Актуальность темы
Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов - семьи и дошкольного учреждения - с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей. Ребенок учится только у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитетен. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями.
Признание приоритета семейного воспитания определяется, на наш взгляд, сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью
Цель исследования : Изучить формы работы взаимодействия ДОО семьёй по средствам работы родительского клуба.
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия функционирования родительского клуба как формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
База исследования: г.Хабаровска
Гипотеза исследования: функционирование родительского клуба как формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников будет эффективным при соблюдении следующих организационно - педагогических условий:
-повышение психолого - педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
-учёт интересов, запросов, актуальных образовательных потребности родителей при отборе содержания материалов родительского клуба;
-привлечение родителей к совместному участию в работе Родительского клуба.
Теоретические аспекты проблемы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников
Основой отношений между семьей и дошкольным образовательным учреждением является эффективное взаимодействие.
Сотрудничество ДОУ и семьи
Изучение | Информационно- | Совместная |
Посещение семей; | Индивидуальные | Акции; |
Беседа; | беседы; | «Семейная |
Анкетирование; | Консультации; | гостиная»; |
День открытых дверей; | Родительские | «День семьи»; |
Встречи-знакомства; | собрания; | «Родительские |
Паспорт семьи. | Стенды; | клубы»; |
Памятки; | Праздники в | |
Буклеты; | детском саду; | |
Переписка педагогов | Совместные | |
и родителей; | экскурсии | |
Открытка; | педагогов, детей и | |
«Почтовый ящик»; | родителей; | |
Выставки; | Проектная деятельность; | |
Медиатека. | Семейный театр. |
Успешное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, какие для них созданы организационно-педагогические условия взаимодействия. Проведя анализ литературы, выявили, что решение проблемы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
-повышение психолого - педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
-учёт интересов, запросов, актуальных образовательных потребностей родителей при отборе содержания материалов родительского клуба;
-привлечение родителей к совместному участию в работе Родительского клуба.
Эмпирическое исследование по апробации организационно-педагогических условий функционирования Родительского клуба как формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Эмпирическое исследование было направлено на апробацию выявленных в ходе теоретического исследования организационно-педагогических условий функционирования Родительского клуба в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
Базой исследования явилось дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска.
На I этапе (констатирующий) использовали следующие методы: -анкетирование родителей;
-самооценка педагогов (методика В.Ф. Ряховского «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями), тестовый вопросник «Способность к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников».
-анализ документации.
Перед началом работы необходимо было выяснить степень удовлетворённости родителей работой педагогов и их заинтересованность в создании Родительского клуба. Нами была разработана анкета, состоявшая из 5 вопросов.
В анкетировании приняли участие: 20 родителей воспитанников старшей группы.
Реализация организационно-педагогических условий функционирования Родительского клуба
Для реализации первого педагогического условия «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников» и с учетом данных констатирующего этапа, мы разработали план методической работы по повышению уровня психолого-педагогической компетентности педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников (таблица 4).
Контрольный этап
Проанализировав анкеты мы пришли к выводу:
-вопросы к воспитателям увеличились до 70% (на констатирующем этапе 20%)
-потребность помощи в воспитании детей увеличилось до 90%(на констатирующем этапе 50%) , родители хотят знать способы взаимодействия со своим ребенком
-многие родители с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада 60% (на констатирующем этапе 10%)
-родители заинтересовались новой формой работы, новыми методами проведения мероприятий, возросла их активность до 80% (на констатирующем этапе 20%)
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 90% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
Вывод:
- с целью подтверждения гипотезы исследования в ходе эмпирического исследования были проведены констатирующий и контрольный срезы, позволяющие определить динамику уровня взаимодействия семьи и ДОУ.
Из вопросника о работе организации Родительского клуба нам стало понятно, что родители поддерживают эту идею, готовы оказать необходимую помощь, заинтересованы в создании таких форм как: "вопрос - ответ"; семинар-практикум; форум для родителей; фото отчет о проделанной работе; советы от специалистов.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что реализация предложенных нами организационно-педагогических условий функционирования Родительского клуба существенно повысила эффективность взаимодействия ДОУ и родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.