Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач в детском музыкальном объединении "Живая струна"
Оценка 4.9

Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач в детском музыкальном объединении "Живая струна"

Оценка 4.9
doc
03.03.2023
Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач в детском музыкальном объединении "Живая струна"
Методическая разработка с приложениями и технологической картой урока.
Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач .doc

                                                                                                                                                                               Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 Образовательный центр с. Сергиевск

Cтруктурное подразделение «Поиск»

 

    

 

Программа: «Шестиструнная гитара», объединение: «Живая струна»

 

 

 

Наименование работы:

 

 «РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ И РЕШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЖИВАЯ СТРУНА»

                                                                                                                        

 

 

 

 

                                     

Исполнитель: Верещагина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск

     

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергиевск, 2023

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

3-4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.                       Организация  работы над исполнительским репертуаром.                                                                                                    

1.2.          Подготовительный этап занятия.

1.3.          Структура занятия с описанием, целей и задач каждого этапа. 

1.4.                      План-конспект  (технологическая карта).

Заключение.

Список использованных источников, литературы и электронно-образовательных ресурсов.

Приложения.

 

5-7

8-9

10-16

17-29

 

30-31

 

32-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

           Актуальность данной разработки состоит в том, что план-конспект  занятия представлен в форме технологической карты – графического варианта традиционного плана-конспекта - с детальным описанием  каждого этапа и использованных в нём средств, форм и методов обучения с применение дистанционно-образовательных технологий (ДОТ).  Прогнозируемые результаты обучающихся (в работе над исполнительским репертуаром)  соориентированы на требования ФГОС второго поколения, что соответствует современным запросам государства и общества к результатам обучения в целом.  В качестве электронно-образовательных ресурсов используются  электронные программы-приложения на платформе Андроид («НМ-Песенник»,   «Guitar Tutor», «Песни под гитару»), установленные на смартфонах обучающихся, содержащие в своём меню все необходимые компоненты – тюнер, метроном, электронную базу  песен и аккордов. При проведении занятия в онлайн-режиме используется бесплатная платформа отечественных разработчиков - «Салют, Jazz», позволяющая планировать и проводить  видео-встречи в необходимое время.                 

           Цель  разработки учебного занятия: создать необходимые условия для закрепления  навыков исполнительской техники гитариста в работе над исполнительским репертуаром с использованием электронно-образовательных ресурсов и дистанционно-образовательных технологий.

          Время проведения:  1 час 20 мин. (с перерывом в 10 мин.)

           Место проведения:   аудитория № 10 (СП «Поиск» «Образовательный центр» с. Сергиевск в пгт Суходол - ул. Молодогвардейская,25)

         Участники:   обучающиеся 8-х, 9-х,11-х классов

         Программа: «Шестиструнная гитара»,  модуль: «Исполнительский репертуар».

         Занятие по теме «Работа над исполнительским репертуаром и решение различных исполнительских задач» из модуля «Исполнительский репертуар» является восьмым по счёту и посвящено жанру рок-музыки, а именно, разбору песен группы «ДДТ».

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.                       Организация работы над исполнительским репертуаром

 

   Образовательный процесс в объединении «Живая струна» ведётся по общеразвивающей дополнительной общеобразовательной программе художественной  направленности «Шестиструнная гитара», рассчитанной на два года обучения. В объединении  занимаются ребята в возрасте от 10 до17 лет, (учащиеся 4-11 классов), имеющие элементарные музыкальные данные – чувство ритма, слух, музыкальную память. Максимальная нагрузка в неделю: для  1-го  года обучения - 3 часа на группу, для  2-го года обучения - 3 часа на группу. Продолжительность занятия – 1 час 20 мин. с 10-ти минутным перерывом. Образовательный процесс осуществляется одним педагогом.

        Работа над исполнительским репертуаром начинается на первом году обучения   и составляет 108 учебных часов, исходя из УТП программы «Шестиструнная гитара». Изучив основные виды аккордов 1-й позиции в пределах пяти ладов - мажорные и минорные трезвучия, септаккорды, а также – блюзовые, джазовые, дробные и нестандартные  аккорды  (модуль «Основы элементарной теории музыки», рассчитанный на 36 часов), ребята приступают  к освоению различных видов аккомпанемента  («модуль «Гитарный аккомпанемент», рассчитанный на 36 часов).            Модуль «Исполнительский репертуар» является завершающим (третим по счёту) в учебном плане для юных гитаристов первого года обучения и также рассчитан на 36 учебных часов.  На этом этапе ребята изучают разножанровые музыкальные произведения,  знакомятся с ритмоструктурой и особенностями исполнения авторской (бардовской) песни, песни в стиле рок, эстрадной песни. В качестве электронно-образовательных ресурсов ребята используют электронные  программы-приложения на платформе Андроид  («НМ-Песенник»,   «Guitar Tutor», «Песни под гитару»), которые установлены на смартфоны обучающихся из магазина бесплатных приложений «Плей-маркет».  Электронные базы песен, аккордов данных приложений без труда помогают найти нужную песню даже без наличия сети Интернет.

      Подбор репертуара происходит в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями и исполнительскими возможностями ребёнка.      

Песни из мультфильмов («Антошка», «Мама для мамонтёнка», «Львёнок и черепаха», «Бременские музыканты», «Улыбка» «Приключения Кота Леопольда»), и известных детских фильмов («Выше радуги», «Завтрак на траве», «Приключения Электроника»),  с небольшим количеством простых аккордов предназначены самым юным гитаристам.

    Обучающимся среднего и старшего звена в качестве инструктивного материала по выбору предлагаются известные бардовские  песни: «Как здорово!» О. Митяева,  «Милая моя» Ю.Визбора, «Если друг!» В.Высоцкого (на закрепление «вальсовки» и арпеджио, характерного для размеров 6/8, 12/8); «Ваше благородие» И. Шварца, Б. Окуджавы (на закрепление «элементарного щипка»).  Особой популярностью у  подростков, занимающихся в объединении, пользуются рок-баллады и популярные композиции таких российских групп, как «Ария», «Пикник», «Люмен», «Кино», «Нервы», «Пилот», «ДДТ» и т.д. Песни с аккордовой системой обозначения вышеперечисленных рок-групп ребята также используют в качестве инструктивного материала при изучении арпеджио (перебора) и гитарного «боя» различных  видов.  

         Возможность выбора исполнительского репертуара, предоставленная юным гитаристам, повышает мотивацию к обучению в объединении,  способствует дальнейшему совершенствованию  музыкально-исполнительских способностей детей, повышает уровень познавательной активности, развивает навыки самостоятельной работы над музыкальным материалом.

          Привитие определенных правил в подходе к разучиванию новой репертуарной композиции (песни, табулатуры) является важным моментом, на котором следует фиксировать внимание обучающегося. Прежде всего нужно узнать, знакомо ли это произведение ученику или оно для него абсолютно ново? Если произведение  является незнакомым, следует про­слушать его в записи для того, чтобы составить себе представление о нем в целом. Важ­но, чтобы ученик схватил основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль. Необходимо узнать, какие произ­ведения данного автора знакомы ребёнку.  Сразу надо приучать запоминать тональность, в которой написано произведение, темп и ритм. Для того чтобы произведение сразу хорошо и правильно за­помнилось, лучше учить его небольшими кусками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Если это песня в аккордовой системе обозначения, необходимо определиться с видом аккомпанемента, соответствующем размеру оригинального исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.          Подготовительный этап занятия

 

           При подготовке учебного занятия, связанного с работой над исполнительским репертуаром, необходимо повести подготовительный этап. Задание  подготовить краткую информацию о своём любимом музыканте-исполнителе (музыкальном коллективе, группе) обучающиеся получают    заранее. Каждый  выбирает определённый  формат выступления - устное сообщение, фото-отчёт, презентация.  Освещаются основные моменты творческой деятельности музыкального исполнителя (коллектива), чьё произведение предстоит проанализировать (по предлагаемому плану) и отыграть на музыкальном инструменте.

