РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Костюк_ВЕ_ВКР_ОБ-РЛ-51.docx

Министерство просвещения Российской Федерации

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Филологический факультет

 

 

Кафедра литературы и методики преподавания литературы

 

КОСТЮК ВЕРОНИКА ЕВГЕНЬЕВНА

 

 

РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАССОВ ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 (бакалаврская работа)

 

Квалификация –  бакалавр

Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили (направленность) – Русский язык и Литература

Форма обучения – очная

 

РУКОВОДИТЕЛЬ     _________________     к.фил.н., доцент О.Н. Соловьева

подпись

«___»__________ 2025 г.

 

 

 

Нормоконтроль пройден     _________     к.фил.н., доцент В.В. Межебовская

подпись

«___» _____________ 2025 г.

 

 

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

 

зав. кафедрой литературы и методики преподавания литературы

____________     к.фил.н., доцент В.В. Межебовская

подпись

«___» ___________ 2025 г.

 

 

Оренбург, 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .....……………………………………………………………..………..3

Глава 1 Теоретические основы обогащения речи обучающихся оценочной лексикой на уроках русского языка ...….………………….........7

1.1 Оценочная лексика как предмет лингвистических исследований………...7

1.2 Особенности изучения оценочной лексики в школьном курсе русского языка……………………………………………………………………………...12

Глава 2 Специфика работы по обогащению речи обучающихся 5 класса оценочной лексикой на уроках русского языка……………………….…...19

2.1 Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи учащихся оценочной лексикой …………………….……………………………………....19

2.2 Результаты экспериментальной работы по обогащению речи учащихся оценочной лексикой…...……………………………………………………..….33

Заключение……………………………………………………………..……….38

Список литературы……………………………………………………..……...40

Приложения…………………………………………………………………....46Приложение А  Задания для констатирующего и контрольного эксперимента……………………………………………………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современных условиях образования особое значение обретает система работы по обогащению словарного запаса учащихся как одного из важнейших аспектов развития речи.

Процесс обогащения словарного запаса происходит в течение всей жизни человека. Этот процесс обладает особой значимостью, определяя во многом результаты обучения, воспитания и развития личности.

Обогащение словарного запаса в системе развития речи учащихся – важнейший аспект обучения русскому языку. Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря учащихся и развитию связной речи.

Одной из сторон обогащения словарного запаса школьников является работа над  оценочными словами, которые представляют интерес вследствие недостаточной их изученности. Оценочная лексика помогают достичь выразительности как в устной, так и в письменной речи, выполняя важную роль в формировании личности. Обучая школьников построению текста, следует стремиться к тому, чтобы в своих высказываниях они научились уместно использовать оценочную лексику с учетом содержания темы, стиля высказывания, авторского замысла. Глубина восприятия художественного текста в значительной мере зависит от понимания того, как строится текст, как раскрыта в нем тема, а также от того, как автор использует оценочную лексику  для эмоционального воздействия на читателя. Уроки русского языка должны научить школьников понимать и чувствовать родной язык, помочь им достичь в творческих работах оригинальной языковой формы. В оценочной лексике заключен большой воспитательный потенциал, который влияет на выработку  нравственных ориентиров (норм и правил морали),  отвечающих за моральное развитие индивида.

Проблема исследования заключается в поиске эффективных методов обогащения речи учащихся посредством оценочной лексики на уроках русского языка.

Степень разработанности проблемы исследования. Оценочная лексика является предметом исследования таких ученых, как  М.Т. Баранова, В.И. Яшина,  Ю.П. Плотникова, Н.П. Савельева,  Е.М. Струнина,  Л.П. Федоренко, В.И. Яшина и др. Учеными были разработаны принципы, приемы, условия эффективного формирования данной лексической группы.

Оценочная лексика преимущественно рассматривается в лингвистике в рамках семантического и функционального аспектов. Сторонники семантического аспекта (Е.М. Галкина-Федорук, М.В. Никитин, Р.Г. Пиотровский, И.А. Стернин, В.К. Харченко, В.И. Шаховский) рассматривают слово с точки зрения его значения и соотнесенности с выражаемым им понятием.

В функциональном аспекте слово рассматривается с точки зрения его роли в структуре и функционировании языка в целом, а также его соотношения с единицами других уровней.

 Проблема обогащения речи  учащихся не теряет свою актуальность на протяжении долгого времени. Так, например, в книге «Лексикология современного русского языка» Н.М. Шанского (одно из первых монографических исследований словарного состава русского языка) содержится характеристика слова как основной языковой единицы и его места в лексической системе русского языка, а также представлены важнейшие словари русского языка. Важнейшие работы крупного учёного   С.И. Ожегова также посвящены лексикологии, лексикографии и нормам словоупотребления.

Тема исследования – работа по обогащению речи учащихся 5 классов оценочной лексикой на уроках русского языка.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные методические приемы обогащения речи учащихся оценочной лексикой.

Объектом исследования является процесс обогащения речи учащихся оценочной лексикой.

Предмет исследования – методы обогащения речи учащихся 5 класса оценочной лексикой в процессе словесно-творческой деятельности.

Гипотеза исследования: обогащение речи школьников оценочной лексикой на уроках русского языка будет эффективным, если:

– будет разработан комплекс упражнений, направленный на обогащение речи школьников посредством оценочной лексики;

– будут созданы определенные педагогические условия (проведение комплексной, целенаправленной и систематической работы по использованию оценочной лексики для развития связной речи учащихся, использование межпредметных связей на уроках русского языка).

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе решались следующие задачи:

1. Установить степень разработанности исследуемой проблемы в лингвистической и методической  литературе.

2. Проанализировать учебно-методические  комплексы по русскому языку за 5 класс с целью выявления путей обогащения речи учащихся оценочной лексикой.

3. Разработать комплекс упражнений  по обогащению речи школьников оценочными словами в процессе словесно-творческой деятельности и проверить эффективность их реализации в процессе обучения учащихся 5 класса.

Методы исследования: анализ лингвистической и  методической литературы, анализ учебников, отбор и систематизация дидактического материала, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа,  методы обработки результатов исследования материала.

Практическая значимость исследования.  Результаты исследования и разработанный комплекс упражнений, предназначенный для продуктивной работы над обогащением речи учащихся оценочной лексикой, могут быть использованы в практической деятельности учителя (в подготовительной работе к письменному высказыванию (изложению и сочинению) с использованием оценочной лексики).

База исследования: МОАУ «Лицей № 4» имени З.Г. Серазетдиновой г. Оренбурга.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

1.1 Оценочная лексика как предмет лингвистических исследований

 

Слово является значимой единицей языка. К одной из самых существенных и важнейших  функций языка относят экспрессивную функцию, которая служит не только средством выражения чувств, эмоций, индивидуальных  и социальных оценок, эмоционального воздействия на людей, но и оказывает существенное влияние на саму характеристику слова.  Для реализации этой функции языка необходима оценочная лексика.

Проблема границ оценочной лексики очерчена весьма неопределенно и колеблется от всего словарного состава до очень ограниченных по объему групп слов. Среди лингвистов наблюдаются разногласия в терминологическом плане, в определении подходов к классификации слов с оценочной семантикой.

Языковеды подходят к решению вопроса о составе оценочной лексики с разных позиций: с точки зрения лексикологии, с точки зрения стилистики и психолингвистики.

