Выполнив все задания на рабочем листе, учащиеся выходят на алгоритм:
Алгоритм (Презентация)
1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений). Исключите простые предложения, БСП, ССП (сочинительные союзы).
2. В СПП найдите подчинительные союзы и союзные слова. Отсеките СПП с одним придаточным. Ищите СПП с двумя и несколькими СПП. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
Вывод: Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.Пройдя все задания рабочего листа, учащиеся обобщают материал в виде алгоритма.
Рабочий лист №1
Ф.И.О. _______________________________ Ряд : 1 Дата ____________
1. Сравните два предложения по способу связи простых предложений в составе сложного и
по количеству грамматических основ.
1. Николай шёл изза угла, где находился чёрный ход, и был также неприятно удивлён,
увидев брата.______________________________________________________________
2. И он подумал, что если Кеша Казарин отвесит ему шелобан, то это будет смешно.
2. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в
них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.
Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте схемы
предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как
будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой)
2. Составить алгоритм определения вида подчинения в СПП с
несколькими придаточными.
Рабочий лист №2.
Ф.И.О. _______________________________ Ряд : 2 Дата ____________
1. Сравните два предложения по способу связи простых предложений в составе сложного и
по количеству грамматических основ.
1. Николай шёл изза угла, где находился чёрный ход, и был также неприятно удивлён,
увидев брата.______________________________________________________________
2. И он подумал, что если Кеша Казарин отвесит ему шелобан, то это будет смешно.
2. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в
них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.
Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте схемы
предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений.
Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади…
ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин)2. Составить алгоритм определения вида подчинения в СПП с
несколькими придаточными.
Рабочий лист №3.
Ф.И.О. _______________________________ Ряд : 3 Дата ____________
1. Сравните два предложения по способу связи простых предложений в составе сложного и
по количеству грамматических основ.
1. Николай шёл изза угла, где находился чёрный ход, и был также неприятно удивлён,
увидев брата.______________________________________________________________
2. И он подумал, что если Кеша Казарин отвесит ему шелобан, то это будет смешно.
2. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в
них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.
Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте схемы
предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений.
По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на
которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками.
(А.С.Пушкин)
2. Составить алгоритм определения вида подчинения в СПП с
несколькими придаточными.