Работа по самообразованию "Методы развития креативного мышления у младших школьников"
Оценка 4.6

Работа по самообразованию "Методы развития креативного мышления у младших школьников"

Оценка 4.6
pdf
11.07.2024
Работа по самообразованию "Методы развития креативного мышления у младших школьников"
Методы развития креативного мышления у младших школьников.pdf

  МОУ "Тираспольская гуманитарно –математическая гимназия"

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по самообразованию на тему: 

«Методы развития креативного мышления у младших школьников»

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                    Выполнила:

                                                                                 учитель начальных классов,                                                              воспитатель ГПД

                                                                             Мелюх Елена Николаевна    

 

  

 

                                            

                                                      Тирасполь, 2024 г

Введение

Если ученик в школе не научился сам ничего  творить, то в жизни он всегда будет только  подражать, копировать, так как мало таких,  которые бы, научившись копировать, умели 

сделать самостоятельное приложение этих 

                                                  сведений.                                Л. Н. Толстой 

Креативное (творческое) мышление – это способность человека генерировать новые идеи, находить нестандартные решения задач и проблем. Развитие креативного мышления является одной из важнейших задач образования, особенно в начальной школе, когда закладываются основы знаний и умений. В данной статье мы рассмотрим основные методы и подходы, которые используются для развития креативного мышления у детей младшего школьного возраста.

Начальная школа является первым этапом образования, на котором ребенок получает базовые знания и навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Важной задачей начального образования является развитие креативности у детей, которая позволяет им мыслить нестандартно, генерировать новые идеи и находить оригинальные решения различных задач. В статье поднимается вопрос о том, как воспитать в современной школе креативно мыслящего человека, который может успешно адаптироваться в социуме. В данной статье будут рассмотрены методы развития креативного мышления в начальной школе, а также их влияние на формирование творческих способностей учащихся. 

 Современное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но, к сожалению, как ни привлекательно творчество исследователи не отмечают роста его среди современных людей. Происходит снижение не количества творческих действий, а так называемая креативность, «творческость» людей. Потребность общества в воспитании творчески мыслящего человека очень высока. Поэтому воспитание именно творческой личности в школе имеет особую актуальность [2].

В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования – это личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей. Концепция нового ГОС подразумевает, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной. Хочется видеть людей с высоким уровнем креативности.

 

Методы развития креативного мышления у младших школьников.

Что же такое креативность? Это «созидательность, творческая, новаторская деятельность» [3, с. 442]. Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе, необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по внеурочной деятельности, причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному возрасту. 

Это могут быть: 

1)   субъективно-творческие задания на уроках; 

2)   языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины; 

3)   проектные работы; 

4)   сочинения; 

5)   наблюдения и эксперименты; 

6)   выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;  7) защита исследовательских работ. 

 

По утверждению нейропсихологов, характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь. Поэтому акцент, сделанный в стандартах на целостном восприятии учениками мира, на их поисковой, самостоятельной деятельности, вполне соответствует физиологическим особенностям младших школьников. Такие поисково-исследовательские задания могут давать учителя на всех уроках. Например, первоклассникам нужно научиться оформлять предложения на письме. Дети решают творческую задачу: «Нам надо записать текст из трёх предложений. Как будем обозначать границу между предложениями? Как конец одного и начало другого?». Ребята, решая творческую задачу, «изобретают» способ обозначения конца предложения точкой, а начало предложения заглавной буквой первого слова. Причём опыт показывает, что учащиеся предлагают и свои, оригинальные способы этих обозначений, что позволяет учителю ввести игру. Некоторые ставят в конце предложения чёрточку вниз, в начале – вверх. Есть и такие, которые в конце предложения просто рисовали квадрат. 

Подобным образом дети «изобретают» свои системы букв, правила правописания, например: «Как на письме обозначать имена людей, названия городов, чтобы отличить их от простых слов (Соня и соня, шарик и Шарик, орёл и Орёл, еловое (бревно) и Еловое (посёлок)?» Дети самостоятельно выводят правило: «Чтобы отличать имена людей, названия городов, рек от простых слов, их пишут с заглавной буквы. Если слово напечатано с большой буквы в середине предложения, значит, это имя, фамилия, географическое название или кличка животного». При решении таких творческих заданий существенно повышается уровень познавательного интереса детей, они увлекаются такими работами. Но самое главное, что, то правило, которое вывел сам ребенок, он запоминает и применяет гораздо более эффективно. Все школьные предметы и занятия по внеурочной деятельности дают широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в образовательном процессе. 

