Данный материал представлен в формате Word и предназначен в помощь учителю при составлении рабочих планов по программе к учебнику Генденштейн и Дик. Разработка содержит примерные уроки на весь учебный год в курсе физики 11 класса. Это базовый набор как информации по теории, так и подборка задач. Разработка вариативная. Учитель может добавлять материал, передвигать по темам в зависимости от уровня подготовленности учащихся
Тема 1: Вводный инструктаж по ТБ. Введение
Цель: ознакомление с ТБ и правилами поведения в кабинете физики;
ознакомление с учебно – методическим комплектом по физике для 11 кл
Демонстрации: ТБ, учебно – методический комплект по физике для 11 кл
I .Правила ТБ
Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при
отключенном источнике питания.
6. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.
7. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя
напряжения.
8. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи
провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения,
соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под
напряжением).
9. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала
нужно разрядить.
* По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
* Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник и
электропитания и сообщите об этом учителю.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫД/З: выучить правила ТБ
Цель: выявит уровень знаний учащихся за курс физики 9 – 10 класса
Демонстрации: таблицы по теме, некоторые опыты
Тема 2: Повторение: Механика
Мех движение – изменение положения тела в пространстве относительно тела отсчёта с течением времени
Тело отсчёта – тело, относительно которого рассматривается движение других тел
I .Фронтальная беседа
Относительность движения: чтобы судить о том движется тело или нет, надо выбрать тело отсчёта, а затем посмотреть,
меняется ли положение рассматриваемого тела относительно него
Виды мех движения: равномерное и неравномерное (равноускоренное и переменное)
Равномерное – при которых скорость тела на разных участках траектории одинакова
Неравномерное при которых скорость тела на разных участках траектории различна
Траектория – линия, по которой движется тело
Путь – длина траектории
Перемещение – это направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим
Скорость – это величина, равная, отношению пути (перемещ) ко времени, за которое это путь (перемещ) совершён (но). При
равномерном движении скорость показывает какой путь проходит тело за единицу времени. Это быстрота движения
Ускорение – это величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение
произошло (разгон и торможение)
Сила – векторная величина; причина изменение скорости, появления ускорения; причина движения; мера взаимодействия
Виды сил: тяжести, упругости, вес, реакция опоры, архимедова…
Второй закон Ньютона: векторная сумма всех сил, действующих на тело, равна произведению массы тела на ускорение,
получаемое от действия сил на тело
Закон всемирного тяготения: две мат точки массами m1 и m2, находящиеся на расстоянии R друг от друга,
пртягиваются к друг другу с силами, прямо пропорцми их массам и обратно пропорцми квадрату расстояния между
ними
Свободное падение – падение тел при отсутствии сопротивления воздуха
Вес тела – сила, с которой тело, вследствие его притяжения к Земле, давит на опору или растягивает подвес
Вес покоящегося тела
или равномерно и
прямолинейно движется
Вес тела, движущегося с ускорением
направленным вверх
направленным вниз
формула
сравнение веса и силы тяжести
наблюдаемое явление
направление ускорения тела
P = mg
P = mg
a = 0
P = m (g + a)
P > mg
перегрузка
вверх
а = а
P = m (g – a)
P < mg
невесомость P = 0
вниз
a = g
точка приложения – к разным телам
физическая природа различна
величина
Отличие веса от силы тяжести
вес
к опоре
обычно сила упругости (или трения)
покоящееся тело: Р = mg
с ускорением вверх: P > mg
сила тяжести
к телу
частный случай силы всемирного
тяготения
mgс ускорением вниз: P < mg
Импульс тела (импульс) – это произведение массы тела на его скорость: р = mυ
Импульс силы – это произведение силы на промежуток времени, в течение которого действует сила: p = F∆t
Замкнутая система тел – система, тела которой взаимодют только друг с другом и не взаимодют ни с какими
другими телами
Закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не изменяется
Произведение силы на перемещение одним и тем же (если не учитывать трения) – это работа А = F×S
Fυ
Fυ
S = 0
F вдоль S
А = F×S
А = F×S
A = 0
Вычисление работы
F перпендикулярно S
A = 0
α > 90
α = 90
α < 90
F под углом к S
А = F×S×cosα
А = 0
А = F×S×cosα
Энергия – физ величина, характеризующая способность тела или системы тел совершать работу вследствие изменения
своего состояния
Положительная (самим телом)
Отрицательная (над телом)
работа
Уменьшается на величину совершённой работы
Увеличивается
энергия
Виды энергии: потенциальная (покоя или взаимодействия частиц тела) и кинетическая (движения)
Закон сохранения энергии:
Колебания – повторяющиеся движения, периодически проходящие через положения равновесия
Виды колебаний
1.свободные (затухающие) – совершаются под действием внутренних сил системы (нет внеш силы => притока энергии)
2.вынужденные (незатухающие) – совершаются под действием внеш периодической силы (есть приток энергии)
Условия возникновения свободных колебаний
1.система должна находиться вблизи положения устойчивого равновесия
2.силы трения или сопротивления в системе должны быть достаточно малыми
Гармонические колебания – происходящие по закону sin или cos
Характеристики колебаний
1.амплитуда – максимальное отклонение тела от положения равновесия
2.период – время, за которое совершается одно колебание
3.частота – число колебаний за 1 с
Волны – возмущение, распространяющееся в пространстве и удаляющееся от места его возникновения
Виды волн:
1.продольные – колебания происходят вдоль распространения волны
2.поперечные – колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения
Характеристики волн
1.скорость
2.длина – расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах
Волны переносят энергию, но не веществоД/З: конспект
Тема 3: Повторение: Молекулярная физика и термодинамика
Цель: выявит уровень знаний учащихся за курс физики 9 – 10 класса
Демонстрации: таблицы по теме, некоторые опыты
Основные положения МКТ
1.все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов и молекул
2.частицы вещества находятся в непрестанном хаотическом движении
3.частицы вещества взаимодействуют друг с другом
I .Фронтальная беседа
Диффузия – взаимное проникновение частиц одного вещества в другое, обусловленное движением молекул
