Работа классного руководителя по патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения
"Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами.
Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В «Концепции модернизации российского образования» определены важнейшие задачи воспитания, среди которых – формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Основными задачами патриотического воспитания учащихся являются:
- изучение ближайшего социального окружения ребёнка;
- осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;
- создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;
- стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;
- вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;
- организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни;
- стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей профессиональной деятельности воспитанника.
Содержание гражданско-патриотического воспитания в школе основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- Тематические классные часы;
- Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев;
- Работа объединений;
- Проведение общешкольных мероприятий;
- Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- Участие в конкурсах, смотрах.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели я ставлю следующие задачи:
-утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
-формирование ведущих интегративных качеств личности;
-воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
-воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого я стараюсь комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.
Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь.
В нашей школе проводятся мероприятия патриотической направленности.
Без внимания школьников никогда не остается памятник павшим воинам села. Каждый учебный год проходит возложение цветов к памятному месту, весной и осенью учащиеся проводят уборку территории памятника. Проводится митинг в честь Дня Победы. Наши учителя и ученики ежегодно принимают участие в праздничном концерте в День Победы с приглашением ветеранов войны, солдатских вдов, тружеников тыла.
Особое внимание уделяется сегодня Дням воинской славы России.
Я познакомлю коллег с той работой, которую мы провели в своей школе, участвую в районном конкурсе «России верные сыны», посвященном 75-летию Сталинградской битвы. Одним из этапов этого проекта была акция «Равняйся на своего героя».
Цель конкурса: Воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, уважительного отношения к Родине и ее историческим корням через знакомство с подвигом советского народа в Сталинградской битве во время Великой Отечественной войны.
Реализуя следующие задачи:
1.Познакомили учащихся с основными этапами Сталинградской битвы и приняли активное участие в историческом квесте «Сталинградская битва»
2.Учащиеся познакомились с героями Сталинградской битвы через викторину «За Волгой для нас земли нет!»
3.С целью пропаганды музыкальных произведений патриотической тематики, укрепляющих духовно-нравственное состояние современного общества, выступили на школьном конкурсе театрализованной патриотической песни.
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся 7-8 классов, волонтеров краеведческого кружка в школе прошло торжественное мероприятие с приглашением потомков участников Сталинградской битвы.
По итогам поиска найдена информация о 17 земляках- участниках Сталинградской битвы. Домой вернулись только 5 героев.
Поисковая работа началась с материалов школьного музея, Книги Памяти со списками погибших и без вести пропавших участниках Великой Отечественной войны.
Кропотливую работу по поиску и уточнению информации электронных данных выполнили Волонтеры Победы, поисковики: Людмила Юрьевна Соковикова и Наталия Ивановна Санникова.
Они главные кураторы нашей поисковой работы.
При поиске использованы материалы центрального архива Министерства обороны;
Обобщенного электронного банка данных «Мемориал» для поиска информации на погибших и пропавших без вести;
Обобщенного электронного банка данных «Подвиг народа» для поиска информации на вернувшихся и награжденных.
В исследовательской работе использованы архивные документы – извещения по персональному учету потерь в Великой Отечественной войне – похоронки на уроженцев Кулыжского сельского совета. Их предоставил Начальник отдела военного комиссариата Кировской области по городу Вятские Поляны и Вятскополянскому району Великанов Владимир Николаевич.
Рассказывая о подвиге героя, дети вручали детям и внукам- потомкам открытки «Он был защитником Сталинграда» с фотографией героя и папку для семейного архива с ценной информацией о его боевом пути со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
…………………………………………………………………………………………………………..
Сценарий торжественного мероприятия «Равнение на героя», посвященного 75-летию победы советского народа в Сталинградской битве.
Место проведения –музей МКОУ СОШ с.Кулыги
Организаторы- учащиеся 7-8 классов под руководством классного руководителя, директора школьного музея Ханжиной Н.В., воспитателя дошкольной группы Соковиковой Л.Ю.