Рассмотрим разные подходы к определению данной лексики.

Все направления в исследованиях условно можно разделить на несколько групп. Условное разделение обусловлено тем, что точки зрения ученых дополняют друг друга.

В лексикологии оценочные слова изучаются в семантическом и функциональном  аспектах.

Сторонники семантического аспекта (Е.М. Галкина-Федорук, Н.А. Лукьянова, Р.Г. Пиотровский, И.А. Стернин, В.К. Харченко, В.И. Шаховский) рассматривают слово с точки зрения его значения и соотнесенности с выражаемым им понятием. Например, М.В. Никитин выделяет значения прагматического и когнитивного  типов. Прагматический компонент отражает субъективную оценку всего наблюдаемого и переживаемого человеком с точки зрения его ценностной ориентации в мире  и  интересов, когнитивный – отражает признаки, сущность, связи и зависимости, упорядоченные в когнитивных структурах сознания [60].

Связь между этими двумя компонентами покажем на примере. Слова старик-старец-старикашка создают один когнитивный компонент – понятие о старом мужчине. С точки зрения прагматического значения слово старик имеет нейтральную оценку; слово старец имеет положительное значение; слово старикашка представлено в отрицательном значении. К подобным примерам можно отнести слова бабушка – бабуля – бабка,  дом – домик – домишко/домище, девочка – девчушка – девка, город – городок – городишко (городище).

В функциональном аспекте слово рассматривается с точки зрения его роли в структуре и функционировании языка в целом, а также его соотношения с единицами других уровней.

На дополнительную окраску слова может влиять контекст, который способен оказывать влияние на окраску слова, делая ее положительной или отрицательной. На положительное или отрицательное значение слова могут  влиять аффиксы, имеющие субъективную оценку (барсучишка, ножка, лапка, премилый, превеселый, мужичонка, хвастунишка, собачонка, городишко, рубашонка, прехорошенький, преотличный, котяра) [34].

Кроме этого, контекст устраняет многозначность оценочных прилагательных в речи  (добрый – злой, красивый – страшный, умный – глупый, плохой – хороший). Например, «Плохой актер Иванов!» – сказал пожарный. В этом случае только контекст дает нам понять, что актер плохой не потому, что плохо исполняет роль, а потому, что не соблюдает правила пожарной безопасности [46].

Контекст также способствует избеганию неверных истолкований оценочных слов. Это связано обычно с личными воспоминаниями отдельного индивида  [46, с. 144].

Таким образом, в зависимости от контекста слово по-разному может усваиваться человеком, иметь разное коннотативное значение или быть нейтральным.

Оценочная лексика способна выступать в качестве конструктивного элемента, который отличает стили речи друг от друга. Данная точка зрения нашла свое отражение в трудах А.И Ефимова, Н.М. Шанского, Ю.П. Плотниковой [63].

В научном стиле оценочная лексика не употребляется, данный стиль не предусматривает употребление этого пласта лексики. Оценочная лексика в научном стиле может выступать только в качестве иллюстративного материала или объекта исследования. Для официально-делового стиля характерны официальность, стандартность, поэтому использование оценочных слов является неуместным. В публицистическом и разговорном стилях оценочные слова встречаются очень часто. В художественном стиле тоже можем встретить оценочные слова. Поэты и писатели используют данный пласт лексики для придания выразительности, образности, для раскрытия образа героя.

Некоторые исследователи (Л.Г. Барлас, Е.Ф. Петрищева) рассматривают оценочную лексику как компонент стилистически окрашенной лексики. Но выделяют существенное различие между ними с точки зрения направленности. Стилистически окрашенная лексика направлена на уместность ее употребления в определенном стиле,   а оценочная лексика направлена на объект, обозначаемый словом. Ученые указывают, что в определенных контекстах слова приобретают оценочное окружение, хотя сами по себе являются нейтральными по значению.

Л.А. Сергеева, наоборот, считает, что к оценочной лексике следует относить лишь такие слова, которые имеют основанием (основание – то, с точки зрения чего производится оценка) субъективный фактор [52].

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что оценочная лексика выражает чувства и эмоции, испытываемые индивидом. На оценочное значение слова влияют аффиксация, интонация, контекст, поэтому неясно, какие из указанных выше средств необходимо принять во внимание.

Границы оценочной лексики, по мнению  Л.Л. Ким и Н.А. Лукьянова,   оказываются широкими, если к данному пласту относить все слова, которые вызывают эмоции и чувства. Следуя данной точки зрения, оценочным может стать абсолютно любое слово. В этом случае нет необходимости классифицировать оценочные слова.

По мнению Н.М. Баженова,  каждое слово может приобрести эмоциональную окраску, так как эмоциональность в большинстве случаев придается слову говорящим, следовательно, одно и то же слово в определенной речевой ситуации может стать смешным и  торжественным, грубым, нейтральным и вежливым, ироническим и шутливым, а может быть неэмоциональным, нейтральным по значению. Именно поэтому оценочную лексику классифицируют  условно.

На наш взгляд, стилистически нейтральное слово может стать в определенных условиях оценочным. Например, медведь, пенек, коряга, дуб, тряпка, ворона, кошелка, слон, лиса (о человеке).

Существует множество классификаций оценочной лексики. В качестве примера рассмотрим классификацию Е.М. Галкиной-Федорук, которой придерживаются  Н.М. Баженов и  A.М. Финкель:

1) слова, которые выражают чувства, настроение, эмоции, ощущения:  враждебность, недовольство, страдание, брезгливость, печаль, любовь, ненависть, гнев, грусть и др.;

2) оценочные слова, характеризующие разные предметы или явления с разных сторон (положительной или с отрицательной): красивый, добрый, прекрасный,  злой, умный, ужасный, радостный, гневный, страшный, интересный,  милый и др.;

3) слова, с помощью которых выражается положительное или отрицательное отношение к предмету или человеку с точки зрения грамматических особенностей. Например,  префиксами или суффиксами: стульчик, карманчик, цветочек, мамочка, солнышко, хлебушек, превеселый, предобрый, пренеприятный, пирожочек,  красивенький, дедуля, рюкзачок, зайчишка, медвежонок и др. [12].

А.П. Еремеев  выделяет оценочную лексику, положительное или отрицательное значения которой создаются посредством суффиксов увеличительности (голосище, домище), ласкательности  (реченька, солнышко и др.), снисходительной иронии (голосишко, воришка, городишко и др.) [21].

Часто бывает так, что один и тот же аффикс в зависимости от контекста может выражать разную оценку. Например, суффикс -ишк-  (парнишка, воришка) выступает как уменьшительно-ласкательный суффикс и как суффикс с ироническим значением. Суффикс -к- (бабка, птичка)  выступает как суффикс с уничижительным значением и как суффикс с ласкательным значением.

 Л.Л. Ким выделяет номинативно-оценочные слова (величие, отвага,  хорошо, великолепно, банальность, красота, плохо, прекрасный, доверчивый, злость, решимость, доброта, героизм, доверчивость, скупость, великолепие  и др.). В самом слове и его лексическом значении содержится оценка. Кроме этого, выделяет метафорические эмоционально-оценочные слова (слон (о человеке), золотой (очень хороший), коряга (о человеке),  пушистый (о характере человека), блистать (о человеке), дуб (о человеке), поросенок (о человеке), мягкий (о характере человека), крыса (о человеке), кошка (о человеке), змея (о человеке) и т. д.). Оценочное значение данных слов определяется контекстом и употреблением их в переносном значении. К оценочным ученый относит также слова, которые приобретают оценочное значение за счет аффиксов (курточка, шапочка, папочка, стульчик, премудрый, превеселый, прекрасивый, слоненок, котенок и др.).