Броуновское движение – тепловое движение молекул (никогда не прекращается)
Между молекулами действую силы притяжения и отталкивания
Основная задача МКТ – вывести уравнение состояния вещества, установив связь между макро и микроскопическими
параметрами (температура, объём и давление)
Параметры
1.микроскопические – характеризующие свва отдельных молекул
2.макроскопические – характеризующие свва вещества в целом
Один моль – это колво вещества, которое содержит столько же молекул, сколько атомов углерода содержится в 12 г
углерода
Постоянная Авогадро – колво молекул в одном моле
Температура характеризует состояние теплового равновесия
Абсолютная температура явл мерой средней кинетической энергии движения молекул
изотермический
Т = const
Бойля Мариотта
Изопроцессы
изобарный
P = const
Гей Люссака
изохорный
V = const
Шарля
Основное урие МКТ:
твёрдое
жидкое
газообразное
форма
сохр
не сохр (принимает форму сосуда)
не сохр
сохр
сохр
не сохр
объём
В кристаллах атомы или молекулы расположены упорядоченно – кристаллическая решётка (дальний порядок)
Температура плавления – определённая t, при которой плавятся кристаллы
Аморфное тело – есть «ближний порядок» в расположении атомов и молекул (нет определённой t плавлении) – текучи,
занимают среднее положение между тв и жидкими телами в зависимости от t.Жидкости – в расположении молекул существует только ближний порядок
Внутренняя энергия – сумма кинетической энергии хаотического движения всех частиц, входящих в состав данного тела, и
потенциальной энергии из взаимодействия друг с другом
Способы изменения внутренней энергии
1.без совершения работы – теплопередачей (при непосредственном контакте тел разной t)
2.при совершении работы
Первый закон термодинамики: количество теплоты, переданное телу, равно скмме изменения внутренней энергии тела
и работы, совершённой телом:
Основные элементы теплового двигателя
1.рабочее тело газ
2.нагреватель (сжигаемое топливо) Т1
3.холодильник (окружающая среда) Т2
КПД – отношение полезной работы, совершённой двигателем, к количеству теплоты, полученном от нагревателя:
Второй закон термодинамики: невозможен процесс, единственным результатом которого была бы передача теплоты
от холодного тела к горячему (=> мех работа не может совершаться только за счёт охлаждения какоголибо тела)
Фазовые переходы
1.плавление и кристаллизация
2.испарение и конденсация
Насыщенный пар – пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью
Кипение жидкости происходит при t, при которой давление насыщенного пара равно внешнему давлению
Относительная влажность:Д/З: конспект подготовиться к К/Р
Тема 4: К/Р № 1: Вводный контроль знаний
Цель: контроль знаний за 10 класс
Демонстрации: некоторые формулы
Вводный контроль знаний: Механика. Молекулярная физика и термодинамика
1 .Выберите абсолютные свойства движения:
1) сближение и удаление тел 2) движение по окружности 3) прямолинейное движение 4) криволинейное движение
2. Пусть S – модуль вектора перемещения материальной точки, L – её путь. Какие из ниже перечисленных отношений между
этими величинами возможны:
1) S > L 2) S < L 3) S = L
3. Если обозначить L – путь, S – перемещение тела за время t, ∆L и ∆S – путь и перемещение тела за сколь угодно малый
интервал времени ∆t, то какой формулой определяется мгновенная скорость тела?
1) L/t 2) S/t 3) ∆S/∆t 4) ∆L/∆t
4. Используя график (рис 1) зависимости скорости движения тела от времени, определите
его ускорение
1) 6 м/с2 2) 6 м/с2 3) 1,5 м/с2 4)1,5 м/с2 рис 1
5. На рис 2 приведён график зависимости скорости движения тела от времени. Как
движется тело в промежутках времени 0 – 2 с и 4 – 4 с?
1) 0 2 с равномерно; 2 – 4 с равноускоренно с «» ускорением
2) 0 2 с ускоренно с пост ускорением;2 – 4 с ускоренно с перемен ускорением
3) 0 2 с равномерно; 2 – 4 с равноускоренно с «+» ускорением
4) 0 2 с покоится; 2 – 4 с движется равноускоренно
6.
В инерциальной системе отсчёта брусок начинает
скользить с ускорением вниз по наклонной плоскости. Модуль
равнодействующей сил, действующих на брусок равен
1) mg 2) ma 3) Fтр 4) N
рис 2
7. На рис даны векторы а и b. Какой из векторов с равен сумме этих векторов с=а+b
1) А 2) Б 3) В 4) Г
8. На рис даны векторы а и b. Какой из векторов равен разности этих векторов с=аb
1) А 2) Б 3) В 4) Г
9. Два тела находятся на одной и той же высоте над поверхностью земли. Масса одного тела m1 в два раза больше
массы другого тела m2. Относительно поверхности земли потенциальная энергия
1) первого тела в 2 раза больше второго 3) первого тела в 4 раза больше второго
2) второго тела в 2 раза больше первого 4) второго тела в 4 раза больше первого10.Скорость движущегося тела уменьшилась в 3 раза. При этом его кинетическая энергия
1) увеличилась в 9 раз 2)уменьшилась в 9 раз 3) увеличилась в 3 раза 4) уменьшилась в 3 раза
11. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если
сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела
1) max в момент достижения наивысшей точки 3) одинакова в любые моменты движения
2) max в момент начала движения 4) max в момент падения на землю
12. В трубке, из которой откачан воздух, находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из этих тел будет падать
наибольшим ускорением?
1) дробинка 2) пробка 3) птичье перо 4) все эти тела будут падать с одинаковым ускорением
13. Радиус движения тела по окружности уменьшили в 2 раза, не меняя его линейную скорость. Как изменилось его
центростремительное ускорение?
1) увеличилось в 2 раза 2)увеличилось в 4 раза 3) уменьшилось в 2 раза 4) уменьшилось в 4 раза
14 .Что представляют собой механические колебания?
1) любые смещения тела 3) повторяющиеся движения, периодически проходящие через положение равновесия
2)любые повторяющиеся движения 4)любые движения тела
15 .Определите амплитуду, период и частоту колебаний тела по графику
1) 4 см, 4 с, 0,25 Гц 2) 4 см, 4 с, 4 Гц 3) 2 см, 2 с, 0,5 Гц 4) 4 см, 4 с, 2 Гц
16. Свободные колебания совершаются под действием
1) только внутренних сил системы 3) как внутренних, так и внешних сил системы
2) только внешних сил системы 4) нет определённого условия для их возникновения
17. Вынужденные колебания совершаются под действием
1) только внутренних сил системы 3) как внутренних, так и внешних сил системы
2) только внешних сил системы 4) нет определённого условия для их возникновения
18. Гармонические колебания происходят по закону
1) sin 2) cos 3) tg 4) гармонии
19. .Волны
1) переносят вещество, а не энергию 3) энергию, а не вещество
2) ничего не переносят 4) переносят и энергию и вещество
20. Какие из перечисленных ниже явлений послужили основой для предположения об атомном строении вещества?