Звучит песня о Сталинграде «Это город-герой» (1,35)
2 февраля наша страна торжественно отметила 75-летие победы советского народа в Сталинградской битве.
В рамках Всероссийской акции «Равнение на героя» мы проводим встречу с потомками участников Сталинградской битвы.
Наши уважаемые гости - дети и внуки героев Сталинграда.
На нашей встрече присутствуют:
Глава Кулыжского поселения -Алексей Александрович Хашимов,
Зам.директора ДДТ – Светлана Владимировна Кочуева,
Известный краевед района – Владимир Александрович Слесарев,
Главный редактор газеты «Левобережный наблюдатель» Вотинцев Александр Александрович
Волонтеры краеведческого кружка занимались поисковой работой.
………………………………………………………………………………..
Витя:
По итогам поиска найдена информация о 17 земляках-участниках Сталинградской битвы.
11человек из села Кулыги,
1человек из д. Курщино,
3 человека из д.Помяловка,
1 человек из деревни Пеньки,
1 человек из деревни Белогузка…..
Домой вернулись 5 человек.
…………………………………………………………………………………
Здесь все смешалось в этой круговерти:
Огонь и снег, пыль и свинцовый град.
Кто уцелел здесь…до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград.
Сталинградская битва- гигантское по масштабам сражения ВОВ развернулось во второй половине 1942 г. на берегах Волги.
Гитлер издал директиву: это овладение нефтеносными районами Кавказа и выход к Волге в районе Сталинграда.
Взятие Сталинграда могло иметь для Советского Союза катастрофические последствия.
Сталин издал приказ «Ни шагу назад!»
Превосходство в танках было 2х-кратным, в самолетах- 4х-кратным, значительный перевес личного состава. Победы можно было достичь лишь путем военного искусства.
Сотни немецких самолетов наносили удары по промышленным и жилым кварталам, превращая их в руины, горела земля, горела Волга.
За каждое здание , за каждую пядь земли бойцы стояли насмерть, обагряя их кровью.
Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую «цитадель».
Командир батальона армии Паулюса Вельц писал, что вспоминает это как страшный сон «Утром 5 немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»
Немцы прозвали путь к городу «дорогой смерти».
200 дней город стоял насмерть!
……………………………………………………………………………………………….
Песня «Горячий снег» (1,50)
……………………………………………………………………………………………….
Голос Левитана «О победе над Сталинградом» (3,08)
………………………………………………………………………………………………
Велики были потери и с нашей стороны. Сталинградская земля стольких сынов своих приняла, что и подумать страшно – 1млн.70 тысяч
По ней ходить просто так нельзя, по ней ступать-то надо очень осторожно. Здесь кровью и тысячами жизней заплачено за каждую пядь земли.
Особенно много осталось лежать в этой земле гвардейцев и курсантов – вчерашних школьников.
Из каждой тысячи человек, брошенных в Сталинград с той и другой стороны, выжили только трое.
На фоне Лунной сонаты
У могилы святой встань на колени.
Здесь лежит человек твоего поколения.
Ни крестов , ни цветов, не полощутся флаги.
Серебрится кусок алюминиевой фляги,
И подсумок пустой, и осколок гранаты-
Неразлучны они даже с мертвым солдатом.
Ты подумай о нем, молодом и веселом,
В 41-м окончил он среднюю школу.
/Семен Гудзенко/
В те тяжелые для страны дни многие героические действия из-за сложности обстановки остались неизвестными, и не были отмечены.
Но много ли мы знаем имен людей, которые прорывали огненное кольцо и отдали при этом жизнь? Очень мало. На них не составлялись наградные листы.
И остались павшие воины лишь в памяти немногих уцелевших товарищей. А время неумолимо стирало потом имена ,фамилии, даты, названия населенных пунктов, да и сами ветераны тоже уходили из жизни, унося с собой эту память.
Когда читаешь наградные листы, во весь рост встает богатырский облик советского война, отстоявшего Отчизну. Они первыми среди первых шли на врага, были там, где решался успех боя.