             В сообщения обучающихся могут входить краткие биографические данные музыканта, история создания произведения (песни), жанровая принадлежность, дискография, наиболее известная композиция (альбом). Информация,  подготовленная   таким  образом,  способствует развитию самостоятельных умений обучающихся в работе с различными информационными источниками, способствуя развитию познавательных УУД.

             Все обучающиеся заранее  предупреждаются о том, что на занятии они должны иметь с собой смартфоны  с установленными электронными программами-приложениями на платформе Андроид («НМ-Песенник»,   «Guitar Tutor», «Песни под гитару»), опыт работы с которыми имеется у каждого. Также на компьютерах (ноутбуках, планшетах, смартфонах) ребят должна быть установлена программа «Салют, Jazz», позволяющая проводить  занятия в режиме онлайн. Также, все обучающиеся имеют доступ в чат учебной группы на платформе мессенджера «Вайбер», благодаря которому могут получать ссылки на учебные ресурсы, размещённые в  облачных сервисах.

Проведение учебного занятия по работе над исполнительским  репертуаром предполагает ряд предварительных действий направленных на:

1.     определение основных целей и задач занятия, исходя из его вида и типа;

2.     отбор форм, методов, средств, необходимых для достижения поставленных целей при групповой форме обучения;

3.     учёт возрастных, индивидуальных особенностей,  музыкально-исполнительских способностей и возможностей каждого ребёнка;

4.     обеспечения необходимой ресурсно-технической базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.          Структура занятия с описанием целей, задач каждого этапа

 

Этап занятия,

время

(в мин.)

Цели, задачи

Содержание этапа с использованием ДОТ

 

Организационный

 

Подготовка обучающихся к совместной деятельности на занятии.

Активизация  внимания.

Создание позитивного эмоционального настроя на предстоящую учебную деятельность с использованием музыкального приветствия. Диагностика настроения и готовности к работе по цветным смайлам «Светофор».

 

Актуализация знаний (по опорным понятиям)

Установление правильности и осознанности  уяснения учебной информации   Выявление пробелов в понимании и их коррекция.

Проверка знания основных опорных понятий, необходимых для  работы на занятии.

Использование ресурсов, размещённых на  облачных сервисах.

Постановка темы, целей и задач занятия. Мотивация к деятельности

 

 

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности в работе над исполнительским репертуаром.

 

Самостоятельно формулируют тему занятия, высказывая свои предположения. Прогнозируют спектр видов деятельности, которые будут осуществлять при работе над исполнительским материалом.

Использование ресурсов, размещённых на облачных сервисах.

 

Физминутка

Психо-эмоциональная разгрузка с целью активизации внимания работоспособности обучающихся.

Выполнение динамических упражнений совместно с педагогом.

Использование ресурсов, размещённых на облачных сервисах.

 

Работа над репертуа ром. Самостоя

тельная практичес

кая деятельность обучающих

ся

Закрепление знаний и способов действий обучающихся:

- в работе над анализом музыкального произведения по плану;

 - в исполнении фрагмента музыкального произведения одним из видов аккомпанемента.

- в работе с электронно-образовательными ресурсами.

Разогревание голосового аппарата с помощью упражнений-распевок. Самостоятельное выполнение тренировочных заданий теоретического (анализ  по плану) и практического характера ( исполнение фрагмента песни под собственный аккомпанемент) в работе над репертуарными композициями. Использование ресурсов, размещённых на облачных сервисах и ЭОР - электронного тюнера, метронома, электронной базы песен и аккордов из программ «НМ Песенник»,  «Guitar Tutor», «Песни под гитару».

Физминутка (проводится в середине предыдущего этапа)

Психо-эмоциональная разгрузка с целью активизации внимания работоспособности обучающихся.

Выполнение гимнастики для улучшения мозгового кровообращения совместно с педагогом.

Использование ресурсов, размещённых на облачных сервисах

Осуществление коррек ции

 

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Выявление пробелов и слабых мест в выступлении.  Коллективное обсуждение.

Итог занятия

Рефлексия

Мобилизация детей на самооценку по итогам работы на занятии.

 Оценивание работоспособности, психологического состояния, результативности работы, содержания и полезности учебной работы с использованием цветных смайлов «Светофор».

 

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

 

Сообщение темы домашнего задания. Инструктаж по его выполнению. Запись темы д/з в рабочие тетради.

Использование ресурсов, размещённых на облачных сервисах и ЭОР - электронного тюнера, метронома, электронной базы песен и аккордов из программ «НМ Песенник»,  «Guitar Tutor», «Песни под гитару».

 

 

                 

            Организационный этап целесообразно начать с диагностики эмоционального настроя обучающихся на совместную деятельность с использованием  диагностика «Светофор». Обучающиеся демонстрируют своё настроение, используя один из цветных смайлов раздаточного материала:  зелёный – «отличное»,  жёлтый – «удовлетворительное», красный – «плохое».  Для оптимизации эмоциональной сферы юных гитаристов  педагог предлагает организовать музыкальное приветствие, проведя предварительный инструктаж по его выполнению. После взаимного приветствия диагностика «Светофор» проводится ещё раз. Цель – проследить динамику улучшения эмоционального настроя  обучающихся.

             Следующий этап  - этап актуализации знаний  позволяет вспомнить ранее изученные понятия, знания  которых будут необходимы обучающимся  в рамках дальнейшей практической деятельности  (при выполнении задания, связанного с анализом репертуарной композиции).  Педагог в онлайн-режиме проводит игру «Отгадай слово» (Приложение 1), используя наглядный материал (карточки с опорными понятиям), предлагая обучающимся разъяснить значение того или иного термина из учебного материала предыдущих занятий. Если по техническим причинам связь будет прервана, то обучающимся предлагается самостоятельно проверить свои знания, пройдя по ссылке на данный ресурс, расположенный  в облачном сервисе мail. Ссылка на опорные понятия из игры «Отгадай слово» помещается в общий чат учебной группы в «Вайбере».                   

Постановка темы, целей и задач занятия осуществляется совместно с детьми. Обобщая результаты проверки знаний основных опорных понятий  у обучающихся, педагог   подводит детей к самостоятельной формулировке целей и задач предстоящей совместной деятельности – работе над песнями  из репертуара группы «ДДТ»,  жанровая принадлежность которых относится к «рок-музыке». На этом этапе главное – создать ведущий мотив к дальнейшей продуктивной работе обучающихся.  Для этой цели с детьми можно провести эвристическую беседу,  предлагая ответить на следующие вопросы:

1.     Музыка каких жанров и стилей тебя интересует? Нравится ли тебе музыка в стиле «рок»?

2.     Назовите свой любимый музыкальный коллектив (исполнителя), играющих  «рок-музыку»? Обоснуйте свой выбор?

3.     Какая композиция группы «ДДТ» тебе кажется наиболее интересной? Почему?

4.     На что обращаешь внимание в первую очередь  (текст или музыка)?

5.     Какие эмоции испытываешь при прослушивании любимой песни?

             Отвечая на подобные вопросы, обучающиеся получают ведущий личностный мотив в работе над репертуаром – научиться исполнять любимые песни для собственного удовольствия. Осознание ведущего мотива – залог продуктивной работы на учебном занятии.

