Рабочий лист по биологии 6 класс
Тема: Минеральное питание растений. Удобрения.
Задание 1. Отгадай загадку и узнай тему урока
Его подсыплю под цветок,
Чтоб тот расти быстрее мог.
Еда не только для растения,
Зовётся просто - ….
Задание 2 Вставьте пропущенные слова в определение _____ - это вещества, применяемые для улучшения питания ________, свойств _____, повышения ______. Их эффект обусловлен тем, что они предоставляют _____ дефицитные компоненты, необходимые для роста и развития. Задание 3. Перед вами список удобрений. Разделите их на 2 группы и составьте кластер (схему) : азотные ,навоз, фосфорные, органические, птичий помет, минеральные, торф, калийные, перегной.
Задание 4. Внесите в таблицу предложенные Макро и микроудобрения (1.бор,2. цинк, 3.азот, 4.молибден, 5.кобальт,6. калий,7. марганец, 8.фосфор, )
Макроудобрения |
микроудобрения |
|
|
Задание 5. Внимательно изучите таблицу . Когда и почему необходимо вносить в почву удобрения? Дать полный ответ.
Группа удобрений |
Роль питательного элемента |
Азотные |
Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей и листьев) |
Фосфорные |
Необходимы при росте репродуктивных органов -цветов и плодов. |
Калийные |
Ускоряют процесс фотосинтеза, накопление углеводов и укрепляют стебли злаковых растений. |
Микроудобрения |
Способствуют синтезу сахаров, белков, крахмала, нуклеиновых кислот и витаминов. |
Задание 6. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений? А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки, для усиления роста и увеличение зеленой массы растений. Б. Прищипку главного корня проводят для развития боковых корней в верхнем слое почвы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Минеральное питание растений. Удобрения.
Задание |
Ответ |
Балл |
||||||||||
1 |
Удобрение |
1 балл |
||||||||||
2 |
Удобрение, растений, почв, урожая, растениям |
4 балла |
||||||||||
3 |
Органические-навоз, птичий помет, торф, перегной Минеральные- азотные, фосфорные, калийные |
Каждый ответ 0,5 баллов. Всего 5 баллов |
||||||||||
4 |
|
Каждый ответ 0,5 баллов. Всего 4 балла |
||||||||||
5 |
|
5 баллов |
||||||||||
6 |
Оба суждения верны. Ответ: 3. |
1 балл |
Шкала перевода в отметку «5» -19 - 20 баллов, «4» -13-18 баллов, «3» - 5-12 баллов
Приложение 2. «ГИДРОПОНИКА»
Метод гидропоники основан на изучении корневой системы растения, а конкретно как происходит питание растения. Ученые работали десятки лет, чтобы понять, что же корень извлекает из почвы. Выяснить это удалось благодаря опытам выращивания растений в воде. В дистиллированной воде растворяли определенные питательные элементы (минеральные соли).
Растение выращивали на этом растворе в обыкновенной стеклянной банке. И эксперименты показали, что растение хорошо развивается, если в растворе есть калий, сера, железо, магний, кальций, азот и фосфор. Ученые выяснили, что если из раствора с питательными веществами исключить такие элементы как калий, рост растения останавливается. Оказывается, без кальция не может развиваться корневая система. Элементы железо и магний, необходимы растению для образования хлорофилла. Белки, необходимые для образования протоплазмы и ядра, не могут образоваться без серы и фосфора.
Долгое время ученные думали, что только эти элементы нужны для нормального развития растений. Но позже ученые выяснили, что растению также нужны очень небольшие количества других элементов, которые поэтому и назвали микроэлементами.
Примерно в одно и то же время в девятнадцатом веке российский ученый К. А. Тимирязев, а в Германии Ф. Кноп разрабатывали метод выращивания растений в водных растворах.
В 1936 г. В США Герикке испытал выращивание овощей в растворах, дав название этому методу гидропоника. В нашей же стране первые удачные опыты выращивания овощей на гидропонике были поставлены в 1938-1939 годах. Сперва растения на гидропонике выращивались исключительно в воде, без субстрата. Но при выращивании в воде снабжение корней кислородом оказалось низким, реакция раствора неустойчива, поэтому отдельные корни и растения погибали.
Поэтому выращивание растений в воде не нашло применения, и были разработаны другие методы гидропоники. Корни растения разместили в относительно в инертном субстрате, который погружен в раствор необходимых питательных веществ.
В зависимости от того какой используется субстрат появились различные методы гидропоники:
· Агрегатопоника - когда корни размещены в твердых инертных, неорганических субстратах – керамзите, щебне, песке, гравии и т.п.
· Хемопоника - субстратом служат мох, опилки, верховой торф и другие малодоступные для питания растений органические материалы;
· Ионитопоника субстрат из ионообменных материалов;
· Аэропоника - твердого субстрата нет, корни висят в воздухе затемненной камеры.
И так при выращивании гидропонным методом, корни растения не в почве, а субстрате, заменителе почвы, который не имеет питательного значения, грубо говоря, субстрат просто создает опору развитию корневой системы.
Задания:
1.Что такое гидропоника?
2.Кто, где и когда впервые открыл метод гидропоники?
3.Укажите методы гидропоники.
4.Помимо воды и минеральных солей, какое ещё вещество жизненно необходимо корням растений?
Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и πόνος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор».
Приложение 3.
