Условия формирования эффективного педагогического общения
Обзор психологической литературы выявил, что педагогическое общение – это взаимодействие с учениками в разных видах учебно-воспитательной работы. По мнению М.И. Лукьяновой, результативность профессиональной деятельности педагога «…определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе взаимодействия» [12]. Л.М. Митина в своих трудах указывает, что «…центральным звеном функциональной структуры педагогического общения является система отношений учителя и ученика». Способности педагога в данном аспекте будут проявляться в умении показать в своих действиях по отношению к детям личный интерес. Педагогическое общение включает в себя контакт и ведущую роль учителя в процессе взаимодействия. Для успешности контакта нужны не только знания индивидуальных особенностей учащихся, но и умение построения уважительных и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Это возможно только при грамотном анализе межличностных отношений, а также оценивании определенных характеристик как учителя, так и учеников [15].
В своей профессиональной деятельности многие учителя часто сталкиваются с основной проблемой – неуважением и игнорированием учащимися мнения педагога. Это связано со снижением авторитета взрослого человека. Любой коллектив имеет сложную структуру взаимоотношений его участников. Особенно, данный факт чаще всего проявляется в классном коллективе и при взаимодействии с педагогами. Ученики также являются полноправными членами педагогического общения. И они также имеют право высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения и должны подчиняться принятым в школе нормам и правилам. Всё это не очень оптимистично звучит по отношению к педагогам, так как взгляды учащихся чаще всего разнятся с представлениями учителей о педагогическом общении. Каким образом можно восстановить утраченный авторитет учителей? Как можно повести за собой молодежь и эффективно организовать взаимодействие с ними? Давно уже известно, что современных школьников невозможно заставить делать что-либо помимо их воли и желания. Обращать внимание на жалость или вину бесполезно – социум сам развил в детях цинизм и хладнокровие. Уговаривать или пугать учеников срабатывает всё реже. В такой ситуации может помочь только личный пример педагога. Работа в школе давно перестала быть престижной или успешной как лет двадцать лет назад. Учителя получают небольшую заработную плату, а требования к их работе возросли в несколько раз. Очень сложно иногда удерживать в себе позитивные эмоции или чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ученики очень хорошо чувствуют эту состояние неуверенности, и стоит только учителю в чём-то показаться «слабым», как они тут же перехватывают инициативу в свои руки.
Переходим к основному условию эффективности педагогического общения – личный пример учителя. Знаете, почему ученики могут обвинять взрослых? За лицемерие. Молодежь может простить несправедливые упреки, непонимание, придирки, да все, что угодно, думая, что это разница в воспитании и возрасте. Но лицемерие и неискренность – это очень серьезные обвинения. Если учитель говорит ученикам, что надо хорошо относиться к другим людям, а сам начинает ругаться с родителями своих учеников. Если педагог говорит, что никогда нельзя обижать тех, кто слабее, а сам может обидеть и унизить своего ученика. Если преподаватель говорит, что надо постоянно учиться и самосовершенствоваться, а сам последний раз читал книгу несколько лет назад – это всё называется лицемерием. Иногда учителя сами не верят тому, что говорят, и самое лучшее – не обманывать учеников, потому как ложь рано или поздно раскрывается. Педагоги, которые всегда поступают честно, пользуются очень большим авторитетом у учеников. Такие учителя не позволяют себе то, что не хотели бы видеть в своих детях. В данном случае очень показательна поговорка «Хочешь исправить мир – начни с себя». С таких преподавателей дети всегда берут пример, на них равняются, о них говорят, и никто не может оказать влияние на их авторитет. Наоборот, в любых трудных ситуациях ученики всегда будут на стороне своего авторитетного учителя и осудят любого, кто попытается посягнуть на профессионализм педагога. Взрослый человек, и особенно учитель, всегда должен отвечать за свои слова и поступки. И тогда он всегда будет авторитетом для своих учеников. Даже, если это часто не получается, к этому надо стремиться.