1.испарение жидкостей 2.распространение запахов 3.свободное падение тел
1) только 1 2) только 2 3) только 3 4) 1 и 2 5) 1 и 3 6) 2 и 3 7) 1, 2, 3
21. Каким способом можно увеличить скорость беспорядочного движения молекул воздуха, находящихся внутри мяча?
1.бросить мяч с большой скоростью 2.нагреть мяч
1) только 1 2) только 2 3) 1 или 2 4) ни 1 ни 2 5) эту скорость нельзя изменить никаким способом
22. МКТ вещества – это теория, объясняющая …
1) строение и физические свойства тел движением и взаимодействием частиц, из которых они состоят
2) поведение тел 3) физические свойства тел 4) взаимодействие ел между собой
23. Из нижеприведённых высказываний укажите одно, которое не относится к положениям МКТ:
1. все тела состоят из мельчайших частиц 3. частицы взаимодействуют между
собой
2. молекула является носителем химических свойств вещества 4. частицы непрерывно и хаотично
движутся
1) 2 2) 4 3) 1 4) 3
24. Молярная масса – это масса…
1) одной молекулы 2) одного литра молекул 3) одного моля вещества 4) единицы объёма вещества
25. Постоянная Авогадро – это …
1) число молей вещества
3) число молекул в кг вещества2) количество молекул в единице объёма 4) количество структурных единиц вещества в одном моле
26. На ТV – диаграмме показан процесс изменения состояния идеального одноатомного газа. Газ
получает 100кДж теплоты. Работа, совершённая газом, равна …
1) 0кДж 2) 25кДж 3) 50кДж 4) 100кДж
27. На Тр – диаграмме показан процесс изменения состояния массы идеального одноатомного газа.
Газ отдаёт 25кДж теплоты. Работа внешних сил равна …
1) 0кДж 2) 25кДж 3) 50кДж 100кДж
28. Какие физические параметры одинаковы у двух любых физических тел, находящихся между собой в тепловом
равновесии?
1) давление 2) температура
3) средняя квадратичная скорость движения молекул
4) температура, давление и средняя квадратичная скорость молекул
29. Как называется процесс 2 – 3?
1) изохорный 2) изобарный 3) изотермический 4) адиабатный
30. Как называется процесс 1 – 2?
1) изохорный 2) изобарный 3) изотермический 4) адиабатный
31. Как называется процесс 4 – 1?
1) изохорный 2) изобарный 3) изотермический 4) адиабатный
32. Чем различаются кристаллические тела от аморфных?
1) Ничем
2) Аморфные имеют ближний порядок в расположении атомов, а кристаллические имеют, как ближний порядок, так и
дальний
3) Кристаллические имеют ближний порядок в расположении атомов, а аморфные имеют, как ближний порядок, так и
дальний
4) Это зависит от конкретного вещества
33. Чем в помещении ниже температура воздуха, тем влажность
1) меньше 2) больше 3) температура не влияет на влажность 4) на этот вопрос нельзя однозначно ответитьТема 5: Природа электричества § 36
Цель: ознакомить с понятиями: электризация, эл заряд
Демонстрация: опыты по электризации, электрометр
Опыт с расчёской и мелкими кусочками бумаги (стр 268)
Опыт с янтарём (DVD)
I .Новая тема
«электрон» янтарь (греч) => электричество
Знаки эл зарядов
1.положительные
2.отрицательные
Опыты по электризации
Заряды одного рода (одноимённые) отталкиваются, а разного рода (разноимённые) притягиваются
Электрон – элементарная частица с «» зарядом
Процесс электризации
Наиболее удалённые от ядра электроны слабо связаны с ним => при тесном контакте двух тел электроны могут переходить
с одного тела на другое
Рис 36.3 (стр 271)
Эл заряд переносят только заряженные частицы – носители эл заряда
Носители заряда
1.металлы – электроны
2.растворы солей – ионыЭл заряда без частиц не существует
За направление эл тока принято направление движения «+» заряженных частиц
Закон сохранения эл заряда: в эл изолированной системе алгебраическая сумма зарядов всех тел остаётся неизменной
Все окружающие нас тела эл нейтральны = > мы не замечаем насколько велики силы эл взаимодействия «спрятанные» внутри
вещества
Эл взаимодействиями обусловлено строение атома и молекул. В мех явлениях эл взаимодействия проявляют себя как силы
упругости и трения
Вопросы § 36 (стр 275)
II .Закрепление
III .Практика
Д/З: § 36
Тема 6: Взаимодействие электрических зарядов § 37
Цель: объяснить, что такое точечный заряд, закон Кулона, элементарный заряд
Демонстрации: взаимодействие заряженных тел
Вопросы § 36 (стр 275)
I .Фронтальный опрос
II .Новая тема
Точечные заряды – заряженные тела, размеры которых намного меньше расстояния между ними
Опыт Кулона (стр 276)
Закон Кулона: неподвижные точечные заряды q1 и q2 действуют друг на друга в вакууме с силами, прямо пропорцми
модулям зарядов и обратно пропорцми квадрату расстояния r между зарядами
Электрическая постоянная:
Эл проницаемость:
Элементарный эл заряд – модуль заряда электрона
Заряд электрона очень мал, однако в любом теле очень много атомов, что суммарный заряд электронов очень огромен
Пример: суммарный заряд электронов в 1 ст л воды = по модулю
Но этот «» заряд компенсирся равным ему «+» зарядом протонов, входящих в состав атомных ядер => внешне не проявлся
в 2 раза >заряда земного шара)
≈ миллиону кулонов (
≈дальнодействие
Сторонники Ньютона
Тела могут взаимодействовать непосредственно через
пустоту
близкодействие
Фарадей
Взаимодействие осуществляется посредством поля
Теории эл поля
Представление о поле ввёл Фарадей (первая половина 19 века), его идеи развил Максвелл
Фарадей: взаимодействие заряженных тел осуществляется посредством эл поля (каждое заряженное тело создаёт
поле)
Максвелл: считал, что эл и маг поля являются частными случаями эл/маг поля (построил теорию этого поля)
Электростатическое поле – поле, создаваемое покоящимися зарядами
Можно ли почувствовать эл поле?