Нужно было любить Родину, чтобы в 18-20 лет с гранатами ложиться под фашистские танки. Идти на таран вражеских самолетов, грудью закрывать амбразуры немецких дзотов.
И делали это воины по зову сердца, а не по приказу командира. Эти подвиги вошли в историю как бессмертные, ибо не умирает тот, кто сознательно принес свою жизнь на алтарь победы.
……………………………………………………………………………………………….
Аделина:
Запивахин Алексей Дмитриевич,1922г.р.,гвардии сержант, командир телефонного отделения роты связи.
В 19 лет был призван на действительную службу. Через год получил две боевые награды: медаль «За оборону Сталинграда» и «За Отвагу».
С наградного листа
Телефонист роты связи под минометным и артиллерийским огнем исправил 300 прорывов в линии связи.
Во время отражения контратаки был ранен , но не ушел с поста, продолжая уничтожать гитлеровцев. Лично убил 7 немецких солдат. Приставлен к правительственной награде – Ордену Отечественной войны 2 степени.
За боевой путь Алексей
Дмитриевич награжден: 3-мя медалями «За Отвагу»
Орденом Красной Звезды, Орденом Славы 3 степени, Орденом Октябрьской революции,
орденом Отечественной войны 1 степени, медалью Жукова, медалью «За победу над
Германией».
День Победы герой встретил в госпитале в г Кенигсберге.
…………………………………………………………………………………
Нам очень приятно сегодня вручить открытку «Он был защитником Сталинграда» с фотографией героя. И подарить для семейного архива папку с ценной информацией о его боевом пути.
…………………………………………………………………………………………….
Вручение папки, открытки и цветов со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
……………………………………………………………………………………………..
Никита: Пекарев Александр Павлович,1923 г.р., старший сержант.
Воевал на Сталинградском фронте в составе 38 танкового полка в лыжном батальоне
Лыжников враги называли «Снежными призраками» и «Белыми дьяволами»
Эти батальоны формировались зимой и придавались стрелковым дивизиям и бригадам для их усиления.
Отдельные лыжные батальоны составляли мобильный резерв командования Красной Армии и благодаря своей манёвренности они успевали к самым горячим боям.
Следует отметить, что лыжники считались элитой Красной Армии.
Отбор в лыжные батальоны проводился даже более тщательно, чем в стрелковые части. В лыжные батальоны предпочтительно брали молодых, крепких, физически и морально выносливых парней. Отбор был на уровне десантных войск.
Они были предназначены для действий в тылу врага, предательство одного бойца привело бы к гибели всего подразделения. Бойцы лыжных батальонов опережали и окружали врага, устраивали огневые засады на дорогах, перерезали важнейшие коммуникации немцев, совершали отчаянные рейды преследования.
Обладая большой маневренностью, действуя вне дорог и появляясь неожиданно в тылу или на флангах неприятеля, они вносили панику и смятение в его ряды. Враг называл летучие, неуловимые, страшные своей ударной силой лыжные батальоны "лыжной смертью". Лыжные батальоны называли ещё - «снежной кавалерией».
Только за первый год войны они уничтожили около 3 000 солдат и офицеров противника, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более
1 000 вагонов с войсками и военными грузами, совершили нападение на 24 вражеских аэродрома.
Из воспоминаний: «У лыжников были
маскировочные белые халаты. Были одеты хорошо. Но на себе тащишь ручной
пулемет, автомат, вещмешок, сумку с гранатами (две противотанковые, две
маленькие). Самое основное это был сон, как бы выспаться. И второе, как покушать. Нас обслуживала
кухня, она приезжала два раза в сутки, утром и вечером. Вода, хлеб, каша,
махорка, сахар, спиртное (100 граммов)».
Александр Павлович в одном из боев был ранен, находился в эвакогоспитале.
Уволен в запас по ранению в сентябре 1943года.
