Работа по формированию орфографических навыков на уроках русского языка
(из опыта работы учителя русского языка и литературы) Заловой Заиры Раидиновны,
Введение
В условиях современной школы деятельность учителя разнообразна, и всё-таки центральное место в ней занимает урок. Для меня урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания.
В моём арсенале различные формы проведения уроков: лекции, семинары, нестандартные формы (урок - суд, пресс - конференции)
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А победа ребёнка должна стать моей победой, его радость - моей радостью.
Чтобы урок получился, нужно сделать его интересным для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. Очень важно создать психологический комфорт, чтобы ребята получали удовольствие, создать атмосферу сотрудничества. В зависимости от целей урока и индивидуальных особенностей детей своевременно вовлекать учеников в различные виды деятельности в рамках одного урока.
На своих уроках я использую различный дидактический материал, который способствует формированию орфографических навыков у учащихся. В своей статье я хочу поделиться опытом работы по внедрению эффективных форм работы по развитию орфографических навыков на уроках русского языка.
Формирование орфографических навыков
Ведущую тенденцию в методике орфографии и психологии её усвоения учащихся составляет теоретическое направление, разрабатывающее идею обучения правописанию сознательным путём: на основе определённых знаний, с помощью правил.
Теоретическую основу орфографических действий составляет знания по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису.
Учащиеся должны:
- различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, выделять шипящие согласные, устанавливать чередование гласных и согласных, определять ударение;
- уметь правильно выделять в слове основу и окончание, а в основе - приставку, корень, суффикс, подбирать однокоренные слова, определять способ образования слов, обнаруживать соединительные гласные о и е;
- различать части речи (самостоятельные и служебные) и верно определять грамматические признаки частей речи: род, число, падеж, склонение имён существительных, полные и краткие прилагательные, род, число имён прилагательных; определять неопределённую форму глагола, наклонение, время, лицо, число, спряжение глагола; выделять причастия и деепричастия;
- устанавливать связь слов в предложении и отличать распространённые члены предложения от одиночных.
Теоретическую основу орфографических действий составляют специальные знания по орфографии, касающиеся:
- обозначения звуков буквами;
- раздельного, слитного и дефисного написания;
- употребления прописных букв;
- переноса слов с одной строки на другую.
Умение обнаруживать орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил. Такое умение называют орфографической зоркостью. Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Отсутствие орфографической зоркости - одна из причин безграмотности.
Теоретическую основу обучения составляют опознавательные признаки орфограмм.
Эффективные приемы работы по формированию орфографических навыков
Хорошего результата помогают достичь различного рода выборочные диктанты.
|
Прилагательные |
Причастия |
Наречия |
Н |
|
|
|
НН |
|
|
|
Такие диктанты заставляют детей напряженно работать, выявить слабо усвоенные разделы и способствуют осознанной отработке тех или иных навыков.
С написанием слов, не регулируемых специальными правилами, проводится словообразовательная работа. Учащихся надо научить вчитываться, вдумываться в каждое слово, попробовать установить этимологию слова, найти родственные слова, выделить морфемы - и лишь тогда его записывать.
Делает детей грамотными не ежедневно выполняемая работа над ошибками, а серьёзная, хорошо продуманная, из урока в урок работа по предупреждению возможных ошибок. Это и специально разработанные подготовительные упражнения, и планомерное повторение, систематизация, обобщение изученного материала, и подбор словарного материала, и семантико-стилистический и грамматико-орфографический анализ текста - без них невозможно выработать у детей орфографические навыки.
Упражнение на тему «Правописание знаменательных частей речи с основой на шипящие».
№ п/п |
Сущ. ж.р. 3-го скл. |
Сущ. 1-го скл. р.п., мн.ч. |
Сущ. м.р. 2-го скл. |
Числительное. |
Наречие. |
Глагол 2-го л. ед.ч. |
Кратк. прил. |
Инфинитив. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание. Выпишите в данную таблицу указанные слова. Смерч, врач, помощь, из-за туч, замуж, настежь, много афиш, шалаш, стеречь, беречь, шипуч, жгуч, ландыш, отрежь, рисуешь, тишь, пять тысяч, полночь, молодежь .
Цели:
I -осознать трудность написания отдельных орфограмм, относящихся к разным правилам.