1.ЗРЕНИЕ: глаз воспринимает свет – эл/маг волна высокой частоты
2.ОСЯЗАНИЕ: когда мы чувствуем предмет на ощупь, то между рукой и предметом действуют силы упругости или трения., а
эти силы имеют эл природу
Проткнуть стену пальцем – эл поле заряженных частиц стены остановит заряженные частицы пальца
3.СЛУХ: это переменное давление звуковых волн на барабанную перепонку, т.е. силы упругости => ‘k
4.ВКУС и ОБОНЯНИЕ: это химическая природа => эл природа
ВЫВОД: «невидимое», «неслышимое» эл поле является столь же реальным, как и все видимые, слышимые или ощущаемые
любым другим образом предметы – более того только благодаря эл полю мы их ощущаем
Вопросы § 37 (стр 282 – 283)
III .Закрепление
IV
.Практика
Д/З: § 37, стр 284 письменно вопросы
Тема 7: Электрическое поле § 38
Цель: дать определение эл полю, напряжённости, выделить виды полей и ознакомить с графическим изображением поля
Демонстрации: графическое представление эл поля
Вопросы § 37 (стр 282 – 283)
I .Фронтальный опрос
II .Новая тема
Охарактеризовать эл поле в данной точке можно с помощью силы поля на заряд, помещённый в данную точку
Опыт с султанчиком и наэлектризованной эбонитовой палочкой
Вывод: чем больше палочка наэлектризована, тем её поле больше, тем с большей силой она действует на султанчик
Напряжённость – силовая характеристика эл поля – физ величина, равная отношению силы F, действующей со стороны
поля на точечный заряд q, помещённый в данную точку поля, к значению этого заряда:
Направление Е совпадает с направлением силы со стороны поля на «+» заряд, помещённый в это поле
Напряжённость поля точечного заряда:Принцип суперпозиции (наложения) полей: Е поля, созданного несколькими зарядами, равна векторной сумме
напряжённостей полей, созданных каждым зарядом: Е = Е1 + Е2 + ….
Линии Е эл поля – воображаемые линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением Е эл поля
Характеристики линий напряжённости
1.густота линий Е пропорциональна модулю Е
2.линии Е непрерывны – начинаются на «+» и заканчиваются на «» зарядах
3.линии Е не пересекаются
4.это воображаемые линии
Рис на стр 289 – 290
Однородное эл поле – поле, Е которого во всех точках пространства одинакова
1.Поместить в эл поле мелкие тела продолговатой формы – кристаллики, мелко настриженный волос, частицы манной крупы
2.эти тела, помещенные в эл поле «выстраиваются» вдоль линий Е
Как «увидеть» линии Е?
Опыт по рис 38.8 (стр 291)
Вопросы § 38 (стр 292)
III .Закрепление
IV
.Практика
Д/З: § 38
Тема 8: Проводники и диэлектрики в эл/статическом поле § 39
Цель: знать понятия: проводник диэлектрик, свободные носители заряда
Демонстрации: таблицы по теме, проводники и диэлектрики в эл/статическом поле
Вопросы § 38 (стр 292)
I .Фронтальный опрос
Свободные заряды – заряженные частицы, которые могут перемещаться по всему образцу
II .Новая тема
проводники
проводят эл ток
вещества, содержащие свободные заряды
при мощении в поле => свободные заряды
приходят в движение => эл ток по проводнику
диэлектрики
не проводят эл ток
вещества , не имеющие свободных зарядов
при помещении в эл поле => молекулы поворачиваются или деформируются
=> перераспределение заряда => на поверхности появляются «связанные»
зарядыесли образец изолирован, то электроны начнут
движение и в избытке скопятся на одном конце
образца => «», а на другом конце «+»
перераспределение заряда.
когда Е поля в проводнике обратится в 0, то
движение электронов прекратиться
при равновесии зарядов Е поля внутри
изолированного проводника равна 0
эл заряд расположен всегда на поверхности
проводника – как в случае заряженного, так
и незаряженного проводника
полярные
неполярные
центры распределения «+» и
«» зарядов не совпадают
центры распределения «+» и «» зарядов
совпадают
у молекул есть два полюса «+»
и «»
под действием поля молекула
поворачивается
у молекул нет полюсов
под действием поля «+» и «» заряды в
молекуле смещаются в противоположные
стороны => молекула деформируется => и
центры распределения «+» и «» зарядов
перестают совпадать=> подобна полярной
Поляризация диэлектрика – «выстраивание» под действием эл поля молекул как полярных, так и неполярных диэлектриков
по направлению напряжённости внешнего эл поля => на поверхности появляются заряды
Вследствие поляризации диэлектрика Е эл поля внутри диэлектрика уменьшается
Диэлектрическая проницаемость – величина, показывающая во сколько раз уменьшается Е эл поля внутри данного
однородного диэлектрика
тела притягиваются
если заряжено только одно из них, зарядом любого знака
если тела заряжены разноимённо
только, когда заряжены оба тела одноимённо
тела отталкиваются
Вопросы § 39 (стр 299 – 300)
III .Закрепление
1.Почему эл поле действует на незаряженные предметы? (стр 298)
IV
.Работа с книгой
Д/З: § 39
Тема 9: Р/З: Закон Кулона. Напряжённость
Цель: научиться решать задачи по теме
Демонстрации: таблицы по теме
I .Практика
ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ: Проводники и диэлектрики в эл поле
1.Вещества, проводящие эл ток …..
2.Металлы проводят эл ток, потому что внутри них есть……
3.Где располагаются свободные заряды в проводнике при электризации……
4.Существует ли эл поле внутри проводника…..
5.Оказывает ли диэлектрик на внешнее эл поле какое – либо влияние…..6.почему диэлектрик не проводит ток……….
№ 10 (14): Определить модуль напряжённости эл поля на точечный заряд 1019 Кл, помещённый в некоторую точку поля, если
на него действует сила 3*1018 Н.
№ 11 (14): Определить силу поля на точечный заряд 2*107 Кл, помещённый в эл поле с напряжённостью 150 В/м.
№ 12 (14): Определить величину заряда, помещённого в эл поле с напряжённостью 150 В/м и силой 4,5*104Н.
** № 10 (с 99): Два одинаковых шарика подвешены на нитях длиной 2м к одной точке. Когда шарикам сообщили одинаковые
заряды по 2*1018 Кл, они разошлись на расстояние 16 см. Определите натяжение каждой нити. К
II .Самостоятельная работа № 1:
*** № 680: Одинаковые шарики массой по 0,2г подвешены на нити так, как на рис. Расстояние между шариками ВС = 3 см.
Найти силу натяжения нити на участках АВ и ВС, если шарикам сообщили одинаковые по модулю заряды по 10 нКл.