Также на этом этапе проводится Речевая разминка (Приложение 2) с использованием скороговорок. Сначала педагог озвучивает ту или иную скороговорку и просит повторить её одним обучающимся (по желанию). Если задание выполнено верно, то эту же скороговорку повторяют всем коллективом. Если допущена ошибка, прочтение данной скороговорки предлагается следующему обучающемуся, и затем проговаривается всем коллективом. При техническом сбое и отсутствии связи  в учебной группе мессенджера «Вайбер» обучающиеся получают ссылку на ресурс в  облаке mail и самостоятельно проговаривают скороговорки, в соответствии с  прилагающимися  инструкциями.

             Физминутка во время учебного занятия, рассчитанного на 1ч. 20 мин.    проводится два раза.  Первая – «Динамические движения под музыку» (Приложение 3) - после этапа постановки целей, вторая – «Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения» (Приложение 9) – во время основного этапа, через 20 мин. после его начала. Ссылки на динамические паузы, помещённые  в облачное хранилище, доступны в учебной группе мессенджера «Вайбер». Т.е. при возникновении технических сбоев при проведении занятия в режиме онлайн, каждый обучающийся может проделать все упражнения самостоятельно. 

             Основной этап. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся в работе над репертуаром  

               Разогревание голосового аппарата с помощью упражнений-распевок  (Приложение 5) под гитарный аккомпанемент  педагога проводится всем коллективом в течение 10 минут. При техническом сбое или отсутствии связи, в общем чате учебной группы, размещённой на платформе «Вайбер», ребята получают необходимую ссылку и выполняют задание самостоятельно.

              Анализ музыкального произведения (песни) по плану (Приложение 4) также организуется с использованием инструктивного материала, размещённого в облачном хранилище.  Анализ песни и выступление с устным сообщением по итогам выполненной работы  проходит в   индивидуальном  порядке. Каждый выполняет задание самостоятельно, используя для анализа одну из трёх песен  из репертуара группы «ДДТ» - по выбору  («Что такое осень?», «Это всё», «Просвистела»). Работа выполняется с  использованием электронных песенных баз  программ-приложений («НМ Песенник»,  «Guitar Tutor», «Песни под гитару»). При техническом сбое или отсутствии связи (при проведении занятия в онлайн-режиме),   в общем чате учебной группы в «Вайбере» ребята получают необходимую ссылку на ресурс в облачном хранилище и выполняют задание самостоятельно. Ответы на вопросы присылаются обучающимися в общий чат группы мессенджера «Вайбер».

            Проверка и настройка музыкального инструмента  осуществляется либо вручную, либо по  электронному тюнеру программы «Guitar Tutor».

 (Приложение 7) .

           На этапе исполнения фрагмента песни под собственный аккомпанемент целесообразно использование электронного метронома (Приложение 8)   из программ – приложений «НМ Песенник»,  «Guitar Tutor».

            Если обучающиеся для разбора выбрали одну и ту же песню, то по желанию, исполнение музыкального фрагмента осуществляется по количеству участников - дуэт, трио, квартет – при проведении занятия в кабинете. В  групповом  аккомпанементе используются подходящие по размеру, изученные ранее,  различные виды арпеджио и «боя» (по выбору обучающихся).

           В режиме онлайн-встречи такой формат будет трудноосуществим, поэтому, обучающимся предлагается записать на телефон фрагмент своего выступления с исполнением куплета и припева одной из песен группы «ДДТ» и выслать его педагогу для оценивания в личные сообщения мессенджера «Вайбер». Второй вариант – поместить запись своего исполнения в облако mail, а ссылку отправить педагогу.  

            Осуществление коррекции проходит в форме коллективного обсуждения. На этом этапе  каждому участнику творческого процесса предоставляется возможность оценить  результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, проведённой на этапе самостоятельной    работы,  выявить пробелы и слабые  места в выступлении.  Примерными критериями оценки  исполнения музыкального произведения могут выступать следующие:  технический уровень воспроизведения музыкального фрагмента; соответствие темпа, ритма оригиналу; вокальное мастерство исполнителя (чистота интонирования; певческое дыхание, звуковедение); общее впечатление от исполнения. Оцениваться может также уровень владения средствами ЭОР (использование в своей работе электронных тюнера, метронома, песенных баз из программ-приложений «НМ Песенник»,  «Guitar Tutor», «Песни под гитару») и сложности, возникающие при работе с электронно-образовательными ресурсами. Обучающиеся могут произвести самооценку своего выступления, а также выступления своих одногруппников, используя пятибалльную систему.

Организация рефлексии  проводится в виде эвристической беседы. На этом этапе важно  получить обратную связь от каждого ребёнка не только на предмет самооценки своей работы на  занятии  с позиции качества выполненной работы в целом (анализ музыкального произведения и вокально-инструментальное исполнение его фрагмента). Более важным и значимым является диагностика эмоционального настроя обучающихся – участников коллективного творческого процесса.  Важно создать у всех чувство удовлетворения от индивидуальной и совместной  деятельности, мотивировать детей к дальнейшему развитию своих музыкальных способностей и практической их реализации в работе над исполнительским репертуаром. Для отслеживания положительной динамики эмоционального настроя обучающихся на данном этапе целесообразно провести финальную  диагностику «Светофор».

Домашнее задание ориентировано на самостоятельный поиск репертуарного материала с использованием различных информационных источников, включая средства ЭОР и Интернет-ресурсы.   Возможность свободы выбора, предоставленная обучающимся в поиске понравившейся песни жанра «рок-музыка», способствует повышению мотивации к действиям по выполнению полученного задания. 

 

 

 

 


1.5.                      План-конспект  (технологическая карта)

 

Объединение, группа

«Живая струна»,  первый год обучения. 

 

Педагог

Верещагина М.Е.

 

Тема учебного занятия

 

  Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач на примере разбора песен группы «ДДТ».

Модуль программы

Исполнительский репертуар.

 

Тип занятия

Комбинированное.

 

Цель занятия

Создать условия для закрепления  навыков исполнительской техники гитариста в работе над исполнительским репертуаром; применить практические навыки и умения, полученные при изучении   гитарного аккомпанемента в исполнительской деятельности. Оптимизировать коллективную музыкально-творческую деятельность  с помощью электронных программ приложений.

 

Задачи урока

Обучающие

развивающие

Воспитательные

 

 

Закрепить и систематизировать полученные знания в области  гитарного аккомпанемента с воспроизведением различных его видов на музыкальном инструменте (шестиструнной гитаре). Формировать умение самостоятельного подбора аккомпанемента и анализа исполняемого произведения по обозначенным критериям с использованием электронно-образовательных ресурсов (программ-приложений на платформе Андоид) и облачных сервисов.

 

Развивать и  активизировать музыкально-слуховую сферу. Развивать   вокальные исполнительские навыки и практические умения в овладении шестиструнной гитарой  на примере изучаемых репертуарных композиций и  инструктивного материала, размещённого на облачных сервисах.   Развивать познавательную и творческую активность через различные виды музыкальной деятельности – игру на музыкальном инструменте, пении; выполнении упражнений на развитие певческого дыхания, исполнительской дикции  и других вокальных навыков обучающихся.  Развивать исполнительскую выдержку в процессе работы над музыкально-исполнительским материалом.

Пробуждать интерес к,   изучаемому предмету  через использование исполнительского репертуара и работу над инструктивным материалом электронного формата;   формировать музыкальный вкус; формировать потребность в самостоятельной и коллективной музыкально - творческой деятельности с использованием электронно-образовательных ресурсов и облачных сервисов; формировать установку на здоровый образ жизни.

