Статья "Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
психологическая работа +1
6 кл—8 кл
25.09.2018
Мониторинг проводился в ГБОУ АО «Травинская школа – интернат» с 1 сентября 2013 года. В нем приняли участие 10 учащихся начальных классов.
В исследовании были использованы адаптированные методики ведущих психологов, простые в применении, позволяющие определить уровень сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
статья_2 .docx
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов в
соответствии с ФГОС».
Мониторинг проводился в ГБОУ АО «Травинская школа – интернат» с 1
сентября 2013 года. В нем приняли участие 10 учащихся начальных классов.
В исследовании были использованы адаптированные методики ведущих
психологов, простые в применении, позволяющие определить уровень
сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных).
Диагностика развития УУД в начальных классах:
Цели исследования:
1. Изучение и анализ уровня сформированности универсальных учебных
действий у обучся с точки зрения требований ФГОС.
2. Выявление динамики формирования и развития УУД у учащихся в течение
четыре года обучения.
3. Выявление актуальных проблем в процессе формирования и развития УУД.
Анализ результатов мониторинговых исследований УУД учащихся позволяет
сделать следующие выводы:
проделанный анализ показал недостаточный уровень сформированности
УУД.
результаты свидетельствуют о достижении базового уровня по всем группам
проверяемых УУД, направленных на оценку сформированности таких
способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем
обучении.
Не справились с заданиями _4__учся.
Среднюю степень самостоятельности в выполнении заданий показали 4
учащихся (Беляев П.; Плужников А.; Киреев Н.; Сидельников С.)
Из предложенной таблицы прослеживается динамика роста по формированию
тех или иных групп УУД в течение года.
Уровни
Познавате
л.
1 полугодие
Регуляти
в.
Коммуни
к.
Познава
т.
2 полугодие
Регуляти
в.
Коммуни
к.
8%
25%
16%
41%
16%
33%
25%
33%
58%
33%
33%
25%
25%
Высоки
й
Средни
й
Низкий
«Групп
а
риска»
Проанализируем более подробно.
Познавательные УУД учащихся сформированы на достаточном уровне (с
заданиями справились 8 учащихся, что составляет 66%). Хочется отметить
41%
8%
41%
25%
50%
25%
25%
8% учащихся со стабильным результатом и положительной динамикой при
исследовании уровня сформированности познавательных УУД (показатели
информационные умения – Алламбергенов А.; Беляев П.; Сидельников С.);
(показатели –логические умения – Плужников А.; Киреев Н.).
Встретились задания, при выполнении которых возникли
трудности
(результаты диагностики снизились по сравнению с первым полугодием
Кашина В.; Печиенко К.; Звонарева М.; Лихачев К.).
В исследование информационных умений был включён параметр «умение
структурировать информацию». Он изучался в начале учебного года с
помощью методики «Построение последовательности событий на основе
сюжетных картинок», в конце учебного года на основе деформированного
текста, учащимся необходимо было восстановить последовательность
предложений.
Из результатов исследования видно, что выделение основных сюжетных
моментов и установление причинноследственных связей между ними на
основе наглядности учащимся удаётся лучше,
чем на основе
деформированного текста. Трудности при восстановлении деформированного
текста возникли у Беляева В.; Звонаревой М.; Лихачева К.;.
Возможной причиной недостаточно высокого уровня владения данным
умением является низкая техника чтения учащихся , что затрудняет
выделение основных сюжетных линий и определение их последовательности.
Для формирования и развития умения учащихся структурировать
информацию, считаю, нужно научить детей анализировать отдельные
сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова,
находить причинноследственные связи между ними и осуществлять
последовательное объединение всех этапов события.
При выполнении задания 1 (умение использовать устный текст как
источник информации при выполнении учебной задачи) возникли сложности у
Избасканова Р.; Кашиной В.; Печиенко К.; Лихачева К.
Из наблюдений за этими детьми на уроках могу сделать вывод, что
данные ученики порой воспринимают текст как бы «поверх». В своих
исследованиях Л.А.Калмыкова выделяет детейслушателей (реципиенты),
которые никогда не стремятся понять отдельные слова или изолированные
фразы, а стремятся расшифровывать значение информации. Необходимо
продумать разнообразные формы и приемы проведения уроков развития
устной речи, чаще вовлекать «учениковмолчунов» на всех этапах урока по
развитию речи.
Задание 9 (умение воспринимать устную информацию и следовать ей,
умение ориентироваться на плоскости) показало, что у учеников – Кашина В.;
Лихачев К. Звонарева М.; Чумаченко В. пространственные представления
«вправо», «влево», «вверх», «вниз» недостаточно развито.
Таким образом, необходимо разработать ряд приемов работы по
использовать в
развитию пространственных представлений детей, развивающей работе дидактические игры, создавать игровые ситуации (ведь
именно игровая форма работы вызывает в этом возрасте неподдельный
интерес ребенка).