II -продолжить дифференцирование правил и закрепить умение логически рассуждать при выборе написания.
Таким образом, только единство всех видов подготовительных работ, осуществляемых в процессе выполнения комплексных тренировочных упражнений способствует сознательному и прочному овладению необходимым орфографическим материалом.
Работа с текстом
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их.
Другое задание: учитель в тексте сам подчеркивает слова и просит объяснить орфограммы, разобрать по составу отмеченные слова, а выделенные предложения - по членам.
Работа по карточкам
Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько картинок с изображением предметов, явлением, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Получив такую карточку-задание, ученик записывает слово на доске и выделяет орфограмму. Примерные наборы слов для карточек-картинок.
1 Скворечник, корова, ученица, мыши, снегирь, снежинки.
2 Арбуз лыжи, следы, ученики, цыпленок.
3 Сова, машина, трамвай, гриб деревья, синичка.
4 Солнце, собака, заяц, петух, щетки.
Следует ответить на вопрос: на какие правила эти слова?
Наряду с карточками, включающими тексты и задания, можно пользоваться карточками, которые содержат только задание. Его можно написать на доске, если работает весь класс. В качестве в таком случае можно использовать текст из учебника или из художественного произведения.
Например, на доске начерчена таблица, в которую ребята вписывают слова из рассказа И. Тургенева «Муму» от слов ...но вот Герасима привезли в Москву... до ... как недоумевает. Или: Дела у него было немного... до И надо сказать…
Задание: (на доске). Выпишите из указанного текста слова со следующими орфограммами.
|
Работа с линокартами
Один из вариантов проверки усвоения правил правописания может быть работа с линокартами. Например, закончено изучение правописания падежных окончаний существительных. После закрепления материала на одном из уроков ученики получают заранее заготовленные линокарты, на которых указаны и фамилия, и класс. Диктуются словосочетания или предложения, из которых ученики выбирают только существительные в предложном, родительном и дательном падежах, определяют их склонение, указывают окончание.
1 На городском стадионе.
2 Много интересного о жизни животных.
3 Остановиться у калитки.
4 Прибежали к площади.
5 Орешник у лесной сторожки.
6 Встреча в аллее.
7 Привыкать к опасности.
8 Слезы от радости.
Номера словосочетаний |
1-скл. |
2-скл. |
3-скл |
е |
и |
1 |
|
+ |
|
+ |
|
2 |
|
|
+ |
|
+ |
3 |
+ |
|
|
|
+ |
4 |
|
|
+ |
|
+ |
5 |
+ |
|
|
|
+ |
6 |
+ |
|
|
+ |
|
7 |
|
|
+ |
|
+ |
8 |
|
|
+ |
|
+ |
Такие работы легко проверить. Берется половина карточек. Сверху накладывается та, которая выполнена правильно, и на ней шилом прокладываются все крестики, отмечающие правильный ответ. Таким образом, можно очень быстро определить тех, кто не усвоил материал, и подключить их к индивидуальной работе.
Разумеется, задания могут быть разными: определить спряжение и правописание в личных окончаниях глаголов, определить падежные окончания прилагательных, правописание ь после шипящих.
Еще один вариант работы над ошибками. Такое задание можно дать ученику на уроке, а можно для работы дома.
1 Найдите и объясните ошибки в словах с безударными гласными.
2 Найдите ошибку в тексте на правописание предлогов, Найдите еще 2-3 примера в тексте.
3 Как пишется не с глаголами? Найдите ошибку в тексте.
Система словарных диктантов
Один из путей формирования грамотности - номерные контрольные словарные диктанты.
Сколько тем, столько и диктантов. В словарный диктант № 1 включаются слова из экзаменационных и контрольных работ за предыдущий год. В диктант № 2 войдут, кроме новых, те слова из предыдущего диктанта, в которых было допущено больше всего ошибок. Иногда трудные слова путешествуют из диктанта в диктант довольно долго, пока все ученики овладеют их правильным написанием. Текст очередного словарного диктанта вывешивается на стенде в самом начале изучения темы.
Все слова из диктанта используются в творческих работах, тренировочных упражнениях, на дополнительных заданиях. В конце изучения темы листок со стенда снимается и слова диктуются в другом порядке.
Большое внимание надо уделять работе со словарями с непроверяемыми написаниями.