 

 

Ресурсное обеспечение

 Рабочие тетради обучающихся;  наглядный дидактический материал: «Опорные понятия» к игре «Отгадай слово»; наглядный раздаточный дидактический материал: скороговорки для развития речи и дикции; упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата;  комплекты разноцветных смайлов «Светофор» для диагностики настроения обучающихся и рефлексии, тексты приветствия; инструктивный раздаточный материал: план анализа музыкального произведения;

индивидуальный инструктивный материал из репетуарных папок обучающихся: тексты песен в аккордовой системе обозначения; музыкальные инструменты (шестиструнные гитары) по количеству обучающихся.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Электронный тюнер для настройки гитары, метроном, электронные базы песен, электронные базы аккордов

 из электронных программ-приложений - «Guitar Tutor», «НМ – Песенник», «Песни  под гитару»);

Ресурсы, размещённые на облачных сервисах:

 https://cloud.mail.ru/public/2qgF/4TSc8WMbc  - «Опорные понятия» к игре «Отгадай слово»;

https://cloud.mail.ru/public/yyqV/28rvjnj3R -  скороговорки для развития речи и дикции;

https://cloud.mail.ru/public/E6W6/2P2Pv11pK -  упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата;

https://cloud.mail.ru/public/CCnS/KiCZZQJQp - план анализа музыкального произведения;

https://cloud.mail.ru/public/ZqNF/3tXea6HRx - тексты песен группы «ДДТ» («Что такое осень?», «Это всё», «Просвистела») в аккордовой системе обозначения;

https://cloud.mail.ru/public/8KbY/Nhi2PYDGT - физминутка;

https://cloud.mail.ru/public/UPfN/tG2ve5Z4o - гимнастика для улучшения мозгового кровообращения;

https://cloud.mail.ru/public/DHGt/c4Mitn3MK - презентация по использованию электронных программ-приложений на платформе Андроид в работе над исполнительским репертуаром ( разбор песни «Что такое осень?» - «ДДТ»); https://cloud.mail.ru/public/RGYt/3sXtH8YiL - план-конспект  (технологическая карта) занятия.

 

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Ноутбук,  смартфоны обучающихся с установленными  электронными программами-приложениями  на

 платформе Андроид («Guitar Tutor», «НМ – Песенник», «Песни под гитару»); программа «Салют, Jazz»

 установленная на компьютеры (ноутбуки, планшеты, смартфоны) обучающихся и педагога,   для организации учебного  занятия в режиме онлайн,                          

 

 

Этап занятия,

время

(в мин.)

Название используемых ЭОР, дидактичес ких и раздаточных материалов

Деятельность педагога

 

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания с указанием формы организации учебной деятельности

Универсальные учебные действия

 

1

Организационный

момент – 2 мин.

Комплекты разноцветных смайлов «Светофор» для диагностики настроения обучающихся; Тексты музыкального приветствия.

 

Настраивает учащихся на работу, создаёт позитивный эмоциональный настрой на предстоящую работу.

 

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
- А теперь проверим ваше настроение. С помощью цветных смайлов, лежащих на партах, покажите, как вы себя чувствуете сейчас Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично.

- Спасибо, молодцы! А я хочу пожелать всем, хорошего настроения и творческой активности в нашей совместной деятельности!

 

Приветствуют друг друга, мобилизуются и настраиваются на работу в классе.

 

-Всем желаем счастья! Добрый день наш класс!

 

Выполняют задания, следуя инструкциям педагога.

 

 

 

 

- Спасибо!

 

 

 

 

Музыкаль

ное приветствие (всем коллективом).

 

 

Диагностика настроения обучающихся «Светофор» (индивидуаль но).

Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу.  Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные:                  формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития учебных мотивов.

 

 

2

Актуализация знаний (по опорным понятиям) - 7 мин.

Наглядный дидактический материал: «Опорные понятия» к игре «Отгадай слово»

https://cloud.mail.ru/public/2qgF/4TSc8WMbc

Организует этап актуализации знаний обучающихся с целью проведения параллелей с ранее изученным материалом, используя наглядный материал.

Проводит игру «Отгадай слово», используя наглядный дидактический материал.

 Опорные понятия - репертуар, аккомпанемент, темп, тональность, табулатура, музыкальный жанр, песня,  авторская песня,) популярная музыка (поп-музыка), рок-музыка (рок) (Приложение 1).

Выполняют задания, давая определение опорным понятиям, изученным на предыдущих занятиях.

 

 

Отвечают на вопросы, участвуя в игре, дополняя ответы товарищей.

Игра «Угадай слово»  (в форме опроса, всем коллективом)

Познавательные: умение определять опорные понятия (музыкальные термины),  обобщать, классифицировать; умение строить логическую цепь рассуждений. Регулятивные: умение принимать учебную задачу; целеполагание; коррекция.

Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника.        

 

3

Постановка темы, целей и задач занятия. Мотивация к деятельности -7 мин.

 

 

 

 

 

 

Рабочие тетради.

Наглядный раздаточный дидактический материал: «Скороговорки для развития речи и дикции».

https://cloud.mail.ru/public/yyqV/28rvjnj3R

 

 

 

 

 Подводит к обоснованию и формулировке темы занятия.                                                          - Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься?                           Озвучивает тему занятия,.                                                - Тема нашего занятия «Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач».  Мы продолжаем цикл занятий по разбору песен в жанре «рок».              И прежде, чем мы перейдём к следующему этапу, предлагаю  и провести речевую разминку (Приложение 1).  В этом нам помогут скороговорки для развития артикуляционного аппарата и исполнительской дикции.  

Проводит речевую разминку. Поправляет, вносит коррективы.

                            

Строят предположения,  формулируют тему занятия.

- Работать над исполнительским репертуаром – петь песни, аккомпанируя себе на гитаре.

 

Принимают информацию, записывают тему в рабочих тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание,  следуя инструкциям педагога, проговаривая скороговорки вместе с педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктаж.

 

Речевая разминка (работа над певческой дикцией, индивидуаль

но).

 

 

 

 

 

Познавательные: умение выделять необходимую информацию;

Регулятивные: умение принимать учебную задачу; целеполагание; планирование; прогнозирование.  Коммуникативные: развитие монологической и диалогической форм речи;  умение строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника; умение организовать учебное сотрудничество.                                              

 

 

Физминутка - 2 мин.

https://cloud.mail.ru/public/8KbY/Nhi2PYDGT

 - Предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку. Согласны?      

Инструктирует, выполняя движения вместе с обучающимися под динамичную музыку (Приложение 3).                                                             - Слушаем, запоминаем,                           Ни минуты не теряем.                           Раз — подняться, улыбнуться.                Два — руки вверх и потянуться. Три — согнуться, разогнуться. Четыре — снова все начать.               Пять — поглубже всем вздохнуть.                                  Шесть — на пояс руки ставим. Семь — повороты туловища начинаем.                                    Восемь — столько раз приседаем.                                     Девять — потягиваемся и отдыхаем.                                    Десять — и урок наш продолжаем.

 

 

 

 

- Да!

 

 

Выполняют упражнения, следуя инструкциям педагога.

Инструктаж.

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни.

 

4

Работа над репертуа ром. Самостоятельна практическая деятельность обучающихся-43 мин.

Рабочие тетради.

Репертуарные папки обучающихся.

Инструктивный раздаточный материал: «План анализа музыкального произведения»

https://cloud.mail.ru/public/CCnS/KiCZZQJQp

Наглядный раздаточный дидактический материал:

«Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата»

https://cloud.mail.ru/public/E6W6/2P2Pv11pK

Тексты песен в аккордовой системе обозначения

https://cloud.mail.ru/public/ZqNF/3tXea6HRx

Электронные программы-приложения «Guitar Tutor», «НМ – Песенник», «Песни под гитару».                            

