Рабочий лист "Разговорный стиль" (11 класс)

  • Рабочие листы
  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный рабочий лист можно использовать на уроке изучения особенностей разговорного стиля речи совместно с презентацией "Разговорный стиль речи" (10-11 классы)
Иконка файла материала Рабочий лист. Разговорный стиль-11 класс.docx

Ф.И.уч-ся _________________                                                                 Дата:________________________

Рабочий лист

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 1. Определите стилистическую принадлежность текстов. Обоснуйте своё мнение.

А) Больше других мне нравилась лачуга шарманщика. Днём шарманщика никогда не было – он ходил по дворам. Около лачуги сидела на земле босая девушка с землистым лицом и красивыми хмурыми глазами. Она чистила картошку. Одна нога у нее была перевязана тряпками.

Это была дочь шарманщика, гимнастка, «человек без костей». Она ходила раньше с отцом по дворам, раскладывала коврик и показывала на нем <...>  акробатические трюки.   (К.Паустовский)

Б) С деградацией сельского хозяйства исчезает и вековой пласт культуры, деревенские обряды, обращённые к зем­ле-кормилице, следы истории, нравственность, привязанность к месту, где человек родился и без чего нет любви к большой Родине. Вот пример: лучшие песни наши – давние, военных лет и послевоенные – корнями уходят в деревенскую жизнь. Много сердечных песен появилось в последние годы? Увы, из «ящика» льётся лишь городской мусор «попсы», называемой песнями. А деревня, где рос Исаковский, пуста. Война смела хутор, где рос Твардовский, Матёру Валентина Распутина затопили «морем», Алепино Солоухина живо только приезжими летом…  (По В.Пескову)

В) Стыдно, женка. <...> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.                                            (по А.С. Пушкину)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа по теме урока

Задание 2.1. Определите особенности разговорного стиля речи.

Сфера применения: _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________Цели: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функция речи: _________________________________________________________________________

Содержание речи _______________________________________________________________________

Формы речи: ___________________________________________________________________________

Типы речи: ____________________________________________________________________________

Основной функционально-смысловой тип речи: ___________________________________________

Жанры речи: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основные признаки: ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.2. Заполните таблицу «Языковые особенности разговорного стиля речи»

Раздел  языка

Особенности

Примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к ЕГЭ.

 

Задание 1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте

пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение. _______________________

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите  варианты ответов, в которых лексическое значение  выделенного слова соответствует его значению      в данном тексте. Запишите номера ответов. _______________________________________________________________________________

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов. __________________________________________________________


1) В тексте наряду с нейтральной лексикой используется разговорная и просторечная лексика (женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении «но», частицы уж и вовсе не, вводное слово «видно»).
2) В тексте присутствует слово с оценочным суффиксом.
3) Текст представляет собой фрагмент делового письма, так как он адресован жене автора.
4) Выразительность текста обеспечивается следующими синтаксическими средствами: инверсией, вопросительным предложением. Эмоциональность тексту придает повтор слова «скверный».
5) Автор выражает свое возмущение, употребляя отсутствующую в языке форму множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Ответ: ______________________________________