Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс
Оценка 4.9

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
библиотека
2 кл
27.01.2018
Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Шахматный всеобуч» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год. Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме. Новизна данной рабочей программы определена ФГОС начального общего образования 2010 года.
шахматный всеобуч 2 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательнач школа № 1» г. Щучье Рабочая учебная программа «Шахматный всеобуч» 2 класс Составитель: Байрамова Л.Ф, учитель начальных классов Пояснительная записка.            Рабочая программа к курсу «Шахматный всеобуч» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю.  Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как  система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей  внутренний план действий — способность действовать в уме. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего  образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.  3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых  результатов.  4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. Концепция программы.Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное,  эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей  способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико­синтетической деятельности, мышления, суждений,  умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы  необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они  позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс  обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными  расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне,  доступном для ребенка. Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое  необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв,  "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на  заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может  без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для  формирования умственных действий представляются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно  использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в  древней игре. Поэтому шахматы как школьный и дошкольный учебный предмет должны иметь структурированную систему  постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Базой такого подхода стали теория  П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования Я.А.Пономарёва о психологии  творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Из всего многообразия шахматного материала отобран такой,  который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий. Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и  организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы:  Образовательные  научить учащегося самостоятельно находить  личностно значимые смыслы в конкретной  деятельности;  создание условий для формирования и  развития ключевых компетенций  учащихся  (коммуникативных, интеллектуальных,  социальных); Развивающие  развивать интеллектуальные процессы,  творческое мышление;  формировать универсальные способы  мыследеятельности (абстрактно­логического  мышления, памяти, внимания,  творческого воображения, умения  производить логические операции).     развить навыки групповой работы;     способствовать развитию управления своими  эмоциями и действиями; заложить идеи развития у подростков  собственной активности, целеполагания,  личной ответственности. воспитывать целеустремлённость,  самообладание, бережное отношение ко  времени Воспитательные Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение всего времени обучения. Основные методы обучения. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и  схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от  общепринятых стереотипов. ∙        На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры; 4. При реализации материального перевеса. ∙        Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом  становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим  арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления: анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт ­ ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при  изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. ∙        При изучении дебютной теории основным методом является частично­поисковый. Наиболее эффективно изучение  дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года  обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.). ·        На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства  обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в  определенное количество ходов и т.д.). ∙        Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку  выработать свой собственный подход к игре.  Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых  разнообразных задач.   Основные формы обучения. 1.     Практическая игра. 2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. 5.    Участие в турнирах и соревнованиях. Личностные  результаты – формирование чувства гордости за свою Родину,  формирование ценностей многонационального  российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах, социальной  справедливости и свободе;  – формирование эстетических потребностей,  ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности  и эмоционально­нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других  людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и  находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный,  здоровый образ жизни Метапредметные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности, поиска  средств ее осуществления; – формирование умения планировать,  контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата; – формирование умения понимать причины  успеха/неуспеха учебной деятельности и  способности конструктивно действовать даже в  ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения;  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять  взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и  поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты  посредством учета интересов сторон и  сотрудничества; – овладение базовыми предметными и  межпредметными понятиями, отражающими  существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о  древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие  человека (физическое, интеллектуальное,  эмоциональное, социальное), о физической  культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации; – овладение умениями организовать  здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим  дня, утренняя зарядка, оздоровительные  мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам  проведения шахматной партии  и соревнований в  соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных  шахматных комбинаций; ­развитие восприятия, внимания, воображения,  памяти, мышления, начальных форм волевого  управления поведением. К концу учебного года дети должны знать:  ­ шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,  черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; ­  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  ­ правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь:  ­ ориентироваться на шахматной доске;  ­ играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; ­  правильно помещать шахматную доску между партнерами;  ­ правильно расставлять фигуры перед игрой;  ­ различать горизонталь, вертикаль, диагональ;  ­ рокировать;  ­ объявлять шах; ­ ставить мат;  ­ решать элементарные задачи на мат в один ход. