Рабочие материалы для подготовки к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Темы сочинений
1.Какой эпизод из романа А.С.Пушкина «Дубровский» вам запомнился больше всего, почему?
2. Чем роман «Дубровский» может быть интересен современному подростку?
3. Творческое сочинение в формате РАФТ.
Примерные планы сочинений и рабочие материалы к ним
1.Какой эпизод из романа А.С.Пушкина «Дубровский» вам запомнился больше всего, почему?
Это сочинение - рассуждение с элементами анализа произведения.
1 часть. Вступление.
Вариант вступления: Роман А.С. Пушкина «Дубровский»- интересное произведение. В этом романе много героев, много событий, которые показывают особенности этих героев, раскрывают их характер, определяют судьбы персонажей. Больше всего мне запомнился эпизод, например, «Поджог дома Дубровских в Кистеневке».
2 часть. Основная. Аргументация. Анализ эпизода.
Пример.
Данный эпизод- один из самых драматических в произведении. События, которые изображаются в эпизоде, круто меняют судьбу главного героя – Владимира Дубровского. До этого момента он законопослушный дворянин, офицер, а после- преступник, человек вне закона. Почему же Владимир решил поджечь свой родной дом? У него умер отец, он узнает о том, что по суду имение ему уже не принадлежит, да еще сразу после похорон судебные исполнители объявляют ему, что он должен покинуть усадьбу, так как теперь ее хозяин Троекуров. (можно привести цитату). Владимир, до конца не веривший в происходящее, в это момент понимает весь ужас своего положения. Его крестьяне бунтуют, они не согласны с решением суда, но Дубровский понимает, что уже ничего изменить нельзя, время потеряно. Ему остается провести последнюю ночь в доме. Он не может уснуть, разбирает бумаги и среди них находит письма матери. Герой вспоминает свое детство, вспоминает, как любили его родители. Он в отчаянии и не хочет, чтобы его мир, его дом достался человеку, который так жестоко поступил с их семьей. Дубровский приказывает крестьянам разложить солому вокруг дома, но при этом проверяет, чтобы слуги ушли из дома и просит проверить, открыта ли дверь в комнате, в которой остались ночевать судебные исполнители. Сам Владимир уезжает еще до того, как усадьба загорелась, ему больно смотреть на происходящее. К сожалению, один из слуг Дубровского не слушает своего барина и закрывает двери в комнату к судебным исполнителям. Происходит страшное - люди в огне сгорели, никто из бывших крестьян Дубровских им не помогает спастись. Это событие делает Дубровского преступником, ведь по факту он, во-первых, не повинуется властям, а во-вторых, по его вине гибнут люди, тем более никто не проводит глубокого расследования случившегося.
3 часть. Заключение.
Мне кажется, что в этом эпизоде проявляются такие черты героя, как решительность, но в то же время и безрассудство. Владимир, приказывая поджечь дом, руководствуется больше чувствами, чем разумом, он не может смириться с происходящим, так как слишком гордый. Это эпизод помог понять мне, как легко можно сломать свою судьбу. Поэтому никогда нельзя принимать важных решений в своей жизни, руководствуясь только эмоциями, в отчаянии. Это может привести к ужасным последствиям.
2. Чем роман «Дубровский» может быть интересен современному подростку?
Это сочинение- рассуждение.
Вступление.
Вариант вступления: Роман А.С. Пушкина «Дубровский»- интересное произведение, написанное в начале 19 века и повествующее о проблемах того времени: о социальном и имущественном неравенстве, о предвзятом отношении более богатых людей к бедным, о бесправном положении крепостных крестьян. Но в то же время роман затрагивает и «вечные темы»: о том, что такое благородство, честь, гордость, что такое настоящая любовь Также Пушкин размышляет о мести и прощении.
(Далее надо выбрать одну из проблем, которую писатель поднимает в произведении, и раскрыть ее, выразить свое отношение к ней)
Например, мне больше всего показалось интересным, как писатель показывает в своем произведении проблему гордости.
2 часть. Основная.
Гордость - это одно из качеств личности человека. Гордость связана с достоинством личности. Это то, что определяет нашу значимость. Но вопрос в том, чем гордиться человек. Одно дело, когда он совершил что-то значимое для общества, сделал научное открытие, помогает людям, создал с нуля свое производство. Да, мне кажется, здесь есть повод для гордости. Другое дело, если ты не сам заработал деньги, а тебе это досталось по наследству, как и твой социальный статус. Чем же здесь гордиться? Но, например, один из героев романа, богатый помещик Троекуров, как раз и гордиться своими богатствами, но при этом сам нигде не служит, а только развлекается, устраивая приемы и хвастаясь своим благополучием перед соседями. К чему приводит такое поведение? Торекуров задевает гордость своего бедного друга Дубровского, и начинается серьезный конфликт, в котором никто не хочет уступать. Побеждает, конечно, Кирила Петрович: у него больше ресурсов и возможностей. В итоге Дубровский умирает. Самое страшное при этом, что Троекуров не хочет проанализировать свое поведение, не хочет понять, почему так поступает его друг. Он слишком горд для этого. Так, теша свое самолюбие Троекуров с легкостью ломает жизнь Дубровским и далее спокойно продолжает жить, не муча себя угрызениями совести. Таким образом, излишняя гордость превращает человека в бездушное существо, которому никого не жаль.
3 часть. Заключение.
В нашем мире тоже много людей с самомнением, тщеславных, очень гордых. Читая это произведение, я понял, к чему может привести такое поведение и отношение к людям. Иногда нужно уметь уступить, понять другого, войти в положение человека. Это поможет предотвратить много конфликтов. Быть гордым не значит быть высокомерным. Человек должен уметь анализировать свое поведение и уметь признавать ошибки, чтобы вовремя их исправить.
3. Творческое сочинение в формате РАФТ
РАФТ- аббревиатура. Расшифровывается так:
Р- роль
А- аудитория
Ф- форма
Т-тема.
Это творческого формата сочинение. Нужно выбрать для себя какую-то роль. Например, роль Маши Троекуровой, выбрать аудиторию, например, предположим, это ее дети, и она решила оставить им свои воспоминания(это форма), в которых предостерегает от ошибок, ею допущенных в отношениях с Дубровским (это тема).
Или предположить, как могла сложиться судьба Владимира в дальнейшем, выбрав роль современного писателя, который создает фанфики.
Вариантов может быть много!!! Творите!
Примечание:
То, что в примерах выделено красным, это образец, на основе которого нужно написать свое сочинение!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.