Начало декабря. Предновогодняя суета охватывает население не только России, но и всего Мира. Кто – то покупает ёлки и украшения к ним, а кто – то мастерит всё это своими руками. А где зимой зелень взять, на новогодний стол ? Правильно! Можно купить, а можно и на окне вырастить методом гидропоники. Лук, петрушка, укроп – чем не подарок к Новогоднему столу?! Решили ребята 6 класса соблюдать весь технологический процесс такого метода. Быстро и удобно. Только вот Георгий против, говорит, что зелень эта будет экологически не безопасной.
Прав ли Георгий? При использовании метода гидропоники можно ли получить экологически чистую зелень к Новогоднему столу?
1 задание. Каковы преимущества гидропонного метода выращивания растений? Учащиеся в паре формулируют ответы и устно отвечают. Учитель потом дополняет.
Преимущества гидропонного метода выращивания растений:
a. При применении настоящего способа существенно поднимается урожайность плодовых растений. Интенсивное цветение декоративных растений также доказывает положительное влияние гидропоники на их рост. Этот метод помогает снабдить растение всеми необходимыми ему полезными веществами. Оно растет крепким и здоровым, причем гораздо быстрее, чем в почве.
b. Растение не накапливает вредных и пагубно влияющих на человеческий организм элементов, содержащихся в почве. Как правило, это ядовитые органические соединения, избыток нитратов, радионуклиды, тяжелые металлы и прочие. Особенно это актуально для плодовых растений. Ведь при использовании метода гидропоники растения получают только лишь полезные вещества.
c. Растения не нуждаются в ежедневном поливе. И расход воды при гидропонике гораздо проще контролировать. Каждое растение требует исключительно индивидуального подхода. В зависимости от системы выращивания и объема емкости необходимо систематически доливать воду – одному растению раз в три дня, другому раз в месяц.
d. При почвенном выращивании растения нередко страдают от пересыхания и недостатка кислорода, в случае переувлажнения. С применением способа гидропоники это совершенно исключено.
e. Процедура пересаживания многолетних растений при использовании технологии гидропоники существенно облегчается. Ведь при пересадке их в почву корни в любом случае травмируются, в той или иной степени.
f. Благодаря гидропонике можно избежать таких проблем, как вредители и всевозможные разновидности грибков и болезней, которые встречаются у растений, растущих в почве. Вопрос о применении ядохимикатов сам собой отпадает.
g. Отпадает необходимость применения новой почвы, что значительно уменьшает затраты на процесс выращивания комнатных растений.
h. С практический точки зрения за такими растениями легче ухаживать, нет грязи от земли, нет посторонних запахов, нет вредителей, которые могут завестись в почве, а потом распространиться и на помещение.
i. При выращивании на гидропонике, корни у растений маленькие, а значит можно сэкономить на пространстве и материалах. Экономия воды может доходить до 80%.
j. Выращивать растения при таком способе можно круглый год и урожайность на единицу площади может быть выше в десятки раз. Выгода выращивания таким способом очевидна, ведь этим способом можно накормить весь мир.
k. Гидропоника может быть экологичной. Например, в Индии растения сажают на кокосовое волокно, а корни растения погружаются в воду. Естественно это не коммерческий способ выращивания и в магазине продуктов, выращенных таким способом найти невозможно.
l. Гидропоника позволяет избежать попадания в растения вредных примесей от промышленности. Ведь в огородах и дачах, которые находятся в городской черте или поблизости от города, в воздухе множество ядовитых примесей, которые впитывают растения.
m. На гидропонике выращиваются следующие культуры: огурцы, томаты, бобовые, зелень – салат, лук, укроп и пр. Таким способом нельзя вырастить: морковь, свеклу, картофель, редис.
Минусы применения технологии гидропоники:
· Вред овощей выращенных на гидропонике скорее зависит от химикатов, которые используются при выращивании, а не от самого метода. Зачастую применяют химикаты, действие которых направлено на максимальный и быстрый рост урожая («урожайные» химикаты).
· Как вы думаете, что для производителя важнее, здоровье людей или своя прибыль? Ответ очевиден. Тогда следующий вопрос — будет ли производитель думать о том, чтобы выращенная им продукция максимально приближалась по составу к натуральному и природному составу? Конечно нет. А раз так, значит для удешевления, он будет использовать только те химикаты, которые влияют на рост и внешний вид. Продукция получается, мягко говоря неполноценная.
· Со временем, накопление нитратов и других неприродных компонентов начинает приводить к различным заболеванием. Впрочем, здесь многое зависит от иммунитета человека и способности организма выводить из себя всё ненужное. По этой причине, в Интернете очень сложно найти что-то внятное о вреде гидропоники.
· Однако ряд тяжёлых металлов, которые попадают в организм через такую синтетическую продукцию, практически не выводятся и со временем это сказывается на здоровье. И когда спустя определённое количество лет, появляется какая-либо болезнь в следствии тяжёлых металлов или нитратов, то определить причину этого заболевания уже практически невозможно. Ведь неизвестно, через какие продукты это всё ненужное попало в организм.
· В домашних условиях выращивать такую продукцию и использовать весь необходимый комплекс микроэлементов. В этом случае будет гарантия от некачественных «урожайных» нитратов. Вред не в методе, а в применяемых химикатах. Если есть возможность вместо химии применить органику, это обязательно нужно сделать.
Как отличить овощи, выращенные на гидропонике, от натуральных овощей
· Внешний вид. У овощей, выращенных на гидропонике привлекательный, но в тоже время блёклый вид. Они долго хранятся, выглядят наливными. Именно такие продукты попадают в рекламу.
· Аромат. Гидропоника на «урожайных» химикатах лишает продукты аромата. Овощи не пахнут. В народе такие продукты называют «пластмассовыми».
Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и πόνος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.