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА                   На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с  шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.  Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом  становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом  шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт ­ ход.  Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при  изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.  При изучении дебютной теории основным методом является частично­поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной  теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.  На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства  учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное  количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку  выработать свой собственный подход к игре.  Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические  игры и задания, игровые упражнения;  теоре­тические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие  в турнирах и соревнованиях. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов,  фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в  соревновательной обстановке.     Общая характеристика учебного предмета.            Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение  при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания  учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного  распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек,  которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список  художественной литературы и список методической литературы для тренера.           Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся  знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные  дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных  фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах,  шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они  наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют  закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.        На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы,  шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой­либо фигуре, но и представление об  ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории  шахмат, тесты для проверки  полученных знаний. Описание места учебного предмета в учебном плане. Место предмета «Шахматный всеобуч.» на основе примерной программы МКОУ «СОШ №1». Программа курса «Шахматный всеобуч.» в начальных классах составляет 34 часа (1 час в неделю) Количество часов в  учебном плане МКОУ «СОШ № 1» составляет 1 час в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан  России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе  освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения,  способы познавательной и предметной деятельности. Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у  обучающихся универсальных способностей (компетенций). Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умение доносить информацию в доступной, эмоционально­яркой форме в процессе общения и взаимодействия со  сверстниками и взрослыми людьми. Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений,  понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины,  самопознание как ценность – одна из задач образования. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство  ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её  истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных  культур. Ценность общения ­ понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из  основополагающих элементов культуры. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения данной программы учащиеся получат возможность формирования Личностных результатов:   Определять и высказывать под руководством тренера самые простые общие для всех людей правила поведения при  сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных тренером ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила  поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и тренера, как поступить. Метапредметных результататов :  Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности с помощью тренера.  Проговаривать последовательность действий.   Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.  Учиться работать по предложенному тренером плану.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с тренером и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью тренера.   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от  тренера.   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных  фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с  помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения  или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результатов:  ­ знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение,  белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;  ­ знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, ­ знать правила хода и взятия каждой фигурой; ­ различать диагональ, вертикаль, горизонталь; ­сравнивать между собой предметы, явления; ­обобщать, делать несложные выводы; ­ уметь проводить элементарные комбинации; ­ уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; ­ уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; ­определять последовательность событий; ­выявлять закономерности и проводить аналогии.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений,  демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.  ∙          Первое знакомство с Шахматным  королевством. (3)          ∙          Шахматная доска ­ поле шахматных сражений: Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали Диагонали Дидактические игры и задания: "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками,  пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. "Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.  "Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь"). К концу изучения темы дети должны знать:  шахматные термины: горизонталь, вертикаль, белое и черное поле. К концу изучения темы дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске. Формируемые УУД:  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при  сотрудничестве (этические нормы).  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью тренера.   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от  учиетля.  ∙Шахматные фигуры. Первое знакомство. (15) «Тронул ­ ходи!». Белая и черная армии. Дидактические игры и задания: "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь  пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадай­ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача:  поставить все фигуры по высоте Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические игры и задания: "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.  ∙          ПЕШКИ  Благородные пешки черно­белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла ­ фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).  Дидактические игры и задания:  «В бой идут одни только пешки».  «Игра на уничтожение».  ∙          КОРОЛЬ Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). Дидактические игры и задания:  "Игра на уничтожение", "Один в поле воин". ∙          ЛАДЬЯ Ход, взятие. Дидактические игры и задания: Одна против пешек. Лабиринт.  Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».                         ∙          СЛОН Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской  фигуры", "Взятие", "Защита". ∙          ФЕРЗЬ  «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.  Ход, взятие. Ферзь против ладьи, слона Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".                          ∙          КОНЬ Ход, взятие, сила.                                             Игра конем на усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь". К концу изучения темы дети должны знать:  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу изучения темы дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно расставлять фигуры перед игрой. Формируемые УУД:  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при  сотрудничестве (этические нормы).  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью тренера.   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от  учиетля.   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных  фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с  помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). ∙         Относительная ценность фигур. Шах, мат, пат. (15) Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания: "Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?" "Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных  досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.   ∙         Шах.  Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические игры и задания: "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.            ∙          Мат ­ цель игры. Техника матования одинокого короля: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические  игры и задания: "Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".  Решение шахматных задач и упражнений.   ∙                   Ничья. Варианты ничьей. Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат. Дидактическое задание: "Пат или не пат". ∙                   Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание: "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.   ∙                   Шахматная партия. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. ∙        Короткие шахматные партии. ∙       Занимательные страницы шахмат. Шахматные сказки.   К концу изучения темы дети должны знать: шахматные термины: шах, мат, пат, ничья, длинная и короткая рокировка. К концу изучения темы дети должны уметь: рокировать; объявлять шах; объявлять мат. Формируемые УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения  или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).   Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для учащихся виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и  развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся. № п\п Название разделов и тем курса Кол.во часов  Темы отдельных уроков Вид занятий Первое знакомство с «Шахматным королевством» 1 Шахматная доска. Белые и черные поля. 1 2 3 Вид деятельности обучающихся  беседа анализируют предложенную информацию теория теория Расположение доски между двумя  партнерами.Горизонтальная линия. 1 1 Вертикальная линия. Диалогональ.  Количество вертикалей и гориронталий. теория беседа 4 Шахматные фигуры. Первое знакомство. 1 Шахматные фигуры. Белые и черные. Ладья,  теория слон, конь, пешка. 5 1 Начальное положение, расстоновка фигур. теория озвучивают понятия, отвечают на вопросы формулируют выводы 6 7 8 9 10 11 1 Ладья. Место ладьи в начальном положении теория наблюдений.  анализируют полученную информацию 1 1 1 1 1 Ладья. Захват контрольного поля. теория беседа Слон. Место слона в начальном положении. теория высказывают свои предположения в паре,сравнивают. Слон. Захват контрольного поля. Белопольные и чернопольные слоны. теория беседа Ладья против слона. Атака неприятельской  фигуры.  теория анализируют предложенную информацию Ферзь. Защита контрольного поля. Игровая  практика. практика беседа 12 13 14 15 16 17 1 1 Ферзь против ладьи и слона. Игра «Перехетри  часовых» теория Конь. Место коня в начальном положении.  Ход коня. Взятие. теория 1 Конь. Захват контрольного поля.  теория озвучивают понятия, отвечают на вопросы формулируют выводы наблюдений.  анализируют полученную информацию 1 1 1 Конь против ферзя, ладьи, слона. Атака  неприятельской фигуры. практика беседа Пешка. Место пешки в начальном  положением. Ход пешки. теория высказывают свои предположения в паре,сравнивают. Пешка. Превращение пешки. Королевская  пешка. Взятие.  практика беседа 18 19 20 21 22 23 24 1 1 1 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.  Защита пешки.  теория анализируют предложенную информацию Король. Место короля в начальном  положении. Ход короля. Взятие  теория беседа Король против слона. Король против других  фигур.  практика озвучивают понятия, отвечают на вопросы формулируют выводы наблюдений.  анализируют полученную информацию 1 Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, пешкой.  теория 1 Шах. Защита от шаха. Открытый шах.  теория Закрытый шах. 1 Мат — цель игры. Игровая практика. практика беседа 1 Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.  практика высказывают свои Относительная ценность фигур. Шах мат, пат 25 26 27 28 29 30 предположения в паре,сравнивают. 1 Мат в один ход ферзем, слоном.  теория беседа 1 Мат в один ход. Сложные примеры большим  теория числом шахматных фигур.  анализируют предложенную информацию 1 Мат в два хода. Сложные примеры с большим  теория беседа числом шахматных фигур. 1 Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты  ничьей.  1 Примеры на пат. Игровая практика.  практика озвучивают понятия, отвечают на вопросы формулируют выводы наблюдений.  1 Длинная и короткая рокировка. Правило  теория анализируют 31 32 33 34 рокировки. полученную информацию Игра всеми фигурами из начального  положения. теория беседа Общие рекомендации о принципах  разыгрывания дебюта. теория высказывают свои предположения в паре,сравнивают. 1 1 1 Шахматная партия. Демонстрация коротких  теория беседа, игра партий. Игровая практика.  1 Резерв  практика Описание материально технического обеспечения образовательного процесса. Учебно – методическая литература для учителя № Автор, год издания Название пособия Вид пособия 1. И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и  Учу». Обнинск: «Духовное возрождение», 1999 Пособие для  учителя. 2. http   ://   chess    .  cs   .  msu   .  su. Интернет –  ресурс. Учебная литература для обучающихся № Автор, год издания Название пособия Вид пособия 1. И.Г. Сухин. Обнинск:  «Духовное возрождение»,  2007 «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны». Рабочие тетради  в 2­х частях.

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018