Как известно, просторечная лексика, вульгаризмы, бранные слова также имеют оценочную семантику, как правило, отрицательную, уничижительную. Например, баран, козел, змея  человеке), харя, рыло, жрать, сдохнуть.

Таким образом, оценочная лексика – это лексика, с помощью которой индивид выражает субъективное мнение о предмете, явлении или человеке (нейтральное, положительное, уничижительное, ироническое). Употребление данного пласта лексики позволяет отразить внутренний мир субъекта, его отношение к миру действительности.

 

 

1.2  Особенности изучения оценочной лексики в школьном курсе русского языка

 

 Специфика работы по обогащению речи учащихся оценочной лексикой, в том числе словарного запаса  на уроках русского языка занимают важное место в образовательном процессе. Обогащение речи осуществляется в процессе изучения различных тем и разделов школьного курса, на дополнительных занятиях по развитию связной речи (например, на курсе русской словесности [35].

Важно учитывать, что долгое время развитие связной речи понималось в методике и в школьной практике как обучение изложениям и сочинениям.

Коммуникативный подход в работе по развитию речи, в том числе и обогащению речи школьников оценочной лексикой существенно меняет методы обучения. Наряду с традиционным для школы методом усвоения родной речи с такими его ведущими приемами обучения, как изложение и сочинений по образцу, большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания. Развивая у учащихся умение соотносить форму и содержание своих высказываний с речевой ситуацией, эти упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться словом, выбирая из нескольких вариантов один, наиболее подходящий к речевым условиям. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся, обогащают словарный запас и грамматический строй речи [19, с. 24].

Обучая школьников языку, мы должны помнить, что главная задача состоит в том, чтобы научить чувствовать, видеть, понимать богатства родного языка.

Когда мы говорим о богатстве русского языка, то имеем в виду и словарное богатство, интонационную выразительность и разнообразие синтаксического строя.

Одно из проявлений богатства и выразительности языка – наличие в нем разнообразных фонетических, словообразовательных, лексических, синтаксических средств, выражающих оценку.

Рассмотрим некоторые учебно-методические комплексы для 5 класса с точки зрения факторов активизации лексических умений, развития речи школьников, обогащения речи школьников оценочной лексикой.

Учебник: Русский язык. 5 класс (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.).

Учебник содержит теоретический материал, материал по развитию речи и упражнения. Он очень удобен в пользовании не только учениками, но и учителем, так как способ подачи материала на уроках отображен непосредственно в книге.

В учебнике представлены не только единицы языка, но и явления речи, такие как текст, типы текста, стили речи, нормы русского литературного языка, особенности построения всех типов текстов и возможность их реализации в речевой практике школьников.

Анализ данного учебно-методического комплекса показал, что цели изучения лексики в пятом классе тесно связаны с предшествующими этапами обучения в начальной школе. Данный курс продолжает работу по формированию первоначальных научных представлений о системе русского языка, по развитию интереса к языку, а также развитию внимания к значению и употреблению слов, обогащению словарного запаса школьников. Учитывая то, что в среднюю школу учащиеся перешли с базовыми знаниями о лексическом значении слова, многозначности слов, прямом и переносном значении слова, синонимии, антонимии и т.д., в программе 5 класса данные сведения уточняются и систематизируются, и общий объем материала, следовательно, увеличивается.

Содержание данного курса нацелено на формирование языковой и языковедческой компетенции. Данные компетенции формируются путем овладения основными нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса, а также грамматического строя речи, формирования способности у учащихся к анализу языковых явлений, достаточных знаний о лингвистике, ее разделах и понятиях, а также умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Так, в программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М. Шанского среди практических задач развития связной речи, стоящих перед учителем и учеником, есть и такая: овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения [31, с. 4].

Учебник: Русский язык. 5 класс. (М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос и др.).

В учебнике использованы  условные символы для обозначения нового материала, материала по развитию речи, заданий повышенной трудности, дополнительные задания и упражнения и т.д.

Подобное строение учебника связано, в первую очередь, с речевой направленностью всего УМК. Главная цель обучения в общеобразовательном учреждении, по мнению авторов – это языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью [48].

Из вышесказанного можно заключить, что выбранные для анализа учебники включают работу с новой для учащихся лексикой, упражнения, которые обогащают словарный запас школьников, но, к сожалению, практических заданий недостаточно.

 При планировании уроков в 5 классе рекомендуется использовать дополнительный дидактический и раздаточный материал для раскрытия и активизации у учащихся лексических умений.

Приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями), что свидетельствует об усилении речевой направленности курса. Предусматривается систематическая работа над обогащением словарного запаса [27].

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся гордости за русский язык, интереса к его изучению.

На обогащение речи школьников оценочной лексикой программа по русскому языку не отводит специального времени. Но в силу того, что изучение языковых явлений связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи, на наш взгляд, возможно путем  совмещения с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в содержании урока не снижало эффективности изучения программного материала и по возможности способствовало усвоению этого материала, или являлось бы основой усвоения [4, с. 34].

В целях выявления путей и средств обогащения речи учащихся оценочной лексикой,  мы проанализировали также учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Нами структурирована система упражнений в изучаемом аспекте.

Рассмотрим систему заданий по обогащению речи учащихся 5 класса, предложенную в учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

Следует отметить, что в учебно-методическом комплекте представлены задания для формирования языковой, лингвистической и  коммуникативной компетенции школьников «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст» (5 класс: упр. 2, 6, 116, 132, 172, 176  и др.). Речевая направленность курса усиливается за счет развития умения говорить на лингвистическую тему, понимать лингвистический текст [50, с. 28].

Работа по обогащению речи школьников оценочной лексикой в 5 классе построена следующим образом:

Работа с лингвистическими текстами.

Такое задание не только помогает школьникам узнавать дополнительные сведения об изучаемой теме, но и позволяет совершенствовать речевые навыки, обогащать свой лексический запас новыми словами, в том числе оценочными.

Упр. 43. Определение основной мысли текста [50, с. 247].

Какова тема каждого текста? Как авторы относятся к изображаемому? Одинаково ли оценивают они воробья?

В упражнении представлены фрагменты рассказов А. Куприна и М. Богданова [50].

Следует отметить, что для работы на этом этапе используются тексты известных писателей (А. Толстого, В. Солоухина, В. Чаплиной, К. Паустовского, Г. Скребицкого), фольклорные тексты – загадки, песни. Задания повторяются, что позволяет отработать навык словоупотребления, в то же время предполагаются задания, которые заставляют учащихся искать решение. Все это способствует развитию речи, умению составлять ответы разных стилей, типов речи и разных по строению.

Редактирование текста.

После знакомства с текстами-описаниями из художественной литературы, учащиеся редактируют тексты, устраняя повторы, пишут письмо о четвероногом друге, составляют объявление о пропаже животного, описывают один из предметов на картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин», придумывают текст по данному зачину. Таким образом, разнообразные и интересные задания, направленные на обогащение словаря учащихся, позволяют пятиклассникам сформировать необходимые навыки по развитию и обогащению речи, выявить особенности строения текста, поупражняться в самостоятельном составлении текстов.