Но для формирования личностных качеств ребенка младшего школьного возраста – креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в различных сферах, способности решать стоящие перед ним проблемы – необходима система. Что же составляет систему творческой деятельности в начальной школе? Это три составляющие: 

1)          воспитание у детей качеств, служащих предпосылками для творчества: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошей памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты, развитые познавательные интересы, воображение; 

2)          самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество; 

3)          проектно-исследовательская деятельность. 

 

Наивно предполагать, что творчество может расцветать на основе одних лишь порывов, эмоций, «озарения». Ведь само «озарение» – это умение быстро и точно выбрать необходимые знания, скомпоновать их нужным образом. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разных областях: нравственной, умственной, физической. Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения, как сказки, загадки, языковые игры, олимпиады (как очные, так и заочные), конкурсы, викторины, сочинения, выступления на утренниках, импровизации, иллюстрирования, стихотворство и т.д. Работа по стихотворству начинается с подбора рифм к словам, затем могут включаться задания типа: «Дополни стихотворную строку словом!», «Допиши стихотворение!», «Придумай продолжение истории по данному началу!», «Сочини сказку, басню, считалку…!» Конечно, такие творческие задания способствуют развитию самовыражения детей, развитию познавательных интересов. Интересным видом работы на уроках изобразительного искусства является «кляксование». Дети делают разноцветные кляксы, затем дорисовывают их, если необходимо, до какого-либо образа, а в конце придумывают забавную историю или стихотворение. 

Например: «Забияка-обезьяна корчит рожицы, а у этой обезьяны очень мохнатая кожица». Несколько клякс на одном листе дают ребенку возможность составить целый рассказ. 

Вот примеры:  1. «Жила-была улитка, зелёный хоботок. 

Ей встретился мальчишка, весёлый колобок. 

Они гуляли в парке, ходили в зоопарк. 

Им встретился слонёнок и червячок-колпак». 

 

2. «Клякс я наделать много смог,  На всех зверей похожих.  А стих придумать не сумел  И моя мама тоже».

 

Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребёнка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определённые выводы. Проектная деятельность начинается уже с периода обучения грамоте в первом классе. После изучения темы «Алфавит» ребятам предлагаются задания: «Составь «фруктовую» азбуку», «Придумай азбуку на пальцах», «Сделай буквы алфавита из разных материалов» [1]. Чем старше становятся дети, тем усложняются их проекты. Они могут представить книжки-раскладушки, фотоальбомы, презентации, сборники сказок. Каждый ребёнок должен защитить свой проект, представить свою работу. 

Развитие коммуникативных способностей – одна из основополагающих целей ГОС. Неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут существенно затормозить процесс творчества учащихся. А умение чётко выразить мысль способствует пополнению знаний и развитию речи, которое очень пригодится в жизни каждому человеку. Метод проектно-исследовательских работ учит детей способности достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. 

С целью содействия развитию творческого мышления учителем могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью проблемы. При этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов и постановке проблемной ситуации. Именно здесь и проявляются критерии креативности: беглость, оригинальность, гибкость, восприимчивость, умение видеть в простом сложное, а в сложном простое. Самое же главное – это удовлетворённость (итог проявления креативности). Сегодня, когда человеку необходимо усваивать и правильно организовывать большое количество поступающей информации, огромное значение приобретает обучение навыкам самостоятельного получения и отбора информации. Роль знания, приобретённого в нашей жизни, зависит от того, открыто ли оно самим человеком, или осталось для него чем-то формальным, чуждым, инородным. Важно, чтобы учитель приложил все усилия к тому, чтобы сформировать в каждом ребёнке уверенность в своих силах с максимальной опорой на положительные эмоции, чувственность к противоречиям, умения обнаруживать и сознательно формулировать их. Педагоги современной школы должны всячески поощрять стремление ребёнка быть самим собой. Детское творчество неисчерпаемо. Дети – это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Главный стимул творчества – неисчерпаемая радость, которую оно даёт и ученику, и учителю. Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель, тогда задача социализации учащихся будет решена.