Такие слова каждый урок включаем в словарные и орфографические диктанты, даем задания на конструирование предложений и словосочетаний с ними.
Начиная с 7-го класса ученики ведут толковые словарики, где записывается лексическое значение трудных слов общественно-политической тематики. Можно семиклассникам предложить зачет по толковому словарю. Они должны показать знание значения слова и умение его употреблять.
Как проводить работу над ошибками
Работа проводится в три этапа.
1 этап - анализ ошибок в тетради с использованием таблицы.
Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово с графическими выделениями и три примера на эту орфограмму.
Анализируя пунктуационные ошибки, ученики не составляют таблицы, а записывают предложение или
|
Тип орфограммы |
Вид орфограммы |
Примеры |
1 |
Дефис |
Дефис в неопределённых местоимениях |
кое-кто, какой-нибудь, кем- то, с чем-либо |
часть его и графически обозначают пунктограмму, строят схемы. |
2 этап - работа с орфографическим дневником - отдельной тетрадью. В ней фиксируются все слова, в которых были допущены ошибки в течение учебного года.
В этом своеобразном дневнике указывается дата, вид работы, слова с графическим обозначением орфограммы.
3 этап- контрольный, зачет по работе над ошибками.
Учитель диктует по 20 - 25 слов из орфографического дневника, а ученик записывает их на карточку.
Карточка оформляется таким образом: слова пишутся через запятую, обязательно графическое обозначение нужной орфограммы. На обратной стороне карточки указывается фамилия ученика, за какую четверть проведён зачёт.
Карточки распределяются по индивидуальным конвертам, на которых указываются номер орфограммы и зачётные оценки по четвертям.
В конце четверти орфографические дневники просматриваются и ставятся оценки.
Инструкция для самоконтроля
1. Записав предложение, проверьте, нет ли орфографических ошибок:
а. в словах-сказуемых;
б. в словах, относящихся к сказуемым;
в. в последнем и предпоследнем словах простого предложения (в том числе части сложного);
г. в словах, расположенных в той части простого предложения, которая начинается со второго, правого главного члена.
2.Каждое предложение читайте дважды, не только слева направо (от первого слова к последнему), но и справа налево (от последнего к первому).
3.Прежде чем исправить обнаруженную орфографическую ошибку, подумайте. Не совершайте новых ошибок. Не исправляйте правильно написанное.
Задания и упражнения для выработки орфографической зоркости.
- найти в данном тексте изученные орфограммы;
- записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы;
- подобрать слова с той же орфограммой, которая имеется в данном примере;
- сгруппировать орфограммы;
Упражнения типа списывания.
- Списывание теста без пропуска букв;
- Списывание текста, в котором пропущены буквы.
Диктанты
Диктанты без изменения текста:
- зрительный диктант;
- предупредительный диктант;
- объяснительный диктант;
- выборочный диктант;
Диктанты с изменением текста:
- творческий диктант;
- свободный диктант.
Фонетика
Развитие умения слышать и анализировать звуки должно стать основой фонетических написаний, поэтому необходимо выработать у учащихся условный рефлекс на безударную гласную, сомнительную согласную.
Ведущий приём: произносим, вслушиваемся, анализируем. В этом случае важен приём проговаривания: от звука к букве.
Задания: прослушайте и проанализируйте звуки, произнесите их.
- Какие звуки мы слышим в лесу?
- Как общаются животные?
Необходимо развивать звучание образцовой речи, чтение скороговорок, одного предложения с различными интонациями.
Сопоставляем звук и букву.
Слышу первый согласный.
Обед - букет
Коллектив - тиф измени слово
- А что произойдёт, если будет стечение согласных в слове?
Трубка - травка; беседка, просьба (оглушение или озвончение согласной).
|
Таким образом, важен в данном случае опознавательный признак. Слышу две согласных рядом или шипящий на конце слова - значит это ошибкоопасное место.
|
Работаем по схеме:
Что? Где? Поэтому
На фонетической основе идёт объяснение правописания приставок. Материал этот позволяет развивать речевой слух учащихся, учитывать его звучание при решении орфографических задач.
Например: приставки при- и пре- одинаковы по произношению, но различны по написанию. Понимание фонетической близости этих приставок помогает создать мотивацию для освоения смысловых оттенков, по которым различаются их написания, и способствуют формированию установки на запоминание правил различия приставок на письме.
