Карабалина Светлана Леонидовна
ЧУ «Темиртауский высший медицинский колледж»
Работа со студентами первых курсов в условиях дистанционного образования.
Что хорошего в «дистанционке» нашли студенты? «Учеба на дому» —этот ответ чаще всего упоминался студентами. Они отмечают: для того, чтобы добраться в колледж, им нужно рано вставать, собираться и ехать. Сейчас стало проще: встал, не спеша, включил ноутбук – и вот ты и на паре.
Несмотря на такой приятный плюс, у дистанционного обучения есть существенные минусы. Частые неполадки с подключением к Интернету и техникой — это самый главный минус «удаленки». Бывает, что студент или, в особенности, преподаватель находятся «вне зоны доступа», или причина заключается в слабом Интернете, а это грозит пропуском важных лекций , что может вызвать у студента состояние паники.
В такой ситуации особенно сложно первокурсникам. С преподавателями они общаются в интернете, с однокурсниками познакомиться не удается. Состояние неуверенности в себе и ощущение тревоги, когда что-то непонятно и необходимо прояснить ситуацию.
Временный переход на удаленный формат занятий – это возможность посмотреть на процесс обучения по-новому, может, с какой-то точки зрения, даже шире. Те методики, приемы и наработки, которыми каждый из нас овладеет за это время, будут полезны и в будущем.
Дистанционное обучение требует особого подхода – как профессионального, так и эмоционального. Преподаватель и студент накапливают в себе «неотреагированный» запас негативной энергии. В период дистанционного обучения- приходиться перестраивать весь учебный процесс, это еще один повод для стресса.
Первое, на что психолог обращает внимание студентов и их родителей - это умение правильно выражать свои эмоции. Мало кто из родителей умеет это делать: проговаривать, что происходит, объяснять ситуацию, говорить: да, я понимаю, что это ново для тебя, но мы вместе для того, чтобы поддерживать друг друга.
Еще один совет -в режиме изоляции каждый день начинать с активности. Буквально пять минут, но подвигаться всем месте. Так будет выходить напряжение из тела. Эмоции и тело очень связаны, поэтому нужно прыгать, двигаться, приседать.
Чтобы без проблем выйти из этого непростого периода, нужно больше тактильного контакта, слов любви и благодарности. Эта новая реальность многому может нас научить: новым отношениям, элементам заботы друг о друге.
Чем же мы психологи можем помочь студенту.
Первый год обучения в колледже является кризисным периодом для студентов, так как бывшие школьники, оказавшись в новом для них качестве, должны в сравнительно короткий срок освоиться с новой ролью и многому научиться.
Самочувствие первокурсника тесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью.
|
|
С помощью проведения таких занятий, как «Час с психологом» можно помочь студенту адаптироваться в образовательную среду колледжа . Так или иначе, психолог может обсуждать темы, исходя из особенностей группы и запросов преподавателей, родителей и самих студентов. Важно здесь соблюдать некоторую системность, закладывая максимально понятную лаконичную и емкую информацию в каждое занятие.
Час психолога можно провести незапланированно, он может быть связан со сложившейся ситуацией в группе или колледже. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась, а назидание и чтение нотаций. Час психолога - это время совместного со студентами поиска истины, смысла собственного существования подростка, извлечение нравственных уроков, которые станут линией поведения во взрослой жизни,
Надо отметить, что час психолога «Адаптация» проводится по мере необходимости, при столкновении с проблемами адаптационного характера. В этом случае эти часы могут быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить час психолога три-четыре раза в семестр на первом курсе: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни группы, вызывал у студентов желание активно участвовать в этом мероприятии .Для вовлечения студентов в активную деятельность вначале занятия можно провести разминку в виде упражнений. Упражнения способствует развитию доверительных отношений между психологом и студентами, взаимного уважения студентов друг к другу.
Предлагаю ряд упражнений, которые можно применять во время проведения часов психолога в режиме онлайн.
1.Психолог: В мире ежеминутно происходит множество событий. С людьми случается что-то радостное, хорошее, нежелательное, страшное. Всех событий мы знать не можем. Мы знаем то, что происходит с нами, вокруг нас, или то, о чем мы узнаем из газет, по радио, телевидению.
