Испокон веков поэты и писатели каждый по-своему воспевали красоту женщины. Я предлагаю на уроках литературы при изучении творчества трех больших художников слова, творчество которых падает в основном на начало 20 века (это В.В. Вересаев, А.И. Куприн и И.А. Бунин), обратить особое внимание на интерпретацию женской красоты в следующих произведениях: в рассказе В.В. Вересаева «Состязание», повестях А.И. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет», рассказах И.А. Бунина «Красавица» и «Солнечный удар».
Перед собой и перед классом, при изучении данных произведений, я ставлю задачи:
1) проанализировать характер воздействия женской красоты на окружающих на основе избранных для анализа художественных произведений;
2) сопоставить концептуальные смыслы и художественную манеру раскрытия темы женской красоты в рассказах названных писателей;
3) представить свои соображения относительно нравственно-философских смыслов, связанных с раскрытием темы настоящей и мнимой красоты женщины и её влияния на мужчину.В файле содержится описание методической идеи на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты (на материале произведений В.В. Вересаева, И.А. Бунина, А.И. Куприна)"
Ларионова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с.Малячкино
Духовнонравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности
красоты
(на материале произведений В.В. Вересаева, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
Согласно концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская,
духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному
институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и
морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее
восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому
воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно
восполнить в последующие годы.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных
ориентиров. В 90е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены,
так и негативные явления, неизбежные в период крупных социальнополитических изменений. Эти
явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность. В современном обществе
искажаются ценности, в том числе ценность красоты.
На мой взгляд, именно уроки литературы наиболее успешно способствуют развитию
положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на подлинные идеалы и
ценности, в том числе на ценности красоты. Понятие красоты может быть и объективным, и
субъективным, подверженным социальному влиянию, то есть навязанным общественным
стандартом, что подтверждается пресловутыми «906090» уже не одно десятилетие
царствующими на подиумах, в рекламных образах и реальной жизни. Поэтому я, как учитель
литературы, поставила перед собой цель – подвести учащихся к осмыслению того, что настоящая
красота воодушевляет, дарит радость, тепло и любовь.
1Испокон веков поэты и писатели каждый посвоему воспевали красоту женщины. Я
предлагаю на уроках литературы при изучении творчества трех больших художников слова,
творчество которых падает в основном на начало 20 века (это В.В. Вересаев, А.И. Куприн и И.А.
Бунин), обратить особое внимание на интерпретацию женской красоты в следующих
произведениях: в рассказе В.В. Вересаева «Состязание», повестях А.И. Куприна «Олеся» и
«Гранатовый браслет», рассказах И.А. Бунина «Красавица» и «Солнечный удар».
Перед собой и перед классом, при изучении данных произведений, я ставлю задачи:
1) проанализировать характер воздействия женской красоты на окружающих на основе
избранных для анализа художественных произведений;
2) сопоставить концептуальные смыслы и художественную манеру раскрытия темы женской
красоты в рассказах названных писателей;
3) представить свои соображения относительно нравственнофилософских смыслов,
связанных с раскрытием темы настоящей и мнимой красоты женщины и её влияния на мужчину.
На уроках литературы мы отмечаем, что каждый художник слова вносит чтото свое,
особенное, важное для осмысления читателем.
В.В. Вересаев раскрывает тему красоты идеальной, далекой от ее воплощения в обычной
жизни и красоты, которая рядом – простой, понятной, трогательной. Более того, он убедительно
показывает воздействующую силу этой живой, близкой каждому женской красоты как образца,
поднимающего жен в глазах их мужей.
А.И. Куприн представляет весьма непохожие в социальном плане образы внешне красивых
женщин – простой девушки Олеси и княгини Веры. Но непременным атрибутом их красоты считает
внутренне благородство.
И.А. Бунин дает образцы красоты истиной и мнимой, не согретой добротой души и любовью.
В подтексте бунинских рассказов отчетливо сквозит философское осознание красоты, ее
воздействия и связанного с этим смысла жизни.
У Вересаева, Куприна, Бунина разный художественный почерк и разные ситуации
изображения женщин, но общее очевидно: все они с большой художественной убедительностью
рисуют прекрасные женские образы красивые не только телом, но и душой. Из всех названных
произведений школьники извлекают нравственный и философский урок, помогающий понять
смысл жизни и взаимоотношений мужчины и женщины.
2Описание фрагмента урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе: «Женская
красота – это …» (по рассказу В.В. Вересаева «Состязание»)
Цель урока: подвести учащихся к выводу, что настоящая красота воодушевляет, дарит
радость, тепло, любовь.
Планируемые результаты:
Предметные:
проанализировать рассказ В.В. Вересаева «Состязание» с точки зрения воздействия
женской красоты на окружающих.
Метапредметные:
регулятивные: развивать логическое мышление; формировать умение систематизировать
материал в виде схемы (синквейна);
познавательные: развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность
школьников, умение понимать авторский замысел; делать выводы на основе анализа и
сопоставления объектов; извлекать и перерабатывать информацию из научной литературы;
коммуникативные: развивать умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
на примере В.В. Вересаева «Состязание» открыть для себя, что такое красота, счастье,
учиться видеть красоту окружающего мира и близких людей.
Технология проблемного обучения
Приёмы и методы: метод опроса, смысловое чтение, сопоставление как прием анализа
художественного произведения, приём «Синквейн», приём словесного рисования, выразительное
чтение учителя как приём воздействия на ученика.
В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, перед учащимися ставится вопрос
«Что такое женская красота?».
3На втором этапе организуются групповое обсуждение. Учащиеся пытаются сформулировать
ответ на поставленный вопрос, пока опираясь на свой жизненный опыт.
На третьем этапе организуется поиск гипотезы. При подготовке к уроку для того чтобы
выявить отношение к понятию «женская красота» в современном обществе, проводится
опрос «Что такое женская красота?» в социальной сети «ВКонтакте». Из анализа этого
опроса видно, что однозначного ответа на этот вопрос нет.
На этом же этапе ученики работают со статьёй «Внутренняя и внешняя красота человека в
гуманитарных науках», знакомятся с высказываниями о человеческой красоте писателей, поэтов,
философов, филологов и других учёных.
На четвёртом этапе организуется проверка гипотезы. Ученикам предлагается обратиться к
тексту В.В. Вересаева «Состязание», при анализе которого необходимо выявить отношение автора
к человеческой красоте. Для этого используется метод сопоставления. Учащиеся под
руководством учителя сопоставляют детали портретов, обращаясь к тексту и рассматривая двух
женщин с одних и тех же позиций.
На пятом этапе организуется обобщение результатов и их применение. Ученики составляют
синквейн на тему «Женская красота».
Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовнонравственным воспитанием.
И именно на учителяхсловесниках лежит большой груз ответственности в становлении личности. Я
об этом помню всегда.
4