 

Наиболее эффективные методы развития креативного мышления младших школьников:

1.     Метод проектов

Одним из наиболее эффективных методов развития креативности является метод проектов, который предполагает самостоятельную работу учащихся над определенной темой или проблемой. В рамках данного метода ученики могут работать индивидуально или в группах, выполняя различные виды деятельности, такие как исследование, создание презентаций, написание статей, разработка моделей и т.д. Работа над проектами помогает учащимся проявлять инициативу и самостоятельность, развивает критическое мышление и коммуникативные навыки. Кроме того, метод проектов позволяет учащимся применять теоретические знания на практике и получать опыт работы в команде.

2.     Метод мозгового штурма

Мозговой штурм - еще один метод развития креативного мышления.  Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу. 

ПРИМЕР: - Предложите варианты обуви, в которой не опасно ходить в гололед.

3.   Метод составления карты памяти 

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал. Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту. Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов. Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи

4.  Метод фокальных объектов 

 

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов. Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий.

Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются. 

Пример: 

Объект — Мыло. 

Случайные объекты: Трава (свежая, сочная, яркая); Дождь (сильный, бодрящий, тропический); 

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное. 

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

 

5.     МЕТОД: Ромашка Блума 

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на её основании вопросов разного уровня и ответов на них. 

Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов: 

                    Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы). 

                    Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»). 

                    Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию). 

                    Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).  • Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче). 

                    Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

 

Игровые методы

Игровые методы также являются эффективным способом развития креативности. Игры помогают учащимся расслабиться, получить удовольствие от обучения и развить свои когнитивные способности. В играх ученики могут проявить свою креативность, придумать новые идеи и решения, научиться работать в команде и принимать решения.

Творческие задания

Творческие задания также способствуют развитию креативного мышления. Учащиеся могут выполнять различные творческие задания, такие как рисование, сочинение стихов или рассказов, создание поделок и т.д. Такие задания помогают учащимся проявить свою фантазию, развить творческие способности и научиться работать самостоятельно.   

Очень важно стимулировать учащихся к творчеству, чтобы они чувствовали себя уверенными в своих способностях и были готовы к новым вызовам. Для этого можно использовать различные методы мотивации, такие как поощрение за успехи, создание благоприятной атмосферы в классе, предоставление возможностей для самовыражения и т.д.

В заключение можно сказать, что развитие креативного мышления в начальной школе возможно с использованием различных методов и подходов. Важно, чтобы учителя использовали разнообразные методы и подходы в своей работе, чтобы помочь учащимся развить свои творческие способности и стать успешными в будущем.

 Список литературы: 

1.  Андрианова Т.М. Букварь. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 112 с. 

2.  Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. – 1988.

– № 4. – С. 98-107. 

3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор, 2003. – 976 с.   

МОУ "Тираспольская гуманитарно –математическая гимназия"

МОУ "Тираспольская гуманитарно –математическая гимназия"

Тирасполь, 2024 г Введение

Тирасполь, 2024 г Введение

Концепция нового ГОС подразумевает, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению»

Концепция нового ГОС подразумевает, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению»

Ребята, решая творческую задачу, «изобретают» способ обозначения конца предложения точкой, а начало предложения заглавной буквой первого слова

Ребята, решая творческую задачу, «изобретают» способ обозначения конца предложения точкой, а начало предложения заглавной буквой первого слова

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения, как сказки, загадки, языковые игры, олимпиады (как очные, так и заочные), конкурсы, викторины, сочинения, выступления на…

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения, как сказки, загадки, языковые игры, олимпиады (как очные, так и заочные), конкурсы, викторины, сочинения, выступления на…

Развитие коммуникативных способностей – одна из основополагающих целей

Развитие коммуникативных способностей – одна из основополагающих целей

Работа над проектами помогает учащимся проявлять инициативу и самостоятельность, развивает критическое мышление и коммуникативные навыки

Работа над проектами помогает учащимся проявлять инициативу и самостоятельность, развивает критическое мышление и коммуникативные навыки

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов

Игровые методы Игровые методы также являются эффективным способом развития креативности

Игровые методы Игровые методы также являются эффективным способом развития креативности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024