А)для одноимённых зарядов (1 вариант)
Б)для разноимённых зарядов (2 вариант)
Д/З: Вопросы § 39 (стр 299 – 300) повторитьЦель: ознакомить с понятиями: потенциал, потенциальная энергия, разность потенциалов, работа по переносу заряда
Демонстрации: таблицы по теме
Тема 10: Потенциал и разность потенциалов § 40
Вопросы § 39 (стр 299 – 300)
I .Фронтальный опрос
II .Новая тема
На заряд в эл поле действует сила со стороны поля. При перемещении заряда эта сила совершает работу – работа поля
Система, способная совершать работу, обладает потенциальной энергией ∆Wр = А
Знак «» означает, что если система совершает «+» работу, то её Wр уменьшается
Работа поля при перемещении заряда из одной точки в другую в эл/стат поле:
* зависит только от положения этих точек
*не зависит от траектории движения (рис 40.1 на стр 302)
Потенциал φ – это энергетическая характеристика поля, скалярная величина
Потенциал в данной точке поля физ величина, равная отношению потенциальной энергии заряда, помещённого в
данную точку поля к значению этого заряда
механика
Физ смысл имеет не сама энергия, а её изменение Физ смысл имеет не потенциал в точке, а разность потенциалов между
эл/статика
двумя точками
Разность потенциалов между точками 1 и 2 равна отношению работы поля при перемещении заряда из точки 1 в точку 2 к
значению этого заряда:
Рис 40.2 (стр 304)
В однородном эл/стат поле с напряжённостью Е разность потенциалов между точками, соединёнными вектором d,
направление которого совпадает с направлением напряжённости поля, определяется формулой: U = Ed
Напряжённость поля направлена в сторону убывания потенциала
Перемещение «+» заряда напряжённость Е, то А поля «+» => Wр уменьшается
Если А = 0, и ∆ = 0 => направление перемещения
траектории)
φ
┴ Е (заряд перемещается ┴ Е, то ∆ = 0 между любыми точками
φ
Рис на стр 306
Эквипотенциальная поверхность – поверхность, все точки которой имеют равный потенциал
Объёмное тело тоже может быть эквипотенциальным: если Е во всём объёме тела = 0 то при перемещении заряда из
одной точки в любую другую поле не совершает работы
1.Отчего бывают грозы? (стр 307)
2.Как защититься от молнии? (стр 308)
Вопросы § 40 (стр 309)
III .Работа с книгой
IV
.ЗакреплениеД/З: § 40
Тема 11: Р/З: Потенциальная энергия эл/статического поля
Цель: научиться решать задачи по теме
Демонстрации: таблицы по теме
Вопросы § 40 (стр 309)
I .Фронтальный опрос
II .Практика
№ 728: В однородном эл поле напряжённостью 1 кВ/м переместился заряд 25 нКл в направлении силовой линии на 2 см.
Найти работу поля, изменение потенциальной энергии заряда и напряжение между начальной и конечной точками
перемещения.
№ 729: При перемещении заряда между точками с разностью потенциалов 1 кВ поле совершило работу 40 мкДж. Чему равен
заряд?
№ 1: Поле образовано точечным зарядом q = 1,2*107 Кл. Какую работу совершает поле при переносе одноимённого заряда
1,5*1010 Кл из точки В, удалённой от заряда q на расстояние 0,5 м в точку А, удалённую от q на расстояние 2м?. Среда –
воздух.
№ 1: При перемещении в поле заряда в 4 Кл электрические силы совершили работу 8 Дж. Найти разность потенциалов.
№ 2: Разность потенциалов между двумя заряженными параллельными пластинами 100 В, расстояние между пластинами 2
см. Определить напряжённость поля между пластинами.
№ 3: С какой скоростью движется электрон при ускоряющей разности потенциалов 30 кВ?
№ 4: Шарик массой 0,1 г перемещается в эл поле из точки А, потенциал которой 1000 В, в точку В с потенциалом 0.
Определить скорость шарика в точке А, если в точке В она 20 м/с. Заряд шарика 105 Кл.
№ 738: Между двумя пластинами расположенными горизонтально в вакууме на расстоянии 4,8 мм друг от друга, находится в
равновесии «» заряженная капелька, масса которой 10 нг. Сколько избыточных электронов имеет капелька, если на пластины
подано напряжение 1 кВ?Д/З: повторить Вопросы § 40 (стр 309)
Цель: сформировать понятия: электроёмкость проводника, конденсатора и её единицы
Демонстрации: таблицы по теме, конденсаторы, энергия заряженного конденсатора
Тема 12: Электроёмкость § 41
Введём характеристику проводника, показывающую, какой заряд можно «накопить» на этом проводнике
I .Новая тема
Потенциал проводника пропорционален его заряду
проводник
Если увеличить q в n раз, то:
* Е увеличится в n раз
* А увеличится в n раз
* увеличится в
n раз
Отношение q/φ не зависит ни от q, ни от φ
Электроёмкость проводника
заряда
потенциалу φ
– отношение
уединённого проводника к его
φ
q
конденсатор
Это два проводника (обкладки), с разноимёнными равными по модулю
зарядами, разделённые тонким слоем диэлектрика (воздуха)
Электроёмкость конденсатора зависит от:
*размеров обкладок (S >, то С >)
*расстояния между обкладками (d >, то С <)
ε
*диэлект проницаемости диэлектрика ( >, то С > в
раз)
ε
Электроёмкость конденсатора – физ величина, равная отношению
модуля заряда q одной из его обкладок к разности потенциалов
(напряжению) между обкладками
Чем больше С, тем больший q можно сообщить
проводнику при заданном φ
Чем больше размеры проводника, тем больше его С
S – площадь пластин конденсатора (м2)
d – расстояние между пластинами (м)
ε
– диэлектрическая проницаемость диэлектрика
ε0 – электрическая постоянная
Вопросы § 41 (стр 315)
II .Закрепление
III .Практика
№ 1: Какой ёмкости конденсатор, если он получил заряд 6*105 Кл от источника в 220 В?
№ 746: Ёмкость первого конденсатора 0,5 мкФ, а второго – 5000пФ. Сравнить напряжения, которые надо подавать на эти
конденсаторы, чтобы накопить одинаковый заряд.
**№ 763: Площадь каждой из пластин плоского конденсатора 200 см2. а расстояние между ними 1 см. Какова энергия поля,
если напряжённость поля 500 кВ/м?
**№ 764: Расстояние между двумя пластинами плоского конденсатора с диэлектриком из бумаги, пропитанной парафином
ε
( = 2,2), равно 2 мм, а напряжение между пластинами 200 В. Найти плотность энергии поля.
№ 750: На конденсаторе написано: 100 пФ, 300 В. Можно использовать этот конденсатор для накопления заряда 50 нКл?