 

Организует самостоятельную деятельность обучающихся. Ставит учебную задачу. Инструктирует. Отвечает на вопросы по выполнению задания.

- Предлагаю выбрать одну из трёх изучаемых песен  из репертуара группы «ДДТ» («Что такое осень»?, «Это всё», «Просвистела») и провести её  анализ по предлагаемому плану (Приложение 4). Затем,  озвучить результаты и исполнить фрагмент песни – куплет с  припевом, аккомпанируя себе на гитаре выбранным видом аккомпанемента.

- Но, сначала, разогреем свой голосовой аппарат с помощью упражнений распевок (Приложение 5).

Аккомпанирует на гитаре, исполняя упражнения вместе с обучающимися.

- Молодцы! Проверьте свои инструменты по электронному тюнеру  программы-приложения «Guitar Tutor», на ваших смартфонах (Приложение 7) и приступайте к аналитической работе.

Выслушивает результаты аналитической работы. Уточняет. Дополняет. Вносит коррективы по мере необходимости.

 

 

 

 

Прослушивает фрагменты песен из репертуара группы «ДДТ» в исполнении обучающихся (Приложение 6)  .

 

Оценивает исполнительский уровень сыгранных произведений,

 

Принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют вокальные упражнения-распевки, используя инструктивный материал.

 

 

 

Настраивают гитары по электронному тюнеру.

 

 

Разбирают выбранную музыкальную композицию по плану, используя инструктивный раздаточный материал, средства ЭОР.

Озвучивают результаты проведённого анализа, обмениваясь мнениями по освещению спорных вариантов ответов.

Исполняют фрагмент выбранной композиции (куплет с припевом), аккомпанируя себе на гитаре, с применением метронома (Приложение 8) и электронной базы песен одной из программ-приложений на платформе Андроид,  используя разносоставные формы аккомпанемента.

Производят первичную самооценку своим исполнительским возможностям.

Инструктаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение вокальных упражнений (всем коллективом).

 

Настройка гитары по электронному тюнеру (индивидуально).

Анализ музыкального произведения по предоставленному плану (индивидуальная самостоятельная работа).

Исполнительская деятельность (индивидуально, в дуэте, в составе трио).

Познавательные: умение интерпритировать информацию, представленную в наглядно-символической форме (табулатуры, аккорды); умение  анализировать репертуарные композиции по плану; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; умение использовать в музыкально-исполнительской деятельности средства ЭОР.

Регулятивные:

 умение принимать учебную задачу; планировать, прогнозировать, производить

коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные: умение производить взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение продуктивно сотрудничать со сверстниками; умение ориентироваться на позицию других людей.

Личностные:

формирование эстетических чувств при общении  музыкой; формирование адекватной позитивной самооценки.

 

 

Физминутка - 2 мин. (проводит ся в середине предыдущего этапа).

 Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

https://cloud.mail.ru/public/UPfN/tG2ve5Z4o

 

- Пришло время сделать небольшой перерыв. Предлагаю выполнить гимнастику для улучшения мозгового кровообращения (Приложение 9)

Инструктирует, показывая алгоритм действий.

1)Исходное положение – сидя на стуле.

1.голову наклонить вправо;

2.исходное положение;

3.голову наклонить влево;

4 исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2) Исходное положение – стоя, руки на поясе.

1.поворот головы направо;

2.исходное положение;

3.поворот головы налево;

4 исходное положение.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Выполняют упражнения, следуя инструкциям педагога.

Инструктаж.

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни.

 

6

Осуществление коррекции – 10 мин.

 

 

Оценивает результат самостоятельной деятельности обучающихся в рамках работы над  репертуаром и решении различных исполнительских задач по предложенным критериям. Выявляет пробелы. Вносит коррективы.

Осуществляют оценку и самооценку своего выступления. Выясняют, что получилось, что требует дальнейшей проработки. Участвуют в коллективном обсуждение своих результатов работы над репертуарными композициями.

Коллективное обсуждение.

Познавательные: умение формулировать проблему (учебную задачу), умение самостоятельно создавать способы решения проблем (учебных задач).

Регулятивные:

 умение производить анализ и коррекцию, своей деятельности; умение производить самооценку результатам деятельности и деятельности других участников коллектива. Коммуникативные: ориентация на партнёров по общению, умение вступать в продуктивный диалог.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

 

7

 

Итог занятия

Рефлексия - 5  мин.

Раздаточные комплекты разноцветных смайлов «Светофор».

Подводит итоги. Выясняет, достигли ли учащиеся цели. Задаёт вопросы о впечатлениях от занятия и эмоциональном настрое воспитанников по окончанию урока. Создаёт ситуацию успеха для каждого участника общего творческого дела.  Мотивирует коллектив на  дальнейшую продуктивную совместную деятельность в музыкальном коллективе.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что понравилось? Что не совсем? Почему?

- Используя цветные смайлы, оцените свою работу на занятии. Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично. Обоснуйте и поясните свой выбор.

 Формируют конечный результат своей работ на занятии. Рассказывают о своих впечатлениях, используя приём «Светофор». Делятся мнениями о видах деятельности,  которыми  занимались на уроке (отрабатывали  певческую дикцию с помощью скороговорок, разогревали голосовой аппарат с помощью вокальных упражнений, анализировали музыкальные произведения по плану, слушали песни в исполнении друг друга; рассуждали; играли на музыкальных инструментах, пели;  оценивали свою работу)

Диагностика настроения обучающихся «Светофор» (индивидуально).

Познавательные: умение анализировать, обобщать и делать выводы; умение структурировать полученные знания о различных видах аккомпанемента в работе над репертуаром. Регулятивные: умение производить оценку, самооценку, взаимооценку. Коммуникативные: учёт разных мнений и умение обосновать собственное; ориентация на партнёров по общению.  Личностные: рефлексия своих действий; формирование адекватной самооценки.

8

Постанов ка домашнего задания - 2 мин.

Рабочие тетради обучающихся.

 

Озвучивает информацию о домашнем задании. Инструктирует, даёт рекомендации к выполнению.

-Выбрать, используя электронную базу программ-приложений  на платформе Андроид, песню в аккордовой системе обозначения в жанре «рок» для исполнения. Провести анализ по плану и сделать первичный разбор. -Спасибо  за урок! До следующей встречи!

Принимают информацию, записывают задание в тетради, задают уточняющие вопросы.

Всем коллективом.

Познавательные: знаково-символическое моделирование полученной информации. Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование, прогнозирование.  Коммуникативные: ориентация на партнёров по общению, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

 

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Данная методическая разработка, как в полном объёме, так и фрагментарно, может быть рекомендована к применению педагогам  учреждений дополнительного образования в музыкальных объединениях художественной направленности, школьным учителям музыки и педагогам ДШИ (класс гитары), руководителям любительских объединений соответствующего направления, принадлежащим клубной сфере.

          Оформление плана-конспекта учебного занятия в виде технологической карты, представленное в данной работе, поможет молодым педагогам при подготовке к урокам различной направленности.

            Скороговорки для развития речи и исполнительской дикции, содержащиеся в приложении, могут быть использованы в качестве  речевой разминки в театральных и литературных кружках. Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата будут незаменимы для вокальных   объединений и студий.

Все ресурсы, используемые при проведении данного занятия, не только объединены в УМК (см. Приложения), но и размещены в облачном сервисе mail. Ссылки на них имеются в технологической карте урока. Сама технологическая карта также доступна в облачном сервисе. Таким образом, данное занятие можно проводить как в режиме онлайн, так и в формате отсроченного времени (офлайн).  

