Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждённой
приказом № 158 от «30» августа 2019 г.
Рабочие программы
ФГОС НОО ОВЗ
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
по учебным предметам
«Чтение», «Русский язык», «Математика», «Мир природы и человека», «Речевая практика», «Ручной труд», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физкультура»
1 класс
Разработчик программы: Лазарева Л.Г.,
учитель начальных классов
Предмет: Чтение
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты:
Ø проявлять положительное отношение к школе, к урокам обучения грамоте;
Ø проявлять интерес к языковой и речевой деятельности;
Ø расширять представлений о многообразии окружающего мира;
Ø проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
Ø ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
Ø с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах
Ø оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
2. Предметные результаты:
· различать слово и предложение, слово и слог;
· определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
· читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
· ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· различать и узнавать звуки окружающей действительности; · дифференцировать неречевые и речевые звуки; · иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение); · уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения; · слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; · пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; · понимать различие между звуками и буквами;
|
· различать и узнавать звуки окружающей действительности; · дифференцировать неречевые и речевые звуки; · иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение); · уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения; · слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; · пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; · понимать различие между звуками и буквами; · устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова); · различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; · различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
|
Содержание:
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:
· определение источника звука («Кто позвал?»),
· По звуку («Отгадай предмет»),
· направления звука («Укажи, где пищит мышка»),
· силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (чтение)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах(а-у, у-а), закрытых(ам, ум, ах, ох)и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н],ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-хаи др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога:мох, сом, сыни т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б];са — за, ша — жа, коза — косаи др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мили т.д.); а также си — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типакот, кит, сольи т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ];ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащи др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Тематическое планирование:
Тема |
К- во часов |
Добукварный период |
25 |
Букварный период (чтение) |
74 |
Итого: |
99часов |
Предмет: Русский язык
Планируемые результаты:
Освоение данной программы, созданной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает достижение обучающимися 1-1 классадвух видов личностных и предметных результатов: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) МБОУ «Гатчинская НОШ №5» может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
1. Личностные результаты:
Ø Принимать образ «ученика».
Ø Научиться нести ответственность за свои поступки.
2. Предметные результаты:
· Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
· Устанавливать видородовые отношения предметов.
· Дать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
· Пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
· Читать, писать;
· Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по русскому языку на конец обучения в 1 классе:
Минимальный
|
Достаточный
|
· знать и называть буквы и звуки; · читать по слогам и целыми словами; · составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, · делить слова на слоги, переносить части слова на письме; · списывать текст целыми словами после предварительного разбора. |
· различать гласные и согласные, сходные согласные; · определять количество слогов в слове по количеству гласных; · самостоятельно анализировать слова по звуковому составу; · списывать текст целыми словами. |
Содержание учебного предмета:
Обучение грамоте учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) осуществляется на основе аналитико-синтетического, слогового метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок изучения звуков и букв учитывает особенности фонематического восприятия и мыслительной деятельности школьников с недоразвитием интеллекта.
Обучение грамоте и развитие речи осуществляется в 1 классе в течение всего года. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период длится всю первую четверть. Букварный период: 2-4 четверти.
Подготовка к усвоению грамоты. Добукварный период
«Слово» Практическое знакомство со словом, условно - графическим изображением слова, соотнесение зафиксированных слов с конкретными предметами, «запись» слов условно графической схемой.
«Предложение»Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2, 3 слов по картинке. Деление предложений на слова.
«Звук»Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре. Дифференциация оппозиционных звуков: [м]- [н], [б] - [п], [д]- [т], [с]- [з], [с]- [ш] и т.д. развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком.
«Развитие зрительных и пространственных восприятий»Различие и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Исключение предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
«Развитие моторных умений».Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок. Разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
«Графические навыки»Умение держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги. В альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Работа с трафаретом. Шаблоном, проведение линий по контуру. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Обучение грамоте. Букварный период.
1 этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн,ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (сильная позиция), подбирать слова,начинающиеся с изучаемого звука. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных звуков соответствующим цветом. Запоминание слогов. Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной. В словах (а-у. у-а), закрытых (ом, ум, ах.ох) и открытых слогов.
Чтение слов по слогам из двух усвоенных слогов с последующим повторением целым словом (ма-ма, му-ха, у-ха), соотнесение прочитанного слова с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом, сын.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Разучивание скороговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа в прописях.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания. Запись под диктовку букв и слогов.