Словарная работа.

Наличие различных видов словарей в учебниках также способствует обогащению речи учащихся в процессе изучения русского языка и формирует привычку обращаться к словарям разных типов в случае необходимости. Так, в 5 классе в разделе «Справочные материалы» учебника 5 класса помещены следующие словари: орфографический словарь (орфографический минимум), орфоэпический словарик, толковый словарик, словарик значения морфем, словарик синонимов.

Словарно-семантическая работа составляет основу обогащения словарного запаса учащихся. Она необходима для закрепления в сознании школьников семантики нового для них слова, запоминания семантического поля и для показа типичной лексической сочетаемости этого слова [50].

Упр. 236. Как вы понимаете лексическое значение слова милосердие? Объясните лексическое значение через подбор синонимов [50].

Сочинение по прочитанному тексту.

Самостоятельная работа над сочинением по прочитанному тексту предлагается после работы с текстами-образцами. Так, задание составить самостоятельно описание щенка в официально-деловом стиле (объявление о пропаже собаки, упр. 758, с. 254), затем написать письмо к другу, в котором поделиться радостью от появления собаки в твоей жизни (упр. 759, с. 254) будет успешно выполнено, потому что этому предшествовала работа с текстами, которые учащиеся читали и разбирали.

Упр. 745. О какой породе собак идет речь? Какие признаки помогли вам ответить на этот вопрос?

Эту породу все знают. Они сильные, умные. И в дом чужого не пустят, и за хозяина постоят, и границу охранять помогают. Если враг перейдет границу, тут…. И поможет его найти и задержать (В. Чаплина) [50].

Таким образом, на уроках русского языка в 5 классе организуется работа по обогащению  словарного запаса учащихся с использованием  различных видов упражнений, приёмов и методов работы с поэтическими и прозаическими текстами, справочной литературой и т.п.

Следует отметить, что в работе по обогащению речи учащихся  в 5 классе сохраняются такие принципы, как преемственность и  систематичность.

Все это позволяет школьникам повторять ранее изученное, добавлять к тому, что уже известно, новое, постепенно накапливая в своем лексиконе новые слова, обогащая словарный запас и грамматический строй речи.

При этом работа по обогащению речи школьников оценочной лексикой, на наш взгляд, требует существенных дополнений, практических заданий по обогащению речи школьников оценочной лексикой недостаточно.

Систематическая, целенаправленная работа с учащимися 5 класса над оценочной лексикой  поможет школьникам овладеть необходимым объёмом слов и понятий, если включить в работу комплекс упражнений по обогащению речи школьников оценочной лексикой, представленный в следующей главе.

Глава 2 СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

2.1 Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи учащихся оценочной лексикой

 

В современном мире одним из актуальных направлений в методике преподавания русского языка занимает формирование у учащихся особого, внимательного отношения к слову.

Именно к его употреблению, владению в свободной форме, развитию способности правильно, грамотно и верно формулировать личные суждения о каком-либо объекте/субъекте, воспринимать и оценивать речевое высказывание другого, также уместно использовать его в собственной речи.

Важно отметить, что речевые недочеты связаны с неумением подбора синонимов и антонимов, которые обогащают нашу речь, изобразительно-выразительных лексических средств, неправильным употреблением паронимов, незнанием лексического значения слов, неумением работать с текстом (пересказ и составление собственных текстов), неумением работать со словарной статьей и т.д.

В связи с этим изложение с творческим заданием (доработка текста, дополнение текста) является самым эффективным приемом работы над обогащением речи школьников оценочными словами и развитием связной речи [36].

Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.

Кроме того у детей развивается логическое мышление – они учатся содержательно, более компактно и убедительно высказывать собственные мысли, формулировать аргументы, опровергать либо соглашаться с информацией, новостями, мыслями других людей, используя при этом оценочную лексику.

Особенно при выполнении данного вида упражнений у учащихся активизируются все словарные умения, порою даже те, о которых они сами и не знали.

Тем не менее, подготовительная работа при подготовке к написанию изложений может включать задания поискового характера. Их особенность заключается в том, что школьники, выполняя такие задания, анализируют лексические явления, которые взяты из определенного контекста, что в свою очередь создает благоприятные условия для поисковой деятельности, направленной непременно на живое общение учеников, диалога между ними, жизненно-речевой практике в будущем.

Только целенаправленная и систематическая работа с учащимися 5 классов над оценочной лексикой поможет школьникам овладеть необходимым объёмом слов и понятий.

Комплекс упражнений составлен с учетом тематического учебного материала, приведенного в учебнике Русского языка для 5 класса (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), в том числе и разработанного индивидуально.

В данный комплекс упражнений были включены такие виды заданий как: словарная работа, лексический анализ слов, работа с текстами (в том числе оценочных), упражнения, связанные с обогащением речи над оценочными словами (подбор синонимов и антонимов к оценочным словам, составление словосочетаний и предложений); задания, направленные на обогащение словарного запаса (лексические упражнения) и задания творческого характера, познавательного (создание текста по аналогии, ассоциативная карточка, составление стихотворений).

Представим комплекс упражнений для учащихся 5–х классов, направленный на продуктивную работу по обогащению речи школьника оценочной лексикой.

Словарная работа

Словарная работа является продуктивным средством обогащения речи школьников.

Возможные варианты заданий:

Задание 1. Подберите синонимы и антонимы к выделенным словам, учитывая значение словосочетаний. В каких словосочетаниях выделенные слова являются оценочными?

Первый вариант.

- Большой дом, большой вопрос, большой праздник, большой специалист.

- Золотой человек, золотая осень, золотые листья, золотое кольцо

- Верный вывод, верный друг, верный ответ, верный питомец.

- Добрый мальчик, добрая улыбка, добрая песня, добрые слова.

- Холодный взгляд, холодные отношения, холодный напиток.

- Крепкий чай, крепкие отношения, крепкое дерево, крепкий мороз.

- Сильная речь, сильный человек, сильная боль, сильный ученик.

Второй вариант.

- Пустая бутылка, пустой бульон, пустая бочка, пустой человек.

- Эффективное лекарство, эффективная стратегия, эффективная работа.

- Красивый парень, красивый поступок, красивые слова.

- Здоровый ребенок, здоровая атмосфера, здоровая еда, здоровый образ жизни.

- Ленивый пирог, ленивый  человек, ленивый день, ленивый ветер.

- Горячий спор, горячий суп, горячий нрав, горячее сердце, горячие новости.

- Тяжелый разговор, тяжелая сумка, тяжелый человек, тяжелое решение.

Задание 2. Заполните таблицу. Подберите к каждому слову синоним, антоним и пароним.

Первый вариант

Оценочные слова

Синонимы

Антоним

Паронимы

Дружный

мирный

враждебный

дружественный

Эффективный

 

 

 

Злой

 

 

 

безответственный

 

 

 

Добротный

 

 

 

Угодливый

 

 

 

Почтительный

 

 

 

Искусный

 

 

 

 

Второй вариант.

