Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО
КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»
(ГБПОУ ПТТТиС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Экономический анализ
21.02.05 Земельноимущественные отношения
по специальности
(базовая подготовка)
квалификация специалист по земельноимущественным отношениям 2017
РАССМОТРЕНА
на заседании предметной (цикловой)
комиссией «Учетноэкономических и
юридических дисциплин»
Протокол № 1
от «_28_» августа 2017 г.
Председатель П(Ц)К
_____________Т.К. Жидкова
УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по УР
Н.В. Козырицкая
«28» августа 2017г.
Организацияразработчик:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Пятигорский техникум
торговли, технологий и сервиса» (ГБПОУ ПТТТиС)
Разработчик:
Иванова М.Д., преподаватель Государственного
бюджетного профессионального образовательного
учреждения «Пятигорский техникум торговли,
технологий и сервиса» (ГБПОУ ПТТТиС) СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 12 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
общепрофессиональной дисциплины
ОП.09. Экономический анализ
2
1.1. Область применения программы
Программа общепрофессиональной дисциплины является частью
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС)
по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
21.02.05 Земельноимущественные отношения (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена: входит в профессиональный учебный цикл,
относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Изучение дисциплины ОП.09. Экономический анализ направлено на
формирование соответствующих компетенций:
Общие компетенции (ОК):
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия
управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической
эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально
экономического развития территории.
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной
информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе
применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать
обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки. ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в
соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с
принятой типологией.
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с
требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой
области.
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП. 09.
Экономический анализ может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке работников в управлении
земельноимуществом комплексом, определении стоимости недвижимого
имущества при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы
не требуется.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять анализ техникоорганизационного уровня производства:
анализировать эффективность использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов;
анализировать производство и реализацию продукции;
анализировать использование основных фондов;
оценивать финансовое состояние и деловую активность организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
научные основы экономического анализа;
роль экономического анализа в условиях рыночной экономики;
предмет и задачи экономического анализа;
методы, приемы и виды экономического анализа;
систему комплексного экономического анализа.
1.4. Количество часов, отведенных на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета в VI семестре
Объем
часов
90
60
22
30
30 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09. Экономический анализ
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Научные основы
экономического анализа
Раздел 2. Организация и
информационное обеспечение
экономического анализа
Тема 2.1. Система информации и
ее источники
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
2
Содержание учебного материала
1.
Сущность анализа хозяйственной деятельности. История возникновения
анализа хозяйственной деятельности как науки, ее связь с другими
дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.
Предмет, содержание, задачи и принципы экономического анализа. Виды
экономического анализа.
2.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по
разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
На основе СМИ подготовить доклад о значении дисциплины для подготовки
специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм
собственности.
Содержание учебного материала
Сущность экономической информации. Классификация источников информации.
Планирование и организация аналитической работы. Система показателей в
экономическом анализе.
Требования к организации аналитической обработки информации. Применение
современных технических средств при сборе, обработке, хранении информации.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по
разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Написание докладов на тему «Применение экономического анализа на
практике», «Аналитические таблицы как средство систематизации и обобщения
изучаемого материала», «Организация рабочего места аналитика».
4
1
1
3
4
2
2
2
6
2
2
4 Раздел 3. Методология
экономического анализа
Тема 3.1. Метод и методика
экономического анализа
Тема 3.2. Способы обработки
экономической информации
Тема 3.3. Способы измерения
влияния факторов в анализе
хозяйственной деятельности
Содержание учебного материала
Особенности общего метода экономического анализа. Методика экономического
анализа: экономикоматематические приемы и традиционные приемы.
Содержание учебного материала
Способ сравнения. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
Использование относительных и средних величин. Способы группировки
информации. Способы табличного и графического представления аналитических
данных.
Содержание учебного материала
1.
Определение величины влияния отдельных факторов на прирост
результативных показателей.
Способ цепной подстановки.
Способ абсолютных разниц.
Способ относительных разниц.
2.
Практические занятия
ПЗ № 1 Решение задач способом цепных подстановок.
ПЗ № 2 Решение задач способами абсолютных и относительных разниц.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по
разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Самостоятельное решение задач с применением основных приемов
экономического анализа с использованием стандартной программы Microsoft
Excel пакета Microsoft Office.
Раздел 4. Экономический
анализ деятельности
организации
Тема 4.1. Анализ производства и
реализации продукции
Содержание учебного материала
18
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
6
52
2
2
6
2
2
3
3
1 Тема 4.2. Анализ использования
трудовых ресурсов и фонда
заработной платы
Тема 4.3. Анализ эффективности
использования основных фондов
1.
Задачи, источники анализа производства и реализации продукции.
Анализ выполнения плана, динамики производства и реализации продукции.
Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ факторов и резервов
увеличения выпуска и реализации продукции.
Практические занятия
ПЗ № 3 Составление аналитических таблиц и проведение экономического
анализа динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
Содержание учебного материала
1.