Хочется отметить, что 5 учся (41%) показали высокие результаты в
умении проводить анализ с выделением существенных признаков (задание 11).
Эти дети правильно находили положение звука в словах. (Алламбергенов А.;
Беляев П.; Плужников А.; Киреев Н.; Сидельников С.) смогли выделить звуки
в словах только в двух случаях из трех. Считаю, что у этих детей не
достаточно сформирован звукобуквенный анализ.
С заданием 9 (умение осуществлять замещение предметов другими
объектами) дети справились с трудностями.
Показатели снижены по
сравнению с первым полугодием: 1 полугодие (высокий уровень) – 7 чел, 2
полугодие – 5 человек). Показатели снижены (Беляев В.; Звонарева М).
Вывод. Информационные умения у учащихся сформированы на
достаточном уровне, но следует больше уделять внимание работе над
развитием речи, формированию звукобуквенного анализа.
Исследование логических умений (познавательные УУД)
В период обучения в начальной школе совершается переход от
мышления нагляднообразного, являющегося основным для данного возраста,
к словеснологическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение
для данного возраста приобретает развитие таких логических операций как
«анализ», «синтез», «сравнение», «классификация», «обобщение».
Для выполнения диагностического задания на обобщение обучся
предлагалось найти и выделить из множества объектов четыре группы
предметов на основании общего существенного признака (задание 8). С
заданием справились все учащиеся. Анализ результатов позволяет увидеть,
что уровень умения обобщения у детей еще не сформирован полностью на
конец учебного года. 49% учащихся (2 уч. высокий уровень) могут находить
общий существенный признак для объединения предметов. 49 % (6 чел.)
учащихся испытывают трудности при выполнении такого рода задания.
Следует обратить внимание на учащихся, результат которых снизился или
остался на прежнем уровне: Печиенко К.; Лихачев К.; Чумаченко В.;
Звонарева М. Считаю, необходимо включать задания на обобщение, учить
учащихся находить общий существенный признак для группы понятий,
определять родовидовые взаимосвязи между ними. В дальнейшем умение
обобщать материал будет являться основой формирования понятийного
мышления.
Уровень сформированности умения сравнения (задание 6) на начало
года изучался на материале общей осведомлённости (сравнить две картинки и
нарисовать недостающие элементы), на конец года на материале курса «Учись
учиться». Из результатов исследования видно, что процент учащихся с
высоким уровнем развития сравнения вырос (1 полугодие – 21%, 2 полугодие 42%). Учащиеся смогли на основе нахождения сходства и различия
дорисовать все недостающие элементы. Данная положительная динамика
проходила за счет сокращения количества учащихся со средним уровнем
владения умением сравнения . 49% учащихся класса на конец года могут
находить общее и различное в словах по обозначенным признакам, но 41%
учащихся (5 человека Избасканов Р.: Печиенко К.: Звонарева м.; Лихачев К.;
Чумаченко В выполнили это задание с затруднением и получили низкие
результаты. Возможно, такой результат связан со следующими причинами:1)
небольшой объём внимания, 2) низкий уровень произвольности. Следует
обратить внимание на развитие умения сравнивать у этих учащихся,
использовать в своей практике систему заданий, направленных на
формирование данного умения.
Положительная динамика наблюдается при выполнении учащимися
задания в умении видеть закономерности в изучаемой информации. На конец
учебного года 41% учащихся (1 полугодие – 46%) справились с заданием и
правильно продолжили все 5 узоров. 4 ученика (Алламбергенов А.; Беляев П.;
Сидельников С.; Беляев В.) показали средние результаты. Наблюдается
снижение показателей по таким параметрам как:
1)умение устанавливать логические связи и закономерности (задание 4)
2) умение составлять объект как целое из фрагментарных элементов (задание
5).
Хочется отметить, что эти задания вызвали затруднения у учащихся 2 класса.
Предполагаю, что причина видится не только в банальной невнимательности,
но и в том, что порой учащимся не хватает умения и/или желания заниматься
проверками полученных результатов.
Регулятивные умения.
Для отслеживания уровня сформированности учебноорганизационных
умений учащихся были взяты показатели: «умение контролировать результат
выполненного действия на основе образца» и «умение воспринимать устную
инструкцию и следовать ей»(задание 3).
Результаты исследования показали следующую картину.
