Проблема сохранения контингента обучающихся и обеспечения качества профессионального образования выпускника в условиях ФГОС и профстандартов для техникума является особенно актуальной. Решение этой проблемы, главным образом, ложится на плечи преподавателей, классных руководителей, мастеров производственного обучения. Работать с нашим контингентом студентов бесспорно непросто, т.к. к нам идут учиться в основном те студенты, которые имеют некоторые «пробелы» в знаниях, т.е. боятся предстоящего ЕГЭ. Или даже те, от которых школа открыто отказывается (обычно, это дети, имеющие проблемы с поведением) и у многих нет достаточной мотивации к обучению.
В целях сохранения контингента группы работу классных руководителей, мастеров производственного обучения необходимо вести в нескольких направлениях:1) Формирование студенческого коллектива и его интеграция в различные сферы деятельности учебного заведения. Задачей классного руководителя является:
Создание условий для самореализации студентов, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей, координация и коррекция различных влияний на студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, что в итоге способствует благоприятному положению студента в коллективе и содействует нормальному развитию его личности.
2) Осуществление тесного взаимодействия с родителями. Если родители не привлечены в воспитание своего ребенка, то достичь успеха довольно трудно, а порой просто невозможно.3) Ежедневный контакт с ведущими преподавателями. Специфика работы преподавателей не предполагает глубокого вникания в жизненные ситуации каждого студента в отдельности (проблемы со здоровьем, проблемы его семьи), поэтому задача классного руководителя в случае возникновения необходимости донести нужную информацию до преподавателей.
4) Совместная работа с заместителями директора по учебно-производственной и воспитательной работе и с соцпедагогом.5) Привлечение студентов по мере возможности, во все мероприятия техникума, поскольку нельзя забывать о том, что одной из задач любого учебного заведения является воспитание нравственных качеств личности и любви к людям. Альберт Эйнштейн говорил: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица».Работа со студентами требует постоянной работы над собой, обмен опытом с коллегами.
Несколько правил классного руководителя:-Не ставь своей целью избавляться от неугодного студента. Отправляя его на улицу на произвол судьбы, ты содействуешь появлению преступника, который может угрожать твоей жизни и твоих близких.-Будь требовательным, но мудрым наставником.-Доброжелательность – лучший инструмент в воспитании.-Умей защищать свою группу.-Поддерживай своих коллег. Критикуя их вместе со студентами, ты зарабатываешь дешёвый авторитет. Однажды это может тебе вернуться бумерангом.
Решение проблемы сохранения коллектива является одной из приоритетных задач и педагогического коллектива в целом.
Непосредственной задачей педагогов- является работа с неуспевающими студентами.Неуспеваемость – отставание в учении - всегда вызывается совокупностью причин.
Причины неуспеваемостиВнешние:Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системыНесовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность)Внутренние:Отсутствие мотивацииДефекты здоровья студентовСлабое развитие волевой организацииНизкое развитие интеллекта
Преподавателю необходимо:
изменить привычный образ мыслей и действий, отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
изменить структуру и стиль своей работы, перейти на обеспечение активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной деятельности каждого студента на уроке;
заняться основательной подготовка к диагностике и оцениванию достижений учащихся.
Анкетирование: Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?
1.Неудовлетворение организацией учебного процесса,
2.Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
3.Неудовлетворительная работа администрации.
4.Высокие цены в столовой.
5.Плохое здоровье.
6.Нежелание учиться вообще.
7.Распространение наркотиков.
8.Отсутствие условий для проведения досуга.
9.Возможные подработки во внеурочное время.
10.Престижно ли учиться в нашем техникуме.
11.Другие проблемы.
1. Выбрал учебное заведение сам.
2. Посоветовали друзья (знакомые).
3. Посоветовал директор, классный руководитель.
4. Это был выбор родителей.
5. Получил информацию о колледже на дне открытых дверей , в нашем районе, через СМИ и т.п.
6. Попал в это учебное заведение случайно.
7. Мне всё равно, где учиться.
8. Это – временно, буду поступать в другое учебное заведение.
9. Не хочу идти в армию.
Из данного опроса обучающихся 2 курса выяснились причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться.
Чаще всего – это неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам, слабое здоровье, высокие цены в столовой, нежелание учиться вообще, три человека – престижно учиться в нашем техникуме. Большинство студентов ответили, что выбрали наш техникум сами, это был выбор родителей поступить в наше заведение, посоветовали друзья, но и были ответы – мне все равно, где учиться и попал в это учебное заведение случайно.
Анкетирование студентов 1 курса дало следующие результаты: -7 человек ответили-неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам и высокие цены в столовой-3 человека –нежелание учиться вообще, попал в заведение случайно и все равно где учиться;6- человек – это был выбор родителей или по совету друзей; -32 человека – выбрали наше заведение сами.
Преподавателю необходимо:
изменить привычный образ мыслей и действий, отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
изменить структуру и стиль своей работы, перейти на обеспечение активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной деятельности каждого студента на уроке;
заняться основательной подготовка к диагностике и оцениванию достижений обучающихся.
Технология проблемного обучения
Мышление начинается с проблемной ситуации
С.Л. Рубинштейн
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей
Г.К. Селевко
Технология кейсов
Метод активного проблемно–ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)
Главное – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией
В начале XX века из Нью-Йоркского порта вышли в открытый океан красавица-яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво -сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта быстро пошла ко дну.
Задание
Что же случилось с яхтой? Предложите свой способ спасения яхты
Меры предупреждения неуспеваемости студента:1) Прежде всего, необходимо заинтересовать своим предметом, а для этого:-всестороннее повышать эффективность каждого занятия;-формировать познавательный интерес к учению и положительные мотивы;-разработать индивидуальный подход к студенту;-использовать специальную систему домашних заданий;-усилить работу с родителями.
В основном идет отсев по причинам:
-не успеваемости;
-семейным обстоятельствам;
- болезнь;
- несоответствие учебного заведения и устремлений вновь поступившего;
- дисциплинарные нарушения и другие факторы.
Нам необходимо разработать комплекс мероприятий по сохранению контингента студентов нашего заведения мы должны принять во внимание следующие объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс набора абитуриентов и закрепления их в нашем образовательном учреждении. Можно проводить в начале учебного года подобное анкетирование, входные контрольные работы, тестирование по общеобразовательным предметам до зачисления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.