Цели, задачи и источники анализа трудовых ресурсов. Анализ численности,
состава, квалификации рабочей силы. Изучение динамики, причин движения
персонала, обновления и выбытия кадров. Анализ использования рабочего
времени.
Выявление причин потери рабочего времени. Анализ производительности
труда и использования фонда заработной платы.
2.
Практические занятия
ПЗ № 4 Составление аналитических таблиц и проведение экономического
анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, использования
фонда рабочего времени.
ПЗ № 5 Составление аналитических таблиц и проведение экономического анализ
производительности труда и использования фонда заработной платы.
Содержание учебного материала
Значение и задачи анализа основных фондов. Система показателей
состояния и эффективности использования основных фондов.
Анализ использования технологического оборудования и производственной
мощности.
Практические занятия
7
2
3
2
3
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2 ПЗ № 6 Составление аналитических таблиц и проведение экономического
анализа обеспеченности предприятия основными средствами производства,
интенсивности и эффективности их использования
Тема 4.4. Анализ затрат на
производство и реализацию
продукции
Тема 4.5. Анализ финансовых
результатов деятельности
предприятия
Содержание учебного материала
1.
Значение, задачи и информационное обеспечение анализа затрат на
производство продукции.
Анализ структуры и динамики затрат на производство и реализацию
продукции.
Анализ затрат на рубль произведенной продукции.
Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
2.
Практические занятия
ПЗ № 7 Составление аналитических таблиц и проведение экономического
анализа общей суммы затрат на производство продукции.
ПЗ № 8 Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Содержание учебного материала
1.
Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов. Анализ состава
и динамики балансовой прибыли.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции. Анализ показателей
рентабельности. Методика определения резервов роста прибыли и
рентабельности.
2.
Практические занятия
ПЗ № 9 Составление аналитических таблиц и проведение экономического
анализа финансовых результатов от реализации продукции и показателей
рентабельности.
Содержание учебного материала
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
6
8
1
2
2
3 Тема 4.6. Анализ финансового
состояния предприятия
1.
2.
Понятие, цель, задачи и содержание анализа ФСП. Система показателей и
информационная база анализа ФСП.
Анализ размещения капитала и оценка имущественного состояния
предприятия.
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
3.
Практические занятия
ПЗ № 10 Составление аналитических таблиц и проведение экономического
анализа имущественного состояния и использования капитала предприятия.
ПЗ № 11 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по
разделу 4.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Написание рефератов о взаимосвязи выпуска, отгрузки и реализации продукции.
Составление презентаций в программе Microsoft Power Point на тему «Анализ
эффективности использования средств на оплату труда». Составление
кроссвордов по теме «Анализ основных средств на предприятии».
Самостоятельное решение задач по данному разделу с применением основных
приемов экономического анализа с использованием стандартной программы
Microsoft Excel пакета Microsoft Office. Написание рефератов и составление
презентаций в программе Microsoft Power Point на тему «Оценка деловой
активности предприятия».
2
2
2
4
2
2
18
2
3
3
9
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материальнотехническое обеспечение
Реализация программы общепрофессиональной дисциплины ОП.09.
Экономический анализ требует наличия учебного кабинета «Экономики
организации, экономического анализа».
Оборудование кабинета и рабочих мест: мультимедийный проектор,
персональный компьютер, стол преподавателя, столы ученические, стулья, доска
ученическая, наглядные пособия, дидактические материалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансовохозяйственной деятельности
предприятия. – М.: ФОРУМ:ИНФРАМ, 2016, 288с.
2. Налетов И.А. Анализ финансовохозяйственной деятельности: Учебно
методическое пособие. – М.: ИНФРАМ, 2015, 128 с.
3. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2016, 640с.
Дополнительные источники:
4. Климова Н.В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры):
Учебное пособие. – М.: ИНФРАМ, 2014, 287 с.
5. Хачатурян Н.М. Анализ финансовохозяйственной деятельности. Ростов
н/Д: Феникс, 2014.
Интернетресурсы:
8. www.economanaliz.ru
9. www.ecsoman.edu.ru 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Уметь:
осуществлять анализ техникоорганизационного
уровня производства;
анализировать эффективность использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
анализировать производство и реализацию
продукцию;
анализировать использование основных фондов;
оценивать финансовое состояние и деловую
активность организации.
Знать:
научные основы экономического анализа;
роль экономического анализа в условиях рыночной
экономики;
предмет и задачи экономического анализа;
методы, приемы и виды экономического анализа;
систему комплексного экономического анализа.
Оценка выполнения практических
занятий, внеаудиторной работы.
Диспуты, дебаты.
Тестирование.
Решение разноуровневых задач.
Дифференцированный
зачет.
Оценка качества подготовки
обучающихся осуществляется в двух
основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплины;
оценка сформированности
компетенций. 12
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Рабочие программы, контрольно-оценочные средства, материал квалификационного экзамена, рабочие тетради по экономическим дисциплинам и профессиональным модулям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.