Подумайте и обсудите с товарищами по подгруппе, какие бывают страшные, тяжелые, хорошие, радостные события. Группа делится по сессионным залам. Затем в общем зале студенты обсуждают, как радостное событие влияет на наши эмоции и чувства, как негативные. Можем ли мы сами менять отношение к происходящим событиям. Вырабатываем способы. Опять делим группу на залы.
(Каждая подгруппа обсуждает и сообщает, сколько набралось советов и каких больше.) А теперь вернемся к тому, что вы называли страшным, нежелательным.
Психолог подводит итог, подчеркивая, что такие качества, как агрессивность, безответственность, обидчивость, самоедство, грубость, лживость, являются негативными, они и вызывают страх Он подчеркивает, что они ведут к нарушению устойчивости, причиняют вред организму. Психолог предлагает подобрать эпитеты негативного содержания для характеристики этих явлений — плохое, страшное, неустойчивое, больное.
2.Психолог: Еще древние римляне говорили: «В здоровом теле — здоровый дух». Как вы считаете, что подразумевалось под «здоровым телом»?
(Ответы.)
Психолог: (развивает мысль о здоровом теле, о развитии физического тела как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью). При травмах помочь телу можно разными способами. Для этого используют шины, гипс, костыли. И все это для придания устойчивости. Тело состоит из клеток, видимых только под микроскопом, из различных органов. Язык, нос, уши — это органы. И все вместе они составляют одно живое тело человека. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, волосы, ногти. У древних здоровый и красивый обозначались одним словом. А где здоровье, там и гигиена, чистота. А что такое «дух»? (Подсказка: совокупность мыслей, чувств, знаний, стремлений, поступков.) (Идет обсуждение в подгруппах.)
Что значит здоровый дух? (Ответы.)
Назовите здоровые поступки и нездоровые поступки. (Ответы.)С помощью чего мы будем поддерживать упавший дух, размышляем, составляем список из ответов.
Заключительное слово психолога: Мнения высказаны разные, но каждое важно. Почему же все-таки древние считали, что здоровый дух бывает в здоровом теле? Что они этим хотели сказать? Человек имеет право выбирать, какой образ жизни вести. При этом он должен помнить, что несет ответственность перед окружающими его людьми и перед самим собой. Человек в ответе и за своих будущих детей, когда выбирает, какому образу жизни отдать предпочтение.
Игра «Автобус желаний»
Психолог: Сейчас мы совершим поездку на автобусе желаний. Напишите свое желание в чате отправьте мне. И мы отправимся в путь.
Студенты пишут желание. Педагог схематично рисует автобус на доске и пишет желания своих студентов. Затем ,называя имя, предлагает с помощью пантомимы изобразить желание. Это упражнение достаточно веселое группу объединяется, т.к. совместное веселье позволяет раскрепоститься и сформировать доверительные отношения в группе. Затем на на доске психолог рисует дорогу от автобуса к слову Все наши желания сводятся к одному желанию быть счастливыми.
3. Психолог предлагает произнести ласковое слово, передавая право друг другу произнести его по очереди
4.Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Поместите рисунок в экран. Преподаватель фотографирует свой экран, затем через ватсап отсылает фотографию в группу
5 Психолог:Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть не удовлетворён тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. А теперь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающими это фактами. Пожалуйста.Группа делиться на сессионные залы. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый. веселый, самый-самый находчивый и т. д. Группа возвращается в общий зал. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. В заключение поаплодируем «самым-самым».
6 Упражнение «Никто не знает»
Психолог:Сейчас мы будем передавать друг-другу слово для завершения фразы «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»
Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания.
7.Тот, кто получит право от педагога, принимает любую позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот,кому передает право педагог, тоже принимает позу и вся группа вслед за ним повторяет (и чью позу мы только что воспроизвели),
8 Психолог:Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые уверенные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас будет первым и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ.Каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои предложения.
Выполняя эти упражнения студенты вовлекаются в совместную деятельность, появляются ниточки взаимодействия. Студенты группы начинают понимать, что они единый коллектив, а это очень важно в наших условиях дистанционного формата общения и обучения.
Наша задача выстроить схему успешной адаптации студентов, не зависимо от формы обучения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.