            Особое внимание стоит уделить электронным программам-приложениям Guitar Tutor, НМ – Песенник на платформе Андроид, которые являясь бесплатным контентом, не требуют для своей работы наличия сети Интернет и могут служить блестящей альтернативой дорогостоящим средствам ТСО. Все программы легко  скачиваются на любой смартфон из магазина приложений  - Плей-маркет.

           Данные программы незаменимы как  для обучения игре на гитаре в целом, так и в работе над исполнительским репертуаром, потому как являются многофункциональными и содержат в своём меню не только электронные тюнер и метроном, но и огромную базу песен и аккордов. Электронные программы – приложения дают возможность:

- выбора любой песни  в аккордовой системе обозначения без использования источников сети Интернет, бумажных носителей и средств ТСО;

- просмотра обучающих видео-уроков на канале Ютуб с разборами различных песен и изучением различных видов  аккомпанемента;

- настраивать гитару по электронному тюнеру и использовать метроном;

- использовать функцию транспонирования в электронном варианте.

Работа  с электронными приложениями - «Guitar Tutor», «НМ – Песенник», «Песни под гитару» открывает широкие возможности не только для плодотворной  работы юных гитаристов в очном формате,  но и в рамках самообразования обучающихся, особенно при проведении занятий в дистанционном режиме.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников, литературы и электронно-образовательных ресурсов

 

Литература:

 

1.     Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика.- М.:  Академия, 2009.

2.     Дрындин В.А. «Основы методики обучения сольному пению» - Самара: СГАКИ, 2007.

3.     Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

4.     Никитина Т.В. Технологические карты уроков по учебнику Е.Д. Критской, Т.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной – Волгоград, 2016.

5.     Петров П.В. Гитара. Самоучитель. Безнотная методика. – М.: АСТ, 2016.

6.     Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

 

Источники:

 

1.     http://fb.ru/article/255667/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-podgotovka-tehnologicheskoy-kartyi-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos. 

2.     www.school-collection.edu.ru.

3.     http://studepedia.org/index.php?vol=2&post=40560.

 

Электронные ресурсы:

1.     Электронные программы-приложения  «Guitar Tutor», «НМ – Песенник», «песни под гитару»  на платформе Андроид, установленные на смартфонах обучающихся                          

Ресурсы, размещённые на облачных сервисах:

1.     https://cloud.mail.ru/public/2qgF/4TSc8WMbc  - «Опорные

2.     понятия»  к игре  «Отгадай слово»;

3.     https://cloud.mail.ru/public/yyqV/28rvjnj3R -  скороговорки для

4.     развития  речи и дикции;

5.     https://cloud.mail.ru/public/E6W6/2P2Pv11pK -  упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата;

6.     https://cloud.mail.ru/public/CCnS/KiCZZQJQp - план анализа музыкального произведения;

7.     https://cloud.mail.ru/public/ZqNF/3tXea6HRx - песни группы «ДДТ» («Что такое осень?», «Это всё», «Просвистела»);

8.     https://cloud.mail.ru/public/8KbY/Nhi2PYDGT - физминутка https://cloud.mail.ru/public/UPfN/tG2ve5Z4o - гимнастика для    улучшения     мозгового кровообращения;

9.     https://cloud.mail.ru/public/DHGt/c4Mitn3MK презентация по использованию электронных программ-приложений на платформе Андроид в работе над исполнительским репертуаром (на примере разбора песни «Что такое осень?» группы «ДДТ»).

10.  https://cloud.mail.ru/public/RGYt/3sXtH8YiL - план-конспект  (технологическая карта) занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Игра «Отгадай слово»

 

Инструктаж к выполнению: обучающим предлагается отгадать слово,   показанное педагогом на карточках и дать определение  опорным понятиям:

 

1.     Репертуар – это  список исполняемых произведений (набор музыкальных произведений для исполнения конкретным человеком или творческим коллективом). Репертуар может быть классическим и современным. Современный репертуар состоит из популярных песен, которые часто транслируются по ТВ и в сети Интернете.

2.      Аккомпанемент – музыкальное сопровождение голоса, вокальной партии.

3.     Тональность в песне (при гитарном аккомпанементе) – последний аккорд исполняемый в  песне, определяющий звуко-высотное положение всего музыкального произведения.

4.     Темп в музыке – скорость исполнения произведения.

5.     Табулатура – упрощённая запись нотного письма.

6.     Музыкальные стили, жанры и направления - понятия, позволяющие классифицировать музыкальные произведения по определенным категориям. При определении музыкального стиля обращают внимание на индивидуальные черты, присущие тем или иным композиторам, а при определении жанра - на условия их жизни, исполнения, а также содержание определенного музыкального произведения.

7.     Музыкальный жанр – это особый вид музыкального произведения, имеющий свои отличительные особенности. Существуют три основных музыкальных жанра – песня, танец, марш.

·       Песня — музыкальный жанр, в котором  гармонично сочетаются слова и музыка.

8.     Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Олег Митяев, Александр Розенбаум и т.д.)

9.     Рок-музыка (рок) – музыка простеста, в которой затрагиваются определённые проблемы общества. Рок-музыка исполняется рок-группой (состоящей из вокалистагитариста  бас-гитариста и барабанщика,  иногда клавишника) Музыка исполняется на электроинструментах.

10. Популя́рная му́зыка (англ. popular music) — произведения (песни) различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику. Современная популярная музыка называется поп-музыкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Скороговорки для развития речи и исполнительской дикции

 (речевая разминка)

Инструктаж к выполнению: прослушай скороговорку в исполнении педагога. Повторяй вместе с педагогом каждую скороговорку, внимательно читая её по листу.

 

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

 

Купила Марусе бусы бабуся.

На рынке споткнулась Бабуся о гуся...

Не будет подарка  у внучки Маруси:

Все бусы склевали по бусинке гуси.

 

Мама Милу  с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло...

Мама Миле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила!

 

Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погода, ёж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбись, съёжась, два ежа.

 

У пруда растут две ели,

Мы ершей под елью ели.

Мы их еле-еле съели,

Съели - спать легли под ели.

 

 

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

 

Водовоз вез воду из-под водопада.

 

Говори, говори, да не заговаривайся.

 

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

 

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

 

Летят три пичужки через три пусты избушки.

 

Каково волокно, таково и полотно.

 

Клюет курка крупку, курит турка трубку.

 

Либретто “Риголетто”.

 

Полили ли лилию, видели ли Лидию?

 

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Физминутка

 

Инструктаж к выполнению: обучающимся предлагается встать с рабочего места и повторить движения за педагогом под следующие стихотворные строки:

 

Слушаем, запоминаем,                          

Ни минуты не теряем.                           

Раз — подняться, улыбнуться.               

Два — руки вверх и потянуться.

Три — согнуться, разогнуться.

Четыре — снова все начать.              

Пять — поглубже всем вздохнуть.                                 

Шесть — на пояс руки ставим.

Семь — повороты туловища начинаем.                                   

Восемь — столько раз приседаем.                                    

Девять — потягиваемся и отдыхаем.                                  

 Десять — и урок наш продолжаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

План анализа музыкального произведения

 

1.    Название, автор.

2.    Укажите, является ли исполняемое произведение классическим или современным?

3.    Укажите музыкальный жанр (стиль или направление), к которому относится музыкальное произведение.

4.    Назовите тональность.

5.    Перечислите все используемые аккорды (если это песня в аккордовой системе обозначения).

6.    Укажите, в каком темпе исполняется?

7.    Какие виды аккомпанемента могут быть использованы при его исполнении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата:

 

Распевка проводится в несколько этапов. Голос разогревается постепенно, одни и те же упражнения повторяются, постепенно диапазон распевки увеличивается.