2 этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Пп, Тт, Кк, Зз, Шш, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета звука.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах (са-за, ша-жа, коза –коса); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, лы-ли, ны-ни, мыл-мил), а также с и-й (мой-мои). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль. Составление и чтение слогов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание слогов в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Обозначение звуков красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Ответы на вопросы. Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3 этап
Практическое различие гласных и согласных звуков и букв, правильное обозначение их в схеме.Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах:[ф]-[в], [с]-[ц], [ч]-[щ]; ма-мя, му- мю, су-цу, ша- ща; цвет-свет, плач-плащ.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов. Их последующее воспроизведение с имитацией учителя или самостоятельно при выполнении задания.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих ситуаций. Выборочное чтение слов. Предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв, слогов, слов и предложений и 3-4 слов.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Подготовка к усвоению грамоты. Добукварный период. |
25 |
2 |
Обучение грамоте. Букварный период. |
74 |
|
Итого |
99 часов |
Предмет: Математика
Планируемые результаты:
1. Личностные:
Ø Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.
Ø Уметь слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень:
|
Достаточный уровень:
|
· знать числовой ряд 1—10 в прямом порядке; откладывать любые числа в пределах 10, с использованием счетного материала; · знать названия компонентов сложения, вычитания; · понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания; · знать и применять переместительное свойство сложения; · выполнятьустные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10; · знать единицы измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; · различать числа, полученные при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении; · различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; · знать названия элементов четырехугольников;
|
· знать числового ряда 1—10 в прямом и обратном порядке; · знать счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 10; · откладывать любые числа в пределах 10 с использованием счетного материала; · знать названия компонентов сложения, вычитания; · понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания; · знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; · знать и применять переместительного свойство сложения; · выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10; · знать единицы (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; · различать числа, полученные при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении; · знать порядок месяцев в году; · определять время по часам; · решать, составлять, иллюстрироватьвсе изученные простые арифметические задачи; · уметь выполнить краткую запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; · различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; · знать названия элементов четырехугольников, вычерчивать прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге. |
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Содержание:
1.Пропедевтический период:
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов:сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.
Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
2.Числа от 1 – 10:
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Арифметические действия. Сложение, вычитание неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
3.Единицы измерения и их соотношения.
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
4.Геометрический материал.
Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Ломаные линии —замкнутая, незамкнутая. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Пропедевтический период |
31 |
2 |
Числа 1-10. |
61 |
3 |
Единицы измерения и их соотношения. |
3 |
4 |
Геометрический материал. |
4 |
|
Итого |
99 часов |
Предмет: Мир природы и человека
Планируемые результаты:
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
1. Личностные:
2. Предметные:
Минимальный уровень:
|
Достаточный уровень:
|
· использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя; · работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях); · называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; · знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей; · знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств. · правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; · различать объекты живой и неживой природы; · выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; · называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; · называть и показывать органы чувств человека. объяснять их назначение; · соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
|
· овладеть представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы; · узнавать и называть объекты живой и неживой природы в естественных условиях; · соотносить изученные объекты природы к определенным группам по существенным признакам; · знать правила гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
|
Содержание предмета:
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами:
Живая и неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце – источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Живая и неживая природа. |
5 |
2 |
Сезонные изменения |
26 |
3 |
Живая природа. |
27 |
|
Итого |
58 часов |
Предмет: Речевая практика
Планируемые результаты:
1. Личностные:
Ø Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
Ø Осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Ø Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
2. Предметные:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень:
|
|
|
Содержание предмета:
Введение в программу учебного предмета "Речевая практика" обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Раздел "Речевая практика" включает в себя четыре подраздела с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел "Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения в слушании и понимании речи в магнитофонной записи. Это важное направление работы, в ходе которого учащиеся должны научиться вслушиваться в речь, ориентируясь на ее вербальный компонент, а не только на мимику и артикуляцию говорящего, что поможет им лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др. Материал, включенный в подраздел "Аудирование", реализуется на каждом уроке устной разговорной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.
Например:
· выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска);
· выбор картинки по ее описанию;
· выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах т.д.
Подраздел "Дикция и выразительность речи" нацеливает учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре. В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел "Подготовка речевой ситуации и организация высказывания" определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела включен перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанным с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя, таким образом, различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей. В течение учебного года важно ввести детей в круг каждой из обозначенных лексических тем, при этом предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел "Культура общения". Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Основная цель - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Аудирование. |
14 |
2 |
Дикция и выразительность речи. |
15 |
3 |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. |
17 |
4 |
Культура общения. |
18 |
|
Итого |
66 часов |
Предмет: РУЧНОЙ ТРУД
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты:
Ø Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
Ø Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Ø Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Ø В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2. Предметные результаты:
Минимальный уровень
|
Достаточный уровень
|
· Знать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия; · Знать конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; · Знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; · Знать способы соединения с помощью клея.
|
· Знать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия; · Знать конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; · Знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; · Знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; · Знать способы разметки: сгибанием, по шаблону; · Знать способы соединения с помощью клея.
|
Содержание предмета:
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно - преобразующей деятельности.