К 40-лению Победы в ВОВ награжден Орденом Отечественной войны 1 степени.
……………………………………………………………………………………………….
Вручение папки, открытки и цветов со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
………………………………………………………………………………………………
Данил:
Санников Иван Николаевич,1923 г.р. ефрейтор, сапер 83 отдельного штурмового инженерно-саперного батальона 17 штурмовой инженерно-саперной Гатчинской дважды краснознаменной бригады
Боевой путь солдат начал в боях под Сталинградом, окончил в Берлине. За проявленное мужество в боях под Сталинградом награжден медалью «За оборону Сталинграда».
С наградного листа:
«При выполнении боевого задания при строительстве моста под обстрелом противника на быстром течении т.Санников ,вдвоем со своим сослуживцем доставили на рыбацкой лодке 5 свай и обеспечили бесперебойную работу строительства моста. За что награжден медалью «За Отвагу».
С наградного листа:
«Сапер т.Санников при прорыве обороны на плацдарме, прикрывая огнем своего автомата работающих саперов по проделыванию проходов в заграждениях противника, по своей инициативе с фланга подполз к огневой точке и забросал ее гранатами. Пробил проход в стене дома, чем обеспечил вход пехоты с тыла.
Награжден медалью «За Отвагу»
Санников Иван Николаевич за боевые заслуги награжден:
Медалью «За оборону Сталинграда»
2 медали «За Отвагу»
Медаль «За освобождение Варшавы»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За Победу над Германией в ВО войне 1941-1945»
К 40-летию Победы в ВОВ Иван Николаевич награжден Орденом Отечественной войны 1 степени.
……………………………………………………………………………………………….
Вручение папки, открытки и цветов со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
……………………………………………………………………………………………….
Но не все солдаты возвратились к родным очагам. И это самое тяжелое последствие войны. Трудно было найти семью, которая не потеряла бы кого – либо из родных. Горе пришло почти в каждый дом. Дети потеряли отцов, матери - сыновей, жены - мужей. Война оставила миллионы инвалидов.
Кто может сосчитать, сколько рядовых красноармейцев сложило голову, защищая родную землю.
Кто покажет матери, брату, сестре или жене могилу павшего?
Сколько их безымянных героев , до сих пор считающихся без вести пропавшими.
………………………………………………………………………………………………
Песня «Помолчим давай брат за своих» (2,00)
…………………………………………………………………………………
Аня:
Запивахин Алексей Михайлович,1905 г.р., рядовой, стрелок.
До 2017 года считался пропавшим без вести. Удалось установить судьбу солдата: место и дату гибели.
Алексей Михайлович попал в окружение, был пленен в Сталинграде. Несколько месяцев находился и был замучен в плену в 1942г.
В Западной Германии есть памятник, который построили бывшие военнопленные. Это был первый памятник русским солдатам. В братской могиле покоится 65 тысяч солдат. На обелиске высечена надпись: «Здесь покоятся русские солдаты, замученные в фашистском плену». Обелиск увенчан красным знаменем.
………………………………………………………………………………… Вручение папки, открытки и цветов со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
Андрей:
Санников Владимир Андрианович, 1922 г.р., краснофлотец, телефонист, 92 отдельной стрелковой бригады морской пехоты.
В 1940 году был призван на срочную службу на Северный флот. В мирной профессии электрик. Член ВЛКСМ.
Горстка моряков держала оборону элеватора – хранилища с зерном. 21 сентября фашисты предприняли решительное наступление. Над элеватором нависли бомбардировщики врага. От разрывов бомб и снарядов лопался бетон и горело зерно. От пыли и дыма тяжело было дышать.
Из дневника немецкого военнослужащего «Идут бои в элеваторе, там русские смертники. Если все в домах в Сталинграде будут так обороняться, то из наших солдат никто не вернется в Германию».
В этом бою погиб Владимир Андрианович. Ему было всего 20 лет.
После войны в Сталинграде открыт памятник морякам – североморцам, героически защищавшим элеватор.