№ 756: Плоский конденсатор состоит из двух пластин площадью 50 см2 каждая. Между пластинами находится слой стекла.
Какой наибольший заряд можно накопить на этом конденсаторе, если при напряжённости поля 10 МВ/м в стекле происходит
пробой конденсатора?
№ 759: В импульсной фотовспышке лампа питается от конденсатора ёмкостью 800 мкФ, заряженного до напряжения 300 В.
Найти энергию вспышки и среднюю мощность, если продолжительность разрядки 2,4 мсД/З: § 41
Письменно вопросы на стр 318 (к главе «свва эл поля»)
Тема 13: Р/З: Электроёмкость
Цель: научиться решать задачи по теме
Демонстрации: таблицы по теме
Вопросы § 41 (стр 315)
Письменно вопросы на стр 318 (к главе «свва эл поля»)
I .Фронтальный опрос
II .Соединения конденсаторов
последовательное
q = q1 = q2
U = U1 + U2
1/C = 1/C1 + 1/C2
параллельное
q = q1 + q2
U = U1 = U2
C = C1 + C2
Общая С < С любого из последовательно соединенных
конденсаторов
Общая С > С любого из параллельно соединённых
конденсаторов
III .Практика
1.Способность проводника накапливать заряд называется …………………
2.В каких единицах измеряется электроёмкость?.............................
3.Как называется система из двух проводников, разделённых слоем диэлектрика?..............................
4.Что понимают по зарядом конденсатора?...............................
5.Где сосредоточено эл поле конденсатора?...................................
6.Как изменится ёмкость конденсатора если между обкладками весь диэлектрик?.................................
7.Зависит ли ёмкость конденсатора от его геометрических размеров?..................................
№ 750: На конденсаторе написано: 100 пФ, 300 В. Можно использовать этот конденсатор для накопления заряда 50 нКл?
№ 756: Плоский конденсатор состоит из двух пластин площадью 50 см2 каждая. Между пластинами находится слой стекла.
Какой наибольший заряд можно накопить на этом конденсаторе, если при напряжённости поля 10 МВ/м в стекле происходит
пробой конденсатора?
№ 759: В импульсной фотовспышке лампа питается от конденсатора ёмкостью 800 мкФ, заряженного до напряжения 300 В.
Найти энергию вспышки и среднюю мощность, если продолжительность разрядки 2,4 мс.
IV
.Самостоятельная работа № 2
Письменно вопросы на стр 318 (к главе «свва эл поля»)
Задачи №:
А13: Ёмкость конденсатора – это…
1)объём пространства между пластинами 2)суммарный объём его пластин
3)отношение суммарного заряда на пластинах к разности потенциалов между
пластинами
4)отношение модуля заряда на одной пластине к разности потенциалов между ними
А 14. Зависимость электроёмкости конденсатора от расстояния между пластинами
показана на графикеД/З: подготовиться к К/Р §36 – 41
Цель: контроль знаний
Демонстрации: некоторые формулы
Тема 14:
К/Р № 2: Электростатика
Контрольная работа № 2: Электростатика
Вариант 1
Вариант 2
1.С какой силой взаимодействуют два точечных заряда 4 и 6
нКл, находящиеся на расстоянии 4 см?
2.На заряд 1 нКл в некоторой точке эл поля действует сила 3
мкН. Какова напряжённость поля в этой точке?
3.С каким ускорением движется протон в эл поле
напряжённостью 60 кН/Кл?
4.Какова энергия эл поля конденсатора электроёмкостью 4 мкФ, заряженного до напряжения 400 В?
5. Какой ёмкости конденсатор, если он получил заряд 6*105
Кл от источника в 220 В?
1.Два одинаковых заряда, расположенные на расстоянии 8 см,
отталкиваются с силами 1 мН. Каковы модули зарядов?
2.Напряжённость эл поля равна 6кН/Кл. С какой силой поле
действует на заряд 2 мкКл?
3. С каким ускорением движется электрон в эл поле
напряжённостью 60 кН/Кл?
5. Какой величины заряд сосредоточен на каждой из обкладок
конденсатора ёмкостью 10 мкФ, заряженного до напряжения
100В?Цель: знать понятия6 сила тока, напряжение, сопротивление и запись закона Ома
Демонстрации: закон Ома для участка цепи
Тема 15: Эл ток. Закон Ома для участка цепи § 1 - 2
I .Новая тема
До конца 18го века «получать электричество» (заряжать тела, разделяя эл заряды) умели только посредством трения
В конце 18го века Алессандро Вольта изобрёл источник постоянного тока (Вольтов столб)
Читать на стр 6 – 7
Постоянный ток – если через поперечное сечение проводника за любые равные промежутки времени проходят равные
заряды
Сила тока – физ величина, равная отношению заряда q, перенесённого через поперечное сечение проводника за
промежуток времени t, к этому промежутку времени
Скорость направленного движения электронов очень мала: 0,1 мм/с
Действия эл тока
1.химическое – электролиз – выделение из раствора электролита вещества, растворённого в нём (нет при прохождении тока
через металлы)
2.тепловое – нагрев проводника при протекании по нему тока (нет при прохождении тока через сверхпроводники)
3.магнитное – притяжение/отталкивание проводников с током (проявляется всегда)
Сопротивление – физ величина, которая показывает сопротивление проводника эл току
Закон Ома: сила тока на участке цепи рана отношению напряжения на этом участке к сопротивлению
Удельное сопротивление – сопротивление току проводника из данного вещества
Таблица на стр 13
Электрическое сопротивление
металлы
носители тока электроны
Т >, то R > (хуже проводит ток)
тепловые колебания ионов усиливаются = > увелич отклонение крист решётки
от идеальной периодичности = > увелич рассеяние электронных волн на
нерегулярностях решётки
электролиты
носители тока ионы
Т >, то R < (лучше проводит ток)
число носителей увеличивается
Сверхпроводимость – проявляется при низких температурах (близких к абсолютному нулю)
Читать на стр 15
Объяснение сверхпроводти: при низкой t нерегулярности, обусловленные тепловыми колебаниями достаточно малые и
электроны, «взявшись за руки», свободно проходят сквозь решётку
Лучшие проводники не могут стать сверхпроводниками: у них слишком слабо взаимодействие между свободными
электронами и ионной решёткой
Сверхпроводник при комнатной t – позволит во много раз уменьшить потери энергии при передаче на большие расстоянияВопросы § 1 (стр 10)
Вопросы § 2 (стр 16)
II .Закрепление
Д/З: § 1 – 2
Тема 16: Последовательное и параллельное соединение проводников §3
Цель: знать виды соединений проводников
Демонстрации: соединения проводников
Вопросы § 1 (стр 10)
Вопросы § 2 (стр 16)
I .Фронтальный опрос
II .Новая тема
последовательное
I = I1 = I2
U = U1 + U2
R = R1 + R2
параллельное
I = I1 + I2
U = U1 = U2
1/R = 1/R1 + 1/R2
общее R цепи больше R любого из проводников
при подключении нового проводника R цепи >
Напряжение больше на том проводнике, у которого
сопротивление больше
общее R цепи меньше R любого из проводников
при подключении нового проводника R цепи <
I больше в том проводнике, у которого R меньше
Измерение силы тока и напряжения
сила тока
амперметром
напряжение
вольтметром
включают последовательно с проводником
смотреть схему на стр 20
включают параллельно проводнику
смотреть схему на стр 21
Вопросы § 3 (стр 21)
Определите сопротивление цепи, если R = 2 Ом
III .Закрепление
IV
.Практика
ЗАДАЧИ
№ 1 Волков стр 237: В спирали электронагревателя. Изготовленного из никелиновой проволоки (0,4 Ом*мм2/м) площадью
поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки, составляющей спираль?
