Работа над задачами а начальной школе
Виды задач:
1. На нахождение суммы двух слагаемых
?
У Тани 5 конфет, а у Кати 3 конфеты. Сколько конфет всего?
5 – первое слагаемое, 3 – второе. Нужно найти сумму. Поэтому задача решается сложением.
К этому же виду относятся задачи с таким условием.
У Тани 5 конфет, у Кати 3. А у Оли столько, сколько у Тани и Кати вместе.
<
?
?____________
-рисуем стрелку к фигурной скобке или ставим знак вопроса сразу за фигурной скобкой, только указываем , например: Оля -?
2. На нахождение неизвестного слагаемого
?
У двух девочек 8 конфет. У Тани 5 конфет. Сколько конфет у Кати?
5 –это первое слагаемое, 8 – это сумма двух слагаемых. Нужно найти
второе слагаемое. Задача решается вычитанием. Помогает правило: чтобы найти второе слагаемое, нужно из суммы вычесть первое слагаемое.
3. На разностное сравнение
<
На ? >или<
У Тани 5 конфет, у Кати 3 конфеты. На сколько конфет у Тани больше, чем у Кати?
Задача решается вычитанием. Помогает правило: чтобы найтиь на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
4. На кратное сравнение.
Меняется только вопрос: во сколько раз больше или меньше?
Соответственно правило: чтобы узнать во сколько раз больше или меньше, надо большее число разделить на меньшее.
5. На увеличение числа на несколько единиц
?, на больше
У Тани 5 конфет, у Кати на 3 конфеты больше(меньше). Сколько конфет у Кати?
6. На уменьшение числа на несколько единиц
![]() |
? , на меньше
7. На нахождение остатка
Было – Ум.
Израсходовали – Выч.
Осталось - ? Р.
Слово «израсходовали» может меняться на «подарил, отдал и т.д.», другие слова в краткой записи не изменяются.
Бабушка испекла 13 пирожков. За обедом съели 4 пирожка. Сколько пирожков осталось?
Эта краткая запись связана с арифметическим действием вычитанием.
Было – это уменьшаемое, израсходовали - вычитаемое, а остаток по- другому называется разностью. Поэтому решается вычитанием.
Это дети пишут карандашом сбоку, чтобы запомнили сразу.
8. На нахождение вычитаемого
Было – Ум.
Израсходовали – ? Выч. = Ум. – Р.
Осталось - Р.
Бабушка испекла 13 пирожков. За обедом несколько пирожков съели. Осталось 5 пирожков. Сколько пирожков съели?
Задача решается вычитанием. Помогает правило: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Пишем опять сбоку правило.
9. На нахождение уменьшаемого
Было – ? Ум.= Выч. + Р.
Израсходовали – Выч.
Осталось - Р.
Бабушка испекла несколько пирожков. Когда за обедом съели 6 пирогов, осталось 8. Сколько пирожков было у бабушки?
Задача решается сложением. Помогает правило: чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое или к вычитаемому прибавить разность..
10. На нахождение третьего слагаемого
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
?
На трех тарелках 14 пирожков. На первой 6 пирожков, на второй 5. Сколько на третьей тарелке?
Дети учат правила:
1 способ: Ш слагаемое= сумма – 1слагаемое – 2 слагаемое
2 способ: Ш слагаемое = сумма – ( 1 слагаемое + 2 слагаемое)
11. Задачи, связанные с действием умножением (делением)
Бабушка испекла 8 пирожков с мясом, а с капустой в 2 раза больше (меньше). Сколько пирожков с капустой?
?, в раз < или >
В раз
больше – умножение, в
раз
меньше – деление.
Саша купил 3 карандаша по 9 рублей. Сколько денег он израсходовал? Записываем в таблице.
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
|
|
В таблице могут быть другие величины
Вес 1 пакета |
Кол –во пакетов |
Общий вес |
|
|
|
1множ. 2 множ. Произв.
Скорость |
Время |
Расстояние |
|
|
|
А может что-то еще, например, Выработка в час, Время работы, Вся работа
И т.д.
Что записано в первой колонке – это 1 множитель, во второй – 2 множитель, а третья колонка – это произведение. Над табличкой делаем пометки карандашом.
В зависимости от того, что надо узнать, где ставим знак вопроса и применяем правило. Чтобы найти 1множитель= произведение : 2 множитель
2 множитель =- произведение. : 1 множитель
Затем соединяем простые задачи в сложные.
У Саши было 50 рублей. Он купил 3 карандаша по 9 рублей. Сколько сдачи он получил?
Цена |
Количество |
Стоимость |
9 руб. |
3 шт. |
Было – 50 руб. Израсходовали – ? руб. Осталось - ? руб. |
Из краткой записи видно, что сразу узнать сколько денег осталось не можем, т.к. неизвестно сколько израсходовано. Поэтому обращаем внимание на саму таблицу. 9 – первый множитель, 3 – второй множитель, находим произведение или сколько денег израсходовано. Один карандаш стоит 9 рублей , а 3 – в три раза больше. Потом отвечаем на главный вопрос. Остаток всегда находим вычитанием.
Правила, связанные с названием компонентов арифметических действий дети должны знать очень хорошо.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.