Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена на основе нормативных и законодательных актов:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Примерной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов В.И.Ляха М.: Просвещение, 2014г.;
3. |
Региональной экспериментальной комплексной программы Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым,
4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 г. № 253;
5. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 г. № 01-14/1839 «Об учебных планах образовательных организаций
Республики Крым на 2017/2018 учебный год»;
6. Учебный план МБОУ специализированная школа №1.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа:
Рабочая программа «Физическая культура» 1-4 классы. Предметная линия учебников В.И. Ляха – М: Просвещения 2014г.
Учебник:
В. И.Лях Физическая культура 1-4 класс. / М.: Просвещение, 2014.
Цель программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Задачи программы:
1. укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
2. формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры;
3. овладение школой движений;
4. развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движения, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных(скоростных, скоростносиловых, выносливости и гибкости) способностей
5. формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
6. выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
7. формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового образа жизни;
8. приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
9. воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре:
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
• овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты освоения по тематическим разделам
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования:
• начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
• начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
• научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование; освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
• научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; измерять величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
• научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
• приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах и плавать простейшими способами; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия
Знания о физической культуре Выпускник научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
• раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учѐтом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности Выпускник научится:
• отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и
физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
• целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
• выполнять простейшие приѐмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование Выпускник научится:
• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
• выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приѐмы;
• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
• выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча
разного веса и объема);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
• играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Данная программа создавалась с учѐтом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребѐнка, его самоопределения.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата состоят из:
• уроков физической культуры,
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленного дня);
• внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);
• внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, спортивных обществах);
• самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках)
ГИМНАСТИКА С ОСНОВАМИ АКРОБАТИКИ
Содержание учебного материала |
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретические сведения |
|
Олимпийские чемпионы России Общая характеристика здорового образа жизни |
Учащийся: владеет: физической подготовкой и ее связи |
Двигательный режим дня. Измерение ЧСС. Самоконтроль. |
с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения; физической нагрузкой и способах ее регулирования (дозирования); причинами возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактики травматизма. выполняет: режим дня, его содержание и правила планирования, утреннюю зарядку, физкультминутки. |
Общефизическая подготовка |
|
Построение в две шеренги, выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; повороты на месте, налево, направо и кругом. Общеразвивающие упражнения (упражнения на месте и в движении, без предмета с предметами – мячами, гимнастическими палками, скакалками, в парах); упражнения для формирования осанки и предупреждения плоскостопия. Развитие координационных, силовых способностей и гибкости. |
выполняет: строевые упражнения; комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации. |
Специальная физическая подготовка |
|
Акробатические упражнения и развитие координационных способностей |
|
Кувырок вперед, назад перекатом стояка на лопатках; мост из положения, лежа на спине; прыжки через скакалку. |
выполняет: простейшие акробатические и гимнастические комбинации; страховку и самостраховку, самоконтроль; играет: подвижные игры, эстафеты с элементами акробатики. |
Висы и упоры |
|
Висы завесом; вис на согнутых руках; подтягивание в висе. |
выполняет: висы и упоры, потягивание в висе. |
Танцевальные упражнения и развитие координационных способностей |
|
Шаги галопа и польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов, русский медленный шаг. Первая и вторая позиция ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев |
выполняет: танцевальные упражнения, предупреждает появление ошибок. |
Домашние задания (самостоятельные занятия) |
|
Прыжки через скакалку; наклоны, вперед стоя и сидя; подтягивание на перекладине; элементы акробатики (кувырки, перекаты, стойка на лопатках, мост из положения, лежа) комплекс упражнений утренней гимнастики, осанки, плоскостопия |
