«Работа по развитию речи с детьми с нарушениями слуха на уроках ознакомления с окружающим миром в начальных классах

  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Материал.docx

Изучение природы вооружает учащихся природоведческими знаниями и умениями, содействует развитию их познавательных способностей; оно необходимо для гармонического развития личности. Выполнение этих важных и сложных задач в специальной школе связано со значительными трудностям. Их чувственный опыт и, соответственно, представления об окружающем мире к началу обучения в школе оказываются беднее, чем слышащих. Поэтому на первоначальном этапе изучения природы  особую значимость приобретает специальная работа по обогащению и уточнению фактических представлений и элементарных обобщении и одновременно с формированием речи и словесного мышления. Это позволяет наряду с другими направлениями подготовки поднять уровень знаний и обеспечить возможность последующего изучения природы. У слышащего ребенка мышление и развитие опирается на одновременное усвоение языковых средств и поэтому рано приобретает свойство обобщать, систематизировать представления об окружающем мире. Отставание и своеобразие развития речи у ребенка с нарушениями слуха ведет к серьезной задержке в развитии обобщающей функции мышления. Вследствие этого наблюдается резкий разрыв в образовании наглядных обобщений и образовании отвлеченных, которое запаздывает. Преодоление этого разрыва и успешное овладение  природоведческими знаниями является в значительной мере результатом специальной работы над речью детей с нарушенным слухом.

Следовательно, важная задача при изучении природы—наполнение словаря обучающихся словами и фразеологией, отражающими и формирующими природоведческие представления и понятия.

Обобщающая и абстрагирующая функции слова определяют на протяжении всего школьного обучения ту огромную роль, которую оно играет в процессе познания мира, проникновения в сущность явлений. Следующая задача уроков ознакомления с природой тесно связана с предыдущей и заключается в необходимости развивать аналитико-синтетическую деятельность мышления ребенка. Одновременно с усвоением знаний должна осуществляться целенаправленная работа по обучению приемам познавательной деятельности. Так, на уроках ознакомления с природой в 1 и 2 классах  детей учат приемам анализа объектов природы: сопоставлению и сравнению предметов и явлений (по одному по ряду признаков) с целью выявления их свойств и признаков; вычленению познавательных вопросов и составлению плана описания и рассмотрения объекта природы; классификации. Еще одна важная задача изучения природы заключается в воспитании элементов материалистического мировоззрения. Воспитательное значение учебного предмета определяется , прежде всего, научностью его содержания ,а также методическими путями, адекватным и этому содержанию. Изучение  природы должно осуществляться активными, действенными методами, нацеленными на образование системы природоведческих знаний, на развитие познавательных способностей учащихся. Накапливая факты и природоведческие понятия, которые проверяются практикой, учащиеся подводятся к представлению о познаваемости мира, его материальности, учатся доказательному  способу формирования убеждений. Важное воспитательное значение при изучении природы приобретает вопрос о сохранении приумножении природных богатств. Задача учителя заключается в том, чтобы подвести школьника к пониманию необходимости бережного отношения к природному окружению, помочь включиться в проведение разнообразных мероприятий по ее охране: шефство над зелеными насаждениями, зимнюю подкормку птиц и т.д. Подобная работа прививает любовь к природе, закладывает основы патриотического воспитания учащихся.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет поддержание и развитие интереса к природе, приобщение детей к самостоятельному приобретению  знаний. Таковы основные задачи изучения природы учащимися начальных классов в специальной школы.

Содержание обучения на уроках ознакомления с природой, и на уроках природоведения раскрыто в  соответствующих разделах программы. Остановимся на основных ее положениях. Конкретная характеристика содержания программы будет дана в соответствующих главах.

На уроках ознакомления с окружающей природой в теме «Родная природа» учащиеся ознакомятся с такими сторонами природного окружения, которые нашли отражение в темах«Сезонные изменения в природе»,«Неживая природа»,«Растения»,«Животные».«Природа и человек».

В основе построения программы по разделу «Родная природа» лежат такие известные в естествознании принципы, как принцип сезонности и краеведческий. Их реализация предполагает широкое использование ближайшего природного окружения для знакомства учащихся с основными особенностями жизни природы, Возможность увидеть предметы и явления природы в естественной обстановке, использовать в процессе ознакомления с ними активные формы наглядно-практической деятельности, применить своизнания для объяснения фактов, сходных с изучаемыми, имеет особенно большое значение в обучении детей с нарушениями слуха.

Содержание уроков природоведения, в отличие от уроков по разделу «Родная природа», сходно с программой массовой  школы. На этих уроках решаются, в основном, те же образовательно –воспитательные задачи. Однако коррекционная сущность педагогического процесса в специальной школе не может не отражаться на программном содержании учебных предметов. Из педагогических и психологических исследований известно, что дети с нарушением слуха испытывают значительные трудности в усвоении материала, содержащего отвлеченные и обобщающие понятия. При изучении природы н а протяжении всех лет обучения они постоянно нуждаются в специальной опоре на чувственный опыт, наглядно – практическую деятельность. Для образования природоведческих обобщений им нужен относительно большой запас фактических знаний, актуализируемых в момент работы над обобщением. Поэтому программа для специальной школы по естествоведческим разделам конкретнее по своему содержанию, чем для массовой школы, в ней предусматриваются большая повторяемость материала и опосредованный переход от конкретных наглядных обобщений ко все более отвлеченным В силу этого при том же объеме ведущих понятий, что и в массовой школе, она оказывается более насыщенной фактическим материалом.  Постоянная терминологическая работа и собственно развитие речи на природоведческом материале в работе с детьми с нарушениями слуха занимает относительно много времени и нуждается в особых приемах, которые отражены в пособиях и учебниках по развитию речи. Работа по развитию речи и словесного мышления предусматривает накопление соответствующего словаря, включающего термины, словосочетания и фразы, характерные для данного предмета, а так же реализацию общих требований к восприятию учащимися обращенной к ним речи и оформлению высказываний.

Большое значение при изучении природы приобретает экологический подход, при котором на первый план выдвигаются вопросы взаимодействия и взаимосвязи предметов и явлений природы, бережного отношения к каждому компоненту  природного окружения. В связи с общей характеристикой программного содержания необходимо специально рассмотреть вопрос о путях формирования природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение в свете идеи развивающего обучения.

Овладение природоведческими понятиями проходит в своем развитии длительный путь, общие, обозначающие группу(класс) понятия, вводятся одновременно с конкретными. Так, в 1 классе при изучении растений и животных конкретные понятия «береза»и«голубь» даются одновременно с соответствующими им общими понятиями «дерево» и «птица». Естественно, понятие не дается в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ученик неоднократно возвращается к одному и тому же понятию по мере накопления новых фактов и переосмысливает его все более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь таким образом в единую систему знаний.

Содержание понятий раскрывается на данном этапе, в основном, путем перечисления предметов, относящихся к нему(домашние животные—это коровы, овцы, собаки), а также описания отдельных объектов, составляющих основную группу.

В 3 классе у большинства детей с недостатками слуха формируется готовность вычленять общие признаки объектов природы  (не всегда ведущие) и разносторонне рассматривать эти объекты. Учащиеся постоянно ставятся перед необходимостью сравнивать объекты и явления природы, выделять существенные признаки и делать выводы о характере взаимосвязи между этими объектами, о принадлежности к той или иной группе. Такого рода учебные задачи, требующие анализа объектов и их сопоставления, нацелены на образование природоведческих понятий, напоминание существенных признаков в их содержании. Благодаря этому учащиеся приобретают способность к самостоятельному переносу усвоенных таким образом понятий в новые условия, к объяснению принципах их образования (т.е.дают простое определение, например: почему козу называют домашним животным).

Основные требования к уровню речевого развития учащихся с недостатками слуха, для каждого года обучения определены в программах по русскому языку. При построении процесса изучения природы на уроках с природоведческой тематикой учитель ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоении лексики и фразового материала, необходимого для формирования природоведческих понятий.

Руководство деятельностью детей в процессе формирования природоведческих понятий предполагает общение их с учителем и между собой: учитель обращается к детям с поручениями и вопросами (понаблюдай, выбери, сравни и узнай, чем похожи  предметы; нарисуй, напиши и т.д.); выслушивает сообщения об их наблюдениях, о работе, которую они выполнили или должны выполнить; организует обсуждение высказываний, предлагает сделать вывод или раскрыть определенное положение и т.д.

Соответственно, большое место на уроках ознакомления с природой отводится беседе, которая подводит учащихся к элементарным обобщениям. Ход беседы продумывается учителем заранее не только со стороны ее содержания, но и слов, словосочетаний, фраз, которые войдут в состав обращенной к  ребенку речи и в собственные высказывания детей.

Итак, новый материал и материал заключительных по темам уроков, на которых, предполагается более высокий уровень обобщения знаний, должен даваться на слухозри-тельной основе. Организация деятельности детей на уроках, повторение и закрепление знаний и умений происходит на основе речи, обращенной на слух. Таким образом, на каждом уроке происходит развитие слухозрительного и слухового восприятия речи. Кроме того, непременно осуществляется контроль над  произношением.