Рабочий лист по теме "Информационные ресурсы" (9 класс, информатика)
Оценка 4.9

Рабочий лист по теме "Информационные ресурсы" (9 класс, информатика)

Оценка 4.9
Рабочие листы
doc
информатика
9 кл
07.01.2017
Рабочий лист по теме "Информационные ресурсы" (9 класс, информатика)
Данная дидактическая разработка представляет собой рабочий лист для самостоятельной работы по теме “Информационные ресурсы" для учащихся 9 класса на уроке информатики. При работе с листом учащимся предлагается прочитать приведенные тезисы, ответить на вопросы после текста, распределить на группы предложенные ресурсы и дать краткую характеристику информационного общества.
Информационные ресурсы.doc

Задания для самостоятельной работы учащихся по теме «Информационные ресурсы»

 

Кобелева ГА, учитель информатики

 

Понятие информационных ресурсов

 

Ресурс — это запас или источник некоторых средств.

Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Традиционными видами общественных ресурсов являются

·        материальные ресурсы,

·        сырьевые (природные) ресурсы,

·        энергетические ресурсы,

·        трудовые ресурсы,

·        финансовые ресурсы.

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

 

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

 

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

 

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

 

Любая попытка дать некую классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

·        отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);

·        форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.). Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

 

Например, в развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

 

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

 

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

 

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.

 

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

 

 

Рынок информационных ресурсов

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:

·        информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;

·        информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);

·        информационные технологии, компьютерные программы;

·        базы данных, информационные системы

·        и многое другое.

 

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — как правило, это производители информации или ее собственники. Ими бывают:

·        центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

·        службы связи и телекоммуникации;

·        бытовые службы;

·        специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

·        неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;

·        консалтинговые (консультационные) фирмы;

·        биржи;

·        частные лица (например, программисты) и пр.

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

 

Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

 

Информационные услуги оказывают отнюдь не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.

 

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).

 

Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

 

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет движение к информационному обществу. Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, то есть с началом 50-х годов XX века. Это совпадение явилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий круг ученых и специалистов.

 

По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.


Вопросы и задания

 

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1.      Что обозначает термин «ресурсы»? Какие бывают ресурсы?

Ответ:

 

2.      Что такое информационные ресурсы?

Ответ:

 

3.      Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?

Ответ:

 

4.      Почему информационные ресурсы можно назвать товаром?

Ответ:

 

5.      Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?

Ответ:

 

6.      Что представляет собой рынок информационных ресурсов?

Ответ:

 

7.      Кто на рынке информационных ресурсов выступает в роли продавца, а кто — покупателя? Приведите по три примера.

Ответ:

 

8.      Могли бы вы предложить на рынок информационных ресурсов какой-нибудь свой товар? Как бы вы его оценили?

Ответ:

 

9.      Что относится к числу информационных услуг?

Ответ:

 

10.  Придумайте новый вид информационных услуг.

Ответ:

 

11.  Что является основой мирового рынка информационных ресурсов и услуг?

Ответ:

 

 

Задание 2. Распределите ресурсы в приведенном списке на группы. Дайте группам названия.

 

Знания, труд, станки, оборудование, компьютер, нефть, деньги, земля, каменный уголь, люди, минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, ресурсы животного мира, горно-промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные, горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье, минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы, пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы, предметы труда, сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство и отходы производства, запасные части машин.

 

Ответ:

 

Задание 3. Кратко опишите, каким вы представляете себе информационное общество.


Скачано с www.znanio.ru

Задания для самостоятельной работы учащихся по теме «Информационные ресурсы»

Задания для самостоятельной работы учащихся по теме «Информационные ресурсы»

Например, в развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках

Например, в развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья;…

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья;…

Вопросы и задания Задание 1

Вопросы и задания Задание 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017