Работа по самообразованию по теме: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии».
Оценка 4.8

Работа по самообразованию по теме: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии».

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
Детсад
14.04.2020
Работа по самообразованию по теме: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии».
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
Отчёт по теме самообразования.docx

Ч/У «Ясли сад Есик Болашак – 2007»

Енбекшиказахского района, Алматинской области,

город Есик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярина Татьяна Ивановна

Воспитатель I квалификационная категории

 

 

 

 

 

 

 

Работа начата - 01.09.2019 г. 

Предполагается закончить -30.05.2021 г.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?    
S -  science (естественные науки

T -  technology (технология)                  

Е -  engineering (инженерное искусство)          

M - mathematics (математика)   

 

     Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

     Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

     Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.

     STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

      Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателя – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. 

     Развитие интеллекта – целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

     Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

     В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 
     Развитие интеллекта - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех её проявлениях, оно осуществляется в результате воздействия на ребёнка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей. 

     Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

     То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции. Благодаря STEM   дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

 

Цель моего профессионального развития: Повышение педагогической компетентности. Повышение собственной профессиональной подготовки по внедрению STEM технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с целью развития интеллектуальных способностей.

 

Задачи:

1. изучить литературу о STEM технологиях;

2. создать условия для развития интеллектуальных способностей детей;

3. разработать модель воспитательно-образовательного процесса, отвечающего требованиям игровых технологий;

4. использовать данную модель на практике.

 

     Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования. Интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей, где у них есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. 
     Ведущей деятельностью дошкольника является игра – своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – лучше всего и легче выделяется в игре. 

     Особую роль в развитии интеллекта детей придаю дидактическим играм. Они помогают освоению, закреплению знаний, овладению способам познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. С детьми использую игры фабричного изготовления, но особый интерес проявляют дети к дидактическим играм, изготовленными своими руками из бумаги, природного, бросового материала. Своими руками, из цветного картона, были изготовлены игровые задания по методике Б.П. Никитина, «Собери квадрат», квадрат Воскобовича, игры «Геокон» и «Флексагон» для развития логического мышления, восприятия, внимания. Такие игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. При помощи дидактических игр развиваю у детей необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых скажется в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. 

 

Перечень вопросов по самообразованию:

- сущность понятия «интеллектуальное развитие» 

- условия успешного внедрения STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей детей;

- методы и приёмы STEM технологий;

- комплексный подход к внедрению STEM технологий.

 

Форма самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план и участие в деятельности ДОУ.

 

Дата начала работы над темой 2019год:

2019 г. – внедрение STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей у детей.

2020 г. – проведение мастер-класса для педагогов ДОУ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии».

 

Этапы работы:

1 этап – планирование работы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, изучение научно-методической литературы и посещение вебинаров:

1. https://www.youtube.com/watch?v=vzCC8ukPtaY&t=10s  вебинар РАО (спикеры Волосовец Т.В., Теплова А.Б., Аверин С.А.) что такое STEM
2. 
https://www.youtube.com/watch?v=u5LqZyVj3CA&t=17s  пчелки bee-bot (обзор Луканина-Михалева )
3. 
https://www.youtube.com/watch?v=S3N3UGi5ypk&t=2128s  дидактическая система Ф. Фребеля ( читает автор Маркова В.А.)
4. 
https://www.youtube.com/watch?v=VckPiKIboYs&feature=youtu.be  математика Маркова В.А.

5. https://www.youtube.com/channel/UCJwblN3CWW0P-XPu2FR46iw?view_as=subscriber  -

2 этап – внедрение в работу игровых заданий по изученным методикам, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;

3 этап – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрения игровых технологий в работе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема самообразования нашла отражение в публикациях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Укреплены навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширились представления о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки, они формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, поэтому основная педагогическая задача это - не упустить время, использовать его эффективно.

В дальнейшем планирую продолжить самообразование по данной теме и разработать дидактический материал к другим играм, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей, соответствующим старшему дошкольному возрасту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение Инструктивно-методического письма «Об организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году».

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

 

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Изучение теории по теме: STEM технологии.

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей.

Обмен опытом по проблеме.

Показ открытого занятия по Естествознанию  на областном семинаре «Использование  STEAM технологии в образовательном процессе детского сада». Тема: «Воздух - невидимка».

Распространение опыта.

Ноябрь

Консультация для родителей: 

STEM технология в детском саду.

Расширение педагогических знаний и представлений родителей о STEM образовании.

Консультация для родителей: 

Использование   игрового набора

«Дары Фрёбеля».

 

Повышение родительской компетентности в вопросах формирования познавательной активности у детей посредством игр на развитие мышления.

Декабрь

Изучение теории по теме: STEM технологии.

Обучение на вебинарах по данной тематике.

Январь

 

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

Февраль

Разработка  картотек.

Подбор материала.

Март

Изготовление игр по STEM технологиям.

Подбор материала.

Апрель

Подготовка презентации. 

Подбор материала.

Май

Защита методической разработки.

Выступление с презентацией.

Отчет о работе по самообразованию.

Обобщение  опыта.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ч/У «Ясли сад Есик Болашак – 2007»

Ч/У «Ясли сад Есик Болашак – 2007»

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?

Развитие интеллекта - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех её проявлениях, оно осуществляется в результате воздействия на ребёнка обстоятельств жизни…

Развитие интеллекта - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех её проявлениях, оно осуществляется в результате воздействия на ребёнка обстоятельств жизни…

Ведущей деятельностью дошкольника является игра – своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений

Ведущей деятельностью дошкольника является игра – своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений

ДОУ на тему: « Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через

ДОУ на тему: « Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через

Тема самообразования нашла отражение в публикациях:

Тема самообразования нашла отражение в публикациях:

Выводы: 1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие…

Выводы: 1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие…

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020