СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
______________/Карандина Г.И./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 3»
______________/Ващенко Г.Ю./
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «СОШ № 3»
_______________/Барабанова И.В./
Приказ № ______ от _______
Протокол № 1 от ___________
Рабочая программа педагога
Ченаш Елены Анатольевны, первой квалификационной категории
по окружающему миру во 2 «В» классе
Протокол № 1 от_________________
20162017 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 2 класса на 20162017 учебный год составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 »
Пояснительная записка октября 2009 г. № 373 ); авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI
века». – 2е изд., – М.: ВентанаГраф, 2012).
Для реализации программного содержания используются:
1.Учебник:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Вентана – Граф, 2012.
2. Рабочие тетради:
Н.Ф. Виноградова « Окружающий мир»: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений М. : Вентана –
Граф, 2012.
3.Н.Ф.Виноградова. Методическое пособие для учителя. 1 4 классы. – М.: ВентанаГраф, 2012 г.
Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: воспитание любви к своей малой Родине и к Родине.
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и
обществоведческих дисциплин в основной школе.
Методы:
Основными методами при реализации программы является проблемнопоисковый подход и исследовательский, обеспечивающий
реализацию развивающих задач учебного предмета.
Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:
организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,
проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,
проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,
обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,
экскурсии и учебные прогулки,
встречи с людьми различных профессий,
организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных
процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды
человеческой деятельности и систему общественных отношений. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его
индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому
школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность
развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического
образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность
успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное
окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
• Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье
человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
• Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять
правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек
должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную
страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой:
«Твоя Родина — Россия».
• История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как
развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое
(исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе
приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в
данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать
стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Учебно – тематическое планирование
Раздел
Количество часов
Количество
контрольных работ
Экскурсии
Тесты
правильно
нужно
Что тебя окружает?
Кто ты такой?
Что такое здоровье
«Физическая культура»
Почему
питаться»
«Почему нужно быть осторожным»
«Можно ли изменить себя»
« Кто живет рядом с тобой»
«О правилах поведения»
« Россия – твоя Родина»
«Твое первое знакомство со
звездами»
«Царство живой природы»
« Жизнь животных»
«Жизнь растений»
«Лес и его обитатели»
«Водоемы и его обитатели»
«Луг и его обитатели»
2
3
2
2
3
2
1
3
3
13
3
2
5
3
11
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 18
«Поле и его обитатели»
ИТОГО:
4
68
2
2
5
3
Содержание тем учебного курса
Введение. Что тебя окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия,
созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (10 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем
нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение
времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности,
любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с
водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (11ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные
обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь,
внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям.
Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья
одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения
лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (20 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности
родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное
богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых
возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей.
СанктПетербург — северная столица России. Достопримечательности СанктПетербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь
разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двухтрех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое
упоминание о славянах. Славянское поселение в У1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые
орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании
Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово
«гражданин».
Мы — жители Земли (25 ч)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной
системы.
Царства природы. Животное и растение — живые существа.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые
растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в
разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы,
особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных
водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения).
Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные
поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для
людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная»
книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного
окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
правила здорового и безопасного образа жизни;
правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
основные права граждан России и права ребенка;
основные древние города Руси и России (не менее 34);
различать (соотносить):
прошлое — настоящее — будущее;
год — век (столетие);
предметы неживой и живой природы, изделия;
представителей растительного и животного мира и места их обитания;
этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.; решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
соотносить событие с датой его происхождения;
характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты. Календарнотематический план Тема урока
№
п/п
«Что тебя окружает»
Окружающий нас мир.
Техника безопасности на
уроке.
1
2
3
Кол
во
часов
(2ч)
1
(3ч)
1
2
Использование ИКТ и
ТСО
Использование
проектной
технологии
Дата по
плану
Дата по
факту
Корректиро
вка плана
Электронный
образовательный
ресурс, окр.мир 2 кл.
индивид . работа с
детьми(ЭОР)
ЭОР
ЭОР
Проект «Как
стать здоровым»
3.09.13
6.09.13
10.09.13
13.09.13
17.09.13
20.09.13
24.09.13
27.09.13
1.10.13
Бывают ли на свете чудеса.
1
«Кто ты такой?»
Все мы люди.
4, 5 Наши помощникиорганы
чувств. Тест.
«Поговорим о здоровье »
(2ч)
Здоровье – наше богатство.
Режим дня.
1
1
«Физическая культура»
(2ч)
Быть сильным и выносливым
Закаляться может каждый.
1
1
6
7
8
9 «Почему нужно правильно
питаться»
(3ч)
Из чего состоит наша пища?
О витаминах.
Полезен ли сахар?
«Почему нужно быть
осторожным»
Как управляют движением?.
Экскурсия. Беседа по
технике безопасности.
Чтобы избежать
неприятностей.
1
1
1
(2ч)
1
1
10
11
12
13
14
«Можно ли изменить себя»
(1ч)
15
Несколько советов.
1
«Кто живёт рядом с тобой»
(3ч)
16
17
18
Семья – коллектив близких
людей.
Домашнее хозяйство.
Семейный досуг.