Инструктаж к выполнению:

 

1.     Со звуком "А" (ла, ма, на, ра, па, ба, да, мра, нра)
до,ре\МИ\ми-фа-ми-ре\ДО

 

2.     Со звуком "О" (но, мо, ло, до, по, го, со)
соль-фа-ми-фа\ми-ре, до\

 

3.     Мы по ступенькам вверх бежим, потом обратно поспешим (гамма вверх и вниз)

 

4.     Зи-ма, зи-ма, зи-зи-зи-ма  (по тризвуку легато и стаккато)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

«ДДТ» – «Что такое осень?»

 

1----------------------------------------------------------------------------------
2----------------------------------------------------------------------------------
3----------------------------------------------------------------------------------
4----------------------------------------------------------0-----------------------
5--2-3-0-2-3-0---0-3-2-----2-3-0-2-3-0---0-3-2- Dm  E -2-3---2-3- Dm Dm Dm Dm E ---
6--------------1-------4-0-------------1-------------------------------------------
                                                ||  ||            || ||  /  / ||
 Момент в соло, где играются аккорды            ||  ||            || || || || ||
                                                /   /             /  /  || || /
 
  Am      E (E7)      Am
Что такое осень? Это небо
  A7                 Dm
Плачущее небо под ногами
   Dm         E (E7)  Am         F
В лужах разлетаются птицы с облаками
Dm           E (E7)     Am Gm A7
Осень, я давно с тобою не был.
  Dm          E (E7)  Am         F
В лужах разлетаются птицы с облаками
Dm           E (E7)     Am E (E7)     
Осень, я давно с тобою не был.
 
Припев:
        Am        F     Dm       E (E7)
        Осень. В небе жгут корабли
        Am       F      Dm         E (E7)
        Осень. Мне бы прочь от земли
         Dm         E (E7) Am      F
        Там, где в море тонет печаль
        Dm             E (E7)
        Осень, темная даль.
 
  Am      E (E7)      Am
Что такое осень? Это камни
  A7                 Dm
Верность над чернеющей Невою
   Dm         E (E7)  Am         F
Осень, вновь напомнила душе о самом главном   
Dm           E (E7)    Am Gm A7                  
Осень, я опять лишен покоя.                  
   Dm         E (E7)  Am         F
Осень, вновь напомнила душе о самом главном   
Dm           E (E7)    Am E (E7)     
Осень, я опять лишен покоя.                  
 
Припев:
        Am        F     Dm       E (E7)
        Осень. В небе жгут корабли
        Am       F      Dm         E (E7)
        Осень. Мне бы прочь от земли
         Dm         E (E7) Am      F
        Там, где в море тонет печаль
        Dm             E (E7)
        Осень, темная даль.
 
  Am      E (E7)      Am
Что такое осень? Это ветер
  A7                 Dm
Вновь играет рваными цепями
   Dm         E (E7)  Am         F
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа,
Dm           E (E7)     Am Gm A7
Что же будет с Родиной и с нами.
   Dm         E (E7)  Am         F
Осень, доползем ли, доживём ли до рассвета?
Dm           E (E7)     Am   E (E7)     
Осень, что же будет завтра с нами.
 
Припев:
        Am        F     Dm       E (E7)
        Осень. В небе жгут корабли
        Am       F      Dm         E (E7)
        Осень. Мне бы прочь от земли
         Dm         E (E7) Am      F
        Там, где в море тонет печаль
        Dm             E (E7)
        Осень, темная даль.
 
        Am        F     Dm   E (E7)
        Тает стаей город во мгле
        Am        F     Dm   E (E7)
        Осень, что я знал о тебе
         Dm         E (E7) Am      F
        Сколько будет рваться листва
        Dm             E (E7)
        Осень вечно права.
 
Кода: Am | F | Dm | E (E7) }x2 
      Am           

 

 

Аппликатуры аккордов

Аккорд DmАккорд EАккорд AmАккорд E7Аккорд A7Аккорд FАккорд Gm

 

 

 

 

«ДДТ» - «Это всё»

 

 

       G

Побледневшие листья окна

      D/F#

Зарастают прозрачной водой.

     Em

У воды нет ни смерти ни дна.

      C         D

Я прощаюсь с тобой

 

       G

Горсть тепла после долгой зимы -

      D/F#

Донесем. Пять минут до утра -

     Em

Доживем. Наше море вины

      C         D

Поглощает время - дыра

 

Припев: (перебор 2)

              G         D      Em       C

        Это всё, что останется после меня

              G           D       C D

        Это всё, что возьму я с собой

 

       G

С нами память сидит у стола,

      D/F#

А в руке ее пламя свечи.

     Em

Ты такой хорошей была,

      C         D

Посмотри на меня, не молчи.

 

       G

Крики чайки на белой стене

      D/F#

Окольцованы черной луной.

     Em

Нарисуй что-нибудь на окне

C         D

И шепни на прощанье рекой

 

Припев: (перебор 2)

              G         D      Em       C

        Это всё, что останется после меня

              G           D       C D

        Это всё, что возьму я с собой

 

(бой)

       G

Две мечты, да печали стакан

      D/F#

Мы, воскреснув, допили до дна.

     Em

Я не знаю зачем тебе дан

      C         D

Правит мною дорога - луна.

 

       G

И не плачь, если можешь - прости.

      D/F#

Жизнь не сахар, а смерть нам не чай.

     Em

Мне свою дорогу нести.

      C         D

До свидания, друг, и прощай!

 

Припев: (перебор 2) x2

              G         D      Em       C

        Это всё, что останется после меня

              G           D       C D

        Это всё, что возьму я с собой

 

Проигрыш: G | D/F# | Em | Am D }x7

 

Проигрыш барабанный

 

Проигрыш: G | D/F# | Em | Am D }x7

 

    G  D/F# Em Am D    x3

Это всё, это всё      /

327

 

«ДДТ» - «Просвистела»

 

Вступление: Em C G B7 }x2

 

Em     C   G     B7        Em

Просвистела и упала на столе

Em     C   G     B7        Em

Чуть поела, да скатилась по золе

Em     C   G     B7        Em

Убитых песен да мне нечего терять

Em     C   G     B7        Em

Мир так тесен, дай-ка, брат, тебя обнять

 

Припев:

 Em C   G  B7    

  Ого о-о охохохо }x3

 Em C  G     B7

  Ого, аи-яй

 

Em     C   G     B7        Em

Всюду черти, надави брат на педаль,

Em     C   G     B7        Em

Час до смерти, да сгоревшего не жаль,

Em     C   G     B7        Em

А в чистом поле ангелочки-васильки,

Em     C   G     B7        Em

А мы на воле, и нет ни гари не тоски.

 

Припев:

 Em C   G  B7    

  Ого о-о охохохо }x3

 Em C  G     B7

  Ого, аи-яй

 

Em     C   G     B7        Em

А на небе встретят Сашка да Илья

Em     C   G     B7        Em

Хватит хлеба, да сто грамм без них нельзя

Em     C   G     B7        Em

Что нам плакать здесь не срам чего страдать

Em     C   G     B7        Em

Рай не слякоть, вьюга наша благодать

 

Проигрыш: Em C G B7 }x3 Em C G B7

 

Em     C   G     B7        Em

Все расскажем про восход и про закат

Em     C   G     B7        Em

Горы сажи, да про горький мармелад

Em     C   G     B7        Em

Что наели, когда закончили войну

Em     C   G     B7        Em

Да как сели – мы на Родине в плену

 

Припев:

 Em C   G  B7    

  Ого о-о охохохо }x3

 Em C  G     B7

  Ого, аи-яй

 

Em     C   G     B7        Em

Просвистела и упала на столе

Em     C   G     B7        Em

Чуть поела, да скатилась по золе

Em     C   G     B7        Em

Убитых песен да мне нечего терять

Em     C   G     B7        Em

Мир так тесен, дай-ка, брат, тебя обнять

 

Припев:

 Em C   G  B7    

  Ого о-о охохохо }x3

 Em C  G     B7

  Ого, аи-яй

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

                                                                                      

 

Электронный тюнер программы-приложения  Guitar Tutor

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Электронный метроном программы-приложения  Guitar Tutor

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

 

 

Инструктаж к выполнению: включи медленную, релаксационную музыку и выполни следующие упражнения:

 

1)Исходное положение – сидя на стуле.

