что вы, и речи быть не может. Мой папенька не может совершить
безнравственный поступок. Ведь он честный, порядочный человек, заботится о солдатах,
как о родных детях. Я думаю, что солдаты сами своим возмутительным поведением
вынуждают офицеров наказывать их. А ведь военные тоже люди, когда и понервничают.
Прошу Вас оправдать моего отца, он ещё послужит государству верой и правдой.
Судья: Приглашается офицер Иванов, сослуживец полковника.
Что Вы можете сказать о своём командире?
Офицер Иванов: Я служу под командованием полковника уже 4 года. Это смелый,
храбрый офицер. Он никому не даёт поблажки. В армии должен быть порядок, иначе это
будет не армия, а сброд. А вдруг война? Мы должны готовить хороших воинов. А
солдаты всё норовят бездельничать. Да ещё бегут из армии. Конечно, провинившихся мы
наказываем, это нам и закон предписывает. Я считаю Петра Владиславовича невиновным.
Судья: И часто у Вас солдаты совершают побег?
Офицер Иванов: Нет.
Судья: А почему они бегут?
Офицер Иванов: Служить не хотят. Да, правда, служба тяжёлая, но это наш долг,
и его надо выполнять.
Обвинитель: Ваша честь, позвольте замечание: солдаты бегут от непосильной
службы, нечеловеческих нагрузок и жестокого с ними обращения.
Судья: Слово предоставляется эксперту по нравственным проблемам.
Эксперт: Прежде всего, мне хотелось бы познакомить присутствующих
со значением слов, необходимых для понимания степени вины
подсудимого.
Милосердие…
Сострадание…
Достоинство…
Гуманный…
Честь…
Я считаю поступок полковника недостойным. Полковник, как человек цивилизованный,
не имеет права применять физические меры наказания. Он не достоин своего
звания, если отдал приказ о таком наказании и тем более участвовал в этом грязном,
недостойном деле.
Обвиняемый, если он человек, должен обладать такими качествами, как: сострадание,
милосердие, достоинство, но, судя по его поступкам, о нём этого сказать нельзя. Является ли полковник человеком высоконравственным? Смею утверждать, что нет.
Судья: Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Мы рассматриваем необычное дело. Полковник, которому доверено
руководить подчинёнными и заботиться о них, унижает человеческое достоинство,
проявляет жестокость, сам участвует в расправе. Поступки, недостойные интеллигентного
человека. Полковник с людьми своего круга может быть ласковым, нежным, может
страдать от горя. А солдат? Я утверждаю, что солдат такой же человек, как и мы все.
Крепостная зависимость, служба 25 лет! В этом виноват общественный строй. Самого
полковника можно считать жертвой и посочувствовать ему.
Прошу суд считать полковника виновным.
Судья: Слово предоставляется защитнику.
Защитник: (Речь защитника)
Судья: Суд, посовещавшись на месте, вынес приговор:
1. Признать полковника Б. виновным в совершенствовании
безнравственного поступка.
2. Вынести частное определение в адрес Государственной Думы о
вредности общественного строя России.
3. Вынести частное определение в адрес военного министерства о
недопустимости применения в армии телесных наказаний и
унижения человеческого достоинства.
Секретарь: Суд окончен.
4. Учитель. Беседа.
Ответственен ли человек за то, что происходит в обществе?
Кто из героев сознаёт ответственность за жизнь общества?
Влияет ли общественный строй на судьбу человека?
Какое место занимают в нашей жизни такие понятия, как честь, достоинство,
милосердие, сострадание?
Чему учит нас рассказ?
5. Рефлексия.
6. Самооценка.
7. Домашнее задание: написать сочинениеразмышление «Моральная ответственность
человека за жизнь окружающего общества»
Урок-суд по произведению Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» (8 класс,литература)
Урок-суд по произведению Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» (8 класс,литература)
Урок-суд по произведению Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» (8 класс,литература)
Урок-суд по произведению Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» (8 класс,литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.