1.Работа с пластилином
Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Приемы работы:«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «прищипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар).
2.Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов. Заготовка природных материалов. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия).
3.Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги.
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
4.Работа с нитками.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечков, цветы).
Тематическое планирование:
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1. |
Работа с пластилином |
22 |
2. |
Работа с природным материалом |
4 |
3. |
Работа с бумагой |
21 |
4. |
Работа с нитками |
6 |
Итого |
53 часов |
|
Предмет: Изобразительное искусство
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты:
Ø Формировать эстетические потребности, ценности;
Ø Развивать эстетические чувства и художественный вкус;
Ø Развивать потребность опыта творческой деятельности в изобразительной деятельности;
2. Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень
|
· организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы · знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; · уметь пользоваться материалами для рисования; знание названий предметов, подлежащих рисованию; · ориентироваться в пространстве листа; размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; · узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта · узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий · обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; · закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); · узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; · передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
|
· знать основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; · применять приемы лепки; · следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; · оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); · использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; · применять разных способов лепки; · ориентироваться на плоскости листа бумаги; · закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); · различать и называть цвета; · узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; · передавать в рисунках основную форму предметов; · в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.
|
Содержание учебного предмета:
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
Программой предусматриваются следующие виды работы:
· рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование,
· лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне)с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
· выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
· проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Подготовительный период. Осень.
o Беседа на тему: «Осень золотая наступает. Осенний листопад». Рисование по образцу (по памяти, представлению и воображению; рисование на заданную тему).
o «Солнце на небе. Травка на земле». Дидактические игры, рисование по памяти, заданную тему. Проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников.
o «Осенний листопад». Выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея по образцу, выполнение предметной аппликации.
o «Разноцветный мир». Выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
Декоративное рисование: Рисование фруктов и овощей разного цвета, простых и сложных форм предметов. Изображение различных линий и точек. Лепка и раскрашивание красками изделий из глины и соленого теста. Выполнение аппликаций из бумаги и картона (зайки из овалов, снеговика из кругов). Проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Рисование с натуры: Лепка и рисование матрешки. Рассматривание картин художников. Выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации. Аппликация и лепка многоэтажных домов, различных узоров. Составление рассказов. Рисование весенних сюжетов.
Рисование на темы: Рисование весенних сюжетов, ветки акации с листьями. Изображение различных узоров. Аппликация из бумаги и картона – грибы на пеньке. Выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации. Рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1. |
Подготовительный период. Осень. |
4 |
2. |
Декоративное рисование. |
8 |
3. |
Рисование с натуры |
10 |
4. |
Рисование на темы. |
7 |
Итого |
29 часов |
Предмет: МУЗЫКА
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты:
• Формировать положительное отношение к урокам физической культуры.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
· понимания значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
· мотивации к выполнению закаливающих процедур.
2. Предметные результаты:
Минимальный уровень
|
Достаточный уровень
|
· различать музыкальные инструменты и их звучание. · подпевать знакомые песни с сопровождением и без него с помощью педагога; · одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно; · пробовать определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные, спокойные).
|
|
Содержание учебного предмета «Музыка »
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах» и «Музыкально-дидактические игры».
Данные разделы распределены в течение всего учебного года в подтемах: «Здравствуй, школа», «Музыкальная шкатулка», «Белые снежинки» «У медведя во бору» и т.д. В каждой подтеме специально подобраны произведения для слушания, пения или обыгрывания с помощью музыкально-дидактических игр или музыкальных инструментов по определенной тематике, например, в подтеме «Белые снежинки» подобраны произведения связанные с зимой, зимними песнями, произведениями композиторов о зиме.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Слушание. Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Игра на музыкальных инструментах. Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.
1.Здравствуй, школа!
Слушание песен: «Первоклассник»; «Огородная - хороводная». Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой; «Песня о школе» М. Дремлюга; детских песен из популярных отечественных мультфильмов. Проведение музыкально-дидактические игр.
2.Музыкальная шкатулка.
