Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты
Оценка 4.8

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русская литература
8 кл
19.11.2017
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы  через осмысление ценности красоты
Испокон веков поэты и писатели каждый по-своему воспевали красоту женщины. Я предлагаю на уроках литературы при изучении творчества трех больших художников слова, творчество которых падает в основном на начало 20 века (это В.В. Вересаев, А.И. Куприн и И.А. Бунин), обратить особое внимание на интерпретацию женской красоты в следующих произведениях: в рассказе В.В. Вересаева «Состязание», повестях А.И. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет», рассказах И.А. Бунина «Красавица» и «Солнечный удар». Перед собой и перед классом, при изучении данных произведений, я ставлю задачи: 1) проанализировать характер воздействия женской красоты на окружающих на основе избранных для анализа художественных произведений; 2) сопоставить концептуальные смыслы и художественную манеру раскрытия темы женской красоты в рассказах названных писателей; 3) представить свои соображения относительно нравственно-философских смыслов, связанных с раскрытием темы настоящей и мнимой красоты женщины и её влияния на мужчину.В файле содержится описание методической идеи на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты (на материале произведений В.В. Вересаева, И.А. Бунина, А.И. Куприна)"
Методическая идея.doc
Ларионова Елена Сергеевна,  учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ с.Малячкино Духовно­нравственное воспитание на уроках литературы  через осмысление ценности красоты  (на материале произведений В.В. Вересаева, И.А. Бунина, А.И. Куприна) Согласно концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив   к   эмоционально   ценностному,   духовно   нравственному   развитию,   гражданскому воспитанию.   В   то   же   время   недостатки   развития   и   воспитания   в   этот   период   жизни   трудно восполнить в последующие годы. Современный   период   в   российской   истории   и   образовании   —   время   смены   ценностных ориентиров. В 90­е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально­политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность. В современном обществе искажаются ценности, в том числе ценность красоты. На   мой   взгляд,     именно   уроки   литературы   наиболее   успешно     способствуют   развитию положительных   духовных,   нравственных   качеств,   ориентированных   на   подлинные   идеалы   и ценности, в том числе  на ценности красоты.    Понятие  красоты  может быть и  объективным,  и субъективным,   подверженным   социальному   влиянию,   то   есть   навязанным   общественным стандартом,   что   подтверждается     пресловутыми     «90­60­90»   ­   уже   не   одно   десятилетие царствующими   на подиумах, в рекламных образах и реальной жизни. Поэтому я, как учитель литературы, поставила перед собой цель – подвести учащихся к осмыслению того, что настоящая красота воодушевляет, дарит радость, тепло и любовь.   1 Испокон   веков   поэты   и   писатели   каждый   по­своему   воспевали   красоту   женщины.   Я предлагаю   на   уроках   литературы     при   изучении   творчества   трех   больших   художников   слова, творчество которых падает в основном на начало 20 века (это В.В. Вересаев, А.И. Куприн и И.А. Бунин),   обратить   особое   внимание   на   интерпретацию   женской   красоты   в   следующих произведениях:   в   рассказе   В.В.   Вересаева   «Состязание»,   повестях   А.И.   Куприна   «Олеся»   и «Гранатовый браслет», рассказах И.А. Бунина «Красавица» и «Солнечный удар».  Перед собой и перед классом,  при изучении данных произведений, я ставлю задачи:  1)   проанализировать   характер   воздействия   женской   красоты   на   окружающих   на   основе избранных для анализа художественных произведений; 2) сопоставить концептуальные смыслы и художественную манеру раскрытия темы женской красоты в рассказах названных писателей; 3)   представить   свои   соображения   относительно   нравственно­философских   смыслов, связанных с раскрытием темы настоящей и мнимой красоты женщины и её влияния на мужчину.  На   уроках   литературы   мы   отмечаем,   что   каждый   художник   слова   вносит   что­то   свое, особенное, важное для осмысления читателем.  В.