Ч/У «Ясли сад Есик Болашак – 2007»
Енбекшиказахского района, Алматинской области,
город Есик.
«Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии»
Ярина Татьяна Ивановна
Воспитатель I квалификационная категории
Работа начата - 01.09.2019 г.
Предполагается закончить -30.05.2021 г.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?
S - science (естественные науки)
T - technology (технология)
Е - engineering (инженерное искусство)
M - mathematics (математика)
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.
Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.
Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.
STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателя – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Развитие интеллекта – целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
В условиях быстро меняющейся жизни от
человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение
добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и
творчески.
Развитие интеллекта - это и процесс, и уровень познавательной деятельности
подрастающего человека во всех её проявлениях, оно осуществляется в результате
воздействия на ребёнка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и
наследственный фонд задатков. Однако ведущая роль в интеллектуальном развитии
принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как
целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство
процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы
интеллектуальных действий и познавательных способностей.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции. Благодаря STEM дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Цель моего профессионального развития: Повышение педагогической компетентности. Повышение собственной профессиональной подготовки по внедрению STEM технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с целью развития интеллектуальных способностей.
Задачи:
1. изучить литературу о STEM технологиях;
2. создать условия для развития интеллектуальных способностей детей;
3. разработать модель воспитательно-образовательного процесса, отвечающего требованиям игровых технологий;
4. использовать данную модель на практике.
Решая задачи интеллектуального
развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую
инновационную программу дошкольного образования. Интеллектуальные умения
формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в
активной самостоятельной повседневной деятельности детей, где у них есть
возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться,
в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника
детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а
мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра – своеобразный способ
переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре происходит
формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных
психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о
развитии интеллекта ребенка. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой
задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше
сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное
движение – лучше всего и легче выделяется в игре.
Особую роль в развитии интеллекта детей придаю дидактическим играм. Они помогают освоению, закреплению знаний, овладению способам познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. С детьми использую игры фабричного изготовления, но особый интерес проявляют дети к дидактическим играм, изготовленными своими руками из бумаги, природного, бросового материала. Своими руками, из цветного картона, были изготовлены игровые задания по методике Б.П. Никитина, «Собери квадрат», квадрат Воскобовича, игры «Геокон» и «Флексагон» для развития логического мышления, восприятия, внимания. Такие игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. При помощи дидактических игр развиваю у детей необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых скажется в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
Перечень вопросов по самообразованию:
- сущность понятия «интеллектуальное развитие»
- условия успешного внедрения STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей детей;
- методы и приёмы STEM технологий;
- комплексный подход к внедрению STEM технологий.
Форма самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план и участие в деятельности ДОУ.
Дата начала работы над темой 2019год:
2019 г. – внедрение STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей у детей.
2020 г. – проведение мастер-класса для педагогов ДОУ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии».
Этапы работы:
1 этап – планирование работы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, изучение научно-методической литературы и посещение вебинаров:
1. https://www.youtube.com/watch?v=vzCC8ukPtaY&t=10s вебинар РАО (спикеры Волосовец Т.В., Теплова А.Б., Аверин С.А.) что
такое STEM
2. https://www.youtube.com/watch?v=u5LqZyVj3CA&t=17s пчелки bee-bot (обзор Луканина-Михалева )
3. https://www.youtube.com/watch?v=S3N3UGi5ypk&t=2128s дидактическая система Ф. Фребеля ( читает автор Маркова В.А.)
4. https://www.youtube.com/watch?v=VckPiKIboYs&feature=youtu.be математика Маркова В.А.
5. https://www.youtube.com/channel/UCJwblN3CWW0P-XPu2FR46iw?view_as=subscriber -
2 этап – внедрение в работу игровых заданий по изученным методикам, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;
3 этап – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрения игровых технологий в работе с детьми.
Тема самообразования нашла отражение в публикациях:
Выводы:
1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Укреплены навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширились представления о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки, они формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, поэтому основная педагогическая задача это - не упустить время, использовать его эффективно.
В дальнейшем планирую продолжить самообразование по данной теме и разработать дидактический материал к другим играм, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей, соответствующим старшему дошкольному возрасту.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Месяц |
Направления работы |
Способы достижения |
Сентябрь |
Работа с документацией. Изучение Инструктивно-методического письма «Об организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году». |
Знакомство и анализ документации. |
Планирование работы с детьми на новый учебный год.
|
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
|
Октябрь |
Подбор литературы по теме самообразования. |
Работа с личной библиотекой, интернетом. |
Изучение теории по теме: STEM технологии. |
Знакомство с литературой по данной тематике. |
|
Посещение занятий воспитателей. |
Обмен опытом по проблеме. |
|
Показ открытого занятия по Естествознанию на областном семинаре «Использование STEAM технологии в образовательном процессе детского сада». Тема: «Воздух - невидимка». |
Распространение опыта. |
|
Ноябрь |
Консультация для родителей: STEM технология в детском саду. |
Расширение педагогических знаний и представлений родителей о STEM образовании. |
Консультация для родителей: Использование игрового набора «Дары Фрёбеля».
|
Повышение родительской компетентности в вопросах формирования познавательной активности у детей посредством игр на развитие мышления. |
|
Декабрь |
Изучение теории по теме: STEM технологии. |
Обучение на вебинарах по данной тематике. |
Январь
|
Работа над созданием методических папок. |
Подбор материала по темам. |
Февраль |
Разработка картотек. |
Подбор материала. |
Март |
Изготовление игр по STEM технологиям. |
Подбор материала. |
Апрель |
Подготовка презентации. |
Подбор материала. |
Май |
Защита методической разработки. |
Выступление с презентацией. |
Отчет о работе по самообразованию. |
Обобщение опыта. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.