Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты
Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русская литература
8 кл
19.11.2017
Испокон веков поэты и писатели каждый по-своему воспевали красоту женщины. Я предлагаю на уроках литературы при изучении творчества трех больших художников слова, творчество которых падает в основном на начало 20 века (это В.В. Вересаев, А.И. Куприн и И.А. Бунин), обратить особое внимание на интерпретацию женской красоты в следующих произведениях: в рассказе В.В. Вересаева «Состязание», повестях А.И. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет», рассказах И.А. Бунина «Красавица» и «Солнечный удар».
Перед собой и перед классом, при изучении данных произведений, я ставлю задачи:
1) проанализировать характер воздействия женской красоты на окружающих на основе избранных для анализа художественных произведений;
2) сопоставить концептуальные смыслы и художественную манеру раскрытия темы женской красоты в рассказах названных писателей;
3) представить свои соображения относительно нравственно-философских смыслов, связанных с раскрытием темы настоящей и мнимой красоты женщины и её влияния на мужчину.В файле содержится описание методической идеи на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты (на материале произведений В.В. Вересаева, И.А. Бунина, А.И. Куприна)"
Методическая идея.doc
Ларионова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с.Малячкино
Духовнонравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности
красоты
(на материале произведений В.В. Вересаева, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
Согласно концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская,
духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному
институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и
морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее
восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому
воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно
восполнить в последующие годы.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных
ориентиров. В 90е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены,
так и негативные явления, неизбежные в период крупных социальнополитических изменений. Эти
явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность. В современном обществе
искажаются ценности, в том числе ценность красоты.
На мой взгляд, именно уроки литературы наиболее успешно способствуют развитию
положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на подлинные идеалы и
ценности, в том числе на ценности красоты. Понятие красоты может быть и объективным, и
субъективным, подверженным социальному влиянию, то есть навязанным общественным
стандартом, что подтверждается пресловутыми «906090» уже не одно десятилетие
царствующими на подиумах, в рекламных образах и реальной жизни. Поэтому я, как учитель
литературы, поставила перед собой цель – подвести учащихся к осмыслению того, что настоящая
красота воодушевляет, дарит радость, тепло и любовь.
1 Испокон веков поэты и писатели каждый посвоему воспевали красоту женщины. Я
предлагаю на уроках литературы при изучении творчества трех больших художников слова,
творчество которых падает в основном на начало 20 века (это В.В. Вересаев, А.И. Куприн и И.А.
Бунин), обратить особое внимание на интерпретацию женской красоты в следующих
произведениях: в рассказе В.В. Вересаева «Состязание», повестях А.И. Куприна «Олеся» и
«Гранатовый браслет», рассказах И.А. Бунина «Красавица» и «Солнечный удар».
Перед собой и перед классом, при изучении данных произведений, я ставлю задачи:
1) проанализировать характер воздействия женской красоты на окружающих на основе
избранных для анализа художественных произведений;
2) сопоставить концептуальные смыслы и художественную манеру раскрытия темы женской
красоты в рассказах названных писателей;
3) представить свои соображения относительно нравственнофилософских смыслов,
связанных с раскрытием темы настоящей и мнимой красоты женщины и её влияния на мужчину.
На уроках литературы мы отмечаем, что каждый художник слова вносит чтото свое,
особенное, важное для осмысления читателем.
В.В. Вересаев раскрывает тему красоты идеальной, далекой от ее воплощения в обычной
жизни и красоты, которая рядом – простой, понятной, трогательной. Более того, он убедительно
показывает воздействующую силу этой живой, близкой каждому женской красоты как образца,
поднимающего жен в глазах их мужей.
А.И. Куприн представляет весьма непохожие в социальном плане образы внешне красивых
женщин – простой девушки Олеси и княгини Веры. Но непременным атрибутом их красоты считает
внутренне благородство.
И.А. Бунин дает образцы красоты истиной и мнимой, не согретой добротой души и любовью.
В подтексте бунинских рассказов отчетливо сквозит философское осознание красоты, ее
воздействия и связанного с этим смысла жизни.
У Вересаева, Куприна, Бунина разный художественный почерк и разные ситуации
изображения женщин, но общее очевидно: все они с большой художественной убедительностью
рисуют прекрасные женские образы красивые не только телом, но и душой. Из всех названных
произведений школьники извлекают нравственный и философский урок, помогающий понять
смысл жизни и взаимоотношений мужчины и женщины.
2 Описание фрагмента урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе: «Женская
красота – это …» (по рассказу В.В. Вересаева «Состязание»)
Цель урока: подвести учащихся к выводу, что настоящая красота воодушевляет, дарит
радость, тепло, любовь.
Планируемые результаты:
Предметные:
проанализировать рассказ В.В. Вересаева «Состязание» с точки зрения воздействия
женской красоты на окружающих.
Метапредметные:
регулятивные: развивать логическое мышление; формировать умение систематизировать
материал в виде схемы (синквейна);
познавательные: развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность
школьников, умение понимать авторский замысел; делать выводы на основе анализа и
сопоставления объектов; извлекать и перерабатывать информацию из научной литературы;
коммуникативные: развивать умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
на примере В.В. Вересаева «Состязание» открыть для себя, что такое красота, счастье,
учиться видеть красоту окружающего мира и близких людей.
Технология проблемного обучения
Приёмы и методы: метод опроса, смысловое чтение, сопоставление как прием анализа
художественного произведения, приём «Синквейн», приём словесного рисования, выразительное
чтение учителя как приём воздействия на ученика.
В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, перед учащимися ставится вопрос
«Что такое женская красота?».
3 На втором этапе организуются групповое обсуждение. Учащиеся пытаются сформулировать
ответ на поставленный вопрос, пока опираясь на свой жизненный опыт.
На третьем этапе организуется поиск гипотезы. При подготовке к уроку для того чтобы
выявить отношение к понятию «женская красота» в современном обществе, проводится
опрос «Что такое женская красота?» в социальной сети «ВКонтакте». Из анализа этого
опроса видно, что однозначного ответа на этот вопрос нет.
На этом же этапе ученики работают со статьёй «Внутренняя и внешняя красота человека в
гуманитарных науках», знакомятся с высказываниями о человеческой красоте писателей, поэтов,
философов, филологов и других учёных.
На четвёртом этапе организуется проверка гипотезы. Ученикам предлагается обратиться к
тексту В.В. Вересаева «Состязание», при анализе которого необходимо выявить отношение автора
к человеческой красоте. Для этого используется метод сопоставления. Учащиеся под
руководством учителя сопоставляют детали портретов, обращаясь к тексту и рассматривая двух
женщин с одних и тех же позиций.
На пятом этапе организуется обобщение результатов и их применение. Ученики составляют
синквейн на тему «Женская красота».
Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовнонравственным воспитанием.
И именно на учителяхсловесниках лежит большой груз ответственности в становлении личности. Я
об этом помню всегда.
4
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.