Мастер – класс на тему :
Использование приемов нешаблонного мышления при деятельностном подходе развивающего обучения
Добрый день, уважаемые жюри, коллеги!
Свой мастер-класс хочу начать с притчи.
Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний - старый влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, и она умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся. Экая досада! - воскликнула она. - Ну да, дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне.
А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы , как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.
Как вы думаете, какой тип мышления был использован для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления - нешаблонный.
Что же такое нешаблонное мышление? Люди, склонные к такому типу мышления, преимущественно журналисты, писатели, художники и дети. Для них характерно умение видеть явления с разных точек зрения. Стоит присмотреться к работе хорошего специалиста в любой сфере труда, чтобы убедиться в том, что его отличие в способности нешаблонно мыслить -вносить новаторство .Развить данное качество личности может только школа. Как раз технология деятельностного подхода развивающего обучения дает нам возможность развивать нешаблонное творческое мышление детей. Хочу поделиться с коллегами некоторыми приемами этой работы на уроках русского языка и литературы.
1 прием - развития зоркости
Зоркость – это острота ума, а не острота зрения. Два человека смотрят в небо, но один видит облака, а другой причудливые картины. Причина такого расхождения в зоркости восприятия окружающего мира. Смотреть и видеть не одно и тоже. Можно смотреть, но не видеть.
Задание. Предлагаю посмотреть на картины. Что вы видите на картине?
Вывод. Этот прием развивает у детей индивидуальное видение предмета, воображение и помогает учителю на уроках как русского языка, так и литературы. В русском языке – это развитие орфографической зоркости, а в литературе – умение видеть подробности, художественные детали в произведении.
2 прием – прием ассоциирования знаний.
Ассоциация – от латинского «соединение», это способность соединять два или несколько ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений, когда при появлении одного образа возникает другой.
Этот прием позволяет нам использовать разные виды заданий.
Например, самое простое. Найти ассоциации к слову зима. Назовите свои ассоциации. Мы видим, что одно слово вызывает разные представления о предмете.
Второе задание: сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.
Придумайте подобный ряд ассоциаций. (первоклассник – выпускник)
И еще одно задание. Смотрим на картину и создаём ряд ассоциаций – ассоциация со словом парус. Мы видим бушующее море, парус, грозовое небо, а человек, связанный с литературой, увидит одиночество, мятежность, вспомнит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Вывод
Такие развивающие минутки на уроках стимулируют мышление ребят, это помогает им писать сочинения, анализировать какую-либо информацию, работать с текстом.
3 прием- прием мозгового штурма
Мышление и речь неразрывно взаимосвязаны и взаимозависимы: нет речи без мышления и нет мышления без речи. Кто хорошо думает, тот хорошо говорит. Поэтому очень важно развивать легкость, беглость формулирования идей в словах, развивает словарный запас человека.
Задание - назвать слова, к которым можно приложить сразу три определения одновременно, например:
мягкий, белый, съедобный, (хлеб)
черный, тяжелый, круглый, (камень)
деревянные, скользящие, длинные ( лыжи)
хрупкая, белая, пушистая (снежинка)
4 прием – прием доведения начатого
Задание: продолжи это предложение. Однажды в преддверии Нового года я шла по зимнему городу. И вдруг…
Таким образом, творчество предполагает способность к доработке деталей, к доведению, к совершенствованию первоначального замысла. При этом проявляются и личностные качества творческого человека, в частности волевой настрой на завершение начатого дела.
Таких приемов множество, но каждый учитель должен сам гореть, для того чтобы зажечь других. Нужно уметь вести за собой, мыслить нестандартно, нешаблонно, быть яркой личностью.
И все мы знаем: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Посмотрите на экран. Выберете из предложенных понятий то чувство, которое вы сейчас испытываете, поработав вместе со мной над приемами нешаблонного мышления.
Благодарю вас за работу, желаю крепкого здоровья и нешаблонного мышления. С наступающим Новым годом!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.