Роль школьного литературного музея в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.docx
Доклад на тему: « Роль школьного литературного музея в духовно
нравственном воспитании подрастающего поколения »
Докладчик : Мирхайдарова З.А. учитель русского языка и
литературы, руководитель школьного музея имени С.Чекмарева
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди», –
так писал английский драматург и общественный деятель Бернард Шоу еще в
середине прошлого XX века. Вот уже почти 17лет мы живем в XXI веке.
Казалось бы, жизнь должна быть еще спокойнее, увереннее, радостнее. Однако в
обществе наблюдается рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс,
достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному
взаимопониманию между людьми. Это проявляется не только на
межгосударственном уровне, но и в повседневном межличностном общении.
Поэтому в наши дни актуальной становится проблема того, как нам оценивать
самих себя, свой внутренний мир, отношения с окружающими людьми (иными
словами, проблема духовности, нравственности). Важно научиться уважать не
только себя, но и тех, кто рядом. Большую роль, я бы сказала, ключевую, в
духовнонравственном воспитании играет школа, так как именно в учебно
воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного,
межнационального, формального и неформального общения. Одним из разделов
основной образовательной программы ФГОС является программа духовно –
нравственного развития и воспитания обучающихся.
Наше образовательное учреждение «Гимназия» города Сибай, является школой
равных возможностей, школой, где «есть место каждому ребенку, независимо от
его индивидуальных особенностей и способностей».
Одним из возможных вариантов построения интересной, нетрадиционной и
содержательнонасыщенной учебновоспитательной работы может стать
школьный музей. Таковым является музей имени Сергея Чекмарева . Следует
отметить, что музей является одной из форм внеурочной деятельности,
развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе
сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов,
имеющих воспитательную и познавательную ценность. Патриотическое и духовно
– нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из
важнейших задач школы, ведь детство и юность это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, выработке взглядов, убеждений,
духовности. С помощью музейных средств можно приобщить ребенка к истинной
культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Школьный литературный
музей соединяет разные формы внеклассной работы и позволяет выделить общую
тенденцию: систематичность в работе, массовое приобщение учащихся к
литературе, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграцию и
творческое развитие личности. Школьный музей – большой помощник в обучении
и воспитании учащихся. Он учит детей любить наш город, нашу малую Родину.
Музей обладает огромным образовательно–воспитательным потенциалом, так как
он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное
использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма,
гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из
важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково–собирательной
работе, изучении, описании музейных предметов, создании экспозиций,
проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их
досуга. Основной формой идейно – воспитательной, образовательной, духовно
нравственной работы музея являются экскурсии. Основу школьного музея
составляют фото, иллюстрации к произведениям, документы, видео и аудио
записи, газетные и журнальные статьи, сборники стихотворений поэта,
литературнокритические статьи, воспоминания, письма, творческие и
исследовательские работы обучающихся. Все экспонаты включены в
экспозиции: «По следам Чекмарева» (посвящена жизни и творчеству
С.Чекмарева в Башкирии); «Родная природа глазами художников Башкортостана
(экскурсии в Картинной галерее ведутся на 5 языках это английский, русский
,башкирский ,французский , немецкий . Экскурсоводы рассказывают о красоте
природы Башкортостана.)« Летопись школы и ветераны школы» Проводятся
экскурсии об образовании школы №2,о Гимназии, об учителях, которые
посвятили свою жизнь работе в этом учебном заведении. При музее работает
Актив, куда входят учащиеся 59х классов. Он осуществляет свою работу на
основе самоуправления, изучает культурноисторические источники, готовит
материалы для экскурсий, пополняет музейный фонд, проводит культурно
массовую работу среди учащихся, а также активно сотрудничает с Клавдией
Павловны Котовой, организатором, создателем и первым руководителем музея;
Виктором Александровичем Бабкиным (поэтом из Союза писателей
Челябинска); Челябинским отделением Союза писателей России. Вся
воспитательная работа нашего школьного литературнокраеведческого музея имени С. Чекмарева строится с учетом возрастного критерия. В младших
классах учащиеся знакомятся с краеведением через прослушивание и
обсуждение определенных тем, через встречи и экскурсии. Учащиеся исследуют
то, что их окружает, изучают биографию С.Чекмарева. Учащиеся в 56 классах
изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея,
выполняют разовые поисковые задания. Учащиеся 78 классов готовят и
проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических
классных часов, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет,
собирают и записывают воспоминания ветеранов школы, своих бабушек и
дедушек. Учащиеся старших классов занимаются исследовательской работой,
обобщают материалы музея, изучают историю родного края. Например,
разработана научноисследовательская работа К.Пономаревой «Свой – среди
чужих» о новых фактах биографии С.Чекмарева. Также написана
исследовательская работа на тему: « Герой социалистического труда Зоя
Колесникова – выпускница нашей школы»
Экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно
тематические экскурсии по экспозиции школьного музея, организует подготовку
экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии и лекции Экскурсии проводятся
для учащихся нашей школы и других школ города, для родителей, гостей, шефов,
ветеранов, Таким образом, экскурсии занимают в работе музея очень значимое
место.
Школьный музей это широкое поле творчества обучающихся и педагогов.
Школьный музей является участником различных конкурсов. Трижды побеждали
в городском Фестивале музеев. Ежегодно участвуем в региональном смотре
конкурсе музеев образовательных учреждений и в городском конкурсе «Юный
экскурсовод» На основе музея работают кружки: «Юный экскурсовод» и
«Литературное краеведение».
Школьный литературный музей является одной из форм работы по развитию
творческой деятельности и общественной активности обучающихся в процессе
сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов
источников по творчеству С.И. Чекмарева, имеющих воспитательную и
познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у детей патриотизма,
расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, содействовать
развитию общественной активности, овладению ими поисковой, практическими
навыками исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно воспитательного процесса. Школьники постигают азы исследовательской
деятельности.
Материалы школьного музея широко используются в
образовательном процессе: уроки чтения (34е классы); уроки литературы (59е
классы); уроки внеклассного чтения, уроки музыки, ИЗО. На базе материалов
музея разрабатываются интегрированные и нетрадиционные уроки, тематические
классные часы. Фонды музея располагают материалом для проведения
предметных недель, элективного курса «Литературное краеведение». Материалы
школьного музея используются в рамках школьного научного общества
«Импульс» для написания научноисследовательских работ обучающимися,
которые ежегодно представлены на школьной научнопрактической конференции
«Импульс» и региональной –«Дорогами Отечества», «По малой Родине моей.»
Таким образом, музей является одним из эффективных средств духовно нра
вственного воспитания, так как соединение учебнопознавательных задач про
исходит естественно, органично, без приедающейся назидательности Организация
музейнообразовательного процесса не подменяет, а дополняет школу; углубляет
знания учащихся, повышает их интерес к учёбе .Утверждение в сердцах людей
любви к Родине, добра, светлого отношения к жизни – таково завещание
С.Чекмарева. Наш задача – сберечь память о поэте, ведь его стихотворения и в
наше время воспитывают молодое поколение в духе гражданственности и любви
к родине, учат любить родную природу, вызывают в нас чувство долга и
ответственности.
Таким образом, перед нами ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой
задачи связано с формированием устойчивых духовнонравственных свойств
личности школьника, а это значит, воспитание должно обеспечивать
формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими,
эстетическими и духовнонравственными нормами.
Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.