Данный материал представлен в формате word и предназначен в помощь при проведении урока по соответствующей теме в 9 классе. Рабочий лист составлен к учебнику Пёрышкина и предполагает работу с текстом учебника, проведением опытов, формулированием выводов и одновременным заполнением пропусков. Материал полностью готов к распечатке.
В ы с о т а и т е м б р з в у к а. Г р о м к о с т ь з в у к а. § 35 36
Опыт №1: с линейкой:
Линейка издаёт звук, если колеблется с частотой, не меньшей, чем 20 Гц.
1.Закрепите линейку, зажав между столами и заставьте совершать колебательные движения. Звук __________
______________________________________________________________________________________________
2.Укоротите линейку, то *частота __________________________, звук стал ____________________________
3.Ещё укоротите линейку, то *частота _________________________, звук стал ____________________________
ВЫВОД: в ысота звука зависит от ____________, с увеличением частоты колебаний звук ____________________
вплоть до ____________________
______________ тон это звук источника, совершающего гармонические колебания ______________ частоты
(камертон)
Все звуки это совокупность _______________ частот (совокупность чистых тонов)
Опыт №2: с камертоном ударить по камертону
1.С малой силой, то громкость ____________________, т.к. малая ___________________ колебаний
2.С большой силой, то громкость _____________________, т.к. большая ___________________ колебаний
ВЫВОД: громкость зависит от ______________________, чем больше ____________________, тем звук
__________________
Громкость зависит от длительности звука и особенностей слушателя
_____________ – единица громкости
Уровень громкости – ________________
Уровень звукового давления – _________________________
В приведенной таблице указана примерная громкость звука различных источников.
Громкость, дБ
Источник звука
10
Тиканье ручных часов
20
Тихий шепот, шелест листьев
60
Обычная речь
Громкая речь
80
Голос профессионального певца 100
Отбойный молоток
110
120
Рокконцерт
Громкость, равную 120 дБ, называют болевым порогом — при достижении этого уровня возникают болезненные
ощущения, а при длительном воздействии такого звука происходит необратимое ухудшение слуха: человек,
привыкший к рокконцертам, уже никогда не услышит тихий шепот или шелест листьев
Самостоятельная работа
1. От чего зависит высота тона звука?________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
2. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении частоты колебаний в звуковой волне?___________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в звуковой волне?__________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. В какой среде звуковые волны не распространяются? __________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Определите длину волны в воздухе, если период колебаний источника звука 0,005 с. Скорость звука в воздухе
составляет 330 м/с.
Дано: Решение:
6. Определите длину звуковой волны в воздухе, если частота колебаний источника звука 2000 Гц. Скорость звука в
воздухе составляет 340 м/с.
Дано: Решение:
7. Найдите скорость распространения звука в материале, в котором колебания с периодом 0,01 с вызывают
звуковую волну, имеющую длину 20 м.
Дано: Решение: