Работа по развитию речи учащихся
Оценка 4.8

Работа по развитию речи учащихся

Оценка 4.8
docx
25.08.2021
Работа по развитию речи учащихся
Работа по развитию речи учащихся с задержкой психического развития.docx

 Класс : 1.

Предмет: обучение грамоте.

Тема: «Предложение».

Задание для детей с ЗПР

 Работа по развитию речи учащихся с задержкой психического развития занимает особое место, так как у детей этой группы наблюдаются отставания в речевом развитии, стойкие фонетико-фонематические нарушения, нарушения лексико-грамматической стороны речи, сопровождающиеся расстройством письма.

          С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении выполняли упражнения со следующими заданиями:

        1.Определить границы предложения в напечатанном без точек тексте.

Запись на доске: прошли летние дожди  дети вышли на улицу после дождя большие лужи мальчики шлёпали по лужам

Дети определяли тему рассказа, выделяли в тексте законченные смысловые единицы – предложения, отмечали, о чём говорится в каждом из них. Упражнялись в чтении текста с интонационным обозначением границ предложений (понижение голоса, пауза). Списывали текст, подчёркивая заглавные буквы и точки.

В это время дети с нормой развития могут выполнять это задание, но дополнительно получают задания озаглавить текст, придумать и записать продолжение рассказа.

        2. Упражнение для детей с ЗПР.

Составить предложение из слов, данных в беспорядке.

На доске записывались слова: ласково, светит, появились, расцвели, весенние, солнышко, на,  деревья, первые, цветы, листья, зелёные.

          Детям объяснялось, что текст о весне, но слова  рассыпались, и предстоит трудная работа по  составлению предложений. Задавался вопрос: «О чём должно говориться в предложениях?». Дети отвечали, что о солнышке, о листьях, о цветах. На доске записывались названные слова. Затем каждому ученику выдавался набор карточек. На каждой написано по одному слову (все слова записаны с прописной буквы). Учащимся предлагалось составить предложения из этих слов, прочитать вслух и написать предложение со  своих карточек с соблюдением правила: большая буква в начале предложения, точка в конце. Аналогично разбирались остальные предложения.

Дети с нормой развития   получают задание: придумать предложения с определёнными словами. Составить графическую схему предложений.

          3. При работе с детьми с ЗПР можно использовать упражнения на составление предложений по опорным картинкам. На доске закреплялись предметные картинки и бумажные полоски со словами девочка, книга. Дети устно составляли предложение из трёх слов. Затем учащиеся повторяли предложение и обозначали его в тетрадях и на доске длинной полосой. Затем выясняли,  сколько слов в предложении, которые и обозначались короткими полосками. По просьбе дети выборочно называли второе, третье, первое слово, при необходимости обращались к предметным картинкам. Использование этих и аналогичных упражнений позволило показать, что предложение состоит из слов, тренировало детей в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения, готовящей учащихся к раздельному написанию слов.

Дети с нормой развития могут выполнять подобные задания по составлению предложений, но использовать не три слова, а большее их количество. Возможна работа и без использования предметных картинок. Учитель может дать схему, а дети по ней составляют предложение по определённой учителем или самостоятельно выбранной теме.

Интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, дети с нормой развития получают задание:«Составь рассказ по картинке», а для учеников с ЗПР целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

Далее можно использовать игру «Угадай» для всех детей класса.          

       К доске вызывается  группа из трёх- четырёх детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно – каждый своё слово.

        Задача отгадчика – понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз – так, чтобы приняли участие все дети. Выигрывает тот,  кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.

        Игровая ситуация угадывания побуждала детей к максимальному слуховому сосредоточению. Кроме того, отгадчику нужно не только воспринять всю информацию целиком – услышать предложение, но и сообразить, из чего она складывается, разбить её на составляющие элементы- слова, то есть проделать мысленно операцию анализа. Необходимость одновременно произнести каждому своё слово требует умения согласовывать свои действия, а это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия. Также у детей, в процессе игры развивается фонематический слух, внимание и мышление.


 

Класс : 1. Предмет: обучение грамоте

Класс : 1. Предмет: обучение грамоте

Дети с нормой развития получают задание: придумать предложения с определёнными словами

Дети с нормой развития получают задание: придумать предложения с определёнными словами

Игровая ситуация угадывания побуждала детей к максимальному слуховому сосредоточению

Игровая ситуация угадывания побуждала детей к максимальному слуховому сосредоточению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021