выполняет: прыжки через скакалку; потягивание; акробатические элементы раздельно и в комбинации. |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Содержание учебного материала |
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретические сведения |
|
Рациональное питание. Закаливание. Ведущие спортсмены России по легкой |
Учащийся: владеет: знаниями о лучших спортсменах |
атлетике. |
России по легкой атлетике; правилами рационального питания; закаливания организма; выполняет: режим дня, его содержание и правила планирования, утреннюю зарядку, физкультминутки. |
Специальная физическая подготовка |
|
Специальные беговые, прыжковые упражнения, упражнения для метаний. |
выполняет: специальные беговые, прыжковые, упражнения для метаний; |
Бег |
|
Бег 30м; повторный бег 2х20м, 2х30м, выполняет: бег 30м; бег 60м; повторный бег 2х50м; челночный бег 3х10м; 4х9м; бег 2х30м, 2х60м; челночный бег 3х10м, 4х9м; 1000м без учета времени; равномерный бег 1000м; чередование ходьбы подвижные игры, эстафеты. и бега 1500м; играет: подвижные игры, эстафеты с элементами бега. |
|
Прыжки |
|
Прыжки в длину с места; прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (отталкивание, приземление); прыжок в высоту способом «перешагивание». |
выполняет: прыжок в длину с места на результат; прыжок в длину с разбега; прыжок в высоту способом «перешагивание» |
Метание |
|
Метание мяча в вертикальную и горизонтальную цели (9м); метание мяча на дальность в коридор 10м. с разбега; подвижные игры с элементами метания. |
выполняет: метание мяча в вертикальную и горизонтальную цели; метание на дальность. играет: подвижные игры, с элементами метания. |
Домашние задания (самостоятельные занятия) |
|
Броски, ловля теннисного мяча из различных исходных положений, с поворотами; равномерный бег; прыжки через скакалку; выполнение многоскоков. |
выполняет: броски и ловлю теннисного мяча; бег; прыжки |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ
Содержание учебного материала |
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретические сведения |
|
Название и правила подвижных, народных и спортивных игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности. |
Учащийся: владеет: названием и правилами игр; соблюдают правила безопасности. |
На материале раздела «гимнастика с основами акробатики» |
|
«У медведя во бору»; «Раки»; «Тройка»; выполняет: правила игры; технику «Бой петухов»; «Совушка»; «Салки – безопасности. догонялки»; «Не урони мешочек» и т.д. Игровые задания с использование строевых упражнений типа: «Становись – разойдись», «Смена мест», «К своим флажкам», «Запрещенной движение», «Класс, смирно!». |
|
На материале раздела «Легкая атлетика» |
|
«Пятнашки», «Волк во рву», «Кто |
выполняет: правила игры; технику |
быстрее», «Третий лишний», «Кто дальше бросит», «Зайце в огороде», «Точно в мишень», «Метатели», «Удочка»; Эстафеты с бегом прыжками, метанием. |
безопасности. |
На материале раздела «Спортивные игры» |
|
Футбол |
|
Удар внутренней стороной стопы («щечкой») по не подвижному мячу с места, с 1-2 шагов; по мячу, катящемуся на встречу; удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру; игра в футбол по упрощѐнным правила «Минифутбол; подвижные игры «Точная передача», «Передал – садись» и т.д. |
выполняет: удары по мячу; ведение и передача мяча, правила игры, техника безопасности |
Баскетбол |
|
Ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы: броски мяча 2-мя руками стоя на месте (мяч снизу, у груди, сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ведение мяча на месте и в движении; бросок мяча от груди на месте в щит, цель; эстафеты с мячами; игра в баскетбол по упрощѐнным правилам («мини- баскетбол»); «Охотник и утки», «Не давай мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Выстрел в небо» и т.д. |
выполняет: ловлю, передачи, ведение, броски мяча; правила игры; техника безопасности. |
Волейбол |
|
Подбрасывание и подача мяча; прием мяча снизу 2-мя руками; передача мяча сверху 2-мя руками; нижняя прямая подача; передача мяча через сетку (передача 2-мя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча в парах, на месте и в движении правым (левым) боком; эстафеты с мячом; игра в «Пионербол» по упрощѐнным правилам, «Снайперы», «Охотники и утки», «Перебежка» и т.д. |
выполняет: подбрасывание, подача, прием, передача мяча; правила игры, техника безопасности |
Домашние задания (самостоятельные занятия) |
|
Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте и в движении. |
Используют подвижные игры для активного отдыха. |
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
Скоростные |
Бг 30 м. с высокого старта,с., |
6,6 |
6,8 |
Силовые |
Прыжок в длину с места, см. |
130 |
120 |
|
Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз |
|
12 |
Подтягивание в висе |
3 |
|
|
Выносливость |
Бег 1000 м. |
Без учета времени |
|
Координация |
Челночный бег 3х10 м,с. |
10,0 |
10,4 |
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ специализированная школа №1 программа рассчитана на 34 учебные недели, 2 часа в неделю, 68 учебных часов в год. Содержание данной программы предназначено для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп.
Недостаточная материально-техническая база школы, в разделе гимнастики, требует замены упражнений на снарядах на большее количество упражнений с элементами акробатики.
Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в результате учебной деятельности. Теоретические основы знаний о физической культуре отрабатываются в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
класс |
||
4 |
||
1. |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе уроков |
2. |
Легкоатлетические упражнения |
18 |
3. |
Кроссовая подготовка |
8 |
4. |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
5. |
Подвижные игры с элементами спортивных игр |
12 |
6. |
Подвижные игры |
8 |
7. |
Резерв |
6 |
8. |
Итого |
68 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.