Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Пояснительная записка
Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей.
Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся через предмет «История и обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся, создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Основные задачи:
1. Понимание важности изучения истории, обществознания в современном мире
2.Формирование
мотивации приобретения дополнительных знаний по истории,
развитие самостоятельности.
3. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;
4. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
5. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей
6. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
7. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
Формы работы с учащимися по развитию творческих способностей по истории и обществознанию:
Работа с обучающимися ведется мной по нескольким направлениям:
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями, это:
1. Выделение «способных» детей в каждом классном коллективе.
2. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
3. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Эффективность
урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё
при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль
каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение
в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о
триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории и обществознании можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для детей, более способных к творческой деятельности, специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При этом более способные заинтересованные дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания:
- прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.
Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
- прием «особое задание»: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.-
- прием «энциклопедист»: предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
2. Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация.
3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам).
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей, учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальная игра БРЕЙН-РИНГ, предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам. Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен по истории и обществознанию в 9 и 11 классах, оказываю им консультативную помощь.
4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.
1. Информационно-коммуникационные технологии:
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.
Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует обще учебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. На уроках истории используются такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов.
Использование инфокоммуникационных технологий на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории.
И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания учащихся. С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:
1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
2.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро
оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в
знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик.
3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально
или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные
иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды,
сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным
теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы
учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети
получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить
на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается
очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и
при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
В заключении отмечу, что использование в своей работе информационных технологий создает условия для активного участия обучающихся в учебном процессе, их познавательная деятельность активизируется. Такой тип обучения подготавливает учащихся к решению проблем повседневной и будущей жизни. Однако при этом нельзя забывать, что многообразие возможностей Интернет-ресурсов и электронных изданий в образовании — это не панацея. Педагогам необходимо объективно смотреть на новые технологии, выявлять их позитивные и негативные стороны и использовать их потенциал с пользой для обучающихся.
2. Проблемное обучение:
Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения.
В
ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не
просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения
возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего
обучения.
В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые
игры, такие как «Историческая типография», «Выборы в государственную Думу» и
т.д.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то
заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при
изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям
навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке
проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся
предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность.
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации
2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)
3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)
4. Развитие элементов критического мышления.
Этапы реализации программы
1 этап – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию
творческих способностей по истории и обществознанию.
Задачи:
• Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
• Выявление обучающихся, способных к творческому развитию, разработка программы
• Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап – экспериментальный
Цель: апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности.
Задачи:
• Диагностика склонностей учащихся.
• Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
• Адаптация учебных программ, элективных курсов.
3 этап – переход в режим функционирования
Цель:
переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по
предмету «история, обществознание» в режим функционирования.
Задачи:
• Анализ итогов реализации программы.
• Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
• Коррекция затруднений педагога в реализации программы.
• Обобщение результатов работы по программе
• Повышение квалификации педагога.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся по истории и обществознанию учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада) представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию 5-6 класс.
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы: урок, внеклассная работа, школьные олимпиады, районные олимпиады.
7 класс.
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы: урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, районные олимпиады, НПК.
8-9 классы.
Развивающий этап:
Совершенствование
навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
10-11 классы.
Систематизирующий этап знаний.
Применение навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.