1.голову наклонить вправо;

2.исходное положение;

3.голову наклонить влево;

4 исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

 

2) Исходное положение – стоя, руки на поясе.

1.поворот головы направо;

2.исходное положение;

3.поворот головы налево;

4 исходное положение.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3-4

СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3-4

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной разработки состоит в том, что план-конспект занятия представлен в форме технологической карты – графического варианта традиционного плана-конспекта - с детальным описанием каждого…

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной разработки состоит в том, что план-конспект занятия представлен в форме технологической карты – графического варианта традиционного плана-конспекта - с детальным описанием каждого…

ДДТ».

ДДТ».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1.

Плей-маркет». Электронные базы песен, аккордов данных приложений без труда помогают найти нужную песню даже без наличия сети

Плей-маркет». Электронные базы песен, аккордов данных приложений без труда помогают найти нужную песню даже без наличия сети

Прежде всего нужно узнать, знакомо ли это произведение ученику или оно для него абсолютно ново?

Прежде всего нужно узнать, знакомо ли это произведение ученику или оно для него абсолютно ново?

Подготовительный этап занятия

Подготовительный этап занятия

1. определение основных целей и задач занятия, исходя из его вида и типа; 2. отбор форм, методов, средств, необходимых для достижения поставленных целей при групповой…

1. определение основных целей и задач занятия, исходя из его вида и типа; 2. отбор форм, методов, средств, необходимых для достижения поставленных целей при групповой…

Структура занятия с описанием целей, задач каждого этапа

Структура занятия с описанием целей, задач каждого этапа

Работа над репертуа ром. Самостоя тельная практичес кая деятельность обучающих ся

Работа над репертуа ром. Самостоя тельная практичес кая деятельность обучающих ся

Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий

Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий

ДДТ», жанровая принадлежность которых относится к «рок-музыке»

ДДТ», жанровая принадлежность которых относится к «рок-музыке»

Приложение 3) - после этапа постановки целей, вторая – «

Приложение 3) - после этапа постановки целей, вторая – «

Проверка и настройка музыкального инструмента осуществляется либо вручную, либо по электронному тюнеру программы «

Проверка и настройка музыкального инструмента осуществляется либо вручную, либо по электронному тюнеру программы «

НМ Песенник», « Guitar Tutor », «Песни под гитару») и сложности, возникающие при работе с электронно-образовательными ресурсами

НМ Песенник», « Guitar Tutor », «Песни под гитару») и сложности, возникающие при работе с электронно-образовательными ресурсами

План-конспект (технологическая карта)

План-конспект (технологическая карта)

Закрепить и систематизировать полученные знания в области гитарного аккомпанемента с воспроизведением различных его видов на музыкальном инструменте (шестиструнной гитаре)

Закрепить и систематизировать полученные знания в области гитарного аккомпанемента с воспроизведением различных его видов на музыкальном инструменте (шестиструнной гитаре)

Ресурсное обеспечение Рабочие тетради обучающихся; наглядный дидактический материал: «Опорные понятия» к игре «Отгадай слово»; наглядный раздаточный дидактический материал: скороговорки для развития речи и дикции ;…

Ресурсное обеспечение Рабочие тетради обучающихся; наглядный дидактический материал: «Опорные понятия» к игре «Отгадай слово»; наглядный раздаточный дидактический материал: скороговорки для развития речи и дикции ;…

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Спасибо, молодцы! А я хочу пожелать всем, хорошего настроения и творческой активности в нашей совместной деятельности!

Спасибо, молодцы! А я хочу пожелать всем, хорошего настроения и творческой активности в нашей совместной деятельности!

Постановка темы, целей и задач занятия

Постановка темы, целей и задач занятия

Физминутка - 2 мин. https://cloud

Физминутка - 2 мин. https://cloud

Работа над репертуа ром. Самостоятельна практическая деятельность обучающихся- 43 мин

Работа над репертуа ром. Самостоятельна практическая деятельность обучающихся- 43 мин

ZqNF/3tXea6HRx Электронные программы-приложения «

ZqNF/3tXea6HRx Электронные программы-приложения «

Пришло время сделать небольшой перерыв

Пришло время сделать небольшой перерыв

Коммуникативные: ориентация на партнёров по общению, умение вступать в продуктивный диалог

Коммуникативные: ориентация на партнёров по общению, умение вступать в продуктивный диалог

Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично

Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично

Постанов ка домашнего задания - 2 мин

Постанов ка домашнего задания - 2 мин

Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач в детском музыкальном объединении "Живая струна"

Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач в детском музыкальном объединении "Живая струна"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная методическая разработка, как в полном объёме, так и фрагментарно, может быть рекомендована к применению педагогам учреждений дополнительного образования в музыкальных объединениях художественной направленности,…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная методическая разработка, как в полном объёме, так и фрагментарно, может быть рекомендована к применению педагогам учреждений дополнительного образования в музыкальных объединениях художественной направленности,…

Электронные программы – приложения дают возможность: - выбора любой песни в аккордовой системе обозначения без использования источников сети

Электронные программы – приложения дают возможность: - выбора любой песни в аккордовой системе обозначения без использования источников сети

Список использованных источников, литературы и электронно-образовательных ресурсов

Список использованных источников, литературы и электронно-образовательных ресурсов

Электронные программы-приложения «

Электронные программы-приложения «

Приложения

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Игра «Отгадай слово»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Игра «Отгадай слово»

Авторская песня , или бардовская музыка — песенный жанр , возникший в середине

Авторская песня , или бардовская музыка — песенный жанр , возникший в середине

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Скороговорки для развития речи и исполнительской дикции (речевая разминка)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Скороговорки для развития речи и исполнительской дикции (речевая разминка)

Мы ершей под елью ели. Мы их еле-еле съели,

Мы ершей под елью ели. Мы их еле-еле съели,

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Физминутка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Физминутка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 План анализа музыкального произведения 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 План анализа музыкального произведения 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата:

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «ДДТ» – « Что такое осень?» 1---------------------------------------------------------------------------------- 2---------------------------------------------------------------------------------- 3---------------------------------------------------------------------------------- 4----------------------------------------------------------0----------------------- 5--2-3-0-2-3-0---0-3-2-----2-3-0-2-3-0---0-3-2-

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «ДДТ» – « Что такое осень?» 1---------------------------------------------------------------------------------- 2---------------------------------------------------------------------------------- 3---------------------------------------------------------------------------------- 4----------------------------------------------------------0----------------------- 5--2-3-0-2-3-0---0-3-2-----2-3-0-2-3-0---0-3-2-

Припев : Am F

Припев : Am F

ДДТ» - « Это всё»

ДДТ» - « Это всё»

Я не знаю зачем тебе дан

Я не знаю зачем тебе дан

Припев: Em C G B7

Припев: Em C G B7

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Электронный метроном программы-приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Электронный метроном программы-приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2023