Оценочные слова

Синонимы

Антонимы

Паронимы

Бедный

нищий

богатый

бедственный

Невежа

 

 

 

Героический

 

 

 

Искусный

 

 

 

Неудачный

 

 

 

Осудить

 

 

 

Скрытый

 

 

 

Почтительный

 

 

 

 

Задание 3. Подберите к  выделенным словам с оценочной семантикой синонимы с непроизносимыми согласными. Покажите данное соответствие с помощью стрелок.

Алчный человек

Яростный

Хороший день

Жалостливый

Невеселая песня

Известный

Сердобольная сестра

Счастливый

Прославленный художник

Гигантский

Везучий ребенок

Грустный

Увлекательное путешествие

Корыстный

Буйный характер

Интересный

Большой шкаф

Прекрасный

Болтливый человек

Ненастный

Дождливая погода

Хвастливый

 

Задание 4. Прочитайте текст из произведения К. Паустовского «Теплый хлеб». Перескажите. Укажите слова, словосочетания, предложения, с помощью  которых автор передает свое отношение к изображаемому.

- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.

- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол. … «Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

- Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька.

- От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело.

Задание 5. Выпишите антонимы, обозначающие: 1) человека; 2) цвет; 3) температуру; 4) время; 5) мяч; 6) погода.  Дополните антонимичный ряд своими примерами. Какие пары оказались лишними?

Ранний – поздний, молодой – старый, добрый – злой, красивый – страшный, белый – черный, яркий – тусклый, горячий – холодный, хороший – плохой, бледный – румяный, дешевый – дорогой, холодный – теплый, высокий – низкий, умный – глупый, мягкий – жесткий, светлый – темный, старый – новый, маленький – большой, чистый – грязный, солнечная – пасмурная, теплый – холодный, жаркая – морозная.

Задание 6. С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названных ниже животных – героев сказок и басен. Составьте и запишите сложные предложения с союзом а. Подчеркните оценочные антонимы.
Образец: лев храбрый, заяц трусливый.

Волк – лиса (по хитрости); лев – заяц (по храбрости), муха – слон  (по величине), ягненок – волк (по силе); лисица – ворона (по уму); стрекоза – муравей (по трудолюбию).

Задание 7. Подберите к именам существительным прилагательные с оценочным значением.

Мяч

Яблоко

Книга

Человек

Кресло

яркий

вкусное

интересная

добрый

удобное

красивый

румяное

поучительная

плохой

мягкое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания на распознавание оценочных слов.

1.   Укажите вариант, в котором все слова имеют нейтральное значение.

А) книга, стол, миленький, яблоко;

Б) домище, слон (о человеке), капуста, стол;

В) барсучишка, зайчишка, лось, волк;

Г) кино, окно, печенье, чайник.

2.   Укажите вариант, в котором все слова имеют уничижительное  значение.

А) ручища, бабка, хлюпик, хапуга;

Б) домища, глазки, гнездышко, шубенка;

В) городишко, клячонка, котенок, хвастунишка;

Г) избенка, зернышко, чемоданчик, столик.

3.   Отметьте ряд оценочных слов, которые характеризуют мяч.

А) добрый, большой, красивый, презабавный;

Б) новенький, яркий, легкий, победный;

В) пестрый, злой, чуткий, прыгучий;

Г) тяжелый, старенький, задумчивый, приятный.

4.   Укажите предложение без речевых ошибок.

А) Грустная сестра весело улыбалась.

Б) Смелый заяц спрятался от волка за деревом.

В) Веселая девочка плакала на лавочке.

Г) Храбрый лев осматривал свои владения.

5.   Укажите вариант, в котором представлены слова-паронимы.

А) дружный – дружественный;

Б) плохой – хороший;

В) добрый – отзывчивый;

Г) красивый – прекрасивый.

6.   Укажите синоним к выделенному слову в предложении «Ваза оказалась крепкой».

А) густой;

Б) прочный;

В) сильный;

Г) здоровый.

7.        Укажите антоним к выделенному слову в предложении «У него был тяжелый характер».

А) воздушный;

Б) невесомый;

В) трудный;

Г) легкий.

8.   Укажите подходящее по смыслу оценочное слово, пропущенное в предложении «Он стал героем, потому что был…».

А) трусом;

Б) отважным;

В) красивым;

Г) маленьким.

9.   В каком предложении слово золотой употреблено в значении «счастливый».

А) Золотой луч солнца пронзил листву.

Б) У него золотые руки.

В) Я поймал золотую рыбку.

Г) Я вспоминаю золотые дни юности.

10.   Укажите предложение, в котором слово холодный употреблено в переносном значении.

А) Кофе стал холодным.

Б) Сегодня отключили холодную воду.

В) У него холодное сердце.

Г) Руки становятся холодными на морозе.

Лексический анализ оценочных слов

Лексический анализ включает в себя характеристику слова с точки зрения его значения, употребления и происхождения.

Пример лексического анализа.

Закружилась листва золотая

 В розоватой воде на пруду…

Золотая.

-Многозначное.

-Употреблено в переносном значении: золотая (листва) — «по цвету похожа на золото». Значения слова золотой:

*Сделанный из золота. Золотая брошь.

*устар. Монета из золота; червонец. За эту картину он заплатил целый золотой.

*перен. Цвета золота. Золотые колосья спелой пшеницы.

*перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни юности.

*перен. Прекрасный, замечательный. Работник — золотые руки.

*перен. Дорогой, любимый. Спасибо, мой золотой!

- Синонимы: жёлтый, медовый, горчичный, песочный, палевый, шафранный, соломенный, пшеничный; радостный, счастливый, райский.

-Общеупотребительное.

Работа с текстом

Процесс восприятия художественного текста очень важен: школьники должны почувствовать красоту, музыкальность речи, понять, какое настроение передает автор.

Предлагаем следующие вопросы и задания после прочтения текста. Например: Какое настроение вызывает у вас прочитанный текст? Найдите в тексте оценочные слова, с помощью которых передается авторское настроение и отношение к герою.

Примеры заданий.

Задание 1. Прочитайте текст из произведения К. Паустовского «Теплый хлеб». Обозначьте оценочные слова, которые придают выразительность тексту. Какое  впечатление произвел на вас герой?

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».

Задание 2. Внимательно  прочитайте  начало  текста. Придумайте и запишите  продолжение, используя оценочную лексику.

1.   Лес в летний период очень красив. Зеленые листочки на деревьях шелестят от ленивого ветерка. Солнечная погода радует весь день. Шустрый ежик с грибочком на спинке прячется под увесистым кустом. Виднеются спелые ягодки и душистые полевые цветы на опушке леса. Кажется, … .

2.   У меня дома живет презабавный друг. Мой котик самый лучший! Его зовут Пушок. У него красивая белая шерстка, пушистый хвостик и милая мордочка. Он очень ласковый и верный. Мне с ним весело. Я люблю его за … .

3.   Я люблю отдыхать у бабушки в деревне на каникулах. Там красивая природа, чистый воздух, просторные поля. Мне нравятся  ароматные пирожки по утрам, вкусные ягодки с бабушкиного огорода, веселые прогулки с друзьями. Когда я вырасту, … .

4.   На рисунке изображен красивый дом. Он выглядит необычно и сказочно. В нем прекрасно все. Резные створки окон придают изысканность и утонченность. Живописные орнаменты добавляют внешнему виду дома яркости и изящества. Повсюду зеленые насаждения, которые … .

Задание 3. Распространите  предложения, используя оценочную лексику.