№ 2 Волков стр 237: Определите силу тока, проходящего через реостат. Изготовленный из никелиновой проволоки (0,4
Ом*мм2/м) длиной поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата равно 45 В.
№ 3 Волков стр 238: Масса контактного провода на пригородных электрофицированных железных дорогах составляет 890
кг. Каково сопротивление этого провода?1)Две лампочки с сопротивлениями R1=4 Ом и R2=6 Ом соединены параллельно. Чему равно
отношение сил токов I1/I2, протекающих через лампочки?
2)Пять одинаковых ламп включены в цепь. Какая из них будет гореть ярче? Почему?
А. 4 Б. 1 В. 3 Г. 2
Д/З: § 3
Цель: уметь решать задачи по теме .знать правила включения измерительных приборов и уметь снять их показания
Демонстрации: таблицы по теме, сборка цепи
Тема 17: Р/З: Соединения проводников
Вопросы § 3 (стр 21)
I .Фронтальный опрос
№ 1 Волков стр 243: Каковы показания вольтметров. Если амперметр показывает 1,5 А?
II .Практика (решение количественных задач)
№ 2 Волков стр 248: Определить общее сопротивление цепи и напряжение на всём участке, если R1
= 15 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 14 Ом. Амперметр показывает 3 А.
№ 3 Волков стр 248: Определить общее сопротивление цепи, если R1 = 7,9 Ом, R2 = 1 Ом, R3 = 2 Ом,
R4 = 3 Ом, R5 = 4 Ом
А 16. Отношение сил тока в двух параллельно соединённых резисторах с различным сопротивлением
1)пропорцно отношению их сопотивлений 2) равно 1
3)обратно пропорцно отношению их сопротивлений
4)зависит от силы тока на участке цепи перед этими резисторами
Тесты ЕГЭ стр 104
А 17. Сопротивление между точками А и В эл цепи, на рис равно
1) 28 Ом 2) 16 Ом 3) 14 Ом 12 Ом
А14 вар 1. Рассчитайте общее сопротивление электрической цепи, по рис
1) 6 Ом 2) 4 Ом 3) 3 Ом 4) 0,25 Ом
Тесты ЕГЭ 2010
А 14 вар 2. Сопротивление цепи на рис равно
1) 11 Ом 2) 6 Ом 3) 4 Ом 4) 1 Ом
*** № 778 Т 16: Кабель состоит из двух стальных жил площадью сечения 0,6 мм2 каждая и из четырёх медных жил площадью
сечения 0,85 мм2 каждая. Каково падение напряжения на каждом километре кабеля при силе тока 0,1 А?*№ 790 Т 16: Найти силу токов и напряжение в цепи, если амперметр показывает 2 А,а сопротивление резисторов R1 = 2 Ом,
R2 = 10 Ом, R3 = 15 Ом, R4 = 4 Ом.
III .Практика (сборка эл цепи и снятие показаний приборов)
Д/З: №
Тема 18: Работа и мощность постоянного тока § 4
Цель: знать формулы для расчёта работы и мощности постоянного тока
Демонстрации: таблицы по теме
При прохождении тока по проводнику он нагревается
Закон Джоуля – Ленца: выделившееся в проводнике количество теплоты определяется по формуле: Q = I2Rt
I .Новая тема
Сравнение количества теплоты присоединения проводников
большее Q выделяется в проводнике, имеющем большее R
большее Q выделяется в проводнике, имеющем меньшее R
последовательное
параллельное
Мощность тока Р отношение работы тока А к промежутку времени t,в течение которого эта работа была совершена
Таблица на стр 25
Вопросы § 4 (стр 26)
Р = UI = I2R = U2 / R
II .Закрепление
III .Практика
№ 794 Т 17: В бытовой электроплитке, рассчитанной на напряжение 200 В, имеется две спирали, сопротивление каждой из
которых в рабочем режиме 80,7 Ом. С помощью переключателя в сеть можно включить одну спираль, две спирали
последовательно или две параллельно. Найти мощность в каждом случае.
**№ 799 Т 17: Эл/двигатель подъёмного крана работает под напряжением 380 В, при этом сила тока в его обмотке равна 20
А. Каков КПД установки .если груз массой 1 т кран поднимает на высоту 19 м за 50 с?
№ 796 Т 17: Десять параллельно соединённых ламп сопротивлением 0,5 кОм, рассчитанных каждая на напряжение 120 В,
питаются через реостат от сети напряжением 220 В. Какова мощность эл тока в реостате?
А 14 вар 3. Резистор 1 с эл сопротивлением 3 Ом и резистор 2 с эл сопротивлением 6 Ом включены последовательно в цепь
постоянного тока. Чему равно отношение количества теплоты, выделяющегося на резисторе 1, к количеству теплоты,
выделяющемуся на резисторе 2 за одинаковое время?1) ½ 2) 2 3) 4 4) ¼
**№ 803 Т 18: Какой длины надо взять никелиновую проволоку площадью поперечного сечения 0,84 мм2, чтобы изготовить
нагреватель на 220 В, при помощи которого можно было бы нагреть 2 л воды от 200С до кипения за 10 мин при КПД = 80%?
**№ 773: Участок цепи состоит из стальной проволоки (12*108 Ом *м) длиной 2 м и площадью поперечного сечения 0,48
мм2, соединённой последовательно с никелиновой (42*108 Ом *м) проволокой длиной 1 м и площадью поперечного сечения
0,21 мм2. Какое напряжение надо подвести к участку, чтобы получить силу тока 6 А?