Опора непосредственно только на опыт в общении на уроках является недостаточным условием для результативности диалога между учителем и школьниками. По мнению Е.И. Горюновой, «…формирование умений и навыков результативного общения происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе собственных слов и действий». Именно это помогает как педагогу, так и детям посмотреть на другого человека с его позиции; выработать адекватное отношение к возникающим ситуациям; осознать, как в действительности всё это воспринимается другими людьми [4]. Часто решения в педагогических ситуациях следует принимать на основании представлений участников друг о друге, а не навязывать другой стороне свой способ мышления и действия. Л.М. Митина подчеркивает, что «…осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования работы педагога осуществляется с помощью рефлексии» [15]. При этом рефлексия педагога — это его готовность на постоянную обратную связь, умение видеть и оценивать полученную информацию с позиции другого человека. Что в представлении многих исследователей [3,4,9,16 и др.] является важным условием развития эффективности педагогического общения.
Также, по нашему мнению, можно акцентировать внимание еще на одном условии, влияющим на формирование эффективного педагогического, общения, - это отсутствие привычки выставлять оценки людям, объектам и ситуациям по какому-то своему внутрен-нему критерию или своей личной точке зрения. На самом деле, воспринимать других людей, их слова и поступки, и при этом не высказывая своего мнения, сложно. Когда мы начинаем оценивать или «навешивать ярлыки», мы сужаем свой диапазон конструктивного общения. По мнению Н.Д. Вовченко: «Оценочные суждения вызывают у собеседника сильный эмоциональный протест, непроизвольное желание обороняться. Именно поэтому в ответ мы часто слышим что-то резкое, грубое. Наши слова воспринимаются как нападение и вызывают единственное желание – защититься. Констатация факта, простое описание того, что мы видим, наоборот, помогает избежать непонимания, ссоры. У нашего собеседника появляется выбор, свобода маневра». Обзор психолого-педагогической литературы показал, что безоценочное общение наименее представлено в исследованиях психологов и педагогов [3]. И педагог и ученики не всегда контролируют свои слова, поступки, жесты, выражение лица, эмоциональные реакции и т.д. Однако, важно помнить, что любое воздействие взрослого оставляет больший след в душе ребенка. Поэтому педагогам особенно важно осознавать и управлять тем влиянием, которое они оказывают на учеников.
Учитывая вышеизложенное нельзя не затронуть основополагающий критерий для формирования эффективного педагогического общения - наличие доверия и положительного отношения между участниками образовательного процесса. Именно доверие ведёт к взаимному уважению и эмоциональному контакту между учителем и его учениками. Без этого условия рассчитывать на успех межличностного взаимодействия будет очень сложно, поскольку при безразличных или отрицательных взаимоотношениях эффективность даже самых лучших педагогических воздействий будет самой минимальной [15]. Сущность эффективного педагогического общения как раз состоит в том, чтобы создать у собеседника такое психическое состояние, при котором он будет внутренне готов принять это влияние. Но это возможно лишь при «личностном» отношении и «диалогическом», «доверительном» типом общения. Участникам учебно-воспитательного процесса надо всегда помнить о том, что в общении, особенно педагогическом, психологическая и этическая стороны неразрывно связаны между собой. Эффективность педагогического общения значительно повышается при обращении к таким этическим ценностям, как доброта, справедливость, вежливость, честность и т.д. [20].
В любом общении едва ли не самым важным становится внимание и наблюдение за поведением, мимикой, жестами и другими невербальными средствами собеседника. При этом необходимо за такими внешними проявлениями не только «увидеть» мысли и чувства другого человека, но и попытаться предугадать его желания и намерения. В своей работе А.А. Леонтьев указывает, что умение «видеть» личностные особенности друг друга являются взаимовыгодным моментом – педагог учитывает интересы учеников, причем, не только познавательные, но и личностные, и ребенок «откликнется теплотой» по отношению к учителю, который сумел понять его желания, увлечения и интересы. При этом учащиеся постоянно пытаются понять отношение и чувства своего учителя. И педагогу необходимо грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие для данного момента вербальные и невербальные формы поведения, и важно быть понятым детьми и наладить общение с учениками. А.А. Леонтьев подчеркивает, что «…учителям необходимо настроиться на соответствующие отношения с учениками памятуя о том, что тем самым педагог демонстрирует им готовность и желание общаться, вызывая учеников на аналогичные встречные шаги, побуждая их к обоюдности» [11].
Совокупность описанных выше способностей участников образовательного процесса обеспечивает эффективность педагогического общения, но не сводится только к ним. Положительный результат возникает на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, при желании работать вместе. Основой в данном случае является личная эмоциональная заинтересованность друг в друге [13]. При этом отрицательно влияют меркантильные или престижные мотивы, отсутствие взаимной эмоциональной заинтересованности или духовной общности. В таких случаях рано или поздно педагогическое общение оскудевает и прекращается или же поддерживается лишь привычкой [12].