        Наступила зима. На улице светит солнце. Подмораживает.  За окном ветер. Закружились снежинки. Замерзли лужи. Деревья стоят в инее. Кое-где висят последние  сухие листочки. Не слышно птиц. На ветках  развешены кормушки. Уютно в доме. В углу стоит елка. Она наряжена. Под елкой подарки для детей и взрослых. На гвоздике висят коньки, в коридоре дожидаются санки.  За окном мороз и снегопад. Снег повсюду. В такую погоду мы согреваемся пледом.  Любимое занятие в такую погоду –  сидеть у печки и пить чай, наблюдая за любимым питомцем. А наш питомец – кот Васька – спит, свернувшись в клубок.

Задание 4.  Вставьте в текст оценочные прилагательные, сравните  с  исходным  текстом.

Первый вариант.

Слова для справок: нежный, белый, тонкий, ранний, удивительный, отличный, огромный, душистый, незабываемый, долгожданный, любимый.

Подснежники

При наступлении (…) весны в лесу появляются мои (…) первоцветы – подснежники. Они пахнут по-особенному. Этот (…) аромат наполняет всё  пространство.  Листья у цветов очень (…), стебель (…), головка (…), похожая на колокольчик. При всей своей хрупкости подснежники обладают (…)  силой, так как пробиваются сквозь толщу льда и снега. Подснежник – символ (…)  весны, (…) настроения! Цените красоту этих (…) и (…)  цветов!

Исходный текст.

Подснежники

При наступлении долгожданной весны в лесу появляются мои любимые первоцветы – подснежники. Они пахнут по-особенному. Этот незабываемый аромат наполняет всё  пространство.  Листья у цветов очень нежные, стебель тонкий, головка белая, похожая на колокольчик. При всей своей хрупкости подснежники обладают огромной силой, так как пробиваются сквозь толщу льда и снега. Подснежник – символ ранней весны, отличного настроения! Цените красоту этих душистых и удивительных цветов!

Второй вариант.

Слова для справок: сказочный, пушистый, красивый, вкусный, душистый, удивительный, ароматный, чуткий, ответственный, маленький, прекрасен.

Лес

Люблю летом бродить по (…) лесу. Лес – это место, которое обновляет. Он (…) всегда. На лесных полянках много (…) цветов, (…) ягод и (…) грибов. Мне нравится слушать пение лесных птиц. Их (…) щебетание придает спокойствие и умиротворение.  Интересно наблюдать за муравейниками, за (…) работой этих (…) трудяг. Люблю смотреть на (…) белок, которые  грызут орешки. Берегите наш (…) и (…) лес!

Исходный текст.

Лес

Люблю летом бродить по красивому лесу. Лес – это место, которое обновляет. Он прекрасен всегда. На лесных полянках много душистых цветов, ароматных ягод и вкусных грибов. Мне нравится слушать пение лесных птиц. Их чуткое щебетание придает спокойствие и умиротворение.  Интересно наблюдать за муравейниками, за ответственной работой этих маленьких трудяг. Люблю смотреть на пушистых белок, которые  грызут орешки. Берегите наш сказочный и удивительный лес!

Выполнение творческой работы.

Творческая работа подразумевает сочинение по картине,  создание текста по аналогии, сочинение-миниатюру, сочинения на свободную или заданную темы и др. Например, сочинение на лингвистическую тему «Как синонимы и антонимы обогащают нашу речь?». 

Данный вид  задания развивает мышление, позволяет учащимся  высказать свое мнение, используя оценочную лексику, развить умения говорить на лингвистические и свободные темы.

Рассмотрим некоторые виды творческих изложений (методические разработки С.К. Тивиковой).

Во-первых, это изложение с изменением лица рассказчика, которое требует значительных перестроек в содержании.

Во-вторых, это изложения, события в которых передаются от лица одного из персонажей.

В-третьих, на более высоких уровнях изложений школьники могут дополнить авторский текст.

В-четвёртых – это словесное рисование. Такая работа проводится для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста. Данный вид изложения предполагает максимальное использование в письменной речи оценочной лексики.

Особенностью таких творческих изложений является их нацеленность на эмоциональный отклик учащихся, вступление с автором в своеобразный диалог с помощью текста и даже соавторство, что, на наш взгляд, повышает заинтересованность учащихся в выполнении этого вида заданий.

В эту работу легко вплетаются и межпредметные связи. Можно использовать тексты из художественной литературы (стихи и прозу), а также  тексты на исторические и краеведческие темы, насыщенные оценочными словами. Также использовать музыкальные произведения и репродукции картин известных художников. Как известно, произведения искусства заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки.

Задание 1. Написать сочинение на заданную или свободную тему, используя  оценочную лексику.

Примерные темы сочинений:

- Счастливый билет.

- Морозное утро.

- Занимательная игра.

- Доброта вокруг нас.

- Шустрый ежик.

- Парк аттракционов.

- Турпоход на каникулах.

- Пёстрая осень.

Слова для справок: быстрый, озорной, ласковый, интересный, теплый, яркий, красота, веселье, зимушка, иголочка, солнышко, веточка, птичка, травинка, листочек, наслаждаться, удивляться, восхищаться, поражать, привлекать, впечатлять, любоваться, любить, восторгаться, красивый, добрый, оригинальный, премилый, воздушный, прелестный, тяжелый.

Задание 2. Внимательно рассмотрите репродукцию картины К.П. Брюллова, на которой изображен  русский баснописец И. Крылов.

Picture background

Составьте и запишите небольшой текст, описывая внешность баснописца.

Сделайте вывод о том, какую роль играют оценочные прилагательные  в текстах-описаниях.

Задание 3. Разгадать кроссворд.

 

1

о

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

ц

 

 

 

3

е

 

 

 

 

 

 

 

4

н

 

 

 

 

 

5

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

6

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Отзывчивый человек, делающий добро (добрый).

2. Способный, умный, рассудительный человек (умница).

3. Открытый, правдивый человек, неспособный врать (честный).

4. Ласкательное к слову «снег» (снежок).

5. Обладающий щедростью души, высокими душевными качествами (великодушный).

6. Проявляющий нежность, ласку, любовь (ласковый).

Мы пришли к мысли о необходимости введения теоретических основ изучения оценочной лексики, так как лишенные теоретического обоснования занятия по русскому языку не могут на необходимом уровне обеспечить языковую подготовку учащихся к использованию оценочных слов в их речи.

Данные упражнения, на наш взгляд,  будут способствовать обогащению речи учащихся оценочной лексикой. Школьники научатся правильно применять оценочную лексику в речи, содержательно высказывать свою точку зрения, избегая однообразия, обогатят словарь.   Систематическая работа с учащимися 5 классов над оценочной лексикой  поможет подготовиться к написанию сочинения-рассуждения – одному  из заданий ОГЭ в 9 классе.

 

 

2.2 Результаты экспериментальной работы по обогащению речи учащихся оценочной лексикой

 

На уроках русского языка нами была проведена диагностика уровня владения оценочной лексикой учащихся 5 класса.

Диагностика проводилась на базе МОАУ «Лицей № 4» имени З.Г. Серазетдиновой г. Оренбурга в рамках педпрактики.

Испытуемые – обучающиеся 5 класса. Общее количество – 32 человека.

В задачи входило выявление уровня знаний об оценочной лексике, умений находить оценочные слова в текстах, а также применять оценочные слова в связной речи.