Хоровое пение: «Падают листья». Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен;«Антошка». из мультфильма «Веселая карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина; «Что нам осень принесет?» Музыка З. Левиной, слова А. Некрасовой.
3.У медведя во бору.
Проведение Музыкально-дидактических игр «Осень к нам пришла», «Скоро зимушка придет», «У ёлки новогодней». Инсценирование сказок «Заячья избушка», «У нас в лесу». Хоровое пение: «Падают листья». Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен; Слушание музыки: «Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Пение русских народных песен: «Во поле береза стояла».
4.Белые снежинки
Хоровое пение – «Голубые санки. Музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой, закрепление изученного песенного репертуара по теме «Времена года». Проведение музыкально-дидактических игр «Снег и снежки», зимних забав, игр на музыкальных инструментах. Слушание музыки: «Зима», Музыка П. Чайковского, «Танец снежинок» музыка А. Филиппенко.
5. Колобок-музыкант
Хоровое пение «Андрей – воробей», « Если добрый ты» - музыка Б. Савельева. Слушание: Песня «Улыбка» Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского; «Песня Чебурашки». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Проведение музыкально-дидактических игр «Уж пахнет весной». Игра на музыкальных инструментах.
6. Подарок для мамы
Хоровое пение. « Веснянка» музыка А. Филиппенко. Слушание: музыки Б. Савельева «Весна», «Если добрый ты». Проведение музыкально-дидактических игр «Весенние игры».
7. Улыбнулось Солнышко.
Хоровое пение: «Веселый музыкант». Музыка А. Филиппенко. Слова Т.Волгиной, «Слон и скрипочка». Музыка В. Кикты, Слова В. Татаринова, «Вот взяла лисичка скрипку». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Журливой. Слушание музыки: «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Времена года. П.И.Чайковский. Инсценирование сказок. Проведение музыкально-дидактические игр.
8. Как Петушок Солнышко разбудил
Хоровое пение: «Частушки – топотушки» музыка Л. Максаковой, «Песни Чебурашки». Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Слушание. «Веселые гуси», проведение музыкально-дидактических игр.
9. Тимошкина машина
Хоровое пение: «По малину в сад пойдем» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Слушание песенки про кузнечика из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. Игра на музыкальных инструментах.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Здравствуй,школа! |
5 |
2 |
Музыкальная шкатулка |
3 |
3 |
У медведя во бору |
8 |
4 |
Белые снежинки |
10 |
5 |
Колобок-музыкант |
5 |
6 |
Подарок для мамы |
4 |
7 |
Улыбнулось Солнышко |
6 |
8 |
Как Петушок Солнышко разбудил |
5 |
9 |
Тимошкина машина |
4 |
|
Итого |
50 часов |
Предмет: Физкультура
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и переживания;
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
1. Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· выполнять правила поведения на уроках физической культуры; · понимать значение физических упражнений для здоровья человека; · " рассказывать о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке; · выполнять строевые упражнения; · выполнять различные виды ходьбы; · выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд; · прыгать через неподвижную и качающуюся скакалку; · лазить по гимнастической стенке и по наклонной скамейке; · перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов; · выполнять танцевальные шаги; · играть в подвижные игры; · выполнять элементы спортивных игр.
|
· определять подбор одежды и инвентаря для лыжных прогулок; · рассказывать об истории возникновения физической культуры; · различать понятия «физическая культура» и «физические упражнения»; · называть основные способы передвижений человека; · называть основные физические качества человека; · определять подвижные и спортивные игры; · выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с поворотом на 90°; · выполнять перекаты в группировке; · передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять спуски и подъёмы на небольшой склон, выполнять повороты переступанием; · метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 3 м;
|
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.Знания о физической культуре:
Естественные основы
Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
Социально-психологические основы
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей.
2.Гимнастика с элементами акробатики
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.
3.Легкая атлетика
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
4.Лыжная подготовка
Комплексы общеразвивающих упражнений стоя на лыжах; передвижение на лыжах различными способами в режиме умеренной интенсивности, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций; спуск с горы на лыжах с изменяющимися стойками.
5.Подвижные и спортивные игры
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
6.Танцевально - ритмическая гимнастика
Комплексы танцевально-ритмической гимнастики; названия и правила игр под музыку.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Знания о физической культуре |
В процессе урока |
2 |
Гимнастика с основами акробатики |
13 |
3 |
Легкая атлетика |
11 |
4 |
Лыжная подготовка. |
21 |
5 |
Подвижные и спортивные игры. |
19 |
6 |
Танцевально-ритмическая гимнастика. |
7 |
Итого: |
71 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.