Рабочий лист представляет собой систему заданий к параграфу учебника А.В. Перышкина "Физика - 7 класс" по теме Золотое правило механики". Задания на поиск информации в параграфе и сопоставление. Приведены примеры решения задач. Задания целесообразно предлагать слабоуспевающим ученикам, либо учащимся, пропустившим урок по уважительной причине.
Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»
Внимательно прочитайте § 60 учебника и выполните в тетради следующие задания:
Урок 56:
Вставьте пропущенные слова:
1.
Пути, пройденные точками приложения сил на рычаге, обратно пропорциональны ______________.
Действуя на длинное плечо рычага, мы выигрываем в ____________, но при этом во столько же раз
проигрываем в _______________.
При использовании рычага выигрыша в ___________________________ не получают. Не дает выигрыша в
__________________ и неподвижный блок. Подвижный блок не дает выигрыша в _____________.
Многовековая практика показала, что __________________________________________.
2.
3.
4.
Найдите в учебнике описание эксперимента, показывающего, что рычаг не дает выигрыша в
работе. Перепишите его в тетрадь.
Найдите в учебнике описание эксперимента, показывающего, что подвижный блок не дает
выигрыша в работе. Перепишите его в тетрадь.
Найдите в учебнике «Золотое правило механики» и перепишите его в тетрадь.
Ответьте на вопросы:
5.
Для чего применяют простые механизмы, если они не дают выигрыша в работе?
Во сколько раз проигрывают в пути, используя для поднятия грузов подвижный блок?
Внимательно разберите пример решения задачи:
6.
Задача: С помощью рычага подняли груз массой 200 кг. На какую высоту был поднят груз, если сила,
действующая на длинное плечо рычага, совершила работу 400 Дж.
Сделаем пояснительный рисунок:
l2
С
В
F2
O
А
D
l1
F1
Здесь АВ – рычаг;
О – точка опоры рычага,
А,В – точки приложения сил F1 и F2
F1 – сила тяжести груза;
F2 – сила, которую прикладывают к длинному плечу рычага,
l1 = OD – короткое плечо рычага (на которое действует сила
чтобы поднять груз.
тяжести груза);
l2 = OC – длинное плечо рычага (на которое действует сила,
поднимающая груз);
Замечание: то есть, индексом 1 обозначаем величины, имеющие отношение к короткому плечу рычага, а
индексом 2 – к длинному.
рычага, чтобы поднять груз.
h1 = DA – высота, на которую нужно поднять груз;
h2 = BC – высота, на которую будет опускаться длинное плечо
Дано: Си: Решение:
m1 = 200кг 1) Запишем математически «золотое правило» механики: А1 = А2
A2 = 400 Дж 2) По определению, работа – произведение силы, действующей вдоль движения
h = ? тела, на путь, который тело проходит под действием этой силы. Тогда:
А1 = F1?h1
Выразим из этой формулы h1:
h
1
A
1
F
13) Чтобы найти F1, воспользуемся формулой для нахождения силы тяжести груза:
F1 = Fтяж = m1g = 200кг?10Н/кг=2000Н
4) Учитывая, что А1 = А2, вычислим h1:
h
1
A
1
F
1
Дж
Н
Ответ: h1 = 0,2 Н.
400
2000
2,0
м
7.
По образцу решите задачу: При помощи рычага приподняли немного дверь весом 0,84 кН,
действуя на длинное плечо силой 30Н. При этом была совершена механическая работа 26Дж. На
какую высоту была приподнята дверь, и как велико расстояние, на которое переместился конец
длинного плеча рычага?
Проверьте себя (Ответ: на высоту 3,1 см; 8,7см)
Внимательно разберите пример решения задачи:
8.
Задача: С помощью подвижного блока груз подняли на 3 м. На сколько пришлось вытянуть свободный
конец веревки?
Сделаем пояснительный рисунок:
Здесь F1 – сила тяжести груза;
F2 – сила, которую прикладывают к веревке, чтобы
поднять груз.
F2
h1– высота, на которую нужно поднять груз (т.е. путь,
который пройдет груз при его поднятии);
h2– высота, на которую пришлось вытянуть веревку
(т.е. путь, который «пройдет» веревка).
h2
Замечание: то есть, индексом 1 обозначаем величины,
связанные с грузом, а индексом 2 – с веревкой.
h1
F1
Дано: Си: Решение:
h1 = 3м 1) Воспользуемся «золотым правилом» механики: А1 = А2
h2 = ? 2) Работу определим по формулам А1 = F1?h1; А2 = F2?h2
Так как левые части этих уравнений равны, то должны равняться и правые части,
следовательно, F1?h1 = F2?h2
3) Учитывая, что блок подвижный, вспомним, что он дает выигрыш в силе в 2 раза.
Значит
F
2
F
1
2
, т.е. F2 = 2F1
3) F1?h1 = 2F1?h2;
h1 = 2?h2, поэтому h2 = h1/ 2 = 3м/2 = 1,5 м
Ответ: h1 = 1,5 м.
9.
По образцу решите задачу: На какую высоту с помощью подвижного блока можно поднять груз,
если при поднятии пришлось вытянуть 5м свободного конца веревки?
Проверьте себя (Ответ: 10м)
10.
Придумайте задачу на изучаемую тему и решите ее.
Домашнее задание:
11.
§ 60, упражнение 31 (стр. 149 учебника), письменно.Для подготовки к лабораторной работе:
Внимательно прочитайте § 61, выпишите в тетрадь основные выводы, и ответьте на вопросы после
параграфа.
Внимательно прочитайте описание лабораторной работы №10 на странице 170 и подготовьтесь к ее
выполнению.