Интерес представляют и различные игровые моменты.
На урок пригласили Незнайку. Учитель рассказывает о нём следующую историю:
Тёплым весенним утром Незнайка решил посетить друзей. Он быстро собрался и направился в школу. Бежал он бежал и наконец прибежал на пришкольный участок, один шаг - он у порога здания. Осторожно приоткрыл дверь, но преградили ребята. Они были рады встрече. И Незнайка стал дружить с преумными и предобрыми детьми.
Заполните таблицу, распределив слова по значению.
Пре- при-
1. высшая степень признака 1. приближение
2. пере = пре 2. присоединение
3.неполное действие
4.близость к чему - либо
Морфемный разбор - составная часть орфографического действия
Морфологический принцип требует одинакового написания морфемы независимо от наличия в ней позиционных чередований звуков. Поэтому часто необходимо уточнение значения той морфемы, в которой находится орфограмма.
Для определения значимости морфемы используется следующая таблица.
|
Правописание окончаний имен существительных
Выбор в написании е или и зависит от грамматических характеристик слова (склонение и падеж).
Позволяет добиваться неплохих результатов использование таблицы
В безударном положении в косвенных падежах ед.ч. пишется и.
1) III склонение или на мя.
Площадь - площади, знамя - знамени.
2) I склонение в форме родительного падежа
Деревни.
В остальных случаях- е.
3) На Ия —ие—ий
Станция - станции, пролетарий - о пролетарии.
Используя таблицу, учащиеся отрабатывают действия, помогающие определить верное написание.
Для этого уместен такой тип упражнений:
- найдите существительные с безударным окончанием, объясните правописание;
- различные виды диктантов;
- раскрывая скобки, заполни таблицу словосочетаниями.
Бежать по (аллея), встречаться на (станция), находиться в (музей).
Существительные |
Окончание |
1. на ия - не - ий |
|
2. III скл. на мя |
И |
3. I скл. род. падеж. |
|
4. I скл., кроме род. падежа и слов на - мя |
Е |
5. II скл., кроме слов на ие, ий |
|
Правописание окончаний имён прилагательных
От того, как прочно будет усвоено правописание прилагательных, зависит усвоение правописаний окончаний причастий, числительных, местоимений. Правописание окончаний связано с неумением учащихся соотнести прилагательное с определяемым словом. С учётом этого система упражнений включает следующие компоненты: правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных определяется по вопросу. (Тексты, в которых определение стоит после определяемого слова)
На Севере дик... стоит одиноко
На гол... вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпуч...
Одета, как ризой она.
Правописание окончаний глаголов
Для того, чтобы выработать навыки различия частей речи таких, как глагол, существительное, прилагательное, важно разнообразить типы упражнений на узнавание.
Весёлым треском
Трещит затопленная печь –
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь!
- Выпишите глаголы с шипящим на конце, подчёркивая окончания – ишь,- ешь, -чъ в неопределённой форме.
- Составь предложения со словами плач (сущ.) и плачь (глагол). Какая разница в них по смыслу и по написанию?
В дальнейшем при изучении других правил, регулирующих употребление ь
после шипящих (краткие прилагательные, наречия, частицы), эта ориентация на части речи сохраняется.
В конце глагола учащиеся иногда пишут - ца, то есть согласно произношению. Эти ошибки предотвращаются с помощью таких заданий:
- Есть ли в языке слова, в конце которых пишется -ца!
Курица, девица, красавица.(сущ.)
Запомните: в конце глаголов никогда не пишется -ца - а пишется - тся, - тъся.
Не спится, хочу смеяться.
Обучение правописанию суффиксов
Суффикс - показатель принадлежности слова к определённой части речи. При изучении частей речи внимание учащихся обращается на типичные для них словообразовательные суффиксы. Упражнения:
1.Какие суффиксы существительных вы знаете? ( - изн, - ость, - от, - тель,
- ств)
- Продолжи ряды.
Юность, старость, строитель.
1) Прилагательные: - оват (- еват), - чив, - лив, - ив, - телън.
Дождливый, игривый, внимательный.
2) Глагол прошедшего времени л.
Видел, чистил.
Н - нн - в причастиях и наречиях.