1
1
1
ЭОР
ЭОР
4.10.13
15.10.13
18.10.13
22.10.13
Проект «Береги
себя!»
25.10.13
29.10.13
1.11.13
5.11.13
8.11.13
Проект
«Интересы
нашей семьи» «О правилах поведения»
(3ч)
19
Какие бывают правила.
Практическая работа.
Умеешь ли ты дружить?
20 Контрольная работа
№1«Кто ты такой?»
Анализ работы, работа над
ошибками. Умеешь ли ты
общаться?
«Россия твоя Родина»
(13ч)
21
22
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Проект « Мой
лучший друг»
Проект «Наш
любимый
город»
12.11.13
15.11.13
26.11.13
29.11.13
3.12.13
6.12.13
10.12.13
13.12.13
17.12.13
20.12.13
24.12.13
ЭОР
ЭОР
ЭОР
Родина – что это значит?
История рассказывает о
прошлом.
24
Как Русь начиналась.
25 Москва – столица России.
Экскурсия. Беседа по
технике безопасности.
СанктПетербург.
Великий Новгород.
Золотое кольцо России..
26
27
28
29,
30
Родной край – частица
Родины. 27.12.13 31
32
33
Как трудятся россияне.
О занятиях наших предков.
Все профессии нужны…
Тест. Анализ работ, работа
над ошибками. Мы
граждане России.
34
Россия – многонациональная
страна.
1
1
1
1
«Твоё первое знакомство со
звёздами» ( 2 часть)
(3ч)
35
36
Солнечная семья.
Земля – планета Солнечной
системы.
37
Глобус – модель Земли.
1
1
1
«Царство живой природы»
(3ч)
38
39
Бактерии.
Грибы.
40
Какие бывают растения.
1
1
1
ЭОР
ЭОР
«Природные сообщества»
(4ч)
41
Среда обитания – что это
1
ЭОР
Проект
«Профессии
моих
родителей»
Проект «Виды
грибов»
9.01.14
10.01.14
14.01.14
17.01.14
21.01.14
24.01.14
28.01.14
31.01.14
4.02.14
7.02.14
11.02.14 такое? 42
43
44
Лес и его обитатели.
Кустарники леса.
Травянистые растения леса.
1
1
1
«Животные леса»
(3ч)
45
О лесных зверях.
Птицы – лесные жители.
46,
47
Пресмыкающиеся –
обитатели леса.
Насекомые леса.
1
2
«Вода и водные жзители»
(9ч)
48
49
50
51
Что мы знаем о воде.
Какие бывают водоемы?
Обитатели пресных вод.
Водоплавающие – жители
водоема.
52
Растения пресных водоемов
53 Контрольная работа №2
«Водоемы» Обитатели
соленых водоемов.
1
1
1
1
1
1
ЭОР
ЭОР
14.02.14
25.02.14
28.02. 14
4.03.14
7.03.14,
11.03.14
14.03.14
18.03.14
21.03.14
25.03.14
28.03.14
1.04.14
Проект
«Растения
нашей
местности»
Проект «Травы
лекари» 54
Анализ работ, работа над
ошибками.
Обитатели соленых
водоемов.
55
«Луг и его обитатели»
56 Животные луга
«Поле и его обитатели»
57
Зерновые культуры
58
Лекарственные растения.
59 Животные поля.
1
1
1
(3ч)
1
1
1
«Сад и его обитатели»
(2ч)
ЭОР
60
Экскурсия в плодовый сад.
1
61 Животные – защитники сада.
1
«Природа и человек»
(7ч)
ЭОР
62
63
64
Человек часть природы.
Давайте беречь нашу Землю!
Изделия из «ничего»
1
1
1
ЭОР
Проект «Мы
друзья леса»
4.04.14
15.04.14
18.04.14
22.04.14
25.04.14
29.04.14
2.05.14
6.05.14
8.05.14
13.05.14
16.05.14 65 Животные – друзья человека.
66
Экскурсия. Беседа по
технике безопасности.
1
1
Природа и человек.
67,
68
2
20.05.14
23.05.14
Проект «Береги
природу!»
27.05.14
30.05.14
Учебнометодическое обеспечение
Основная и дополнительная учебная литература:
1.Учебник:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Вентана –
Граф, 2012.
2. Рабочие тетради:
Н.Ф. Виноградова « Окружающий мир»: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений
М. : Вентана – Граф, 2012.
Учебнометодические средства обучения: Литература (основная и
дополнительная)
1.Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир.
14 классы. М.: ВентанаГраф,2012 г.
2.Н.Ф.Виноградова. Методическое
пособие для учителя. 1 4 классы. – М.:
ВентанаГраф, 2012 г.
Дидактический материал
Оборудование и приборы
ПК, мультимедийное оборудование.
1.Иллюстрации, репродукции картин
художников.
2.Таблицы:
режим дня;
дорожные знаки;
профессии;
«Времена года»;
неживая и живая природа
3.Демонстрационный материал:
гербарий растений;
картинки домашних и диких животных
Электронные методические и учебные пособия:
1.Мультимедийный учебнометодический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия».
Ссылки на интернетресурсы:
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
http://www.itn.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http://www.openclass.ru/
http
:// vneuroka
. ru /
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 2 класс "Школа 21 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.