В. Вересаев  раскрывает  тему красоты идеальной,  далекой от ее воплощения в обычной жизни и красоты, которая рядом – простой, понятной, трогательной. Более того, он убедительно показывает воздействующую силу этой живой, близкой каждому женской красоты как образца, поднимающего жен в глазах их мужей.  А.И. Куприн представляет весьма непохожие в социальном плане образы внешне красивых женщин – простой девушки Олеси и княгини Веры. Но непременным атрибутом их красоты считает внутренне благородство.  И.А. Бунин дает образцы красоты истиной и мнимой, не согретой добротой души и любовью. В   подтексте   бунинских   рассказов   отчетливо   сквозит   философское   осознание   красоты,   ее воздействия и связанного с этим смысла жизни.  У   Вересаева,   Куприна,   Бунина   разный   художественный   почерк   и   разные   ситуации изображения женщин, но общее очевидно: все они с большой художественной убедительностью рисуют прекрасные женские образы красивые не только телом, но и душой. Из всех названных произведений   школьники     извлекают     нравственный   и   философский   урок,   помогающий   понять смысл жизни и взаимоотношений мужчины и женщины.  2 Описание фрагмента урока  внеклассного чтения по литературе в 8 классе:       «Женская красота – это …» (по рассказу В.В. Вересаева «Состязание») Цель урока:  подвести учащихся к выводу, что настоящая красота ­ воодушевляет, дарит радость, тепло, любовь.  Планируемые результаты:   Предметные:  ­   проанализировать   рассказ   В.В.   Вересаева   «Состязание»   с   точки   зрения   воздействия женской красоты на окружающих. Метапредметные: ­регулятивные: развивать   логическое мышление; формировать умение систематизировать материал в виде схемы (синквейна);    ­познавательные:   развивать   творческое   воображение   и   читательскую   наблюдательность школьников,   умение   понимать   авторский   замысел;   делать   выводы   на   основе   анализа   и сопоставления  объектов; извлекать и перерабатывать информацию из научной литературы;  ­коммуникативные:   развивать   умение   слушать   и   вступать   в   диалог;   участвовать   в коллективном обсуждении проблем. Личностные:  ­ на примере В.В. Вересаева «Состязание» открыть для себя, что такое красота, счастье, учиться видеть красоту окружающего мира и близких людей. Технология проблемного обучения Приёмы и методы:  метод опроса, смысловое  чтение, сопоставление  как прием анализа художественного произведения, приём «Синквейн», приём словесного рисования, выразительное чтение учителя как приём воздействия на ученика. В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, перед учащимися ставится вопрос «Что такое женская красота?». 3 На втором этапе организуются групповое обсуждение. Учащиеся пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос, пока опираясь на свой жизненный опыт. На третьем этапе организуется поиск гипотезы.  При подготовке к уроку  для того чтобы выявить   отношение   к  понятию   «женская   красота»   в  современном   обществе,   проводится опрос «Что такое женская красота?» в социальной  сети «ВКонтакте». Из анализа этого опроса видно, что однозначного ответа на этот вопрос нет.   На   этом   же   этапе   ученики   работают   со   статьёй   «Внутренняя   и   внешняя   красота   человека   в гуманитарных науках», знакомятся с высказываниями о человеческой красоте писателей, поэтов, философов, филологов  и других учёных.  На четвёртом этапе организуется проверка гипотезы. Ученикам предлагается обратиться к тексту В.В. Вересаева «Состязание», при анализе которого необходимо выявить отношение автора к   человеческой   красоте.   Для   этого   используется   метод   сопоставления.   Учащиеся   под руководством учителя сопоставляют детали  портретов, обращаясь к тексту и рассматривая двух женщин с одних и тех же позиций. На пятом этапе организуется обобщение результатов  и их применение. Ученики составляют синквейн на тему «Женская красота».   Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно­нравственным воспитанием. И именно на учителях­словесниках лежит большой груз ответственности в становлении личности. Я об этом помню всегда. 4

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы  через осмысление ценности красоты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы  через осмысление ценности красоты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы  через осмысление ценности красоты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы  через осмысление ценности красоты
Скачать файл