На данном этапе учащимся было предложено написание изложения с творческим заданием (дополнить текст, используя оценочные слова) по тексту К. Паустовского «Русское ненастье» (см. Приложения).

Данный эксперимент не только позволил получить важные сведения, необходимые для прохождения учащимися второго этапа исследования.

После обработки результатов были определены следующие уровни сформированности знаний и умений эмоционально-оценочной лексики в исследуемой группе на констатирующем этапе, результаты диагностики представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1

Результаты прохождения диагностики

Уровень знаний и умений

Количество учащихся

Критерии оценивания (баллы)

Результат (%)

Высокий

15

29-39

50 %

Средний

11

16-28

40 %

Низкий

6

0-15

10 %

 

 

Рис. 1. Результаты прохождения диагностики

Анализ результатов прохождения диагностики показал, что 50 % учащихся имеют средний и низкий уровни владения оценочной лексикой.

В процессе выполнения диагностического задания ученики столкнулись с некоторыми трудностями (это трудности в построении речевого высказывания, использовании оценочной лексики в собственных высказываниях).

II. Формирующий эксперимент.

На данном этапе, проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе, нами была организована планомерная и систематическая работа по обогащению речи школьников оценочной лексикой. Мы составили комплекс упражнений по обогащению речи учащихся посредством оценочной лексики (см. Глава II, параграф 2.1).

В ходе эксперимента учащиеся выполняли различные упражнения: словарную работу, лексический анализ,  разные творческие задания (сочинение по картине, кроссворд) и т.д.

Были включены задания, направленные на обогащение словарного запаса (лексические упражнения) и задания творческого характера, познавательного (создание текста по аналогии, ассоциативная карточка). Учениками велись «словарики»-словники, в которые они записывали незнакомые слова на уроках русского языка для запоминания, познавательной деятельности. В конце занятия обучающиеся обменивались «волшебными словами» (формулами вежливости), изображениями любой эмоции с товарищем по парте (радость, грусть, злость, тоска, сожаление) или обращениями друг к другу с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов на этапе рефлексии для успешного закрепления эмоционально-оценочной лексики.

На уроках русского языка и литературы мы использовали  тексты из художественной литературы (басни И. Крылова, стихотворения А.  Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского, Н. Некрасова, С. Есенина, произведения А. Платонова, Л. Толстого), репродукции картин (А. Саврасов «Грачи прилетели»,  «Радуга», И.  Левитан «Осенний день», «Март»,  Ф. Решетников «Опять двойка», И. Шишкин «Дубовая роща»,  «Утро в сосновом лесу», В. Поленов «Золотая осень»), музыкальные произведения (А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Времена года», Э. Григ «Утро», И. Дунаевский  «Журчат ручьи», В. Моцарт «Приход весны»).

Проанализировав результаты данного этапа экспериментальной работы, мы пришли  к выводу о том, что разработанный комплекс упражнений поспособствовал развитию связной речи учащихся, обогащению их лексического запаса, раскрытию творческих способностей.

III. Контрольный эксперимент.

В качестве итоговой работы предлагалось сочинение по картине В. Поленова «Заросший пруд» с творческим заданием (см. Приложения). Школьникам необходимо было не только описать картину, но и выразить свое отношение  к ней (картине).

Анализ работ показал, что 70% учащихся экспериментального класса показали высокий уровень владения оценочной лексикой. Они написали сочинения, в которых использовали много оценочных средств для описания картины и выражения своего отношения к ней. Стало меньше речевых ошибок, речь стала разнообразной, богатой, выразительной. У 30 % учащихся выявили средний уровень овладения оценочной лексикой. Сказанное выше позволяет считать разработанный комплекс упражнений по обогащению речи учащихся оценочной лексикой  достаточно эффективным.

Результаты контрольного эксперимента представлены в Таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Результаты контрольного эксперимента

Уровень знаний

Количество учащихся

Результат (%)

Высокий

23

70%

средний

10

30%

низкий

-

0%

 

Рис. 2.  Результаты контрольного эксперимента

Работа по обогащению речи школьников оценочной лексикой должна проводиться  систематически на уроках. Это дело не одного дня и месяца. Она должна быть целенаправленной и постоянной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В современном мире слово является выражением понятия о предмете или явлении объективного мира. Поэтому к одной из самых важнейших функций языка относят экспрессивную функцию, так как оценка является ее основным элементом и человечества, в целом.

Использование в речи оценочной лексики способствует отражению внутреннего мира индивида. Посредством оценочных слов субъект речи  выражает свои эмоции и  чувства, оценивает окружающий мир (людей, их характеры, внешность, поступки, отношения, различные предметы). Восприятие действительности чаще всего происходит на подсознательном уровне.

Работа со словом (в том числе с оценочным словом) оказывает непосредственное влияние на учащихся.

Проблема состоит в том, что у современного школьника возникают трудности, связанные с употреблением лексики в соответствии с коммуникативно-значимыми нормами литературного языка.

Обучая школьников языку, мы должны помнить, что главная задача состоит в том, чтобы научить чувствовать, видеть, понимать богатства родного языка.

Когда мы говорим о богатстве русского языка, то имеем в виду и словарное богатство, интонационную выразительность и разнообразие синтаксического строя.

Одно из проявлений богатства и выразительности языка – наличие в нем разнообразных фонетических, словообразовательных, лексических, синтаксических средств, выражающих оценку.

Проблема границ оценочной лексики в актуальное время до сих пор не определена – нет единого утвержденного определения этому понятию. Оно колеблется от всего словарного состава до весьма ограниченных по объему групп слов.

Выявлено, что современные программы по русскому языку составлены с учетом работы по развитию связной речи учащихся, обогащения их  словарного запаса, также включают работу с новой для учащихся лексикой, упражнения, которые обогащают словарный запас школьников.

Задача учителя заключается в том, чтобы работа с оценочной лексикой не снижала эффективности изучения программного материала.

В ходе исследования была установлена степень разработанности исследуемой проблемы в лингвистической и методической  литературе, проанализированы учебно-методические  комплексы по русскому языку за 5 класс с целью выявления путей и средств обогащения речи учащихся оценочной лексикой,  выявлены  наиболее эффективные методические приемы обогащения речи учащихся оценочной лексикой, проведена диагностика уровня знаний оценочной лексики, разработан комплекс упражнений  по обогащению речи школьников оценочными словами в процессе словесно-творческой деятельности. В данный комплекс были включены такие виды заданий,  как словарная работа, лексический анализ оценочных слов, работа с текстом, задания творческого характера и др.  

Данный комплекс был реализован в ходе эксперимента. Упражнения оказались достаточно эффективными для развития связной речи учащихся при условии систематической и целенаправленной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Ахманова, О.С.  Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М., «Советская энциклопедия», 1966. –  С. 180-181.

2.        Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл.: учеб. пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение / В.В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, Н.В. Дрозд. –  М., 2012.

3.        Баранов, М.Т. Анализ содержания и лексики сочинений учащихся V-VII классов: Исследования по методике русского языка (в V-VIII классах)/ Под ред. М.Т. Баранова // Изв. АПН РСФСР. – М., 1964.

4.        Баранов, М.Т, Ипполитова, Н.А., Ладыженская, Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов. – М.,  2000.