**№ 785: Четыре лампы, рассчитанные на напряжение 3 В и силу тока 0,3 А, надо включить параллельно и питать от
источника напряжением 5,4 В. Резистор какого сопротивления надо включить последовательно лампам?
Д/З: § 4
Тема 19: ЭДС. Закон Ома для полной цепи § 5
Цель: знать о роли источника тока в цепи, что такое ЭДС и уметь формулировать закон Ома для полной цепи
Демонстрации: таблицы по теме
Вопросы § 4 (стр 26)
I .Фронтальный опрос
При прохождении тока проводник нагревается => выделяется некоторое Q => поле совершает работу => энергия должна
откудато поступать в цепь => вопрос: на каком участке цепи происходит поступление энергии:
II .Новая тема
ВЫВОД: для существования тока в замкнутой цепи необходимо, чтобы хотя бы на одном участке цепи на заряды действовали
силы неэлектростатического происхождения – сторонние – внутри источника тока и поставляют энергию в цепь
В источнике под действием сторонних сил происходит разделение зарядов («+» и «» полюса). В результате между
полюсами источника возникает разность потенциалов – главное условие существования тока во внеш цепи
При наличии тока в цепи свободным зарядам внутри источника приходится двигаться против сил эл/стат поля
Рис 5.1 (стр 28)
Природа сторонних сил (стр 28 чит)
ЭДС:
Закон Ома для полной цепи: сила тока в замкнутой цепи, содержащей один источник, равна отношению ЭДС
источника к полному сопротивлению цепи:
При коротком замыкании сила тока
Вывод: если r источника очень мало то Iзам будет очень большим => выведет источник из строя
Разомкнутой цепи соответствует бесконечно большое R
Напряжение между разомкнутыми полюсами источника = ЭДС этого источника
Энергию несёт эл/маг поле, а не электроны, и мчится она в пространстве, окружающем провод, а не в проводе
Провода нужны, чтобы направлять поток энергии эл/маг поля (этот поток энергии существует только там, где есть оба поля)Вопросы § 5 (стр 32)
III .Закрепление
№ 806 Т 19: К источнику с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключён реостат. Сопротивление которого 5 Ом.
Найти силу тока в цепи и напряжение на зажимах источника.
IV
.Практика
№ 808 Т 19: При подключении лампочки к батарее элементов с ЭДС 4,5 В, вольтметр показал напряжение на лампочке 4 В, а
амперметр – силу тока 0,25 А. Каково внутреннее сопротивление батареи?
ЕГЭ *№ 811 Т 19: В проводнике сопротивлением 2 Ом, подключённом к элементу с ЭДС 1,1 В, сила тока равна 0,5 А.
Какова сила тока при коротком замыкании элемента?
Д/З: § 5
Цель: научить решать задачи по теме
Демонстрации: таблицы по теме
Вопросы § 5 (стр 32)
Тема 20: Р/З: Закон Ома для полной цепи
I .Фронтальный опрос
II .Практика
ЕГЭ **№ 813 Т 20: При подключении к батарее гальванических элементов резистора сопротивлением 16 Ом сила тока была
1 А, а при подключении резистора сопротивлением 8 Ом сила тока стала 1,8 А. Найти ЭДС и внутреннее сопротивление
батареи.
ЕГЭ ***№ 814 Т 20: Найти внутреннее сопротивление и ЭДС источника тока, если при силе тока 30 А мощность во
внешней цепи равна 180 Вт, а при силе тока 10 А эта мощность равна 100 Вт.
ЕГЭ **№ 818 Т 20: Лампочки, сопротивление которых 2 и 12 Ом, поочерёдно подключены к некоторому источнику тока,
потребляют одинаковую мощность. Найти внутреннее сопротивление источника.
**** № 816 Т 21: От генератора с ЭДС 40 В и внутренним сопротивлением 0,04 Ом ток поступает по медному кабелю
площадью поперечного сечения 170 мм2 к месту эл/сварки, удалённому от генератора на 50 м. Найти напряжение на зажимах
генератора и на сварочном аппарате. Если сила тока в цепи равна 200 А. Какова мощность сварочной дуги?Д/З: повторить § 1 – 5
Стр 32 – 34 «Главное в главе», подготовиться к К/Р
Цель: контроль знаний
Демонстрации: некоторые формулы
К/Р № 3: Законы постоянного тока
Тема 21:
Контрольная работа № 3: Законы постоянного тока
Вариант 1
ξ
/(R+r)
В. A = IU∆t Г. P = IU
1.Какая физическая величина определяется отношением работы, совершаемой сторонними силами при перемещении заряда q
по всей замкнутой эл цепи, к значению этого заряда?
А. сила тока Б. напряжение В. ЭДС Г. Эл сопротивление
2.Какая из приведённых ниже формул выражает закон Ома для полной цепи?
А. I = U/R Б. I =
3. Как изменилась сила тока в цепи, если скорость направленного дрейфа электронов увеличилась в 2 раза?
А. не изменилась Б. уменьшилась в 2 раза В. Увеличилась в 2 раза Г. Увеличилась в 4 раза
4.Какая из перечисленных ниже формул выражает закон Джоуля – Ленца?
А. ρ = ρ0 (1 + αt) Б. U = U / t В. I =
5.Какая физическая величина имеет размерность Дж/с?
А. работа Б. мощность В. Энергия Г. Импульс силы
6.Какая из перечисленных ниже физических величин имеет размерность кг*м/с2?
А. импульс Б. импульс силы В. Работа Г. Мощность
№ 2 Волков стр 248: Определить общее сопротивление цепи и напряжение на всём участке, если R1 =
15 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 14 Ом. Амперметр показывает 3 А.
№ 794 Т 17: В бытовой электроплитке, рассчитанной на напряжение 200 В, имеется две спирали,
сопротивление каждой из которых в рабочем режиме 80,7 Ом. С помощью переключателя в сеть можно включить одну
спираль, две спирали последовательно или две параллельно. Найти мощность в каждом случае.
№ 806 Т 19: К источнику с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключён реостат. Сопротивление которого 5 Ом.
Найти силу тока в цепи и напряжение на зажимах источника.
А 15 вар 4. При подключении резистора с неизвестным сопротивлением к источнику тока с ЭДС 10 В и внутренним
сопротивлением 1 Ом напряжение на выходе источника тока равно 8 В. Сила тока в цепи равна
ε
/ (R + r)
Г. Q = I2 Rt