Работа над задачами

  • docx
  • 01.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа над задачами.docx

Работа над задачами а начальной школе

Виды задач:

1.     На нахождение суммы двух слагаемых

                                                  

                                                   ?              

      

   У  Тани 5 конфет, а у Кати 3 конфеты. Сколько  конфет всего? 

5 – первое слагаемое, 3 – второе. Нужно  найти сумму. Поэтому задача решается сложением.

 

                 К этому же виду относятся задачи с таким условием.

    У Тани 5 конфет, у Кати 3. А у Оли столько, сколько у Тани и Кати вместе.

                                               <                                                                                                                                                                                

                      ?

                        ?____________

                      -рисуем стрелку к фигурной скобке или ставим знак вопроса сразу за фигурной скобкой, только указываем , например: Оля -?

                                          

2. На нахождение неизвестного слагаемого

                                                                

                          ?

   У двух девочек 8 конфет. У Тани 5 конфет. Сколько конфет у Кати?

   5 –это первое слагаемое, 8 – это сумма двух слагаемых. Нужно найти                                               

второе слагаемое. Задача решается вычитанием. Помогает правило: чтобы найти второе слагаемое, нужно из суммы вычесть первое слагаемое.

3. На разностное сравнение

                 <     

                         На ? >или<

                                                                   

У Тани 5 конфет, у Кати 3 конфеты. На сколько конфет у Тани больше, чем у Кати?

 Задача решается вычитанием. Помогает правило: чтобы найтиь на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

4. На кратное сравнение.

Меняется только вопрос: во сколько раз больше или меньше?

Соответственно правило: чтобы узнать во сколько раз больше или меньше, надо большее число разделить на меньшее.

 

5. На увеличение числа на несколько единиц

                                                                  

?, на               больше

 

У Тани 5 конфет, у Кати на 3 конфеты больше(меньше). Сколько конфет у Кати?

 

6. На уменьшение числа на несколько единиц

 


? , на               меньше

 

7. На нахождение остатка

Было –                                    Ум.

Израсходовали –                Выч.

Осталось -   ?                         Р.           

 

Слово «израсходовали» может меняться на «подарил, отдал и т.д.», другие слова  в  краткой записи не изменяются.

Бабушка испекла 13 пирожков. За обедом съели 4 пирожка. Сколько пирожков осталось?

Эта краткая запись связана с арифметическим действием вычитанием.

Было – это уменьшаемое, израсходовали -  вычитаемое, а остаток по- другому называется разностью. Поэтому решается вычитанием.

Это дети пишут карандашом сбоку, чтобы запомнили сразу.

 

 

 

8. На нахождение вычитаемого

Было –                                    Ум.

Израсходовали –    ?         Выч. = Ум. – Р.

Осталось  -                               Р.

 

 Бабушка испекла 13 пирожков. За обедом несколько пирожков съели. Осталось 5 пирожков. Сколько пирожков съели?

Задача решается  вычитанием. Помогает правило: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Пишем опять сбоку правило.

 

9. На нахождение уменьшаемого

Было –    ?                              Ум.= Выч. + Р.

Израсходовали –                Выч.

Осталось -                               Р.

Бабушка испекла несколько пирожков. Когда за обедом съели 6 пирогов, осталось 8. Сколько пирожков было у бабушки?

Задача решается сложением. Помогает правило: чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое или к вычитаемому прибавить разность..

10. На нахождение третьего слагаемого

 


                                                 

                              ?                              

На трех тарелках 14 пирожков. На первой 6 пирожков, на второй 5. Сколько на третьей тарелке?

Дети учат правила:

1 способ:     Ш слагаемое= сумма – 1слагаемое – 2 слагаемое

2 способ:      Ш слагаемое = сумма – ( 1 слагаемое + 2 слагаемое)

 

 

 

 

11. Задачи, связанные с действием умножением (делением)

Бабушка испекла 8 пирожков с мясом, а с капустой в 2 раза больше (меньше). Сколько пирожков с капустой?

     ?,  в    раз  < или >                                                                                                                                     

В     раз больше – умножение,    в  раз меньше – деление.                      

Саша купил 3 карандаша по 9 рублей.      Сколько денег он израсходовал?                                                                                                                                             Записываем в таблице.

Цена

    Количество

     Стоимость

 

 

 

  В таблице могут быть другие величины

Вес 1  пакета

                Кол –во пакетов

                Общий вес

 

 

 

 

             1множ.                                          2 множ.                                              Произв.

Скорость

Время

Расстояние

 

 

 

 

А может что-то еще, например, Выработка в час, Время работы, Вся работа

 И т.д.

Что записано в первой колонке – это 1 множитель, во второй – 2 множитель, а третья колонка – это произведение. Над табличкой делаем пометки карандашом.

В зависимости от того, что надо узнать,  где  ставим знак вопроса  и применяем правило.        Чтобы найти   1множитель= произведение : 2 множитель

                                                   2 множитель =- произведение. : 1 множитель

Затем соединяем простые задачи в сложные.

У Саши было 50 рублей. Он купил 3 карандаша по 9 рублей. Сколько сдачи он получил?

 

Цена

    Количество

     Стоимость

 

9 руб.

 

3 шт.

Было –       50 руб.

Израсходовали – ? руб.

Осталось  -      ? руб.

 

          Из краткой записи видно, что сразу узнать сколько денег осталось не можем, т.к. неизвестно сколько израсходовано. Поэтому обращаем внимание на саму таблицу. 9 – первый множитель, 3 – второй множитель, находим произведение или сколько  денег израсходовано. Один карандаш стоит 9 рублей , а 3 – в три  раза больше.  Потом отвечаем на главный вопрос. Остаток всегда находим вычитанием.

       Правила, связанные с названием компонентов арифметических действий дети должны знать очень хорошо.