……………………………………………………………………………………………….
Вручение папки, открытки и цветов со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
………………………………………………………………………………………………
Игорь:
Санников Александр Иванович,1906г.р., мл сержант, стрелок, помощник командира отделения 147 стрелковой дивизии.
Немецкие войска пытались нанести охватывающий удар по флангам советских войск, оборонявших подступы к большой излучине Дона. Прорвать их позиции, чтобы стремительным ударом овладеть Сталинградом.
17 июля – первые серьезные столкновения наших войск с силами противника на берегах притоков Дона. В результате ожесточенных боев северная группировка 6 полевой армии, окружив правофланговые соединения прорвала фронт советских войск, и к исходу 24 июля 1942 года передовые части Вермахта вышли к правому берегу Дона.
Согласно именному списку безвозвратных потерь 147 стрелковой дивизии 62 армии, младший сержант, помощник командира отделения Санников А.И.1906г.р., уроженец с.Кулыги В-Полянского района, убит при выполнении боевого задания 24 июля 1942 года.
В результате поиска была установлена судьба солдата. По ФИО жены удалось определить год рождения и утвердить место гибели.
Похоронен в районе станицы Обливская Сталинградской области.
…………………………………………………………………………………
Вручение папки, открытки и цветов со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
…………………………………………………………………………………
Влад:
Ханжин Михаил Кузьмич,1906 г.р., красноармеец, помощник старшины 147 стрелковой дивизии.
На фронт был призван 31 декабря 1941 года Вятско-Полянским районным военным комиссариатом Кировской области и направлен в 426 в/часть г.Арска.
Оборонительные бои начались на дальних подступах к Сталинграду. Основные усилия войск были сосредоточены в большой излучине Дона.
В течении шести суток вели передовые отряды оборонительные бои. Это позволило выиграть время для усиления обороны на основном рубеже.
Шестая немецкая армия предприняла попытку, охватывающими ударами по флангам советских войск в большой излучине Дона окружить их, выйти в район Калача и с запада прорваться к Сталинграду.
Отбросить противника не удалось, однако наступление на северо-западных подступах было приостановлено.
19 августа немецкие войска форсировали Дон и захватили на его восточном берегу плацдарм, на котором сосредоточилось шесть дивизий.
Помощник старшины 147-й стрелковой дивизии Ханжин М.К. 15 августа 1942 года попал в окружение в излучине реки Дон в районе города Калач-на- Дону и пропал без вести.
………………………………………………………………………………………………
Одногодки, земляки воевали в одной стрелковой девизии. Обороняли подступы к Сталинграду. Оба погибли в бою.
……………………………………………………………………………………………
Вручение папки, открытки и цветов со словами: «Спасибо за подвиг героя Сталинграда»
…………………………………………………………………………………………….
Герои живы пока о них помнят. Предлагаю почтить память павших в боях под Сталинградом минутой молчания.
……………………………………………………………………………………………….
Алена:
Кропотливую работу по поиску и уточнению информации электронных данных выполнили Волонтеры Победы, поисковики: Людмила Юрьевна Соковикова и Наталия Ивановна Санникова.
Они главные кураторы нашей поисковой работы.
…………………………………………………………………………………………….
Ульяна:
При поиске использованы материалы центрального архива Министерства обороны;
Обобщенного электронного банка данных «Мемориал» для поиска информации на погибших и пропавших без вести;
Обобщенного электронного банка данных «Подвиг народа» для поиска информации на вернувшихся и награжденных.
……………………………………………………………………………………………….
Настя:
В исследовательской работе использованы архивные документы – извещения по персональному учету потерь в Великой Отечественной войне – похоронки на уроженцев Кулыжского сельского совета. Их предоставил Начальник отдела военного комиссариата Кировской области по городу Вятские Поляны и Вятскополянскому району Великанов Владимир Николаевич.
……………………………………………………………………………………………
Звучит песня: « Сражение за Сталинград» или
« На Мамаевом кургане тишина»
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.