Чтобы усвоить правописание - н, - нн, в наречиях ученику надо научиться отличать наречия от краткой формы причастия. Для этого даются предложения для сравнения, записанные в 2 столбика.
Кольцо сковано - говорить скованно
Виды письменных работ различны: объяснительное письмо, подбор примеров, орфографический анализ, заполнение таблицы.
Основные упражнения - разные виды диктантов.
В ходе предупредительно- объяснительного диктанта учащиеся осваивают специфику написания соотносимых слов, осмысляя слитные, дефисные и раздельные написания.
1. Поначалу всё шло по - хорошему.
По началу не суди о конце.
2. Груз разделили поровну
Мы шли по ровному месту.
Ученики должны при определении написания разграничивать части речи по совокупности определённых признаков
С этой целью использовать такие задания:
Составить предложения с лексическими парами:
Сначала - с начала. Насилу - на силу. Сбоку - с боку.
Такой тип заданий позволяет почувствовать наречие. Задания могут быть следующими:
- Составь диктант.
- Кто больше? Воспроизвести наречия (текст читается).
- В данные предложения допиши наречия.
Большая часть орфографических правил опирается на сведения о законах фонетики, морфемный состав слова, его морфологический анализ. Все эти знания позволяют формировать орфографические умения и навыки. Орфографическая подготовка - это один из важных компонентов речевого и языкового развития.
Развитие орфографической зоркости - процесс сложный. Способность замечать орфограммы - лишь первая ступень, обеспечивающая сознательное применение правил.
Вторая ступень - дифференциация орфограмм применительно к морфеме. Ученик должен знать, какие орфограммы в корне возможны и как в зависимости от вида орфограммы решается вопрос о написании. Одним из ответственных и трудных моментов всей работы является формирование способа подбора проверочных слов. Он состоит в том, что написание корня определяется через толкование слова ближнеродственным. Алгоритм поиска является таким:
Ут(?)желить - Что значит это слово?
- Сделать более тяжёлым, добавить тяжести.
- Значит, надо писать утяжелить. JI(?) нивый - Кто это такой?
- Тот, кто ленится, отличается ленью.
- Значит, надо писать ленивый.
Если учащиеся овладевают таким способом подбора однокоренных слов, их грамотность ощутимо повышается.
Система упражнений направлена на решение таких задач, как умение найти орфограмму, доказать верность написания, знания видов орфограмм:
1. Распределить слова по видам орфограмм;
2. подчеркнуть непроверяемые написания;
3. обозначить корни с проверяемыми произношением гласными и согласными;
4. подобрать проверочные слова к омонимичным корням: об..жать, выж..ть;
5. доказать верность написания корней подчеркнутых слов.
- Орфографические навыки необходимо формировать на таком дидактическом материале, в котором имеются все варианты соответствующей орфограммы.
Правописание приставок на з(с). |
|
Низвергаться |
Рассвет |
безжизненная |
Расцвет |
|
Ниспадать |
|
бесчисленные. |
безвкусный |
|
Разбить |
|
Разгрести |
|
Раздать |
|
|
Растаять |
|
Беспричинный |
беззвёздное |
Рассчитывать |
|
Рассказывать |
|
расспрашивать. |
- В данной таблице представлены все варианты интересующей нас орфограммы.
-Для объяснения правила правописания безударных чередующихся гласных о - а в корне - кос- -кас- используется таблица.
- -кос - (нет а) |
- -кас- (есть а). |
коснуться |
Касаться |
прикоснуться |
Касание |
прикосновение |
Прикасаться |
соприкоснуться |
Соприкасаться |
соприкосновение |
|
Объяснение правила правописания безударных гласных в суффиксах глаголов - ова - (ева), - ыва - (ива) можно провести, используя материал, в котором представлены все варианты орфограммы:
- - ова - (-ева-) |
-ыва- (-ива-) |
|
советовать - советую |
опаздывать – опаздываю |
|
рисовать - рисую |
воспитывать – воспитываю |
|
тосковать - тоскую |
доказывать – доказываю |
|
тушевать - тушую |
испытывать – испытываю |
|
танцевать - танцую |
заравнивать – заравниваю |
|
горевать - горюю |
отгораживать – отгораживаю |
|
кочевать - кочую |
развеивать – развеиваю |
|
|
усеивать — усеиваю |
|
Орфографический марафон. Кто грамотнее и быстрее запишет окончания существительных в данных предложениях?