5.        Баранов, М.Т. Лексические понятия в школьном курсе русского языка - в кн. Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А.Текучева и др. – 2-е изд. – М., 1983.

6.        Богуславская, Н.Е., Капинос, В.И., Купалова, А.Ю. и др. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя; под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Просвещение, 1991. – 240 с.

7.        Валгина, Н.С. Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб /Под ред. Н.С. Валгиной.  – 6-е издание, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

8.        Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.

9.        Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 5-93.

10.   Волкова, Т.Н. Методика формирования у учащихся  коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка: дис. … д-ра пед. наук. – Иваново, 1995. – 315 с.

11.   Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.-Л.: Соцэкгиз, 1934.

12.   Галкина-Федорук, Е.М.  Безличные предложения в современном русском языке.  – М.: Издательство Московского университета, 1958. – 331 с.

13.   Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 139 с.

14.   Головачева, О.А. Оценочная лексика статьи Н.С. Лескова «О признаках благодетельного кризиса…» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2011. – № 6-2. – С. 120-124.

15.   Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1980. – 335 с.

16.   Голуб, И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993. – 280с.

17.   Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1992. – 240 с.

18.   Дейкина, А.Д. Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с.

19.   Дмитриева, E.H. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в якутской школе //Сборник научных трудов. – Якутск: ЯГУ, 1988. – 105 с.

20.   Домороцкая, З.А. Работа над текстом на уроках русского языка // Начальная школа. 1989. – №10 – 11. – С. 97 -102.

21.   Еремеев, А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка: дисс.  ... д-ра пед. наук. – М., 1991. – 440 с.

22.   Ипполитова, Н.А. Совершенствование механизма речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1995. № 3. С. 3-9.

23.   Капинос, В.И. Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

24.   Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1987. 259с.

25.   Киселева, А.С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1989. № 3. С.27-32.

26.   Кожевникова, К. Об аспектах связанности в тексте как в целом (Синтаксис и стилистика) / Под ред. Г.А. Золотовой. – М., 1976.

27.   Колшанский, Г.В. Соотношение объективных и субъективных факторов в языке. – М.: Наука, 1975. – 232 с.

28.   Корчагина, Л.М. Развитие речи и культура общения / Л.М. Корчагина // Русский язык в школе. 2002.  № 2. С. 33-36.

29.   Косолапкова, А.А. Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков учебника // Русский язык в школе. 1989.№ 3. С. 20-23.

30.   Купирова, Е.А. Формирование интеллектуально-речевой культуры – условие становления учащегося как субъекта познавательной деятельности / Е.А. Купирова, Е.П. Суворова // Русский язык в школе. 2012. № 9. С. 28-30.

31.   Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т., Тростенцова, Л.А. и др. Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

32.   Ладыженская, Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. –  М., 1986. – 127 с.

33.   Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с.

34.   Лекант, П.А. Предложение и высказывание // Строение предложения и содержание высказывания. – М.: МОПИ, 1986. – С. 3-7.

35.   Леонтьев, A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. 368 с.

36.   Литневская, Е.В. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2006.

37.   Львов, М.Р. Речь учащихся средней школы // Русский язык в школе. 1981. № 6. С. 38-44.

38.   Мамушин, В.Е. Обогащение речи учащихся образными средствами языка в процессе подготовки сочинений по личным наблюдениям: автореф. канд. дисс. – М., 1965. – С. 5.

39.   Маркелова, Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке. – М.: Правда, 1996. – 87 с.

40.   Молокова, З.Н. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся // Русский язык в школе. 1998. № 2. С. 32-36.

41.   Нилова, О.В. Работа над текстом как средство обогащения словарного запаса / О.В. Нилова // Русский язык. 2010. № 4. С. 20-22.

42.   Новичкова, Е.Е. Работа над новым словом. 5 класс // Русский язык в школе. 2013.№ 6. С.19-21.

43.   Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

44.   Павлова, Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. – 18 с.

45.   Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. 2003. № 4. С. 8.

46.   Пешковский, А.М. Вопросы методики родного языка лингвистики и стилистики. – М.: Госиздат, 1930. – 176 с.

47.   Развитие речи. 5 класс. Пособие для учащихся в 2 частях/ под редакцией Т.А. Ладыженской. М., 1998.

48.   Разумовская, М.М., Львов С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

49.   Разумовская, М.М. Словарная работа в 5-7 кл. Из опыта работы учителя. Л., 1956.

50.   Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс. / Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2012. – 318 с.

51.    Рябухина, Е.А. Реализация компетентностного подхода в спецкурсе по речевой деятельности / Е.А. Рябухина // Русский язык в школе.  2013. № 4. С. 17-24.

52.   Сергеева, Л.А. Оценочное значение и категоризация оценочной семантики: опыт интерпретационного анализа: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. – Уфа, 2004. – 316 с.

53.   Синютина, Е.В. Урок подготовки к сочинению-рассуждению «Природа - наш общий дом» (6кл.) // Русский язык в школе. 2011. № 9. С. 27-30.

54.   Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников [Текст] / авт.-сост. Е.М. Борисовская. – М.: Славянский дом книги, 2002. – 318 с.

55.   Соловейчик,  М.С., Капинос, В.И., Сергеева, H.H. Развитие речи: Теория и практика обучения. М., 1991. 191 с.

56.   Телия,  В.Н. О различии рациональной и эмотивной (эмоциональной) оценки // Функциональная семантика: оценка, экспрессивность, модальность. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. – С. 31-38.

57.   Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д.Н. Ушакова. – Т. 1. – М.: Астрель, 2000. – 848 с.

58.   Тростенцова, Л.А., Баранов, М.Т., Григорян, Л.Т., Ладыженская, Т.А. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

59.   Хайруллина, Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций. Уфа, 2005.

60.   Харченко, В.И. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слов // Русский язык в школе. – 1976. – №3. – С. 66–71.

61.   Чернявская, Е.А. К вопросу о семантике оценки и способам ее выражения в современном русском языке. – М.: Просвещение, 2001. – 147 с.

62.   Чудинова, И.С. Работа по обогащению словарного запаса школьников в процессе подготовки к сочинению. – М.: «Просвещение», 1980.

63.   Шанский, Н.М. Лексикология современного языка [Текст]: пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1972. – 368с.

64.   Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т.А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.

65.   Юмаева, Л.А. О формировании речевых навыков учащихся // Русский язык в школе. 1989. № 1. С. 18-24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Задания для констатирующего и контрольного эксперимента

Задание 1. Написать изложение с творческим заданием (дополнить текст, используя оценочные слова) по тексту К. Паустовского «Русское ненастье».

 

Русское ненастье

 Я впервые увидел все разнообразие красок русского ненастья после картины Левитана «Над вечным покоем».

 До тех пор ненастье было окрашено в моих глазах в один унылый цвет. Вся тоскливость ненастья и вызывалась, как я думал, именно тем, что оно съедало краски и заволакивало землю мутью.

 Но Левитан увидел в этом унынии некий оттенок величия, даже торжественности, и нашел в нем много чистых красок. С тех пор ненастье перестало угнетать меня. Наоборот, я даже полюбил его за чистоту воздуха, холод, когда горят щеки, оловянную рябь рек, тяжелое передвижение туч. Наконец, за то, что во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага - теплую избу, огонь в русской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту.

Задание 2. Написать сочинение по картине В. Поленова «Заросший пруд», выразив свое отношение  к ней (картине).

Picture background