У 8% учащихся (1 полугодие 16%) сформирован достаточно высокий
уровень развития умения контролировать результат выполненного действия
на основе образца. 25% учащихся (1 полугодие 33%) имеют средний уровень
данного умения. Хочется отметить, что среди учащихся есть 2 ученика, у
которых показатели снизились по сравнению с первым полугодием
(Алламбергенов А.; Беляев П. ). Это значит, что контроль у этих школьников
еще недостаточно сформирован, учащиеся не всегда замечают допущенных
ошибок, внимание рассеяно. Поэтому, считаю, необходимо
обратить
внимание на то, какие средства для организации своего поведения и
деятельности выбирает ученик; как он удерживает инструкцию; планирует,
контролирует и выполняет действие по заданному образцу и правилу; начинает выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной
момент.
Вывод. Формирование регулятивных умений во 24 классе сформировано на
недостаточном уровне. С заданием справились
не все учащиеся. В
дальнейшей работе с учащимися необходимо продолжить проводить
поэлементный анализ объекта, сопоставлять его с заданным образцом,
выявлять возможные расхождения, соотносить выявленные расхождения с
недостатками учебных действий. Следует обратить внимание на учащихся, у
которых не сформировано умение воспринимать устную инструкцию и
следовать ей. Таким детям необходимо пошаговое предъявление инструкции
и пошаговый контроль её выполнения.
Коммуникативные УУД
Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у
обучся (задание 14) показали, что у 50% (в 1м полугодии 58%) учащихся
на достаточном уровне сформированы коммуникативные умения при
взаимодействии в группе. Эти ученики положительно настроены на
совместную деятельность, с желанием выполняют работу в группе, умеют
договариваться. Причиной снижения положительной динамики к концу
учебного года, считаю, несформированность личностной структуры.. Хочется
отметить, что у 3 учеников (25%) недостаточно сформированы
коммуникативные умения ( Избасканов Р.; Печиенко К.; Лихачев К.). Эти
учащиеся недостаточно хорошо владеют коммуникативными умениями, не
настроены работать в группе. Их рисунки дополнены другими элементами,
отличными от договоренности в группе.
Вывод.
Результаты диагностического исследования показали недостаточно
положительную динамику развития коммуникативных умений . Но следует
помнить, что у них только начали формироваться элементы основ
коммуникации в процессе образования. Эффективная организация работы по
формированию коммуникативных способностей достигается посредством
использования на уроках групповых форм работы, игровых методов,
экскурсий, бесед, чтения художественной литературы и др.
Одним из компонентов структуры личностной готовности к школе является
сформированность внутренней позиции школьника.
Для исследования данного компонента была взята методика Т.А. Нежновой
(задание 10), благодаря которой было выявлено, что в конце учебного года у
87 % (1 полугодие – 87 %) второклассников не сформирована внутренняя
позиция школьника. У этих учащихся не достаточно выражена познавательная
активность, и они безответственно относятся к школьным обязанностям
(Кашина В.; Избасканов Р.; Печиенко К.). В конце учебного года у учащихся
(Избасканов Р.; Печиенко К.) внутренняя позиция школьника была
сформирована частично, ориентирована на внеучебные стороны школьной
жизни – новые знакомства, игры, прогулки и т.д., По данным, полученным в результате исследования данного параметра, можно сделать вывод, что
внутренняя позиция школьника еще не сформирована, что находит отражение
в предпочтении игровой деятельности, непонимании значимости школьных
норм.
Вывод. К концу учебного года во 2 классе у 87 % учащихся (2
учеников)частично сформирована внутренняя позиция школьника. Считаю,
нужна более серьезная работа по коррекции ситуации для недопущения
проблем в дальнейшей школьной жизни данных учащихся.
Общие выводы по результатам работы:
1. Учащиеся 4 класса имеют достаточный уровень развития познавательных,
регулятивных и коммуникативных действий, что является дальнейшей
основой для формирования УУД.
2. Наибольшие трудности вызывают у учащихся следующие задания: на
умение структурировать информацию, устанавливать причинноследственные
связи; на умение осуществлять замещение предметов другими объектами;
умение устанавливать логические связи и закономерности; на умение
составлять объект как целое из фрагментарных элементов.
3. Результаты диагностического исследования показали
частичную
положительную динамику развития умения самостоятельно осуществлять
контроль учебной деятельности на основе образца у учся 2 класса, а также
снижены показатели коммуникативных умений.
Рекомендации
1. Проанализировать авторскую программу по предметам и определить, какие
метапредметные умения в большей степени формируются в 3 классе.
2. Подобрать в учебниках и рабочих тетрадях задания, направленные на
формирование заявленных в программе метапредметных умений;
3.Включать в занятия задания на классификацию, группировку; установление
причинноследственных связей.
4. Использовать в уроке и внеурочной деятельности возможности для
создания различных моделей: модель слова, предложения, задачи, текста и
т.д.
5. Отработать на разных этапах занятия прием выборочного чтения.
6. Провести в соответствии с результатами корректировку рабочей
программы по коррекционным занятиям.
Статья "Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Статья "Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Статья "Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Статья "Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Статья "Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Статья "Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.