1.Гусары были и во Франци_, и в Англи_, и в Пруси_. В Росси гусары появились в 1650 году.
2.В русской арми_ происходили постоянные изменения.
3.Персидский царь Кий Старший создал первую в истори_ человечества конную службу посыльных.
4.На дорогах Римской импери_ стали появляться колесницы.
5.В своём стремлени_ разбогатеть за чужой счёт рыцари пошли на захват чужих земель.
6.Чтобы не чувствовать себя одиноко на чужбин_, приехавшие в Париж за знаниями объединились.
7.Постепенно университетская почта расширяла сферу своей деятельност_.
8.В память об этом событи_ была выпущена бронзовая медаль.
9.Учёные до сих пор спорят о происхождени_ слова ямщик.
10.Дело, конечно, не в названи_.
11.Нередко ямщики подвергались опасност_ нападения бандитов, грабителей.
12.Кондуктор, сдав почтовые мешки, сообщал публик_ последние новости.
13.В городах улицы тоже были далеко не в хорошем состояни_.
14.Когда положение безвыходное, поедешь и в тряской колесниц_.
Волшебный квадрат.
Впишите в клетки квадрата те существительные, на конце которых нужно писать ь.
ь |
ь |
ь |
ь |
ь |
ь |
ь |
ь |
ь |
Шумел камыш_, какая тиш , ключ_ от замка, пять тысяч_ рублей, настоящий силач_, показалось из-за рощ_, поспешил на помощ_, нервная дрож_, порядочная глуш_,
Выглянуло из-за туч_, купила плащ_, молодёж_веселилась, доч спала, крутила обруч_,
гореч_ обид, товарищ_, сторож_, не спал всю ноч_.
Разбейте существительные с пропущенными гласными в окончаниях на две группы: с - о и - е.
Любовался пейзаж_м, живёт этаж_м выше, укрылся плащ_м, небывалым овощ_м, запечатал сургуч_м, погрозил пальц_м, вытерся полотенц _м, посоветовался с отц_м, поговорил со старц_м, заросла плющ_м, попал мяч_м, стал врач_м, спрятался под крыльц_м, доволен пищ_й, встретился с юнош_й, шёл с тяжёлой нош_й, разговорился с товарищ _м.
Как вы напишете: крюч к, суч к, скеорч_нок, верблюж_нок, галч_ нок.
Упражнения.
1. Вставьте безударные гласные:
инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, оригинальный, ун_в_рситет; ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать; атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет; тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда.
2. Вставьте пропущенные буквы:
п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, к_лея, подч_нить, к_пыто, исц лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_льё.
3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?
1) умолчание, возр_ждение, д__ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.
4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?
1) увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.
5. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.
1) проб_рались, ум_реть, ст_раный,;
2) заж_гать, бл_стательный, оп_раясь;
3) пост_лю, отч_тал, сд_раем.
Заключение
Очень важно добиться того, чтобы правило были руководством к действию для учащихся в практике их письма. Это возможно тогда, когда смысловые фонетические, грамматические признаки орфограмм указываются в той или иной последовательности, которая нужна ученику при анализе соответствующих орфограмм.
При выполнении упражнении типа списывания, при написании диктантов, работ творческого характера школьники производят орфографический разбор в устной или письменной форме в соответствии со схемой орфографического разбора.
Дидактический материал для упражнений подбирается с учётом вариантов орфограмм, т.е. с учётом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при письме.
Необходимо стремиться к тому, чтобы школьники уяснили основные принципы каждой части русской орфографии и чтобы эти принципы были для них своеобразными «общими правилами».
Внутри первой и второй частей русской орфографии правила группируются с учётом опознавательного признака орфограммы. Прежде чем изучать новое правило, необходимо повторить все ранее изученные правила с этим же опознавательным признаком. Это будет способствовать систематизации знаний по орфографии, глубокому усвоению формулировок правил, осмысленному запоминанию обобщённой схемы их применения. Такая работа важна на всех этапах изучения орфографии в школе.
Список литературы
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987.
2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии.- М.: Просвещение, 1966.
3. Газета. Русский язык. №10. - М.: Первое сентября
4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М.: Просвещение, 1982.
5. Панов М.В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 1984.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.