Личная заинтересованность в общении, по мнению А.К. Марковой, «…активизирует работу сознания учителя и учеников, побуждает их посмотреть на себя со стороны». Это происходит, когда основой общения становятся реальные интересы участников образовательного процесса. При этом особую важность приобретают морально-психологические свойства собеседников, умение слушать друг друга, понимать мысли и чувства другого, прощать случайные промахи и ошибки, преодолевать разногласия. В педагогическом общении необходимо, чтобы потребность во взаимопонимании была удовлетворена у всех участников образовательного процесса. Естественно, что основная роль при этом отдается взрослому, который должен стать образцом и своим личным примером показать сущность педагогического общения [13].
При отсутствии личной заинтересованности участников образовательного процесса общение между ними получается пресным и скучным. Общеизвестный факт, что заинтересованность есть основа любого прочного и долговременного общения, особенно профессионального. Если интерес присутствует при общении, то любые отрицательные аспекты могут быть преодолены [13].
Заинтересованность в общении педагога и учеников помогает в развитии личности обеих сторон. При этом участники учебно-воспитательного процесса учатся лучше понимать себя, а это необходимо для регуляции собственного поведения. Определенно, форми-ровать данную заинтересованность крайне сложно, так как необходимы условия, которые заставят как учителя, так и школьников оценивать и осознавать свои и чужие действия и поступки.
Можно сказать, что для того, чтобы сделать педагогическое общение эффективным, педагогу и ученикам необходимо обладать достаточно высокой культурой общения, основные положения которой можно попытаться свести к двум основным элементам: а) способность считаться с интересами собеседника, видеть и признавать в другом человеке его личные достоинства соблюдать морально-нравственные законы в общении, добровольно действовать по общим правилам, не причинять другому человеку физического или морального вреда; б) состояние комфортности, установка на восприятие других людей такими, какие они есть на самом деле, взаимность отношений на основе «истинности», честности, искреннего принятия друг друга.
Таким образом, в нашей работе мы постарались систематизировать условия по формированию эффективности педагогического общения, исходя из вариантов, предложенных самими учащимися. Полученная схема представляет собой два взаимосвязанных аспекта являющихся основополагающими при повышении эффективности педагогического общения. В свою очередь, каждый аспект имеет в своей структуре по три компонента, которые дополняют друг друга. Наша модель основных факторов формирования эффективности педагогического общения была составлена в результате исследования теоретических основ педагогического общения и экспериментального анализа полученных данных психологических диагностических методик.
Список литературы
1. Алексеенко Л.Д. Психология педагогической деятельности. - Москва, 2017.
2. Андронова Н.В. Поведение учителя в конфликтной ситуации. - Ярославль, 2015.
3. Вовченко Н.Д. Учитель - ученик: характер их взаимоотношений и их влияние на уро-вень воспитанности, обучения и социальной активности школьников. - Л., 2013. - 72 с.
4. Горюнова Е.И. Индивидуальный стиль в педагогическом мастерстве учителя. - Пермь, 2009.
5. Данеева Г.З. Культура педагогического общения. - М., 2010.
6. Дереклеева Н.И. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 2017.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д., 1997.
8. Кольцова Ж.В. Педагогические ситуации. - М., 2013.
9. Костылева Н.Е. Как оптимизировать процесс воспитания. - М., 2014.
10. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М., 2002.
11. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1979.
12. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие - Москва, 2012
13. Маркова А.К. Психология профессионализма - Москва, Знание – 2016.
14. Маркова А.К. Психология труда учителя - Москва, Просвещение – 2013.
15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал – Москва, 2014.
16. Неженко М.Д. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками - М.: ПЦ "Ин-сайт", 2012.
17. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. - Ижевск, 2014.
18. Теплова М.Н. Типы общения учителя // Психология учителя. - М., 2009
19. Уткина С.С. Школа глазами учеников и учителей // Вопросы психологии. - 1990. - № 4.
20. Черняховская А.Г. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии, автореферат, канд.- Новосибирск – 1997.
21. Шибаева Л.В. К проблеме повышения психологической культуры школьной практики // Вопросы психологии. - 1987, № 5, с.101-102.
22. Шубенко В.Р. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей - Москва – 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.